Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти ДЕВАИ БИРО (род. 1933), венг. реформатор, один из основоположников венг. протестантизма, вначале евангелическо-лютеран., а затем реформатско-кальвинист. свящ. ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви DEVOTIO MODERNA мистико-религ. и религиозно-просветительское движение, зародившееся в кон. XIV в. в Нидерландах и получившее распространение в Сев. Европе ДЕЗИДЕРИЙ († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ св. (пам. зап. по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу блж. Иеронима - 11 февр., перенесение мощей - 19 янв.), 3-й еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция) DEI VERBUM догматическая конституция о Божественном Откровении, принята Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви ДЕКАН адм. должность в католической Церкви, а также в университетах, в дипломатической сфере и в гос. управлении ДЕЛЬФИН († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция) ДЕНАРИЙ СВЯТОГО ПЕТРА [грош св. Петра], ежегодная подать, к-рую в XIII-XVI вв. выплачивали Папскому престолу нек-рые страны Зап. Европы ДЕНИСЕНКО Михаил Антонович [в монашестве Филарет] (род. 1929), деятель церковного раскола на Украине в кон. XX - нач. XXI в., самозваный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк ДЕНИФЛЕ Генрих (мирское имя Йозеф Антон; 1844 - 1905), доминиканец, субархивист при Папском престоле, католич. историк, палеограф ДЕРВЕНТ муж. мон-рь Томисской архиепископии, митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви ДЕСЯТИНА в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины

http://pravenc.ru/rubrics/121236_89.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция) ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (1024 - 1109), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» ГУЗАР Любомир (род. 1933), кард., верховный архиеп. Киевский и Галицкий, глава Украинской греко-католической Церкви ГУМБЕРТ († 1061), кард., еп. Сильва-Кандидский, деятель григорианской реформы в сер. XI в., участник папского посольства в К-поль в 1054 г., приведшего к разрыву офиц. отношений между Римскими папами и К-польскими патриархами и разделению Церквей ДАВИД (VI в.), еп. Меневии, почитается как покровитель Уэльса, св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 1 марта) ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений ДАИБЕРТ († июнь 1106), участник 1-го крестового похода, 1-й лат. патриарх Иерусалимский (1099 - 1102, 1105 - 1106) ДАЛЬБЕРГ Карл Теодор Антон Мария фон (1744 - 1817), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти DEVOTIO MODERNA мистико-религ. и религиозно-просветительское движение, зародившееся в кон. XIV в. в Нидерландах и получившее распространение в Сев. Европе ДЕЗИДЕРИЙ († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ св. (пам. зап. по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу блж. Иеронима - 11 февр., перенесение мощей - 19 янв.), 3-й еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция) DEI VERBUM догматическая конституция о Божественном Откровении, принята Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви ДЕКАН адм. должность в католической Церкви, а также в университетах, в дипломатической сфере и в гос. управлении ДЕЛЬФИН († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция) ДЕНАРИЙ СВЯТОГО ПЕТРА [грош св. Петра], ежегодная подать, к-рую в XIII-XVI вв. выплачивали Папскому престолу нек-рые страны Зап. Европы ДЕНИФЛЕ Генрих (мирское имя Йозеф Антон; 1844 - 1905), доминиканец, субархивист при Папском престоле, католич. историк, палеограф

