ГЛАВА XXVIII. О ДЫХАНИИ 706 Дыхание тоже относится к числу психических процессов 707 . Главнейшим органом дыхания служат, ведь, мускулы, расширяющие грудную клетку 708 , а тяжелое и сопровождающееся стоном дыхание, бывающее при большой скорби, ясно обнаруживает душевную деятельность 709 . Затем, в нашей власти и то, чтобы, смотря по надобности, изменять дыхание. Так, когда у нас болит какой-либо из дыхательных органов или из действующих в связи с ними – как, например, диафрагма или печень, или селезенка, или желудок, тонкие кишки и ободочная кишка, – то мы дышим понемногу и учащенно: понемногу, чтобы еще сильнее не раздражить страдающий орган, а часто – для того, чтобы недостающее по силе 710 восполнить учащенностью. Ведь и в том случае, когда у нас болит нога, мы при походке понемногу вытягиваем ее, по той же самой причине, что и при дыхании. Итак, как процесс хождения, так и процесс дыхания зависит от души 711 . Но в то время, как, покоясь и не гуляя, мы можем жить очень долгое время, дыхание невозможно удержать даже на 110 часть часа, потому что находящаяся в нас теплота, будучи заглушена копотью, потухает, и мгновенно наступает смерть. Ведь, если кто-нибудь прикроет пламя в каком-либо сосуде, не имеющем отверстия, то оно может погаснуть, будучи подавлено дымом (копотью). В силу этой-то необходимости, даже тогда, когда мы спим, душа в этой области 712 функционирует нисколько не меньше, зная, что с прекращением (дыхания) на самое короткое время живое существо погибает. Таким образом, здесь опять с физическим сплетено психическое. Процесс ( ενργεια) дыхания происходит, ведь, через посредство артерии – органа физического и всегда движущегося, чтобы никогда не прекратилась функция его (дыхания), как и других артерий. На этом основании некоторые непонимающие считали дыхание (исключительно) физическим (процессом). Есть три причины дыхания: потребность, сила и органы. Потребность – двоякого рода: сохранение врожденной теплоты и питание 713 психической пневмы. Сохранение природной теплоты производится путем вдыхания и выдыхания: вдыхание охлаждает и умеренно возбуждает теплоту, а выдыхание удаляет копоть (т λι, γνυδες) сердца 714 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

Приложение 2. Архиеп. Феофан (Прокопович) Розыск исторический, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестие, так и христианстии, понтифексами или архиереями многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и арихиереи, и в каком разуме? 706 К правильному на первый предложенный вопрос ответу, нет нужды розыскивать, что имя сие Латинское ПОНТИФЕКС, по силе своей грамматической гласит? И понеже не однособственное есть, но от двоих имен сложенное, не надобе зде вопрошать, от коих имен сложено оное; о чем многии древнии и новейшыи авторы препираются, и вси почитай в недоумении остаются. Нужда толко протолковати, какой чин, и равно, или разностепенный был Римских ПОНТИФЕКСОВ; и кое их дело; Нума помпилий, вторый Король Римский, видя народ к сверепству паче, нежели к миролюбию, непрестанными при первом Короле Ромуле войнами приобыкшый, и желая лютость оную умягчить некиим божества страхом, ввел в Рим веру многобожия, и к богочтению уставил различные жертвы и обряды, или церемонии. А к действию оных определил священники, девы весталные, певчие, а верховнаго им правителя нарекл ПОНТИФЕКСА 707 . Уставил ли Нума многих ПОНТИФЕКСОВ одному подручных, неизвестно. И хотя прилежно о сем розыскивают филологи, однакож известия не получают. Се известно есть, что при прочиих потом Королях Римских четыре, и осмь были ПОНТИФЕКСЫ 708 . Но и еще большее их число обретается, как изрядно доводит Андрей Бозиус, не давный филолог 709 . Верховный же ПОНТИФЕКС, о котором речь нам есть, нарицался иногда просто ПОНТИФЕКС, иногда СУММУС ПОНТИФЕКС, то есть верховный, иногда МАКСИМУС ПОНТИФЕКС, то есть больший ПОНТИФЕКС, о чем часто у древних Римских авторов поминается. A писатели Гречестии нарицали великим Архиереем: яко тотже Бозий доводит с Греческих авторов, и с денег древних, Еллинское надписание имущых, Иулиа Кесаря, Августа, Тивериа, и прочых 710 . II. Дело великаго Архиереа сугубое было: СВЯЩЕННОДЕИСТВОВАТИ, и священники, також и мирския лица в