Теперь укажем на вторую особенность: второй и третий отделы составлены, по всем признаками между 750 и 754 годом, а первый несомненно не ранее 765, а вероятно еще позже – в 770–775 годах. По словам автора, речи первого отдела произнесены были старцем Георгием при императорах Льве и Константине, т.-е. в 726–741 годах; на л. 142 а стоит отметка: επ βασιλων Δοντος κα Κωνσταντνου, а после заключения первого отдела, во введении ко второму упоминается о смерти Льва, о начале самодержавия Константина, и о том, что один из «глашатаев его злобы», еп. Косьма, потребовал старца к ответу за его обличения. Итак, если строго следовать показаниям автора и принятой нами датировке второго отдела, то речи первого отдела пришлось бы отнести к 726–741, или, по крайней мере, к 726–с. 750 годам. Мы полагаем, что это невозможно. В этих речах содержится: 1) применение пророчества Дан..8:23–25 (о Антиохе Епифане) и Ис.60:12 к Льву III и его соправителю Константину (ПВ л. 142 а : στιν δ χων δο πρσωπα); 2) увещание к верным не пасть в надвигающееся гонение; 3) ряд детальных (отчасти описаний, отчасти) предсказаний 149 того, как иконоборцами будут гонимы монахи и монахини, и богословская защита самого монашества, как института; и предсказания эти сбылись во вторую половину правления Константина V до того точно, что приходится считать или их за vaticinia post eventum, или старца Георгия – за настоящего пророка, на что нет ни исторических, ни богословских оснований. «Краснословием его (царя) будут обмануты многие, и как лев он возрыкает и возмутит стадо Христово, еже стяжа кровию Своею; и, как говорит пророк: и разорит дивные и народ святый – одних он убивает, иных же во изгнаниях, иных в темницах оставляет, девственников пред всеми объявляя похотливыми и дев Христовых обзывая блудницами, и набросится, чтобы истребить этот образ (иноческий); ибо он отгнал их, точно лисиц от виноградника Господня и делателей виноградника Господня далеко от него быти уставил; потому, как он говорит, что-де малые лисицы губят большие виноградники» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

В 717 г. к власти в К-поле пришел стратиг фемы Анатолик Лев III Исавр (717-741). Поначалу его отношения с патриархом складывались успешно: Герман крестил его сына, буд. имп. Константина V (741-775). Однако ок. 726 г. имп. Лев предпринял ряд шагов, направленных на реализацию своих убеждений в правоте иконоборческого учения, и встретил в лице свт. Германа непримиримого противника. Свт. Герман познакомился с идеями иконоборцев неск. годами ранее и относился к ним крайне отрицательно: приезжавшего в столицу еп. Константина Наколийского, подозреваемого в распространении иконоборчества, патриарх запретил в служении; к еп. Фоме Клавдиопольскому, иконоборцу, он составил послание, в к-ром строго осудил его идеи. Инициативы императора свт. Герман не поддержал, однако источники не сохранили к.-л. надежных сведений о том, в чем именно состояло противодействие патриарха имп. политике. Известно, что император приказал уничтожить образ Христа на дворцовых воротах Халка в К-поле и не раз заявлял о том, что иконы являются нарушением ветхозаветного запрета создавать кумиров. На состоявшемся во дворце имп. Львом силенции, созванном для утверждения иконоборчества, свт. Герман предпочел сложить с себя омофор и удалиться в родовое имение Платанион. Ко времени правления имп. Льва III относятся события, которые привели к расширению территории под юрисдикцией КПЦ в зап. части империи. На фоне иконоборческого кризиса отношения между К-полем и Римом обострились. В 726 г. папа Григорий II провел Собор в Риме, на к-ром иконоборчество было осуждено. Ответная реакция имп. Льва - неудачные покушения на папу, осложнение ситуации вокруг прав Римской Церкви на управление целыми областями (Иллирик, Калабрия, Сицилия и Крит) - свидетельствует о том, что Лев был знаком с мнением Григория II и пытался оказать давление на Римскую кафедру. Опираясь на источники, сложно точно определить, в чем именно заключались враждебные действия К-поля: в переводе этих областей под юрисдикцию КПЦ или же лишь в ограничении прав папы на сбор налогов в них.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

