2005. Vol. 56. P. 115-121; Leppin V. Die Konstantinische Schenkung als Mittel der Papstkritik in Spätmittelalter, Renaissance und Reformation//Konstantin der Grosse: Der Kaiser und die Christen - die Christen und der Kaiser/Hrsg. M. Fiedrowicz, G. Krieger, W. Weber. Trier, 2006. S. 237-265; Miethke J. Die Konstantinische Schenkung im Verständnis des Mittelalters//Constantin der Grosse: Geschichte, Archäologie, Rezeption/Hrsg. A. Demandt, J. Engemann. Trier, 2006. S. 259-272; idem. La Donazione di Costantino e la controversia pubblicistica tra papa e imperatore nel XIV secolo//Costantino il Grande tra medioevo ed età moderna. Bologna, 2008. P. 51-80; idem. Die «Konstantinische Schenkung» in der mittelalterlichen Diskussion//Konstantin der Grosse: Das Bild des Kaisers im Wandel der Zeiten/Hrsg. A. Goltz, H. Schlange-Schöningen. Köln; W., 2008. S. 35-109; Sch ä ufel W.-F. «Defecit ecclesia»: Studien zur Verfallsidee in der Kirchengeschichtsanschauung des Mittelalters. Mainz, 2006; Fried J. «Donation of Constantine» and «Constitutum Constantini»: The Misinterpretation of a Fiction and Its Original Meaning. B.; N. Y., 2007; Baldi B. La Donazione di Costantino nel «Dialogus» di Enea Silvio Piccolomini//Costantino il Grande tra medioevo ed età moderna/Ed. G. Bonamente e. a. Bologna, 2008. P. 159-180; Fubini R. Conciliarismo, regalismo, Impero nelle discussioni tre- e quattrocentesche sulla Donazione di Costantino//Ibid. P. 133-158; Henderson D. «Si non est vera donatio»: Die Konstantinische Schenkung im ekklesiologischen Diskurs nach dem Fälschungsnachweis//Nach dem Basler Konzil: Die Neuordnung der Kirche zwischen Konziliarismus und monarchischem Papat (ca. 1450-1475)/Hrsg. J. Dendorfer. B., 2008. S. 283-305; Gandino G. Falsari romani o franchi?: Ipotesi sul «Constitutum Constantini»//Reti Medievali. Firenze, 2009. Vol. 10. P. 1-11; Goodson C. J., Nelson J. L. Review Article: The Roman Contexts of the «Donation of Constantine»//Early Medieval Europe. Harlow, 2010. Vol. 18.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

В частности, в XIV в. противоборство августинистов-неоплатоников и теологических аристотеликов трансформировалось в борьбу сторонников Фомы Аквинского («томисты») и Иоанна Дунса Скота («скотисты») 61 . В отличие от томистов, которые стремились к примирению веры с разумом, скотисты говорили о несовместимости знания и богословия. Это были две различные дисциплины, каждая из которых имела свою область исследования и свою методологию. Учение Дунса Скота (ок. 12661308) о двух истинах, истине веры и истине знания, преуменьшало авторитет Аристотеля и значимость интеллекта (разума) в богословии и этике. Провозглашая примат Божественной воли (Бог обладает абсолютной свободой выбора и люди не способны постигнуть его действия), он и его приверженцы считали, и в этом они приближались к платоновским и неоплатоническим воззрениям, что истины веры не нуждаются в рациональном обосновании. Дунс Скот подчеркивал, что в познании главная роль принадлежит активности души. Предметом философии (знания) является не Бог , а бытие. В это же время усилились позиции номинализма, тоже отличавшегося идейным разнообразием 62 . Одно из его направлений известно как школа мысли «Via moderna» («Современный путь»), другое как «Schola Augustiniana moderna» («Современная августинианская школа»). Первая была представлена Уильямом Оккамом 63 , Пьером д’ Айлли, Робертом Холкотом и Гавриилом (Габриэлем) Биллем; вторая – Григорием Риминийским и Хуголино Орвиетским. Обе школы следовали номиналистской позиции в вопросах логики и теории познания, но радикально расходились в области богословия. Проблема оправдания, взаимоотношения Бога и человека, решаемая ими в духе пелагианства 64 («Современный путь») или августинианства 65 («Современная августинианская школа»), оказала влияние на ранне-протестантское богословие, особенно в лютеранской Реформации, в которой доктрине спасения придавалось особое значение. Спор Августина и Пелагия о Божественном предопределении и Божественной благодати, о свободе воли, о роли человеческого и Божественного факторов в деле спасения продолжился и активизировался в богословских системах XIVXV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

