А патриарх Мефодий, когда совершались молитвы и моления, взяв чистый свиток, написал на нем имена всех царей-еретиков, включая и царя Феофила, и положил на святой престол (под индитию) в алтаре. В пятницу увидел и он какого-то страшного и великого Ангела, входящего в храм, который, подойдя к нему, сказал: «Услышана твоя молитва, епископ: царь Феофил получил прощение; отныне больше не докучай этим Богу». Патриарх, испытывая, истинно ли видение, сошел со своего места, взял свиток, развернул его и нашел — о, судьбы Божии! — что имя Феофила совершенно изглажено Богом. Узнав об этом, царица очень обрадовалась, послала к патриарху и повелела собрать весь народ с честными крестами и святыми иконами в Великую церковь, дабы вернуть в нее святые образа и возвестить всем новое Божие чудо. Вскоре, когда все собрались в церковь со свечами, пришла и царица с сыном. Во время литии они вышли и достигли упомянутой дороги, со святыми иконами, божественным и честным древом Креста, священным и Божественным Евангелием, взывая: «Господи, помилуй». И так вернувшись снова в церковь, они совершили Божественную литургию. Тогда были возвращены святые иконы избранными святыми мужами, возглашено многолетие благочестивым и православным, а противящиеся и нечестивые, не принимающие почитания святых икон, были отлучены и преданы анафеме. И с тех пор святые исповедники постановили ежегодно таким образом совершать это священное торжество, чтобы нам когда-нибудь снова не впасть в то же нечестие. Неизменный Образ Отчий, молитвами святых Твоих исповедников помилуй нас. Аминь. 18 марта 2005 г. Лев III Исаврянин — Византийский император-иконоборец, царствовавший в 717—741 гг. Анастасий занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. Константин V Копроним царствовал с 741 по 775 гг. Довел иконоборчество до ужасов жестокого гонения. Умер во время похода на болгар в жару и воспалении, пораженный чрезмерно сильной и жгучей огневицей, по его собственным словам, заживо преданный неугасимому огню. Лев IV Хазар (775—780 гг.) — сын Константина Копронима, род. в 750 г. от первой жены Ирины-хазарки, дочери кагана. Осенью 780 г. скоропостижно умер от опухоли (карбункула), при этом голова его страшно почернела, и он был поражен сильнейшим воспалением.

http://pravoslavie.ru/1854.html

Св. патриарх константинопольский Флавиант , избитый на ефесском разбойничьем соборе, чрез три дня скончался в августе 449 г., по мнению других чрез год в 450 году. Мощи св. Флавиана вскоре по воцарении Маркиана, перенесены в Константинополь в церковь св. апостолов, а преемник св. папы Льва Илларий, бывший легатом на разбойничьем соборе, изобразил в Риме в оратории св. Креста стенною живописью подвиг Флавиана на сем соборе. Из одного краткого жизнеописания его в западной церкви видно, что 18 февраля празднуется принесение мощей его в Константинополь. (См. Деян. св. Febr. III 71. August I, 43. Herzog. 416. Деяния всел. соборов. Казань. 1863 г.) 19 Пр. Досифей . Житие его написано современном, другим учеником св. Дорофея, и помещено в Деяниях св. (Febr. III. 392). Оно согласно с житием славянских Четиих Миней. Сам Дорофей восхваляет Досифея в первом своем наставлении об отречения и говорит об откровении одному святому о загробной славе сего ученика. Болландисты относят подвижническую жизнь Досифея к первым годам Юстиниана (ок. 530 г.). Филарет в учении об отцах (§ 244) относит кончину Дорофея к 620 году, след. кончина Досифея может быть отнесена к концу 6 века или началу 7. Опр. Варсануфии в Деяниях св. (Apr. II. 22–27.) Мощи его в Ории в Италии. Евагрий говорит о Варсануфии, как о своем современнике, кн. IV. гл. 33. Евгений и Макарий . У Фабриция показано особое житие Евгения и Макария братьев . Πολλα μεν δελφο Т. X. р. 223, ed. Harles. На русском языке сказание об них полное и достоверное в жизни великомуч. Артемия (20. окт.) издано в Петербургской академии после Истории Филосторгия стр. 459 и след. 20 Лев катанский . Житие его, помещенное в