486. Василий Пантелеймонович, князь Карачевский, единственный сын Пантелеймона Мстиславича, князя карачевского ), в некоторых родословных пропущевого, правнук св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138). Летопись именует его однажды, повествуя, что он убил своего дядю, Андрея (Адриана) Мстиславича, князя козельского (звенигородского, 334), в Козельске, 23 июня 1339 г. – Потомства у него ие видно. 487. Василий Романович 487. Василий Романович, князь брянский (по летописи: дебрянский), один (неизвестно, который по старшинству) из двух сыновей Романа Глебовича, князя смоленского ), от брака с неизвестной. О времени и месте его рождения сведений нет; если верить летописцам польским (напр. Даниловичу), привял своего зятя (мужа сестры) Льва Юрьевича (Георгиевича), князя луцкого ), бежавшего к нему, в Брянск, после взятия Любартом, князем литовским, соседняго Луцку Владимира-Волынского, .в 1320 г.; по разсказу того же летописца Даниловича, ходил с племянником своим (внучатным, т. е. троюродным), Святославом Ивановичем, князем смоленским ), на помощь Киеву против Гедимина, великого князя литовского, разбит на р. Ирпени и бежал в Брянск, в 1321 г,–Никаких других сведений о нём нет – Примечание. Некоторые считают этого князя Александровичем , так как он у летописцев польских именуется без отчества . Но Василий Александрович брянский 427), по нашим летописям, ум. в 1314 г. А за Львом Юрьевичем (Георгиевичем) владимиро-волынским ), по некоторым известиям, была-дочь Романа Глебовича. 488. Василий Романович 488. Василий Романович, первый удельный князь белевский, старший из трех сыновей Романа Семеновича, князя новосильско-одоевского ), от брака с неизвестной, правнук св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. п, качав собою род князей Белевских , угасший в XVI в., оставил одного сына, Михаила белевского ). 489. Василий Романович 489. Василий Романович, удельный князь сугорский, младший из двух сыновей Романа Михайловича, удельного князя белозерского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. и, от брака с неизвестной, оставил пятерых сыновей: Юрия (Георгия), последняго удельного князя белозерского ), Афанасия, родоначальника существующих князей Шелешцянских 376); Семена, князя кемско-сугорского ), Ивана, первого удельного князя Карголомского 809), и Константина, князя белозёрского ), в большей части родословных пропущеного. – Примечание. Князь Василий сугорский, по мнению Карамзина и г. Соловьева, был сыюм не Романа Михайловича, а его брата Федора Михайловича. Но все родословные, начиная с так называемой Бархатной книги» (впрочем, обильной недосмотрами) и кончая приложенной к самому сочинению Карамзина считают князя Василия сугорского – Романовичем. 490. Василий Романович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры преподобного, глас 4й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 5й: «Днесь торжествует…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Утоли болезни…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую…». На часах – тропарь и кондак преподобного. На Литургии блаженны преподобного, песнь 3я – 4 (со ирмосом) и песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Г. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры благоверного князя, глас 2й и глас 1й – 8 (первая стихира – дважды). «Слава» – благоверного князя, глас 8й: «Приидите, людие…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии благоверного князя – 3. На стиховне стихиры благоверного князя, глас 1й (со своими припевами). «Слава» – благоверного князя, глас 6й: «России столпа непоколебимаго…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…». По Трисвятом – тропарь благоверного князя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверного князя (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 10я и 11я. Малые ектении. Седальны благоверного князя. Полиелей. Величание благоверного князя и избранный псалом. Седален благоверного князя по полиелее, глас 5й. «Слава» – ин седален благоверного князя по полиелее, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен благоверного князя, глас 4й: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него»; стих: «Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе». Евангелие благоверного князя. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго князя…». Стихира благоверного князя, глас 6й: «Приидите, вси вернии…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

