ИКОНОБОРЧЕСТВО, иконоборство - еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания священных изображений и гонениях на них. В период с VIII по IX вв. несколько раз получало официальное признание в восточной церкви. Первый этап гонений имел место при императорах Льве III Исавре (717-741 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и её сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императоре Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник (первое воскресенье Великого поста). Иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор V, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений - херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др. ИКОНОГРАФИЯ - описание и классификаций установленных видов иконных изображений. ИКОНОПИСЕЦ, иконник - мастер, специализирующийся в создании икон. В отличие от художника, иконописец не рассматривается как автор своего произведения, он является проводником Божественной истины. По преданию, первым иконописцем был апостол и евангелист Лука. ИКОНОПИСНЫЙ КАНОН - совокупность определённых принципов иконописи. Сами принципы написания установлены на основании догматических норм использования и почитания священных изображений в Православной Церкви. ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК - практическое руководство по иконописанию с описанием и образцами конкретных иконных изображений. Указаны все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приёмов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные). См. также ерминия. ИКОНОСТАС - установленная иконами перегородка, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма. В церковном искусстве древней Руси складывается на рубеже XIV - XV вв. Включает в себя пять (и больше) основных рядов. В центре иконостаса расположены Царские врата, по сторонам от них - Севренный и Южные врата.

http://pravicon.com/text-24

Память преподобной Платониды Диакониссами (служу, прислуживаю) в древнехристианской Церкви назывались лица женского пола, наблюдавшие за порядком в храме во время богослужения и прислуживавшие епископам при совершении над женщинами таинства крещения. Обязанности диаконисс заключались в следующем: они приготовляли женщин ко крещению, научая их, как и что они должны отвечать на вопросы крещающего, и как должны вести себя после крещения; помогали епископу при крещении женщин; наблюдали за порядком в женской половине храма (древние храмы разделялись на две отгороженные друг от друга половины, одна из которых предназначалась для мужчин, а другая — для женщин), а также наблюдали за дверью, в которую входили в храм женщины, не допуская сюда лиц недостойных; присутствовали при беседах епископов или пресвитеров с женщинами и т. п. Диакониссы причислялись к клиру и потому поставлялись на свою должность чрез особое рукоположение. В диакониссы обыкновенно выбирались женщины честной, святой жизни — обыкновенно девы или вдовицы и притом не моложе сорокалетнего возраста. Низибия находилась в Месопотамии и лежала по течению реки Мигдонии. Кончина преподобной Платониды последовала около 308 г. Память преподобного отца нашего Георгия Исповедника, митрополита Митиленского Лев Исаврянин царствовал с 717 по 741 г. Он происходил из класса зажиточных крестьян и настолько выделился своей военной службой при Юстиниане II, что в 717 г. при всеобщем одобрении был возведен на императорский престол. Обратив внимание на церковные дела и, между прочим, на суеверие в иконопочитании, он решился уничтожить последнее полицейскими мерами. Сначала он (726 г.) издал эдикт только против поклонения иконам, для чего приказал поставить их в церквах повыше, чтобы народ не лобызал их. В 730 г. был издан эдикт, повелевавший вынести иконы из храмов. Лев Исаврянин достиг того, что иконы временно были выведены из церковного употребления. Император Константин V Копроним (741–775) преследовал иконопочитание с еще большею, чем его отец Лев Исаврянин, жестокостью. Он хотел торжественно уничтожить иконопочитание как ересь и для того в 754 г. составил в Константинополе собор, который назван вселенским. На нем было 338 епископов, но ни одного патриарха. Здесь положено было, что иконопочитание идолопоклонство, что единственный образ Христа Спасителя — Евхаристия. Собор предал анафеме всех защитников иконопочитания и иконопочитателей, особенно св. Иоанна Дамаскина. Св. Ирина с 780 по 790 и 797 по 802 управляла за малолетством своего сына Константина Порфирородного. Она объявила себя за иконопочитание. В 787 г. Ириной в Никее был созван второй Никейский и седьмой вселенский собор, под председательством патриарха Константинопольского Тарасия. На соборе, состоявшем из 367 отцов, было восставлено иконопочитание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

