Во всяком случае, покинув столицу для сбора сведений о святых и мощах, агиограф «избегал (чуждался, сторонился) сообществ (общин) икономахов, прочие проходя (обходя) места и города до Воспора» 693 . Однако Х.-Ф. Байер верно заметил по поводу этого пассажа, что «...обвинение Епифания во время Льва V, когда иконопочитатели сурово преследовались, было бы бессмысленно» 694 . Поэтому зафиксированные паломником факты почитания икон, святых мощей и реликвий во многих местах (см. их внушительный перечень в гл. 9 695 ), в том числе в Боспоре, могут быть связаны и с временем самостоятельного правления василиссы Ирины или «временем ограниченной веротерпимости» при Никифоре I Генике и Михаиле I Рангави, то есть с периодом от 797 г. по 813 г., либо с не меньшим основанием приходится на правление Михаила II Травла (820–829), ведшего не устраивавшую иконопочитателей примирительную политику, терпимо относившегося к почитанию икон и не разрешавшего обсуждать этот вопрос 696 . Особый интерес представляет выразительная характеристика населения Юго-Западной Таврики, Херсона. Сочинение Епифания было написано на греческом языке, вероятно, до 843 г., но кроме того существуют близкие к нему апокрифические греческая, грузинская и старославянская редакции. Ниже приводится отрывок из перевода на старославянском языке по рукописи Санкт-Петербургской Духовной академии, которой воспользовался Β. Г. Васильевский, но которая, к сожалению, не привлекла должного внимания исследователей). [Описание путешествия апостолов Андрея и Симона Канонита no Восточному Причерноморью, Грузии, Алании, Абхазии, Зихии.] И приде в Оспор град 697 обону страну Понта 698 противу Амиса 699 . Тужде де и мы доходихом 700 [и епископа и намъстника 701 , иже отъ повъдаху нам многа чюдеса Андреова 702 ]. В Оспорови же видъвше чюдеса, яже творяше Андреа, скоро послушаша, яко и ти нам сповъдаху 703 , и никогда расколъ о въръ 704 . Показаша же нам 705 [иконы Христовы и многы святыхъ, 706 зъло дивны, яко рещи не сотворишася отъ руку человъчю 707 ] и мам (ларь?) 708 , 709 имущъ Симона апостола 710 , въ погребена въ церкви святыхъ апостолъ 711 , имущъ мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ония, сын Симона II, –4г. Смерть Клеопатры,матери Птоломея VI. Филомерт изгнан и младший брат его Фискон возведен на престол. Птолом. VI Филометор и Птоломей Фискон положилицарствовать вместе Мес. Хаслева в 15-й д. Сирийцы Иерусалимский храм превратили в капище; а в 25-й д. осквернили алтарь идольскою жертвою. 1Мак. 1:54, 59 . Маттафия – 1 г. Римляне отделилиФискону Киренеюи Лнвию, а Филометору оставили Египет и Кипр. Иуда пал в битве с Вакхидом, военачальником Сирийским . Ионафан, сын Маттафии-,–18 л. 1 Мак. 9, 31. Александр Балис – 5л.(Иос. Фл.) По убиении Птоломея VI , Птоломей VIIФuckoh или Евергет II –28 л. Трифон объявляет Антиоха VI Феоса, сына Балисова, царем, на 2 г. Симон, старший сын Маттафии – 8 л. Начало нового Иудейского летосчисл.от Симона Архиерея и Вождя. 1Мак. 13:41–42 Трифон или Диодот, умертвивши Антиоха VI, объявляет себя царем–3 г. (Иос. Фл.) 1оанн Гиркан, сын Симона, –31г.(Иос. Фл.) Царство Сирийское и Рим Димитрий II Никатор в другой раз–4 г. Иоанн принуждает Идумеевк обрезанию. Димит. Никат. убит в Тире по приказан. супруги своей и Сидетовой, Клеопатры Силевк V и Александр Зебина – 3 г. Аристовул I, царь Гиркана, объявляет себя царем, – 1г. Александр Ианней, сын Гирканаи брат Аристовула I, – 27 л. Поражение Ианнея Аравийским царем Оведою; и начало шестилетняго междоусоб . Казни в Иерусалиме Александра, вдова двух братьев Аристовула и Александра, принявши царство, объявила первосвященником Гиркана, сына своего от Александра,–9 л. Гиркан II,– 3 м. Аристовул II, другой сын Александра,3 г. Гиркан при помощи Ареты Аравийского воюет с Аристовулом Иудея покорена Римлянами. Помпей во сватом святых. Гиркан этнархом–22 г. От осн. P. 690. Помпей отнял Сирию у Тиграна, царя Армении, и обратил еев Римскую провинцию. От осн. Р. 694. l e Триумвирство Помпея, Красса и Кесаря. Кесарь назначает Анти натра Идумеянина прокуратором Иудеи. От осн Р. 706. Июля 20 д. битва в Фессалии при Фарсале.– Смерть Помпея. От осн. Р. 709. Исправл. Римс. календ. Созигеном. С 1 января начало Эры Юлианской. Кесарь – бессменный Диктатор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