Деяниях св. (Febr. III, р. 223), согласно с житием слав. миней, но в первом подробнее говорится о волхованиях Илиодора. Болландисты полагают, что Лев умер ок. 780 года 20 февраля и упоминаемые в его житии императоры греческие Лев и Константин суть Лев IV Хазар (775–780) и сын его Константин VI (780–797). Житие писано современным писателем; ибо он говорит в начале жития: мы православным признаем 6 вселенских соборов. Но Кайестан (de Sanctio siculie T. 2, 5–27) полагает кончину его в 725 году. В таком случае под упомянутыми царями должно разуметь Льва III Исавра (716–741) и сына его Константина V Копромин (741–775); в подлинном житии он не называется багрянородным. По Феррарию он был преемником св. Са- (окт. 15), и мнение Болландистов вернее. Мощи его в Риме в церкви св. Мартина турского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иконоборчество – возникшее в начале VIII в. еретическое движение против иконопочитания, ошибочно принятого за осужденное в Ветхом Завете идолопоклонство. С догматической точки зрения запрет на изображение Сына Божия (Его принципиальная неизобразимость) отрицает полноту воплощения Бога-Слова. Гонения на иконы начались при Льве III Исавре (717 – 741), который в 730 г. запретил почитание икон; продолжились при его сыне Константине V Копрониме (741775) и внуке Льве IV Хазаре (775 – 780). Иконоборческий собор 754 г. в Иерии осудил иконопочитание; на нём были сформулированы основные принципы иконоборчества, а почитание икон приравнено к идолопоклонству и объявлено ересью; были уничтожены десятки тысяч священных изображений (икон, фресок, скульптур), преследовались те, кто их хранил. Сын Льва IV Константин VI (780 – 797) под влиянием своей матери святой Ирины созвал в Никее VII Вселенский Собор (787), осудивший ересь иконоборчества и утвердивший догмат иконопочитания. Вторая волна гонений на иконы была при Льве V Армянине (813 – 820), который созвал новый иконоборческий собор (815), на котором были отменены постановления VII Вселенского Собора и вступили в силу постановления иконоборческого собора 754 г., однако иконы предписывалось не считать идолами. Гонения продолжились при Михаиле II Травле (820 – 829) и Феофиле (829 – 842). Окончательное восстановление иконопочитания произошло в 843 г. при святой царице Феодоре, когда были канонизованы его ревностные защитники, а иконоборцы преданы анафеме. Римская Церковь , не пострадавшая от иконоборцев, всегда твёрдо противостояла императорам-иконоборцам. Однако это не помешало ей на соборах во Франкфурте (794, инициатива Карла Великого) и Париже (825) признать служение перед иконами идолопоклонством; впрочем, не отрицалось их значение как украшений храмов. Всё это в конечном итоге привело Запад к замене сакрального церковного образа светским бездуховным полотном Ренессанса и, в качестве реакции на это, к восстановлению элементов иконоборчества в протестантизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

Около 730 года в Городе Суроже (ныне г. Судак в Крыму) умер епископ. В этом большом торговом городе жили люди разных вероисповеданий, среди них было много язычников и магометан. Христиане Сурожа просили Патриарха Германа прислать епископа, который бы упрочил Православие. Во время молитвы Патриарху явился Ангел и сказал, что епископом должен быть святой пустынник Стефан. Воля Господня была открыта так же и Стефану. Вскоре он был рукоположен во епископа и отплыл в свою епархию. Пять лет святитель Стефан провел в неустанных пастырских трудах, просвещая народ словом истины. В результате многие иноверцы Сурожской епархии были присоединены к Церкви Христовой. В то время византийский император Лев III Исавр (717–741) приказал хулить и бесчестить иконы. Он сместил Патриарха Германа, отказавшегося присоединиться к иконоборцам, и поставил на его место сирианина Анастасия, который пробыл на патриаршей кафедре с 730 по 753 год. Святитель Стефан прибыл в Константинополь и обличил императора в иконоборстве. Лев Исавр