г) кроме книг, переведенных с греческого языка, в полных списках славянской Библии (и в первопечатной Острожской Библии) содержатся переводы и с других языков: конкретно, кн. Есфирь переведена с еврейского, а две кн. Паралипоменон, три – Ездры, также, книги Товита, Иудифь, Премудрости Соломона и две кн. Маккавейские переведены с латинского. Переводы с латинского значительно уступают в достоинстве переводам с греческого и принадлежат к концу XV столетия (обо всем этом было подробно сказано в предыдущем отделе, посвященном Геннадиевской Библии). Таким образом, кроме книг канонических, переведенных Кириллом и Мефодием, в Библию Острожскую вошли также и книги неканонические, чем установлен был состав нашей Библии, согласный с текстом греческой Библии LXX. Во всех последующих изданиях славянской Библии перепечатывался текст Острожской Библии, лишь с большими или меньшими поправками его 397 . Московская Библия 1663 года Одним из заветных желаний патриарха Никона было издание Славянской Библии, исправленной по греческому тексту. С этой целью им были вызваны в Москву ученые греки. Предприятию этому, однако, не суждено было осуществиться при жизни Никона. Вследствие известной ссоры с царем, Никона устранили от дел, и дело исправления Библии заглохло. Суеверное невежество к этому тоже приложило руку, почитая ересью всякую поправку в Библии. Из-за этого, по определению собора 1660 г., была просто заново перепечатана Острожская Библия 1663 г., с немногими текстуальными поправками 398 . По свидетельству Добровского 399 , в московском издании 1663 г. по Острожскому тексту исправлены были только немногие и то, несущественные ошибки; гораздо большие и, притом, важнейшие остались, хотя бы легко могли быть исправлены при рассмотрении греческого текста. Кто занимался этими исправлениями, неизвестно; по крайней мере, патриарх Никон был недоволен этим изданием 400 . Елизаветинская Библия 1751 года Несмотря на то, что в Русской Православной Церкви имелся полный печатный текст Библии, лишь в XVIII в. церковное руководство пришло к мысли о широком распространении Св. Писания. Идея эта стимулировалась, как известно, светской властью. Тогда же была начата работа по исправлению церковнославянского текста «первопечатной» Библии издания 1663 г., которое изобиловало ошибками перевода и опечатками. Эта работа была начата иноком Епифанием Славинецким, который успел перевести только один Новый Завет , а за Ветхий не брался 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

С своей стороны братия Богоявленского монастыря считали долгом признательности за означенное пожертвование возносить на Божественной литургии молитвы о здравии именитого патриота-жертвователя и о упокоении близких родственников его. Так, в древнем, относящемся по времени первоначального написания к первой четверти XVI века, синодике под 2 по монастырской описи на 56[-м] листе записан нижеследующий «род боярина князя Димитрия Михайловича Пожарскаго». Упокой, Господи, «князя инока Феодорита, князя Ивана, князя инока Порфирия, князя Михаила, князя инока Васьяна, князя инока Нифонта, князя Ивана убиеннаго, князя Ивана, Феодосия, инока Никона, Ивана убиеннаго, князя Ивана, княгиню иноку Марфу, княгиню иноку Фотинью, княгиню иноку Марфу, Анну, княжну Марфу младенца, князя Петра младенца, князя Ивана, князя Петра, князя Никиту, князя Романа, князя Меркурия, князя Василия, князя Ивана, князя Никиту, князя Петра, Маремьяну убиенную, Ивана, Федора, священноинока Иону». В этом памятнике не может не обращать на себя внимание то обстоятельство, что ни однажды не упоминается имя Димитрия; отсюда же естественно заключать, что эта запись рода Пожарских сделана еще при жизни князя Димитрия Михайловича Пожарского. Не можем в заключение не упомянуть и о том, что жена Д.М. Пожарского Параскева Варфоломеевна с своей стороны выразила чувства благодарности основателю Макариъево-Унженской обители преподобному Макарию как молитвеннику об успехе патриотического подвига ее мужа. В этот монастырь она пожертвовала весьма ценную плащаницу, на которой руками самой княгини вышиты по темно-малиновому бархату плоть и лики шелками, а одежды золотом и украшены камнями; по бокам плащаницы весь тропарь «Благообразный Иосиф» вышит древнеславянской вязью золотыми буквами в 1 ½ вершка. Плащаница эта доселе сохраняется в целости в Макариево-Унженской обители и по шитью на ней представляет рукоделье высокого искусства первой половины XVII века. a. То есть святого, в честь которого ему было наречено имя. b. В исторической литературе указывается, что князь Роман Петрович был четвероюродным братом