4. Жертва мирная. ( Лев.3, 7:11–21, 29–34 ) Жертва мира или спасения, или так называемая мирная жертва, имела праздничный характер и сопровождалась пиром, устрояемым из жертвенного животного, по сожжении всего тука 705 его и почек 706 , и по отделении груди и плеча в пользу жрецов. Жертвы мирные приносились или в благодарение Богу за полученные благодеяния, или в умилостивление Бога для испрошения каких-либо милостей. В жертву мирную употреблялись все роды жертвенных четвероногих животных, безразлично – мужеского или женского пола. Отличительные обряды сей жертвы состояли в том, что, во-первых, на руки приносившего жертву возлагался тук, правое плечо и грудь животного, и все это он с помощью жрецов приносил к жертвеннику, потрясая пред лицом Господним, и затем священники тук сжигали, а грудь и правое плечо брали себе 707 . Во-вторых, к мирной жертве непременно присоединялось какое-нибудь хлебное приношение, как пресное – для жертвенника, так и кислое – в приношение, или в дар 708 . В-третьих, мясо мирной жертвы должно было съедать непременно все в самый день ее приношения 709 , если она приносилась в благодарность Господу Богу; если же по обету, или от добровольного усердия, то позволялось ядение жертвенного мяса продолжать и до второго дня, но никак не далее 710 . Во всяком же случае есть сие мясо могли только чистые по закону. Даже если самое жертвенное мясо прикоснется к чему-нибудь нечистому по закону (напр., если упадет на него мертвое насекомое), то уже нельзя было есть его, а надлежало предать огню 711 . 5. Жертва хлебная, или дар бескровный. ( Лев.2, 6:12, 13 . Чис.28 ) Виды хлебных приношений исчисляются так: а).хлебное приношение в виде простой муки, на которую возливался елей и полагался ладан; ·б) приношение хлебное из печи, – это хлебы, смешанные с елеем, и лепешки, помазанные елеем; в) приношение хлебное со сковороды т. е. .сочни, замешанные на елее, и обыкновенно разламывавшиеся на куски; г) приношение хлебнее из горшка, т. е. похлебка из пшеничной муки также с елеем; д) наконец, приношение хлебное из зерен, на которые тоже возливается елей. Закон требовал при сем, чтобы все хлебные приношения были пресные 712 , и кроме елея при них употреблялись непременно ладан, соль и вино 713 – для возлияний. Кислые же хлебы позволялось приносить только в простой дар для скинии, но ни в каком случае не возносить на жертвенник в приятное благоухание 714 . А мед и совсем не был приносим в скинию 715 . Кроме хлебных приношений, приносились также в жертву плоды и овощи 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Как одна страсть приводит к другой, так и стяжание одной добродетели и победа над соответствующей страстью облегчает борьбу со следующими: кто обуздал чрево, тот облегчил подвиг целомудрия; и т.д. 704 . Само собой разумеется, что владеющий высшей добродетелью имеет уже и низшую: достигший целомудрия уже властен над чревом. Каждая высшая добродетель охватывает предшествующую, оживляет и укрепляет ее и в этом смысле как бы обладает ей. Смирение, как высшее духовное воздержание , обнимает собой телесные подвиги умерщвления «плоти, включает в себя всю стадию (воздержания) очищения от страстей удовольствия, составляя вместе с тем жизненный нерв нравственной деятельности подвижника на этой стадии 705 . Но борьбой со страстями удовольствия подвижничество только начинается. За «вольными страстями» всегда, как наказание 706 , следуют «невольные» (страдания) – ακοσια πθη 707 . Страданиями вызывается в человеке страсть печали, этот отклик неудовлетворенной греховной похоти ( επιθυμα) к удовольствию 708 . Против этой страсти необходим человеку подвиг терпения 709 и печали по Богу 710 . Нужно с благодарностью переносить невольные страдания как благое врачевство, сознавая их очистительное значение 711 и имея скорбную печаль о своих согрешениях. Основу для терпения составляет смирение: того, кто отрешился от благ мира, не будет уже повергать в печаль их лишение 712 . Победа над вольными и невольными страстями и уврачевание похотной способности души подготовляет к самой трудной и тяжелой борьбе, именно к борьбе со страстями раздражительной способности (ненависть, злопамятство и т.