делах духовных УПРАВЛЯТИ СО ВЛАСТИЮ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Современник и друг св. Василия и Григория Назианзина , св. Амфилохий 706 1 ), был родом из Каппадокии и родился в той же Кесарии, где и Василий 707 . Отец его, называвшийся также Амфилохием, был родной брат блж. Нонны, матери Богослова Григория 708 . «Он нашел, говорит св. Григорий, ключ разумения для всякой книги, смертным ли она писана или пренебесна, и некогда превосходил всех каппадокийцев красноречием и добросердечием. Он был счастлив, благороден, силен в слове, служил помощью для всех родных, благочестивых, благородных, ученых, и наставником в слове» 709 . Если же таким заботливым наставником был он для молодых родственников, в том числе и для племянника своего св. Григория 710 , понятно, какое образование дал он детям своим: им дано лучшее, блистательное образование того времени. Старший сын его, Евфимий, по окончании образования обручен был с прекрасною и богатою невестою и умер 711 ; дочь Феодосия осталась девственницею и воспитала знаменитую богатством и святостью Олимпиаду 712 . Молодой Амфилохий вступил в звание адвоката 713 . Одним из первых дел нового адвоката было защищение диакона Евфалия, которого, по происхождению его из податного состояния, хотели исключить из духовного звания. Св. Григорий просил Амфилохия начать новую службу добрым делом – защитить диакона Евфалия; иначе, писал он, этот потерпит самую печальную участь, один не воспользуется человеколюбием настоящего времени и тою честию, какую воздают цари священным лицам 714 . Эти слова св. Григория дают видеть и то, что Амфилохий принял на себя звание адвоката при имп. Иовиниане, около 364 г. Занятии адвоката нравились молодому Амфилохию: но они же ввели было его в беду и наделали ему много неприятностей. Один человек, будучи виновен в важном преступлении, умел представиться Амфилохию совершенно невинным и молодой адвокат с жаром защищал его. Первым следствием было то, что на адвоката посыпались самые невыгодные отзывы, а потом ожидала его ответственность пред законом. Св. Григорий в другом случае писал к Амфилохию: «мы не часто бывали вместе, но этому надлежало бы быть и по нашей дружбе, и по дружбе наших отцов» 715 . Теперь он просил за Амфилохия ипарха Софрония. «Скорее могу, писал он, ожидать чего-нибудь невероятного и необыкновенного, чем думать, что он для денег сделает или подумает неблагородное. Столько общий голос приписывает ему правоты и благоразумия, что это даже превышает возраст его.... Не дозволь же себе равнодушно смотреть, как мучат его клеветами 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Существенное отличие христианства от ветхозаветной религии не в том только, что оно закон буквы заменило законом духа и свободы, но и в том – главное, – что христианство , – и только оно, – сообщает человеку особые благодатный силы на пути его совершенствования, или что то же, в стремлении христианина приблизиться к Богу и войти с Ним в нераздельное единение. В той мере, в какой понятие благодати может быть приложено к ветхому завету, мы, как все богослужение, так и ветхозаветное священство, можем, конечно, назвать благодатными в том общем смысле, что они были делом непосредственной Божественной помощи человеку в его всегдашнем стремлении к Богу и единению с Ним. Но, в собственном смысле, благодать есть дар Божий, Божественная сила, действующая в одной только христианской Церкви в силу искупительных заслуг Христа Спасителя и Его прославления по человечеству 703 . Этою благодатию Божиею, иначе: дарованием Святого Духа верующим в день Пятидесятницы 704 , с тех пор всегда пребывающего в Церкви 705 и в верующих, как в своих храмах 706 , устрояется жизнь человека во Христе или наше спасение 707 . Частнее, человек в христианстве Божественною благодатию возрождается к новой жизни 708 , руководится благодатию на этом новом пути к единению с Богом 709 и, наконец, только благодатию Божиею достигает этого единения, становясь сыном Божиим 710 и членом единого Тела Христова 711 . Вообще дары Святого Духа многоразличны и действия Его многообразны, так что благодать есть главная действующая сила в освящении человека, сила возрождающая, укрепляющая и совершенствующая