О како велие чудо содеяся в нынешнее время последнему всему роду на показание и на уверение православным християном на утвержение и невеждым людем и непокоривым человеком на болшее показание истинною верою и сокрушенным сердцем пречистому образу покланятися и не токмо от старописменнаго образа Божия бысть чудо велие и за похудение образа Божия неистовых человеков и преписующих рук у Божиих образов не по правилом апостольскиим и святых отец уставу и Божий закон ни во что же вмениша! О велие чудо и несказанное, но от новаго писменнаго образа преподобнаго отца нашего и учителя всея России и наставника Максима грека ! Изограф предпомянутый Ефстафий подписа и написа преподобнаго по правилом святых отец истинно, а после поругаяся, и своего брата убояся, и царева страшнаго томления устрашишася, (л. 114) и преписа образа преподобнаго ручку по новому уставу и зловерному их иерейскому мудрованию, а не по Божию закону и не по апостольскому преданию, а сам его изограф Евстафий написа, а чудо велие содеяся от новаго образа преподобнаго, а не от старого, грече писменнаго образа, рука ему усше и почерневше за поругание его ко образу и неистовое его подписание. О како не убоятся и не устрашатся Страшнаго Суда втораго Христова и преписуют святых отец писанныя руками святыми их образы! О православнии! Радуйтеся народии Христова стада, и зрите на неизреченное чудо, како исполнися в последнем роде нашем, что во крепости исповедании Божии Бог Господь заповедует стояти и несуменно в вере Христове пребывати и не страшитися нынешних временных мук, но устрашатися повелевает писание Суда Божия Страшнаго и грознаго мучения от Царя Небеснаго и Владыки и Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия во веки веком боятися и не преступити повеления Божия. Аминь. (Л. 114 об.) А за пресветлейшаго и за осиятелне(й)шаго всея России превеликаго замодержца за великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевичя, всея великия и малыя и белыя России самодержца, подобает Господа Бога молити со многими слезами и сокрушенным сердцем и за его царскую всю полату и за князи и боляры и за все христолюбивое воинство и за вся православныя християны Бога молити о обращении их ко христия(н)стей вере, и дабы в вере Христове крепко и право и благоверно стояти без метения по евангелскому учению, а по апостольскому преданию, а наипаче за его царскую полату Господа Бога молити, дабы его царское величество Бог продлил веков его, что его царское величество повелел еси православным християном всем быти крепко и неподвижно в православной християнской вере Христове по старогреческим писменным книгам и печатным правити свое сожителство и спасение получити; крестом молитися по правилом святых отец, како кто изволит, тако ему и жити и крепкой в вере Христове стояти, но токмо (л. 115) его царскому величеству дань давати против дачи его государевой первие вдвое за свое староверство и правую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

О 1081 (послушайте, возлюбленнии, еже о милостыни святаго князя Владимира) блаженый же князь 1082 Володимер внук Овжин (Олжин) крестився сам, и чяда своя и всю землю Рускую крести от конца и до конца; храмы идольскыя и требища всюду раскопа, и посече, и идолы съкруши; и всю землю Рускую, и грады, и честными иконами церкви украси; и памяти святых в церквах творяще пением и молитвами; и праздноваше светло праздникы Господьскыя, три трапезы поставляше: первую – митрополиту с епископы, и с черноризьце, и с попы, вторую – нищим и убогым, третьюю – собе, и бояром своим, и всем мужем своим. Подобяся царем святым, блаженый князь Володимер, пророку Давиду, царю Езекею (Иекею), и треблаженному Иосею, и Великому Костянтану, иже избраша, и изволиша Божий закон боле всего, и послужиша Богу всем сердцем, и получиша милость Божию, и наследиша рай, и приаша Царство Небесное, и почиша с всеми святыми, угожьшими