http://pravenc.ru/rubrics/122074_14.html

252-253 ДВОЙНАЯ ИСТИНА термин, служащий для обозначения возникшего в средние века учения об одновременной истинности или взаимной независимости ряда положений философии и богословия, которые вступают в видимое противоречие друг с другом 253-263 ДВОРЕЦКИЙ Иван Степанович (1835 - 1886), помощник учителя пения в Придворной певческой капелле, автор духовно-муз. сочинений 263-264 265-266 266-269 ДВУПСАЛМИЕ начальная часть чина утрени в послеиконоборческой визант. богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие 269-270 ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти 270-271 ДЕ БООР Карл Готхард (1848 - 1923), нем. историк, византинист, проф. ун-та в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), исследователь и издатель визант. текстов 272-273 ДЕВАИ БИРО (род. 1933), венг. реформатор, один из основоположников венг. протестантизма, вначале евангелическо-лютеран., а затем реформатско-кальвинист. свящ. 273-274 ДЕВЕР Уильям Джордж (род. 1933), один из ведущих амер. специалистов в области археологии библейской, сиро-палестинской археологии, истории Др. Израиля 274-275 275-276 ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви 277-279 279-280 DEVOTIO MODERNA мистико-религ. и религиозно-просветительское движение, зародившееся в кон. XIV в. в Нидерландах и получившее распространение в Сев. Европе 280-282 282-284 ДЕВСТВО состояние совершенства, бесстрастия, в узком смысле - целомудрие безбрачной жизни человека 284-293 294-296 296-297 Степан Аникиевич (1766 - 1813), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв. 297-300 ДЕЗИДЕРАТ († ок. 550), св. (пам. зап. 13 мая, в Бурже - 12 мая), архиеп. г. Битуриги (совр. Бурж, Франция) 300-301 ДЕЗИДЕРИЙ († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция)

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

Ещё одна черта развитой палеологовской архитектуры – выраженная тенденция к миниатюризации. Памятники XIV в. – небольшие, однако в малом размере воспроизводящие типологию и объёмно-пространственные отношения грандиозной архитектуры. Сознательное сокращение форм отвечало новым представлениям о доминанте частного, камерного во всех формах искусства, связанных с культом, в том числе и в церковных зданиях. Развивается особый тип религиозного сознания, требующего подчёркнуто индивидуальных способов общения с божеством, своего рода «нового благочестия» (devotio moderna). Новые тенденции сказываются в живописи – в утрате соборного восприятия образа, в создании иконных миниатюр, рассчитанных исключительно на личную молитву. Отразились они и в архитектуре. Добавим, что миниатюризацию столичных храмов XIV в. вряд ли следует рассматривать как попытку произвести впечатление «большой» архитектуры при малых размерах. Скорее за этим приёмом скрыт чисто византийский ход – создание своего рода перспективной иллюзии, что характерно для живописи этого времени, увлечённой трёхмерными построениями. Кроме того, в общем контексте развития православного зодчества константинопольские постройки не исключение. Небольшие размеры подкупольного квадрата (3–4 м шириной) обычны для этой эпохи. Такие храмы строятся повсеместно. Необычной является столичная тенденция насытить маломасштабные постройки сложными формами, придать интерьерам изощрённую ритмическую прихотливость, за пределами Константинополя практически не встречающуюся. С точки зрения типологии, поздний этап византийского зодчества не создал новаций. Продолжают развиваться старые типы, хотя они испытывают трансформации, связанные с изменением стиля. Главным для Константинополя остается по-прежнему тип крестово-купольного храма: «вписанного креста» (монастырь Хора) или на четырёх колонках (храм Богоматери Паммакаристос). За пределами столицы типология более разнообразна. В Греции, в Эпире сохраняют своё значение постройки на тромпах (храм Богоматери Паригоритиссы в Арте), базилики простого и более сложного, с обходными галереями и хорами, устройства (Македония, Эпир, Мистра). Со второй половины XIV в. получает распространение иной тип храма – триконх. Своей популярностью он обязан Афону, где был почти обязательным явлением. В 1360–1380-х гг. такие постройки возникают в Салониках ( церковь Илии), в Греции (церковь Панагии Мухлеотиссы), ещё раньше в Кастории ( церковь Богоматери Кубелидики) и в Моравской Сербии (Раваница и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

