Большинство пап, избранных в этот период, было восточного происхождения. Великолепные росписи римских храмов – всегда в византийском стиле (св. Космы и Дамиана, Св. Марии Антиквы, св. Агнессы и многие другие) – показывают, что Римская церковь принимала все более и более “восточный” облик, характерный для периода “византийского” папства 638 . Единственным крупным инцидентом, испортившим этот период, был отказ папы Сергия I подписать постановления так называемого Пято-Шестого собора, состоявшегося в Константинополе в присутствии папских легатов (692). Причиной этого отказа было то, что некоторые из соборных постановлений выражали критику литургической практики, принятой в Риме, а также дисциплинарных предметов (пост в субботу, целибат духовенства). Император Юстиниан II попытался возобновить в отношении папы Сергия жесткие меры своих предшественников Юстиниана I и Константа II против пап Вигилия и Мартина, но это ему не удалось. Императорский чиновник Захария, посланный, чтобы силой заставить папу согласиться с соборными постановлениями, столкнулся с восставшим войском, которое встало на защиту папы. Захарии пришлось прятаться под кроватью папы, пока Сергий сам не успокоил восставших. Эта нравственная победа Сергия не помешала его преемнику Иоанну VIІ в 706 г. одобрить Пято-Шестой собор. Конечно, официально антиримские правила в действительности никогда не применялись на Западе 639 . Однако, украшая храм святой Марии Антиквы в Риме, Иоанн VII уклонился от изображения Христа в виде агнца, поскольку такие изображения были запрещены Пято-Шестым собором 640 . В 711 г. папа Константин нанес торжественный визит в Константинополь, и это стало событием, не случавшимся уже почти столетие. Радикальное изменение в византийской императорской политике, которое произойдет при императорах-иконоборцах Льве III (717–741) и Константине V (741–775), – насильное внедрение иконоборчества, конфискация папских доходов в Сицилии и прекращение военной поддержки папства в его противостоянии лангобардам – будет концом периода “византийского” папства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Император Византийский Зенон царствовал с 474–491 гг. После него вступил на престол Анастасий I, царствовавший с 491–518 гг. Здесь разумеется император Анастасий II (713–715 гг.) Патриарх Герман I, управлял Византийскою церковью с 715–730 г. Это было в 715 г. Разумеется Феодосий III Адрамитен, царствовавший с 715–716 вв. Император Лев III Исаврянин царствовал в 716–741 гг. Исаврянином он назывался потому, что был родом из Исаврии, провинции, расположенной на юге Малой Азии. Лаодикия финикийская была расположена на самом берегу Средиземного моря, несколько южнее Антиохии Сирийской. Аравия — довольно большой полуостров на юге Азии, между Красным или Чермным морем и Персидским заливом. Население Аравии — семитического происхождения и ведет преимущественно кочевой образ жизни. При этом Аравия делится на множество мелких княжеств, в главе которых стоят шейхи. Христианство в Аравию проникло очень рано (как можно заключать из Деян.Ап. 2:11; Гал. 1:17), и предание говорит, что там проповедывали христианство Апостолы Варфоломей, Фаддей, Андрей, Фома и даже Иоанн. Титул патрициев принадлежали первоначально лишь детям сенаторов, которые назывались по-латыни patres. Потом это название стало прилагаться ко всем лицам благородного римского происхождения. Но император Константин сделал титул патриция личным достоинством, которое даровалось высшим чиновниками, но не переходила по наследству. Спафарий — оруженосец, телохранитель царский. Впоследствии наименование спафарий сделалось одним лишь почетным титулом, даваемым лицам военным, — с которым не соединялись обязанности охранения царя. Константинопольский патриарх Анастасий управлял Церковью с 730–753 гг. Выражение мерзость запустения взято из книги Дан.9:27, ср. Мф.24:15; к Анастасию оно приложено для указания его недостоинства быть заместителем святителя Германа. Авксентиева гора находилась против Константинополя, у Никомидийского залива. Это было в 756 г. от Р. Хр. Император Константин V Копроним царствовал с 741–775 г. Разумеется Константинопольский патриарх Константин II, который управлял Византийскою Церковью с 754–766 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

