—419— решения епископа, в зависимости от которого они находятся, рукополагать пресвитеров и диаконов, то можно ли признавать, что они были только пресвитерами? Обращаясь к древним переводам анкирского правила и толкованиям его древними канонистами, мы здесь находим полное подтверждение, что у хорепископов власть рукоположения не отрицается совершенно, т.е. и переводчиками, и толкователями хорепископы признаются епископами, хотя и зависимыми. В так называемом в древне испанском переводе, относящимся, как полагают 3476 , к пятому веку, 13-е анкирское правило читается: «Vicarius (vicarios) episcoporum quod graeci corepiscopos (corepiscopum) dicunt non licere presbuteros vel diaconos ordenare: sec nec presbyterum (presbuteris) civitatis sine episcopi praeceptum (praecepto) amplius aliquid iuberet (iubere) vel si auctoritatem (auctoritate) litterarum ejus in unaquaque parrochia aliquid agere». 3477 «Translatio prisca», появившееся в Италии во второй половине пятого века 3478 , имеет: «Ut non sine episcopo liceat quemquam ordinare ab iis, qui dicuntur corepiscopi. Corepiscopis non licere presbyteros aut diaconos ordinare, sed neque presbyetriss civitatis sine jussione episcopi, sed cum eisdem litteris eundi ad singulas parocias». 3479 Древний перевод также конца пятого века, известный под именем «Codex canonum ecclesiae Romanae, изданный в XVII веке Пасхазием Квеснелем 3480 , имеет: «Vicariis episcoporum, quos graeci chorepiscopos dicunt, non licet vel presbyteros vel diaconos ordinare; sed nec presbvteris civitatis sine episcopi praecepto aliquid amlius imperare vel sine auctoritate litterarum ejus in unaquaque provincia aliquid agere». 3481 У Дионисия Малого в первом его переводе (V века) —420— читаем: «Corepiscopo non licere presbiteros, aut diaconos ordinare: sed nec presbyteros civitatis sine episcopi praecepto vel litteris aliquid agere in unaquaque paraecia»; и во втором (начала VI века): «Chorepiscopis non licere presbyteros aut diaconos ordinäre: sed nec presbyteris civitatis sine praecepto episcopi vel litteris in unaquaque parrochia». 3482

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Lanata G. Gli atti dei martiri come documenti processuali. Milano 1973, 145–57 (там же обширная библиография). Prete S. «Confessioni Trinitarie» in alcuni Atti di martiri del sec. II (Giustino, Apollonio, Policarpo). – Augustinianum 13, 1973, 469–82. Paulsen H. Erwägungen zu Acta Apollonii 14–22. – ZNW 66, 1975, 117–26. См. также в патрологиях: Quasten I, 184 (франц. изд. 209–10); Χρστου, 511; и т.д. Кроме того, о юридической базе гонений на христиан см. в литературе, указанной во фр. А1 Мелитона (ниже). На рус. языке, помимо статьи Павловича, см.: Болотов II, 103–5, откуда заимствованы комм. С. Л. Кравца к рус. переводу М. Е. Сергеенко ЦИ Евсевия . Перевод с древнегреческого Мученичество святого и всехвального апостола Аполлоса [прозванного] также Саккеем (Господи, благослови) [Вступление] Во время бывшего при Коммоде гонения на христиан проконсулом Азии был некто Перенний. Аполлос же апостол, муж благочестивый, родом Александриец 715 , боящийся Господа, был схвачен и приведен [на суд]. [Первый допрос] (1) Когда он был приведен, Перенний проконсул сказал: «Аполлос, ты Христианин?» (2) «Да, Христианин, и потому Бога, сотворившего небо, и землю, и море, и все что в них 1 , почитаю и боюсь». (3) Перенний проконсул: «Покайся и повинуйся мне, Аполлос, и поклянись Фортуной 2 Господина 3 нашего Коммода самодержца». (4) Аполлос, [прозванный] также Саккей ( κα Σακκας): «Слушай меня разумно, Перенний, собирающегося обратить к тебе речь для важной и законной защиты (апологии). Раскаивающийся в справедливых, благих и дивных заповедях Бога – преступник, нечестивец и поистине безбожник, раскаивающийся же во всякой несправедливости, беззаконии, идолослужении и лукавых помыслах, избегающий греховных начал и совершенно не обращающийся к ним – таковой является праведником. (5) И из самой защиты поверь нам, Перенний, что велелепным и светлым заповедям на- Перевод с древнеармянского Житие святого Аполлония отшельника Для тех, которые помышляют о добре и имеют крепкую веру в Бога, подателем всех [благ] Христом готовится венец праведности. Ибо избранники Бога призываются к этой праведности, чтобы они, ведя благую войну, терпеливо достигли обещанного, того, что правдивый Бог обещал 716 любящим Его и верящим в Него от всего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