верующих, и «при том сила, действующая не совне, а внутри самого человека или во внутреннем единстве с его духовною природою, чем существенно она и отличается от других, вовне человека являющихся Божественных сил или действий, например, видимых сверхъестественных откровений или чудесных знамений 712 . Если, таким образом, жизнь в последовании Христу мы должны назвать благодатною в отличие ее от жизни подзаконного человечества, то это же самое мы можем сказать и относительно новозаветного священства. Предикат «благодатности» также должен быть приложен к нему, и этим именно признаком оно существенно отличается от священства ветхозаветного. Раскрывать подробно это положение значило бы говорить о замене подзаконного состояния человечества благодатною жизнию во Христе, что представляется излишним для нас, так как это положение несомненное. Иное мы должны сказать о благодати новозаветного священства, как таком особом даре, который присущ только лицам иерархическим, чем последние существенно отличаются и от самих христиан, не имеющих иерархического достоинства, но обладающих, согласно раскрытому раньше, благодатным даром общехристианского священства. Иными словами: мы хотим раскрыть ту мысль, что лицам иерархическим, кроме общехристианских благодатных даров, и в том числе дара духовного – священства, присуще особое благодатное начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Архиереи (в алфавите имен) Алексий, митр. Московский, свт. – см. ИУ. 697. Макарий (Веретенников) , архим. Вехи жизни Всероссийского митрополита Антония//АиО. 1999. 2(20). С. 185–187. Геннадий Новгородский (Гонзов), свт. – см. ИУ. Евфимий Новгородский, свт. – см. 1281. 698. Воробьев М. Н . Митрополит КИРИЛЛ и Владимирский Собор 1274 года//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 29–32. Стефан Пермский, свт. – см. 1301. Святитель Макарий Московский (XVI в.) 699. Воронин Ф. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, и его литературная деятельность//БТ. 1996. Сб. 32. С. 120–222. 700. Журинская М. А. Жизнь святителя: Повествование о митрополите Макарии//АиО. 2000. 4(26). С. 339–341. Рец. на кн.: Бобринский Н. Н. Летопись жития Макария, митрополита Всероссийского: Ист. повествование//Роман-газета, XXI век. 2000. 1. С. 8–69. 701. Макарий (Веретенников) , архим. Первосвятительская деятельность Макария, митрополита Московского и всея Руси (f 1563)/Свящ. П. Веретенников//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 213–246. 702. Макарий (Веретенников) , архим. Новые материалы о Всероссийском митрополите Макарии//ЦиВр. 1992. 3. С. 72–76. 703. Макарий (Веретенников) , архим. Из жизни митрополита Московского и всея Руси Макария//АиО. 1995. 4(7). С. 109–119. 704. Макарий (Веретенников) , архим. Митрополит Макарий и его святые современники//АиО. 1996. 4(11). С. 158–172. 705. Макарий (Веретенников) , архим. Можайский период Всероссийского митрополита Макария//АиО. 1997. 3(14). С. 173–182. 706. Макарий (Веретенников) , архим. Заметки о митрополите Макарии//АиО. 1999. 1(19). С. 193–201. 707. Макарий (Веретенников) , архим. Духовные грамоты, подписанные свт. Макарием//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 93–100. 708. Макарий (Веретенников) , архим. Новый автограф свт. Макария//АиО. 1999. 3(21). С. 243–246. 709. Макарий (Веретенников) , архим. Последние годы архиерейства свт. Макария в Великом Новгороде//АиО. 2000. 2(24). С. 160–171. 710. Макарий (Веретенников) , архим. Важнейшие вехи жизни свт. Макария//АиО. 2000. 4(26). С. 151–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М О превосходстве христианской веры пред магометанской , 732. Обличение ереси Македония , 389, примеч. Объяснение пророчества Иакова о временном пришествии Мессии , 281. Примеры благотворности милостыни за умерших, 680. У Бога соединены милость и правосудие, 120. Бог создал мир из ничего, 149. Побуждение к творению мира , 148. О сотворении мира, 150, 151. Чему поучает догмат о сотворении мира ? 157. Существование церкви до конца мира , 441. Обновление мира , 681. Нет в мире случая, 188. Действие Св. Духа в мире , 403. Необходимость крещения младенцев, 489. Загробное состояние душ младенцев некрещеных и крещеных, 699. Молитва Иоанна Златоустог о перед чтением Слова Божия, 31. Как святые могут слышать наши молитвы? 