705. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 года. 706.  …доселе дойдешь и не перейдешь… (Иов. 38. 11). 707. Слово 28, гл. 17. 708. Там же, гл. 19. 709. Слово 4, гл. 93. 710. О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 711. Слово 28, гл. 51. 712.  …но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие (Пс. 72. 16–17). 713. Гл. 14. 714. Лк. 17. 21. 715. Святой Исаак Сирский. Слово 8. 716. Святой Исаак Сирский. Сл. 2. 717.  тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50. 21). 718.  встань и ходи (Деян. 3. 6). 719. Мф. 25. 3. 720.  Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33. 9.) 721. Ответ 115. 722.  …ожидающих движения воды (Ин. 5. 3). 723.  Я знаю, которых избрал (Ин. 13. 18). 724.  Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15. 16). 725. То есть по действию Божественной благодати. 726. Цветник. Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 727. Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 728. Ср.: …роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26. 19). 729. Наставление 32. 730. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 731. Наставление 29. 732. Наставление 4. 733. Наставление 11. 734. Наставление 11. 735. Наставление 6. 736.  ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7. 8). Слово 28, гл. 56. 737. 1 Сол. 5. 17. 738.  Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс. 50. 17). 739.  …приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13. 15). Добротолюбие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

705  Что касается отдельных христиан, то не только патриарх, но и архиерей того, кем они недовольны, наказывали ссылкой, заточением в монастырь в качестве исправляемого или в качестве сумасшедшего и т. д. 706 Скажем о приходском духовенстве и его нравах; но, к сожалению, наши сведения в этом отношении очень ограничены. Священники, особенно в селах, часто имеют не очень многочисленную паству. Случается, что не более пятидесяти домов. Но вот что замечательно: имея такие маленькие приходы, священники умеют жить прилично и не испытывают недостатка в материальном отношении. Это обстоятельство возбуждает истинное удивление у некоторых наблюдателей. 707  Но дело это отчасти объясняется тем, что священники не избалованы в своих потребностях, а пасомые вообще охотно делятся с ними своими достатками. В Греко–Восточной церкви в священническом сане состоят без различия как люди женатые, так и неженатые, что, конечно, вполне сообразно с канонами. Но, несмотря на такое различие, те и другие одинаково требовательны в отношении материальной помощи со стороны паствы. Женатые, конечно, оправдывают себя в этом случае тем, что у них жена и дети. Оправдание — естественное, тем более что священники и их семьи в Турции не могут рассчитывать ни на пенсии, ни на щедроты от архиерейских кафедр и должны сами, как они там знают, устраивать свои семейные дела. И нужно отдать им справедливость: священники привыкли не возлагать надежд на других, а больше всего надеяться на самих себя. На Востоке не редкость видеть, что сыновья священников, воспособляемые от своих отцов, заводят торговлю и ведут ее не хуже настоящих купеческих фирм. 708  Быть может, поэтому в народе там (как и у нас) существуют грубо–иронические поговорки насчет детей священника, поповичей, вроде поговорки: «Сын попа — племянник дьявола». 709  А безбрачные лица из числа священников, часто нося имя игумена (будет ли он священствовать в монастыре, обращая последний в приходскую церковь, или же живя с таким титулом в приходе, а это не редкость), тоже стремятся к приобретению бренного металла: или для того, чтобы на деньги купить архиерейство, или же для того, чтобы, нажив деньги, сбросить с себя игуменство, жениться, переехать на жительство в большой город, вроде Афин, и заняться какой-либо свободной профессией. 710