А около великого князя остался игумен троицкий Иоасаф и старец великого князя Мисаил Сукин; и начали они великого князя обряжать, и бороду ему расчесывать, как это подобает согласно монашескому чину, и положили его на черную тафтяную постель, и принесли для него одр из Михайлова Чудова монастыря, и положили тело его на погребальном одре. И когда преставился великий князь, его начали обряжать старцы иосифовские, а слуг великого князя отослали. Затем начали у его тела дьяки его крестовые с протопопом петь заутреню, и часы, и каноны, и погребальный канон, и все спели так, как это было при живом. И тогда пошло прощаться с ним много народа – и боярские дети, и княжата, и купцы, и слуги, ведающие погребением, и все те люди, которые не были еще у него; и были плач и рыдание великие. Утром же в четверг, в первом часу дня, Даниил-митрополит велел звонить в большой колокол. Боярин великого князя Михаил Юрьевич, посоветовавшись с митрополитом, и с братьями великого князя, и с боярами, велел в Архангельском соборе могилу выкопать возле могилы отца его, великого князя Ивана Васильевича, около дверей Симеона Летопроводца. И, поговоря с митрополитом, Михаил Юрьевич послал за постельничим Русином Ивановым, сыном Семеновым, и, когда сняли мерку с великого князя, приказал ему гроб привезти каменный. Тогда же пришел Даниил-митрополит, и с ним были владыка Вассиан Коломенский и Дософей Крутицкий, а другие владыки были еще в своих епархиях, ибо не успели приехать; архимандриты же тогда были: чудовский – Иона, симоновский – Филофей, андроновский – Зосима, игумен троицкий, игумен иосифовский, игумены московские все, протопопы московские и все священники. Тогда же пришли братья великого князя, князь Юрий и князь Андрей Ивановичи, и бояре все, и весь народ, плача и рыдая горько, и велели тогда дьякам его любимым, певчим большой станицы, стать в дверях комнаты, и начали они петь «Святый Боже», большую молитву. Потом взяли тело великого князя – инока Варлаама – старцы троицкие и иосифовские, и понесли его, держа на головах, и вынесли его в переднюю горницу. И люди, которые его еще не видели, сильно плакали и рыдали. И понесли его на крыльцо, и шли за ним со свечами и с кадилами, и пели «Святый Боже». И когда вынесли его на площадь, как будто земля застонала: от слез и рыданий народа не было слышно звону колокольного. Великую же княгиню Елену несли из ее покоев на лестницу – в санях, на себе – дети боярские, а с нею шли бояре: князь Василий Васильевич Шуйский, Михаил Семенович Воронцов, князь Михаил Львович Глинский, князь Иван Федорович Овчина; боярыни же тогда были с великою княгинею: жена князя Федора Мстиславского княгиня Анастасия, племянница великого князя, жена князя Ивана Даниловича Пенкова княгиня Марья, боярыня Алена, жена Ивана Андреевича Челядина, жена Василия Андреевича Аграфена, жена Михаила Юрьевича Феодосия, жена Василия Ивановича Аграфена, жена князя Василия Львовича Глинского княгиня Анна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом синодике первоначально перечислены: несколько имен вселенских патриархов, затем московские не все; киевские и всея России митрополиты, начиная со святого Михаила, не все; православные цари и князи: царь Константин и князь Владимир и другие князья и цари русские; благоверные царицы и княгини: царицы Елена и княгиня Ольга и другие княгини и царицы русские; затем настоятели обители не все; потом род преподобного отца Сергия, затем род царя и великого князя Михаила Феодоровича; потом роды следующих лиц: боярина князя Бориса Михайловича Лыкова, боярина Лукиана Стефановича Стрешнева, святейшего патриарха Иоасафа Московского, боярина князя Юрия Андреевича Сицкого-Ярославского, князя Алексея Ивановича Воротынского, стольника Михаила Ивановича Еропкина, болярина князя Владимира Ивановича Бахтеярова-Ростовского, болярина Бориса Ивановича Морозова, болярина Илии Даниловича Милославского, болярина Феодора