п. 713 ). Бороться с гневом весьма трудно, почти невозможно: не всякий может погасить его внезапные распадения 714 . Нужно поэтому много трудиться над стяжанием добродетели кротости 715 . Помогает здесь лишь то обстоятельство, что предшествующие добродетели – и особенно терпение скорбей – уже смирили источник раздражительности – похоть ( επιθυμα) и отвлекли ее от мирских благ, из-за которых и возникают все распри 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Надо принимать во внимание и то, что в библиотеке Патмиады «рядом с произведениями древнегреческой и византийской книжности мы находим переводы произведений европейского Просвещения» 706 . При этом, несмотря на наличие разнообразного учебного материала, стихотворение о Косме Этолийском было практически сразу после его смерти включено в учебную программу (документ датирован концом 70-х годов XVIII века). О том, что произведения традиционалистов были востребованы, говорит и крупнейший специалист по описываемому периоду, современник событий Сафас. Характеризуя одного из активных участников движения Никодима Святогорца , он подчёркивает, что «его многочисленные сочинения, в большой степени способствовавшие утверждению Православия, принесли неисчислимую пользу нашему народу» 707 . Посетивший Грецию в начале XIX века русский путешественник монах Парфений отмечал, что книги святого Никодима весьма популярны у греков, читающих их с большим вниманием и упоением 708 . Столь же востребованной, как и произведения традиционалистов, была и их устная проповедь. Кроме того, проповедническая деятельность представляет собой великолепный источник информации о количестве их слушателей и последователей. Существует целый ряд документов, рассказывающих не только о характере аудитории, присутствовавшей на проповедях Космы Этолийского , но и об её численном составе. При этом данные греческих документов подтверждаются и из независимых источников – материалов венецианских архивов. Граф Корфу Мамонас свидетельствует, по крайней мере, о шеститысячной свите, сопровождавшей проповедника в местечке Мавро Мандили, в окрестностях Превезы 709 . Согласно тем же источникам, на проповеди святого на острове Кефалонья присутствовало от пятнадцати до шестнадцати тысяч человек. А. Ксанфопулу-Кирияку ставит эту цифру под сомнение, полагая её явно преувеличенной. Единственный аргумент, приводимый при этом исследовательницей, не представляется убедительным – она указывает на то, что население острова на тот момент составляло пятьдесят тысяч человек, и маловероятно, что треть из них стеклась на проповедь Космы Этолийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

После перехода Нижнего Новгорода под власть Василия I в оппозицию к московскому князю встали недавние противники Бориса Константиновича – Василий и Семен Дмитриевичи, которые теперь лишались возможности самим овладеть нижегородским княжением. Новгородская I, Новгородская IV и Софийская I летописи сообщают о бегстве Семена в Орду сразу же по занятии Василием I Нижнего Новгорода 705 . Согласно Троицкой, Василий и Семен Дмитриевичи бежали в июне 1394 г., после смерти Бориса Константиновича, «из Суждаля к Орде зело вскоре и гонишадя за ними и не могоша постигнути» 706 . В данном случае нет оснований подозревать дублировку известий. С одной стороны, датировка бегства Дмитриевичей подтверждается известием 1402 г., согласно которому Семен (вернувшийся в этом году на Русь) пребывал в Орде 8 лет 707 , с другой – сообщение 1392 г. (восходящее к новгородскому своду начала XV в.) говорит о бегстве только младшего из братьев. По-видимому, Семен вначале бежал в Орду сразу после присоединения Нижнего к Москве, но вскоре вернулся (возможно, Василий Московский каким-то образом удовлетворил или пообещал удовлетворить его владельческие притязания). После же смерти Бориса Дмитриевичи, вероятно, рассчитывали на поддержку Тохтамышем их притязаний