   Император Лев умер 18 июня 741 г. после славного со светской точки зрения царствования и укрепления мощи своей империи. A церковь в неделю православия анафематствовала Льва так: «Первому злейшему иконоборцу, паче же христоборцу, зверю зловредному, прельщенному от двух псов евреев, демонскому слуге, богопротивному ратнику Божия Церкве, мучителю, а не царю, Льву Исавренину и его лжепатриарху Анастасию, гонителю Христова стада, а не пастырю, и с таинники их — анафема!» Константин V (741—775 гг.)    Продолжателем всей политики Льва был сын его Константин, доведший иконоборчество до ужасов жестокого гонения. Личность, столь же противоположно оцениваемая светскими византологами и церковными. У церковных историков к Константину пристало прозвище Копроним (Κοπρωνυμος, Γноетезный, т.е. по-церковно-славянски тезоименитый гною, навозу, калу), Летописец Феофан сообщает, будто он назван так потому, что обмарался в самой купели крещения. Но вернее, что так назвали его православные по другим основаниям. Он был маниакальный любитель лошадей, возился с ними, обмазывался навозом и уверял своих близких и семейных, что это и приятно и полезно для здоровья. Назывался он обыкновенно Καβαλλινος — «Λошадиный» — «Константин Лошадник», церковные люди только усилили это прозвище — «Навозник».    Константина некоторые историки превозносят до небес за победы и поднятие экономического благосостояния империи. Но никто не может отрицать его варварской жестокости и садизма в религиозных преследованиях и его личной развратности. Он был мужеложник, закончивший свои дни в злейшей гнилостной болезни. На оргиях Константина присутствовал (ради элемента кощунства) его собутыльник из сбросивших с себя сан монахов, некто с прозвищем της χαρας παπας — «βеселый батька». Религиозный цинизм Константина доходил до того, что, казалось, он враг не православия, а всякой религии. Летописец рассказывает: «Царь дошел до такого безумия и маньячества, что предписал не называть всенародно святым никого из угодников Божиих; обретаемые мощи оплевать, заступничества их не требовать, ибо они ничего не могут. Вдобавок к этому всескверный нечестивец приказал: да не призывает никто предстательства Марии, ибо она ничего не может, и запрещал называть ее Богородицей. Держа в руке кошелек, полный золота, и показывая всем, царь спрашивал: чего стоит кошелек? Отвечали: стоит дорого. Вытряхнув золото, спрашивал опять: чего стоит теперь? Отвечали: ничего. Так и Мария, сказал царь, не удостаивая, окаянный, ее даже имени Богоматери, пока имела в себе Христа, была достойна чести. A как только родила Христа, ничем уже не отличается от других женщин. От такой хулы пощади нас, Господи!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А спасшиеся от потопления горожане говорили, что и прежде также река затопляла город, но не так губительно. «Мы слыхали – (говорили горожане), что и прежде было нечто подобное, и что после того, как престал гнев Божий, вблизи прибрежных прекрасных зданий найдена была большая каменная плита с начертанными словами: Σκιρτς ποταμς σκιρησει κακ σκιρτματα πολταις. (т. е. Скирт река спляшет злые пляски горожанам) 24 . Южнорусский летописец, описывая под 1229г. Несчастное отступление венгров от Талича в следствие разлитии р. Днестра, припомнил вышеприведенное сказание греч. хроники. «Мнози внадоху в реку, инии же избъени быша, инии язвени быша, инии же изоимани быша, яко инде глоголет: Скырт река злу игру сыгра гражанам, тако и Днестр злу игру съигра угром» 25 . Замечательно, что славянский переводчик греч. хроники, а в след за ним и русский летописец, успели довольно удачно воспроизвести игру слов греч. подлинника. Мы представили те выдержки из Малалы, которые показались нам более характерными, удобопонятными для древних русских читателей и аналогичными по отношению к событиям древней русской жизни. Переходим теперь к Амартолу, который представит нам более обильную жатву. Переходим к самой хронике. Она разделяется на 4 книги, из коих только последняя излагает историю визант. империи от Константина до Михаила (319–842 г.) и след. подлежит нашему рассмотрению. Для характеристики историч. Миросозерцания Амартола весьма важно указать его отношение к современной ему эпохе. Амартол жил в эпоху иконоборства и относится к ней самым живым и определенным образом, как защитник икон и монашества и как враг иконоборства. Тон его летописи здесь резкий, желчный, пристрастный, нередко переходящий в тон панегирика или памфлета. Напр. первого иконоборного императора Льва Исавра (716–741) Амартол обзывает «богоборцем, взбесившимся против правой и древней веры, лютейшим зверем и худородным медником, немилосердным львом или драконом, всескверным» 28 и т. д. О сыне и преемнике Льва Константине Копрониме (741–775 г.) еще более резкие отзывы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Услыхав такие слова от патриарха Павла, благочестивая царица Ирина и сын ее, царь Константин, отошли со скорбью. Павел же, обратившись к некоторым