Ивановича Шереметева, князя Ивана Ивановича Шуйского, князя Василья Феодоровича Елецкого, Ивана Павловича Матюшкина, Василья Степановича Морозова, кравчева Василья Феодоровича Салтыкова, болярина князя Феодора Феодоровича Волконского, Ивана Андреевича Ржевского, Якова Ивановича Загряжского, Годуновых, Голицыных, Трубецких, Клешниных, князя Ивана Михайловича Глинского, Строгонова Григория Дмитриевича, князя Михаила Васильевича Шуйского, Елецких, Якова Ивановича Старкова, Дионисия Игнатьевича Сафонова, Льва Афанасьевича Плещеева, Пушкиных, астраханского царевича князя Михаила Арасланиевича Клинболина, боярина Семена Васильевича Головина, Бориса да Михаила Михайловичей Салтыковых, Михаила Ивановича Татищева, князя Ивана Ивановича Бахтеярова-Ростовского, Иоанникие Феодоровича Строгонова, болярина Василья Ивановича Стрешнева, Петра Ельмурзыча Черкасского, думного дворянина Илариона Дмитриевича Лопухина , князя Дмитрия Михайловича Пожарского, Юрия Захарьевича, окольничего князя Семена Петровича Львова, окольничего Феодора Козьмича, да думного дворянина Прокофья Козьмича Елизаровых, болярина Феодора Авраамовича Лопухина, вдовы болярины Татьяны Петровны Лопухиной, Феодора Полиевктовича Нарышкина, Барятинских, стольника Филиппа Никитича сына Нелидова, дьяка Льва Григорьевича, Феодота Акимовича Грибоедова, посольского приказа думного дьяка Михаила Волошенина, дьяка Андрея Селина, дьяка Дмитрия Васильева, думного дьяка Александра Дурова, думного дьяка Ивана Савиновича Горохова, сибирского приказа Льва Никитича Горчакова, князя Матвея Петровича Гагарина, вдовы Марии Тимофеевны Бельской и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

На листе 73 значится род князя Самуила Никитича Шайсупова, причем сбоку значится цифра р м (1641). На 78-й род княгини Марии Пожарской и царя Симеона Бей-Булатовича. На 81 стр. – род князя Трубецкого. На 83 странице род князя Иоанна Хованского и Ивана Черкасского. На 85 стр. – род князя Алексея Гостовского и Андрея Хилкова. На 86-й странице род князя Иоанна Воротынского. На 87-й странице – род князя Никиты Шаховского. На 95-й стр. род князя Василия Андреевича Звенигородского. На 98-й странице – род князя Акексея Гостовского. На 97 странице род князя Ивана Андреевича Дашкова. На 102-й странице – род нязя Андрея Гомановича Волконского. На 114-й стр. – роды князей Барятинских и Андрея Феодоровича Масальского. На 116-м листе род князя Григория Звенигородского. На 122 листе – род некоей старицы Анфисы, причем на поле указан год р н з (1649). На 124 листе род князя Александра Даниловича Гостовского. На 130 л. род дворянина Ивана Степановича Корсакова. На 147 листе – род князя Ивана Гязанского. На 151 листе род князя Семена Ивановича Шеховского. На 153 листе – род князей Гомановских. На 156 листе род князя Михаила Ивановича Волконского. На листе 157 значатся имена вкладчиков, кои писаны в листе р н з года, указанного на поле. На 159 листе значится род Михаила Васильевича Вяземского. На 170 листе значится род попа Козьмы Димитриева сына, что служил у Тождества Пречистыя Богородицы в пределе у престола мученика Никиты Столпника Переяславского Чудотворца, что у Государя на сенех в теплой трапезе. Вверху означен р а год (1653). На 187 листе – род дворянина Стефана Пылаева. На 202 листе – род дворянина Ивана Подгорецкого. На 222 листе род боярина Ильи Даниловича Милославского. На 223 л. – род боярина Морозова и Родостамова. На 231 листе род княгини Марфы Телятьевой. На 237 листе – род дворянина Григория Уковского. На 221 л. род князей Феодора Феодоровича и Владимира Андреевича Волконских. На 234 листе – род князя Михаила Львова. На 238 листе род дворянина Андрея Манжурова и Родостамова, причем указывается год з с а, (1693), составляющий позднейшую приписку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