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

705 Александров Павел Константинович (1808–1857) – генерал-майор (1846), генерал-лейтенант (1856), генерал-адъютант (1855). Внебрачный сын великого князя Константина Павловича. Иеромонах Вениамин состоял в дружеских отношениях с его семьей – супругой Анной Александровной, ее сестрой княгиней Прасковьей Александровной Щербатовой и дочерью Александрой Павловной, – пригласившей его жить в Петербурге в их доме. 706 Ширман Елизавета Леонтьевна, жена генерал-лейтенанта Ф.К. Ширмана (1780–1853). Совершила в 1852 или 1853 г. паломничество в Иерусалим (встретила там Пасху), где познакомилась с архимандритом Порфирием (Успенским) , иеромонахами Феофаном (Говоровым) и Вениамином (Лукьяновым). В годы Крымской войны – одна из организаторов, под руководством вел. княгини Елены Павловны, Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Друг и покровительница о. Вениамина, назначенного духовником Общины. Сохранились ее письма к Вениамину. 707 Адлерберг Владимир Федорович (1791–1884), граф, генерал от инфантерии – участник Отечественной войны 1812 г., заграничных походов русской армии 1813–1814 гг., Русско- турецкой войны 1828–1829 гг. Министр императорского двора (1852–1870). Отец Александра Владимировича Адлерберга (1818–1888), также министра двора (1870–1881), и Николая Владимировича Адлерберга (1819–1892), симферопольского военного губернатора в период Крымской войны. Неоднократно упоминается в документах по истории Русской Палестины его супруга, графиня Мария Васильевна Адлерберг, урожденная Нелидова (1797–1870). 708 Имеется в виду иеромонах (впоследствии епископ) Феофан (Говоров) – член Русской Духовной Миссии в 1848–1854 гг. О нем см. выше, примеч. 60 к документу 24. 709 Протасов Николай Александрович (1798–1855), граф, генерал-лейтенант – военный и государственный деятель. Поступил на службу юнкером в лейб-гвардии гусарский полк (1817). Участник Русско-турецкой войны 1828–1829 гг., Польской кампании 1830–1831 гг. И.д. товарища министра народного просвещения (1835). Обер-прокурор Св. Синода (1836–1855). Член Государственного Совета (1853). В годы его обер-прокурорства в Синоде была учреждена Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (1847).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

705 Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994 г. стр. 100. 706 Там же. 707 Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994 г. стр. 263. 708 Миллард Эриксон. «Христианское богословие» изд. СПб 1999 г. стр. 696. 709 Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994 г. стр. 260. 710 Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996 г. стр. 55. 711 Цит. по диак. А.Кураев. “Протестантам о Православии”. М. 1997, стр. 60 712 Священник И. Димитриевский. Цит. по Архиепископ Никон (Рождественский). Православие и грядущите судьбы России М.: Сретенский монастырь, «Ковчег», 2001. 713 Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996 г. стр. 166. 714 Миллард Эриксон. «Христианское богословие» изд. СПб 1999 г. стр. 695. 715 Виктор Несмелов. Наука о человеке. СПб. 2000 г. (Репринт Казань 1898г), том II, стр. 53. И далее: “Всё это странное представление Христова дела несомненно было придумано только в интересах оправдания христианства с точки зрения иудео-языческого понятия о спасении, как о Божьем прощении грешных людей в видах помилования их” (стр. 54). “Юридическое истолкование христианства… не заслуживает никакого доверия, потому что оно грубо противоречит самому понятию человека о Боге” (стр. 55). 716 Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997 г. стр. 338. 717 Там же. 718 Миллард Эриксон. «Христианское богословие» изд. СПб 1999 г. стр. 700. 719 Миллард Эриксон. «Христианское богословие» изд. СПб 1999 г. стр. 696. 720 Миллард Эриксон. «Христианское богословие» изд. СПб 1999 г. стр. 696. 721 Миллард Эриксон. «Христианское богословие» изд. СПб 1999 г. стр. 696. 722 Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996 г. стр. 168. 723 Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996 г. стр. 57. 724 Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996 г. стр. 54.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

