291 Но если любовью ко Христу и обусловливается любовь Отца и Сына, то это ни в каком случае не может, однако, вести к тому заключению, что Божественная благодать даруется по заслугам человеческим, – напротив, как это видно и из настоящих даже слов Господа, – начало благодатному единению человека с Собою полагает Сам Бог . Теснейшее единение с Собою, явление Своё Господь обещает имеющим и соблюдающим заповеди Его; но самые заповеди Господа, возвещённые Им человеку, есть великий дар Божий: по слову Самого Спасителя – заповедь Его, от Отца полученная, живот вечный есть (12:50). И для имения их, а тем более – для соблюдения, необходимо также благодатное воздействие Бога на человека: «никтоже может приити ко Мне, свидетельствует Господь, – аще не Отец, пославый Мя, привлечет его» (4:44)... Любовь Божия, как вообще, так и в каждом отдельном случае есть prima causa salutis, и уже на этой любви основанная, ею вызванная, любовь человека ко Христу является условием для нового, особого благоволения к нему Отца и Сына и явления ему Сына. 292 Op. col. 918. Также Златоуст: Minge t. LIX, col. 406. Р. II. Стр. 523, Зигабен: Толк. Еванг. стр. 230. – Должно, однако, заметить, что χειν и τηρεν в данном случае – понятия очень близкие, а не противополагающиеся друг другу, как это выходит отчасти по толкованию названных Отцов. Мысль обоих выражений, – внутреннее соблюдение заповедей Христовых, – раскрывается нами ниже. За такое именно значение χειν и τηρεν стоят Meyer, Hengstenberg, Stier (Die Reden d. Herrn Iesu S. 208) и дрр. Вполне верно в этом смысле толкование бл. Феофилакта: «Итак, кто любит Меня, тот имеет заповеди Мои, и не только имеет, но и соблюдает их, чтобы не пришёл вор-диавол и не похитил это сокровище, ибо нужна тщательная осторожность, чтобы не потерять их». Благов. стр. 363–364. К этому мнению, впрочем, сводится, вероятно, и толкование бл. Августина, – по крайней мере, когда он говорит о сохранении заповедей perseverando. 293 Сочинения, т. стр. 435 (из Слова в Субб. Светл. седм.). Бл. Августин пишет: «к тому Он сказал: и Аз возлюблю его, к чему продолжением является: и явлюся ему Сам. Возлюблю и явлюся, т.е. до того возлюблю, что явлюся. Ибо ныне Он возлюбил до того, чтобы мы верили и заповеди Его соблюдали, а тогда возлюбит до того, что мы будем видеть и в самом видении получим награду». Op. col. 918. Lampe: Antecedens dicitur amor benevolentiae, consequens amor complacentiae. Comm. anal.-exeg. Ev. sec. S. 163–164.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Лит.: Vitale V. Il dominio della parte guelfa in Bologna, 1280-1327. Bologna, 1901; Chone H. Die Handelsbeziehungen Kaiser Friedrichs II. zu Seestädten Venedig, Pisa, Genua. B., 1902; Luchaire A. Innocent III. P., 1905-1908. Farnborough, 1969 2. 6 vol.; Hessel A. Geschichte der Stadt Bologna von 1116 bis 1280. B., 1910; Sthamer E. Dokumente zur Geschichte der Kastellbauten Kaiser Friedrichs II. und Karls I. von Anjou. Lpz., 1912-1926. 2 Bde; Abbeg E. Die Politik Mailands in den ersten Jahrzehnten des 13. Jh. Lpz., 1918; Hampe K. Papst Innocenz IV. und die sizilische Verschwörung von 1246. Hdlb., 1923. (SHAW; 8); Hagemann W. Die Entstehung der Scaligersignorie in Verona (1259-1304). B., 1937; Scivoletto N. Fra Salimbene da Parma e la storia politica e religiosa del sec. XIII. Bari, 1950; Pontieri E. Ricerche sulla crisi della monarchia siciliana nel sec. XIII. Napoli, 1958; Gracco G. Società e stato nel medioevo Veneziano: Sec. XII-XIV. Venezia, 1965; idem. La chiesa di Venezia nei sec. XI-XIII/Ed. F. Tonon. Venezia, 1988; Cognasso F. Il Piemonte nell " età sveva. Torino, 1968; La guerra del Vespro siciliano/Ed. M. Amari, F. Giunta. Palermo, 1969; Абрамсон М. Л. Южная Италия, XI-XIII вв.