В Гейдельберге К. осуществил перевод с латыни на англ. язык изданного анонимно соч. «Полное и ясное изложение на основании Слова Божия церковной дисциплины и уклонения от нее Английской Церкви» (Ecclesiasticae disciplinae, et Anglicanae ecclesiae ab illa aberrationis, plena ex verbo Dei, et dilucida explicatio, 1574), автором к-рого традиционно признается единомышленник и соратник К. по пуританской деятельности теолог Уолтер Траверс († 1635). Перевод был опубликован в 1574 г. с предисловием К. ( Pearson. 1925. P. 136-142). Во время работы К. в Гейдельберге над ответами на «Защиту» Уитгифта у него возникли разногласия с наиболее бескомпромиссными английскими пуританами. Отчасти под влиянием общения с гейдельбергскими реформатскими теологами, отчасти под давлением аргументации Уитгифта К. признал, что положивший начало пуританскому движению вопрос о богослужебных облачениях является второстепенным. Отвечая на адресованный ему по этому поводу запрос пуритан из Англии, К. обосновывал свою позицию тем, что первичной обязанностью проповедника является возвещение Евангелия, поэтому лучше возвещать истинное Евангелие в традиц. облачениях, чем вообще лишиться возможности проповедовать. Недовольные ответом К., некоторые лидеры англ. пуританизма, в число которых входили авторы «Увещания» Филд и Уилкокс, направили ему коллективное письмо, в котором упрекали его в отступлении от прежних принципов. К. в «Продолжении второго возражения» отверг эти упреки, заявив, что никогда не считал вопрос об облачениях и прочих обрядах первостепенным, так что лишь уточнил свое мнение, правильность которого подтверждают его беседы с гейдельбергскими теологами (материалы переписки опубл.: A Parte of a Register. 1593. P. 401-408; The Seconde Parte of a Register. 1915. Vol. 1. P. 136-143; ср.: Cartwright. Sec. Rep. II. P. 262-264). Несмотря на эти разногласия, англ. пуритане продолжали считать К. одним из лидеров движения и признавали его высокий богословский авторитет ( Pearson. 1925. P. 148-153). После смерти курфюрста Фридриха III в окт.

http://pravenc.ru/text/1681191.html

Признавая, что в отдельных случаях даже при таком всенародном избрании церковными служителями могут стать лица, недостойные этого звания, К. считал, что для исправления такой ситуации допускается вынесение спорного вопроса об избрании на суд других общин или же на суд светской власти ( Idem. Sec. Repl. I. P. 147; ср.: Pearson. 1925. P. 96). Высшей судебной инстанцией является общий синод всех церковных общин; если же и он не может вынести решение, допускается апелляция к королевской власти, призванной наблюдать за церковным порядком в качестве высшего арбитра ( Cartwright. Repl. P. 33). Поскольку все пресвитеры одинаково избраны народом и несут одинаковое служение в равных по статусу христ. общинах, они во всех отношениях полностью равны между собой. Лишь во время общих совещаний и собраний (синодов) один из пресвитеров с согласия остальных может исполнять обязанности «председателя» (president), «управителя» (governor) или «модератора» (moderator), однако это не дает ему никакой дополнительной власти и является лишь временной служебной обязанностью: «После того как необходимые действия будут проведены и собрание распущено, он должен возвратиться на свое прежнее место и пребывать в равном положении с остальными церковными служителями» (Ibid. P. 85). Для обоснования законности такого порядка К. ссылался на кн. Деяния святых Апостолов (ср.: Деян 1. 15; 2. 14; 15. 4-29), отмечая, что при общих собраниях апостолов один из них выполнял функцию председательствующего, иногда высказывая нечто от лица всех апостолов, однако при этом он не считал себя на этом основании наделенным большей властью по сравнению с другими апостолами. По убеждению К., именно от апостольского обычая иметь на каждом собрании председателя, организующего обсуждение необходимых вопросов, в действительности ведет свое происхождение институт епископства, в рамках к-рого временные обязанности неправомерно были сделаны постоянными и незаконно расширены ( Cartwright. Repl. P. 85). Рассуждая об обязанностях церковных старейшин (elders), К.