на владения умершего князя (в том числе, как показывают позднейшие действия Семена, и на сам Нижний Новгород). Василий Дмитриевич после 1394 г. упоминается всего однажды – под 6911 г.: «тое же зимы преставися князь Василиии Дмитриевичь Суждальскии, иже на Городце был» 708 . Очевидно, он примирился с московским князем и продолжал княжить в Городце до конца дней 709 . Семен же до 1402 г. служил «8 лет... в Орде не почивая четырем царем: Тохтамышу, Темир-Аксаку, Темир Кутлую, Шадибеку, а все поднимая рать на князя великого, како бы налести свое княженье» 710 . В 1395 г. в результате второго похода Тимура на Орду Тохтамыш был разгромлен; Тимур провозгласил ханом Орды Куюрчака, но вскоре тот был вытеснен Тимур-Кутлуком. Тохтамыш, вначале обосновавшийся было в Крыму, бежал в Литву. Формально власть перешла к Тимур-Кутлуку, но фактическим правителем Орды стал эмир Едигей. Он непрерывно оставался у власти до 1411 г., поставляя ханов по своему усмотрению 711 . Как и в случае с Мамаем, это хорошо осознавалось и подчеркивалось на Руси: «Едегеи... преболи всех князи ординьскых, иже все царство един держаше и по своей воле царя посгавляше, его же хотяше» 712 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 92. Величие Царя вселенной. Псалмопевец начинает выражением уверенности, что Бог есть отмститель всякой злобы и всегда с энергией показывал и показывает Себя таким (ст.1) 703 . В этом убеждении он затем обращается к Богу с молитвою, чтобы Он явился и притом скоро (ст.3) строгим отмстителем и судиею нечестивцам, которые теперь угнетают народ Его (ст.2); это люди страшно горделивые (ст.4) 704 . Они стали настоящею язвою для народа (ст.5); они беззаконнуют над беспомощными людьми (ст.6) и убаюкивают себя мыслию, что Бог ничего не знает о их беззакониях (ст.7). О, безумцы (ст.8)! Давший человеку способность понимать, что вы говорите и делаете дурного, разве не обладает способностию и Сам понимать это (ст.9)? Наказывающий даже язычников, когда они делают зло, хотя они и не имеют положительного закона, разве не накажет вас, когда вы презираете закон, который Он вам дал и которым Он дает человеку познание (учай разуму), освещает ему различие между добром и злом (ст.10) 705 ? Несомнено, Бог знает мысли людей, потому что они суетны (ст.11) 706 . – Под гнетом таких жестоких тиранов, как изображенные здесь, преследуемый праведник должен был прийти в отчаяние, если бы не поддерживала его вера в данные Богом в законе обетования благочестивым и угрозы грешникам (ст.12) 707 и не доставляла ему утешения (ст.13) 708 . Счастлив поэтому тот, кому Бог подает благодать такой веры и утешения, пока пробьет час избавления! – И он несомненно пробьет, потому что Бог не оставляет своих верующих (ст.14), но идет на суд над неправедными, чему тогда обрадуются все приверженные к Нему (ст.15) 709 . – Да и кто другой мог бы оказать помощь угнетенным праведникам (ми; псалмопевец говорит как представитель их) кроме Бога, Который уже так часто помогал им; потому что если бы не Господь, то нечестивцы уже давно положили бы им конец (ст.17); но милость Божия всегда была на стороне их (ст.18) и во времена бедствий Господь подавал им богатое утешение (ст.19), Да и могло ли быть иначе? Мог ли Господь не помочь Своим праведникам? Разве Он находится в дружественной связи с злобными тиранами? – Он, который дал закон, соблюдение коего требует столь великого нравственного напряжения и Который показал Себя в нем Святым, врагом всякого беззакония (ст.20) 710 . Никогда! Пусть же еще некоторое время беззаконнуют враги (ст.21); поскольку Бог находится с верующими (ст.22), то они наконец восторжествуют, между тем как беззаконники со стыдом погибнут (ст.23). Псалом 94. Прославляйте Господа и внимайте Его слову в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Убеждение в этом вечном мире и согласии на земле св. Григорий повелевает почерпнуть прежде всего из понятия о христианском Боге. «Помыслим [для этого], – говорит он, – во-первых, о превосходнейшем и высочайшем из всего сущего – Боге» 700 . Христианский Бог – Сущий 701 , есть Единое 702 [Божество], неописуемое 703 , превысшее всех