//История Италии/Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1970. Т. 1. С. 130-199; она же. Сицилийское королевство как особый вариант гос. структуры в Зап. Европе//СВ. 1994. Вып. 57. С. 3-16; Баткин Л. М. Период городских коммун//История Италии. М., 1970. Т. 1 С. 200-272; Kamp N. Kirche und Monarchie im staufischen Königreich Sizilien. Münch., 1973. Bd. 1: Prosopographische Grundlegung: Bistümer und Bischöfe des Königreichs, 1194-1266; idem. Der Episkopat und die Monarchie im staufischen Königreich Sizilien//QFIAB. 1984. Bd. 64. S. 84-115; Paolini L., Orioli R. L " eresia a Bologna fra XIII e XIV sec. R., 1975. 2 vol.; Bowsky W. M. A Medieval Italian Commune: Siena under the Nine, 1287-1355. Berkeley, 1981; Housley N. J. The Italian Crusades: The Papal-Angevin Alliance and the Crusades against Cristian Lay Powers, 1254-1343.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Лит.: Fortunius A. Historiarum Camaldulensium libri tres. Florentia, 1575-1579. 2 t.; Lugano P. T. La congregazione camaldolese degli eremiti di Montecorona. Frascati, 1908; Il Sacro Eremo di Camaldoli (Toscana): 1012-1912. Firenze, Franke Th. W. Romuald von Camaldoli und seine Reformtätigkeit zur Zeit Ottos III. B., 1913; D " Andria R. A. La congregazione camaldolese e la sua storia. Napoli, 1934; Des Mazis A. Camaldules//DHGE. T. 11. Col. 512-536; Pagnani A. Storia dei benedettini camaldolesi: Cenobiti, eremiti, monache ed oblati. Sassoferrato, 1949; Robert P. Camaldules//DSAMDH. Vol. 3. Col. 50-60; Tabacco G. La data di fondazione di Camaldoli//Riv. di storia della chiesa in Italia. 1962. Vol. 16. P. 451-455; idem. Romualdo di Ravenna e gli inizi dell " eremitismo camaldolese//L " eremitismo in Occidente nei sec. XI e XII. Mil., 1965. P. 73-121; Donati G. G. L " ordine camaldolese. Arezzo, 1964; Kurze W. Campus Malduli: Die Frühgeschichte Camaldolis//QFIAB. 1964. Bd. 44. S. 1-34; Manneschi E. Le origini e le vicende storiche del patrimonio del monastero di Camaldoli. R., 1992; Vedovato G. Camaldoli e la sua Congregazione dalle origini al 1184: Storia e documentazione. Cesena, 1994; idem. Camaldoli nell " età comunale (1088-1250)//Il monachesimo italiano nell " età comunale. Cesena, 1998. P. 529-562; Caby C. De l " érémetisme rural au monastichisme urbain: Les camaldules en Italie à la fin du Moyen Âge. P., 1999; idem. Camaldules//Dictionnaire du Moyen Âge. P., 2002. P. 208-209; Lackner D. F. The Intellectual Life and Religious Organisation of the Camaldolese Order in Tuscany, 1480-1520. Oxf., 2000; Camaldoli: Sacro Eremo e monastero. Firenze, 2002; Licciardello P. Ricerche sui Rodolfo priori di Camaldoli (1080-1180)//Vita monastica. 2002. Vol. 56. N 220. P. 48-67; idem. I Camaldolesi tra unità e pluralità (XI-XII sec.): Istituzioni, modelli, rappresentazioni//Dinamiche istituzionali delle reti monastiche e canonicali nell " Italia dei sec. X-XII. S. Pietro in Cariano, 2007. P. 175-238; idem. Le costituzioni di Placido, priore di Camaldoli (1180-1189/1190)//RBén. 2008. Vol. 118. N 1. P. 69-88; San Romualdo: Storia, agiografia e spiritualità. S. Pietro in Cariano, 2002; Camaldoli: Il monastero, l " eremo e la foresta/Ed. A. Piroci Branciaroli. Città di Castello, 2003; Alberigo G. The Reform of the Episcopate in the «Libellus» to Leo X by the Camaldolese Hermits Vincenzo Querini and Tommaso Giustiniani//Reforming the Church before Modernity: Patterns, Problems, and Approaches. Aldershot, 2005. P. 139-152; Francesconi G. Tra Riforma, vescovo e clientes: Camaldoli e le società locali (sec. XI-XIII). Firenze, 2005.