ныне Бейрут, был приморским городом Финикии и расположен близ устьев реки Магоры. Анастасий управлял империей с 491 по 518 год. вступил на престол после Юстина в 527 году и царствовал до 565 года. великий собор Константинополя во имя Софии — Премудрости Божией, который первоначально был создан Константином Великим. При императоре Юстиниане он был великолепно возобновлен и расширен в 537 году. В 1453 году при взятии Константинополя турками, он обращен в мечеть. Юстиниановский храм св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития. Равула скончался около 530 года. Память преподобных Евгения и Макария исповедников каменистый полуостров на юго-западе Азии. Оасим представлял собою один из оазисов аравийской пустыни. святых относится к 363 году. трех из них — Максима, Феодота и Асклипиодоты (иначе Асклиады) празднуется еще 15-го сентября. Житие святого отца нашего Льва, епископа Катанского ныне итальянская провинция у Адриатического моря. Исаврянин (717–741); сын его Константин царствовал от 741 до 775 года. Сиракузы  — одна из первых греческих колоний на восточном берегу острова Сицилии, основана, по преданию, коринфянами около 735 г. до Р. Х. Ныне Итальянская провинция. Страдание святого священномученика Садока, епископа Персидского и с ним 128 мучеников на слова Христовы: «не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Иоан. 11:9–10). ( < < back) Память святаго Агафона, папы Римского название веса. Еврейская литра заключала в себе 72 золотника. См. 3 Цар. 10:17. папа римский, правил Церковью Римскою с 679 до 682 г. Погребен 10 января. Антиохия для христианской Церкви имеет особенно важное значение, как второе после Иерусалима великое средоточие христианства, и так как в Антиохии же возникла первая христианская Церковь из язычников. Основана была Антиохия за 300 лет до Рождества Христова сирийским царем Селевком Никатором, который основал и еще более десяти городов с именем Антиохия, чем он желал увековечить имя своего отца Антиоха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так как рассказ о Новгородцах читается не в самом житии, а в чудесах, которые могли быть приписаны после, то с вопросом о происхождении его самого не решается вопрос о происхождении нашего рассказа. Но необходимо думать, что и он происхождения греческого, а не русского, и именно – что вместе со всеми другими чудесами, находящимися в житии (числом 4), принадлежит самому автору этого последнего, ибо в заключение чудес сказано: «си же изрядная чудеса сотвори Бог преподобным своим... сице же бысть житие преподобного Стефана» 115 . Трудно определить с точностью время жизни св. Стефана, ибо житие отличается хронологическими несообразностями. Пятнадцати лет он пришёл в Константинополь, в правление императора Феодосия Адрамиттина (Андраминдина), следовательно – в 716 или начале 717 года, потому что Феодосий Адрамиттин, царствовавший один год и несколько месяцев, оставил престол до 25 Марта 717 года (когда занял его Лев Исавр). После неизвестного количества лет учения в Константинополе, после 15-летнего пребывания в нём при патриархе Германе и после 30-летнего пребывания в монастыре в затворе, он мог быть поставлен в архиепископы около 760 года. А между тем, по житию, он будто бы был поставлен помянутым выше патриархом Германом, который с 715 года был на кафедре в продолжение 15 лет и низведён с неё в 730 году. И будто бы страдал за иконы, пробыв в сане архиепископа неизвестно, сколько, более пяти лет, при Льве Исавре и освобождён сыном его Константином Копронимом. Тогда как первый из этих двоих умер, а второй вступил на престол в 741 году. Представляется вероятнейшим думать, что, действительно быв поставлен около 760 года, св. Стефан страдал за иконы не при Льве Исавре, а при самом Константине Копрониме (741–775), и что он есть один и тот же со Стефаном епископом Сугдайским, который присутствовал на седьмом Вселенском соборе 116 , а также может быть и со Стефаном, учеником Константинопольского Стефана Нового, который был сослан Копронином в Сугдаю 117 . Так как в 787 году, когда был седьмой собор, он должен был иметь возраст глубокой старости, то и смерть его после этого времени должна быть относима к 790–795 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

