Изложение Никона тяготеет к документализму, порой предельно фактографично; однако художественно значимые сцены, заполненные диалогами и деталями, которые способствуют занимательности и динамичности повествования и вызывают у читателя интерес, выдают в патриархе Никоне незаурядного автора. Содержание послания и способы изложения материала должны были вызвать у газского митрополита интерес; патриарх Никон рассчитывал обрести единомышленника, так же, как и он сам, стоящего на букве церковных законов, который в своих поступках, как и он сам, руководствовался бы только Священным Писанием и строгими канонами церковных постановлений. Письмо патриарха Никона к Лигариду можно назвать письмом человека, отчаявшегося найти поддержку и понимание среди русских митрополитов и епископов, человека одинокого по своим взглядам, по выражению своих идей, и в личном, чисто человеческом плане; это письмо – призыв о помощи и понимании; в этом единственном послании Никона к Паисию Лигариду темы личного одиночества автора и его потребность в идейной поддержке и единомыслии с адресатом тесно переплелись. В 1663 г. Феофан без царского позволения неоднократно бывал в Воскресенском монастыре у патриарха Никона . Он привез Никону грамоту от всех афонских монастырей и мощи сшмч. Власия, а также, как свидетельствовал сам Никон, изданную в Риме книжицу «Толкование на песнь „Величит душа моя Господа " », где напечатано было письмо Паисия Лигарида под его мирским именем Панталеона к одному архиепископу римской веры – Никон 1982, 639 – 640. Есть мнение, что Феофан привез патриарху Никону образ Божией Матери Троеручицы – Леонид 1883, 3; Зеленская 2002, 196 – 206. Однако точного подтверждения этот факт среди архивных данных не находит; источники сообщают о привозе в Москву для патриарха Никона иконы Троеручицы монахами афонского Хиландарского монастыря в 1657 г. и монахами Ивирского монастыря в 1661 г. – Чеснокова 2004, 53. В июне 1663 г., после того как патриарх Никон, опираясь на сообщенные ему Феофаном сведения о Паисии Лигариде, стал открыто называть Паисия «ненастоящим» митрополитом и «латынником», возникло «дело Феофана»; архимандрит был арестован и 12 декабря 1663 г., сослан в Кириллов монастырь, где находился до конца Собора 1666 – 1667 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Паисий , 1692. Петроний , 1695. Леонтий , до 1708. Иулиан определён в дек. 1708. 65 Галилейская Троицкая пустынь, в Валдайском уезде, упразднена 1764 г. [III, 683.] Строители Евфимий , 1659–73. Никанор , 1678, Трифиллий , в янв. 1698. Ануфрий 1746. Маркелл (Ист. Иер., VI, 32). 66 Лятский Николаевский, под Новгородом, существовал в XIV веке 33 ; упразднён 1764 г. [V, 34.] Строители Игум. Антоний , 27 дек. 1551. Гурий , 1643, 57, дек. Пахомий , 1662. Игнатий , 1663. Сильвестр , 1668. Иона , 1670–77. Давид , 1680. Мартиниан , 1691. Порфирий , 1764. 67 Понедельский Николаевский, от Новгорода в 24 верстах; упразднён 1764 г. [V, 599.] Строители Иона , 1652. Боголеп , 1671. Иаков , 1686 и 87. Феофил , 1688 и 90. 68 Семеновская Троицкая пустынь, от Крестец в 36 верстах, основана 1653; приписана к архиерейскому дому 1675; упразднена 1764 г. [VI, 80.] Строители Феодосий , 1653–1663, февр. Феогност , 1666–68. Савва (игум.) 1669 и 70. Симеон , 1678. Игнатий , 1686. Звадский Спасский, от Старой Руссы в 15 верстах; когда основан, неизвестно; упразднён 1764 г. [IV, 142.] Игумены Иосиф , 1617–21. Мисаил , 1655. Феофил , 1658. Гермоген , 1660. Макарий , 1662–65. Строители Боголеп , 1667. Иосиф , 1677–80. Сергий , 1684 и 85. 70 Кречев (на Кречеве) Николаевский, «Особный» (Акт. Ист., I, 181) близ Старой Руссы; 22 сент. 1676 был приписан в Иверскому; упразднён 1764 г. [IV, 874.] Строители Иоаким , в янв. 1572. Киприан , в нояб. 1576. Леонтий , 1592. 