680. Беседа в праздник св. мучеников, об апостоле Петре и пророке Илие. 1865. I. 220. 681. Слово первое по случаю перенесения св. мощей в церковь апостола Фомы. 1865. I. 242. 682. Слово второе, по тому же случаю. 1865. I. 251. 683. Слово по случаю землетрясения. 1865. I. 262. 684. Слово огласительное, первое, к готовящимся ко крещению. 1865. II. 269. 685. Слово огласительное, второе, к готовящимся ко крещению. 1865. II. 287. 686. Слово к новокрещенным. 1865. II. 309. 687. Слово в похвалу Диодору, епископу тарсийскому. 1865. II. 316. 688. Беседа о проклятии. 1865. II. 321. 689. Слово против называвших себя чистыми. 1865. II. 333. 690. Слово против зрелищ. 1865. II. 338. 691. Беседа в присутствии Готфов. 1855. II. 350. 692. Слово против живших вместе с девственницами. 1865. II. 372. 693. Слово против девственниц, живших вместе с мужчинами. 1865. II. 416. 694. Слово по случаю бегства консула Евтропия. 1865. II. 457. 695. Беседа по тому же случаю. 1865. II. 467. 696. Беседа по случаю ссылки Сатурнина и Аврелиана. 1865. II. 506. 697. Слово по возвращении св. Иоанна Златоустог о из Азии в Константинополь. 1865. II. 516. 698. Слово по случаю возвращения епископа Севериана. 1865. II. 524. 699. Слово первое пред отправлением св. Иоанна Златоуста в ссылку. 1865. II. 528. 700. Слово второе, по тому же случаю. 1865. II. 537. 701. Слово первое, по возвращении из первой ссылки. 1865. II. 541. 702. Слово второе по тому же случаю. 1865. II. 545. 703. III. Письма к разным лицам. 1866. I. 3176. II. 177320. IV. Отрывки из бесед. 704. Умная и степенная жена есть для мужа лучшая наставница в добродетели. 1829. XXXVI. 178. 705. Как мужья должны исправлять своих жен. 1829. XXXVI. 178. 706. Второй брак иногда бывает соединен со многими неприятностями. 1829. XXXVI. 184. 707. Смерть детей должно переносить с благодушием. 1825. XX. 74. 708. Нет человека, который бы жил без печали. 1825. XX. 80. 709. Мысли, а не бедствия возмущают жизнь нашу. 1825. XX. 186. 710. Не богатство причиною нашего удовольствия, и не бедность – печали, но мысли наши. 1825. XX. 191.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

681 Expositio orationis dominicae и Liber asceticus (см. прим. 12 и Дунаев 2004, 1570, 1575 (Дунаев не указывает авторство переводов)). 684 Из письма И.В. Киреевского к иеромонаху Макарию от 13 ноября 1854 г.//Киреевский И.В. Разум на пути к истине: Философские статьи, публицистика, письма. Переписка с преподобным Макарием (Ивановым) , старцем Оптиной пустыни. Дневники/Сост. Н. Лазарева. М., 2002. С. 388. 698 направляемъ на добро: окормляем (BMN 40; 182; 1853). Ср. у А. И. Си дорова: ведомый (1993. Т. 1. С. 75). 706 CSSG 40. P. 20. Упоминаются переводы на: французский (1), немец кий (4), английский (1), итальянский (3), новогреческий (1), шведский (1), румынский (1), русский (1, а надо 3), польский (1), сербскохорватский (1). 707 См.: «Корпаю 3 т. Доброт. – Скоро, кажется, кончу. Я было хотел особою книгою св. Максима Исповедника выпустить, но раздумал… Его то и перевожу. В Добротолюбии – из него – 4 сотни о любви… 2 сот. о богословии, – 5 сот о добродет. и пороках… и толкование молитвы Господней, – 1100 изречений или глав... Есть премудрые... Но есть непонятные... Тут по неволе поднимаешься на хитрости. – Как кончу его, так и томик составится, опять толстенький» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника : Собр. писем. Изд. Свято Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. VII. С. 195. Письмо 1176. От 30 октября 1886 г.). 708 CSSG 40. P. XVII. Примеч. 9 (список лемм). Примеры «иже во святых отца нашего Максима», «иже преподобного отца нашего Максима». 709 Сокольский А. И. Епископ Феофан как толковник посланий св. апостола Павла: Курс. соч. студента XXXVIII выпуска. КазДА, 1896. – 157 с. С. 105. 