http://pravenc.ru/text/1681191.html

2. pag. 360), Люмпера (Historia Theologico-critica et caet. pars. XIII pag. 109. 1799 an.) и Геннеля (De Hippolyto to Comment Historico-critica, Cottingae, 1838 an. pag. 37.). 257 Андрей Ривет говорит о слове: «Exiguus, inquit, libellus, pretii pene nullius, nec fidei quidem majoris. Auctorem fuisse illiteratum atque indoctum, cum ex ipso Græcæ dictionis genere, quod plerumque puerile est, tum ex rei veritate, atque pondere apparet. Primam libri sententiam exorditur ав enim, γρ, quod ne puer quidem in schola faceret». (Andreas Rivetus. Critici sacri, lib. II. сар. 11. pag. 215). Такой же отзыв о языке сего слова делает и Сейлье (Т. 2. pag. 360). 258 Например, в подлинном слове Ипполита сказано, что антихрист «смертный человек» (pag 28), а в подложном «слове о скончании мира» говорится, что антихрист будет сатана в призрачной человеческой плоти (Бол. Сборн. стр. 128 на обор.). 264 Th. 1 aller Deutsclien Bücher, Dr. М. Luther, et caetr. Altenburg. in Meissen 1661 an. S. 454. 265 Непрерывность и жестокость внешних гонений от антихриста доказаны выше непререкаемыми свидетельствами св. Писания, и св. предания. 266 Св. Амвросий под именем мерзости запустения разумеет пришествие антихриста (Opp. Т. 1. pag. 1507. Paris. 1686 an.). 281 Так, он говорит, что пророчество о мерзости запустения исполнилось, когда Римляне, по взятии и разграблении Иерусалима, в посмеяние Иудеям положили в иерусалимском храм свиную голову; но собственно «мерзость запустения», по его словам, означает прошествие мерзостного антихриста. (Орр. Т. I pag. 1507. Expos. Evang. Sec. Luc.). 284 Не излишне здесь напомянуть следующее замечание бл. Иеронима (in cap. 20 Matthæi commentarius). Евангелие может делаться известным между всеми народами двояким способом или чрез слух (per famam), или чрез проповедь в собственном смысле (per proprios prædicatores) и чрез основание церквей, первым способом оно было распространено еще при Апостолах между всеми народами известного тогда мира, – о чем свидетельствуют Ап. Павел и многие отцы Церкви; вторым же способом оно по всюду распространится в свое время, – о чем говорит Спаситель ( Мф. 24:14 ; Лк. 24:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-anti...

Uniuscujusque opus, quale sit, ignis probabit. Et-omnes nos venire necesse est ad ilium ignem – Et quemadmodum ad rubum mare venerunt Hebraei, venerunt et Aegyptii, sed Hebraei quidem transierunt mare rubrum, Aegyptii autem domersi sunt in ipso: hoc modo etiam nos etc. Enarratio in psalm. 37, 26 In psalm. 37. hom. (XII, 1817) О мучениях ада св. Амвросий, как и многие из его современников-богословов, повторяет мысли вполне оригеновские: «neque est corporalium stridor allquis dentium, neque ignis aliquis perpetuus ftammarum corporalium, neque vermis est corporalis etc.» (Expos. in Luc. lib VII, 205). Подобные же мысли находятся в expos. in ps. 119, III, 14, – в частности мысль о том, что праведники в день суда будут очищены огнём. Но здесь мы находим и различие от Оригена . Соглашаясь с Оригеном относительно очистительного судного огня для праведников, св. Амвросий отличает этот последний от огня мучений. Alius iste est ignis quo exuruntur peccata non voluntaria, sed fortuita, quem paravit servulis suis dominus Jesus, ut eos... emundet; alius ille ignis, quem deputavit diabolo et angelis ejs etc. (ibid. III); между тем Ориген и первый и второй огнь по существу считает за один и тот же, только с различением последствий для праведников и грешников: peccator venit quidem ad ignem ilium sicut Petrus et Paulus, sec non sic transiet sicut Petrus et Paulus (ibid. S. 182). Ambrosius Origines Magi, qui licet magicis artibus, cum reconeiliandae sibi divinitati studium impendunt, ortum in terris domini crediderunt... Sed tamen qui sunt isti magi, nisi qui, ut historia quaedam docet, a Balaam genus ducunt, a quo prophetatum est: orietur stella ex Jacob? Isti ergo sunt non minus fidei, quam successiones haeredes. Ille stellam vidit in spiritu, isti viderunt oculis et erediderunt etc. Ex illo (Balaam) fertur magorum genus et institutio in partibus orientis vigere, qui descripta habentes apud se omnia quae prophetaverat Balaam, etiam hoc habuerunt scriptum, quod «orietur stella ex Jacob».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