71 Усненский, в Старой Руссе, когда основан, неизвестно; упразднён 1764 г. [VI, 317.] Игуменьи Иулиана , 1663. Евфимия , 1696–1700. Косин Николаевский, от Старой Руссы в 3-х верстах, основан преподобный Константином будто бы в XIII веке; в янв. 1688 был отписан от Зеленецкого к архиерейскому Новгородскому дому. Упразднён 1764. [IV, 786.] Игумены Иона , 1574. Герасим , 1660. Строители Игнатий , 1566, 79, мая. Савватий , 1691. Никон , 1700. Иаков , 1737. Антоний , 1755–64. 73 Короцкий Покровский, от Валдай в 5 верстах; упразднённый. [IV, 776.] Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанникий Голятовский, ректор киевской академии после Барановича (1659–1663), не принимал никакого участия в политической жизни края, отдавшись весь ученым трудам. После ректорства, он прожил около 25 лет в скромном звании архимандрита сперва черниговского Елецкого, потом Новгородсеверского монастыря. Скончался в 1688 г. В 1659 г. издан был сборник поучений его на все праздники под названием «Ключ разумения»; в 1665 г. – «Небо новое с новыми звездами, т. е. Преблагословенная Дева Мария с чудами своими». Сочинение это предназначалось для чтения священникам и казнодеям для приискания проповеднической материи. Как богослов он вел полемику с иезуитами, писал в опровержение книг Цеховича – об исхождении Св. Духа и Боймы – о власти папы. Особенно известна его Беседа Белоцерковская, которую он вел в 1663 г. с иезуитом Пекарским в местечке Белая Церковь . Поводом к ней послужило случайное обстоятельство. Король Ян Казимир, выступив в 1663 г. с войсками в Украйну для усмирения запорожского войска, неделю отдыхал в Белой Церкви, где луцкий католический епископ, верховный канцлер коронный, пригласил к себе на пир русское духовенство. В числе приглашенных были: нареченный епископ львовский Адам Желиборский, перемышльский епископ Антоний Винницкий и ректор киевской академии Голятовский. Во время стола пришел ксендз Адриан Пекарский, иезуит, королевский проповедник, и сел прямо против ректора, говоря: есть отцы восточные, пусть будут и западные. Так как это было вскоре после кончины митрополита Дионисия Балабана, и русское духовенство собралось в Корсуни для избрания нового митрополита, то епископ луцкий, коронный канцлер, спросил, кто же будет рукополагать епископа львовского? Этот вопрос послужил поводом к продолжительному состязанию между ксендзом Пекарским и ректором Голятовским, в котором принимал участие и канцлер коронный, о главенстве папы в церкви. При конце разговора хвастливый канцлер выразил уверенность, что соединение между церковью русской и римской последует при его канцлерстве. Беседа эта записана была в то же время и подробно изложена в летописи Величка (ч. II, стр. 42–78).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Временем, когда Симеон Полоцкий окончательно переехал на жительство в Москву, обыкновенно признается с 1664-й год; но есть основания полагать, что это случилось несколько ранее. Можно подумать, по крайней мере, что в июле месяце 1663 года, когда по доносу Романа Боборыкина возникло дело о клятве патриарха Никона на царя и его семейство, Симеон уже находился в Москве. В числе лиц, посланных для расследования этого дела в Воскресенский монастырь, упоминается царский толмач Симеон, переводивший пред патриархом Никоном латинь Паисия Лигарида. Это и был, по-видимому, Симеон Полоцкий , в круг обязанностей которого в первые годы жизни в Москве входило, между прочим, и толмачество латини Паисия Лигарида. Таким образом, прибытие Симеона Полоцкого в Москву с вероятностию должно относить приблизительно ко второй половине 1663 года, с чем вполне согласуются и известия, сохранившиеся в рукописи самого Полоцкого. В предисловии к «Вертограду Многоцветному» Симеон торжественно заявляет, что при царе Алексее Михайловиче он «прежих в царствующих и богоспасаемом граде Москве чрез лет тринадесять» 106 . В стихотворном благодарении царю Федору Алексеевичу за создание новой келии он так же