пытался уговорами и угрозами склонить святителя к иконоборческой ереси, но безуспешно. Святой Стефан отвечал императору: «Хотя бы ты меня сжег или рассек на части, за иконы и Крест Господень все готов претерпеть». За свою ревность он был жестоко избит, а затем на многие годы заключен в темницу. В 741 году умер император Лев III и на престол вступил его сын Константин V Копроним (741–775). Он также был иконоборцем. Но по ходатайству жены императора Ирины, святитель Стефан был освобожден и возвращен на свою кафедру. Святителю Стефану, уже глубокому старцу, было открыто время его кончины. Он назначил себе преемником клирика Филарета и мирно преставился ко Господу. Рака с мощами святого Стефана Сурожского прославлена чудесными исцелениями. У гроба святителя чудесно прозрел слепорожденный по имени Ефрем, которому святой Стефан ранее много помогал. Сохранилось свидетельство, что в начале IX века русский князь Бравлин, во время похода в Крым, принял Крещение, обратившись к истинной вере под влиянием чудес у раки святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Принципиально важным для иконопочитания является 82-е правило Пято-Шестого Константинопольского собора 692 г., повелевающее изображать Христа не аллегорически, а в человеческой плоти: «…Повелеваем, чтобы отныне на иконах на месте ветхозаветного Агнца изображались человеческие черты (τ χαρακτρα) Христа Бога нашего, Агнца, взявшего на себя грехи мира» 53 . Здесь слово χαρακτρ, как и у свт. Германа, имеет двойной смысл: «икона» и «представленный на иконе образ», считает К. Шёнборн 54 . Далее перейдем к рассмотрению собственно учения об иконе святых отцов-иконопочитателей. Часть 2. Свт. Герман, патриарх Константинопольский († до 754 г.) В статье религиоведа, главного редактора сайта «Православная традиция» Владимира Ивановича Немыченкова излагается учение святителя об иконопочитании, согласно которому христиане не почитают иконы как идолов и богов и потому на них не распространяются ветхозаветные запреты; икона Христа доказывает истинность вочеловечивания Сына Божия и опровергает ересь докетизма; воздаваемые честь и поклонение относятся не к материалу иконы, но к «невидимому Богу», т. е. к божественной ипостаси; почитание икон Богородицы и святых выражает нашу любовь к ним, честь же, воздаваемая святым, восходит к Богу; икона содействует укреплению веры тех, кому недоступно непосредственное созерцание тайн Божиих; почитание священных изображений является неотменяемым преданием Церкви. Свт. Герман первым использовал истории о чудотворных иконах в качестве аргумента в пользу истинности иконопочитания. В то же время он подчеркивал, что источником благодати является не икона, а Бог , Который проявляет (ποδεικνντος) благодать через икону, как и через другие предметы. Икона не источник благодеяний, а только способ (εδος) их оказания верующим. В заключение дается общая характеристика учения свт. Германа, отмечается высокая догматическая ценность его посланий, перечисляются десять положений его учения, позже вошедших в орос Седьмого Вселенского собора. Свт. Герман занимал Константинопольскую кафедру в 715–730 гг. За это время на византийском престоле сменилось несколько императоров. В 717 г. святитель венчал на царство императора Льва III Исавра (717–741), а затем крестил и короновал соправителем его сына Константина V (741–775) – оба они стали иконоборцами. В 726 г. Лев III официально выступил против иконопочитания и безуспешно понуждал к тому же свт. Германа. В 730 г. император «публично потребовал от патриарха присоединиться к своей позиции и подписать соответствующий документ». Патриарх отказался, оставил кафедру и удалился в родовое имение Платанион, где и умер, вероятно еще до 741 г., но «во всяком случае до иконоборческого лже-Собора в Иерии (754)». На этом Соборе свт. Герман был анафематствован еретиками за иконопочитание (но в более мягкой форме, чем прп. Иоанн Дамаскин ) 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