10. ‘Karl Barth and the articulus iustificationis .  The Significance of His Critique of Ernst Wolf within the Context of his Theological Method " , Theologische Zeitschrift 39 (1983) 34961. 11. ‘ Homo iustificandus fide .  Rechtfertigung, Verkündigung und Anthropologie " , Kerygma und Dogma 29 (1983) 32331. 12. ‘Divine Justice and Divine Equity in the Controversy between Augustine and Julian of Eclanum " , Downside Review 101 (1983) 3129. 13. ‘ Homo assumptus ?  A Study in the Christology of the Via Moderna , with Particular Reference to William of Ockham " , Ephemerides Theologicae Lovanienses 60 (1984), 28397. 14. ‘The Influence of Aristotelian Physics upon St Thomas Aquinas " Discussion of the " Processus Iustificationis " " , Recherches de théologie ancienne et médiévale 51 (1984) 2239. 15. ‘Karl Barth als Aufklärer? Der Zusammenhang seiner Lehre vom Werke Christi mit der Erwählungslehre " , Kerygma und Dogma 30 (1984) 27383. 16. ‘Der articulus iustificationis als axiomatischer Grundsatz des christlichen Glaubens " , Zeitschrift für Theologie und Kirche 81 (1984) 38394. 17. ‘Some Observations concerning the Soteriology of the Schola Moderna " , Recherches de théologie ancienne et médiévale   52 (1985), 18293. 18. ‘The Moral Theory of the Atonement.  An Historical and Theological Critique " , Scottish Journal of Theology   38 (1985), 20520. 19. ‘John Calvin and Late Medieval Thought.  A Study in Late Medieval Influences upon Calvin " s Theological Thought " , Archiv für Reformationsgeschichte 77 (1986), 58-78. 20. ‘Christology and Soteriology. A Response to Wolfhart Pannenberg " s Critique of the Soteriological Approach to Christology " , Theologische Zeitschrift 42 (1986), 22236. 21. ‘Geschichte, Überlieferung und Erzählung: Überlegungen zur Identität und Aufgabe christlicher Theologie " , Kerygma und Dogma 32 (1986), 234-53. 22. ‘Karl Barth on Jesus Christ, Theology and the Church " , in Reckoning with Barth: Essays in Commemoration of the Centenary of Karl Barth " s Birth (Oxford: Mowbrays, 1988), 27-42.

http://bogoslov.ru/person/315805

Parlando dei problemi attuali della società, il metropolita Hilarion ha dichiarato: «Noi siamo, per così dire, a un bivio: una strada conduce alla salvezza, l " altra alla morte. Nell’Antico Testamento Dio, rivolgendosi al popolo ebraico, ha detto: «Io pongo dinanzi a te due vie: la via della benedizione e quella della maledizione, la via della vita e quella della morte. Scegli dunque la vita perché possa vivere tu e la tua discendenza» (Dt. 30,19). La via della vita è quella che offre la religione tradizionale, e la via della morte è nella società laicista moderna. Nella moderna ideologia secolare domina il relativismo morale, cioè, l " idea che non esistono valori morali assoluti, essi sono relativi». Un esempio è il nuovo concetto di famiglia che si sta sviluppando in Europa, con le unioni delle persone dello stesso sesso e la possibilità da parte di queste di adottare bambini. Naturalmente, non possiamo essere d " accordo con un tale paradigma morale. Credo che le religioni nel nostro Paese debbano lavorare insieme per proteggere la nostra gente e i nostri figli e per permetterci di avere un futuro». I giornalisti hanno chiesto se per i russi è utile l’esperienza dei teologi stranieri, che partecipano al forum. Il presidente del Decr ha detto: «Penso che la loro esperienza possa essere utile, ma dobbiamo ascoltare attentamente quello che dicono, perché oggi l " Occidente si rivolge a noi con diverse influenze, e dobbiamo fare in modo che l’integrità spirituale e morale del nostro popolo non venga scossa da queste influenze». «La conoscenza astratta della religione come fenomeno culturale e la fede religiosa sono due cose diverse - ha ricordato il presidente del Decr. - Le persone religiose che vivono in una particolare tradizione religiosa, la conoscono dal di dentro, la amano, e posso ritenersi autorità competenti in fatto di religione, perché essa è parte della loro vita. La storia delle religioni è spesso una scienza astratta, che è nelle mani di persone che non appartengono ad una particolare tradizione religiosa, cioè, esplorano la religione dal di fuori. Il modo di porsi davanti alla religione non può essere superficiale, non deve avere preconcetti, soprattutto se lo studioso sostiene una particolare posizione ideologica. Pertanto, gli studiosi della religione, naturalmente, sono necessari, ma noi dobbiamo valutare attentamente i loro consigli; è importante capire che la risposta competente a una domanda su una particolare tradizione religiosa può darla solo un rappresentante di questa tradizione. Non necessariamente un sacerdote, può essere un laico, ma in ogni caso una persona che, per così dire, pratica la religione, non la conosce solo dai libri o dalle statistiche».