Богу; такоже блаженый князь Володимер, послужив Богу всем сердцем и всею душею 1083 . Не дивимся, възлюбленеи (възлюблении), аще чюдес нетвореть по смерти: мнозе бо святей (святии), праведней (праведнии) не сътвориша чудес, но свята суть. Рече бо негде о том святыи Иоанн Златоуст : «От чего познаем и разумеем свята человека? От чудес ли или от дел?» И рече: «От дел позната, а не от чюдес». Много бо и волъсви чюдес сътвориша бесовьскым мечтанием; и бяху святей апостоле, и бяху лжии апостоле; беша святей пророце и бяху лжии пророце, слугы дьяволя; ино чюдо и (и – нет) сам сотона преображается в ангел светел. Но от дел разумета святаго, якоже апостол рече: Плод духовный есть любы (радость), терпение, благоверее (благоверно), благость, кротость и въздержание, на таковых несть закона 1084 . Блаженый же князь Володимер всем сердцем и всею душею Бога возлюби и заповеди Его взыска и съхрани. И вся страны бояхуся его и дары приношаху ему. И възвеселися, и възрадовася о Бозе и о святом крещеньи, и хваляше и славяше Бога о всем том князь Володимер, и сице в радости смрением сердца глаголаше: «Господи, Владыко благьш! Помянул мя оси и привел мя еси на свет, и познах Тя, всея твари Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

За развод с Великой Княгиней Соломонией (Сабуровой) и насильственный ее постриг обличали Василия III инок Вассиан (в мире князь Василий Патрикеев Косой) и преподобный Максим Грек , подвергшийся за это ссылке в Волоколамскую и Симоновскую обители. «Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в Священном Писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», – ответил в 1525 г. Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой. Евангельскими и апостольскими правилами доказывал Вассиан неправильность намерения Великого Князя. Святой Максим Грек и в заточении не утратил «огнь ревности яже по Бозе», и юному Иоанну IV представил удивительные по полной безбоязненности «Главы поучительны к начальствующим правоверно». Он писал, что Государю необходимее всего правда: «Ничто же убо потребнейше и нужнейше правды благоверно Царствующему на земли». Как солнце согревает вселенную, так и «душа благовидная благовернаго Царя, украшенная правдой и чистотой, украшает и согревает все ей подвластное». За прямоту свою в обличении зла, творившегося Иоанном IV, мученически погиб святой митрополит Филипп († 1568). «Лучше умереть невинным мучеником, нежели в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония сего несчастного века», – говорил Святитель на суде, обращаясь к Царю. Митрополит Дионисий и Крутицкий архиепископ Варлаам заступались перед Царем Феодором за гонимых Борисом Годуновым и за это печалование за невинных в 1587 г. были свергнуты и заточены в новгородские монастыри. Не боялся говорить правду Патриарх Никон . Не страшились того же и юродивые Христа ради. Церковность русского быта. Верность народа Государям Весь быт старой Руси пропитан был церковностью. Русский человек тех времен очень дорожил милостью к нему Господа Бога и стремился освятить все важные события своей жизни молитвой, благословением архипастырей и пастырей. Вот как, например, начинался день Московских Государей. Вставали они, как пишет А. Д. Нечволодов в своей истории, в четыре часа утра. Умывшись и одевшись, Государь шел прямо в крестовую палату, где его поджидал духовник или крестовый поп. Здесь он молился около четверти часа, причем на аналой ставился образ того святого, память которого праздновалась в тот день. По окончании молитвы священник кропил Государя святой водой, называвшейся «праздничной»; она привозилась из разных монастырей и церквей всего государства, прославленных чудотворными иконами, и освящалась там в дни храмовых праздников; затем священник читал духовное слово из особых сборников, составленных из поучений отцов Церкви – преимущественно святого Иоанна Златоуста . Потом Государь в одной из домашних церквей простаивал заутреню и иногда раннюю обедню. Затем с собравшимися во дворец боярами шел в одну из дворцовых церквей к поздней обедне. После чего он начинал принимать доклады и челобитные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