165–166). Бог по естеству, Единородный Сын и Слово Бога Отца, рожденный от Него прежде веков неизреченно, всецело восприял нашу плоть и кровь, – будучи совершенным Богом, Он стал и совершенным человеком, почему и родившую Его называем истинно и точно Богородицей; потому что рожденный прежде от Отца без матери, безначально, потом родился от Матери без отца. По Божеству не терпел Он страданий, и творил чудеса; но принимал страдания по человечеству, принимал страдания человеческие. Преданные грехом, мы искуплены честной кровью Его; Он примирил с земным небесное и устроил единую Церковь и собор Ангелов и человеков на небеси и на земле. Вочеловечившись, пребыл Богом, и в Божественной славе – человеком – един вкупе Бог и человек – Еммануил. Так мы славим честную и спасительную тайну воплощения Христова. Почитаем также и лобызаем святые иконы и изображения, показующие нам все Евангельские повести и напоминающие то, что соделано для нас Спасителем. Мы издревле сие приняли и сохраняем принятое от отцов; мы благоговейно почитаем иконы, а не совершаем им божеского служения и поклонения, – да не будет того, что подобает единому Богу, Владыке всех! Ибо все, наученные Божьим Духом, видят различие чести: какую честь и какое поклонение прилично воздавать Христу Богу нашему, и какая честь прилична святым иконам; и видят, что от сих икон должно возносить почесть к первообразу того, чье тело изображено на них. И я почитаю честные иконы Пресвятой и Пречистой Владычицы, истинной помощницы нашей и Приснодевы Богородицы Марии, без семени, неизреченно, и выше всякой мысли родившей по плоти Господа Иисуса Христа, Бога нашего; также святых Ангелов, святых и славных Апостолов и мучеников и всех других святых, угодивших Ему от века, как и Никейский святой и великий Собор благоверно и Богоугодно предал, и прочие благоверные и Вселенские Соборы утвердили. Совершаю также и честные памяти их. Тако исповедую я свою веру с Мефодием, присным братом моим и поспешником в Божьей службе. В сей вере состоит спасение и упование, и сию предаем мы ученикам своим, да тако веруя спасутся: в страшный же день судный паки предадут нам веру оную – истину, неизменну, совершенну, ставши одесную страну перед Иисусом Христом Господом, истинным Богом нашим, Коему слава во все века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Когда происходило все это: открыты мощи святых благоверных князей Бориса и Глеба, нареченных в крещении Романа и Давида, сооружена во имя их первая церковь в Вышгороде и установлен в честь их общий праздник — с точностию неизвестно. Но из самого хода повествования Несторова и Иакова черноризца об этих событиях можно догадываться, что они совершились вскоре после 1020 г., когда тело святого Глеба было погребено в Вышгороде вместе с телом Бориса . Да и построенная во имя их Ярославом церковь найдена в 1072 г. при Изяславе уже ветхою . Очень вероятно, что в царствование же Ярослава начали у нас праздновать и память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 июля , потому что, несомненно, тогда признавали уже Владимира в лике святых. Пресвитер Иларион, впоследствии митрополит, еще до 1050 г. говорил ему похвальное Слово, и в этом Слове несколько раз со всею уверенностию выражается, что Бог удостоил просветителя России славы и почестей небесных, называет его блаженным, апостолом и другими подобными именами и наконец обращается к нему с молитвою: «За благия дела ныне получив возмездие на небесах — блага, яже уготова Бог вам, любящим Его (1 Кор. 3. 9), и наслаждаясь Его лицезрением, помолися Господу о земле своей и людях, над которыми ты благоверно владычествовал... наипаче же помолись о сыне твоем благоверном кагане нашем Георгии...» — и проч. Такое молитвенное обращение к Владимиру естественно предполагает, что святость его была уже тогда признана Церковию. Но, с другой стороны, несомненно, что не только при Ярославе, но и впоследствии мощи святого Владимира не были открыты и прославлены нетлением, ибо Господь по премудрым целям Своим определяет это не для всех, а только для некоторых праведников. Черноризец Иаков, хотя также называет Владимира наследником рая, почившим в Царствии Небесном со всеми святыми, и обращается к нему с молитвою как к угоднику Божию, но в то же время считает нужным успокаивать своих читателей или слушателей: «Не будем дивиться, возлюблении, если он по смерти не творит чудес: многие праведники не сотворили чудес, однако ж святы» — и вслед за тем приводит слова святого Златоуста, что святые люди познаются не от чудес, а от дел и что Бог не всегда прославляет праведников чудотворениями.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