подписал собственноручно. Ямбы иконоборцев Иоанна Акростих: Христа страдание – надежда Иоанна. Христос низверг крестною Божественною силою Нападение демонского полчища. Для всех живущих Он есть сила и надежда на великую победу И ясно учит уповать только на Него. Итак, изображать на стене Владыку беззаконно. Ибо [Он] есть всецелый 68 Бог, не подверженный заблуждению, Возвышающий царей благочестивых в венчании на царство. Игнатия Акростих: Крест – для Игнатия похвала. Крест, соединивши прежде рассеянное, Благочестие истинно начертывает. Ибо Он, уничтожая икон всякое зрелище, Ясно возвысил Твою славу, о Слово, И является свидетельством могущественной силы веры. Ему достойно поклоняясь, владыки Обращают в бегство врагов, [его] силой порабощенных. 1. По-гречески буквы расположены так, что они образуют правильную форму четырехконечного креста. [Col. 477] Получившие власть от одного только Бога, Лев и Константин венценосцы, Выставляют для созерцания образ Господа [то есть Крест], Сердечное имея к Нему влечение. Прежде же напрасно и без основания распространенное, Они потом уничтожили устроения икон зрелище. 1 Акростих в данном случае получается таким образом, что слово «Христа» составляют первые буквы (читаемые сверху вниз) каждой строки, а «Иоанна» – последние буквы строк, читаемые сверху вниз. Слово «надежда» присутствует в тексте целиком, а «страсть» составлено «зигзагом» из букв в середине последних четырех строк. – Ред. 3 В ТФС: «в людях», что правильно, но не совсем точно, однако может служить в качестве пояснения. – Ред. 4 Лев III Исавр (правил в 717–741 гг.) и его сын Константин V Копроним (правил в 741–775 гг.) – византийские императоры-иконоборцы. – Ред. 6 На некоторых монетах православных императоров изображение Христа имело лицо, обращенное назад, причем на Его голове было положено изображение креста. 9 Валентин – еретик-гностик II в., мыслящий о Христе докетически и считавший, что Христос не воплощался истинно, но сошел на землю с небес в особом духовном, нематериальном теле. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В отличие от других царей Ираклий сразу же начал вписывать имя святого Константина III в государственные документы, наглядно демонстрируя, что имеет равного себе соправителя. И это, как оказалось, было очень своевременно. В течение почти 30 лет Ираклий Великий был занят войной с Персией, которую блистательно завершил. Вполне естественно, что в это время он редко оказывался в Константинополе. И почти все эти годы императорскую власть в империи осуществлял святой Константин III Новый. Причем не только «гражданскую», но и военную – на счету сына Ираклия Великого числятся выдающиеся победы над аварами летом 626 года у стен Константинополя . Помимо святого Константина Нового Ираклий венчал царями своих сыновей от другого брака: Ираклона (641) и Давида – очевидно, таким способом он желал публично подтвердить их равноправие со святым Константином Новым, поскольку в глазах византийцев они, как рожденные от кровосмесительного брака (Мартина, вторая жена, приходилась Ираклию племянницей), были «ущербными». Но Ираклий Великий скончался от старости, святой Константин III Новый умер от туберкулеза, и, казалось, наступило время царствования Ираклона. Но летом 641 года константинопольцы неожиданно потребовали от царицы Мартины и патриарха Пирра (638–641) венчать на царство Ираклия – юного наследника святого Константина III Великого. Новый Римский царь принял имя императора Константа II (641–668), с которым и остался в истории, а Ираклон и Давид были лишены царского достоинства . В последующем римские государи были более благоразумными, стремясь венчать своих сыновей на царство еще в малолетнем возрасте, дабы избежать внутриполитических потрясений. В августе 654 года Констант II удостоил титулом августа (императора) своего двухлетнего сына Константина IV . Пройдя через горнило внутренних смут и дворцовых переворотов, император Лев III Исавр (717–741) венчал царской короной в 719 году годовалого сына, будущего императора Константина V (741–775). В свою очередь, тот также использовал идею «многоцарствия» для обеспечения прав Исаврийской династии. 25 января 750 года от брака с императрицей Ириной у него родился сын Лев IV Хазар (750–780), которого он объявил императором Римской державы. А от третьего брака царя с византийской аристократкой Евдокией, которой он в 769 году даровал титул августы, родилось пять сыновей: Никифор, Христофор, Никита, Анфим и Евдоким. Но в данном случае Константин V не делил власть, наделив каждого из младших сыновей лишь титулом «цезарь»; опять пригодился атавизм диоклетиановой доктрины . В свою очередь, Лев IV Хазар в 776 году венчал на царство своего сына Константина VI (780–797). Собственно говоря, этот факт и решил вопрос в пользу малолетнего царя и его матери императрицы святой Ирины (797–802), когда после смерти Льва IV Хазара разыгралась нешуточная борьба за власть.

