Causam monstri uxor venationi eius adscripsit, recte et prudenter: indeque emendatus mores suos correxit.» Published in Panenko and PLDR. Праздник 7 . Taken from Faber, ibid., sect. 1 «Otiantur alii et dormiunt». II. 1–6 cf Faber: «Sex hebdomadae diebus aggerere possumus corpori, quae ipsi necessaria sunt: septimo die aggerendum animae, quod ispi necessarium. Huiusmodi autem non est otium, quia ut ail Ecclesiast[icus]. c. Multam malitiam docuit otiositas.» II. 7–14 cf Faber: «Vultin scire negotia animae, diebus sacris peragenda? Ea vobis exponit Doctor Angelicus D. Thom, opusc. 7. cum ait, fîdeles occupari debere primo in sacrificiis, tum intem is uti sunt devotio, oratio, gratiarum actio, com punctio, actus ftdei, spei et charitatis; turn extends, quale est m issae, non privatae solum (tametsi per hanc alioqui satisfit Ecclesiae praecepto) sed pubblicae et cantatae auditio, nec non ad altare oblatio.» II. 15–18 cf Faber: «Secundo. In laetitia spirituali, qua in Domino gaudemus, recolentes eius bénéficia.» II. 19–20 cf Faber: «Tertio. In carnis et concupiscentiarum mortificatione. Hae enim sunt victim ae nostrae: Deo mactandae et offerendae in solennitatibus nostris; quo exhibeam us corpora nostra hostiam viventem, sanctam, Deo placentem, ad Rom. 12 " » II. 21–2 cf Faber: «Quarto. In actibus misericordiae.» II. 23–6 cf Faber: «Quinto. In legendo et audiendo verbo Dei... Hae sunt occupationes animae pro diebus festis: haec sunt sacrificia, quae requirit a nobis Deus.» Праздник 8 . Taken from Faber, ibid.: «Gottschalcus Holen. Concionator religiosus serm . 50. part. hiem . refert se audiisse a Patribus Perusinis de horaine indurato, qui D orainicis et festis diebus, cum ad rera divinam pulsus daretur, solebat con scen so equo ad carapos exspatiari. Sed tandem aliquando equitanti occurrit diabolus, qui ex equo eum deiecit, ac dixit: Quia noluisti missam audire in Dei templo, cum damnatis audies lamentationes in inferno. Deiectus collum fregit, et vestigia cruoris sui lapidi, in quera ceciderat, im pressa reliquit,» Simeon omits the last detail of this story.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Как бы то ни было, но библейский рассказ не дает права на заключение, что дочь Иеффая принесена была в жертву всесожжения. Там сказано: и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа ( Суд. 9:39 ). Значит – исполнение обета, данного Иеффаем по отношению к дочери, состояло или могло состоять только в обречении ее на девство, соединенном, вероятно, как и предполагают экзегеты, со служением ее при скинии. Это обречение на девство и оплакивали предварительно посвящения и она сама и ее подруги (стт. 37, 40). Правда, в самом законе есть, по–видимому, основание предполагать возможность принесения в жертву людей: все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, человека ли, скотину ли... не выкупается; оно должно быть предано смерти ( Лев.27:28,29 ). Но заклятие, как справедливо замечают толковники, не обет вообще – – а особый вид обета – (anathema, devotio internecioni vel perditioni), имевший значение в особых обстоятельствах. Такие обеты давал Израиль относительно народов и городов, которые ему предстояло завоевать ( Чис.21:2 ). Заклятие в этом роде могло быть произносимо целым обществом, а не отдельными лицами, и так как оно было выражением ревности о законе Божием, то относилось только к лицам, которых жизнь враждебна закону, и назначалось только против идолопоклонников ( Втор.2:34;13:12–17 ; Нав.6:16 ). Это был скорее суд самого Бога над чуждыми богопознания народами. К дочери Иеффая это заклятие не могло относиться; в строгом смысле слова она не могла назваться и собственностью: собственность невещественную могли составлять только рабы и пленники. 