544 De propos. sec. Deum (de inst. chr.) col. 297: τς τελειτητος, ες ν το Πνεματος μς ελε χρις. 546 Ibid. col. 304. «Итак показано , в чем состоит цель благочестия, которую должны предположить избравшие для себя боголюбивую жизнь, – что эта цель есть очищение души и чрез преуспеяние в добрых делах вселение Духа (ψυχς αδαρισμος α το Πνεματος δι’ ργων γαϑν προοπς νοησις)». В этих словах – резюме всего трактата. 549 Ibid. col. 296. «Новою тварию (апостол 2Kop. V, 17 ) называет вселение (νοησιν) Св. Духа в чистом и непорочном сердце... Ибо, когда душа возненавидит грех, усвоит себе посильно (ατ δναμιν) добродетельный образ жизни и примет в себя благодать Духа, претворив ее жизнию в саму себя (δξηται μεταποιηϑεσα τ β τν το Πνεματος ες αυτν χριν), тогда сделается всецело (λην) новою и новосозданною». Претворение души благодатию есть, таким образом, идеальная цель полного возрождения, воссоздания человека, а добродетельный образ жизни и принятие благодати – средства к тому; при чем первое – добродетельный образ жизни ведет ко второму – принятию благодати, а принятие ее ведет к претворению ее в сущность души, не без заботы о том, конечно, со стороны человека. 551 Orat. adv. eos, qui differ, bapt. col. 429. Это место приведено выше. Здесь идет речь о том, за что получена будет награда на последнем суде Христовом. «За что?» Не за «облечение одеждою нетления» в крещении, а за «дела любви», потому что «благодать», т.е. отпущение грехов в крещении «есть дар Господа, а образ жизни есть исполнение обязанностей удостоенного почести» (т.е. крещения), чрез запечатление новых воинов Христовых печатью Христовою. 557 Ibid. col. 1000. «Хотя Жених многократно являлся душе (πολλις τ ψυχ), однако гласом возвещает о себе невесте, что явится ей (еще), как не представший ее очам». 560 Относительно текста творений, известных под именем преп. Макария Египетского , именно 50-ти его «Бесед» держимся обыкновенно принимаемого в настоящее время текста (по изданию Миня). На наш взгляд, содержание «Бесед», находящееся в близком родстве с изложенным уже нами сотериологическим учением других древних отцов, сильно говорит за большую древность этого драгоценного памятника сотериологических воззрений древних египетских подвижников. Таким этот памятник останется даже и в том крайнем случае, если предположить, что в «Беседах» не все принадлежит пр. Макарию Египетскому , или что его мысли и наставления не везде записаны с буквальною точностью и что следовательно на его»Беседы» можно смотреть как на собирательный, до некоторой степени, труд египетских подвижников, во главе с пр. Макарием, которого наставления и весьма многие изречения легли в его основу, и которого имя поэтому, не без основания (даже и при этой точке зрения), усвояется всему древнему памятнику подвижнической письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