705 . Устав для генуэзских владений на Черном море, изданный в Генуе в 1449 г/Пер. и коммент. В. Н. Юргевича//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1863. – Т 5. – С. 623–837. 706 . Феодорит , епископ Киррский. Церковная история/Пер. с греч., прим. М. А. Тимофеева. – СПб., 1852. – 560 с. (М.: Российская политическая энциклопедия, 1993. – 239 с.). 707 . Феодорит Киррский , блж. История Боголюбцев/Пер., вступ. ст. А. И. Сидорова . – М.: Паломник, 1996. – 474 с. 708 . Феодорит Киррский , блж. Церковная история/Пер. с греч. – М.: «Российская политическая энциклопедия; Православное товарищество «Колокол», 1993. – 239 с. 709 . Феодорита , епископа Киррского, ответы на вопросы/Изд. А. Пападопуло-Керамевс //Записки историко-филологического ф-та СПБ ун-та. – 1895. – Ч. 36. 710 . Феодор Продром. Житие Мелетия Нового/Изд. В. Г Васильевский//ППС. – 1886. – С. 40–69. 711 . Феодор Студит . Второе опровержение иконоборцев. Третье опровержение иконоборцев (Отрывки)//История эстетика. – М., 1962. – Т. 1. 712 . Феодор Студит . Из поучений//ЖМП. – 1990. – 11. – С. 52–53. 713 . Феодосий. О местоположении Святой Земли начала VI века/По рецензии Гиль- демейстера издал, перевел и объяснил И. Помяловский//ППС. – СПб., 1891. – Т. 10. – Вып. 1. – С. 1–74. 714 . Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофоилакта. Приск Панийский. Сказания Приска Панийского/Подгот к изд. А. И. Цепковым. – Рязань: Александрия, 2005. – 608 с. 715 . Феофилакт Симокатта. История: Пер. с греч. С. П. Кондратьева, прим. К. А. Осиповой , отв. ред. и вступ. ст. Н. В. Пигулевской. – М: Изд-во АН СССР, 1957. – 224 с. (М.: Арктос; Вика-пресс, 1996. – 272 с.). 716 . Физиолог александрийской редакции/Пер. Я. И. Смирнова. – М., 1990. 717 . Филосторогий. Сокращенная церковная история Филосторогия, сделанная Патриархом Фотием//Христианское чтение. – 1854. – Ч. 4. 718 . Флавий Вегеций Ренат. Краткое изложение военного дела/Пер. С. П. Кондратьева//ВДИ. – 1940. – 1 [рубеж IV-V вв.] 719 . Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита/Вступ. ст., пер., коммент. О. А. Акимовой. – М.: Индрик, 1997. – 320 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

706 Grabar A., Manoussacas M. L’illustration du manuscrit de Skylizé de la Bibliotheque Nationale de Madrid. Venice, 1979, fig. 246, p. 108. Содержание миниатюры проанализировано в работе: Лидов А.М. Святой Мандилион... 2003. 707 Ciggaar К. Une description de Constantinople dans le Tarragonensis 55//Revue des études byzantines, 53 (1995), p. 120–121; Таррагонский Аноним. «О граде Константинополе». Латинское описание реликвий Константинополя XI века/Пер. Л. К. Масиеля Санчеса//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира/Ред, -сост. А.М. Лидов. М., 2000, с. 158–159. Согласно преданию, попытка увидеть лик на плате привела к страшному землетрясению, после которого «заключили mom святой плат в золотой ковчег и тщательно закрыли, и прекратилось землетрясение, и успокоился гнев небес. С тех пор никто не слышал, чтобы открывали тот ковчег и взирали на то, что там находится, ибо все верят и боятся, что поражено будет все страшным землетрясением, если попытаются открыть его». 708 Roberde Clan. La conquete de Constantinople/Ed. P. Lauer. Paris, 1956, p. 82; Робер de Клари. Завоевание Константинополя. M., 1986, с. 59–60. 709 Это явление было впервые проанализировано в докладе: Лидов А.М. Реликвия как иконный образ в сакральном пространстве византийского храма//Реликвии в искусстве и культуре... с. 28–29. 710 Лидов А.М. Церковь Богоматери Фаросской. Императорский храм-реликварий как архетип сакрального пространства//Византийский мир. Искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов. СПб., 2000, с. 37–40. 711 Исторический обзор источников о Фаросской церкви см.: Janin R. La geographie ecclcsiastique de l’Empire byzantin. Paris, 1953, 1, t. 3, p. 241–245. На последнем Конгрессе византийских исследований (Paris 2001) Paul Magdalino предложил новую историческую реконструкцию этого важнейшего храма-реликвария, учитывающую некоторые современные данные, которые были не известны Жанену. 712 См. статью в настоящем сборнике: Bacci М. Relics of the Pharos Chapel: a view from the Latin West.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