http://mospat.ru/it/news/51938/

Oxf., 1982; Cioffari G. Storia dei domenicani in Puglia (1221-1350). Bari, 1986; Vaini M. Dal comune alla signoria: Mantova dal 1200 al 1328. Mil., 1986; Baaken G. Ius Imperii ad Regnum: Königreich Sizilien, Imperium Romanum und Römisches Papsttum vom Tode Kaiser Heinrichs VI. bis zu den Verzichterklärungen Rudolfs von Habsburg. Köln, 1993; Friedrich II.: Tagung des Deutschen historischen Instituts in Rom im Gedenkjahr 1994/Hrsg. v. A. Esch, N. Kamp. Tüb., 1996; Paravicini Bagliani A. Il trono di Pietro: L " universalità del papato da Alessandro III a Bonifacio VIII. R., 1996; Storia di Torino/Ed. R. Comba. Torino, 1997. Vol. 2: Il basso Medioevo e la prima età moderna (1280-1536); Dunbabin J. Charles I of Anjou: Power, Kingship and State-Making in 13th-Cent. Europe. L., 1998; Federico II e la Sicilia/Ed. P. Toubert, A. Paravicini Bagliani. Palermo, 1998; Federico II e la civiltà comunale nell " Italia del Nord: Atti del conv. intern. promosso in occasione dell " VIII centenario della nascità di Federico di Svevia/Ed. C. D. Fonseca. R., 1999; Hermes R. Totius libertatis patrona: Die Kommune Mailand in Reich und Region während der ersten Hälfte des 13. Jh. Fr./M., 1999; Storia di Cuneo e delle sue valli. Cuneo, 1999. Vol. 2: Fra Asti e Milano: Origini e primi sviluppi di Cuneo comunale nel declino della potenza sveva, 1198-1259/Ed. G. Comba; Ortalli G. Venezia nel sec. di Federico II: Modelli statuali e politica mediterranea//Atti/Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti, Cl. di Scienze Morali, Lettere ed Arti. Venezia, 1999. Vol. 157. P. 409-447; Guidoni E., Zolla A. Progetti per una città: Bologna nei sec. XIII e XIV. R., 2000; Beccaria S. Associazioni laicali a enti monastici tra XI e XIII sec. in area subalpina: Conversi, oblati, renduti, prebendari, richieste di sepoltura e di partecipazione ai benefici monastici: Una ricerca sul campo. Torino, 2001; Bologna, Re Enzo e il suo mito: Atti della Giornata di studio (Bologna, 11.06.2000)/Ed. A. I. Pini, A. L. Trombetti Budriesi, F.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Con igual responsabilidad y libertad de investigación y de conocimiento, los científicos se han aplicado al otro problema, seguramente más difícil: al problema del estado y de las propiedades de la materia primitiva. Aquel que analiza seriamente esos problemas suscitados por los modernos conocimientos científicos tiene que abandonar la concepción de una materia absolutamente independiente y autónoma, no creada o creada por sí misma, y llegar a la conclusión de la existencia de un Espíritu creador. Con la misma mirada clara y crítica con que observa los hechos, reconoce la obra creadora de un Ser todopoderoso cuya fuerza, puesta en movimiento hace miles de millones de años por un potente Fiat del Espíritu creador, se ha extendido por todo el Universo, y, con un acto de amor, ha dado nacimiento a la materia, desbordante de energía. La Ciencia moderna parece haber conseguido salvar la distancia de millones de siglos y ser testigo de aquel primer Fiat lux! (¡Haya luz!) en aquel instante en que, junto con la materia, surgió de la nada un mar de luz y de radiaciones, mientras que las pequeñas partículas de los elementos químicos se disociaban volviéndose a unir en millones de sistemas galácticos. Cierto es que, para la Creación en el tiempo, los hechos hasta ahora alcanzados no suministran una prueba absoluta como los argumentos de la metafísica y de la Revelación, por lo que a la Creación en el tiempo se refiere. Las indicaciones de las ciencias naturales requieren nuevas investigaciones y confirmaciones, y las teorías fundadas sobre esta base, nuevos desarrollos y nuevas pruebas para poder establecer una base segura para una argumentación que se halla fuera de los dominios de las ciencias naturales. De todos modos, merece que se preste la mayor atención al hecho de que las modernas ciencias naturales consideren la idea de una Creación del Universo como perfectamente identificada con su concepción científica, y esto basándose precisamente en su propia investigación. Hace pocos lustros que semejante hipótesis era considerada enteramente irreconciliable con el estado de los conocimientos científicos que entonces se poseían. Hasta en el año 1911, el célebre físico Svante Arrhenius afirmaba: «La creencia de que algo pueda surgir de la nada está en contradicción con el estado actual de la Ciencia, según la cual la materia es inmutable.»