http://pravoslavie.ru/60482.html

Радикальное изменение в византийской императорской политике, которое произойдет при императорах–иконоборцах Льве III (717—741) и Константине V (741—775), — насильное внедрение иконоборчества, конфискация папских доходов в Сицилии и прекращение военной поддержки папства в его противостоянии лангобардам — будет концом периода «византийского» папства. Папа Стефан II стал искать поддержки в другом месте и перенес свою лояльность на франков (754). Эти события имели длительные и катастрофические последствия для отношений между Востоком и Западом. 2. Лангобарды–ариане и Аквилейский раскол Хотя Пятый собор при Юстиниане (553) предлагал значительные и необходимые христологические уточнения, вновь утверждая авторитет и Кирилла Александрийского и Халкидонского собора, практические его последствия для примирения христианства в единой общей вере были минимальны. Кирилловский «фундаментализм» монофизитских масс на Востоке оставался столь же твердым, как и прежде. На Западе же, когда папа Вигилий наконец признал Пятый собор, это вызвало резкое сопротивление «фундаменталистов» — халкидонитов, которые считали посмертное осуждение Феодора Мопсуестийского неуместным, а критику Феодорита и Ивы, реабилитированных Халкидонским собором, совершенно неприемлемой. Для этих западных церковных людей осуждение «Трех Глав» означало предательство Халкидона. В их глазах папа Вигилий отверг веру Льва, устами которого раз и навсегда «говорил Петр». Это движение западной оппозиции явно ставило истинную веру, как оно ее понимало, выше авторитета римского епископа. Богословским кредо здесь была «Защита Трех Глав», опубликованная в 547—548 гг. африканским епископом Факундом Гермианским. Он отвергал Второй Constitutum папы Вигилия и находил широкую поддержку своего неприятия у епископов Африки и Иллирика. Однако репрессивные меры, использованные императорской властью, вынудили принять Пятый собор в этих двух областях . Но поскольку лангобардское завоевание 568 г. делало большую часть Северной Италии недоступной для императорской администрации, противостояние, усиленное беженцами из Иллирика, продолжалась здесь более столетия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Св. Кир занимал патриарший престол в Константинополе с 705 г. по 711 г.; ум. в 714 г. в изгнании. Филипп Бардин, византийский император (711–713 гг.). Константин Копроним правил с 741 по 775 гг. Лев Исавр правил с 716 по 741 гг. Копроним от греческого «копрос» — навоз, кал. Диппином в Царьграде называлось народное место, где обыкновенно устраивались различные зрелища. Св. Герман умер в 740 г., 96-ти лет, погребен в монастыре Хоре, на северной стороне Царьграда. Св. Герман известен как церковный писатель: «писания его славятся по всей вселенной», свидетельствует о нем 7 вс. соб., внесший его в диптихи святых. Сочинение св. Германа разнообразны по своему составу. После него остались: объяснение наиболее трудных мест св. Писания, сочинение о праведном воздаянии за гробом; на 7 вс. соб. читались его три послания о почитании икон, осталось от него и «довольно много, — как говорит древний жизнеописатель св. Германа, — назидательных слов для благочестивых», — слова на Введение во храм Богоматери, на Ее Успение, на Благовещение, на Обновление храма и положение пояса Пресвятой Богородицы. Важно по богатству исторических сведений сочинение о ересях со времени Апостолов и о церковных соборах по царствовании Льва Иконоборца. Много оставил св. Герман произведений, относящихся к Богослужению; из них особенно важно изъяснение на литургию; другие сочинения этого рода представляют собою гимны, составленные патриархом на похвалу святым и прославление чудесных дел благодати. Анастасий занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. Память святого юродивого Иоанна, устюжского чудотворца Великий Устюг, ныне уездный город вологодской губернии, находится на левом берегу реки Сухоны при впадении в нее реки Юга. Город Орлец находился в 40 верстах от Устюга на притоке Сухоны Юге. Юродивый собственно значит глупый, безумный. Так называются христианские подвижники, представлявшиеся глупыми или странными из смирения и ради вечного своего спасения. Это был устюжский наместник, князь Феодор Красный. Жители города Устюга обращались с молитвою к блаженному Иоанну во время бедствий междуцарствия и ему предписывали победу царского войска над Сапегою в 1610 году, а в 1613 году молитвами устюжских чудотворцев (Прокопия и Иоанна) не только защитили свой город от поляков, но и разбили их. В