706 Как происходило дело на соборе, с подробностью неизвестно, потому что акты собора не уцелели. 707 Только известно, что сторона тех, которые желали прибавления к символу – Filioque, по личному влиянию Карла, имела перевес, и от лица импера­тора и собора отправлено было посольство в Рим к папе Льву III просить его, чтобы он утвердил новоизмышленный догмат и дозволил прибавление к символу. Послы, как рассказывает свидетель-очевидец, прежде всего старались в длинной речи своей убедить папу, что учение, на которое они просят у него согласия, есть учение истинное и древнее (каков догмат, когда в его истинности и древности надлежало еще убеждать самого папу!). Папа, действительно, будто бы согласился на новое учение, но внести его в символ решительно не позволил, несмотря на все убеждения послов и на то, что вставка эта, как говорили послы, в некоторых церквах была уже сделана. 708 А чтобы яснее засвидетельствовать перед всеми свое запрещение и предо­хранить неизменный образец веры от всякой порчи, папа повелел начертать никео-цареградский символ на двух серебряных досках, на одной по-гречески, на другой по-латыни, и по­ставить в базилике святого Петра с надписью: haec Leo posui amore et cautela orthodoxae religionis, т.е. я, Лев, поставил это по любви к православной вере и для охранения ее. 709 Не смотря, однако, на противодействие папы, недозволенное им прибавление к символу мало-помалу было принято в разных местах Галлии, Испании, Германии и Италии, так что когда во второй половине девятого века папские миссионеры явились к Болиарам с целью отвлекать их от константинопольской кафедры к рим­ской, эти миссионеры распространяли уже и здесь символ с прибавлением Filioque. Тогда-то константинопольский патриарх Фотий в первый раз возвысил свой смелый голос, в защиту православия, против злоупотребления Латинян, и перед целым светом укорял их за незаконное прибавление к символу, во­преки правил вселенских, которое вскоре (в 866 г.) и осудил на многочисленном соборе пастырей со всего востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

706 Московские ведомости, 1830 г. стр. 3514. Срав. Воспоминания Пассек в Русской Старине, 1876, 16, 107. 709 Воспоминания М. М. Евреинова о митрополите Филарете, стр. 40. Москва, 1873 (Отдельный оттиск из Душеполезного чтения). 711 Русская Старина, 1885, 47, 11–12. Только при этом считаем нужным сказать, что здесь (стр. 11), по недоразумению, смешиваются проповеди 18 сентябри и 5 октября и именно последняя неправильно считается послужившею поводом к доносу на Филарета. 713 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 871, 13, 48 «Материал для биографии Филарета». 720 Обыкновенно в день празднования воспоминания избавления Москвы от французов собиралось в Успенский собор (где говорена была настоящая проповедь Филарета), все духовенство столицы. А в 1830 году, по вышеприведенной резолюция Филарета, по причине холеры приходское духовенство оставлено было по своим местах, для подавания помощи болящим, а в главном крестном ходу участвовало лишь духовенство соборов и монастырей. 724 Из рукописного стихотворения о холере 1830 года, хранящегося в библиотеке Московского почетного гражданина Н. И. Ушакова. 725 См. священник И. С. Орлов, Историческое описание Троицкой церкви с её приходом, стр. 165–166, примечание, Москва, 1844; срав. Московские ведомости, 1830 год, стр. 4006–4007. 732 Замечательно и то, что проповедь даже в самом заголовке своем не имеет прежде повторявшегося указания на «губительную болезнь». 733 Святитель Филарет и в предписаниях своих приходским священникам за холерное время поручал им внушать эту истину простому народу. См., например, резолюции его и предписали в Чтениях в обществе истории и древностей, 1876, II, 123. 135–136, отд. «Смесь» и другие. 735 Московские ведомости, 1830 г., стр. 4214–4325, срав. Русский Архив, 1884, III, 150–151, Московские ведомости, 1884 г., 200 и другие. 736 Некоторые карантинные херы оставались в силе значительное время и после 6 декабря, о чем см. Московские ведомости, 1830 г. стр. 4412, 4495, 4541. 739 Так, например, за 27 декабря занемогших холерою значится всего 28 человек, а состояло больных ею 165 человек. См. Московские ведомости, 1830 г., стр. 4581.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