B. Confrontation with Islam. After the Arab conquest of Palestine, Syria, and Egypt, the Byzantine Empire found itself in constant confrontation militarily and ideologically with Islam. Both Christianity and Islam claimed to be world religions, of which the Byzantine emperor and the Arab caliph were, respectively, the heads. But in the accompanying psychological warfare, Islam constantly claimed to be the latest, and therefore the highest and purest, revelation of the God of Abraham, and repeatedly leveled the accusations of polytheism and idolatry, against the Christian doctrine of the Trinity and the use of icons. It was to the charge of idolatry that the Eastern-born emperors of the eighth century responded. They decided to purify Christianity to enable it better to withstand the challenge of Islam. Thus, there was a measure of Islamic influence on the iconoclastic movement, but the influence was part of the cold war against Islam, not the conscious imitation of it. C. The Heritage of Hellenic Spiritualism. The controversy begun by Emperors Leo III (717–741) and Constantine V (741–775) seems to have been determined initially by the non-theological factors described above. But the iconoclasts easily found in the Greek Christian tradition itself new arguments not directly connected with condemned Monophysitism or with foreign cultural influences. An iconoclastic trend of thought, which could be traced back to early Christianity, was later connected with Origenism. The early apologists of Christianity took the Old Testament prohibitions against any representation of God just as literally as the Jews had. But in their polemics against Christianity, Neoplatonic writers minimized the importance of idols in Greek paganism and developed a relative doctrine of the image as a means of access to the divine prototype and not as a dwelling of the divine himself, and used this argument to show the religious inferiority of Christianity. Porphyry, for example, writes: If some Hellenes are light-headed enough to believe that the gods live inside idols, their thought remains much purer than that [of the Christians] who believe that the divinity entered the Virgin Mary " " s womb, became a foetus, was engendered, and wrapped in clothes, was full of blood, membranes, gall, and even viler things.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Преподобный Иоанн Дамаскин жил во времена царствования Льва III Исавра (717—741) и его приемника Константина V Konpohuмa (741— 775). Его родиной был Сирийский город Да-маек, в то время столица арабского халифата. Родители преподобного Иоанна Дамаскина , родом греко-сирийцы, были христианами. Отец святого Иоанна, Сергий, был министром в халифском управлении, ответственным за христианское население халифата. Согласно преданию, преподобный Иоанн прошел полный курс обучения у мудрого учителя Козьмы, пленного грека, монаха из Италии. Благодаря своим способностям и прилежности, Иоанн достиг больших успехов в учебе. После смерти отца Иоанн поступил на службу к халифу на должность первого советника. С провозглашением Львом Исавром иконоборческой ереси, Иоанн вступил в борьбу за святые иконы. «Мечом Духа Святого» он клеймил нечестие императора. Все свои взгляды он обосновывал и подтверждал богословскими аргументами, историческими данными и примерами из жизни святых угодников. Взбешенный Лев задумал скомпрометировать его. Император-иконоборец подделал одно из посланий, как будто оно написано Иоанном, и отослал его в Дамаск самому халифу. В этом письме преподобный будто бы просил у царя избавления от рук халифа. Разгневанный правитель вызвал молодого советника и, не дав ему возможности оправдаться, приказал отсечь правую руку. Вскоре священную руку, которая так безжалостно клеймила иконоборцев, д ля всеобщего обозрения вывесили на рынке. Вечером, страдая от боли, Иоанн послал к халифу посредников попросить, чтобы ему позволили забрать отрубленную руку. Как только преподобному принесли его десницу, он схватил ее и тотчас спустился в находившуюся в нижней части дома церковку. Подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, Иоанн Дамаскин пал пред ней наземь, приставил отрубленную руку к плечу и начал с плачем умалять Пресвятую Деву: Пречистая Владычица, Матерь Бога моего! Моя десница была оттенена за честные Твои иконы. Ты Сама знаешь причину, почему Лев столь разъярился на меня. Так приди же и исцели мою руку.

http://azbyka.ru/fiction/yavleniya-i-chu...