453. Не суетны ли наши молитвы за умерших, 670, 674. Благотворность молитв за умерших, 676, 679. В основании молитв за умерших лежит любовь христианская, 674. О молитвенном призывании святых, 449, 450, 451. Следует ли молиться за умерших? 675, примеч. Можно ли молиться за инославных христиан? 681. Обличение ереси монофизитов , 266, примеч. Мощи святых, 462. Основания почитания мощей , 463, примеч. Святоотеческие изречения о почитании мощей , 464. Примеры благоговейного почитания мощей, 467. Чудотворения от мощей , 468. В чем будут состоять мучения грешников? 701. Будут ли вечные мучения , 706. Степени мучений , 705. Учение церкви о вечности мучений , 708. Опровержение возражений против вечных мучений , 709, прим. Полных мучений не будет до всеобщего суда, 668. Св. мученики учителя веры в жизнь вечную, 692. Промысл Божий сохраняет свв. мучеников в их страданиях, 196. Учение о мытарствах , 664 – 646. Св. миро , 505. Миропомазание должно быть совершено тотчас после крещения, 508. Понятие о таинстве миропомазания , 499, 510. Видимая сторона таинства миропомазания, 502, 505, прим. Святоотеческие свидетельства о Божественности происхождения таинства миропомазания, 505. Какая благодать Св. Духа сообщается в таинстве миропомазания ; 507. Разбор учения беспоповцев о таинстве миропомазания , 507, прим. О происхождении внешней стороны таинства миропомазания , 502, прим. Неслитность крещения и миропомазания, как таинства, 510. Отступление римско-католической церкви в совершении таинства миропомазания , 510, примеч. О миропомазании против иномыслящих, 510, прим.   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

V. Любовь и дружба 79 (137). Геркулиану 705 Гомер говорил, что Одиссей вынес из своих скитаний ту пользу, что повидал множество людей и понял их ум 706 . При этом те, у кого он отдавал якорь, людьми приветливыми отнюдь не были – лестригоны 707 да циклопы 708 . Представь же, в каких прекрасных стихах воспел бы Гомер те места, в которых мы с тобой побывали: места, которые позволили бы нам убедиться в существовании того, в рассказы о чем мы не верили. Да, мы видели собственными глазами и слушали собственными ушами ту, которая с полным на то правом является водительницей в деле совершения таинств 709 философии. Объединенные любовью к одному и тому же входят в человеческое общение друг с другом; что же до нас, то поскольку мы объединены опытом жизни, согласной с умом (а ум есть лучшее в нас) 710 , то и божеские законы и человеческие требуют, чтобы мы почитали друг друга. Что до меня, то после личного с тобой общения я, несмотря на то, что глаза не находят тебя, чувствую тебя рядом – память готовит эйдос 711 , любовь делает его присутствующим, с удивительной нежностью звучит во мне эхо твоих святых слов 712 . Ты несправедлив, если не живешь сам того же; если же с тобой так же, это не что-то великое, – ты просто платишь долги любви. Когда я взираю на наше общение в философии, на саму философию, изучение которой заставляло нас обоих не единожды склонять чело, то на мысль мне приходит, что к воле Бога следует возвести нашу встречу. Ибо я не допускаю меньшей, нежели божественная, причины для объяснения того, что [сейчас] делает Синезий. Синезий этот для людей человек ведь сокрытый: имея многие связи, он всегда ограничивает их сферой житейского, считая философию неизреченнейшим из неизреченнейшего 713 . И вдруг этот вот человек оказывается доступным для общения имуществ и для общения душ – притом для человека, с которым имел прежде лишь короткие разговоры. Но раз уж нашелся человек, которому я раскрыл то, что прежде таил в себе, позабыв искусство Протея 714 (а что иное оно могло бы собой представлять, если не умение общаться с людьми политически, [будучи богом, –] не божески), и случилось это не согласно моему замыслу и намерению, но пришло само собой и внезапно, – я заключаю к тому, что вершителем этого события был Бог, которого нам следует молить довести до благого конца то, что благодаря Ему было начато. Да позволит Он нам философствовать вместе 715 , если же нет, то хотя бы вообще философствовать. Что до меня, то мое желание излить в письме