27 Incipiam ab his, quae proxime gesta sunt, id est eo tempore quo primum in Arelatensi oppido frater et comminister meus Paulinus ecclesiae Trevirorum episcopus eorum se perditioni simulationique non miscuit, et dignus exsilio a rege est judicatus. 6 n. M. 10, 632 c. 29 Что Иларий различает общий ход арианской политики Констанция на западе от частного факта аримино-никской унии, как его финала, на это указывает выступающее в приведенной тираде Илария противоположение понятий – grave et multiplex opus и определенная res, которая gesta est в месте пребывания самого автора. 31 Omnia enim sunt et separanda temporibus, et distinguenda judicus et secermenda personis et verborum dijudicanda virtutibus. ib. 33 Et cum tam gravis rei negotium tractetur, oportet et unumquemque his modo curam cognocendis rebus impendere, ut judicio deinceps proprio consistens opinionem non sequatur alienam. 7 n. M. 10, 631 n. 34 Praetermitto autem licet potissima regi sit referenda reverentia (omne enin a Deo regnum est), non tamen aequanimiter judicium ejus episcopalibus arbitriis admitii: quia Caesaris Caesari, Deo autem reddenda quae Dei sunt. Taceo imperatoris sublata causae cognitione judicium. Non quaeror extorqueri de absente sententiam; quamvis Apostolo dieente: ubi fides est, ibi et libertas est, pati istud simplicitas sacerdotalis non debeat. Sed haec, non quia contemnenda sunt, verum quia his graviora sint subiecta praetereo. 5 n. M. 10, 630. 35 Aderat ibi tum Hilarius, a Seleucia legatos secutus, nullis certis se mandatis opperiens imperatoris voluntatem. Sulp Sev. Hist. sac. 2, 45. Migne. s. I. 20, 154 c. 38 Cfr.: Optime ас religiosissime imperator. 4 n. М. 10, 565; plissime imperator.. Cum sis bonus ac religiosus.. etc. 1 n. M. 10, 563 c. 39 Quasi discordiae seminarium et perturbator orientis redire ad Gallias jubetur, absque exsilii indulgentia. Sulp. Sec. 2, 45. M. 20. 155. 44 Quanto nos impensiore сига audientiam quaererenius, tanto illi pertinaciore studio audientiae contrairent. 5 n. M. 10, 631 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Biserica Ortodox Rus Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei tirile principale În Duminica Lsatului sec de brânz Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a svârit Dumnezeiasca Liturghie în Catedrala „Hristos Mântuitorul” În Duminica Întoarcerii Fiului Risipitor Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie la schitul „Sfântul Alexandru Nevski” De srbtoarea Întâmpinrii Domnului Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie în Catedrala „Hristos Mântuitorul” din Moscova În Duminica Vameului i a Fariseului Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie la schitul „Sfântul Alexandru Nevski” A avut loc consftuirea de lucru a Sanctitii Sale Patriarhul Chiril cu lociitorul Lavrei „Sfânta Treime” a Cuviosului Serghie episcopul de Serghiev-Posad i Dmitrov Foma Arhiva   Principal / Biserica i statul A fost aprobat planul de aciuni pentru introducerea cursului „Bazele culturii religioase i a eticii laice " în colile din Rusia Versiune pentru tipar 8 februarie 2012 13:13 Правительство Российской Федерации распоряжением от 28 января 2012 года 84-р утвердило план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях страны. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте Правительства. Согласно документу, с января по март 2012 года ученики и их родители выберут модули учебного курса. С февраля по август 2012 года будут проводиться мероприятия по повышению квалификации педагогов. За 2012/2013 учебный год в федеральных округах будут проведены конференции, посвященные новому учебному курсу. Будет также открыт специальный сайт с информацией и методическими материалами по учебному курсу. Отдел религиозного образования и катехизации /Патриархия.ru Versiunea: rus , ucrainean Materiale la tem Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril s-a întâlnit cu profesorii la disciplinele „Bazele culturilor religioase i ale eticii laice” i „Bazele culturii spiritual-morale” Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse s-a adresat ctre preedintele Guvernului Federaiei Ruse cu rugmintea s susin proiectul de lege care limiteaz aplicarea în Rusia a tehnologiilor de reproducere asistat pentru cetenii strini Scrisoarea Sanctitii Sale Patriarhul Chiril adresat preedintelui Guvernului Federaiei Ruse, Mihail Miustin, cu referin la proiectul Legii Federale nr.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2005360...

Biserica Ortodox Rus Site-ul oficial al Patriarhiei Moscovei tirile principale În Duminica Lsatului sec de brânz Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a svârit Dumnezeiasca Liturghie în Catedrala „Hristos Mântuitorul” În Duminica Întoarcerii Fiului Risipitor Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie la schitul „Sfântul Alexandru Nevski” De srbtoarea Întâmpinrii Domnului Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie în Catedrala „Hristos Mântuitorul” din Moscova În Duminica Vameului i a Fariseului Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie la schitul „Sfântul Alexandru Nevski” A avut loc consftuirea de lucru a Sanctitii Sale Patriarhul Chiril cu lociitorul Lavrei „Sfânta Treime” a Cuviosului Serghie episcopul de Serghiev-Posad i Dmitrov Foma Arhiva   Principal / tiina i educaia / Conferine i seminare La Academia Teologic din Kiev a avut loc ediia a III-a a conferinei anuale studeneti „tiina studeneasc în coala teologic " Versiune pentru tipar 13 martie 2012 12:50 12 марта 2012 года в Киевской духовной академии состоялась ІІІ ежегодная студенческая конференции «Студенческая наука в духовной школе», посвященная в этом году 245-летию со дня рождения и 175-летию со дня смерти выдающегося церковного ученого митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова). В работе научного форума приняли участие представители церковных учебных заведений Украины, России и Румынии: Православного богословского факультета Бухарестского университета; Московской , Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий; Белгородской, Волынской, Почаевской, Одесской, Ставропольской, Полтавской, Костромской, Новокузнецкой, Воронежской духовных семинарий и Черниговского духовного училища. Открывая пленарное заседание, ректор Киевской духовной академии и семинарии, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви архиепископ Бориспольский Антоний пожелал всем участникам плодотворной работы, подчеркнув, что количество представителей духовных школ из разных стран на конференции с каждым годом увеличивается.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2073491...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010