m. воздействовали на религ. атмосферу Нидерландов и Германии. Как правило, небольшие трактаты, написанные в свободной форме простым и доходчивым языком, были обращены к среднеобразованному читателю, духовному лицу или мирянину, окончившему лат. или обычную школу. В религ. лит-ре D. m. поднимались важные для того времени вопросы этико-религ. характера. В мон-рях Виндесхеймской конгрегации переписывались и по возможности выверялись тексты сочинений отцов Церкви. Б-ка брабантского мон-ря Роклостер была самой крупной в Нидерландах и Германии. При мон-ре Синт-Мартенс в Лёвене действовал конвикт (общежитие) для студентов по образцу подобного заведения для школьников в Девентере и Зволле. Его б-ка пополнялась за счет переписанных книг и лит-ры, поступившей по завещаниям университетских преподавателей. В кон. XV - 1-й пол. XVI в. мон-рь Синт-Мартенс стал центром изучения трудов отцов Церкви. Каноники мон-ря Мартин Липсий и Ян Влиммер сотрудничали с издателем Эразма Роттердамского Иоганном Фробеном. В 1506 г. базельский печатник Иоганн Амербах издал подготовленные канониками труды блж. Августина. В 1520 г. в монастырской б-ке работал Беат Ренан . Б-ка мон-ря Грунендал получила известность благодаря собранию сочинений блж. Августина. Приоры и каноники нек-рых виндесхеймских мон-рей вели активную переписку с гуманистами (Эразмом Роттердамским, И. Тритемием , И. Рейхлином , К. Цельтисом и др.). Ист.: Busch J. Chronicon Windeshemense: Liber de reformatione monasteriorum/Hrsg. K. Grube. Halle, 1886; Voecht J. , de. Narratio de inchoatione domus clericorum in Zwolle/Ed. M. Scoengen. Amst., 1908; Gerardi Magni epistolae/Ed. W. Mulders. Antw., 1933; Radewijns Fl. Petit manuel pour le dévotie moderne: Tractatulus devotus/Ed. F. J. Legrand. Turnhout, 1999; Devotio moderna: Basic Writings/Transl., introd.: J. Van Engen. N. Y., 1988. Библиогр.: Dols J. M. E. Bibliographie der moderne Devotie. Nijmegen, 1936-1937. 2 Bd.; Sint-Truiden P. , van. Catalogus scriptorum Windeshemensium. Leuven, 1968; Persoons E.

http://pravenc.ru/text/171549.html

C 1514 по 1517 г. М. проводил большую часть времени в Брауншвейге, где у него сложился круг друзей из числа интересовавшихся религиозными вопросами состоятельных горожан и ремесленников. Во время встреч друзья читали Библию, а также популярные религ. трактаты, выдержанные в духе «нового благочестия» (см. ст. Devotio moderna). Хотя на встречах могли затрагиваться острые вопросы церковной или политической жизни, нет оснований считать, что в этот период М. относился критически к католич. Церкви. Подобно мн. образованным представителям духовенства, он полагал, что лучшим путем к исправлению недостатков церковной жизни является личное благочестие, изучение Библии, следование содержащимся в ней принципам и послушание во всем остальном Церкви. В 1515 г. М. получил место префекта (старшего священника и духовника) в аббатстве канонисс во Фрозе. Эти обязанности он исполнял ок. 2 лет, однако неизвестно, жил ли он здесь постоянно или делил время между Брауншвейгом и Фрозе. Из неск. адресованных М. писем разных лиц (см.: MüntzKGA. Bd. 2. S. 6-14. N 4-10) можно заключить, что М. преподавал в школе при аббатстве, а также давал частные уроки детям состоятельных горожан. Он имел репутацию образованного человека и поддерживал связь с близлежащими мон-рями. В одном из писем, отправленном «сестрой Урсулой», руководившей монастырской школой для девочек в Гернроде, встречается упоминание сочинений влиятельных нем. мистиков И. Таулера и Г. Сузо . Хотя из письма неясно, читал ли сам М. в этот период их трактаты, он по меньшей мере был осведомлен о них и имел представление об основных идеях мистического направления в средневековой нем. теологии. Возможно, именно в результате пребывания в среде католич. жен. монашества, где духовно-мистическая лит-ра всегда пользовалась популярностью, у М. впервые сформировалось представление об особой важности личного и непосредственного мистического богообщения, к-рое впосл. стало одной из важнейших особенностей его богословской позиции. Во Фрозе М. на основе неск. источников составил собственный вариант службы мч. Кириаку (о нем см. в ст. Маркелл I , св., еп. Римский), особо почитавшемуся в этой местности и в аббатстве (текст см.: MüntzKGA. Bd. 1. S. 399-404. N 9; рукопись является наиболее ранним из сохранившихся автографов М.). Обнаружение этого текста позволило исследователям сделать несколько важных наблюдений относительно мировоззрения М. в этот период: 1) у М. отсутствовало негативное отношение к культу святых, впосл. ставшее одной из отличительных черт протестантизма; 2) М. проявлял интерес к самостоятельному литургическому творчеству, хотя и оставался в рамках католич. традиции; 3) в тексте службы особенно подчеркивается значение мученического подвига; т. о., нельзя исключать, что М. рассматривал мученичество как своего рода «образцовое» христианство, на к-рое всем христианам следует ориентироваться как на религ. и нравственный идеал (см.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 58-60).