к тебе все те мысли о положении, толкованием которого мы занимались, что легли мне на сердце, граничит со страданием, и, однако, я не стану этого делать. Ибо воля Бога, возможно, состоит в том, чтобы собрать тебя, меня и многих других лучших мужей для рассмотрения этого положения вместе 716 . Кроме того, я не считаю хорошим делом доверять такие мысли письмам, ибо письмо неспособно молчать, но – следуя своей природе – болтает с каждым встречным 717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Ka'бa серьезно пострадала несколькими днями позже. Осень была холодная, люди в мечети грелись у костров, и в субботу 3 (точнее – 4) paбu' 1/31 октября 683 г. от случайной искры загорелись легкие постройки, в которых использовалось много сухих пальмовых листьев, сильный ветер раздул пламя и перебросил его на покров Ka'бы, а от него занялись деревянные прослойки стен, отчего часть их разрушилась. Называли разных виновников пожара, не связывая его с обстрелом зажигательными снарядами 704 . Это печальное для ислама событие не повлияло на ситуацию вокруг мечети: безрезультатное противостояние продолжалось еще почти месяц. Судьба Халифата решалась в это время в другом месте. 14 paбu' 1/10 ноября 683 г. в Хувварине пьяный Йазид во время охоты упал с лошади и разбился 705 . Умирая, он успел назначить преемником своего старшего сына My'abuю. Этот выбор был сделан Йазидом примерно год назад, когда он после сильного печеночного приступа, опасаясь за будущее, призвал своего двоюродного брата, вождя калбитов Хассана б. Малика б. Бахдала, и принял от него и ближайшего окружения присягу My'abuu как наследнику 706 . Его выбор не был удачным. My'abuйa ни духом, ни телом не был пригоден для руководства государством. Болезненность направляла его мысли в сторону смерти, современники характеризовали его как «благочестивого юношу, много думающего о потустороннем» 707 . Не желая осквернять себя делами бренного мира, он поручил их Хассану б. Малику и оставил в провинциях прежних наместников 708 . Хассан б. Малик был авторитетен в Палестине и Сирии, но ничего не значил за их пределами. Халифат оказался обезглавленным, и это сразу дало себя знать. Весть о смерти Йазида пришла в Мекку через 16 дней, 1 paбu' П/27 ноября; Абдаллах б. аз-Зубайр сразу перестал быть мятежником, поскольку новому халифу он присяги не приносил. Не присягнул ему и ал-Хусайн б. Нумайр. Он вступил в переговоры с Ибн аз-Зубайром и даже предложил присягнуть ему, если он поедет с ним в Сирию и там объявит себя халифом. Ибн аз-Зубайр отказался покинуть надежную Мекку и сменить ее на Сирию, где был бы чужаком. Кроме того, ал-Хусайн б. Нумайр, участник избиения мединцев, был неприемлем для него как союзник 709 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Григорий повторяет уже знакомый нам ответ 706 : Бог Своею мудрой и всесильной волей сразу основал все, что конституирует материю 707 , т.е. отдельные качества: легкое, тяжелое, густое, жидкое, мягкое, твердое, влажное, сухое, холодное, горячее, цвет, форму, вид, объем (τ διστημα), но только как мысли (ννοιαι) и голые понятия (ψιλ νοματα) 708 . Ни одно из этих качеств само по себе не является материей, материя возникает от их слияния 709 . Всеведущий и всемогущий Бог, таким образом, сотворил небо и землю в их основе: ν κεφαλα (что Григорий заимствует из перевода Быт. 1:1 ) 710 или ν ρχ (O») 711 . «Небо и землю» Григорий понимает как границы (τ σχατα 712 ) видимого мира, содержащие все созданное «совокупно» 713 и «всецело» 714 , «мгновенно и неразрывно» 715 . Как не имеющая размера точка – начало (ρχ 716 ) луча, а неделимый атом – начало тела, так и «мгновение – начало временного протяжения» 717 . Об этом начале или этой совокупности как принципе всей твари Моисей говорит в начале своей книги как о «небе и земле». Изначальная совокупность творения содержит, однако, лишь начало или причины всех вещей, вещи как возможности 718 , как их одновременно видят Божии сила и мудрость до их возникновения (см. Дан. 13:42 ) 719 . Для их приведения в бытие (τελεωσις 720 ) необходима последовательность «в известном порядке» 721 . Именно ее описывает Моисей далее: отдельные Божии творческие слова (φων 722 ) выражают отдельные вещи, созданные