говорит, что при покойном родителе его он был «чрез лет тринадесять нескудно питаны» 107 . Царь Алексей Михайлович умер, как известно, 30 января 1676 года: в том и другом случае свидетельства эти указывают на 1663 год, как на начальный пункт жизни Симеона Полоцкого в Москве 108 . Лично известный государю, имевшему неоднократный случай оценить его таланты, Симеон был принят в Москве с очевидною благосклонностию. Вскоре по его приезде последовал особый указ государя, определивший место жительства его в Москве «в обители Всемилостивого Спаса, что за Иконным рядом» 109 , и все содержание его с самого начала отнесено было на счет двора 110 . Не трудно наперед угадать те общие начала, на которых Симеон Полоцкий основал первые шаги своей деятельности в Москве. Он был опытный дидаскаль и искусный стихотворец: таким мы видели его в Полоцке, таким же он являлся уже и в Москве, украшая здесь в лице учеников своих различные придворные торжества искусными произведениями своего стихотворства. Те немногие сведения, которые относятся к первому времени жизни Симеона Полоцкого в Москве, показывают, что первоначальная деятельность его здесь совершалась в этом, именно, направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Итак, после преставления иерарха на Вологде ждали ростовского владыку. 29 апреля 1663 г. «к приезду» митрополита Ростовского и Ярославского Ионы купили свежую рыбу, а 1 мая состоялось аналогичная покупка уже «к столу», это говорит о том, что иерарх прибыл в Вологду Отпевание архиепископа Маркелла состоялось 2 мая, а 3 мая митрополит Иона отправился в Ростов, «на дорогу» ему отнесли рыбы Похоронен вологодский владыка был на Соловках, куда доставили его тело 5 июня 1663 г. Соловецкий архимандрит Варфоломей отписал царю Алексею Михайловичу о том, что «в твое государево богомолье в Соловецкий монастырь привезли тело твоего государева богомольца бывшего преосвященнаго Маркелла архиепископа Вологодскаго и Белоозерскаго. И я, богомолец твой, со священницы и диаконы, и с братиею, со кресты вышед, встретили на морской пристани, и принесли в соборную церковь, и надгробная над ним совершили, и погребли в часовне, где опочивает чудотворец Герман. А от преставления его до того времени, как ныне привезен к нам в монастырь, одиннацать недель. А тело его ничим же рушимо и лице светло, дух же исходит от тела его добровонен». Итак, незадолго до смерти Вологодского владыки и после нее возник уникальный комплект документов: 1) 15 марта была составлена опись келейного имущества (по распоряжению самого архиепископа); 2) 5 апреля – опись московского подворья (по распоряжению приказного В. Г. Данилова-Домнина); 3) 28 апреля – опись строений и имущества, а также вотчины Вологодского архиерейского дома Св. Софии (по царскому указу; опубликована Аналогичного комплекса источников для Вологодского дома Св. Софии за XVII в. не выявлено. Опись келейного имущества и опись московского подворья публикуются ниже.   1. Опись имущества архиепископа Вологодского и Белозерского Маркела 1663 г. Подлинник. ГА ВО. Ф. 883. Оп. 1. Ед. хр. 37. Л. 1–11. Рукопись в 4 (160х210 мм), скоропись одной руки. Переплета нет. Скрепы на нижнем поле: 1) «К сем книге архимарит Иона руку приложил»; 2) «К сей книгам прилуцкой келарь Селивестр руку приложил»; 3) «К сей книге Василей Данилов-Домнин руку приложил»; 4) «К сей книге казначей старец Исаия руку приложил»; 5) «К сей книге Данило Столбицкой руку приложил»; 6) «К сей книге Артемей Озеров руку приложил»; 7) «К сей книге Лукеян Аленин руку приложил»; 8) «К сей книге черной дьякон Лаврентей руку приложил». Рукопись ветхая, следы воздействия влаги на всех листах, левый нижний и верхний углы осыпаются, л. 8 выпадает. Часть листов 4 и 4 об. чистые, на л. 4 об. помета «Страница порожжая».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