728 Вишняк М. Эсхатология святителя Феофана Затворника (на материале толкования 1-го и 2-го Посланий святого апостола Павла к Солунянам)//Феофановские чтения: Сб. науч. ст./Под ред. В. В. Кашириной. Рязань, 2012. Вып. V. С. 248. 734 Любопытно, что при толковании данного Павлова «противоречия» свт. Фотий, цитируемый Экумением, а также блж. Феофилакт Болгарский также «удваивают» понятие всыновления, различая два сыноположения – в Крещении и по воскресении [ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΟΣ ΕΠΙΣΚΟΠΟΣ ΤΡΙΚΚΗ. ΠΑΥΛΟΥ ΕΠΙΣΤΟΛΗ ΠΡΟΣ ΡΩΜΑΙΟΥΣ//PG 118:484; Феофилакт Болгарский , блж. Толкование на Послание к Римлянам//Указ. соч. Т. 2. С. 102. PG 124:448]. Таким образом, специфика толкования свт. Феофана Затворника заключается в том, что «удвоение» апостольских понятий о воскресении он проводит последовательно, а также наполняет их оригинальным содержанием через соотнесение с остальными элементами своей антропологической системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

682. Ср. выше, стр. 184 и д. 683. Паломн. §28. 684. Лаодик. Соб. Пр. 50. Ср. свидетельство Сократа — начало. 685. Kellner H. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer heschichtlichen Entwicklung. Freib. in B. 1901, S. 62. 686. Амвросий. Об Илии и посте. 687. Василий Великий Сл. 1 о посте. 688. Иоанн Златоуст. на Быт. бес. 11. 689. Последнее (вкушение молока в воскресные дни поста (допускалось армянами в VII b. По свидетельству 56 Трульского Собора и издавна допускается Римской церковью. 690. Зародыш такого взгляда был уже и в III b. См. выше, стр. 114–115. 691. Лаодик. Соб. Пр. 49. 692. См. выше, стр. 240. 693. См. ниже, 49 гл. Тип. ср. 1 нед. поста. (Смирнов-Платонов Г.) О литургии Преждеосвященных даров. М. 1850, стр. 31 и д. 694. Паломн. § 27. 695. Там же. Ср. выше, стр. 148: «Субботнее бдение по Кассиану». 696. Там же. Но причина этого указывается паломницей неясно. 697. Там же. 698. Лаод. Соб. Пр. 51. 699. Паломн. § 27. 700. Там же. 701. Апостольские Постановления VIII, 33. 702. Siricius papa († 386 г.) Epist. 1 ad Himerium. 703. См. выше, стр. 115–116. 704. См. выше, стр. 242. 705. Паломн. § 45, 46. 706. Николя М. Апостольский символ, пер. Подгурсуого Ю. Труды Киев. Дух. Ак. 1908, 3, 385 и д. 707. «В псалме скорбные воздыхания молящегося сменяются бодрящим внутренним голосом. «Призри на меня и помилуй меня (ст. 16)! Укажи мне, Господи, руки Твои (— 4); направь меня на истину Твою и научи меня (— 5). Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (— 7)!» — Так в скорби взывает кающийся грешник. и в ответ слышит утешительные и вместе назидательные слова благодати: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (— 8). Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (— 10);. Диаковский Е. Из истории богослужения. Чин Тритекти. Киев. 1908, стр. 23. 708. Анкир. Соб. Пр. 8. 709. Григорий Нисский. Письмо канон. к Летою. 710. Диаковский, Чин тритекти, 14. 711. Иоанн Златоуст. Бес. 52, О постящихся в Пасху.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

690 Каптерев Н.Ф. Сношения. Т. 1. С. 46–57, 72–73; Ченцова В.Г. Икона Иверской Богоматери. С. 112, 113, 133, 139. 696 Каптерев Н.Ф. Господство греков. С.201–207; Померанцев И. Избрание иерусалимских патриархов. С. 209–232; Муравьев А.Н. История. Т. 2. С. 273, 300, 318, 328; Максим Симский. С. 81, 84–85; Неофит Кипрский . Двадцатилетие. С. 152. 699 Павел Алеппский. Т. 5. С. 173, 152; Григорович-Барский В. 1800. С. 333; Михаил Брейк. С. 446. 706 СИППО. 1909. С. 126, 128; Березин И.Н. Христиане в Месопотамии и Сирии. С. 25; СИППО. 1897. С. 630–635. 709 СИППО. 1909. С. 124, 127; см. также Березин И.Н. Христиане в Месопотамии и Сирии. С. 25; СИППО. 