в соответствии с определенным порядком. Выделение огня Прежде, чем явились (δειχθναι) отдельные части вселенной 723 , все было словно покрыто тьмой (см. Быт. 1:2 ). Жар огня, скрытый в частицах материи 724 , еще не проявился, хотя и присутствовал в них. Все стихии были срастворены, и рассеянный повсюду «огонь оставался потемненный, омрачаемый преизбытком вещества» 725 . Однако вскоре огонь выделился, благодаря проникающему и подвижному характеру его силы 726 . Так возник свет. Моисей повествует, что Бог создал свет Своим словом (λγος 727 ), «рече и быша», однако этим лишь обозначено, что этот процесс проходил в соответствии с изволением Божьей премудрости. Для Григория действия Божии «словесны» – разумны и упорядочены 728 , в них нет ничего случайного или спонтанного. В каждой созданной вещи содержится «премудрый и художнический логос» 729 , в Писании именуемый словом. Закономерные процессы в природе 730 , такие как выделение света из темноты, богодухновенный писатель приписывает Самому Богу, поскольку Божьей премудрости известны заранее все предметы. Григорий видит эту картину так: рассеянная стихия света «стеклась к сродному» 731 , пока вся не «собралась вокруг себя» 732 , оставляя прочее вещество в тени.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Под «судией неправедным» в Евангелии образно понимается наше разумение, вследствие преступления [заповеди] изначала произведшее неправедный суд 706 , поскольку оно не приняло заповеди Творца, а ухватилось за совет губителя. Поэтому оно и предпочло скорее быть и стать перстным, чем божественным. «Градом» его является чувство или зримый мир: связанное с ним и неразумно зиждимое на [чувственных вещах] наше разумение променяло жизнь в отчизне на обитание в чужих краях 707 , не боясь Бога и не почитая Его, ради нас ставшего человеком. Не боялось оно по неразумию, а не почитало – по самоуверенности, ибо неразумие не предвидит величия [Божественных] приговоров, а самоуверенность не допускает [возможности] испытания, которого Благость [Божия], ожидая обращения [человека], до поры до времени не попускает. И по своей строптивости попав в ловушку этих [пороков, наше разумение] без необходимости злоупотребляет честью, дарованной Творцом для осуществления должного, то есть свободой воли. И потому, оно вынесло решение, будто являемое [чувствам] предпочтительнее умопостигаемого [блага] – что не было законным 708 . Докучающая же вдова есть разумная душа, лишившаяся разума, сеющего благие по природе [семена] для плодоношения священных и благочестивых дел. Этот разум одолевается всецелой любовью и расположением к вдове, но не пребывает [долго в подобном расположении] вследствие [своего] тяготения и добровольной склонности к земному. Истцом же ее, то есть души, является материальное побуждение и помышление жалкой плоти, которое тщится осквернить прекрасное. [Истцами также являются] нечистые бесы, помрачающие светлое, когда они, через наслаждение покоряя нас, ужасным образом напускают на нас позор и страсти нечестия. Вследствие них естество [человеческое] и было осуждено на смерть, поскольку оно не удержало [в себе] подлинной радости данной ему изначала жизни. Докучания [вдовы] суть угрызения и позывы совести, побуждающие [нас к действию]. Им, исходящим из души, обычно подчиняется, хотя и медленно, жесткость [нашего] разумения; хотя и неуступчивая по отношению к прекрасному, по причине своего долгого навыка [в пороке], она не выносит скрывающегося в глубине [души] и как бы постоянно истязающего и тревожащего [наше разумение] мучения. [И угрызения совести не прекращаются] до тех пор, пока не будут попраны, через воздержание и добровольное умерщвление плотских членов, попирающие душу страсти. Тогда, благодаря благочестию и совершенной ревности о лучшем, [наше разумение] приводится к родству с Самим Словом. И с этими [угрызениями совести], действующими естественным образом, отождествляет принадлежащее Ему Самому и Отцу 709 Бог, превышающий сущность и естество, Господь наш Иисус Христос – ибо [Писание] гласит: Бог ли не защитит ( Лк. 18:7 ) вас – ради меня воплотившийся и через меня губящий губителя естества [человеческого].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010