вельможам, оставшимся у него, сказал им: – О, как бы хотел я не быть на том престоле в то время, когда Церковь была в смятении от еретиков, осужденных вселенскими престолами. Если не будет созван седьмой Вселенский собор и если не будет осуждена ересь иконоборческая, вы не будете спасены. Вельможи сказали ему: – Для чего же ты при поставлении в патриархи, дал письменное одобрение иконоборчеству? Отвечал Павел: – Так как я дал тогда подпись, то теперь я каюсь в сем и боюсь наказания от Бога за то, что молчал тогда страха ради и не говорил вам истины. Ныне же я каюсь, и говорю, что вы не можете надеяться на спасение, если пребудете в том еретическом мудрствовании. Спустя несколько дней после сего патриарх почил с миром 5318 . С того времени граждане в Константинополе начали свободно и безбоязненно беседовать и препираться с еретиками о святых иконах в защиту которых никто не дерзал со времени Льва Исавра 5319 открыть уст своих. Уведав всё сие о воспоминаемых ныне трех святителях: Александре, Иоанне и Павле, прославим Единого в Троице Бога, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Кондак, глас 8: Христовою любовию распалаеми славнии, и ярем его приемшии крест честный, подражатели того жития явистеся, и божественныя славы его причастницы бысте, Александре богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным. Темже престолу Его предстояще, прилежно молитеся за души наша. 5303 Павел (I-ый) патриаршествовал с 340 г.; в скором времени был изгнан и снова возвращен в 347 г.; управлял патриаршим престолом до 350 г. 5312 Иконоборческая ересь появилась в VIII в. Иконоборцы неразумно смешивали иконопочитание с идолопоклонством. Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры: Лев III Исаврянин (717–741 гг.) и Константин V Копроним (741–775 гг.). Эта ересь была осуждена на VII Вселенском соборе, происходившем в 787 г. в городе Никее. 5316 Разумеются патриаршеские престолы: константинопольский, римский, антиохийский и александрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 г. Ираклий царствовал с 610 по 641 г. От святого Софрония сохранилось большое количество сочинений, и он признается одним из первоклассных богословов — догматистов. Кроме соборного послания, содержащего учение о Троице, о воплощении Бога Слова, причем доказывается единство ипостаси (против Нестория) и двойство естеств (против Евтихия), замечательны его слова: 1) на крещение Спасителя — защита двух естеств в Иисусе Христе, а вместе учение о двух действиях и волях; 2) о кресте, два слова; во втором из них излагается учение о посте и о празднике поклонения кресту среди нашего великого поста; 3) апология Василию Великому относительно толкования им слов: φσις και ουσα 4) на Сретение; 5) слово о Иоанне крестителе; 6) слово в похвалу св. Марии Египетской, из которого в подлиннике приводятся места в деяниях VII Вселенского собора; 7) Сказание о жизни мучеников Кира и Иоанна; 8) «Объяснение на литургию», одно из замечательных сочинений в богословском отношении; 9) «Трипеснцы», начинающиеся днями великого поста и оканчивающиеся праздником вознесения; 10) тропари или самогласны стихиры часов празднества Рождества Христова, с полным чином часов; 11) чин часов вел. пятка со стихирами, не совсем сходный с нынешним; 12) стихиры на водоосвящение в день Богоявления; 13) некоторые стихотворные произведения; 14) наконец, в сане иеромонаха святой Софроний пересматривал и исправлял «устав монастыря Саввы Освященного». Арабов. 641 или 644 г. Житие святого отца нашего Феофана исповедника Император Лев Исаврянин (717–741 гг.) был первым иконоборцем, издавшим повеление выбрасывать святые иконы из церквей и уничтожать их. Император Константин Копроним (741–775 гг.) сильно поддерживал иконоборческую ересь. Он созвал в Константинополе собор, названный им Вселенским, на котором отвергнуто было иконопочитание. Исаврия — откуда происходили как император Лев Исаврянин, так и отец Феофана Исаак — небольшая малоизвестная страна в Малой Азии, граничила с Ликаонией и Киликией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Когда в, том же году эдикт об иконах пришёл в Италию, папа Григорий II высказался против него и проклял императорского экзарха. Вся провинция открыто восстала и вступила в союз с лангобардами. Но преданность венецианцев и политически мудрое поведение папы, обратившего весь свой авторитет на то, чтобы воспрепятствовать разрыву с восточно-римским правительством, спасли ещё раз византийское господство в Италии. Далеко за границами империи кипел спор. Православные подданные халифа энергично вступились за иконопочитателей, в