князя Дмитрия Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Синодик В монастыре три древних Синодика: 1) Б. М. Хитрово , построенный в 1664 году, 2) Монастырский, заведенный в 1674 году при Архимандрите Вениамине и 3) Построен в 1701 году Акилиною Петровною супругою Ивана Ивановича большого Бутурлина, дочерью Петра Савостьяновича Хитрово. I Синодик в лист писан полууставом. Начинается предисловием, которое состоит из слова Иоанна Златоустаг о на слова 7 стиха 38 Псалма «убо образом ходит человек и всуе мятется, сокровиществует и не весть кому соберет я.» «Понуждает нядро (так начинается это слово) глубинное рыболовца, егда мрежу вверг, и мног от сущих в мори лов объем, раздирающуся временем мрежу исторг привлачитъ; и ловит чящу зверопитатель, егда горы испытав, и верхи горам обраслыа претек со светлем и богатем возвратися ловом.» После предисловия следует заглавный лист, на котором надпись: «172/1664 мая в 28 день, строил сию книгу Синодик живоначальные Троицы в Лютиков монастырь Окольничий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово, по своих родителех.» Затем на первой странице записан 1) «Род Князя Владимира, Князя Михаила, Князя Александра Ивановичев Воротынских.» Князя Романа, Князя Юрия, Князя Льва, Князя Федора, Князя Михаила, инока Князя Иону, Князя Иоанна, Князя Федора, Князя Михаила, Князя Еоумення, Князя Киприана, Князя Тихона, Князя Евдокима, Князя Логина, Князя Симеона, Князя Федора, Князя Георгия, Князя Симеона, Князя Федора, Захария, Иакова, Юрия, иноку Княгиню Мароу и. т. д. На 4-х страницах несколько сот имен мужских и женских; в том числе более 20 убиенных. 2) Род Олферя (Алфея) Семеоновича Хитрово В его помяннике записан между прочим благоуродивый Иоанн, по поводу чего Н. З. Хитрово (автор краткого описания Лютикова монастыря) пишет, что устное предание, подтверждаемое старожилами и монахами Лютикова монастыря, сохраняет память об Иоанне юродивом, который кроме обыкновенной юроднической жизни ходил босиком и зимою 80 . Некогда пред сильным пожаром бегая по Калуге, он кричал: железные двери, железные затворы! Те, кои догадались перенесть свое имущество в кладовые со сводами и выходами сохранили свое имущество (сие произошло прежде последнего великого пожара, называемого Одигитревским лет за 70-ть). Погребен юродивый Иоанн, как предполагает Н. 3. Хитрово, под названием большого колпака в Московском Покровском Соборе, слывущем также церковью Василия Блаженного. Но достоверно неизвестно, точно ли это самый тот Иоанн, о котором упомянуто в роде Хитровых.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Крестный ход 20 июля Каждогодно из Борисоглебской церкви, как и ранее из Невско-приходской Скорбященской, 20 июля совершается крестный ход вокруг селения Стеклянного завода, учрежденный в 1850 году с Высочайшего соизволения по докладу покойного министра Императорского двора князя Волконского, вследствие прошения конторы Императорского Стеклянного завода. В нынешнем 1884 году, вследствие просьбы прихожан Борисоглебской церкви к преосвященному митрополиту, дозволено, по указу дух. консистории от 31 июля за 2784, производить крестный ход по границе всего прихода по направлению: Калашниковского проспекта, потом по Невскому проспекту до Лавры и затем по Шлиссельбургскому пр. до заставы, от заставы же возвращаться сначала по Шлиссельбургскому проспекту, а потом по набережной реки Большой Невы – до церкви. С. П. К. 5. Церковь во имя св. Дванадесяти Апостолов, что при С.-Петербургской духовной академии Церковь устроена в 1819 году, одновременно с нынешним помещением академии, и торжественно освящена преосв. Митрополитом Михаилом, 26 августа того же года, в присутствии членов св. синода, комиссии духовных училищ и академической конференции. Церковь помещается в главном фасаде здания академии, обращенном к Неве, в два света, пространством не менее 50 квадр. саж. С правой стороны алтаря при церкви находится особая комната для ризницы, снабженная железною решеткою в окне и железною же дверью с замками, в виду того, что в ней предназначено хранить все академические суммы и денежные билеты 109 . На первоначальное устройство ризницы и церк. утвари израсходовано было в 1819 году 2170 руб. асс. 110 . Кроме того министр духовных дел и народного просвещения князь А. Н. Голицын пожертвовал от себя на нужды церкви 500 р. ассигн., а студенты III курса академии, в числе двадцати восьми, представили 240 рублей на устройство в алтаре иконы Христа Спасителя, благословляющего детей. Из них 150 рублей было уплачено художнику Петру Шевелкину за написание самой иконы, 60 рублей израсходовано