О месте рождения святого, о родителях его, обучении грамоте и о времени принятия им иночества сведений не сохранилось. Известно лишь, что св. Иоанн пребывал в некоей обители, где в исполнении порученных ему служб отличался послушанием к игумену и братии. Игумен монастыря того, муж опытный в иноческом жительстве, руководил блаженного Иоанна и учил его уставу иноческому, наставляя его иметь страх Божий пред очами своими, не пренебрегать убогими, не возноситься ведением, но всегда пребывать в смирении мысли, не унывать в скорбях, но мужественно переносить их и не жаловаться на случившиеся напасти. Ибо по внушению Святого Духа игумен предвидел, что блаженному Иоанну предстоит принять епископский престол и благоверно пасти Христову паству. В то время князь Константин Васильевич, полюбив Нижний Новгород, сделал его вместо Суздаля главным городом своего обширного княжества. Это было в 1350 году. Вместе с тем он пожелал иметь при себе особого епископа, отдельного от Ростовского и Владимирского, и обратился о том к патриарху. Согласно с его желанием благочестивый Иоанн посвящен был патриархом в епископа Нижегородского и Суздальского (1350 г.). Блаженный архипастырь, радуясь успехам мужественного князя Константина, покорявшего своей власти дикую мордву, усердно сеял семя слова Божия на новой ниве. Он покорял сердца святой вере особенно своею высокою благостью и живым благочестием. Пребывая во епископии, полагал он, по евангельскому слову, душу свою за овец паствы своей и любовно заботился о спасении всех. Невозможно достойным образом поведать о трудах, кои исполнил сей истинный трудник. Воссылал он моления к Богу; на молитве же стоял он непоколебимый, как бы вылитый из меди образ. Был он молчалив и кроток, никогда не гневался, питал неизмеримую любовь одинаково к знатным и простым людям, отвращался от тщеславия и лукавства. Кроме сих добродетелей, обладал он даром учительства и слова, так что многие приходили к нему за наставлением не только из Суздаля, но и от других окрестных городов. Не витиевато говорил святитель, но нравоучительно, обращая всех на покаяние. Богатых учил он не величаться богатством и не уповать на мимотекущеее богатство; вдовиц — прилежать посту и воздержанию и избегать украшения в одежде. Бескорыстный и сердобольный, он заботился более о покое других, чем о своем. Ему казалось, что на крестьянах, которые жили на землях церковных, лежат тяжелые налоги, и он облегчил повинности их. Он устроил богадельни для больных и престарелых. Благочестие в народе возбуждал и поддерживал он повременным совершением крестных ходов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

7 сентября Модест рукоположен во диакона преосв. Романом, епископом Эстонским, а через неделю митр. Григорием во священника – и то и другое в Никольском соборе. О священнической практике и пригодности для служения на месте назначения прот. Павел Фруктовский 24 сентября пишет , что о. Модест, послужив неделю с 8 по 13 сентября диаконом и неделю с 15 по 24 сентября священником, «приобрел достаточную опытность для самостоятельного служения священником». Храм св. благоверного князя Александра Невского в Красном Селе 25 сентября о. Модест получает у митрополита ставленническую грамоту: «Божией милостью смиренный Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский, по благодати дару и власти Всесвятого и Живоначального Духа, данной нам от Самаго Великаго Архиерея Господа Нашего Иисуса Христа чрез святыя и священныя Его апостолы и их наместники и преемники, благоговейного сего мужа, диакона Модеста Борисовича Малышева, всяким перове опасным истязанием прилежно испытавше и достоверными свидетельствы, наипаче духовного его отца протоиерея Павла Фруктовского о нем уверившися, судихом достойна быти святаго сана пресвитерского. По обычному же чину святыя апостольския, восточныя церкве и по нашему благословению, содействующу томужде Животворящему и всесовершающему Святому Духу, рукоположен мною, митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием, во иерея ко Храму Александро-Невской церкви г. Красное Село Ленинградской области, и он, иерей