696 ...дочерь, именемъ Олгу...– Ольга Романовна, дочь Романа Михайловича Брянского, супруга князя Владимира Васильковича; упоминается под 6782 (1274), 6795 (1287) и 6796 (1288) гг. 697 ...сына своего старйшего Михаила...– Михаил Романович, сын Романа Михайловича Брянского, внук Михаила Черниговского. 698 А король... по Соломон.– Краткое и написанное традиционно этикетным языком сообщение о смерти Даниила Романовича показывает, что писал это человек, не знавший лично Даниила Романовича, не знакомый с его яркой личностью,– и само сообщение, и похвалы написаны равнодушно и стереотипно. Вспомним, в каком приподнятом духе рассказывал о Данииле Романовиче летописец в первой половине Галицко-Волынской летописи, подчеркивая его выдающиеся качества князя, воина, полководца, дипломата. Похвала, высказанная в адрес Даниила Романовича здесь, показывает, что автор ее – человек из круга Владимира Васильковича, где ценились совсем другие качества. 701 ...великая княгин Василковая, именемь Олена.– Елена Юрьевна, дочь великого князя Юрия Всеволодовича, с 6734 (1226 г.) жена Василька Романовича. 702 ...на Болеслава...– Болеслав V Стыдливый (1226–1279), великий князь краковский, сын Лестька Белого. 703 ...воеваша около Скаришева и около Визълъж и Торжьку...– Скаришев, Визложа и Торжск – города в Польше. 706 ...от Грабовца.– Грабовец– город в Волынской земле, ныне с. Грабовец в Замойском воеводстве в Польше. 707 Ворота – горная теснина между Галицкой землей и Польшей, ныне в Замойском воеводстве в Польше. 709 ...в манастырь ко святому Данилью...– Данилов монастырь в Угровске; вероятно, основан Даниилом Романовичем. 711 Борза, Сурьпутий, Лсий, Свелкений – братья Тройдена Борза, Лесий, Свелкений и Сирпутий; трое из них были убиты Васильком Романовичем, как об этом сообщено в записи под 6782 (1274) г.; Сирпутий – см. под 6784 (1276) и 6786 (1278) гг. 718 ...Романа Дьбряньского... Глба... Смоленьского...– Роман Михайлович Брянский. Глеб Ростиславич – князь смоленский, сын Ростислава Мстиславича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

697. Без ошибок не проживешь. От людей строптивых иногда нужно и потерпеть 698. Сестры ничего не должны делать без благословения настоятельницы 699. Господь не ищет от человека подвигов сверх силы. Без вести пропавших должно поминать о здравии, пока не получите достоверное известие о кончине. Подозрительность есть следствие самолюбия и гордости 700. Гордых силен исцелить только Един Бог. Как игумении распорядиться собственными деньгами. Когда о нас говорят худое, это милость Божия 701. Гордые не сознают в себе этого порока 702. О пользе частаго Причащения для больных. Настоятельство – крест, и самовольно с него сходить не следует 703. Советоваться о духовном со всякой сестрой нельзя, только если старше и опытнее. Любить всех сестер надо, равно и всех бегать. В письмах старца Макария найдешь все, что полезно для души 704. За дурными помыслами следуют и дела дурныя. Утешение ищи в молитве 705. Смотри глубже духовными очами веры на Спасителя мира. Старайся предаваться воле Промысла Божия, который ведет каждаго своим спасительным путем. За ропот приноси покаяние и укоряй себя 706. Все переноси с покорностию воле Божией Господь за терпение подаст Свою милость 707. Признай, что скорбь терпишь за свои грехи, – и получишь покой душе. За раздражительность укоряй себя. Наказание полезно для души – научает смирению 708. Старайся не входить ни в какия дела, тогда будешь покойнее 709. Диавол вертит ссорящимися. Все доброе добывается трудом. При искушениях терпи и молись 710. Скорбь терпи с самоукорением и проси терпения у Господа 711. Благословение на больничное послушание 712. Учись во всем предаваться воле Божией. Терпение на всяком месте нужно 713. В Царствие Небесное ведет только один путь – узкий и прискорбный 714. Служи больной, как бы Самому Господу 715. Весь закон состоит в любви к Богу и ближнему 716. Живи не под страхом у других, а под страхом Божиим. Небесныя вечныя утешения приобретай тесною и прискорбною жизнию 717. Живи хорошенько – молись, смиряйся и терпи 718. Благословение на поступление в монастырь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