За развод с великой княгиней Соломонией (Сабуровой) и насильственный ее постриг обличали Василия III инок Вассиан (в мире кн. Василий Патрикеев Косой) и преподобный Максим Грек , подвергшийся за это ссылке в Волоколамскую и Симоновскую обитель. «Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя,» – ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой. Евангельскими и апостольскими правилами доказывал Вассиан неправильность намерения великого князя. Святой Максим Грек и в заточении не утратил «огнь ревности яже по Бозе» и юному Иоанну IV представил удивительные по полной безбоязненности «Главы поучительны к начальствующим правоверно.» Он писал, что государю необходимее всего правда: «Ничтоже убо потребнейше и иужнейше правды благоверно царствующему на земли.» Как солнце согревает вселенную, так и «душа благовидная благоверного царя, украшенная правдой и чистотой, украшает и согревает все ей подвластное.» За прямоту свою в обличении зла, творившегося Иоанном IV, мученически погиб святой митрополит Филипп (†1568 г.). «Лучше умереть невинным мучеником, нежели в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония сего несчастного века,» – говорил святитель на суде, обращаясь к царю. Митрополит Дионисий и Крутицкий архиепископ Варлаам заступались перед царем Феодором за гонимых Борисом Годуновым и за это печалование за невинных в 1587 году были свергнуты и заточены в новгородские монастыри. Не боялся говорить правду патриарх Никон . Не страшились того же и юродивые Христа ради. Церковность Русского Быта. Верность Народа Государям Весь быт старой Руси пропитан был церковностью. Русский человек тех времен очень дорожил милостью к нему Господа Бога и стремился освятить все важные события своей жизни молитвой, благословением архипастырей и пастырей. Вот как, например, начинался день московских государей. Вставали они, как пишет А. Д. Нечволодов в своей Истории, в четыре часа утра. Умывшись и одевшись, государь шел прямо в крестовую палату, где его поджидал духовник или крестовый поп. Здесь он молился около четверти часа, причем на аналой ставился образ того святого, память которого праздновалась в тот день. По окончании молитвы священник кропил государя святой водой, называвшейся «праздничной»; она привозилась из разных монастырей и церквей всего государства, прославленных чудотворными иконами, и освящалась там в дни храмовых праздников; затем священник читал духовное слово из особых сборников, составленных из поучений отцов Церкви, – преимущественно святого Иоанна Златоуста . Потом государь в одной из домашних церквей простаивал заутреню и иногда раннюю обедню. Затем с собравшимися во дворец боярами шел в одну из дворцовых церквей к поздней обедне. После чего он начинал принимать доклады и челобитные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Твердый, благочестивый, митрополит Варлаам, строго корил Василия III за его приемы в борьбе с удельными князьями. Отдав, наконец, свой посох, он в 1522 году оставил митрополию и сослан был потом в Спасокаменный монастырь. Троицкий игумен Порфирий укорял Василия III за пленение кн. Василия Шемякина Путивльского, вопреки данному первым обещания: «Если ты приехал в храм Безначальные Троицы с тем, чтобы испросить себе прощение грехов, то будь наперед милосерд к гонимым без правды», говорил великому князю игумен Порфирий, подвергшийся за это изгнанию. А. Д. Нечволодов в своих прекрасных «Сказаниях о Русской Земле» говорит, что, когда Василий III особенно опалился на брата своего Юрия, то последний обратился к заступничеству святого Иосифа Волоколамского, дав