Специфика бытования памяти Н., состоящая в том, что она отсутствует в Синаксаре К-польской ц., где представлены все основные К-польские и Халкидонские святые, но имеется в Типиконе лавры прп. Саввы Освященного и др. палестинских источниках, заставила болландистов предположить, что Н., возможно, был вынужден отказаться от кафедры и отправиться в Палестину, где и скончался (ActaSS. Mai. T. 6. P. 808); соответственно и почитался он только в Палестине. Но архиеп. Сергий (Спасский) оспаривал это мнение. Согласно его т. зр., главным аргументом в пользу почитания Н. в К-поле служит упоминание в каноне Иосифа раки с мощами преподобного, которая находилась в Халкидоне, скорее всего там святой и умер, а его память перешла в иерусалимские Месяцесловы из несохранившихся к-польских. Не соглашался с болландистами и А. И. Пападопуло-Керамевс, к-рый издал канон Иосифа Песнописца и считал, что Н. почитался всем правосл. миром; был известен в слав. странах. Исследователь полагал, что палестинские Синаксари не представляли собой изолированную от других традицию, а могли редактироваться К-польским патриархом; кроме того, в них часто упоминались к-польские реалии. Судьба мощей Н. неизвестна. Возможно, они почитались в К-поле на протяжении многих столетий после его смерти и были вывезены из Византии в 1204 г. (захват К-поля крестоносцами) или уничтожены в 1453 г. (захват К-поля турками). В списках епископов Халкидонских времен иконоборчества есть только один Никита, и время его пребывания на кафедре относится ко времени правления не имп. Льва V, а имп. Льва III Исавра (717-741) и его сына Константина V Копронима (741-775) и датируется 726-775 гг. ( Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 99). Вызывает сомнение и синаксарное сказание, совершенно лишенное индивидуальных черт и состоящее из агиографических топосов. Единственным заслуживающим внимания источником остается канон Иосифа Песнописца, который, однако, жил почти на 150 лет позже еп. Никиты Халкидонского. Возможно, отнесение времени жизни Н. к периоду правления Льва V вызвано контаминацией с Никитой , игум. Мидикийским, прп., исп. (пам. 3 апр.). В источниках и последующей традиции Н. упоминается как епископ, так и как архиепископ.

http://pravenc.ru/text/2565354.html

Так, после многотрудного странствования земного, преподобный Григорий достиг вечного покоя на небесах между святыми Ангелами, видения и слышания которых он удостоился еще во время земной жизни своей, и теперь вместе с ними прославляет трисвятыми песнопениями Единого в Троице Бога во веки. Кондак, глас 3: Светлое тя солнце церковь познавает, добродетелей красотами и исцелений лучами всех просвещая, Христов угодниче: темже празднуем честную память твою и почитаем подвиги твоя, всеблаженне отче премудре Григорие. 7539 Десятиградие – по-гречески Декаполь – союз 10 городов в Исаврии, небольшой области в горах Малой Азии, на юге ее; Иринополь – один из этих городов. По имени этого союза городов преподобный Григорий и получил наименование Декаполита. 7541 Лев III Исавряннн (716–741 г.), в особенности сын его Константин Копроним (741–775 г.) и сын и преемник последнего Лев IV Хазар (775–780 г.). 7543 Христополь – иначе Емволы, город в Македонии на реке Стримоне, протекающей в 50 верстах от Солуня на северо-востоке. 7545 Сарацыны-наименование Арабов, кочующего разбойнического племени Аравии; впоследствии это наименование распространилось на всех магометан вообще. 7547 Здесь разумеется гора Олимп Вифино-Мизийский, на севере Малой Азии, на границах Вифинии и Мизии, где процветало тогда монашество. 7548 Это было в царствование императора Льва Армянина (813–820 г.). Этот император, будучи не в состоянии склонить патриарха Константинопольского Никифора к ереси иконоборческой, послал его в марте 816 года в заточение, равно и других епископов, игуменов и монахов, с дерзновением защищавших почитание св. икон, заточил в темницы в Константинополе или отправил в ссылку. 