698 Уже в следующем году Савва, чувствуя, что времена изменились, удалился из ВадиМукеллик в Кутиллийскую пустыню и в пустыню Рува, которые находятся ближе к Мертвому морю. 699 В том же 474 году умершего императора Льва сменил его зять Зенон. Затем, в январе 475 года, на двенадцать месяцев власть захватил шурин Льва Василиск, обнародовавший Энциклику, анафематствующую Халкидон. 700 Противники Собора торжествовали. Тимофей Элур («Кот») вернулся в Александрию с тем, чтобы занять кафедру патриарха (он занимал ее до самой своей кончины в июле 477 года). 701 В Антиохии Петр Сукновал [Γναφες], введший в Трисвятое слова «Распныйся за ны», ставшие лозунгом монофизитской партии, в третий раз занял кафедру. 702 Именно он рукоположил в пресвитеры некоего Иоанна Руфа Самосатского, страстного противника Собора, изучавшего право в Бейруте. 703 Петр Ивериец еще до этого вернулся в Палестину (не в свою Майюмскую епархию, но в район Ашкелона); похоже, он совершал длительное путешествие, выступая в своих проповедях против Халкидона и способствуя усилению антихалкидонских настроений среди монахов, живших на побережье; 704 тогда же он постриг в монахи молодого юриста Феодора Аскадонского (Ашкелонского), учившегося в Бейруте вместе с Иоанном Руфом. 705 Геронтий все еще настоятельствовал на Елеонской горе, Маркиан находился в Вифлееме, а Роман в Элеутерополе. Даже на Джебель Мунтар жило двое монаховантихалкидонитов. Когда в 475 году умер Герасим и молодой Кириак перебрался из его монастыря в обитель святого Евфимия, 706 еще ничего не было сделано 707 для преобразования лавры в киновию, о котором говорил перед смертью преподобный. Анастасий, патриарх Антиохийский, принял «Энциклику» 708 и не осмелился признать «Антиэнциклику». Тем не менее, создается такое впечатление, что он сохранял общение с обеими сторонами. 709 Он умер 1 июля 478 года, ровно через девятнадцать лет после своего предшественника; 710 в сохранившихся на грузинеком языке халкидонитских календарях его имя указано под этой датой.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

699. De la structure de l " Eglise Contacts. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1958, 20, 22 – 23. И отдельно: Paris, 7 стр. 1959 год 700. Из истории спора Старого Рима с Новым. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1959, 29, с. 38 – 59. 701. Халкидонский собор и восточный папизм. Там же, 32, с. 255 – 268. 702. Рецензия на книгу «Чешки научник о Cbemocabckoj Kpмчuju». Весник Савеза Ужруженьа православног свештенства ) Jrocлabuje, 1959, 246. 1960 год 703. Спор Старог Рима са Новим. Посебно изданье Српске Akaдeмje Наука, кн. CCCXXXII. Београд, 1960, с. 68, и фототипия трактата о первенстве Константинопольского престола с критической схолией по Ленинградской рукописи II, 250, 7. 704. О неправде Карловацкого раскола. Разбор книги прот. М. Польского «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и за границей». Париж, 1960, 148 стр. 1961 год 705. О смысле 9-го и 17-го канонов Халкидонского Собора. Журнал Московской Патриархии, 1961, 2, с. 57 – 65. 706. Св. Мефодий как славянский законодатель. Там же, 12, с. 49 – 59. 707. Кто включил папистическую схолию в Православную Кормчую? Богословские труды, 1961, сб. 2, с. 5 – 51. 708. Святой Мефодий как славянский законодатель. Там же, с. 83 – 124, и фотокопия «Закона судного людем» по рукописи Иасафовской Кормчей, с. 125 – 141. 709. Резюме реферата ««Закон судный людем» как памятник византийского права», прочитанного 11 IX 1961 г. на Конгрессе византологов в Охриде. Resumes des communi- cations Конгресса, p. 109 – 110. 1963 год 710. Для кого, когда и где святой Мефодий составил «Закон судный людем». Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии, 1963, с. 49 – 58. 711. «Закон судный людем» краткой редакции. Приготовили к печати M. H. Тихомиров, Л. М. Мвлов под редакцией M. H. Тихомирова. Изд. Академии Наук СССР. Москва, 1961. (Рецензия.) Slovo, Zagreb, 1963, с. 203 – 212. 1964 год 712. «Закон судный людем» как памятник византийского права. Extrait des Actes du XII-e Congres Internationale des Etudes Byzantines, tome II, p. 525 – 529. И отдельно: Beograd, 1964. (На русском яз.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