слово не строить ков против государя. Преподобный Иосиф отправил в Москву двух старцев. Догадываясь о цели их приезда, Василий, не поздоровавшись с ними, сказал им сердито: «Зачем пришли, какое вам до меня дело?» На это один из старцев стал наставительно выговаривать ему, что Государю не подобает так выходить из себя, не разузнав наперед в чем дело, а следует разспросить хорошенько и выслушать с кротостью и смирением. Выслушав его наставление, Василий смутился, встал и сказал: «Ну, простите, старцы, я пошутил». Сняв шапку он поклонился им, спросил о здоровье игумена и, выслушав ходатайство их, простил брата. За развод с великой княгиней Соломонией (Сабуровой) и насильственный её постриг обличали Василия III инок Вассиан (в мире кн. Василий Патрикеев Косой) и преподобный Максим Грек , подвергшийся за это ссылке в Волокаламскую и Симоновскую обитель. «Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя» – ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой. Евангельскими и апостольскими правилами доказывал Вассиан неправильность намерения великого князя. Святой Максим Грек и в заточении не утратил «огнь ревности яже по Бозе» и юному Иоанну IV представил удивительные по полной безбоязненности «Главы поучительны к начальствующим правоверно». Он писал, что государю необходимее всего правда: «Ничтоже убо потребнейше и нужнейше правды благоверно царствующему на Земли». Как солнце согревает вселенную, так и «душа благовидная благоверного Царя, украшенная правдой и чистотой, украшает и согревает все ей подвластное».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

От Ильиньского крестца скоро течаше муж святолепен, мнишеский образ имея. Сей же бяше познаваем великий преподобный Сергий чюдотворец, отинуде же прииде преподобный Варлам, Хутынский чюдотворец. Сии оба купно… припадаша к ногама им же со слезами глаголаша: “О богоизбраннии святии Божии святителие, о святопомазанныя главы, о господие наши велицыи, не прогневайтеся на ны, о Нем же помолим вас… Подвигните ко Господу на умоление самую непостыдную надежу крестьянскую, Пречистую Богородицу, Мати бо сущи Божия и Питателница услышана будет, и возможно есть Ей праведный гнев на милосердие предварити. Согрешившая люди и избывше от толиких бед и розумевше премногие щедроты и долготерпение премилостиваго Владыки человеколюбца Христа Бога нашего, и тако неподобных дел покоянием очистятца и исправятца, и благо створити начнут, и проче богоугодными делы мирно и благодействено поживут целомудрено же и благоверно, и милость получат зде и в будущем веце от Христа Бога нашего”… И абие вси купно согласно и единодушно на молитву подвизашася, и литию сотвориша, и молебныя каноны согласно пояху, на них же и еуангелия прочитаху, и октенью по чину согласно глаголаху, и “Господи, помилуй”, со слезами призывающе, пояху, и молитву Пречистой Богородицы пред образом Ея глаголаху, и, отпуст совершающе и крестом осеняюще, с кажением благоуханным действоваху, и, на вся страны крестообразно благословляюще, возвратишася, и шествие пакы творяху во град и с чюдотворным образом Богоматере и со всею святынею» . Что было делать впавшим в покаянное настроение москвичам? Молиться перед чудотворными и особо почитаемыми списками Владимирской иконы Божией Матери. Таких икон было несколько. После первого чуда спасения Москвы в 1395 году в период по 1410 год были созданы точные списки по мере и подобию в домовой Благовещенский храм великого князя, иконы наместницы для Успенского собора Кремля, Успенского собора Владимира и Владимирского собора Сретенского монастыря в Москве с надставленными широкими полями . Искусствоведы предполагают, что списки 1410 года мог выполнять святой Андрей Рублев или по крайней мере иконописцы из его круга. За последующее столетие олифа, покрывавшая иконы, потемнела. Это обстоятельство серьезно взволновало государя Василия Ивановича.

