Покаяния время и обращения плод принеси/и смоковницы неплодныя посечения прещения, душе моя, клятвы убойся,/напитай же Христа добродетелей благоплодием. Богородичен: Не забуди гласа, Предстательнице страшная, раб Твоих,/но от всякия беды молитвами Твоими и всякаго прещения исхити,/преклоняет бо Бога Твоя Матерняя молитва. Песнь 9 Ирмос: От Бога Бога Слова,/неизреченною мудростию пришедшаго обновити Адама,/ядию в тление падшаго люте,/от святыя Девы неизреченно воплотившагося нас ради,/вернии, единомудренно песньми величаем. Увядил еси, отче, коварствия и стрелы вражия огнем воздержания/и чистоты плоти вещный гнев попалил еси истинно,/онаго светозарения, Тарасие, сподобився. С патриаршескими лики водворяяся, поеши песнь Ангельскую с ними:/Свят, Свят, Свят Отец Родитель, и Сын рождейся,/и Дух, исходяй нераздельно./Троице Святая, слава Тебе. Яко вшедшу в Вышняя с Павлом, вопием:/преблаженне, Божие блаженство, Церкви утверждение,/воинству победу, нам же даровати очищение,/чтущим тя любовию, Тарасие, помолися. Богородичен: Воплощься неизреченно от чистых Твоих кровей,/яко солнце, явися нам, Пречистая Мати безневестная,/век всех иже первее, Отцу Собезначален Сын/и, тьму отгнав, просвети всяческая. Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, родился в Константинополе в семье патрициев Георгия и Енкратии. Воспитанный в благочестии, он получил глубокое и разностороннее образование: изучил Священное Писание и философию. За добрый нрав и благоразумие его все любили и почитали. При дворе императора Константина VI Порфирородного (780–797) и его матери, святой царицы Ирины (797–802), святой Тарасий получил звание сенатора и стал одним из ближайших царских советников. Император Константин Порфирородный воцарился в десятилетнем возрасте. Он был внуком императора-иконоборца Константина Копронима (741–775) и сыном императора Льва IV Хазара (775–778), также иконоборца. Ересь иконоборчества, начавшаяся при императоре Льве III Исаврянине (716–741), продолжала распространяться. Поборники иконопочитания, особенно монахи, подвергались жестоким гонениям и казням; бесчестию и поруганию подвергались не только иконы, но и мощи святых угодников. Святитель Павел IV, Патриарх Константинопольский (780–784), не проявлял решительных мер в борьбе с ересью. Не имея помощников, чтобы противостать заблуждениям нечестивых, укрепить немощных, воодушевить борющихся за истину, он скрывал, что почитает святые иконы. После четырехлетнего пребывания на патриаршем престоле святитель Павел с глубокой скорбью и покаянием тайно удалился в монастырь святого Флора и принял схиму (†784; память 30 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гонение на иконы, начатое Львом Исавром (716–741 гг.), было продолжено его сыном Константином Копронимом (741–770 гг.), официально не было отменено и при его внуке Льве Хазаре (770–775 гг.). Иконопочитание было восстановлено при императрице Ирине (775–802 гг.), поддерживалось при ее преемниках: Никифоре (802–811 гг.) и Михаиле I (811–813 гг.). Вновь началось гонение на иконопочитателей при Льве Армянине (813–820 гг.) и продолжалось при Михаиле II (820–829 гг.) и Феофиле (829–842 гг.). Окончательно иконопочитание было утверждено в Церкви при императрице Феодоре (843 г.). Императоры-иконоборцы, вообще говоря, были хорошими управителями и умными политиками. Первого императора, Льва Исавра, менее всего можно представлять атеистом или хотя бы человеком индифферентным к религии. В 722 г. он издал приказ о необходимости креститься иудеям и монтанистам. Лев, вероятно, был религиозен не менее, чем всякий другой византиец его времени. Указ против икон был издан им в 726 г. по вполне религиозному мотиву. Летом 726 г. произошло вулканическое извержение на Средиземном море, в котором увидели гнев Божий за почитание икон, и на особом совещании у императора решили начать борьбу с иконопочитанием. Однако это государственное гонение на иконопочитателей было уже предварено движением против икон среди духовенства и епископата. Наиболее выдающимся обличителем иконоборцев выступил живший вне пределов империи преп. Иоанн Дамаскин . Вскоре после издания эдикта 726 г. им было написано три Слова в защиту икон. Против императорского эдикта высказался и патриарх Герман Константинопольский . Поначалу Лев надеялся склонить его на свою сторону и не лишал кафедры до 730 г. Уверившись же в твердости его убеждений, заменил Германа синкеллом Анастасием. Преемник Льва, его сын Константин Копроним, созвал в Константинополе в 754 г. собор из 338 отцов. На этом Соборе иконопочитание было отвергнуто, а само решение очень подробно мотивировано. В нем была представлена идеология И. Деяние иконоборческого Собора 754 