http://pravenc.ru/text/1320187.html

Л., 1982; Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сб. текстов/Пер. с лат. и коммент.: Н. В. Ревякина и др. Саратов, 1984; Martin Luther e il protestantesimo in Italia: Bilancio storiografico. Mil., 1984; Pievi e parrocchie in Italia nel basso Medioevo (sec. XIII-XV). R., 1984. 2 vol.; Сочинения итал. гуманистов эпохи Возрождения (XV в.)/Ред.: Л. М. Брагина. М., 1985; Ролова А. Д. Конец эпохи Возрождения в Италии: Специфика экономики и общества в XVI в. Рига, 1987; Gaspare Contarini e il suo tempo/A cura di F. Cavazzana Romanelli. Venezia, 1988; Il Concilio di Trento nella vita spirituale e culturale del Mezzogiorno tra XVI e XVII sec./A cura di G. De Rosa, A. Cestero. Venosa, 1988. 2 vol.; San Carlo Borromeo: Catholic Reform and Eccesiastical Politics in the Second Half of the 16th Cent./Ed. J. M. Headley, J. B. Tomaro. Wash., 1988; Vauchez A. Ordini mendicanti e società italiana (XIII-XV sec.). Mil., 1990; Vescovi e diocesi in Italia dal XIV alla metà del XVI sec. R., 1990. 2 vol.; Caponetto S. La Riforma protestante nell " Italia del Cinquecento. Torino, 1992; Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995; Burke P. The Italian Renaissance: Culture and Society in Italy. Princeton, 19992; История лит-ры Италии: В 4 т. М., 2000. Т. 1: Средние века/Ред.: М. Л. Андреев и др.; Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Идеалы и практика культуры. М., 2002; Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II/Пер. с франц.: М. А. Юсим. М., 2002-2004. 3 т.; Romeo G. Inquisitori, esorcisti e streghe nell " Italia della Controriforma. Firenze, 2003 2; Краснова И. А. Война Восьми Святых и ее влияние на внутреннюю политику Флоренции//Образ войн и революций в исторической памяти. Пятигорск; Ставрополь; М., 2009. С. 270-289; она же. Горожанки Флоренции между семьей и монастырем: Индивидуальный выбор, брачные стратегии и социальное принуждение//Диалог со временем. М., 2010. Вып. 31. С. 124-153; Najemy J. M. Italy in the Age of the Renaissance: 1300-1550.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Ист.: I salmi appertinenti alli vesperi... a uno et a duoi chori. Venetia, 1550; Psalterium Davidicum, per hebdomadam dispositum ad usum Ecclesiae Ducalis Sancti Marci Venetiarum. Venetia, 1609; Suriano A. Breve descrittione d. sacro thesoro d. reliquie ritrovate nel Santuario d. Chiesa Ducale di S. Marco. Venezia, 1617; Thiepolo G. Trattato d. santissime reliquie ultimamente ritrovate nel Santuario della Chiesa di S. Marco. Venezia, 1617; idem. Trattato dell " imagine d. Gloriosa Vergine. Venezia, 1618; Vergaro G. C. Racconto dell " apparato et solennita fatta nella ducal chiesa de S. Marco di Venetia. Venezia, 1617; Supplicationes ad Sanctissimam Verginem Mariam: Tempore belli: Secundum consuetudinem ducalis basilicae S. Marci Venetiarum. Venetia, 1695. Лит.: Michiel G. R. Le origine d. feste veneziane. Mil., 1817. Venezia, 1916. 6 vol.; Pasini A. Rito antico e ceremoniale d. basilica//La basilica di S. Marco. Venezia, 1888. P. 65-71; Gallo R. Reliquie e reliquari veneziani//Riv. di Venezia. 