http://pravoslavie.ru/138332.html

Будучи неоднократно свидетелем заботливой внимательности Вашей к войскам вверенного мне гвардейского пехотного корпуса, я вменяю себе в особенно приятную обязанность о таковой Высочайшей воле довести до сведения Вашего Высокопреосвященства. Поручая себя высокопастырским молитвам Вашим, с совершенным почтением и таковою же преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства всепокорнейший слуга Сергий Сумароков. 3) От Михаила Александ. Офросимова. Вильно, 17 мая 1855 г. Ваше Высокопреосвященство. Триста рублей серебром, мне вами присланные для выдачи винной порции и булок нижним чинам четырёх батальонов, занимавших караулы в городе Вильно, я имел честь получить, которые и будут немедленно употреблены по назначению. Принося Вашему Высокопреосвященству искреннюю благодарность от лица всех моих добрых сослуживцев за лестное ваше к ним внимание, я осмеливаюсь поручить себя и их вашей памяти и святым вашим молитвам. С чувствами глубочайшим уважения и почтительной преданности имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга Михаил Офросимов. 4) От князя Василия Андреевича Долгорукова. С.-Петербург, 7 июня 1855 г. за 6102. Баше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь. Главнокомандующий гвардейскими и гренадерским корпусами сообщил мне, для всеподданнейшего Государю Императору доклада, что Ваше Высокопреосвященство изволили пожертвовать нижним чинам 2-й гвардейской пехотной дивизии 300 руб. сер. с тем, чтобы на эти деньги нижние чины, занимавшие последнее время караулы в г. Вильно, по выступлении из оного в поход, были угощены каждый чаркой водки и булкой. Его Императорское Величество изволил выслушать это с искренним удовольствием и поручил мне повторить изъявление душевной благодарности Вашему Высокопреосвященству за этот новый знак постоянно оказываемого Вами внимания христолюбивому воинству. Считая приятною обязанностью исполнить эту Монаршую волю и поручая себя архипастырским молитвам Вашим, покорнейше прошу принять уверение в совершенном почтении и преданности, с коими имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Дмитрия Солунского, а на другой строчная подпись: печать Князя Великаго Дмитрия Ивановича всея Русии. Есть его такие же и восковые печати между 1362 и 1389 годами. 7) Печать серебряная позолоченная великого князя Василия Дмитриевича между 1392 м 1417 годами, круглая, величиною такая же, c изображением на одной стороне Св. Василия Великого , а на другой строчная подпись: печать Князя Великаго Василиева Дмитриевича Всея Русии. Есть его такие же и восковые печати между 1389 и 1410 годами. 8) Того же Князя другая печать восковая около 1425 гада, круглая, односторонняя, величиною такая же, с изображением Сидящего на коне воина с обнаженным в правой руке мечом и с надписью вокруг его, которой, однакож разобрать не можно. 9) Печать черная восковая великого князя Василия Васильевича около 1462 года, в ширину продолговатая, с изображением на одной стороне льва, раздирающего змея, а на другой подпись, коей разобрать не можно. 10) Печать воска желтого величиною в грошесик великого князя Тверского Михаила Борисовича около 1462 года, c изображением на одной только стороне Св. Георгия на коне и под ним змея, с надписью: печать Великаго Князя Михаила Борисовича. 11) Печать желтого же воска и такой же величины, восьмиугольная, великого князя Ивана Васильевича около 1462 и 1481 года, с изображением на одной стороне человека, стоящего с мечом в руке против Ангела, держащего в руке кольцо, и вкруг их надпись: печать Великаго Князя Ивана Васильевича, а на другой стороне изображен лев на задних ногах сидящий и в передних лапах держащий змею, c тою же надписью. 12) Печать такого же воску и величины, круглая, односторонняя, великого князя Ивана Васильевича 1473 года, с изображением двух полунагих человек, c покрытыми головами и c копьями в руках, а над ними надпись: печать Вел. Князя Ивана Васильевича. 