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Император Максимин царствовал с 305 г. по 313 г. Император Максимиан Галерий управлял римской империей с 306 г. по 311 г. Кончина святого мученика последовала в 306 г. Память преподобного отца нашего Тита чудотворца Киновиею («киновион» от «кинос» — общий и «виос» — жизнь) называются общежительные монастыри, в которых братия пользуются полным содержанием от монастыря, но взамен того не имеют своей собственности, предоставляя свой труд и его результаты на общую потребу монастыря. Иконоборческая ересь возникла в VIII в. и была основана Константином, епископом Наколийским, во Фригии. Неразумно смешивая иконопочитание с идолопоклонством, иконоборцы настойчивым и жестоким преследованием иконопочитания хотели уничтожить его в православной Церкви. Самыми ревностными защитниками иконоборства были императоры Лев Исаврянин (с 717 г. по 741 г.) и Константин Копроним (с 741 г. по 775 г.). Эта ересь была осуждена на седьмом Вселенском соборе, бывшем в 787 г. в Никее. Кончина преподобного Тита последовала в IX в. Александрия — город в Египте, славившийся в древности своею торговлею и образованностью. Кончина святого мученика последовала в начале IV в. Житие преподобного отца нашего Никиты Исповедника Вифиния — северо-западная область Малой Азии, лежащая по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива. Мидикийская обитель находилась недалеко от города Пруса, который стоял близ горы Олимпа; мидикийская обитель основана святым Никифором, присутствовавшим на 7-ом вселенском соборе (787 г.) в качестве ее игумена. Кесария Вифинская находилась между реками Риндаком и Апамеею. Пономари или иначе парамонари — тоже, что наши причетники. Св. Тарасий был патриархом о 784 по 806 г., св. Никифор с 806 по 816 г. Седьмой вселенский собор был созван в 787 г. в Никее императрицей Ириной, вдовой Льва IV. Собор, состоявший из 367 отцов, под председательством святого Тарасия, осудил иконоборство и восстановил иконопочитание. Лев III Исаврянин 716–741, святой Герман 730, Анастасий 753. Засим до восстановления иконопочитания на константинопольском престоле сменились 10 патриархов, из которых 6 были иконоборцы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Стефан Исповедник, Архиепископ Сурожский Святитель Стефан был родом из Каппадокии (Малая Азия), 15-ти лет пришел в Царьград для высшего образования, которое и окончил успешно, так что превзошел «всех учителей, иже во граде». Все удивлялись усердию, выдающимся способностям и смирению юноши. Благонравие Стефана было замечено святым патриархом Константинопольским Германом I (715–730; † 740; память 12/25 мая). Несколько лет святой Стефан жил со святителем и служил в Константинопольской церкви, а затем тайно ушел в один из монастырей и там принял монашеский постриг. Вскоре он, стремясь к безмолвию, поселился в пустынном месте, где провел несколько лет в подвигах поста и молитвы. Около 730 года в городе Суроже (ныне город Судак в Крыму) умер епископ. В этом большом торговом городе жили люди разных вероисповеданий. Среди них было много язычников и магометан. Христиане Сурожа просили патриарха Германа прислать епископа, который бы упрочил Православие. Во время молитвы патриарху явился Ангел и сказал, что епископом должен быть святой пустынник Стефан. Воля Господня была открыта также и Стефану. Вскоре он был рукоположен во епископа и отплыл в свою епархию. Пять лет святитель Стефан провел в неустанных пастырских трудах, просвещая народ словом истины. В результате многие иноверцы Сурожской епархии были присоединены к Церкви Христовой. В то время византийский император Лeb III Исавр (717–741) приказал хулить и бесчестить иконы. Он сместил патриарха Германа, отказавшегося присоединиться к иконоборцам, и поставил на его место сирианина Анастасия, который пробыл на патриаршей кафедре с 730 по 753 год. Святитель Стефан прибыл в Константинополь и обличил императора в иконоборчестве. Лев Исавр пытался уговорами и угрозами склонить святителя к иконоборческой ереси, но безуспешно. Святой Стефан отвечал императору: «Хотя бы ты меня сжег или рассек на части, за иконы и Крест Господень все готов претерпеть». За свою ревность он был жестоко избит, а затем на многие годы заключен темницу. В 741 году умер император Лeb III и на престол вступил его сын Kohcmahmuh V Копроним (741–775).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