6 . De unitate Ecclesiae («О единстве Церкви» 705 , CPL 41; PL 4,493–520; CSEL 3.1, 207–233; CCSL 3, 249–268). Этот важнейший экклезиологический трактат был написан в мае 251 г. по поводу двух церковных расколов того времени: во-первых, Новациана в Риме и, во-вторых, Фелициссима в Карфагене. Из 54-го Послания свт. Киприана (Ер. 54.4) известно, что он послал этот трактат Римским исповедникам, когда они все еще были на стороне Новациана против законно избранного Римского епископа Корнилия. Их примирение имело место не ранее конца 251 г. В трактате свт. Киприан рассматривает расколы и ереси как изобретение диавола (гл. 1–3) и отстаивает идею единства Церкви (Ecclesiae unitas, sacramentum unitatis, гл. 4–9). Далее он говорит о гибельных последствиях церковных расколов, о недействительности таинств, совершенных раскольниками (гл. 10–22); в конце он еще раз призывает всех верующих удаляться от общения с раскольниками и сохранять единство со своим епископом и пресвитерами (гл. 23–26). 4-я глава трактата сохранилась в двух версиях 706 , одна из которых содержит позднейшие добавления, касающиеся учения о примате ап. Петра. Относительно происхождения этих добавлений среди исследователей возникли длительные споры. Так, В. Гартель (W. Hartel), издатель текста этого трактата в серии CSEL (1868). Т. 3. Р. 207–233, отверг эти добавления как позднейшие интерполяции. Однако вскоре Ж . Шампан предложил иное решение 707 . Он установил, что разные варианты этой главы можно рассматривать не как позднейшие интерполяции текста, а как исправления, сделанные самим свт. Киприаном, который пересмотрел свой первоначальный текст и сделал к нему добавления. Эта точка зрения впоследствии была поддержана целым рядом исследователей –D. van den Eynde 708 , Ο. Perler 709 , M. Bévenot 710 и др., однако с той существенной разницей, что они перевернули порядок двух версий, так что версия с добавлениями стала считаться первой по времени написания, а версия без добавлений – окончательной, что представляется более вероятным 711 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

700. Деян. 9:15. 701. Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово (Цит. по: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней св. Димитрия Ростовского. Книга пятая. М, 1904. С. 8—13). 702. Ср.: Филарет (Дроздов), архимандрит. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. С. 20—21. 703. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 4, 14 (PG 94, 1156 А=Точное изложение православной веры. Творение св. Иоанна Дамаскина. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1894. С. 226). 704. Иоанн Дамаскин. Слово против порицающих святые иконы 3, 19 (Цит. по: Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1893. С. 102). 705. Об этом периоде см., в частности: Смолич И. К. Русское монашество 988— 1917. М, 1999. С. 257—279. 706. Тихон Задонский. Об истинном христианстве, кн. 2, ст. 3, гл. 2, §§ 313—316 (Цит. по: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 3. Изд. 5–е. М., 1889. С. 64—65). 707. Неизменяема. 708. Тихон Задонский. Об истинном христианстве, § 313—314 (Цит. по: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 3. Изд. 5–е. М., 1889. С. 64—65). 709. Там же, §313 (С. 65). 710. Там же, §314 (С. 65—68). 711. Там же, § 315 (С. 68—69). 712. Там же, §316 (С. 70—73). 713. Там же, §316 (С. 71—72). 714. Там же, §331 (С. 94). 715. Об истории издания «Добротолюбия» см.: Говорун С. Из истории «Доброто–любия». — Церковь и время 1(14), 2001. С. 262—295. 716. Об этом сочинении см.: Четвериков Сергий, протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Изд. 2–е. Париж, 1988. С. 149—170. 717. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, предисловие (Цит. по: Об умной или внутренней молитве. Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского. Пер. со славянского. Изд. 4–е Афонского русского Пантелеимонова монастыря. М., 1912. С. 5—6). 718. Там же, гл. 1 (С. 7).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