277 Мы видели, что доказать действительность этого заимствования с очевидностью невозможно. См. Т. II, стр. 194, 195. Возможно, прибавить к этому со слов Кейля (Археол. ч. I. стр. 386), что ни Авраам у египтян, ни египтяне у евреев не заимствовали этого обряда, найденного даже в Америке и на островах Южного моря и у языческих поколений негров. 280 Некоторые видят в обрезании остаток или древних человеческих жертв, предполагая, что с течением времени стали приносить в жертву часть вместо целого, или – древнего оскопления, сократившегося до отнятия одной кожи.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Высшего расцвета схоластика достигла в XIII - нач. XIV в. Этому способствовали 2 фактора - появление ун-тов и возрождение в Зап. Европе интереса к философии Аристотеля . В сер. XIII в. возникла новая форма научно-богословской систематизации - summa theologiae. Главным центром схоластического богословия стал Парижский ун-т. Самыми значительными богословами этого периода были представители 2 крупнейших монашеских орденов, францисканского и доминиканского. Богословы-францисканцы ( Бонавентура и др.) тяготели гл. обр. к традиц. для раннесредневек. зап. богословия платоническо-августиновским концепциям. Доминиканцы ( Альберт Великий , Фома Аквинский ) - к новооткрытому аристотелизму. С именем Фомы Аквинского связано новое направление в зап. богословии - «томизм»; целый ряд томистских богословских разработок получил в католич. Церкви догматический статус. Своеобразный синтез августинизма и аристотелизма был создан францисканцем Иоанном Дунсом Скотом . В сер. XIV в. в университетском богословии доминирующим было направление, опиравшееся на философскую концепцию номинализма (Уильям Оккам , Григорий Риминийский , Пьер д " Айи и др.). Наиболее влиятельным богословом стал Оккам, отказавшийся от принципа оправдания веры посредством разума и тем самым подвергший кардинальной переоценке основы прежних схоластических систем. Кроме того, Оккам возродил дискуссию по одной из самых ключевых проблем зап. богословия - вопросу о соотношении свободной воли и благодати, делая акцент на существенной необходимости человеческих заслуг для спасения. Ответом на оккамизм стало обращение ряда богословов к строгому августинизму. Наиболее известным из них является Томас Брадвардин, к-рый в полемическом трактате «De Causa Dei contra Pelagium» (О Божественной причине, против Пелагия) отстаивал абсолютный суверенитет Бога, а следов., и идею предопределения. Сотериология Оккама, признанная в католич. Церкви полупелагианством , достигла логического завершения в работах Г. Биля (XV в.). Позднее средневековье стало временем развития в Зап. Церкви мистического течения (Майстер Экхарт , Г. Сузо , И. Таулер , Я. ван Рёйсбрук и др.), возникшего как реакция на крайний рационализм схоластики и давшего толчок богословскому движению, к-рое получило название «новое благочестие» (devotio moderna; Г. Грооте , Фома Кемпийский , Ж. Жерсон и др.).