http://pravenc.ru/text/2564548.html

Вопрос об авторстве Д. А. в отношении нем. текстов решен не до конца. Ф. М. Шваб использовала в качестве основного метода для определения аутентичности текстов стилистико-синтаксический метод. Она считает Д. А. автором 8 нем. текстов ( Schwab. S. 156 sqq.). В наст. время среди исследователей распространенным является мнение, что Д. А. не писал по-немецки, а все нем. тексты являются обработками его лат. трактатов, выполненными учениками и приписанными мастеру. Поскольку прямых доказательств для атрибуции нем. текстов недостаточно, 2-я гипотеза вполне может быть верной ( Müller. S. 18-19). В трактатах Д. А., прибегая к традиц. аллегорическому истолкованию Свящ. Писания, уделял основное внимание вопросам духовного становления человека - от регламентации внешнего поведения к воспитанию «внутреннего» человека. Он четко разделял букв. и духовный смысл Свящ. Писания. В трактате «Die Sieben Staffeln des Gebets» автор противопоставлял людей способных и неспособных понять истинный смысл библейского текста, к-рый, по Д. А., открывается не в богословских умствованиях, а в созерцании (Betrahtung), достигаемом молитвой и нравственным совершенствованием. Его сочинения должны были служить увещеванием к ведению жизни, достойной христианина, к подражанию Христу, к-рое было главным стимулом францисканского движения. Сохранение добродетелей ведет, по Д. А., к сверхразумному познанию Бога, к единению души с Богом в совершенной любви (unio mystica, Einung). Эту божественную любовь (Minne) Д. А. трактует в традициях христ. мистики как соединяющую человеческий дух с Богом (des Menschen Geist mit Gote einen Geist). В соответствии с этим добродетелью провозглашается стремление духа к совершенству, к «высшему благу». Основное внимание в своих произведениях Д. А. уделяет соблюдению определенных правил поведения, регламентирующих как социальную, так и духовную жизнь человека. Трактат «De compositione» пользовался популярностью в Германии и Нидерландах. В средние века и Новое время он часто ошибочно приписывался Бонавентуре и Бернарду Клервоскому (см.: PL. 183. Col. 1189). Рукописная традиция «De compositione» обширна; в издании 1899 г. указано ок. 370 рукописей, но эти данные не полные. Сохранилось значительное число переводов и переработок трактата на нем. и нидерланд. языках. «De compositione» оказал влияние на произведения нем. теологов и мистиков XIV-XV вв. Йоханнеса фон Кастля и Йоханнеса фон Индерсдорфа. Идеи Д. А. нашли отражение в сочинениях авторов, принадлежавших к Виндесхеймской конгрегации (см. ст. Братья общей жизни ). Флоренс Радевиенс (1350-1400) писал Фоме Кемпийскому , что всегда имеет под рукой «Speculum monachorum» (Зерцало монахов - др. название 1-й ч. «De compositione»). Трактат Д. А. цитировали в своих сочинениях мистики Герард Зерболд ван Зютфен и Ян Момбар. Через их произведения идеи Д. А. оказали влияние на Фому Кемпийского, движение devotio moderna и испанскую духовную литературу XVI в.

