В ряде посланий П. упоминал о своих опасениях относительно византийцев, к-рые надеялись восстановить контроль над Равеннским экзархатом и Пентаполем. Страх папы Римского перед греками нек-рые исследователи называли «одержимостью» (напр.: Noble. 1984. P. 111). Визант. имп. Константин V (741-775) и его соправитель Лев IV Хазар (император в 775-780) стремились заключить соглашение с Пипином Коротким, сильнейшим правителем на Западе, рассчитывая на его поддержку в конфликте с папой Римским. Начиная с 756 г. они направляли к франк. двору послов, к-рые преподносили королю щедрые дары и убеждали его в том, что союз с К-полем выгоднее союза с Римом (LP. T. 1. P. 452-453). Встревоженный этими переговорами, П. потребовал, чтобы король информировал его о контактах с греками. В свою очередь Пипин Короткий уверял папу Римского в своей верности договору. П. с беспокойством передавал королю слухи о военной экспедиции в Италию, якобы готовившейся византийцами. Так, понтифику донесли, что 300 кораблей под началом 6 патрикиев отплыли из К-поля в Рим (MGH. Epp. T. 3. P. 521). В др. раз П. получил от архиеп. Сергия известие о том, что византийцы собрались напасть на Рим и Равенну. Поэтому он попросил Пипина Короткого оказать влияние на Дезидерия, чтобы лангобарды помогли отразить нападение (Ibid. P. 536-538). Впосл. П. утверждал, что «греки ежедневно угрожают ворваться в Равенну» (Ibid. P. 551). Папа Римский боялся не только нашествия византийцев, но и предательства приближенных. Когда он узнал о переговорах рим. пресв. Марина, находившегося при франк. дворе, с визант. послом, то попросил Пипина Короткого назначить пресвитера на к.-н. епископскую кафедру в Галлии. Король был удивлен и отказался выполнить эту просьбу. Тогда П. заявил, что попросил о кафедре для Марина по ходатайству его матери, и разрешил королю поступить с ним так, как тот считает нужным, обвинив при этом пресвитера в «злобном коварстве» (Ibid. P. 529-530, 535; см.: Baumont. 1930. P. 9-10). Навязывая королю франков роль защитника Церкви, П.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

Небесную вместо земныя скинию тебе даде всяческих Господь,/вместо бо тесноты обрел еси широту радования в райстей сладости,/с мученики вопия:/благословите, вся дела Господня, Господа. Светом облистался еси мысленным Божественнаго Духа, блаженне Феофане,/темже исцеления точиши ныне верою к тебе притекающим/и святую твою раку любовию почитающим и вопиющим:/благословите, вся дела Господня, Господа. Богородичен: Божественною силою содержай тварь всю и управляя яве,/руками держится Твоими, Пречистая, яко Младенец,/присносущный и сопрестольный Отцу и Божественному Духу./Емуже вопием: благословите, вся дела Господня, Господа. Песнь 9 Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы, Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивый разстоящаяся естества,/тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем. Все богатство расточил еси убогим, Богоносе,/правду твою яве восприемлеши, тебе возсиявшую,/вместо тленных пожиная вечно пребывающая. Недуги исцеляеши, всеблаженне, Утешителевою силою,/демоны яве отгониши действом Сего, преблаженне./Тем, вернии, зряще, тя, Богоносе, ублажаем. Твой светоносный, Богомудре, преставления день/вся призывает верныя к причастию освящения,/егоже и ныне, радующеся, совершаем, священнейше. Даеши мне независтен дар,/похвалений тебе словеса сплетшему усердно, Богомудре,/единонравна тебе, якоже тезоименна сего показав/мольбами твоими благоприятными, всеблаженне. Богородичен: Закон похвал побеждается Божественною славою Твоею, Дево,/но, яко Блага и Благосерда, Тя поющих приими похвалу,/грехов очищение воздающи, Богоневестная. Преподобный Феофан Исповедник, Сигрианский Преподобный Феофан Исповедник , Сигрианский, родился в 760 году в Константинополе у благочестивых и знатных родителей Исаака (родственника императора Льва Исаврянина и сына его Константина Копронима) и Феодотии. Исаак занимал при дворе почетные должности, был правителем острова на Эгейском море. Отец умер, когда мальчику, также названному Исааком, было 3 года. Опекуном Исаака стал сам император Константин V Копроним (741–775). Когда Исааку исполнилось 12 лет, его обручили с Мегало (в иночестве Ирина), дочерью патрикия Льва, приближенного императора Льва IV Хазара (775–780). В 18 лет Исаак женился на ней, но, по согласию с женой, хранил целомудрие. Император не любил девства. Чтобы отклонить Исаака от намерения удалиться в пустыню, он послал его с поручением в Кизик, потом определил его в свою гвардию. По пути в Кизик в