Устюге построена церковь во имя блаженного Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В них, однако, церковная жизнь по богослужебному языку, обрядам и обычаям текла не по латинскому, а по греческому руслу. Латинская каноника и латинский обряд только еще начинали поглощать обряд греческий на крайнем Западе, на юге Италии. Чем далее на Восток (в Ахайе, Македонии), тем незначительнее было влияние римского обряда. Но при греческом языке и греческом богослужебном чине греки этих областей считали себя церковно лояльными чадами Римского папы. Император Лев положил этому конец. В гневе на пап, без Собора, своей властью он произвел передел границ территорий Римского и Константинопольского епископов. Он силой отнял у пап церковную юрисдикцию над этой обширной территорией с сотнями епархий и епископов, и подчинил ее церковной патриаршей власти Константинопольского архиепископа. Константинопольские патриархи и все византийцы не могли не увлечься выгодами своей национальной “победы”. А Римская церковь (папы) не могла не отнестись к этому как к неканоническому насилию, грабежу “наследия (патримонии)” апостола Петра. Именно этот раздор из-за власти сыграл свою роль в расколе при патриархе святителе Фотии (IX в.) и усугубил печальный процесс разделения церквей. А римские папы этим актом императора Льва как бы выбрасывались из пределов замыкающейся в границах грекоязычного мира Империи, отрывались от ее духа и интересов и вталкивались в объятия новых западных “варваров”. Иконоборческое безумие углубляло разделение Востока и Запада. Император Лев умер 18 июня 741 г. после славного, с светской точки зрения, царствования и укрепления мощи своей империи. А Церковь в неделю Православия анафематствовала Льва так: “Первому злейшему иконоборцу, паче же христоборцу, зверю зловредному, прельщенному от двух псов евреев, демонскому слуге, богопротивному ратнику Божия Церкве, мучителю, а не царю, Льву Исавренину и его лжепатриарху Анастасию, гонителю Христова стада, а не пастырю, и с таинники их — анафема!”. Продолжателем дела Льва был его сын Константин V Копроним (по-славянски это прозвище переводится как Гноетезный, по-русски — Навозоименный, 741–775).

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

По свидетельству Симеона Солунского, «божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от преподобных Евфимия и Феоктиста (бывших первыми наставниками Саввы в подвигах пустынных), а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона», скончавшегося в 270 году, т. е. короче по преданию Апостольскому. Впоследствии Устав Саввы Освященного обогащен был многими необходимыми и важными дополнениями, согласно требованиям благочестия; еще позднее он затерялся и был возобновлен Софронием, патриархом Иерусалимским. Память преподобной Феодоры Кесарийской Лев III Исаврянин царствовал в 717–741 г.; ему наследовал сын его Константин V Копроним (741–775 г.), эти императоры были первыми иконоборцами. Тиридат царь Армянский был в дружбе с императором римским Диоклитианом; последний избрал было Рипсимию христианку себе в жены, но она убежала и скрылась в одном из монастырей Армении. Диоклитиан просил Тиридата найти ее и прислать к нему, или же, если пожелает, взять ее себе в жены. Узнав об удивительной красоте Рипсимии, Тиридат воспламенился страстным желанием овладеть ею и послал за ней; но посланные — с богатыми подарками — были поражены громом и возвратились в страшном ужасе. Разгневанный царь отправил целый воинский отряд; Рипсимия была приведена к царю и введена в его опочивальню. Царь пытался сделать над нею насилие, но — победитель готов и персов — оказался не в силах одолеть деву — невесту Христову. Скифией называлась страна, лежащая на северо-востоке и Византии и побережья Понта (Черного моря). Кончина преподобной Феодоры последовала во второй половине VIII века. Житие преподобной матери нашей Мелании Римляныни Св. мученик Лаврентий, архидиакон римской Церкви, претерпел мученическую кончину в 258 году, будучи распростерт на железной решетке. Память его 10-го августа. Эта перемена в жизни Мелании произошла в 401 г. Верина — супруга императора Гонория, управлявшего западною половиною Римской империи с 395–423 г. Сицилия — большой остров на Средиземном море близ юго-западной оконечности Апеннинского полуострова (Италии).