http://pravenc.ru/text/178718.html

Не убий. Непосредственное убийство человека даже в сознании нерелигиозном считается из ряда вон выходящим. Этим мы обязаны библейскому влиянию. Именно благодаря ему утвердилась идея ценности личности и неприкосновенности жизни, античный мир такого не знал. В «Илиаде» (23, 175–176) упоминается о заклании тринадцати троянских юношей при погребении Патрокла. В Риме перед битвой при Саламине Фемистокл был вынужден подчиниться требованию народа и убить трех знатных персов перед сражением . То есть, в язычестве человека легко можно было принести в дань общественному благополучию, в жертву успеха. Был у римлян своеобразный ритуальный штрафбат – Devotio: посвящение солдата в искупительную жертву за государство. Обреченный бросался в самый пыл сражения и, если был убит, означало, что жертва принята богами благоприятно . Кроме физического умерщвления, существует ряд явлений, которые также направлены на разрушение ближнего и считаются ступенями к данному преступлению. Грубые слова, раздражение, обиды, побои, оставление в беде без помощи и поддержки, жестокое обращение, унижения и насмешки. Все подобное ввергает другого в печаль, морально уничтожает его, лишая радости бытия. Можно духовно убить самого себя, разрушая собственную душу грехами и пороками. Ссоры, ненависть и вражда являются нарушением шестой заповеди. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:12-15 ). Склоняя кого-то на грех, соблазняя на пьянство или развращая скверными анекдотами, пошлыми, пустыми разговорами, праздным времяпровождением, мы убиваем его душу, что еще хуже, лишаем ее спасения, закрываем от действия Божией благодати. Невоздержанность в вине, пристрастие к табаку, объедение — все это действует на здоровье, приводит к преждевременной гибели. Избиение животных, издевательства над тем, кто слабее, рождает бессердечие, беспощадность, которые впоследствии могут обернуться более страшными поступками.

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

3. Бездыханное тело, исполненное благодати, всегда оставалось оживленным духом, так как приятное для всех лицо сохраняло свою прежнюю красоту облика. Право, вы это знаете, и, размышляя в душе, вы описали себе это более подробно, чем сделала моя речь. Погребение 35 . I. И не было никого, кто не считал бы большим ущербом для себя, если он был лишен возможности взглянуть на его тело, и если он, к чему каждого побуждали или почтение, или любовь, не запечатлел поцелуем уста или какой-либо член его тела, или носилки, 2. на которых было положено это святое тело, украшенное с большим усердием веры, но впоследствии, когда его подносили к могиле, почти нагое. Ведь вера не пощадила освященных покровов, накинутых на него, и оборвала, как некий драгоценный дар, бахрому его покрывал. 3. Вы состязались в любви [к нему] во время его похорон. При его погребении вы укрепили меня, находящегося среди вас как безвестный пришелец. Вы ободрили меня столь изливавшейся на него духовной любовью. Ибо кого в этот день удерживал его собственный Дом? Или кого, словно вырванного собственной скорбью, стены этого города не привели к этой базилике? 224 4. Великим счастьем считалось приложить руку к его носилкам или преклонить голову перед ними. Вы увидели, не без вашей славы, славу его; ибо и это благоговение, вызванное похоронами, было проявлением веры (fidei devotio), и сколь радостно было его иметь, столь же тяжело потерять. И немалое упование дает благодать, исходящая от его могилы, ведь чьи кости мы сокрыли здесь, того ходатайство получили на небесах. 5. Мы видели ароматы и благовония, которые несли тогда перед его носилками, но еще большее благоухание ощутил Бог от ваших душ, от такой вашей любви к этому пастырю. В его славе проявилась слава Божия, и в разноголосом хоре различных языков было согласие любви. Часть VIII: Иларий – преемник Гонората; прочие похвалы Иларий – преемник Гонората 36 . 