1897. С. 630–635. 713 ИВИ РАН, рукоп. В 1227. Л. 34–34 об, 129. См. также документ об избрании первого униатского антиохийского патриарха: Аль-‘Арифа би интихаб Кириллус Танас. С. 124–125. 723 Происхождение архиереев Антиохийской церкви (цифра в скобках обозначает количество патриархов в той или иной группе архиереев). Период (годы) Мегаполисы Средние города Деревни Греческие земли 1550–1600 1600–1652 1652–1700 1700–1800 По материалам: Михаил Брейк; БЦЛ; Павел Алеппский; Walbiner C. Die Bischofs-und Metropolitensi/ze...; Walbiner C. Die Bischofs-und Metropolitensizze... 1665–1724; и др. 726 Walbiner C. Die Bischofs-und Metropolitensitze. P. 99–152; Walbiner C. Bishopics and Bishops. P. 128, 133. 728 РГАДА. Ф. 1608 129. Л. 3; Морозов Д.А. С. 88. В тексте документ датируется 1584 г., однако впоследствии Д.А. Морозов пересмотрел эту датировку: Морозов Д.А. Цифровые системы в арабо-христианских и греческих рукописях IX–XVII вв./Палеография и колдикология: 300 лет после Монфокона: Материалы международной научной конференции. Москва 14–16 мая 2008 г. М. 2008. С. 116. 729 Walbiner С. Die Bischofs-und Metropolitensitze. P. 123. Известен и внук этого митрополита писец Джибраил, живший в 1640-х гг. и не забывавший в своем родословии указывать, кем был его дед (Рукоп. Дамаск. 206). 730 Помимо предыдущих сносок см. Рукоп. Хомс. 38; Walbiner С. Die Bischofs-und Metropolitensitze. P. 124; Шарун К. Кара. С. 330; Рукоп. Востфака. С. 474.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

690 Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. С. 64. 691 Чекалова А.А., Даркевич В.П. Культура Византии IV–XII вв. Быт и нравы. Прикладное искусство. М., 2010. 692 Савва Н. Московские цари и Византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти Московских государей. С. 90. 693 Беляев Д.Ф. Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. В 2 книгах. Книга 2. СПб., 1893. С. 37, 41, 43. 697 Савва Н. Московские цари и Византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти Московских государей. С. 168, 169. 698 Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV века. С. 89. 700 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. С. 558, 559. 701 Савва Н. Московские цари и Византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти Московских государей. С. 74. 702 Иоанн, иеромонах. Обрядник Византийского двора (Decerimoniisaulae Byzantinae) как церковно-археологический источник. М., 1895. С. 91. 704 Андреева Л.А. Сакрализация власти в истории христианской цивилизации. Латинский Запад и православный Восток. С. 163, 164. 706 Савва Н. Московские цари и Византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти Московских государей. С. 78. 708 Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Кн. 6. Гл. 2. С. 198. 709 Лебедев А.П. Церковно-исторические повествования из давних времен христианской Церкви. СПб., 2004. С. 62, 63. 712 Савва Н. Московские цари и Византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти Московских государей. С. 74–77. 716 Савва Н. Московские цари и Византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти Московских государей. С. 64. 718 Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV века. С. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