ощущений и мыслей 704 , Само с Собой согласное, всегда тождественное 705 , но в то же время Оно определяющее Себя по отношению ко всякому другому, существующему вне Его, как обладающее, именно, всем этим другим, не могущее иметь ничего вне Себя; Оно не есть что-нибудь, но не может быть лишено и чего-нибудь; Оно – все: «Оно есть жизнь и жизни, свет и светы, благо и блага, слава и славы, Истинное и Истина» 706 . В этом – Его метафизическое всеединство, а переводимое на язык этики – в этом Его мир, любовь и отсутствие всякого разногласия и разъединения. В этом у Него столько согласия с Самим Собой и с вторичным, что, наряду с другими именами, какими угодно называться Богу, стало преимущественно Его названием – «мир» ( Еф.2:14 ), «любовь» ( 1Ин.4:16 ) 707 . Человек – это οιχονοομενον 708 , по выражению Григория Богослова , θεια μοιρα 709 , есть создание Бога по Его образу 710 , и это с логической необходимостью заставляет заключать каждого, что метафизическая природа Бога (всеединство) и этическая (мир и любовь) должны были отчетливо обозначаться и в человеке 711 . Он, как и Творец, в своем внутреннем идеальном бытии самоутверждающийся, самостоятельный, вечный, отрешенный всяких частичных форм бытия и сознающий себя единым во всем и всем в единстве. Он может желать, представлять, чувствовать, но желать, представлять, чувствовать подобно своему Высочайшему Творцу все, и это все дает одинаковое содержание его уму, его воле и его чувству, гармонически мирно объединяя эти способности, но в то же время и утверждая их в своих особенностях, не отрицая обособленности существования каждой из них в отдельности. В этом сознании себя образом Бога, в этом сходстве с Ним внутренней своей жизни и ее закона любви, мира для человека – залог своего определения и по отношению к остальной множественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

706. Anacrusis . In the lyric rhythms each line does not always begin with a complete foot. The extra syllable (or syllables) at the beginning of such a line has received the name of anacrusis (νκρουσις upward beat). 1 . The anacrusis must not be greater than the arsis. Hence we may have or > or as the anacrusis of a logaoedic verse (§ 707, 1) and , or _, or , as the anacrusis of a dactylo-epitritic verse (§ 709). Anacrusis is indicated by . Note. – Some writers on meter recognize only those feet in which the ictus falls on the first part of the foot (i.e. trochees, dactyls, etc.). By this theory an iambic verse ( _ _ ) is regarded as a catalectic trochaic with anacrusis ( _ _ ) catalectic dactylic with anacrusis, etc. But the ancients recognized rhythms in which the ictus falls on the second part of the foot, as well as the other kind, and such rhythms are often constructed on a differ- ent principle from the others. Hence it seems best to limit anacrusis to the strictly lyric rhythms, where the great variety and complexity of the verses demand the adoption of some simple wr orking hypothesis, although it is not certain that such rhythms were so treated by the ancients. LYRIC RHYTHMS IN 3/8 TIME 707 . The fundamental foot of lyric rhythm in 3/8 time is the trochee ( _ ), but in place of the trochee may be substituted the tribrach ( ), the irrational trochee ( _ > , § 682, 5), the cyclic dactyl ( _ , § 682, 6), or the triseme (_, § 682, 3). The cyclic dactyls are found before or between trochees, but trochees are not found between dactyls in the same verse. Anacrusis (§ 706) is frequent. 1 . Logaoedic Rhythms . Rhythms in 3/8 time containing both trochees and (cyclic) dactyls have received the name of Logaoedic (λóγος speech, prose, οιδ song). 2 . Occasionally lyric verses in 3/8 time are found without cyclic dactyls or trisemes, and such verses by themselves might be explained as lyric trochaic, or (if they have anacrusis, cf. § 706, note) as lyric iambic rhythms; but since such verses are seldom found except in connection with other, logaoedic, verses, it is better to treat them all under one general head.

http://azbyka.ru/otechnik/world/a-gramma...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010