1934. Vol. 13. P. 187-214; Culto dei santi a Venezia. Venezia, 1965; Fasoli G. Liturgia e ceremoniale ducale//Venezia e il Levante fino al sec. XV. Firenze, 1973. Vol. 1. P. 261-295; Tramontin S. Influsso orientale nel culto d. santi a Venezia fino al sec. XV//Ibid. P. 817-820; Bryant D. Liturgy, Ceremonial and Sacred Music in Venice at the Time of the Counter-Reformation: Ph. D. diss. L., 1981; Moore J. H. Music for the Madonna Nicopeia and S. Maria d. Salute//JAMS. 1984. Vol. 37. P. 299-355; Muir E. Civic Ritual in Rennaissance Venice. Princeton (N. J.), 1981; Pressacco G. Canti d. tradizione orale patriarchina//Musica e liturgia nella cultura mediterranea: Atti del Conv. intern. di studi, Venezia, 2-5.10.1985. 1988; Cattin G. Musica e liturgia a S. Marco: Testi e melodie per la liturgia d. ore dal XII al XVIII sec. Venezia, 1990-1992. 4 vol.; Chegai A. La musica a S. Pietro in Castello, duomo di Venezia, fra XVI e XVII sec.//Recercare: Riv. per lo studio e la pratica d. musica antica. 1991. Vol. 3. P. 219-229; Fenlon I. Music, Ceremony and Self-Identity in Rennaisance Venice//Music&Anthropology. 1996. N 1 [Электр. ресурс: Vildera A. Il Santorale marciano e il Santorale d. Chiesa di Padova//Da Bisanzio a San Marco: Musica e liturgia. Bologna, 1997. P. 271-300; Ongaro G. , Selfridge-Field E. , Zoppelli L. Venice//NGDMM. 2001. Vol. 26. P. 398-411.

http://pravenc.ru/text/150247.html

Jacob 1983–1984 – Jacob A. Quelques observations sur l’eucologe Γ.β.VII (sec. X) de Grottaferrata. A propos d’une édition récente//Bulletin de l’institut historique Belge de Rome. 1983–1984. 53/54. P. 65–98. Jagi 1913 – Jagi V. Entstehungsgeschichte der kirchenslavischen Sprache. Berlin, 1913. Korza 1998 – Korza K. L’Eucologio di Santa Maria del Patire di Rossano. Codice Vaticano gr. 1970. Roma, 1998. Koster 1991 – Koster R. Das Euchologion Sevastianov 474 (X/XI Jhdt) der Staatsbibliothek Lenin in Moskau. Roma, 1991. Matejko 2009 – Matejko L. Кънзь – краль – цсарь//Bibel, Liturgie und Frömmigkeit in der Slavia Byzantina: Festgabe für Hans Rothe zum 80. Geburtstag. München; Berlin, 2009. S. 267–272. Mateos 1965–1970 – Mateos J. Evolution historique de la liturgie de Saint Jean Chrysostome//Proche-Orient Chrétien 1965. 15. P. 333–351; 1966 16 Р. 3–18:133–161; 1970. 20. P. 97–122. Mateos 1971 – Mateos J. La célébration de la Parole dans la liturgie byzantine. Roma, 1971. (Orientalia Christiana Analecta. 191). Mercati 1926 – Mercati G. Scritti d’Isidoro il cardinale Ruteno e codici a lui apparentuti, che si conservano nella Bibliotheca Apostolica Vaticana//Studi e testi. 1926. 26. Appendice. P. 3–4. Nachtigal 1941–1942 – Nahtigal R. Euchologium Sinaiticum. Starocerkvenoslovanski spomenik. T. 1–2. Ljubljana, 1941–1942. Panteli 1985 – Panteli M. O Kievskim i Sinajskim listiima//Slovo. 1985. T. 35. P. 5–56. Parenti 1991 – Parenti S. Influssi italo-greci nei testi eucharisti bizantini dei «Fogli Slavi» del Sinai XI sec.//Orientalia Christiana Periodica. 1991. T. 57. P. 145–177. Parenti 1991a – Parenti S. Osservazioni sul testo dell’Anafora di Giovanni Crisostomo in alcuni eucologi italo-greci (VIII–XI sec.)//Ephemerides Liturgicae. 1991. 105. P. 120–154. Parenti 1994 – Parenti S. L’eucologio maniscritto Γ.