7550 Кончина прп. Григория Декаполита последовала в 826 г. – преп. Иосиф не застал в живых своего учителя. Возвратившись чрез шесть лет из заточения в Константинополь, он имел лишь утешение осязать руками нетленное тело преп. Григория и поселился с учеником его Иоанном при гробе его. По кончине же Иоанна, Иосиф, оставив это место, поселился при храме св. Иоанна Златоустого и положил в нем прославленные нетлением и чудесами мощи преп. Декаполита и ученика его Иоанна; спустя некоторое время недалеко от этого храма он основал обитель иноков во имя св. Николая Касульского и в нее перенес мощи преподобных. Иосиф же Песнописец написал и службу в честь преп. Григория. Мощи преп. Григория нетленные и целые находятся в настоящее время в Румынии в монастыре Быстрица, Рымнинской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В правление имп. Льва III Исавра (717-741), положившего начало политике иконоборчества , еп. Клавдиопольский Фома стал одним из первых, кто убрал иконы из храма. Ок. 775 г. Константин V (741-775) отправил в ссылку прп. Анфису Старшую , основательницу двойного мон-ря Пресв. Богородицы и св. апостолов на берегу озера близ Мантинеи. Из Амнии происходил прп. Филарет Милостивый, занимавшийся в т. ч. выкупом пленников у арабов ( Fourmy, Leroy. La Vie de S. Philarè. 1934. P. 115). В период 2-го иконоборчества изгнанный из Прусиады епископ-иконопочитатель Павел поселился на Олимпе Вифинском. В средневизант. время в П. находились 2 монашеских центра: на границе с Вифинией, на горе Кимин (наиболее важная обитель - лавра прп. Михаила Малеина), и на границе с Понтом, на горе Хриси-Петра. Церковная ситуация во внутренней П. начала ухудшаться в XI в. в связи с появлением тюрок. После 1094 г. митр. Никифор не смог попасть в Гангры и получил кафедру Амастриды, а затем стал игуменом столичного монастыря Космидион. Никита, еп. Ионопольский, был в К-поле хартулярием великого орфанотрофа. Еп-ство Дадивры упразднили после взятия города тюрками в 1196 г. До 1224/25 г. митрополит Гангр совершал несогласованные поставления в Ираклии и Амастриде. Между 1214 и 1250 гг. митрополией Гонориады стала Ираклия. В это время в П. еще имелись ставропигиальные монастыри. В 1260 г. митр. Андронику Сардскому отказали в переводе в П., население к-рой было враждебно к нему настроено. В 1310-1314 и 1385 гг. митрополиты Гангр, к-рые не могли попасть туда, получали в управление Анкиру, а однажды - Помпейополь и Гераны. Епископы Помпейополя упоминаются в источниках вплоть до 1347 г. Ок. 1400 г. был рукоположен последний известный визант. митрополит Гангр, Герман, впосл. он управлял также Севастией. Митрополия Гангр была объединена с Неокесарией в 1630 г. В прибрежной П. состояние церковных дел было более стабильным. Впрочем, в 1317 г. Ираклия уже не имела возможности содержать своего митр. Иоанна, к-рый проживал в К-поле и управлял также Амиклием. Митр. Мефодий не мог попасть в Ираклию и получил в 1365 г. Деркос, а также временно занял кафедру Сиды. После смерти митр. Иоакима в 1387 г. Ираклия была присоединена к Амастриде. В XIV в. митрополиты Амастриды жили преимущественно в столице; в последний раз эта митрополия упоминается в 1410 г., а в 1437 г. Амастрида названа архиепископией (TIB. 1996. Bd. 9. S. 109-113). Архитектура

http://pravenc.ru/text/2579796.html

В 638 г. Омар берет Иерусалим и овладевает храмом св. Гроба, в 644 г. завоевана Александрия. Святыня потоком льется с Востока в столицу. Орудия страстей Христовых принесены Гераклием в 641 г., часть Креста Господня в 634 г. в церковь Богородицы Влахернской. Но небывалые со времен Ники мятежи и бунты волнуют столицу: храм Софии наполняется дикою толпою и предается ограблению. Констанс покидает Константинополь и избирает резиденцией Сиракузы. Семья Гераклия совершает ужасы всяких злодейств друг над другом: хроники переполняются обезглавлениями, отрезаниями носов, вырыванием глаз. При Гераклии уже окрестности столицы наводнены Аварами; десятки тысяч увлечены в плен; окрестности