особенности Иоанн Дамаскин, блестящий литературный застрельщик их дела. Тем решительнее выступил Лев. Вселенский патриарх Герман должен был, как ревностный иконопочитатель, уступить в 729 году своё место Анастасию, единомышленнику императора. Правда, попытка вновь подчинить Рим и Италию не удалась; в 731 году восточно-римский флот потерпел крушение в Адриатическом море. Но зато в Нижней Италии и в Сицилии, где продолжали господствовать греки, были конфискованы земли св. Петра. Эти области и весь Иллирик, принадлежавший дотоле юрисдикции древнего Рима, были подчинены Константинополю. Спор за иконы всё явственнее становился принципиальным спором. С одной стороны стояли высшие чиновники, а также епископы, утверждавшие за императором право надзора и управления над церковью, с другой стороны – подкреплённые народным расположением монахи, отказывавшие светской власти во всяком праве вмешательства в духовную область. Когда 18 июня 741 года 17 Лев умер, оставив бразды правления своему сыну Константину V Копрониму (741 –775 гг.) 18 , борьба не была ещё решена окончательно. Зять императора, армянин Артавасд, воспользовался озлобленностью иконопочитателей и благорасположением к нему в войске многочисленных армян, чтобы поднять восстание; столица и патриарх перешли на его сторону. Лишь после двухгодичной войны удалось Константину вновь овладеть Константинополем и сломить силу претендента. Укрепившись теперь окончательно в своей власти, император направлял с большим счастьем внешнюю политику империи. Против арабов он сражался решительно успешно. Большой арабский флот, который должен был отторгнуть у греков Кипр, был в 746 году совершенно уничтожен; Германикия, Мелитина (Малатия) и даже армянский Феодосиуполь (752 г.) были отвоёваны. Связанные с падением Оммайядов и вступлением на трон Аббасидов внутренние смуты в халифате были византийцам на руку; правда, что с 756 года наступил здесь снова поворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

История этой чудотворной иконы тесно связана с историей жизни великого песнописца Православной Церкви – преподобного Иоанна Дамаскина . Эта святая икона была его келейной иконой; перед ней он всегда совершал свое молитвенное правило, перед ней изливал свои сердечные чувства, перед ней воспевал свои дивные песнопения, коими и доселе благоукрашается наше Православное Церковное Богослужение. В скорбное для Церкви Божией время жил Иоанн; это было время тяжкого гонения на святые иконы от царей-иконоборцев: Льва Исаврянина (с 717 по 741 годы по Р.Х.) и сына его Константина Копронима (с 741 по 775 годы по Р.Х.). Святые иконы, по указу царскому, выносили из церквей и подвергали всяческому поруганию и уничтожению, православные, почитавшие их, терпели пытки, изгнания, а нередко и смерть. Иоанн родился и вырос в Сирии, в городе Дамаске, где отец его был министром при дворе Дамасского калифа (князя); калиф полюбил молодого, прекрасно образованного Иоанна и сделал его градоначальником в Дамаске. Нелегко было Иоанну смотреть на притеснения христиан от турок неверных; но еще тяжелее было слышать, как преследовал православных за почитание святых икон свой же, христианский император, Лев Исаврянин. Не стерпел он неправды этой и написал сочинение в защиту святых икон. «Вижу, – писал он, – что Церковь Божия волнуется жестокой бурей, и думаю, что теперь не время молчать; боюсь Бога более, чем государя земного; а власть государя легко может увлекать народ». Это сочинение он послал в Царырад своим друзьям и просил их распространить его среди православных; по просьбе друзей он написал и еще два послания о том же. Эти послания повсюду читались с жаждой, и колеблющиеся укреплялись в Православии, а иконоборцы краснели от стыда и кипели злобой на мудрого защитника святых икон. Узнал об этих письмах Иоанновых и сам царь-иконоборец Лев; понятно, что он не мог простить Иоанну такой, по его мнению, дерзости против его нечестивых указов, но Иоанн жил не под его властью; оставалось действовать против него только хитростью. И вот, он призывает искусного писца, приказывает ему достать какое-нибудь письмо, писанное рукой Иоанна, изучить по этому письму почерк руки Иоанна и потом написать его подчерком подложное письмо на имя императора, будто бы Иоанн предлагает ему передать город Дамаск посредством измены калифу в руки греков. Сказано – сделано, и это подложное письмо царь Лев посылает калифу, уведомляя его, что он, как добрый сосед, не хочет пользоваться изменническим предложением Иоанна и выдает его на суд законному государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010