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/y-la-b...

La VIe session du concile photien de 879-880: A propos de la mémoire liturgique, le 3 septembre, de l " empereur Constantin le Nouveau//AnBoll. 1967. T. 85. Fasc. 3/4. P. 336-337; Laurent V. Le cas de Photius dans l " apologétique du patriarche Jean XI Beccos (1275-1282) au lendemain du IIe concile de Lyon//EO. 1930. T. 29. N 160. P. 396-415; idem. Les actes du synode photien et Georges le Metochite//Ibid. 1938. T. 37. N 189/190. P. 100-106; Jugie M. Les actes du Synode photien de Sainte-Sophie (879-880)//Ibid. P. 89-99; Hofmann G. Lo stato presente della questione circa la riconciliazione di Fozio con la Chiesa Romana//Civiltà Cattolica. R., 1948. T. 99. N 3. P. 51-55; Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948; idem. The Patriarch Photius in the Light of Recent Research//Berichte zum XI. Intern. Byzantinisten-Kongress. Münch., 1958. Bd. 3/2. S. 1-56; Stiernon D. Constantinople IV. P., 1967; Огицкий Д. П. К-польские Соборы 869-870 и 879-880 гг. и церковная современность//ЖМП. 1969. 12. С. 62-66 (То же//ВРЗЕПЭ. 1969. 68. С. 218-227); Stephanou P. E. Deux conciles, deux ecclesiologies?: Les conciles de Constantinople en 869 et en 879//OCP. 1973. Vol. 39. N 2. P. 363-407; Meijer J. A Successful Council of Union: A Theol. Analysis of the Photian Synod of 879-880. Thessal., 1975; Peri V. Il concilio di Constantinopoli dell " 879-80 come problema filologico e storiografico//AHC. 1977. Bd. 9. S. 29-42; idem. Il ristabilimento dell " unione delle Chiese nell " 879-880: Il concilio di Santa Sofia nella storiografia moderna//Ibid. 1979. Bd. 11. P. 18-37; Van Bunnen A. Un centenaire oublié: le concile de Constantinople de 879-880//Contacts. P., 1981. T. 33. N 113. P. 6-40; N 115. P. 211-234; Boojamra J. L. The Photian Synod of 879-80 and the Papal Commonitorium (879)//ByzSt. 1982. Vol. 9. P. 1-23; Соменок Г., прот. Святой Патриарх Фотий и великий Софийский Собор 879-880 гг.//ТКДА. 1997. 1. С. 79-88; Dragas G. D. The 8th Ecumenical Council: Constantinople IV (879/880) and the Condemnation of the Filioque addition and Doctrine//GOTR.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Позднее средневековье стало свидетелем развития политических и экономических теорий, основанных на концепции завета (например, между королем и его народом), и богословы «Via moderna» быстро осознали богословский потенциал этой идеи. Политический завет между королем и его народом определял обязанности короля по отношению к народу и обязанности народа по отношению к королю; религиозный завет между Богом и Его народом определял обязанности Бога по отношению к Своему народу и обязанности народа по отношению к Богу. Этот договор, конечно, не был результатом двухсторонних переговоров, а был односторонне принят Богом. Поскольку концепция «завета» между Богом и человечеством была важной темой Ветхого Завета, богословы «Via moderna» смогли развить эту тему используя идеи, заимствованные из политических и экономических реалий окружавшего их мира. Согласно богословам «Via moderna», завет между Богом и человеком выд вигал условия, необходимые для оправдания. Бог постановлял, что Он оправдает человека при условии, что тот вначале выполнит определенные требования. Эти требования наилучшим образом сводятся к латинскому изрече нию «facere quod in se est» (дословно: «делание того, что лежит внутри тебя», или «старание изо всех сил»). Если человек отвечал этим условиям, то Бог, по условиям завета, обязан был оправдать его. Для выражения этого часто использовалась латинская максима: «facienti quod in de est Deus non denegat gratium» («Бог не откажет в благодати всякому, кто исполняет то, что лежит внутри него»). Знаменитый позднесредневековый богослов Гавриил Биль, известный своим влиянием на Лютера, объяснял, что «старание изо всех сил» означало отрицание зла и стремление делать добро. Здесь становятся очевидными параллели между «Via moderna» и учением Пелагия. Оба утверждают, что человек может добиться оправдания своими собственными усилиями. Оба утверждают, что человеческие дела накладывают на Бога обязанность вознаградить их. Казалось бы, «Via moderna» лишь воспроизводила идеи Пелагия, используя более сложную структуру заветов На этом этапе, однако, богословы «Via moderna» использовали современную им экономическую теорию, чтобы аргументировать обратное.