13) Печать воску черного такой же величины, круглая, односторонняя, того же великого князя, около 1482 года, c изображением двух всадников, с надписью : печать Великаго Князя Ивана Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Князь Андрей Иванович 54) находился боярином при Царе Феодоре Иоанновиче, а в 1587 году удалён Годуновым в Каргополь, где вскоре и кончил жизнь. В том же городе и в том же году кончил жизнь и племянник его боярин князь Иван Петрович, военачальник первостепенный, ознаменованный славою воинскою, отразивший от Пскова самого Великого Степана Батория. Из четырёх сыновей князя Ивана Петровича, старший был Царь Василий Иоаннович; три прочие находились боярами, и с кончиною младшего из них, князя Ивана Ивановича, в 1638 году, пресеклось, в тогдашней России, знаменитое имя князей Шуйских, сохранившееся в Польше. Из ветви Шуйских, в Литву переселившейся, известны были: князь Ян-Александр, хорунжий Бржещанский, от брака с Ядвигою Крживчицкою имевший следующих четырёх сыновей и дочь: 1. князь Владислав-Александр († 1671), также хорунжий Бржещанский, женатый на Юстине Колендзянской, имел двух сыновей: князя Александра († 1714) и князя Франциска, подстолия Бржещанского; 2. князь Константин-Ян, писарь великого княжества Литовского, женат был четыре раза; от 1-го брака с Бржозовскою он имел сына князя Доминика 87 , имевшего двух сыновей: князя Николая и князя NN, и двух дочерей, а) за Пепловским и б) за Выжицким; во втором браке князь Константин-Ян женат был на Конопацкой; в третьем браке на Людовике Сапега († 1687); в четвёртом браке на Анне Копчей, вдове Карла Лужецкого, и от сего четвертого брака имел сына князя Аполлония , старосту Загальского; 3. княжна Анна, за Станиславом Русецким, кастеляном Минским; 4. князь Франциск и 5. князь Василий. Брат вышеупомянутого князя Яна- Александра, князь Константин, имел трёх сыновей: князя Николая, убитого на войне; князя Стефана и князя Юрия-Константина († 1694); сей последний, от первого брака с Петрониллою Мянчинскою, имел сына князя Онуфрия, а от второго брака с Зардецкою, имел сына князя Франциска и двух дочерей: 1. за Тризною и 2. за Туром. Князь Христофор, от брака с Изабеллою Млечко, имел дочь княжну Констанцию, за Яном Черняковским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Во второй половине 30-х годов XIV века противоборство Москвы и Твери вступило в новую фазу. В 1336 году князь Александр Михайлович побывал в Твери 306 , как справедливо предполагает Л. В. Черепнин, с целью подготовки к возвращению в свое княжество 307 . В этой логике князь осуществляет свою дальнейшую политику. За тот же год Рогожский летописец поэтически излагает мотивы действий князя: Александр Михайлович решил, что достойнее принять смерть, чем лишить своих детей вотчины. «Луче бо есть оумрети Бога ради, нежели зле жити» 308 . Но прежде чем отправиться в Орду за ярлыком на великое тверское княжение, Александр Михайлович послал своих людей к митрополиту Феогносту, чтобы с князя сняли отлучение, наложенное еще в 1329 году. Митрополит удовлетворил прошение. «И посла бояр своих к Фегнасту митрополиту, благословенна деля и молитвы, и приим от него благословение и молитву от всех святитель. И поим бояре свои и слугы» 309 . А в следующем, 1337 году князь Александр Михайлович ездил в Орду и получил ярлык на княжение. Историография о приведении митрополитом тверского князя в лоно церкви такова. П. П. Соколов считал: коль скоро отлучение князя Александра Михайловича явилось следствием его отказа ехать в Орду, то оно было осуществлено под условием поездки князя к хану 310 . А. Е. Пресняков не принимает эту точку зрения. Он утверждает, что «явка к хану» князя Александра Михайловича не была ему навязана. В действиях князя А. Е. Пресняков видит иной смысл: снятие епитимьи, контакты с митрополитом Феогностом, поездка к хану – все это было направлено на то, чтобы обезопасить себя от противодействия князя Ивана Даниловича 311 . А по мнению Н. С. Борисова, прощение князя Александра являлось не только прелюдией его политического воскресения, но еще и поражением князя Ивана Даниловича. Автор замечает: «...косвенным виновником этого поражения Калита имел основание считать Феогноста» – и делает вывод о противостоянии митрополита Феогноста и великого князя Ивана Даниловича 312 . Но можно посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Митрополит Феогност в первую очередь был церковным иерархом, и все, что касалось дел церковных, он решал, исходя из канонических правил. На Руси он представлял православную византийскую церковь , и это предписывало ему быть над возникшим конфликтом. Наиболее подходящей для митрополита ролью в описанной ситуации была роль посредника. Он пытался примирить князей, как пытался ранее примирить князя ИванаДаниловича и Новгород. Снятие им отлучения с князя было в традициях православной церкви: заблудший, смирившийся и покаявшийся, вновь принимался в церковь . Он не мог отказать склонившему пред ним голову тверскому князю. С этих позиций можно увидеть и еще один мотив в действиях митрополита Феогноста при наложении интердикта на Псков. Он проклял тех, кто ослушался великого князя, то есть ослушался верховной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010