на устройство изящной золоченой рамы для нее, а оставшиеся 30 рублей употреблены на покупку лампады к иконе и двух напрестольных подсвечников 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Купчую крепость Овсянников представил в комитет, который, выхлопотав у города и соседний участок земли, в количестве 40 квадр. саж., препроводил все это к высокопреосвященному митрополиту Исидору со следующей просьбой: «Мы, нижеподписавшиеся, хлебные торговцы, прихожане невско-приходской Скорбященской и частью Христо-рождественской на Песках церквей, в минувшем 1866 году 4 апреля, по случаю спасения драгоценной жизни Государя Императора от руки убийцы, в чувствах благодарности к промыслу и в увековечение сего славного события в грядущие роды, заявили, чрез г. министра внутренних дел, наше желание воздвигнуть здесь в С.-Петербурге, в среде нашего населения и множества судорабочих людей, прибывающих из дальнего плавания, близ малоохтенского перевоза – на берегу Невы, храм в честь и славу Пресвятой Богородицы – Радости Всех Скорбящих, с приделами: св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, Покровителя Царствующего Града и Хранителя Благочестивейшего нашего Государя и св. преподобных отцев Иосифа Песнопевца, Георгия Малеина и Зосима, на память коих совершилось столь славное спасение». «Ныне, имея уже собранный капитал по подписке на сооружение храма, приобретя участок земли по купчей крепости у коллежского советника Кашмакова и отведенный городом и изготовив план и рисунки будущего храма, обществом нашим одобренные, приемлем смелость просить Вас, милостивый архипастырь, по рассмотрении прилагаемых у сего бумаг и рисунков – именно плана и фасада церкви, плана местности с купчею крепостью и копии с акта об уступке городской земли – исходатайствовать у Святейшего Правительствующего Синода разрешение на сооружение просимого храма. Причем имеем честь покорнейше просить, чтобы, с постройкою храма, имеющего быть приходским, вместо нынешней Скорбященской церкви над вратами лавры, было при нем два священника, диакон и два причетника, а нынешняя Скорбященская церковь , по износе из оной утвари – св. икон, ризницы и капиталов в новую, передана была лавре, как ее собственность, для употребления по указанию Вашего Высокопреосвященства. А так как местность будущей церкви окружена близкими домовладельцами, состоящими ныне в приходе Рождественской церкви, то своевременно сделать распоряжение о причислении местности по набережной реки Невы до Большой Болотной улицы к приходу новой церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

[flowplayer img=» width=» height=» ]Александр Рудаков о межнациональных отношениях в России[/flowplayer] Выступление политолога Александра Рудакова Координатор Дискуссионного Клуба ВРНС Александр Борисович Рудаков сделал вывод, что с судьбой русского народа непосредственно связана судьба России. «Без государствообразующего народа, без народа, который несет ответственность за существование этой страны России тоже не выжить». Также он предложил подумать, как консолидировать российскую гражданскую общность. Для начала нужно ответить на вопросы «Кто мы? Куда мы идем? Зачем мы собрались здесь вместе – русский народ, народы Кавказа, угро-финские народы? Для чего мы живем вместе в одном государстве?» Рудаков предложил такой возможный ответ: формулировать представление о России как об уникальной самодостаточной цивилизации. Он напомнил слова отца Всеволода Чаплина, что нужна моральная революция, нужна нравственная реформа, чтобы мы в нашей стране, наконец, смогли ощутить себя хозяевами. [flowplayer img=» width=» height=» ]Владимир Хомяков о межнациональных отношениях в России[/flowplayer] Выступление сопредседателя движения «Народный Собор» Владимира Хомякова Сопредседатель движения «Народный собор» Николай Хомяков начал свой доклад с того, что обличил оправдательный характер многих выступлений. Он посоветовал определиться с пониманием русского народа либо как народа, составляющего простое большинство населения, либо как культуро- и государствообразующего. Одной из серьезных национальных проблем Хомяков назвал отсутствие государственной идеологии, отсутствие целеполагания в существовании и развитии народа и страны. Основной сложностью межнациональных отношений в выступлении Хомякова понимается неуверенность, оттеснение на периферию и фактическое подавление русского народа в России. «Русский толерантен в высшей степени, когда чувствует себя хозяином в собственном доме. Сегодня русский себя хозяином в собственном доме, который построил его предок — т. е. в России — не чувствует».