преподобный Феофан Сигрианский, Исповедник История Древней Церкви преподобный Феофан Сигрианский, Исповедник Византийский монах, летописец. Основатель монастыря " Великое село " в Сигрианской области. Прп. Феофан родился около 760 г. от благочестивых родителей Исаака и Феодоты. Отец его был знатным византийским чиновником, стратигом фемы Эгейского моря. Исаак, несмотря на своё иконопочитание, находился в таком доверии у императора-иконоборца Константина V (741–775), что тот лично заботился о том, чтобы рано осиротевший Феофан получил хорошее образование. Как и его отец, Феофан избрал карьеру чиновника и довольно быстро преуспел: при Льве IV (775–780) он, несмотря на свою молодость, был назначен стратором, а вскоре, вслед за этим, получил титул спафария. При том же императоре Феофан вступил в брак с Мегало, дочерью византийского патриция Льва. Брак однако был недолгим, и после смерти императора Льва супруги расстались, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Прп. Феофан основал несколько монастырей. Развалины одного из них, «Великого поля» у Сигриана, игуменом которого был он сам, сохранились до наших дней на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака. В монастыре святой отец отличался высокой подвижнической жизнью, основным его послушанием было переписывание книг богословского содержания. Житие указывает, что прп. Феофан принимал участие в VII Вселенском соборе в Никее (787 г), но имени его не встречается среди игуменов и архимандритов, подписавших деяния собора. В противоположность студитам, он занимал примирен­ческую позицию патриарха Тарасия в разногласиях, вызванных в Церкви расторжением брака Константина VI (780–797). С возобновлением в 815 г. при Льве V (813–820) иконоборчества преподобный был вызван имепратором в Константинополь, где ему приказали отречься от иконопочитания. Прп. Феофан отказался подчиниться и был за это заключён в тюрьму, а его монастырь сожжён. После годичного заключения, преподобного сослали на о. Самофракию, где он вскоре и умер. Когда умер император-иконоборец, ученики прп. Феофана возродили и вновь отстроили его монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Согласно греч. Мученичеству (BHG, N 1471), П. Н. род. и был воспитан в К-поле. Когда имп. Константин V Копроним (741-775) усилил преследование иконопочитателей, П. Н. в числе др. правосл. христиан открыто выступал против политики императора и поддерживаемой им ереси. За это он был схвачен и брошен в тюрьму. Через неск. дней (согласно лат. Мученичеству, через 8 дней) П. Н. доставили на допрос, во время которого император убеждал его отказаться от поклонения иконам. П. Н. смело порицал заблуждения Константина, указывая на то, что императору не следует менять каноны, установленные апостолами и св. отцами. П. Н. отрезали нос и вновь взяли под стражу. Через 3 дня его привели к императору, к-рому П. Н. сказал, что не намерен отказаться от почитания икон Божией Матери и святых. Тогда имп. Константин приказал вылить ему на голову кипящую смолу с серой. П. Н. стойко перенес и эту пытку, его опять заключили в темницу, где он укреплялся молитвой и чтением Свящ. Писания. На 3-м допросе П. Н. остался верен своему решению. Тогда император приказал выколоть ему глаза, связать руки и ноги и протащить через городскую площадь, затем отдать на съедение псам. П. Н. мученически скончался 8 июня. Благочестивым христианам удалось похоронить его в особом месте, привалив к гробу большой камень. Спустя 122 года К-польскому патриарху Антонию Кавлею было во сне повеление от Бога отыскать мощи П. Н. рядом с мон-рем Кайюма (мон-рь известен с нач. VI в.; название, возможно, получил по имени основателя; находился рядом с цистерной Аспара (ныне цистерна Султан-Селим) - Janin. Églises et monastères. P. 274). Мощи оказались нетленными и издавали благоухание. Патриарх с клиром торжественно перенес святыню в храм Пресв. Богородицы, где у мощей происходило множество исцелений. Вероятно, П. Н. был казнен между 771 и 775 гг., а его останки обретены в 893 или 897 г.; И. Пиний датировал кончину мученика 766 г., а обретение его мощей - 888 г. (ActaSS. Iul. T. 2. P. 633), т. е. до Патриаршества Антония Кавлея, что не согласуется с текстом Мученичества. Почитание

http://pravenc.ru/text/2578559.html

Среди членов византийских императорских фамилий были царственные иноки, точнее, инокини – царевны Сосипатра и Анфуса. Царевна Сосипатра (†625, память 9 ноября ст. ст.) была дочерью императора Маврикия. Она приняла иночество, основала вместе со своей наставницей прп. Евстолией обитель и управляла ею до конца жизни 844 . Царевна Анфуса Омонийская , дева, игуменья (12 апреля ст. ст.) была дочерью императора – иконоборца Константина Копронима (741–775) от его первой супруги из хазар, «яже от злаго корене добрая ветвь сущи, изволи житие свое в чистом девстве провождати». Она и ее брат, будущий император – иконоборец Лев Хазар (775–780), были близнецами и родились 25 января 750 года. Несмотря на уговоры