1. Милостивый Господь, Который, возбудив души ваши к избранию моего ничтожества, устроил так, чтобы я не находился слишком далеко от его могилы, так же и вам, молящимся, дает то, чтобы я не отходил далеко от путей его, но чтобы я старался делать все то, что, как я знаю, делал он, без всякого исследования или рассуждения относительно обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пчелы . Taken from Faber, Dominica 14 Post Pentecosten, No. 4 «Volatilia quid nos doceant», sect. 1 «Discunt ab iis principes»: «Quid a volatilibus discunt Principes? Clementia erga subditos. Docet hanc apum Rex, qui vel solus sine aculeo est, vel eo saltern non utitur.» Пытливость . Taken from Faber, In Festo S. Ioannis Evangelistae, No. 4 «De quintuplici genere curiosorum», sect. 1 «Quidam ea, quae supra se contemplantur»: «Ego te quisquis es adducam ad solem, et si in illius intuitu nutant oculi tui: quanto magis nutabunt consideramione sublimorum?» Песнь Богу . Taken from Faber, Dominica 10 Post Pentecosten, No. 4 «De variis orandi ritibus», sect. 1 «Cur Clara voce oremus»: «Tertio. Ob quamdam redundantiam ab anima in corpus ex vehementi affectione, secundum illud Psal. Laetatum est cor meum et exultavit lingua mea. Si enim Domino asserente, ex abundamia cordis os loquitur [Matt. 12.34]: quid mirum, si devotio cordis superafflat in os?» Песнь о святом Феодоре Стратилате . Published in Panenko and PLDR. П е тель оживе . Taken from Faber, Dominica 18 Post Pentecosten, No. 3 «Blasphemiae gravitas», sect. 2 «Ratione offensae»: «Item im pii illi, qui Bononiae in convivio negarunt gallum assum in frustra concisum a D. Petro, imo et a Christo restitui in integrum posse; qui gallo mox sibi restituto et alarum concussione iusculum in ora impiorum excutiente, lepra percussi sunt. Vincent, lib. 25. c. 64.» Раб . Taken from Faber, In Festo S. Nicolai, No. 7 «Documenta Evangelica [on the Gospel for the day, viz. Matt. 25.14–30]», sect. 6 «Timere Deum iudicem»: «Si sic damnatur, qui [talentum] non erogavit: quid debent expectore qui perdunt? inquit S. August, ser. 51. de S. Denique si talis poena ei infertur; qui ex pigritia non usus est talento, quid debet fieri eo qui accepto talento utitir ad iniuriam sui Domini et Dei, a quo id accepit?» Раб верный . Taken from Faber, Feria 2 Pentecostes, No. 5 «Quantopere dilexerit Deus mundum», sect. 1 «Quis quem dedit?»: «Celebris est apud gentiles servi cuiusdam amor erga dominum Panopionem, qui ut refert Val. Max. 1. 6. c. 8. cum intellexisset dominum suum proscriptum a militibus quaeri ad necem iam iam adventantibus, commutata cum eo veste insertoque digitis heri annulo ilium postico clam emisit, se autem in cubiculum ac lectum recepit, et velut Panopionem occidi se passus est. Magnus hie fateor, in herum amor.» Published in Panenko and PLDR.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

4. Sicut ergo detestamur Arianos, qui inter Patrem et Filium aliquam volunt esse distantiam, ita etiam Macedonianos pariter detestamur, qui licet Patri et Filio tribuant aequalitatem, Spiritum tamen sanctum inferioris putant esse naturae: non considerantes eam blaphemiam se incidere, quae neque in praesenti saeculo, neque in futuro sit remittenda judicio, dicente Domino: Quicumque dixerit verbum contra Filium hominis, remittetur ei; qui autem dixerit contra Spiritum sanctum, non remittetur ei neque in hoc saeculo, neque in futuro. Permanens itaque in hac impietate sine venia est, quia exclusit eum a se per quem poterat confiteri; nec umquam perveniet ad indulgentiae remedium, qui patrocinaturum sibi non habet advocatum. Ab ipso enim est invocatio Patris, ab ipso sunt lacrymae paenitentium, ab ipso sunt gemitus supplicantium; et nemo potest dicere Dominum Jesum, nisi in Spiritu sancto; cujus aequalem cum Patre et Filio omnipotentiam, unamque Deitatem evidentissime praedicat Apostolus, dicens: Divisiones quidem gratiarum sunt, idem autem Spiritus. Et divisiones minist rationum sunt, idem autem Dominus. Et divisiones operationum sunt, idem vero Deus, qui operatur omnia in omnibus. 