Ундольского. Буквари и беседы Св. Иоанна Златоустог о на Матфея действительно печатались при Арсении Суханове ; большая часть других книг, упоминаемых в этом отделе, описана Ундольским не вполне точно и в существе дела представляет те самые книги, какие описаны выше. Из них молитвослов 1662 года представляет собою не новую какую либо книгу, а тот же потребник 1662 г., который в печатном издании имеет следующее многосложное заглавие: и «Евхологий си есть молитвослов или требник» (см. о нем в «Описании» А. С. Родосского 274). Напрестольное Евангелие 1662 г., показанное Ундольским под 781, есть тоже самое Евангелие, какое указано им и под 782; начатое 22 июля 1662 г., оно печаталось до 5 января 1663 г. (книга печатного двора 58 л. 103 – 108); в самом печатном заглавии этой книги выход ее ошибочно отнесен к 1662 году и опровергается первою приведенною здесь датою: «напечатася в лето от создания мира 7171, от воплощения же Бога Слова 1662 года января в 18 день» (см. у Родосского 273). Полный круг служебных миней 1663 г. есть ничто иное, как ошибочное название минеи общей, изданной в этом году вместе с минеей праздничной. Остаются в этом третьем отделе под сомнением только два издания, указываемые автором со ссылкой на Ундольского: поучения Ефрема Сирина 1661 и лицевой апокалипсис 1663 г. В черновых записях печатного двора за время Суханова упоминаний об издании этих книг действительно нет никаких, и нужно думать, что этих изданий тогда не было: поучения Ефрема Сирина ранее Суханова издавались четыре раза и последнее из этих изданий было в 1652 г. вместе со словами аввы Дорофея ; после Суханова Слова Ефрема Сирина (в числе 112 слов) изданы в 1667 году в 2400 экземплярах и долгое время оставались нераспроданными (кн. 69 л. 5 и 12, так же и 67 л. 71); об издании же лицевого апокалипсиса в Москве за весь семнадцатый век в записях печатного двора мы не имеем никаких документальных данных. Краткими замечаниями о характере книжной справы при Арсении Суханове и об отношениях последнего к жившему тогда в Москве газскому митрополиту Паисию Лигариду, также сведениями о кончине Суханова автор и заканчивает свое исследование.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит экзарх Константинопольского трона, бывший епископ Луцкий и Острожский с 28.02.1658 10.05.1663 Лазарь (Баранович), епископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (повторно) с октября 1654 по май 1661 епископ Черниговский и Новгород-Северский Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 05.05.1661 по 1662 предан анафеме, устранён от управления, вернулся в 1664 Дионисий (Балабан Тукальский), митрополит экзарх Константинопольского трона (повторно) 10.05.1663 Иосиф (Нелюбович Тукальский), митрополит бывший епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1663 до июня 1664 схвачен и заточен в Мариенбурге; до 1667 Афанасий (Желиборский), епископ Львовский, Галицкий и Каменец-Подольский с 1664 по 1665 временно администрировал Мефодий (Филимонович), епископ Мстиславский, Оршанский и Могилёвский местоблюститель Киевской митрополии с 1664 по 1668 сослан в монастырь, бежал в Киев, а затем в Москву; неизвестно Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митрополит повторно с 1668 по 1669 избран и утвержден Константиноп. патриархом, экзарх с 1669 по 1676 не был принят; 26.07.1676 Лазарь (Баранович), архиепископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (третий раз) епископ Черниговский и Новгород-Северский Антоний (Винницкий), митрополит бывший епископ Перемышльский, утверждён Константинопольским патриархом, экзарх Константинопольского трона 26.11.1679 Лазарь (Баранович), архиепископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (четвёртый раз) с 1679 по 1685 епископ Черниговский и Новгород-Северский 03.09.1693 Киевская, Галицкая и всея Малыя России (в составе Московской патриархии) Имена Сведения Гедеон (Четвертинский