http://pravenc.ru/text/168542.html

Написанное Восом ван Хейсденом «Epistola de vita et passione Domini nostri Jesu Christi» (Послание о жизни и Страстях Господа нашего Иисуса Христа) содержало рекомендации по медитации о жизни и страданиях Христа. Ян Скуткен († 1423), один из первых 6 каноников Виндесхейма, перевел на нидерланд. язык Евангелие. Этот перевод в XV в. получил широкое распространение в Нидерландах (2 списка перевода хранятся в РНБ, С.-Петербург). Генрик Манде (1360-1431) написал на нидерланд. языке ряд мистических трактатов (Een devoet boexken, hoe dat wij uut selen doen den ouden mensche (Благочестивая книжка о том, как изгнать из души ветхого человека), Een spiegel der waerheit (Зеркало истины), Vanden licht der waerheit (Книга света истины)). Яну ван Схонховену (1356-1432) принадлежат трактаты «De contemptu mundi» (О презрении к миру) и «De passione domini» (О Страстях Господних), в к-ром он пытался защитить Рёйсбрука от обвинений в пантеизме, предъявленных тому Ж. Жерсоном . В русле идей D. m. работал Фома Кемпийский, насельник мон-ря Агнитенберг близ Зволле. Фома писал этико-религ. трактаты, дидактические книги для новициев, исторические сочинения и проповеди. Самое известное произведение Фомы - кн. «О подражании Христу», которая по числу изданий уступает только Библии. Последним из виндесхеймских писателей считается Ян Момбар (1460-1501), мистические трактаты к-рого написаны в традиц. для D. m. духе необходимости борьбы человека за свое моральное совершенство. Момбар довел до логического завершения воспринятую у мистиков XII-XIII вв. идею ступенчатого духовного восхождения. Его «Rosetum exercitionis spiritualis» (Розарий духовных упражнений), «Scala meditationis» (Лестница медитации) и «Scala sancti communionis» (Лестница святого причащения) оказали сильное воздействие на творчество аббата мон-ря Монсеррат Гарсии Хименеса де Сиснероса († 1510), а через него на основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолу . Идеи D. m. существенно повлияли также на мировоззрение Эразма Роттердамского . Мистико-дидактические сочинения писателей D.