http://pravmir.ru/russkij-narod-i-edinst...

При вступлении преосвященного Гавриила на с.-петербургскую кафедру, в С.-Петербурге, кроме Александроневского монастыря, находились следующие соборы: Петропавловский, Троицкий, Исаакиевский, Успенский, Андреевский, Преображенский, Богоявленский. Церкви: Рождества Пресвятые Богородицы (ныне Казанский собор), Владимирская, Входоиерусалимская, Ямская-Крестовоздвиженская, Волковско-кладбищенская, Спасосенновская, Воздвиженская, Николаевская в Николаевской улице. Екатерингофская, Семеновская, Пантелеймоновская, Христорождественская на Песках, Благовещенская, Смоленско-кладбищенская Трехсвятительская и Воскресенская на Васильевском острове; Преподобного Сергия Радонежского при артиллерии, св. бессребреников Космы и Дамиана при артиллерийском лазарете, Троицкая в Галерной гавани, Введенская, Матвеевское, Николы Труни лова на Петербургской стороне, Тихвинская, Сампсониевская, Больше-охтенская и Мало-охтенская на Выборгской стороне, Воскресенский женский (Смольный) монастырь, церкви Всемилостивого Спаса при конюшенном дворе, Введения в Семеновском полку, св. Троицы в Измайловском полку, Благовещения в лейб-гвардии конном полку, церкви в полках Астраханском, Ингерманландском пехотном, Великодушном, Суздальском, лейб-Кирасирском, Преображенская в Невском пехотном полку (Колтовская), в Нотебургском полку, церковь Захарии и Елисаветы при полиции, Захарьинская при запасном дворце, Воскресения Христова в Инженерном корпусе, церкви при корпусах сухопутном шляхетном и морском шляхетном, церкви сухопутного госпиталя Петропавловская, морского госпиталя Вознесенская, кладбищенская госпитальная Иоанна Богослова на Выборгской стороне, св. праведных Захарии и Елисаветы в Адмиралтействе, Воскресенская, что за Литейным двором, Невско-приходская. Сюда нужно прибавить еще церкви Александро-невского монастыря: Лазаревскую-Благовещенскую, Духовскую, Феодоровскую, церкви в старом и новом дворцах и наконец 27 церквей в домах вельмож. По тогдашнему населению столицы, простиравшемуся до 50-ти тысяч, число церквей было весьма достаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В то время Духовный Собор Лавры стоял перед непростым выбором. Вскоре после ареста митрополита Вениамина в Лавре появился обновленческий «архиепископ» Николай Соболев, пользовавшийся безоговорочной поддержкой советской власти. Он заявил свои права на Лавру, потребовав прекратить возношение имени Патриарха Тихона за богослужением. Наместник Лавры, епископ Николай (Ярушевич) – в то время единственный свободный православный архиерей в епархии, вынужден был уклониться от разрешения этого вопроса, передав всю ответственность архимандриту Иоасафу (Журманову) и Духовному Собору Лавры. Причем мнения братии Лавры разделились – кто-то готов был стоять насмерть, продолжая возносить имя святителя Тихона, даже рискуя лишиться храмов и подсобных помещений; другие же, напротив, считали, что сохранив внутреннее самоуправление Лавры, можно признать самозваного «архиепископа» – именно такой позиции придерживался архимандрит Иоасаф. Его поддержали члены Духовного Собора: духовник обители, архимандрит Сергий (Бирюков) и иеромонахи Варлаам (Сацердотский) и Варнава (Муравьев). Это на время отсрочило закрытие Лавры. Однако часть ревнителей, отвергавших какие бы то ни было компромиссы с обновленцами, в знак протеста покинула Лавру. Но, к сожалению, иного выхода не было – митрополит Вениамин с ближайшими сотрудниками был расстрелян, многие члены Александро-Невско-го братства получили тюремные сроки. Лишь после освобождения в 1923 году Патриарха Тихона Лавра вернулась под патриарший омофор. В это время иеромонах Варнава получает новое послушание – казначея Лавры. Мирские навыки о. Варнавы по-прежнему не отпускали его. Но он не роптал, усердно исполняя послушание. Духовные дарования о. Варнавы также не остались без внимания – духовник обители, архимандрит Сергий (Бирюков), начал готовить иеромонаха Варнаву себе в преемники. На рубеже 1926–1927 годов иеромонах Варнава подает прошение о пострижении в великую схиму. Прошение о. Варнавы было удовлетворено – он был пострижен в схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского, которого он весьма почитал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