5. His, dilectissimi, aliisque documentis, quibus innumerabiliter divinorum eloquiorum coruscat auctoritas, ad venerationem Pentecostes unanimiter incitemur, exsultantes in honorem sancti Spiritus, per quem omnis Ecclesia catholica sanctificatur, omnis anima rationalis imbuitur; qui inspirator fidei, doctor scientiae, fons dilectionis, signaculum castitatis, et totius est causa virtutis. Gaudeant fidelium mentes, quod in toto mundo unus Deus, Pater, et Filius, et Spiritus sanctus, omnium linguarum confessione laudatur; quodque illa significatio, quae in specie ignis apparuit, et opere perseverat et munere. Ipse enim Spiritus veritatis facit domum gloriae suae luminis sui nitore fulgere, et in templo suo nec tenebrosum vult esse, nec tepidum. De qua ope atque doctrina etiam jejuniorum nobis atque eleemosynarum est collata purgatio. Nam hunc venerabilem diem sequitur saluberrimae observantiae consuetudo, quam utilissimam sibi omnes sancti semper experti sunt, et ad quam sedulo celebrandam, pastorali vos sollicitudine cohortamur: ut si quid macularum proximis diebus negligentia incauta contraxit, id et jejunii censura castiget, et devotio pietatis emendet. Quarta igitur et sexta feria jejunemus; sabbato autem in idipsum consueta devotione vigilias celebremus. Per Jesum Christum Dominum nostrum, qui cum Patre et Spiritu sancto unus Deus vivit et regnat in saecula saeculorum. Amen. Слово первое на Пятидесятницу

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава ΙΙ §22. Церковь и другие христианские вероисповедания Единство христианской церкви сохранилось, к сожалению, не долго: она распалась на несколько отдельных церквей или вероисповеданий, из которых каждое живёт своею самостоятельною жизнью. Основные начала взаимных отношений между отдельными христианскими исповеданиями следующие: 1) Всякое принуждение в деле веры не допустимо: оружие борьбы с заблуждениями должно быть духовным, а не материальным. 2) Каждая церковь , признавая принадлежность к ней необходимою для спасения, не может допустить индифферентизма, а тем более прозелетизма, а также не может допустить свободного выхода из своего общества и перехода в другое религиозное общество и не считает такого факта правомерным . 3) Ни одна церковь не может иметь внешней юрисдикции над последователями других христианских исповеданий. 4) С другой стороны, ни одна церковь не может быть обязана к преподанию своих духовных благ лицам к ней не принадлежащим. Что касается отношения государственной власти к различным вероисповеданиям, то оно определяется, главным образом, фактом существования или не существования законом установленной государственной или господствующей религии. Таким образом, возможны следующие системы отношения государства к находящимся в его пределах церквам. 1) В государстве признанием пользуется лить одна христианская церковь , с исключением всех других. 2) Одна какая-либо церковь признается, как церковь государственная; остальные же религиозные общества лить терпимы, при чем принадлежащим к ним членам предоставляется иди простое домашнее богослужение (devotio domestica simplex), не выходящее из пределов дома и семьи, без участия особого духовного лица; или квалифицированное домашнее богослужение (devotio domestica quali- iieata), с участием духовного лица; или, наконец, частное осуществление религии (exercitium religionis privatum), с образованием общества, но без всяких признаков публичности, в роде особой архитектуры молитвенных зданий и колоколов . 3) Кроме одной какой-либо религии, которая считается господствующею религией страны, и другим религиозным обществам государство предоставляет свободное публичное осуществление религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