кн. Святополк), митрополит бывший епископ Луцкий и Острожский, возведён с 08.11.1685 избран 8.07.1685 06.04.1690 Варлаам (Ясинский), митрополит рукоположен с 31.08.1690 22.08.1707 Иоасаф (Кроковский), митрополит рукоположен с 15.08.1708 01.07.1718 Кирилл (Шумлянский), епископ Переяславский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава XII. Раскол и монашество И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 5. Оппозиция монашества против мероприятий Никона Оппозиция против реформ, сформировавшаяся в Москве, распространялась все дальше и больше. Она проявлялась многообразно: 1) в составлении полемических сочинений, 2) в упрямом неприятии «никонианских книг» и, наконец, 3) в открытой борьбе против церковной и светской власти, что особенно явно выразилось в известном бунте братии Соловецкого монастыря. В борьбе за «старую веру» против книг новой печати приняли участие епископат и монашество — первый менее, второй более активно. Епископ Павел был первым архиереем Русской Церкви, который уже в самом начале реформ Никона открыто выразил свое несогласие с ними. Открыто протестовал и Вятский епископ Александр (1657–1674), который подписал постановление Собора 1656 г., но несколько лет спустя (1663), в пору особенно напряженных отношений между царем и оставившим кафедру Никоном, направил царю пространное послание, в котором обличал Никона и затеянное им исправление книг; среди прочего он возражал и против изъятия из Символа веры слова «истинного». На Соборе 1667 г. Александр отказался от своих обвинений, признал ошибочность своих мнений и принял постановления Собора. И все-таки надо отметить, что своим сочинением он лишний раз продемонстрировал консерватизм и оппозиционные настроения епископата . У Александра оказалось больше мужества, чем у других архиереев, которые в душе тоже были против реформ Никона,— как, например, Макарий, митрополит Новгородский († 1663), или Маркелл, архиепископ Вологодский († 1663),— но вместо того, чтобы заявить открытый протест, они предпочитали затягивать проведение реформ или, если прибегнуть к современному выражению, саботировать их . К этой группе архиереев можно причислить и того епископа, который анонимно распространял свое «Обличение на Никона патриарха» . При таком отношении епархиальных архиереев к реформам новоисправленные книги, конечно, попадали в дальние города и монастыри, но это вовсе не означало, что духовенство и братия будут по ним совершать богослужение.

http://sedmitza.ru/lib/text/436645/

Иосиф. В Июле (sic) 1651 г. (так значится у П. М. Строева на стр. 571). Павел (1652). Имя сего Игумена упоминается в одной только Грамоте под означенным 1652 годом. По сей Грамоте производилось размежевание усадебных мест для градских жителей и монастырских крестьян, принадлежавших Покровскому Высокому Монастырю. Сильвестр (1653). Имя сего Игумена упоминается в бумагах, писанных на его имя в 1653 году, и в книге о вкладах. Дорофей, в 1656–1661 г. (см. стр. 571, у П. М. Строева). Дорофей (1755–1661). Имя сего Игумена упоминается в Грамотах и в книге о вкладах. Мисаил, в 1662–1663 г. (у него же) та же стр. Тихон, в 1663 г. перев. из Угрешского Монастыря; в Окт. 1665 г. уволен (см. стр. 206 и 571 у П. М. Строева). Стефан, – в Монастырской Библиотеке на книге Кормчей под по листам надпись: «дана вкладу Пафнутиева Монастыря от Игумена Стефана в 7163 (1665) году». Парфений (1663–1667) 30 . Упоминается в книге о вкладах. Игнатий, в 1667–1672 (там же на стр. 571). Тихон. Упоминается в книге о вкладах, без означения года. Иов (1672–1676). Имя сего Игумена упоминается в Грамотах и во многих Выписях с писцовых межевых и переписных книг, даванных Монастырю на владение вотчинами в разных местах и уездах 31 . Леонтий (1676–1681). Ефрем (1681–1683). Иоасаф (1684). Феофан (1684–1685). По вкладной книге видно, что при вышеименованных Настоятелях с 1650 и при последующих