http://pravenc.ru/text/171549.html

Примером для подражания и своим духовным руководителем М. считал Дж. Колета (1467-1519), влиятельного католич. богослова и проповедника, христианского гуманиста, сторонника умеренных церковных реформ, главной задачей которых Колет считал повышение уровня образования и строгости жизни духовенства. В этот период интерес М. к христ. богословию и практическому благочестию значительно усилился. Вероятно, М. всерьез обдумывал возможность последовать религ. призванию и посвятить жизнь служению Церкви. В течение 4 лет (1500-1504) М. участвовал в богослужениях и учебных занятиях в лондонском мон-ре картузианцев - Чартерхаусе; по одним сведениям, он жил в самом мон-ре как послушник, по другим - рядом с монастырем и почти ежедневно посещал его (см.: Ackroyd. 1999. P. 93). Согласно нек-рым свидетельствам, именно в это время он приобрел привычку носить власяную рубашку и подражать монашескому образу жизни: неукоснительно исполнять молитвенное правило, соблюдать все церковные посты и т. п. Однако сама по себе монашеская идея ухода от мира не привлекала М.; читая религ. лит-ру, он утвердился в убеждении, что благочестивый христианин может искать Бога в мире и через мир, участвуя в общественной деятельности и оказывая положительное воздействие на гос. и церковную политику. Окончательно сложившиеся в этот период представления М. о нормативном христ. благочестии определялись мистико-аскетическими сочинениями, к-рые возникли под влиянием идей движения Devotio moderna и др. похожих направлений в католич. религ. практике XIV-XV вв.; в этих трудах подчеркивалось значение личной добродетели и личного благочестия, а также преподносилась в качестве идеала полная покорность католической Церкви в области вероучения и обрядов. В их число входили книги англ. августинского мистика У. Хилтона ( 1396) «Лествица совершенства» (The Scale of Perfection) и «Смешанная жизнь» (The Mixed Life), популярный анонимный трактат «Облако неведения» (The Cloud of Unknowing; XIV в.), сочинение Фомы Кемпийского ( 1471) «О подражании Христу» (De imitatione Christi) и др. похожие по содержанию и основным идеям произведения. Хотя М. колебался между правовой деятельностью и политическими перспективами, с одной стороны, и лит. занятиями, а также близкими его сердцу духовными практиками, с др. стороны, он выбрал существование мирянина, предпочтя вести общественную жизнь и строить политическую карьеру. Однако интерес к религ. вопросам М. сохранял до конца жизни; он занимался христ. богословием, не только исполняя свои гос. обязанности, но и по влечению души. Запоздалым итогом ранних религ. исканий М. стало соч. «Четыре последние вещи» (The Four Last Things, 1522; опубл. посмертно), в котором М. представил выдержанные в духе «нового благочестия» и христианского моралистического гуманизма размышления о смерти, суде Божием и загробной участи человека (о содержании см.: Осиновский. 1998. С. 350-352).

http://pravenc.ru/text/2564150.html

Среди регулярных каноников наиболее крупными реформированными объединениями О. были Виндесхеймская конгрегация, действовавшая на нидерландских и герм. землях (см. в статьях Братья общей жизни , Devotio moderna ), и Латеранская конгрегация (первоначально центром была община каноников во Фреджонае близ Лукки; папа Римский Евгений IV (1431-1447) передал каноникам Латеранскую базилику, давшую название всей конгрегации; к нач. XVI в. в нее входило ок. 60 обителей, в т. ч. за пределами Италии). У бенедиктинцев движение О. означало продолжение реформы ордена, начатой папой Римским Бенедиктом XII (булла «Summa magistri», 1336). Центром бенедиктинцев-О. стал итал. мон-рь Субиако (с 1362). Монахи этого мон-ря оттуда участвовали в реформировании аббатств Кастль в Пфальце (с 1378), Санта-Джустина в Падуе (с 1408), Мельк в Австрии (с 1418), Санкт-Маттиас в Трире (с 20-х гг. XV в.), Бурсфельд в Н. Саксонии (с 30-х гг. XV в.), которые в свою очередь становились региональными центрами движения О. Для бенедиктинцев-О. были характерны стремление квосстановлению общинной жизни, борьба с привилегированным положением знати в мон-рях, повышение образовательного уровня монахов (в т. ч. предусматривалась возможность отправлять молодых монахов на обучение в ун-ты и принимать новициев из университетской среды). Некоторые бенедиктинцы-О. были связаны с культурой ренессансного гуманизма (напр., аббат Иоганн Тритемий (1462-1516)). Неудовлетворенность проводившимися в орденах преобразованиями в некоторых случаях побуждала О. вступать в др. монашеские ордены, имевшие репутацию более строгих, напр. в орден картузианцев. Число картузианских обителей в XIV-XV вв. возросло с 70 до примерно 220. В др. случаях О., не покидая своего ордена, вводили элементы картузианского устава (напр., практику регулярных визитаций мон-рей). Большое распространение получили сочинения картузианцев по аскетике, монашеской дисциплине и духовным практикам (напр., соч. «О монашеском призвании» (De votis et professione religiosorum seu De professione monastica) Дионисия Картузианца ).

http://pravenc.ru/text/2578085.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010