694. Славьте Господа; призывайте имя Его… Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда (Пс. 104. 1–4). 695. Бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12. 45). 696. Мф. 13. 25. 697. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11. 23). 698. Для невежд она очень сурова, и неразумный не останется с нею: она будет на нем как тяжелый камень испытания, и он не замедлит сбросить ее. Послушай, сын мой, и прими мнение мое, и не отвергни совета моего. Наложи на ноги твои путы ее и на шею твою цепь ее. Предоставь ей плечо твое, и носи ее и не тяготись узами ее. Приблизься к ней всею душою твоею, и всею силою твоею соблюдай пути ее. Исследуй и ищи, и она будет познана тобою, и, сделавшись обладателем ее, не покидай ее; ибо наконец ты найдешь в ней упокоение, и она обратится в радость тебе. Путы ее будут тебе крепкою защитою, и цепи ее — славным одеянием (Сир. 6. 21–30). 699. Написано вследствие желания проводить среди мира внимательную жизнь для некоторого благочестивого мирского лица. 700. Добротолюбие. Ч. 2, главы преподобного Филофея Синайского. 701. Исаак Сирский. Слово 71. 702. Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим 2. 8). 703. Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом (Быт. 39. 9). 704. Патерик Скитский 705. Мк. 10. 48. 706. Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие (Пс. 49. 23). 707. Бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 24. 42; Мк. 13. 33). 708. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр. 13. 13). 709. Ибо не имею здесь постоянного града, но ищу будущего (Ср.: Евр. 13. 14). 710. Преподобный Исихий. Добротолюбие. Ч. 2, гл. 4. Согласно сему рассуждают и прочие святые Отцы. 711. …по истине и миролюбно судите У ворот ваших… и ложной клятвы не любите… говорит Господь (Зах. 8. 16–17). 712. По обычаю древних, цари и прочие начальники производили суд лично и для такового суда избирали место при вратах города. Пример этого можно видеть в житии святого великомученика Георгия. Четьи-Минеи, 23 апреля.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

694 Иоанн Милостивый (ум. в 617 г.) – патриарх Александрийский. Известен своим милосердием. Став патриархом Александрии, он роздал все свое имущество нищим. 695 Григорий – речь идет о Григории I Великом, римском папе (540–604). Приложил много усилий, чтобы подчинить папской власти Англию, лангобардов и вестготов. Григорий I боролся с константинопольским патриархом за первенствующее положение в христианской церкви. Его богословские сочинения широко использовались средневековым духовенством. Григорий I участвовал в создании свода церковных песнопений, получивших название Григорианского хорала. Житие его было написано в IX в. римским диаконом Иоанном. Имеется армянский перевод, сделанный Нерсесом Ламбронаци. 699 Поль – ученик Антона Пустынника. Согласно житию, Антон принял его в свой скит, удостоверившись в долготерпении и готовности его вести суровую аскетическую жизнь отшельника (см.: М. Авгерян. Полное собрание житий и мученичеств святых, т. IX. Венеция, 1813, с. 246–252). 701 Нил – ученик Иоанна Златоуста . Был префектом Константинополя. Отказавшись от мира, удалился в один из монастырей на Синае. Умер в 450 г. Известны его трактаты, письма и сочинения «Об избиении иноков и плене св. Феодулы». Житие его нашло место также в армянских прологах (см.: М. Авгерян. Указ. соч., т. IX, с. 279–287). 702 Онуфрий (ум. около 400 г.) – «Отец церкви». 60 лет жил отшельником в Фивандской пустыни. Его житие распространено среди христианских народов. Автором является св. Пафнутий, написавший его в IV-V вв. В древности оно было переведено также на армянский язык (см.: М. Агверян. Указ. соч., т. III, с. 443–459). 706 Ездра – согласно Библии, вывел оставшихся евреев из Вавилонии в Палестину. Ему приписывается перевод Моисеевых книг на народный сирохалдейский, или арамейский язык, а также учреждение «великой синагоги». Ездра считается автором двух книг Паралипоменон. 708 Нисан – первый месяц еврейского календаря, начинается с конца марта и кончается приблизительно 20-го апреля. 709 Праздник Лазаря, или Лазарева суббота, – празднуется перед Вербным Воскресением, связан с воскресением Лазаря, брата Марфы и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