http://sedmitza.ru/lib/text/441729/

Однако посредством завета Бог обязался рассматривать их как имеющих значительно большую ценность, точно так, как король рассматривает свинцовую монету как золотую. Пелагий, утверждали они, рассматривал человеческие труды так, как если бы они были «золотыми», способными приобрести спасение. Однако они считали, что человеческие труды были как бы «свинцовыми»: единственной причиной их ценности было милостивое обязательство Божие рассматривать их как нечто гораздо более ценное. Таким образом богословское использование различий между природной и номинальной ценностью монеты служило избавлению богословов «Via moderna» от потенциальных затруднительных положений, хотя оно и не удовлетворяло более строгих их критиков, таких, как Мартин Лютер. Именно это «заветное» понимание оправдания лежит в основе богословских мыслей Мартина Лютера, к которым мы вернемся в следующей главе. Сейчас мы обращаем наше внимание на позднеередневековое схоластическое богословие, которое, намеренно противопоставляя себя учению «Via moderna», утверждало идеи Августина Одним из оплотов «Via moderna» в начале четырнадцатого века был оксфордский университет. Группа мыслителей, в основном базирующихся в Мертон Колледже, разработала вышеприведенные идеи оправдания, характер ные для «Via moderna». И в том же окфордском университете был дан первый отпор идеям «Via modena». Ответственность за этот отпор лежит на Томасе Брадвардине , который позже стал Архиепископом Кентерберийским.Брадвардин написал яростное опровержение идей оксфордской «Via moderna», которое он озаглавил «De causa Dei contra Pelagium» («Божие дело против Пелагия»). В своей книге он обвинил своих мертонских коллег в том, что они являются «современными пелагианцами» и развил теорию оправдания, представлявшую собой возврат к взглядам Августина, изложенным в антипелагианских творениях. Хотя Оксфорд был важным богословским центром, Столетняя война привела к его все большей изолированности от континентальной Европы. Несмотря на то, что в Англии идеи Брадвардина были позднее развиты Джоном Уиклиффом, они были подхвачены Григорием Риминийским в Парижском университете.

http://sedmitza.ru/lib/text/441729/

Содержание     Предисловие    7 Введение    10   Часть первая . Интеллектуальный контекст    21   Раздел 1. Очертания позднесредневековой религиозной мысли   21 Возвышение мирской религиозности    21 Кризис авторитета в Церкви    25 Развитие доктринального разнообразия    29 Предвестники Реформации    42   Раздел 2. Гуманизм и Реформация    49 Гуманизм: проблема дефиниции    49 Характерные черты позднесредневекового гуманизма    55 Гуманизм и истоки реформатской церкви    60 Гуманизм и истоки лютеранской церкви    77   Раздел 3. Позднесредневековое богословие    87 Номинализм: проблема определения    88 Via moderna    94 Schola Augustiniana moderna    105 Позднесредневековое богословие и зарождение реформатского богословия    112 Позднесредневековое богословие и зарождение лютеранского богословия     130   Часть вторая . Источники иметоды   Раздел 4 . Писание: перевод,текст и Предание     147 Средневековый консенсус относительно приоритетности Священного Писания для богословия     148 Латинский перевод Библии (Вульгата)    150 Гуманистическое возвращение ad fontes    153 Критика Вульгаты    160 Концепция Предания    169 Принцип Sola Scriptura    177   Раздел 5 . Интерпретация Писания     182 Схоластика: четырехчастный смысл Писания    182 Гуманизм: буква и дух    184 Герменевтика и истоки реформатской церкви    188 Герменевтика и истоки лютеранской церкви    195   Раздел 6 . Патристическое наследие    205 Схоластическая рецепция Августина    206 Гуманистическая рецепция Августина    211 Патристическое наследие и истоки реформатской церкви    214 Патристическое наследие и истоки лютеранской церкви    216   Вывод: Интеллектуальная разнородность ранней Реформации    223   Примечания    232 Избранная библиография    309 Список сокращений    333 Указатель имен     334   Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/book/386816

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010