отца, Анфуса отказалась выйти замуж, стремясь к иночеству. После смерти Константина Копронима она все свое личное имущество употребила на помощь нищим и сиротам. Благочестивая царица Ирина (780–802), супруга Льва Хазара, относилась к святой Анфусе с любовью и уважением и приглашала ее в соправительницы. Но святая Анфуса отказалась. Она приняла постриг от святого Патриарха Тарасия (784–806), основала в Константинополе Омонийский монастырь, прославившийся строгим уставом, и прожила в нем до своей кончины в 801 году. Ряд императоров прославлен как за заслуги перед Православием, так и за благочестие в личной жизни. Например , Лев I Великий (Маркелл) (457–474, память 20 января ст. ст.). Это первый император, коронованный Константинопольским архиепископом. Лев I был православным императором, защитником постановлений Халкидонского Собора, он заботился о сохранении единства империи и Церкви после Халкидона, решения которого не было принято значительной частью населения Византии. С его именем связано установление празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы в Светлую Пятницу. В синаксаре Цветной Триоди говорится, что он «бяше благ и смирен человек». О появлении праздника Живоносному Источнику синаксарь повествует следующее. Когда Лев еще не был императором, он как-то помогал идти одному слепцу. Когда тот попросил воды, Сама Матерь Божия указала Льву источник в лесной чаще и велела исцелить слепого этой водой. Обращаясь ко Льву, Пресвятая Богородица назвала его царем, что действительно вскоре осуществилось 845 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Весь Христови, т. е. всего себя отдал Христу, все силы свои посвятил исполнению заповедей Христовых. Всевидящее око, т. е. всевидящий Бог. Житие во святых отца нашего Никифора Исповедника, патриарха Цареградского Константинополь или Царьград — столица Византийской, ныне Турецкой, империи; основана императором Константином Великим в IV в. по Р. Хр. на месте прежнего города Византии. Константин V Копроним царствовал с 741 по 775 год. Нотарий собственно значит скорописец. В первые века по Р. Хр. так назывались императорские секретари, скреплявшие акты. При Константине Великом была учреждена тайная канцелярия нотариев, которые вели протоколы самых важных государственных совещаний. Секретари Константинопольского патриарха также назывались нотариями. Адамант в переводе с греческ. языка значит алмаз — камень, отличающийся своею твёрдостью. Никея — в описываемое время значительный город Вифинской приморской области, ныне представляет собою бедное селение с названием Исник. Замечателен в истории христианской церкви тем, что здесь был первый (в 325 г.) Вселенский собор. Лев IV Хазар царствовал с 775 до 780 года. За малолетством ее сына, императора Константина (Порфирородного), в начале царством управляла Ирина. Седьмой Вселенский собор 787 г., бывший в Никее, осудил иконоборство и восстановил иконопочитание. Босфор или Константинопольский пролив, соединяющий Черное море с Мраморным, назван Фракийским в отличие от многих проливов получивших то же название. Никифор царствовал с 802 г. по 811 г. Патриархом был с 784 г. по 806 г. Память его 25 февраля. Михаил I — с 811 г. по 813 г. Киропалат — начальник дворцовой стражи. Лев Армянин царствовал с 813 г. по 820 г. «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:19). Преп. Феодор Студит еще в юных летах вступил на путь иноческой жизни, подвизаясь в начале под руководством своего дяди, преподобного Платона (память его 5-го апреля), защитника иконопочитания на 7 Вселенском соборе. Впоследствии преп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Скачать epub pdf Глава I. Краткая история иконопочитания Издревле христианами чтимы были святые иконы или священные изображения Лиц Пресвятыя Троицы, – Отца и Сына и Святаго Духа, святых ангелов и святых Божиих человеков. Но вот, в начале восьмого столетия по Р. X., на престол греческой империи вступил Лев III Исавриец. Чрез 10 лет своего правления, в 726 году, он издал указ, которым запрещалось христианам повергаться в молитвах пред иконами на землю, и многие иконы после этого поставлены были высоко, чтобы нельзя было лобызать их. Через пять лет он издал другой указ, которым повелевалось совершенно прекратить почитание св. икон и удалять их из церквей и общественных мест. Ему думалось, что через упразднение икон последует сближение иудеев и магометан с Церковию и греческой империею, теснимою магометанами. Сын его Константин Копроним, в продолжении 34 лет (с 741 по 775 год), еще с большею жестокостью преследовал чтителей святых икон. Внук его Лев Хазарь (775–780) следовал по пути своего отца и деда. Но они достигли противоположных