694 Св. Иоанн Златоуст . Омилия 1, 2 на Послание к Римлянам (60, 397). Ср. Омилия 14, 2 на Евангелие от Иоанна (59, 93): «Всех сделал святыми, почему и сказано: по Духу святыни (Духу Святому), а затем и по (святости) жизни». 702 Ср. Л. Филлипидис. πρτη πρς Τιμθεον ποιμαντικ πιστολ, стр. 11. Также Г. Конидарис. Ναι ρευναι πρς Λσιν τν προβλημτων τν πηγν το κκλησιαστικο πολιτεματος το ρχαικο Χριστιανισμο, т 1, 1, в ΕΕΘΣΑ, 1954–55, стр. 239 и 243. 704 Как замечают Г. Конидарис и митр. Иоанн (Зизиулас), в Послании к Титу (1, 5) выражение να καταστσης («чтобы поставил», глаг. καθιστναι ­ поставлять) должно содержать в себе или предполагать акт хиротонии (выбора и рукоположения). 705 И во 2 Послании к Тимофею апостол о том же говорит Тимофею – епископу, ещё точнее определяя, что епископ должен быть верно преподающим слово истины ( 2Тим. 2:15 ). Ср. Г. Конидарис. Διαδοχ ποστλων, в ΘΗΕ, т. 4, 1110 и 1117. 706 Ср. 1 Послание к Солунянам 4, 2: Знаете, какие мы дали вам заповеди ( παραγγελας ) от Господа Иисуса. 708 Ср. св. Иоанн Златоуст . Омилия 6, 2 на 1 Послание к Коринфянам (61, 50): «Ибо те, кто вначале сеял (проповедовал) слово, были просты и не учёны, и не говорили ничего от себя, но то, что от Бога приняли, это передали вселенной. И мы ныне не от себя приносим, но то, что от них получили, об этом всем говорим». Ср. св. Ириней Лионский . Против ересей 1, 10, 1–2 ( ΒΕΠΕΣ 5, 115) и 3, 3, 3 (PG 7, 851): «С тем же наследием ( διδοχ – successione) от апостолов в Церкви и предание, и проповедь Истины достигла и до нас». 709 О тесной связи и взаимной обусловленности истинной веры и апостольского священства (преемства) см. у св. Иоанна Златоуста , Омилия 11, 5 на Послание к Ефесянам (62, 86): «Скажи мне: ужели вы считаете достаточным то, что их (раскольников) называют православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать рукоположения? Что же пользы во всём прочем (прочих вещах), если у них не соблюдена эта последняя (хиротония)? Надобно одинаково стоять как за веру, так и за неё (каноническую хиротонию). А если всякому позволительно, по древней пословице, наполнять свои руки (саморукополагаться), быть священником, то пусть приступят все, и напрасно устроен этот жертвенник, напрасно (установлен) церковный чин, напрасно – лик иереев: ниспровергнем и уничтожим это!» Святитель, вероятно, подразумевает раскольников Павлиниан в Антиохии, принимавших неканоническое рукоположение от Лукифера Калярисского. Ср. В. Троицкий. Очерки... стр. 149–151. X. Андруцос. Δογματικ, стр. 281. И. Кармирис. κκλησιολογα το Μεγλου Βασιλεου. Афины, 1958, стр. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

695 М. С. Дринов – впоследствии профессор Харьковского университета, известный славист († 1906 г.). 697 Все письма Н. С. Тихонравова, за исключением 4-го, не датированы, но из содержания их видно, что они относятся к 1859–1860 гг, 699 Архимандрит Порфирий (Попов) – инспектор Академии, умер в 1866 году настоятелем православной церкви при русском посольстве в Риме. 706 Это – список Толковых пророчеств Троицкой лавры, XVI в., 89 (1547). О нем вел переписку с А. В. Г. и Ф. М. Бодянский. 707 Год начинания письма не обозначен, но из упоминания Срезневского о приготовлении с семьей к поездке в Москву и в Троицкую лавру видно, что оно относится к 1858 году. 709 Помощник директора Моск. Опекунск. Совета, магистр шестого (1824–1828 г.) курса Моск. Академии, в которой состоял бакалавром с 1828 до 1837 г. 714 В конце 1866 года все члены всех факультетов С.-Петербургского университета, при закрытой подаче голосов, единогласно избрали А. В. Горского доктором русской истории. См. об этом приведенное выше (стр. 333) письмо М. И. Сухомлинова. 