β.IV (X sec.) della biblioteca di Grottaferrata/Exc. ex Dis. ad Doctoratum. Roma, 1994. Parenti 2000 – Parenti S. La frazione in tre parti del pane eucaristico nella liturgia italo-byzantina//Ecclesia Orans. 2000. 17. P. 203–227.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лит.: Popescu E. Martiri i sfini în Dobrogea//Studii teologice. Bucur., 1989. An. 41. N 3. P. 39-68; idem. Christianitas Daco-Romana: Florilegium studiorum. Bucur., 1994; idem. Un militar cretin în armata Scythiei Minor la sfâritul sec. al III-lea//Teologie i via. S. N. Iai, 1999. An. 9(75). N 1/6. P. 29-42; idem. Cretinismul timpuriu pe teritoriul României: 1. Originile apostolice; 2. Bizanul sau Roma//Priveghind i lucrând pentru mântuire. Iai, 2000. P. 194-211; Nestor (Vornicescu), arhiep. Primele scrieri patristice în literatura român, sec. IV-XIV. Craiova, 1992; D nil N. Martyrologium Daco-Romanum//Verbum. Bucur., 1995/1996. An. 6/7. N 7. P. 181-269; idem. Passio Sancti Philippi Apostoli (BHL 6814) i începuturile cretinismului în Scythia Minor//Studia Univ. Babe-Bolyai. Ser.: Theologia graeco-catholica Varadiensis. Cluj-Napoca, 2002. An. 47. N 1. P. 151-161; Holubeanu I. Despre aria misionar a sf. ep. mucenic Ephraim//Pontica: Anuarul Muzeului de istorie naional i arheologie. Constana, 2007. Vol. 40. P. 415-428; idem. Dependena canonic a Tomisului în sec. al IV-lea//Cruce i misiune/Coord. E. Popescu, V. Ioni. Bucur., 2013. Vol. 2: Sfinii împrai Constantin i Elena - promotori ai libertii religioase i aprtori ai Bisericii. P. 615-654; Muntean V. V. Istoria Bisericii româneti: Curs sintetic. Timioara, 2010. Vol. 1: De la începuturi pân în 1716; erb nescu N. I., preot. Biserica Ortodox Român de la primele întocmiri cretine pe pmânt românesc, la Patriarhat/Ed. M. O. Coi. Bucur., 2015. (Opera istoric; 1). М. Антон История Валашского княжества. Территориально-этническое формирование. Валашское княжество (румын. ara Româneasc), возникшее в нач. XIV в. и просуществовавшее до 11(23) дек. 1861 г., включало юж. территории современной Р. между Карпатами и Дунаем и р. Олт и было поделено на Мунтению (Б. Валахию) и Олтению (М. Валахию). Столицами в разное время были Кымпулунг (до 1369), Куртя-де-Арджеш (1369-1418), попеременно Куртя-де-Арджеш и Тырговиште (1418-1431), Тырговиште (1431-1660) и Бухарест (с 1660).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

1897. T. 2. P. 481-495; idem. L " Italie méridionale et l " Empire byzantin depuis l " avenement de Basile I jusqu " à la prise de Bari par les Normands (867-1071). P., 1904; Протасов Н. Д. Греч. монашество Юж. Италии и его церк. искусство. Серг. П., 1915; Robinson G. The History and Cartulary of St. Elias and St. Anastasius of Carbone. R., 1928-1930. 2 vol. (3 Pt.) (OrChr.; 11/5, 15/2, 19/4); White L.-T. Latin Monasticism in Norman Sicily. Camb., 1938. P. 41-43; Scaduto M. Il monachismo basiliano nella Sicilia medievale: Rinascità e decadenza, sec. XI-XIV. R., 1947; Grumel V. L " annexion de l " Illyricum oriental, de la Sicile et de la Calabre au patriarcat de Constantinople: Le témoignage de Théophane le Chronographe//RechSR. 