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Скачать epub pdf Феофан Исповедник (ок. 760–818) Феофан, возможно, константинополец, родился около 760 г. в семье богатого и знатного византийского чиновника. Жития Феофана, рассказывая о родителях святого Исааке и Феодоте, в первую очередь подчеркивают их благочестие и верность православию, что в условиях гонений на иконопочитателей при императоре-иконоборце Константине V (741–775) явно означало принадлежность к лагерю преследуемых. Либо Исаак умел тщательно скрывать свои иконофильские настроения и благодаря этому обрел высокое положение (он был стратигом фемы Эгейского моря) и доверие Константина V, так что последний лично заботился о воспитании рано осиротевшего Феофана, либо благочестие и верность православию родителей хрониста – дань агиографов житийному канону. Как и его отец, Феофан избрал карьеру чиновника и поднимался по служебной лестнице довольно быстро: при Льве IV (775–780) он, несмотря на свою молодость, был назначен стратором, а вскоре вслед за этим получил титул спафария. При том же императоре Феофан вступил в брак с дочерью византийского патрикия Льва, Мегало. Брак, однако, был недолгим, и после смерти Льва IV супруги расстались, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Феофан основал несколько монастырей; развалины одного из них το Μεγλου γρο («Великого поля») у Сигриана, игуменом которого был сам Феофан, сохранились до наших дней на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака. В монастыре Феофан отличался аскетизмом, основным его занятием в монастырские годы было переписывание книг богословского содержания. Если верить сообщениям житий, Феофан принимал участие в VII вселенском соборе в Никее (787 г.); впрочем, есть основания сомневаться в достоверности этих сообщений: имени Феофана нет среди ста тридцати игуменов и архимандритов, подписавших акты собора. Феофан не принадлежал к радикальным кругам византийской церкви: в противоположность студитам, он занимал примиренческую позицию патриарха Тарасия и Никифора в разногласиях, вызванных в церкви расторжением брака Константина VI (780–797). Тем более удивительна его ненависть к императору Никифору I (802–811), который, хотя и не славился исключительным благочестием, все же был вполне ортодоксален. Эта ненависть не разделяется другими церковными писателями того времени, о причинах ее умалчивают агиографы Феофана, вероятно, она носит личный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Преподобный Иоанн Дамаскин защищал истину иконопочитания со всей силой своего красноречия. «О чудо! – писал он императору, – в малом теле обитает Тот, Кто горстью содержит все. Как же ты, противник Христов, называешь Его неизобразимым? Ты, опасаясь Его описывать или изображать... отвергаешь Домостроительство». Сын Льва Исавра Константин Копроним (741–775) продолжил и усилил гонение: святые иконы и мощи бросали в болота или сжигали, древние изображения на стенах храмов счищали или замазывали краской. Византийские обители опустели, иноки рассеялись по разным местам. Храмы и монастыри были ограблены, а их земли захвачены императором. В то время пострадали преподобный Андрей Критский (память 17 октября; † 767) и святой Стефан Новый (память 28 ноября; † 767). Преемник Копронима Лев Хазар (775–780) также был иконоборцем. Долго была гонима истина. Но Господь услышал молитвы людей Своих. Седьмой Вселенский Собор открылся в Никее 24 сентября 787 года при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском (784–806; память 25 февраля), в царствование Константина (780–797) и святой Ирины (797–802; память 9 августа). На святом Соборе присутствовало 350 богоносных епископов и около 130 игуменов, ибо монашество дало из своей среды главных защитников иконопочитания. Отцы Собора тщательно рассмотрели все доводы иконоборцев, а также защищающие иконопочитание свидетельства Священного Писания , Церковного предания и святых отцов – Иоанна Златоуста , Григория Нисского , Кирилла Александрийского , Григория Богослова и других. Святые отцы приводили в защиту иконопочитания послание святителя Василия Великого († 379) к Юлиану Отступнику: «Согласно наследованной нами по Божественному соизволению неповрежденной вере христианской я... исповедую и Домостроительство воплощения Сына и родившую Его по плоти Святую Марию Богородицу. Принимаю также и святых пророков, апостолов и мучеников и призываю их в предстательство пред Богом, чтобы через них, то есть, через ходатайство их, Человеколюбивый Бог был милосерд ко мне и чтобы мне дано было отпущение прегрешений. Потому и изображения их на иконах почитаю и поклоняюсь им, так как они преданы святыми апостолами и не возбранены ими, и изображаются во всех храмах наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010