до 1700 г., много поступило пожертвований деньгами на строение вновь больничной Церкви с келлиями больничными, на строение Настоятельского большого корпуса и братских келлий, вероятно возобновляемых после бывших опустошений Монастыря, на сооружение вновь колокольни; на украшение Святых Икон Соборной Церкви и раки Преподобного Пафнутия серебряными окладами. Много пожертвовано дорогой утвари Церковной и Священнических облачений и иных вещей, шитых золотом и низанных жемчугом, драгоценными камнями, которыми так много славилась ризница Пафнутиевой Обители, как о том замечено в Истории Российской Иерархии под описанием Монастыря Пафнутиева. В особенности усердствовали сими вкладами Князья Репнины, Щербатовы, Волконские и Бояре Прончищевы. И ныне что есть лучшего из утвари церковной, то это есть остатки от пожертвований Князей Репниных и Щербатовых. Кроме церковных вкладов, князь Константин Осипович Щербатов, как сказано в. духовной его записи, предоставил Монастырю в 1690 году во веки неподвижно владеть и пользоваться железной руды промыслами в прародительской его Оболенской вотчине, на пустоши Лешках и на полпустоши Игнатовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

3 августа 1661 года Киевский митрополит Дионисий (Балабан, † 1663), пользуясь своим правом, рукоположил на ту же самую епархию своего епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского, † 1676). И это должно было служить постоянным свидетельством для всех и для самого Мефодия, что он рукоположен и называется Мстиславским незаконно. В начале 1662 года патриарх Никон предал анафеме Крутицкого митрополита Питирима между прочим и за то, что он поставил Мефодия епископом в чужую церковную область, подведомую Константинопольскому патриарху. И эта анафема на рукополагавшего митрополита падала, по канонам, и на рукоположенного им, подвергая обоих низложению. В 1662 году митрополит Киевский Дионисий (Балабан) просил у Константинопольского патриарха проклятия на епископа Мефодия как незаконно занявшего Киевский престол. По просьбе Дионисия Константинопольский патриарх прислал копию с проклятия в Киев. Киевское духовенство по получении патриаршей грамоты о проклятии Мефодия чуждалось его и даже враждовало против него. В 1663 году царь Алексей Михайлович дважды ходатайствовал перед Константинопольским патриархом о снятии проклятия с Мефодия, и через некоторое время проклятие было снято, а духовенство снова признало Мефодия епископом. Имя Мефодия как блюстителя митрополии вновь стали поминать в киевских церквах и монастырях. В 1663 году по распоряжению царя Алексея Михайловича в Нежине собралась генеральная рада для избрания гетмана. Гетманом был избран И. М. Брюховецкий, которому покровительствовал Мефодий и которого привел потом к присяге на верность государю. Соперники Брюховецкого на гетманство Самко и В. Золотаренко были выданы на войсковой суд и казнены как изменники. Мефодий после избрания гетмана Брюховецкого возвратился в Киев и занялся церковными делами. В частности, продолжил ремонт Софийского собора, начатый еще при митрополите Петре (Могиле , † 1646). Гетман Брюховецкий, обязанный своим избранием Мефодию, скоро оказался неприязненным как к Мефодию, так и к подведомому ему духовенству. Гетман дозволял казакам грабить и разорять церковные имения и на все жалобы церковных властей не обращал никакого внимания, так что духовенство стало считать гетмана врагом Церкви и в монастырях прекратило о нем молитвы. В сентябре 1665 года гетман Брюховецкий прибыл в Москву и просил, чтобы впредь митрополит Киевский назначался из Москвы. Московское правительство отказалось от этого предложения, не считая себя вправе распоряжаться Киевской митрополией без благословения Константинопольского патриарха. Такими действиями гетмана были возмущены все слои малороссийского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010