следствий, – не только не угодили ни иудеям, ни магометанам, но возбудили против себя народ в своей империи. Римские папы, тогда независимые от греческих императоров, и три восточные патриарха: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, находившиеся уже под властию магометан, не хотели иметь духовного или церковного общения с Константинополем, и хотя восточные христиане страдали под игом магометан, но имели утешение безбоязненно молиться перед св. иконами, ибо магометанские калифы не вмешивались в дела подвластных им церквей. После продолжавшегося около 60 лет гонения на св. иконы в греческой империи, при правнуке первого царя иконоборца Константине VI и благочестивой матери его царице Ирине, в 787 году по Р. X. созван был в городе Никее Седьмой Вселенский Собор, на котором утверждено почитание св. икон. Чрез 25 лет после сего собора вступивший на престол греческой империи Лев V Армянин, снова воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось и при преемниках его; после этого нового тридцатилетнего гонения, благочестивая царица Феодора восстановила почитание св. икон в своем царстве. При этом 19 февраля 842 года установлен праздник православия, и доныне совершаемый в первую неделю великого поста. С сего времени св. иконы чтимы были единодушно христианами во всех церквях востока и запада в продолжении семи столетий, не смотря на то, что в одиннадцатом столетии (в 1054 году) Западная Церковь совершенно отделилась от восточной, так как восточные патриархи не хотели признать главенства римского епископа над всею Церковию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

            In the West, Pope Gregory II rejected Leo’s theological claims [we shall look at the Iconoclastic position in a few minutes] but sought to boost Leo’s popularity in Italy because of the need for Byzantine troops in the West to defeat the approaching Lombard hoards from the North. In 730, Leo passed an edict ordering the destruction of all icons in the Empire. Patriarch Gelasios refused to sign this document and was aptly deposed. A new Iconoclastic patriarch, Anastasios, was chosen and ecclesiastically sanctioned the edict. Even two representatives of Pope Gregory III from Rome were imprisoned for standing against Leo. Consequently, a great rift was created from this time forth between both East and West. In 754, after the Lombards captured Ravenna, the papacy formally aligned itself with the Frankish king Pepin, establishing the foundations for the new Holy Roman Empire under Charlemagne in 800 AD.             Leo’s successor, his son Constantine V (741-775), intensified the persecutions against the Orthodox, the term that by this time was gaining popularity to describe the “correct” teaching of the Church. In Hieria, in the year 754, 338 carefully selected Iconoclastic bishops (minus the sees of Rome, Alexandria, Antioch, and Jerusalem) convened at a council ordered by the theologically articulate Constantine, to establish their own dogma against the icons. Consequently, great figures such as St. John of Damascus, a champion for the Orthodox cause, were excommunicated. The total destruction of all the icons was ordered. Monasteries, the centers of theological learning and certainly from which the greatest support for the icons came, were forcibly closed. Many monks and clergy were imprisoned, tortured, exiled, or killed for their faith.             Constantine’s son, Leo IV (775-780) was a moderate defender of his father’s holocaustic campaigns, abandoning his father’s anti-monastic persecutions. Leo’s premature death made his wife Irene co-emperor and regent for their ten-year-old son Constantine VI. Resolute in her commitment to restore the icons, Irene appointed the Iconophile patriarch Tarasios to the throne of Constantinople and convened the 7 th Ecumenical Council at Nicea in 787 AD, composed of 350 bishops from all over the Empire and giving the Church its first respite. (As we shall see, there was a second wave of Iconoclastic persecution!) Iconoclastic writings were condemned and ordered to be burned, and the icons, along with St. John the Damascene, were restored to their rightful place in the Empire. In 802, Charlemagne from the West acknowledged that there was no emperor in Byzantium, by virtue of the fact that Irene was a woman and had actually  overthrown her son, making her the sole monarch in the East. Charlemagne’s proposal to Irene to marry him (in order for him to increase the size of his empire) was rejected and Irene was exiled to a monastery, where she later died.

http://pravmir.com/the-triumph-of-the-ic...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010