разорены и истреблено множество храмов и монастырей. Снимая осаду, Авары зажгли церкви Космы и Дамиана, Николая Чудотворца и все, что было вокруг вне стен 97 , но не решились тронуть Влахернского храма. На следующий же 627 год, по приказанию Гераклия, построена была стена кругом Влахерн, впереди храма. Эпоха смут знаменательно заканчивается полугодичною войною на Босфоре и в Золотом Роге и разграблением столицы в 716 г. Понятно, что за эти сто лет мы мало слышим о каких – либо постройках, достойных внимания. Гераклию приписывается храм И. Богослова в Милионе, хотя, быть может, он только отделал его. Патриарху его времени, обвиненному после в уклонении к ереси, Сергию – неизвестная церковь во имя св. Георгия: Константину Погонату – храм Богородицы Карпиана, – это и все, если не считать триклиния в Большом Дворце и его отделки, исполненных Юстинианом Безносым в первую половину его царствования, когда он принуждал патриарха Каллиника благословить разрушение церкви Богородицы около Ипподрома, мешавшей ему построить сидения для партии Голубых и когда он не был занят мальчишескою идеей мщения Херсонитянам. Бедствия междоусобий и крайних неурядиц в общественной жизни отмечают неизгладимым пятном эпоху иконоборцев, начавшуюся воцарением Льва Исаврянина (717 – 741), разыгравшуюся в отвратительную оргию дикой солдатчины при сыне его Константине Копрониме (741775) и внуке Льве IV Хазаре (775 – 780).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Вскоре после того были перенесены из Апамеи в Халкидон 8847 мощи исповедника Христова, преподобного Феодора 8848 , причем от них подавалось много исцелений во славу Христа Бога, со Отцом и Духом славимого вовеки. Аминь. 8816 Разумеется тот же самый монастырь Саввы Освященного, где впоследствии скончался отец святого Феодора. 8817 Внешняя мудрость – то же, что мудрость мирская, которая называлась так в отличие от религиозного знания, именуемого мудростью духовною, внутреннею. 8819 Император Лев Исаврянин (717–741 г.) был первым иконоборцем, издавшим повеление выбрасывать св. иконы из церквей и уничтожать их. 8820 Император Константин Копроним (с 741 по 775 гг.) сильно поддерживал иконоборческую ересь. Он созвал в Константинополе собор, названный им Вселенским, на котором отвергнуто было иконопочитание. 8821 Император Лев, по прозванию Хозар, царствовал с 775 по 780 г. Он поддерживал иконоборчество, но слабо. 8822 VII Вселенский собор был созван в Никее в 887 г. Он утвердил иконопочитание, а собор, бывший при Константине Копрониме, признал еретическим. 8823 Св. царица Ирина, супруга Льва Хозара, сначала, по смерти мужа, управляла империей за малолетством сына своего, императора Константина Порфирородного (с 780 по 792 г.), от его имени, а потом от своего (с 797 по 802 г.). 8827 Индийские ароматы – ароматы, привезенные из Индии. Индия – страна, находившаяся на большом южном полуострове восточной Азии, издавна славилась своими благовонными растениями. 8828 Мелисса – город во Фригии, которая обнимала всю среднюю часть западной половины малоазийского полуострова. 8829 Проконисс – остров на Мраморном море, ныне Мариара; служил местом ссылки для многих исповедников во время иконоборческих смут. 8830 Разумеется св. Феофан, сын Константинопольского вельможи, постригшийся в иночество по смерти императора Льва Хозара, при котором он занимал высокое положение. Память его совершается 12 марта в лесистых горах Сигрианских, на берегу реки Ривдака. 8832 Влахерны – местность в Константинополе на западной стороне города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно известны были Влахерны по Богородичной Церкви, построенной императором Львом I Великим (с 457 по 174 г.), при котором в эту церковь в 474 г. были положены честные ризы Пресвятой Богородицы, перенесенные из Палестины. Здесь же, вместе с одеждою Богородицы, хранились в златокованном ковчеге головной покров Ее (омофор) и часть пояса.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010