706 Подробнее см. в соч. преосв. Гурия, еп. таврического: «О скопческом уче­нии по последним известиям», изд. в 1877 г.; Правосл. Обозр. 1873 г., кн. янв. и февр.; ист. Русской ц. пр. Филарета V, 62–64. 708 По словам г. Субботина, переход в молоканство не сопровождается ника­ким чиноприемом: от переходящего требуется только: не носить креста, не совершать крестного знамения, не почитать икон, не есть свиного мяса, раков, бесчешуйной рыбы, не стричь усов. Стран. 1886 г. окт. 277. 709 Молоканы, как и духоборцы, в 1842 г. были причислены к самой вредной секте, отвергающей богоучрежденность Верховной власти и повиновение поставляемым ею начальствам. Кроме того, их обвиняли в чеканке фальшивой монеты, уклонении от воинской повинности, укрывательстве военных дезертиров, беглых крестьян, даже преступников. Сами молоканы всегда старались опровергать взводимые на них обвинения и не раз в своих прошениях на Высочайшее Имя выражали свои верноподданнические чувства, наприм., таврические молоканы в прошении Императору Александру I 8 мая 1818 г., а в их обрядниках, где излагалось их вероучение, появились даже особые молитвы за Царя и на весь царствующий Дом… Но извест­ный знаток раскола и сектантов, профессор Петербугской д. академии Ив. Ф. Нильский из многих данных сделал вывод, что молоканы относительно предан­ности Верховной Власти и поставляемым ею начальствам как прежде держались, так и доселе держатся учения своего наставника Уклеина, который, ложно толкуя слова св. апостола Павла: идеже дух Господень, ту свобода ( 2Кор.3:17 ), утверждал, что основанием нравственной жизни истинных христиан должна быть совер­шенная свобода, независимость ни от каких законов и принуждений, так как праведнику закон не лежит ( 1Тим.1:9 ), что мирские власти нужны только для сы­нов мира, а истинные христиане не суть от мира ( Ин.17:14 ) и т.д. См. Христ. Чтение 1886 г. Сентябрь – Октябрь, ст. К истории духоборства и молоканства, стр. 449–491. 710 Стран. 1886 г., кн. август. 537. В молоканское богослужение стал было вводить обряд прыганья какой-то Лукьян Соколов, но он как-то вдруг куда-то про­пал. Стран. 1886 г., кн. октябр. 285–286.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

706 «Призва (епископ Смоленский) единого от своего честного крылоса, первого от старейших – протопопа именем Георгия», Православный Собеседник 1858г. ч. 3, стр. 385. 709 См. Исторические чтения о языке и словесности II Отделения Академии Наук за годы 1856 и 1857, стр. 48. 710 А опасение клириков, как чиновников, значит то, что этим клирикам монастыри отдавались епископами в пользование, как бы в аренду (см. ниже). 712 Акты Южной и Западной России т. I, стр. 106, см. также стр. 124 fin. „Созвавши священники Львовские – пишет епископ – и розмовши (sic) з ними, учинили есмо клирос и заставили есьмо им моцно держати и по ных будучим потомком, так как у иньших епископиах есть”. 713 Акты, отводящиеся к истории Южно-Западной Руси, издал A. С. Петрушевич, Львов, 1868г., стр. 9 fin. и 13 sub fin. 714 Галицкий Науковый Сборник 1868 т., выпуск I и II, стр. 70.– Что касается до Московской Руси послемонгольского периода, то упоминаются клирошане: в между-митрополию между Максимом и Петром, именно – говорится, что после смерти первого отправился в Константинополь искать поставления в митрополиты некий игумен Геронтий, который взял с собой святительскую одежду и утварь, одну икону Богородицы и жезл пастырский „и сановники церковные” (Степенная книга I, 414), – эти сановники суть именно клирошане, а название есть перевод греческого ρχοντες, как титуловались последние; при митрополите Феогносте – Акты Истории т. I, стр. 1 col. 1, fin.; после Алексея до Киприана, Карамзин. V, прим. 57 и 60. При Киприане, Карамзин. V, прим. 254 стр. 99 нач. (причём употребляется замечательное выражение: „со всем своим клиросом, бело образующим. [См. «Дополнения и поправки» . К сноске 1036] . У самого Киприана в поучении к духовенству 1395г., Акты Истории т. I, стр. 20: „ино гды бывают сборныя церкви, а суть попы крилошане с дьяконы”... В написанном им житии митрополита Петра: патриарх прислал судить Петра „единого от клирик церковных” т. е. одного из чиновников патриархии, Степенная книга I, 417. Как должно думать, клирошане исчезли или начали исчезать в Московской Руси со времени митрополита Ионы.– Из актов юго-западной Руси, говорящих об епископских клирошанах нам известна одна грамота 1366г., в которой называется владыка Перемышльский Иларион со своими крылошанами, см. Памятки дипломатического и судебно-делового языка русского, изданные Я. Головацким, Львов, 1867, стр. 7 нач. В позднейшей Киевской Руси клиросы иногда называются по западному капитулами, – Русская историческая библиотека, издание Археогр. Комм. т. IV, стр. 64 и Галицкий Науковый Сборник 1868г., выпуски III и IV, стр. 346).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010