717 Под «почетным избранием» А. В-ч, очевидно, разумеет в этом письме возведение его в 1866 году С.-Петербургским университетом в степень доктора русской истории. 1861-й год в письме, по всей вероятности, означен ошибочно вместо 1866 г. Это можно видеть из следующего, 15-го, письма И. И. Срезневского , от 23 янв. 1867 г., в котором он благодарит А. В. Горского за присылку листка с отметками слов Иоанна Златоуста , находящимися в Златоструе, по Монфоконову изданию, т.е. ясно, что письмо Срезневского написано вскоре после письма Горского. 719 16 апреля 1872 года А. В. Горскому был пожалован орден св. Анны 1-й степени при Высочайшем рескрипте. 722 В 1873 году проф. Г. А. Воскресенский был командирован на полтора года за границу; воспользовавшись стой командировкой, он посетил Берлин, Вену, Прагу, Загреб и Белград, на месте изучая древние славянские списки апостола. Читать далее Источник: У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. : Юбил. сб. ист. материалов. - Москва : Изд. бывш. воспитанников Моск. духов. акад., 1914. - XII, 772 с., 11 л. ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

695 Собор. римск. (743 г.) прав. 1. 2. Собор. аугсбургск. (952 г.) прав. 1. 11. 16. 17. 19. Барон. Летоп. церк. под 1119 г. 704 Мариан. шотланд. Летоп. под 1075 г. Барон. Летоп. под 1075 г. Валтер. Ручн. книг. церковн. прав. всех. церкв. § 212. Волония, 1842 г. 705 Беллармин. Прен. прот. совр. ерет. т. 2, стр. 172. Прага, 1721 г. Библиот. для чтен. т. 32, ч. 2, отд. III, стр. 185–186. Спб. 1839 г. 706 Так, когда на первом из них объявлено было, чтобы духовенство или оставило жен своих, или отказалось от служения церкви, священники бросились на архиепископа своего Сигфрида и едва не убили его. Барон. Летоп. церк. под 1075 г. 708 Собор. лондонск. (1102 г.) прав. 4. 5. 6. Собор. латеранск. I (1123 г.) прав. 3. Собор. латеранск. II (1139 г.) прав. 6. Собор. реймск. (1148 г.) прав. 3. 709 Так, когда Петр, кардинал капуанский, лишавший сана женатых священников польских, начал делать это с священниками чешскими, то едва не был убит ими во время литургии. Барон. Летоп. церк. под 1197 г. 711 Собор. лондонск. (1125 г.) прав. 13. Собор. латеранск. II (1139 г.) прав. 7. Собор. реймск. (1148 г.) прав. 3. Собор. латеранск. III прав. 11. 713 Собор. тридент. Засед. 34, прав. 9. Поскольку же узаконение и тридентского собора незаконно; то на Западе нашлись потом люди, смело возвысившие голос против него. Так, в прошедшую половину текущего столетия в Фрейбургской академии открыто преподавались уроки о незаконности сей, а в 1828 году подана была и просьба об уничтожении безбрачия духовных (de abolutione coelibatus Ecclesiastici). Подобным образом, около тринадцати лет назад, в некоторых местах южной Германии также высказана была открытая жалоба на безбрачие духовенства латинского. Но все это осталось без важных последствий. 715 Хотя бы в текстах сих и повелевал св. апостол, чтобы Тимофей и Тит, епископы, не возводили на степень священника и диакона второбрачных, но только имевших одну жену, – однобрачных; из того, что он выражается: быти (ειναι), да бывают (εστωσαν) и есть (εστιν), а не: были или бывали, прямо следует, что для посвящаемых во священники и диаконы, а тем паче в иподиаконы, безбрачное состояние не необходимо, но что таковые могут вести и брачную жизнь. Если же св. апостол высказал желание, чтобы безбрачные и вдовицы пребыли, якоже и он ( 1Кор. 7:8 ), в безбрачном состоянии; то и сим он не внушил мысли о необходимости безбрачия для духовенства приходского: ибо, высказав такое желание, он присовокупил: аще ли не удержатся, да посягают: лучше бо есть женитися, нежели разжизатися (ст. 9), а прежде сего заметил: кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010