También en Occidente el monaquismo se esparció muy rápidamente después que San Atanasio, refugiándose en Roma en el 340, con la vida de San Antonio escrita por él y con el ejemplo de los monjes que le habían acompañado en el exilio, divulgó entre los occidentales la noticia y el gusto por la vida cenobítica. Más tarde, en el 404, San Jerónimo hizo conocer las reglas, traduciendo al latín la de San Pacomio. Las principales ciudades de Italia y de las Galias tuvieron así la suerte de recibir a los monjes entre sus muros. Roma tuvo sus monasterios; San Ambrosio fundó uno en Milán; San Eusebio, en Vercelli; San Martín, en Poitiers y en Tours; San Juan Casiano, dos en Marsella, entre ellos el de San Víctor, que adquirió después tanta fama. ¿Cómo era regulada la oración pública en todas estas comunidades monásticas? Diremos en primer término que fue considerada como la ocupación principal de la jornada del monje, más aún, el Opus Dei por excelencia, va que, como observa Fírmico Materno a mitad del siglo IV, quod in homine máximum est linguae ac mentís officium Auctoris sui laudibus deputare. La expresión clásica de la alabanza a Dios era el canto de los salmos. El nos hace admirar a los monjes, cuyo celo por la salmodia no conoce límites. No sólo la realizarán durante el día horas determinadas, sino que la noche misma está dividida.a tal fin en vigilias bien diferenciadas según un orden preestablecido. Y, apenas levantados del reposo, su primer cuidado es el de satisfacer a la devotio matutina y ofrecer las alabanzas al Creador. También los que viven confinados en la soledad se dan prisa en recurrir al canto de los salmos, encontrando el medio para alimentar su fervor y la alegría espiritual. No todos, continúa diciendo Fírmico, aprueban tal disciplina; más aún, tachan de ociosidad aquellas largas horas consagradas a la salmodia, observando que sería más útil a las almas y más digno de Dios contentarse con oraciones menos prolongadas y eliminar todo aquello que puede agradar al espíritu. Pero, contra éstos, debe sostenerse que nada es más venerable ni más digno del culto cristiano que este entusiasmo por cantar las alabanzas de Dios. Que si este «servicio glorioso» de la salmodia engendra gusto en el alma, esto le puede valer para fortificarse eficazmente contra los peligros.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Термин «предопределение» относится к первоначальному и вечному Божьему решению спасти одних, а других осудить. Именно этот аспект мыслей Августина многие его современники, не говоря уже о преемниках, находили неприемлемым. Не стоит и говорить о том, что ничего похожего нет в мыслях Пелагия. В ходе последовавшей в западной Церкви дискуссии взгляды Августина были признаны подлинно христианскими, а взгляды Пелагия еретичными Два важных собора установили нормативность взглядов Августина: Карфагенский собор (418 г.) и Второй Оранжский Собор (529 г.) Интересно отметить, что взгляды Августина о предопределении были несколько выхолощены, хотя то, что осталось от его системы, было с энтузиазмом одобрено. Термин «пелагианец» стал не только описательным, но и уничижительным, означая «человека, который слишком полагается на свои человеческие способности, не имея должной веры в благодать Божию». Во время Реформации Лютер был убежден в том, что большая часть западной Церкви потеряла из виду идею о благодати Божией и стала полагаться на свои человеческие возможности. Поэтому, как мы увидим, он считал своим долгом вновь призвать Церковь к взглядам Августина Сейчас следует рассмотреть повторение этого спора, которое произошло в XIV XV вв. между «Via moderna» и «Schola Augustiniana moderna», из которых первая взяла на себя роль Пелагия, а последняя роль Августина «Via Moderna» или «Номинализм» Термин «Via Moderna» получает в последнее время все большее признание в качестве наилучшего способа обозначения движения, ранее известного как «номинализм». В него входят такие мыслители XIV XV вв., как Уильям Окхэмский, Пьер д " Айлли, Роберт Холкот и Гавриил Биль. В течение пятнадцатого века «Via moderna» стала вторгаться во многие североевропейские университеты например, в парижский, гейдельбергский и эрфуртский. Кро ме своего философского номинализма, движение приняло доктрину оправда ния, которую многие критики называли «пелагианской». Ввиду важности этой формы схоластики для богословских достижений Лютера мы подробно рассмотрим понимание ею оправдания Центральным пунктом сотериологии, или доктрины спасения «Via moderna» является завет между Богом и человечеством.

http://sedmitza.ru/lib/text/441729/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010