700 . Указатель актов, хранящихся в обителях Св. Горы Афонской. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1847. – 82 с., 2 л. карт. – Из: Журнал М-ва нар. просвещения. – 1847. – 7, 8. 701 . Четыре книги Маккавейские/Пер. с греч. подлинника, изд. в Москве в 1821 г. ... – Киев, 1873, – 198 с. разд. паг. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1871. Литература о жизни и деятельности 702 . Агафангел, архимандрит. Епископ Порфирий Успенский //Журнал Моск. Патриархии, 1975, 5. 703 . Бондырев М.П. Замечательная кончина епископа Порфирия (Успенского) . – М., 1904. – 4с. – Отд. отт. из: Душеполез. чтение. – 1904. – 4. 704 . Дмитриевский А.А. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу православия и в деле изучения христианского Востока: (По поводу столетия со дня его рождения). – СПб.: Тип. Киршбаума, 1906. – 124 с., 1 л. портр. – Из: Сообщ. Имп. Правосл. палест. о-ва. – 1905. -Т. 16. 705 . Дмитриевский А.А. Поминки преосвященного Порфирия Успенского и профессора Московской Духовной Академии Ивана Даниловича Мансветова : Кратий очерк учено-литературной деятельности их, читанный в заседании Церковно-археологического о-ва при Киевской Духовной Академии 13 янв. 1886 г. доцентом Академии Ал. Аф. Дмитриевским. – Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1886. – 61 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1886. 706 . Иннокентий Просвирник, архимандрит. Памяти епископа Порфирия//Богословские труды. Сб. 26. – М., 1985. 707 . Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего преосвященному епископу Порфирию, а ныне хранящегося в Императорской публичной библиотеке. – СПб., 1885. -VI, 179 с. – Извлеч из: Отчет Имп. публичной б-ки за 1883 г. 708 . Лебедев А. П. Преосвященный Порфирий Успенский : (По поводу столетия со дня его рождения, 1804–1904). – [Сергиев Посад]: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1904. – 23 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1904. – 9. 709 . Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского /Изд. Акад. наук, исполнен, под ред. П.В. Безобразова на завещ. Акад. епископом Порфирием средства. – СПб., 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

701 Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной сму­ты. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. – С. 454. 705 Митрополит Кирилл – последний арест/Султанбеков Б. Ф. История в ли­цах. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1997. – С. 53–70. 706 Стефан (Садо), иером. Российская Православная Миссия в Урмии (1898­1918)//Христианское чтение. – 1997. – 13 – С. 73–112. 707 Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники бла­гочестия Русской Православной Церкви XX столетия.– Тверь: Булат, 1995– Кн. 2.-С.497–498. 708 Журавский А В. Жизнь и деятельность митрополита Казанского и Свияж­ского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//Ежегодная богословская конфе­ренция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материа­лы 1997.– М.: ПСТБИ, 1997.– С. 203–212. 709 Журавский А. В. Гжатский период жизни Казанского митрополита Кирилла (Смирнова) и арест 1934 года//Ежегодная богословская конференция Право­славного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 1998. – М.: ПСТБИ, 1998. – С. 246–252. 710 Журавский А В. Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) как последова­тель митрополита Казанского Кирилла.//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1992–1996 – М.: ПСТБИ, 1996.– С. 356–363. 712 Васильева О. Ю. Жребий митрополита Сергия (от «Декларации» до «Памят­ной записки "http://Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1997 г.– М.: ПСТБИ, 1997. – С. 186. 713 Д. Поспеловский прямо говорит о митрополите Кирилле и епископе Афа­насии (Сахарове) как о «раскольниках», однако не снимает ответственности за усугубление «взаимного ожесточения» и с митрополита Сергия. – См. Поспелов­ский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. – М.: ББИ, 1996. – С. 268. 714 Несмотря на то, что митрополит Иоанн довольно критично отзывается о взглядах митрополита Кирилла, полагая их «одним из отголосков иосифлянского раскола», однако расколом эти взгляды не называет, считая более справедли­вым употребить термин «оппозиция "http://Иоанн (Снычев), митр. Стояние в вере: Очерки церковной смуты. – Спб.: Царское дело, 1995.– С. 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