Сигрианских горах (Малая Азия, в районе Мраморного моря) Исаак встретил прозорливого старца Григория по прозванию Стратигий. Старец открыл юноше, что императору жить осталось недолго, а после смерти императора он легко сможет исполнить свое благое намерение. Ирине он предрек, что ее муж будет удостоен мученического венца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Теперь легко определить, насколько наше летосчисление отстает от действительного. Так как И. Христос пострадал и умер не на 22 году жизни, а на 34-м, то, очевидно, наше летосчисление отстает от действительного на двенадцать лет. Пользуясь этими данными, легко определить и истинный год Рождества Христова, который по нашему летосчислению, установленному Дионисием малым, начинается с конца 753 года от основания Рима. Следует от 753 лет отнять 12-ть и получится 741 год – год Рождества Христова. Если прибавить к этому 30 лет сокровенной жизни И. Христа в Назарете, то получится 771 год. Значит, в 772-м году, в начале января, Иисус Христос крестился от Иоанна; в этом же году Он был в Иерусалиме на празднике первой пасхи ( Ин.2:13–25 ); в следующем 773 году И. Христос вторично был в Иерусалиме на празднике второй пасхи ( Ин.5:1 ). Третью пасху ( Ин.6:1 ) И. Христос провел вне Иерусалима, в Галилее (774 год) и, наконец, в 775 году, пред праздником четвертой пасхи ( Ин.19:31 ), Иисус Христос, как Агнец пасхальный, заклан был за грехи всего мира. Этот 775 год от основания Рима будет отвечать нашему христианскому 34 году, а не 22-му. И если наше летосчисление действительно отстает на 12 лет, то теперь должен быть 1921 год от Р. Христова, а не 1908-й. 310 5) Беседа Иисуса Христа с Никодимом ( Ин.3:1–21 ) В ряду бесед и речей Иисуса Христа, записанных в наших святых Евангелиях, 311 первое место занимает беседа Его с Никодимом. По содержанию своему эта беседа одна из замечательнейших догматических бесед. В ней с возможною ясностью и полнотою говорится о духовном возрождении человека как необходимом условии для вступления в царство Божие, об искуплении человеческого рода крестною смертью И. Христа, о божественном лице Искупителя, об участии всех трех лиц Святыя Троицы в деле нашего спасения, о плодах веры и неверия в Сына Божия. Словом, в этой беседе содержится сущность всего христианского учения. Вот почему некоторые богословы справедливо смотрят на первую беседу И. Христа как на программу, с которой Он выступил на проповедь. 312

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Илариона Нового 2235 Память 28 марта Преподобный Иларион от юности возложил на себя иго иноческого жития: последуя распятому Христу, он нес крест свой, побеждая страсти плотские воздержанием; уйдя в затвор и много лет пробыв в безмолвии, он, просветившись бесстрастием, превзошел добродетельною жизнью всех монахов, за что сподобился пресвитерского сана и впоследствии был игуменом монастыря, называемого Пеликит, находящегося в Азии, близ Геллеспонта 2236 . Преподобный Иларион совершил много дивных чудес. Словом своим он отгонял от нив и виноградников животных, вредящих растениям; молитвою остановил сильный град и низвел на землю дождь во время засухи; подобно пророку Елисею , разделил реку, исцелил сухорукого, даровал зрение слепому, избавлял от увечья хромых, изгонял бесов и наполнил множеством рыбы сети рыбаков при неудачном лове. Преподобный Иосиф Песнописец в тропаре 8-й песни канона, написанного им в честь святого, сообщает, что святой Иларион претерпел от мучителей за почитание честной иконы Спасителя гонения и оскорбления, за что и называет его мучеником. По одним известиям преподобный Иларион жил в царствование Льва Армянина, ругавшегося святым иконам, другие же считают временем его жизни царствование Льва Исаврянина и сына его Копронима 2237 , бывших задолго до Льва Армянина, что кажется, более справедливо. За святые же иконы он пострадал в то время, когда в Великий Четверток воевода Копронима Лахондракон неожиданно напал с воинами на Пеликитский монастырь: во время божественной службы он дерзко вошел в церковь , а затем в алтарь, приказал прекратить пение и поверг на землю Святые и Животворящие Тайны Христовы; потом, схватив, он заковал в железные цепи сорок двух избранных иноков; из остальной же братии одним нанес раны, терзая их тело, других же опалил, сначала обмазав им бороды и лица смолою, третьим обрезал носы; и, наконец, зажег монастырь с церковью. А избранных отцов, святых в числе сорока двух, он послал в заточение на окраину ефесской области, и там, затворив их в одной старой бане, предал насильственной смерти. Полагают, что в это время пострадал и преподобный Иларион, как старший по сану игумена среди помянутых отцов 2238 . 