Модест Малышев, да имеет власть Тайнами Святыми совершати человека в жизнь христианскую, духовную: крещати, миропомазати, исповедати, литургисати, венчати, по воле и согласию мужа и жены, и елеопомазание над болящими совершати (над здравыми же никако дерзати творити), и вся церковная последования и чины действовати, яко служителю Христову и строителю Тайн Божиих. Подобает же ему, иерею, по нашему повелению и по своей должности, вседушно прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже церковная светила святии и богоноснии отцы наши, пастыри и учителие, великим согласием истолковали: и, по завещанию апостольскому, быти трезвенну, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну, не пиянице, не убийце, не сварливу, не мздоимцу: но кротку, не завистливу, несребролюбцу, свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякой чистотою: скверных и бабиих, якоже той же апостол к Тимофею пишет, басней отрицатися, обучати же себе ко благочестию, образ быти верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою: паче же вверенныя ему люди учити благоверно, заповедем Божиим и всем христианским добродетелем по вся дни, изрядное же в день недельный, якоже повелевает шестаго Вселенского Собора правил девянадесятое и исповедавших ему свои совести вязати и решити благоразсудно по правилам святых апостол и учению Богоносных отец, по уставу же Святыя Восточныя Церкве, и по нашему наставлению и повелению: вящным же и неудоборазсудныя вины приносити и предлагати нам.

http://pravoslavie.ru/117962.html

Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир христианин стал примером кроткой и нежной любви ко всем. Любовь его к несчастным до того было простёрлась, что он не хотел наказывать и преступников. Епископы представили ему, что умножились злодейства и надобно их наказывать. «Боюсь греха», отвечал он. «Бог поставил тебя для наказания злодеев и для милости добрым», сказали пастыри. И Владимир стал наказывать преступников, но осмотрительно 208 . Бедным и нуждающимся отворен был вход к нему, и он раздавал им щедрой рукой пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, возвращал свободу рабам; мало и того было ему: больные, думал он, не в силах прийти ко мне за помощью, и велев развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мёд. Слова Евангелия: блаженны милостивые – проникли в самую глубину души его. Праздники Божии проводил он в веселии любви христианской. Три трапезы тогда были готовы у него: первая для митрополита с епископами, иноками и священниками, вторая – для нищих, третья – для себя с боярами и мужами 209 . Такова была христианская жизнь благов. Владимира! Блаженная кончина его последовала 15 июля 1015 года и тело его положено было в созданном им Десятинном храме 210 . При великом князе Ярославе Церковь уже чтила память просветителя России, как и бабки его Ольги и сыновей Бориса и Глеба 211 . Митр. Иларион в 1050 г. в похвальном своём слове Владимиру называет его вторым Константином, Апостолом Русской земли, и, обращаясь к нему, говорит: «за благие дела ныне получив воздаяние на небесах, – благач яже уготова Бог любящим Его, и наслаждаясь лицезрением Его, помолися Господу о земле своей и людях, над которыми благоверно ты властвовал; наипаче же помолись о сыне твоем, благоверном кагане нашем Георгии» 212 . Точно также и черноризец Иаков, ученик преп. Феодосия, называет Владимира святым и угодником Божиим 213 . Тем не менее мощи благов. Владимира не были открыты и прославлены. Черноризец Иаков успокаивал современников, которые тревожились сомнениями по сему предмету, и говорил: «не будем дивиться, возлюбленные, если он по смерти не творит чудес: многие праведники не творили чудес и однако святы», и потом приводит слова Златоуста, который учил, что «святые люди узнаются не по чудесам, а по делам» 214 . По видению 1581 г. св. Василий Киевский князь – молитвенник за Россию 215 . Во время Батыя останки Равноапостольного погребены были под развалинами Десятинного храма и только в 1635 г. были обретены. Ныне глава благов. князя – в Софийском соборе, малые частицы – в разных местах 216 . Св. муч. Кирика и Иулитты

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010