702 Далее зачеркнут абзац, состоявший из одного предложения: Чтобы покончить историю деда, приведу два письма о его кончине и погребении. 706 24 сентября 1849 г. Гиляров женился на Вере Алексеевне Богдановой (ок. 1821–1904), дочери настоятеля московской церкви Флора и Лавра на Зацепе о. Алексея Ивановича Богданова (венчал тесть). 713 Дмитриев А. П. Н. П. Гиляров-Платонов и его газета: Из истории первой московской ежедневной газеты < " Современные известия» (публикация мемуарного очерка Н. Н. Гилярова «Краткая история газеты «Современные изв " " со вступ. ст. и коммент.)>//Коломенский альманах: Лит. ежегодник. Коломна: Изд-во журн. «Москва», 2009. Вып. 13. С. 353–382, ил. 714 Частично опубликованы в комментариях к последнему переизданию воспоминаний «Из пережитого» (см. примеч. 709). См. также публикацию двух глав в наст. изд., см. выше Главы о коломенской старине. 721 Анна Петровна Никитская. Замужем за священником Павлом Ивановичем Богословским (?–1863), настоятелем коломенской церкви Никиты Мученика с 1844 г. Скончалась не позднее 1854 г. 723 Судя по вышепроцитированному фрагменту главы XXIII мемуаров Гилярова (см. преамбулу к комментариям), на «классического журналиста» в Коломенской бурсе, помимо заботы о классном журнале, ложились и обязанности цензора. 724 Имеются в виду Коломенские духовные училища – двухлетнее приходское и четырехлетнее уездное. Они являлись подготовительной ступенью к получению среднего образования в семинарии с шестилетним курсом обучения. 725 Александр Иванович Невоструев (1806–1872), магистр МДА (1830), профессор Вифанской ДС (с 1830 г.), бакалавр МДА (с 1832 г.), был коломенским протоиереем, благочинным и ректором духовных училищ в 1834–1841 гг. Впоследствии служил законоучителем московского Александровского училища (с 1841 г.), был протоиереем московского Казанского собора (с 1848 г.). В мемуарах «Из пережитого» Гиляров дает ему довольно нелицеприятную характеристику, упрекая его в душевной грубости, полном безразличии к нравственному состоянию учащихся (см.: Из пережитого. 2009. Т. 1. С. 126–134, 137, 150, 154, 155, 215, 221).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

702 . Лосев А. Ф. Самое само. М. 1999. 703 . Неофит (Осипов), архим. Труды. 1: Мысли об имени//Начала. 1998. 1–4. 5–118. 704 . Переписка П. А. Флоренского, И. П. Щербова, Антония (Булатовича), М. А. Новоселова/Публ. игумена Андроника (Трубачева) , Половинкина С. М.//Начала. 1995. 1–4. 200–205. 705 . Письмо Д. Ф. Егорова к священнику Павлу Флоренскому [архив священника Павла Флоренского ]. 706 . Флоренский Павел , свящ. Имена. М. 1993. 319. 707 . Флоренский Павел , свящ. Памяти Владимира Францевича Эрна//Христианская мысль. 1917. 2(12). 69–74. 708 . Флоренский Павел , свящ. Переписка священника Павла Александровича Флоренского и Михаила Александровича. Новоселова с присоединением писем иеросхимонаха Германа Зосимовского , иеросхимонаха Антония (Булатовича), иеромонаха Пантелеймона (Успенского), В. М. Васнецова, Ф. Д. Самарина , Ф. К. Андреева, С. Н. Дурылина, И. П. Щербова/Общ. ред. Андроник (Трубачев) , игумен. Вступ. ст. Амвросий (Сивере А. фон), еп. катакомбной Истинно Православной Церкви, Никитина И. В., Половинкин С. М. Сост. Андроник (Трубачев) , игумен, Половинкин С. М. Подг., прим. Никитина И. В., Половинкин С. М. Томск 1998. 287. 709 . Флоренский Павел , свящ. Словесное служение. Молитва//БТ 1977. 17. 172–195. 710 . Флоренский Павел , свящ. Магичность слова. Имеславие как философская предпосылка. Об Имени Божием/Публ., подг. текста, комм. Бонецкой Н. К.//Studia Slavica Hungarica. 1988. 34. 25–80. [Первые публ. связанных с имяславием разделов труда «У водоразделов мысли». Последующие публ. данных текстов – в составе указ. труда, выходившего в свет дважды, в изд.: Флоренский П. А. Сочинения. 2. 1990, и в изд.: Флоренский Павел , свящ. Собр. соч. 10 .711). 3(1)]. 711 . Флоренский Павел , свящ. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1(1994) – 3(2) (2000). [Изд. продолжается отд. томами без нумерации]. 712 . Флоренский Павел , свящ. Философия культа//БТ 1977. 17. 195–246. в составе собр. соч. (см. 10 .711), в расшир. и дополн. виде, с предисл. игумена Андроника (Трубачева) и комм. М. 2004. 685.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010