2235 Вспоминаемый ныне исповедник Христов Иларион называется «новым» в отличие от Илариона далматского, также исповедника, пострадавшего при императоре византийском Льве V Армянине (812–830 гг.). Память этого последнего Илариона празднуется 6 июня 2236 Геллеспонт – древнее название Дарданельского пролива, соединяющего Мраморное и Эгейское моря. 2237 Лев III Исаврянин царствовал с 717 по 741 г., а сын его Константин V Копроним с 741 по 775 г. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   Эта роль императора в делах Церкви так и не получила развития в виде фиксированной, юридически оформленной системы. Она была ясно обусловлена одним решающим фактором — православием императора. Императору-еретику подчиняться не следовало. Многочисленные герои веры — Афанасий Александрийский (f373), Иоанн Златоуст (t407), Максим Исповедник ( 662), Иоанн Дамаскин (750), Феодор Студит (759—826) — почитались святыми после своей смерти, наступившей в результате противления императорской воле; в то же время память многих императоров, в частности, Констанция I (337—361), Льва III (717—741), Константина V (741—775) и Михаила VIII (1250—1282), была официально предана проклятию из-за того, что они поддерживали неправославные учения.    Наиболее близкий к теоретическому определению текст об отношениях Церкви и государства в Византии, Шестая новелла Юстиниана (527—565), называет священство и императорское достоинство «двумя величайшими Божьими дарами» человечеству и подчеркивает их общее божественное происхождение. Идеал, изображаемый Шестой новеллой, — это «гармония» между двумя властями. Та же идея общей ответственности перед Богом императора и Константинопольского патриарха выражена и в «Эпанагоге», введении в свод законов IX столетия. И все же эти тексты похожи скорее на благочестивое увещание, чем на юридическое определение. Византийцы хорошо понимали, как трудно на языке христианской веры выразить динамические и поляризованные отношения между «земным» и «небесным», «старым» и «новым», «мирским» и «священным».    В придворных церемониях и официальных текстах на императора часто переносили язык ветхозаветной монархии; но как Давид и Соломон были прообразами мессианского царства, так христианский император неизбежно рассматривался как образ Христа. Он созывал соборы и при желании всегда мог оказывать решающее влияние на церковные назначения, в том числе назначение Константинопольского патриарха и тех епископов, которые играли важную дипломатическую роль в византийских иностранных делах (Охридского архиепископа, русского митрополита и др.). Надо сказать, что между 379 и 1451 гг. из 122 Константинопольских патриархов 36 были силой низложены под давлением императоров .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

То, что мы сказали, не записано в Священном Писании, как не записано там и о поклонении на восток, почитании креста и многом другом, тому подобном. В Истории же записано, как Авгарь, царь эдесский, послал живописца своего, дабы он написал образ Господа, но тот (живописец), не мог исполнить приказанное ему, по причине дивного света, исходившего от лица Христова. Тогда Сам Господь приложил полотенце к божественному и животворному лицу Своему и изобразил на полотенце Свое подобие, которое и послал к Авгарю, дабы исполнить его желание. А что святые Апостолы многое передали нам без писаний, об этом свидетельствует Апостол язычников святой Павел : «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). И в другом месте: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания» ( 1Кор.11:2 ). 5105 Святой Иоанн Дамаскин – знаменитый богослов и песнописец, инок обители св. Саввы, ревнитель православия в борьбе с иконоборцами, живший в VIII веке. За свои высокохудожественные умилительные песнопения он получил наименование «златоструйный». – Память его празднуется св. Церковью 4 декабря. 5106 Говоря о людях, порицающих христиан, святой Иоанн Дамаскин имеет в виду иконоборцев. Иконоборческая ересь появилась в VIII веке, следовательно святой Иоанн Дамаскин был ее современником. Иконоборцы неразумно смешивали иконопочитание с идолопоклонством. Святой Иоанн Дамаскин в настоящем слове о поклонении святым иконам обличает безбожное заблуждение иконоборцев. – Основателем иконоборческой ереси считается Константин, епископ наколийский (во Фригии – малоазийской области). Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры Лев III Исаврянин (717–741 гг.) и Константин V Копроним (741–775 гг.) Эта ересь была осуждена на VII Вселенском соборе, происходившем в 787 г. в городе Никее. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тело святого Андрея было ввергнуто в пропасть с трупами злодеев и лежало там более 12 недель. По повелению Божию, туда стали приходить от различных стран одержимые нечистыми духами: они вынули из пропасти и от трупов тело святого Андрея и положили его на священном месте, и тотчас же, как достойную мзду за сие, получили исцеление. Молитвами святого, при гробе его, многие болящие получали исцеления, ибо святой Андрей имеет дерзновение у Бога и молится за всех нас, предстоя вместе со святыми престолу Господню во веки. Аминь. Тропарь, глас 4: Постнически предподвизався на горе 6738 , умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне. Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси, убив Копронима мечом веры; и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче Андрее приснопамятне. Кондак, глас 8: Мужества тезоименитому 6739 благодарение, паки благочестия тайноглагольнику похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне, но паки имея дерзновение ко Господу, от всяких лютых ны спаси, да поем: радуйся отче приснопамятне. 6735 Название Константина Копронимом происходит от греч. слова «копрос» – навоз, нечистоты. 6736 Продолжительное царствование императора Константина Копронима (741–775 г) было временем, когда иконоборство достигло своего высшего развития и силы в Греческой церкви. Сам император Константин Копроним был ревностнейшим иконоборцем. Пример его отца, Льва Исаврянина (716–741 г.), и воспитание в строгих иконоборческих началах сделали его неумолимым врагом иконопочитания. Ревностные иконопочитатели должны были бежать за границу, – в особенности в Рим, – или скрываться в местах уединенных. Самыми смелыми, решительными и мужественными противниками мер и распоряжений императора были иноки, явившие себя неустрашимыми ревнителями православия. Ревность иноков оказывала в то время сильное влияние на умы христианского общества. До чего доходила жестокость в преследовании иноков, это видно из тех казней, каким подвергали их. Так случалось, по словам церковного историка того времени – Никифора, что инокам разбивали головы на тех самых иконах, на защиту коих они выступали. И из мирских людей более мужественные в исповедании православия, также немало претерпели гонений в царствование Копронима. Вообще гонение на православных при Копрониме было так сильно, что оно напоминало собою жесточайшее из гонений языческих императоров на христиан – Диоклетианово.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Такой порядок оставался и в первое время христианизации Римской империи. При этом первые христианские императоры, осуждая тайные, неоформленные браки, в своих законах говорят лишь о гражданской, юридической стороне брака, не упоминая о церковном браковенчании, которое по-прежнему совершалось через епископское благословение. В 428 году императоры Феодосий II (408 – 450 гг.) и Валентиниан (425 – 455 гг.) указывали, что между свободными гражданами брак заключается путём выражения согласия жениха и невесты, которое удостоверяется свидетелями. Император Юстиниан в своих «Новеллах» определил: браки, не сопровождаемые никакими формальностями, дозволительны только низшим классам; лицам из средних классов предписывалось являться к церковному нотариусу (экдику) и заявить перед ним о желании вступить в брак; лица из сословия сенаторов обязаны были обставлять вступление в брак заключением письменного договора о приданом и предбрачном даре. В «Эклоге» Льва Исаврянина (717 – 741 гг.) и Константина Копронима (741775 гг.), изданной в 740 году, были повторены законы Юстиниана о браке с той лишь разницей, что лица среднего класса могли заключать браки или в присутствии друзей, или же по получении церковного благословения. Со своей стороны Церковь настаивала на необходимости освящать браки епископским благословением, но она признавала и действительность таких браков между христианами, которые были заключены без её благословения в гражданском порядке. Это видно из того, что Церковь , хотя и не благословляла повторные браки, но считала их действительными. Приблизительно в 895 году Лев Мудрый (886 – 912 гг.) в своей 89-й новелле предписал заключать брак не иначе, как с церковного благословения. Но этот закон не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексий Комнин (1081 – 1118 гг.) распространил обязательность церковного благословения браков и на рабов. Император Андроник