1951/1952. Vol. 40. P. 191-200; Anastos M. V. The Transfer of Illyricum, Calabria, and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732-733//Silloge bizantina: In onore di S. G. Mercati. R., 1957. P. 14-31. (SBN; 9); La Chiesa greca in Italia dall " VIII al XVI sec.: Atti del Conv. storico interecclessiale (Bari, 1969). Padova, 1972. Vol. 1-2; Jacob A. Le Vat. Gr. 1238 et le diocèse de Paléocastro//Riv. di Storia d. Chiesa in Italia. 1971. Vol. 25. P. 516-523; idem. Testimonianze bizantine nel Basso Salento//Il Basso Salento: Ricerche di storia sociale e religiosa/A cura di S. Palese. Galatina, 1982. P. 49-69; Guillou A. L " organisation ecclésiastique de l " Italie byzantine autour de 1050: de la métropole aux église privée: Administration et économie//Le istituzioni ecclesiastiche d. «Societas Christiana» d. sec. XI-XII: Diocesi, pieve e parrocchie: Atti d. 6 Settimana intern. di studio (Mil., 1974). Mil., 1977. P. 309-322; Martin J.-M., Noyé G. Guerre, fortifications et habitats en Italie méridionale du Ve au Xe siècle//Guerre, fortification et habitat dans le monde méditerranéen au Moyen Âge/Sous la dir. d " A. Bazzana. [P.; R.], 1988. P. 225-236. (Castrum; 3). Фрагмент протоболгарской надписи греч. буквами Болгарское гос-во было создано в кон.

http://pravenc.ru/text/372678.html

при ун-те функционирует Центр документации, в наст. время переименованный в Ин-т религ. исследований (Istituto per le scienze religiose di Bologna), в его б-ке хранится архив Ватиканского II Собора . Ист.: Denifle H. Die Statuten der Juristen Universität Bologna vom Jahre 1317-1347//ALKGMA. 1887. Bd. 3. S. 196-397; Chartularium Studii Bononiensis: Documenti per la storia dell " Università di Bologna dalle origini fino al sec. XV. Bologna, 1909-1940. 13 vol.; Il «Liber secretus iuris caesarei» dell " Università di Bologna: 1451-1500. Mil., 1984; Il «Liber secretus iuris pontificii» dell " Università di Bologna: 1451-1500/A cura di C. Piana. Mil., 1989. Лит.: Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages . Oxf., 1942, 1987r. Vol. 1. P. 87-268; Storia della Università di Bologna/A cura di A. Sorbelli, L. Simeoni. Bologna, 1944-1947. 2 vol.; Vergottini G. de. Bologna e lo «Studio» nell " età di Accursio: Atti del Conv. intern. di studi accursiani (Bologna, 1963). Bologna, 1968. T. 1. P. 3-24; Fasoli G. Per la storia dell " università di Bologna nel Medio Evo. Bologna, 1970; Fried J. Die Entstehung des Juristenstandes im 12. Jh.: Zur sozialen Stellung und politischen Bedeutung der gelehrten Juristen in Bologna und Modena. Köln, 1974; Schmugge L. Codicis Iustiniani et Institutionum baiulus: Eine Neue Quelle zu Magister Pepo zu Bologna//Ius Commune. 1977. T. 6. P. 1-9; Stelzer W. Zum Scholarenprivileg Friedrich Barbarossa (Authentica «Habita»)//DA. 1978. Bd. 34. S. 123-165; Alma mater studiorum saecularia nona: Bologna, 1088-1988/A cura di U. Eco. Bologna; Mil., 1987; L " Università a Bologna: Personnaggi, momenti et luoghi dalle origine al XVI sec./A cura di O. Capitani. Bologna, 1987; D " Amato A. I domenicani e l " Università di Bologna. Bologna, 1988; Cultura universitaria e pubblici poteri a Bologna dal XII al XV sec.: Atti del 2 Conv. (Bologna, 1988)/A cura di O. Capitani. Bologna, 1990. Д. В. Зайцев Церковные архитектура и