   Радикальное изменение в византийской императорской политике, которое произойдет при императорах-иконоборцах Льве III (717—741) и Константине V (741—775), — насильное внедрение иконоборчества, конфискация папских доходов в Сицилии и прекращение военной поддержки папства в его противостоянии лангобардам — будет концом периода «византийского» папства. Папа Стефан II стал искать поддержки в другом месте и перенес свою лояльность на франков (754). Эти события имели длительные и катастрофические последствия для отношений между Востоком и Западом. 2. Лангобарды-ариане и Аквилейский раскол    Хотя Пятый собор при Юстиниане (553) предлагал значительные и необходимые христологические уточнения, вновь утверждая авторитет и Кирилла Александрийского и Халкидонского собора, практические его последствия для примирения христианства в единой общей вере были минимальны. Кирилловский «фундаментализм» монофизитских масс на Востоке оставался столь же твердым, как и прежде. На Западе же, когда папа Вигилий наконец признал Пятый собор, это вызвало резкое сопротивление «фундаменталистов» — халкидонитов, которые считали посмертное осуждение Феодора Мопсуестийского неуместным, а критику Феодорита и Ивы, реабилитированных Халкидонским собором, совершенно неприемлемой. Для этих западных церковных людей осуждение «Трех Глав» означало предательство Халкидона. В их глазах папа Вигилий отверг веру Льва, устами которого раз и навсегда «говорил Петр».    Это движение западной оппозиции явно ставило истинную веру, как оно ее понимало, выше авторитета римского епископа. Богословским кредо здесь была «Защита Трех Глав», опубликованная в 547—548 гг. африканским епископом Факундом Гермианским. Он отвергал Второй Constitutum папы Вигилия и находил широкую поддержку своего неприятия у епископов Африки и Иллирика. Однако репрессивные меры, использованные императорской властью, вынудили принять Пятый собор в этих двух областях. Но поскольку лангобардское завоевание 568 г. делало большую часть Северной Италии недоступной для императорской администрации, противостояние, усиленное беженцами из Иллирика, продолжалась здесь более столетия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Заключение брака в Византии В 428 году императоры Феодосий II (408-450 гг.) и Валентинан (425-455 гг.) указывали, что между свободными гражданами брак заключается путем выражения согласия жениха и невесты, которое удостоверяется свидетелями. Император Юстиниан в своих новеллах определил: браки, не сопровождаемые никакими формальностями, дозволительны только низшим классам; лицам из средних классов предписывалось являться к церковному нотариусу (экдику) и заявить пред ним о желании вступить в брак; лицам из сословия сенаторов указано было обставлять вступление в брак заключением письменного договора о приданом и предбрачном даре. В эклоге Льва Исаврянина (717-741 гг.) и Константина Копронима (741-775 гг.), изданной в 740 году, были повторены законы Юстиниана о браке, с той лишь разницей, что лица среднего класса могли заключать браки или в присутствии друзей, или же по получении церковного благословения. Со своей стороны Церковь настаивала на необходимости освящать браки своим благословением, но она признавала и действительность таких браков между христианами, которые были заключены без ее благословения в гражданском порядке. Это видно из того, что Церковь, хотя и не благословляла повторные браки, но считала их действительными. Приблизительно в 895 году Лев Мудрый (886-912 гг.) в своей 89 новелле предписал заключать брак не иначе как с церковного благословения. Но этот закон не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексий Комнин (1081-1118 гг.) распросгранил обязательность церковного благословения браков и на рабов. Император Андроник Палеолог (1282-1328 гг.) и Константинопольский Патриарх Афанасий (1303-1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви. На основании законов Льва Мудрого, Алексея Комнина и Андроника Палеолога заключение браков в Византии начиналось с заявления жениха и невесты или их родителей, которое они излагали своему епископу или его хартофилаксу (делопроизводителю). В случае имеющихся препятствий к браку у архиерея испрашивалось особое разрешение на венчание. Просителям выдавалось предписание на имя приходского священника совершить браковенчание при достоверном свидетельстве отсутствия препятствий к нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Следует различать простое неприятие и отрицание священных изображений и борьбу с ними – вплоть до физического уничтожения. Отрицание икон, основанное на ветхозаветном запрете, существовало в христианстве в том или ином виде параллельно с иконопочитанием изначально; так, 36-е правило Эльвирского (перв. четв. IV b.) собора запрещает живописные изображения в церкви. Позднее об иконоборческой тенденции сообщает, напр., Римский папа Григорий Двоеслов († 604), предостерегавший Марсельского епископа от уничтожения церковных образов, указывая на их дидактическое значение; на последнее указания есть и у других авторов, напр., св. Нила Синайского , преп. Иоанна Дамаскина , преп. Феодора Студита и др . Иконоборчество под предлогом борьбы с идолопоклонством стало частью реформ византийского имп. Льва III (717-741). Патр. Никифор (806-815) сообщает о природных катаклизмах, которые, по его мнению, были расценены императором как знак Божия гнева и привели, в частности, к этим переменам . Однако ещё ранее Константинопольский патриарх Герман (715-730) обвинял в иконоборчестве малоазийских епископов; есть сведения об иконоборческих тенденциях и в других областях христианского Востока . Причины возникновения византийского иконоборчества VIII-IX вв. остаются до конца неясны; существует устойчивое мнение о влиянии отрицающих иконы ислама и иудаизма . При сыне Льва III, имп. Константине V (741-775), иконоборчество было официально провозглашено в 754 г. на Иерийском «безглавом» соборе (на нем не присутствовало ни одного восточного патриарха, как не было и представителей Рима). Победу иконопочитания утвердили в 787 г. решением VII Вселенского Собора (Никея). Впоследствии оно было запрещено иконоборческим собором 815 г., который утвердил решения «безглавого собора», а затем восстановлено Константинопольским собором 843 г. Воспоминание о последнем событии стало общецерковным праздником (Торжество Православия). Последний всплеск иконоборчества в Византии относится к середине IX в. Споры, касающиеся священных изображений, продолжались до кон. XI в.

http://bogoslov.ru/article/5997383

Происхождение и рукоположение И. Преподобный был родом «из эмпория под названием Партенит [Южный берег Крыма], а родителями его были Лев и Фотина. Отец этого Льва происходил из места под названием Воност, расположенного в Полемоновом Понте, и был знаменосцем в феме Армениак» (гл. 1). Дед И., бывш. военный, по всей видимости, переселился с юж. берега Чёрного м. на северный из-за начавшихся гонений на иконопочитателей при имп. Льве III Исавре (717-741). Сведений о полученном И. образовании и роде его занятий нет. В правление имп. Константина V Копронима (741-775) епископ Готии был приглашен на иконоборческий Иерийский Собор (754) и поставлен митрополитом Ираклии Фракийской, а на Готскую кафедру был возведен др. епископ (избранный без одобрения паствы ( Auzépy. 2006. P. 71)). Однако православные в Готии не признали ни его, ни деяний Собора и выбрали своим пастырем И. (к-рый на тот момент был скорее всего мирянином). Позиция Готской епархии выразилась в избрании на ее престол И., хотя истоки такого сопротивления иконоборчеству до конца неясны: нет свидетельств развитого почитания образов в горном Крыму до VIII в. Характерно, что прмч. Стефан Новый как раз в это время рекомендует иконопочитателям в качестве убежища именно Готию ( Idem. 1997. Р. 125). Встав в оппозицию к К-полю, Готия лишилась шанса на признание своего иерарха, зато ее политическая независимость от империи позволила ей не принять поставленного в столице альтернативного кандидата. После 754 г. (вероятно, во 2-й пол. 50-х гг. VIII в.) И. отправился в Иерусалим, где прожил 3 года, а затем вернулся обратно. Видимо, И. надеялся получить там епископскую хиротонию от патриарха-иконопочитателя Феодора I (752/4 - после 767). Выбор Иерусалима мог быть обусловлен преданием, содержащимся в Житии Херсонесских священномучеников (BHG, N 266), где шла речь о поставлении иерусалимскими миссионерами первых епископов родной для И. Тавроскифии и соседнего с Готией Херсонеса. По всей видимости, Иерусалимский патриарх не захотел, нарушая каноническое право, рукополагать И. (ставленника из др. диоцеза), чтобы не обострять отношений с К-полем.

http://pravenc.ru/text/468987.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010