Палеолог (1282 – 1328 гг.) и Патриарх Констатинопольский Афанасий (1303 – 1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Истина – в золотой середине. А если так, не будем же в описании и характеристике жизни и быта Византии выдвигать на первый план отрицательные стороны. Не в них былая сила и мощь Византии, не в них и историческая её заслуга. Историческая правда будет яснее, когда будут точно указаны явления положительного порядка, намечены принципы и идеалы и представлены фактические к ним иллюстрации. Тогда только и можно понять историю Византии, а поняв, нельзя... не полюбить. II. Духовное просвещение и богословская наука в Византии с половины IX до половины XV В. (843–1453г.) II. 1. Историческое значение торжества Православия В 843г. в Византии совершилось торжество Православия над иконоборческой ересью. Это событие было глубоко знаменательно в истории Греко-Восточной церкви и имело весьма важное и разностороннее значение. Оно, прежде всего, свидетельствовало о победе святой православной веры над злой ересью, которая отвергала догмат иконопочитания, попирала церковное Предание и внесла смуту и разделения во внутреннюю жизнь Греко-Восточной церкви. Затем, в торжестве Православия заключалась победа Церкви над государством в той стадии его развития, которая нашла типичное себе выражение в чуждом подлинному византинизму законодательстве иконоборческих императоров. Ведь иконоборство было направлено не против одной только православной веры, но и против всей Церкви. По воззрению императора Льва III Исаврянина (717–741) и особенно его сына Константина Копронима (741–775), Церковь своим союзом ( συμφωνα) с государством будто бы губит Империю, – она своей проповедью о духовном человеке и стремлениях к небу только отвлекает общество от интересов земной жизни, от государственных целей и задач, вносит разлагающее начало в общественную и политическую среду. Значит, Для спасения Империи необходимо парализовать будто бы разлагающее влияние Церкви на государство. Этим, с одной стороны, и объясняются преследование иконоборцами монахов и поношение аскетических идеалов святости, «реабилитация плоти» посредством земных удовольствий и успехов, гонение на иконы, которые, по представлению иконоборцев, лишь поддерживали в народе вредные религиозные суеверия и предрассудки, и стремление удалить из глаз и сознания народа его небесных покровителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   Монофизитский раскол, за которым последовало арабское вторжение, чей успех отчасти был обязан раздорам меж христианами, оставил Константинопольского патриарха одного быть главным представителем восточного христианства в границах империи. Конечно, в Александрии, Антиохии и особенно в Иерусалиме оставалось небольшое число православных (или «мельхитов», т. е. «роялистов»), возглавляемых своими патриархатами, но они имели мало влияния во Вселенской Церкви. В течение долгих веков исламской оккупации для них главной проблемой было выживание, и решалась она преимущественно поиском и получением культурной, моральной и материальной помощи из Константинополя.    Уменьшенная до размеров восточной Малой Азии, южных Балкан и южной Италии, Византийская империя нашла силы для успешного противостояния исламу. Но во время этой борьбы, в период между 726 и 843 гг., византийские христиане пережили тяжелый кризис, во многом сформировавший облик средневекового византийского христианства — кризис иконоборчества, окончившийся торжеством православного иконопочитания.    Догматическую, философскую и богословскую почву византийского иконоборчества невозможно свести к простой схеме. Отвращение к употреблению образов и преклонению перед ними в богослужении восходит к запрету любого изображения Бога в Ветхом Завете. Иконоборчество находилось в согласии и со своего рода платоническим спиритуализмом, популярным среди христиан-греков, чем объясняется существование враждебного образам течения в раннем христианстве. Однако несомненно, что иконоборческое движение VIII века началось по инициативе императоров и имело политический смысл в рамках борьбы империи против ислама. В самом деле, убеждение в абсолютной трансцендентности и невидимости Бога и резкая полемика против христианского «идолопоклонства» составляли существенную часть мусульманской антивизантийской пропаганды. Императоры Лев III (717—741) и Константин V (741—775), покровители иконоборчества, решили «очистить» христианскую Церковь от «идолопоклонства», чтобы успешнее бороться с исламской идеологией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010