IX. Приход Приход монастырской церкви ограничивался воспитанницами двух заведений Смольного монастыря и лицами, служащими при этих заведениях, хотя, по отдаленности приходских церквей, тот край, который теперь составляет приход соборный и часть прежде Скорбященской Надворотней, а ныне Христорождественской Песковской церкви, всегда тянул к церкви монастырской. С отстройкой собора, согласно Высочайшей воле – быть ему и приходской для окрестностей церковью, указом Св. Синода от 5-го декабря 1834 г. за 14,079, предписано епархиальному начальству «Войти в предварительные соображения и рассмотрения о назначении к оному собору прихода, о избрании церковного старосты, об употреблении свечного дохода и о преобразовании ныне существующего причта храма по новому штату»; в следствие чего консистория, собрав сведения о границах, прикосновенных к упомянутому собору приходов Невско-Скорбященской, что над вратами Александро-Невской лавры, церкви Рождественской, что на Песках, и Сергиевского собора, и истребовав от священно церковнослужителей этих церквей отзыв, какую они из своих приходов ближайшую к упомянутому собору часть находят удобным и для себя безобидным отчислить к помянутому собору», согласно заявлению причта Песковской церкви положила: «Отчислить от ее прихода дома, в окрестностях оного собора находящиеся, а именно: от реки Невы по Болотной улице, так чтобы обе стороны (?) сей Болотной улицы оставались в Песковском приходе, а от сей улицы направо в Дегтярный переулок (который также весь остался в Песковском приходе), помимо артиллерийских конюшен, через Конногвардейский переулок к Преображенскому параду, у коего к Песковской церкви угловое пустопорожнее место 46 наследников Рухтуевой и Косицкой 4-й, а на другом углу (тоже пустопорожнее место, на котором впоследствии построен Мариинский институт) к Смольному собору, мимо Таврического дворца к Неве». Таким образом, приход ограничен с севера и востока Невой, с юга и юго-запада Песковским приходом, с запада – садом Таврического дворца, самим дворцом и прежде пристанью Таврического дворца Ковжею, называвшейся в просторечии Ковшами, а ныне выстроенным на том месте, зданием городских водопроводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Придел Знамения Божией Матери был освящен 6 ноября, чин совершил благочинный невско-приходской церкви протоиерей Сергей Алексеев. В тот же день церковь Входа Господня в Иерусалим освятил митрополит Амвросий. К освящению церкви была устроена голубая бархатная ризница, вышитая золотом первым золотошвейным мастером столицы Иваном Моллером. Ризница сохраналась и в ХХ в. Особо чтимая икона Знамения Пресвятой Богородицы находилось в Знаменском приделе. Она стояла стоявшая на возвышении в старинном серебряном окладе, написанная в 1175 г. в Новгороде греком Христофором Семеновым. Здание было увенчано пятью шлемообразными куполами, средний из которых несколько выше и шире. Фасады рустованы, входы оформлены ионическими колоннами. Демерцов увеличил боковые купола почти до размеров главного. Внутри церкви пространство под куполами охватывала легкая колоннада коринфского ордера, выделяя средний неф. В 1805 г. указом консистории было подписано ветхую деревянную церковь разобрать и разрешено устроить ограду вокруг церкви с двумя каменными часовнями. Это также было сделано по проекту Демерцова. В 1813 г. церковь попечением старосты В. Шульгина была устроена теплою. В 1821 г. попечением купца А. Тимофеева сооружен большой колокол. В 1836 г. был произведен ремонт внутри и снаружи. А в 1863-1865 гг. произведен капитальный ремонт, построены две новые каменные часовни и устроена новая ограда. Работы велись под руководством арх. П. А. Чепыжникова. В 1868 г. вследствие прошения причта был устроен новый четвертый придел на хорах под северо-западным куполом во имя Сретенья Господня на средства мануфактур-советника А. И. Варгунина. Придел освящен 6 апреля 1868 г. При Знаменской церкви с 1865 г. существовало приходское благотворительное общество для вспоможения бедным. Общество содержало богадельню для престарелых и увечных женщин на 59 кроватей, основанную 15 августа 1866 г., дневной приют для 200 приходящих детей обоего пола, учрежденный 20 сентября 1867 г., убежище для малолетних для 22, преимущественно круглых сирот, учрежденное 23 декабря 1884 г. с двумя школами церковно-приходской и школой грамоты, бесплатные квартиры для 120 бедных женщин и при них 40 детей, отделение дешевых квартир, состоящее из 16 комнат с общею кухней для семейных и одиноких бедных женщин и бесплатную столовую для бедных, учрежденную 6 февраля 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=34596

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010