искусство Облик Б. определяют средневек. жилые башни (в XIV в. их насчитывалось ок. 170; самая высокая, Торре Азинелли (нач. XI в.), достигала почти 100 м), дворцы, портики и улицы XIV-XVI вв., перекрытые аркадами (общая протяженность 34 км); вдоль дороги, ведущей к ц. Мадонна ди Сан-Лука (за пределами города), находится самая длинная в мире галерея протяженностью 3,5 км, с более 600 арками. Огромную роль в развитии города сыграла программа перестройки города (в к-рой принял активное участие Аристотель Фьораванти ), осуществленная семьей Бентивольо, правившей в Б. в кон. XV в. Основы церковной архитектуры Б. были заложены в романскую эпоху, но значительный вклад внесла готика: наиболее известны ц. св. Франциска (XIII в.) и ц. св. Петрония (см. также ст. Чертоза ). Эпоха Возрождения затронула городскую архитектуру в меньшей степени, однако фасады и интерьеры мн. церквей были перестроены (Сан-Джакомо Маджоре, Сан-Джованни ин Монте и др.; оригинальная постройка того времени - ц. Сан-Микеле ин Боско).

http://pravenc.ru/text/149693.html

Лит.: Delehaye. Origines. P. 330-332; Paschini P. S. Paolino Patriarca e la Chiesa aquileiese alla fine del sec. VIII. Udine, 1906; idem. La Chiesa aquileiese e il periodo delle origini. Udine, 1909; idem. Le fasi di una leggenda aquileiese//Rivista di storia della Chiesa in Italia. R., 1954. Vol. 8. P. 161-184; Lanzoni. Diocesi. P. 373-383; Bettini S. Mosaici antichi di S. Marco a Venezia. Bergamo, 1944; Egger R. Der heilige Hermagoras: Eine krit. Untersuch. Klagenfurt, 1948; Marcon E. Sant " Ermagora protovescovo e martire di Aquileia: Nel ripristino del reliquiario del S. Capo venerato nella Metropolitana di Gorizia. Gorizia, 1958; Someda de Marco C. Breve excursus fra le opere d " arte della Metropolitana di Udine. Udine, 1960; Paschini P., Cannata P. Ermagora e Fortunato//BiblSS. Vol. 5. Col. 10-21; Richard P. Aquilée//DHGE. T. 3/2. Col. 1112-1142; Tavano S. La basilica patriarcale//Aquileia e Grado. Udine, 1972. P. 189-248. (AAAd; 1); idem. Aquileia cristiana. Udine, 1972. (AAAd; 3); idem. Aquileia e Grado: Storia, Arte e Cultura. Trieste, 1986; Morgagni Schiffrer C. Gli affreschi medioevali della basilica patriarcale//Aquileia e Grado. Udine, 1972. P. 323-349; Cattaneo E. Santi milanesi ad Aquileia e santi aquileiesi a Milano//Aquileia e Milano. Udine, 1973. P. 235-248. (AAAd; 4); Biasutti G. Aquileia e la Chiesa da Alessandria//Aquileia e l " Oriente mediterraneo. Udine, 1977. P. 215-229. (AAAd; 12); Niero A. I martiri aquileiesi//Aquileia nel IV sec. Udine, 1982. Vol. 1. P. 151-174. (AAAd; 22); idem. Culto dei santi da Grado a Venezia//Studi jesolani. Udine, 1985. P. 163-186. (AAAd; 27); Aubert R. Hermagoras//DHGE. T. 24. Col. 13-14; Dale T. Relics, Prayer, and Politics in Medieval Venetia: Romanesque Paintings in the Crypt of Aquileia Cathedral. Princeton, 1997; Bratoz R. Il cristianesimo aquileiese prima di Costantino: Fra Aquileia e Poetovio. Udine, 1999; Aquileia Romana e Cristiana fra II e V sec. Trieste, 2000. (AAAd; 47); Santi e martiri nel Friuli e nella Venezia Giulia. Padova, 2000. P. 29-32.

http://pravenc.ru/text/190139.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010