Ал. еда убо придет. 10 Не пис. ли рече (греч. επεν и λγει) др.: убо ни... не кънигы ли рекошя. – племени. Вифл. веси в одних, др.: Виф. градьца, града – придет Х., грядет Х., приходит Ал.: ни ли... кде... Х. придет, соотв. греч. вар 12 Убо – нов. вм. древн.: же. Сав. оп. в народе. Ал.: в народе бысть соотв. греч. вар. Слав.: Его ради. 13 Назовём из них главнейшие: „Что есть истина?“ (Лейпциг 1893 и т. I-й, СПб. 1901); „Хлеб насущный“ (Москва 1882 и т. III. СПб. 1902); „Трудовое Братство и его школы“ СПб. 1900); „Благовест Библейский“ (т. II, СПб. 1901); „Слова, исшедшие из уст Божиих. Мысли рядового христианина о жизненном значении их“, 1–3 вып. Вып. I: „Молитва Господня“ (Лейпциг 1893 и т. II); вып. 2: „Пятая глава Евангелия от Матфея“ (Лейпциг 1893 и т. II); вып. 3: „Десятая глава Евангелия от Матфея“ (Лейпциг 1893 и т. II); „Христианское мировоззрение“ (Берлин 1894 и т. II); „Христианская гармония духа“ (в т. II, первонач. в журнале Вопросы философии и психологии за 1892); „Трудовые братства. Могут ли дольше обходится без них церковь и христианское государство и как осуществить их?“ (Лейпциг 1893 и т. III); „Братские союзы в учебных заведениях средних, высших и низших. Могут ли долее обходиться без них церковь и государство и как осуществить их?“ (Лейпциг 1893 и т. III); „К лучшему будущему“ (в т. III, а первонач. в книжках ж. Неделя за 1899 г.); „Воздвиженская школа – колыбель Трудового Братства“ СПб. 1895 (т. IV, СПб. 1903); „Беседы о Трудовом Братстве“ (т. IV). Цена I–IV т. по 1 р. 50 к. за том. Выписывая от автора наложенным платежом (Блюститель Крестовоздвиженского Братства Николай Николаевич Неплюев , Янполь Черниговский), сельские священники, сельские учителя и учительницы, ученики и ученицы учебных заведений и вообще все люди несостоятельные могут не платить за пересылку. 29 К характеристике III, 14, 32; Христ. миросоз. 34–37 и д.; III, 15–16, 55, 55–56; IV, 16, 87; 13, 55, 87–88, 93, 95, 97, 82–84, 101–102, 103–105: II, 335, 336, 343–345; Трудовое Братство 7; III, 47; IV, 78, 80 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 стр.) по отношению к навечерию Крещения о совершении царских часов, вечерни и литургии имеет одинаковое значение и по отношению к навечерию Рождества Христова (там же см. о сочевнике и о выражении Устава: «пост не бывает»). В навечерие, если оно случится в субботу или воскресенье, после отпуста вечерни, а если навечерие будет в прочие дни седмицы, то после отпуста литургии – поставляется свещник среди церкви; клирики же, ставши оба лика вместе, поют тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже», потом – «Слава и ныне» и кондак: «Дева днесь». «И входим в трапезу, и едим варение с елеем, рыбы же не едим; вино же пьем, благодаряще Бога». Если навечерие случится в субботу или неделю, тогда «входим в трапезу, и едим совершенно (т.е., утоляем голод); рыбы же не едим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом; испиваем же и вина в славу Божию; в неимущих странах пьем пиво». Царские часы. (1. Парем. Мих.5:2–4 ; Ап. Евр.1:1–12; 303 зач.; Ев. Мф.1:18–25; 2 зач.; 3. Парем. Вар. (сн. 28 сент.) 3:36–38; 4:1–4; Ап. Гал.3:23–29; 208 зач.; Ев. Лк.2:1–20; 5 зач.; 6. Парем. Ис.7:10–16; 8:1–4, 8–10 ; Ап. Евр.1:10–14; 2:1–3; 304 зач.; Ев. Мф.2:1–12; 3 зач.; 9. Парем. Ис.9:6–7 ; Ап. Евр.2:11–18; 306 зач.; Ев. Мф.2:13–23; 4 зач.). Вечерня. ( Парем. 1. Быт.1:1–13; 2 . Чис.24:2–3, 5–9, 17–18; 3 . Мих.4:6–7; 5:2–4; 4 . Ис.11:2–10; 5 . Вар.3: 36–38; 6 . Дан.2:35–36, 44–45; 7 . Исх.9:6–8; 8 . Исх.7:10–16; 8:1–4, 8–10 ). Литургия. ( Ап. Евр.1:1–12; 303 зач.; Ев. Лк.2:1–20; 5 зач.). На вечерне, совершаемой отдельно от литургии (в субботу или воскресенье): Ап. ( Гал.3:15–22; 207 зач.; Ев. Мф.13:31–36; 53 зач.). 239 25 . Е. Еже по плоти Ржтво Гда Бга и Спса нашег Хрта. В настоящий день празднуется рождество Господа нашего Иисуса Христа (в 5508 г. от сотворения мира) в Вифлееме 240 от Приснодевы Марии ( Мф.1:18–25; 2:1–12 ; Лк.2:1–20 ). Начало установления этого праздника принадлежит самым первым временам Церкви. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в церквах западных, нежели восточных; но это должно разуметь только о времени празднования праздника – 25 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

После этого Архелай в сопровождении своей матери 1080 , Птолемея, Николая и многих друзей отправился в морское путешествие, поручив заведование всеми домашними и государственными делами своему брату Филиппу. Вместе с ним поехала также Саломея, сестра Ирода, со всей многочисленной родней своей, под предлогом поддержать Архелая в его утверждении царем, на деле же с целью противодействовать ему в этом и особенно для того, чтобы поднять шум из-за случившегося в храме. В Кесарии с Архелаем встретился Сабин, сирийский уполномоченный императора, отправлявшийся в Иудею, чтобы арестовать денежные суммы Ирода. Однако от этого намерения удержал его прибывший туда Вар, которого с этой целью Архелай специально пригласил через Птолемея. В угоду Вару Сабин воздержался от занятия иудейских крепостей и от опечатания казны, которую предоставил в распоряжение Архелая до принятия соответствующего решения со стороны императора. Сам он остался в Кесарии, обещав это Архелаю. Когда же Архелай отплыл в Рим, а Вар вернулся в Антиохию, Сабин двинулся на Иерусалим и занял царский дворец. Затем он послал за начальниками гарнизонов и всеми чиновниками и прямо потребовал от них отчета, распоряжаясь по личному усмотрению судьбой укреплений. Однако чиновники не ослушались ни в чем приказаний Архелая, удержали у себя все, что им доверил царь, и сослались на то, что они берегут все для императора. 4. В то же самое время отправился в Рим также другой сын Ирода, Антипа, имея в виду со своей стороны выступить претендентом на престол. Он был побужден к тому Саломеей, которая убедила его, что он имеет больше прав на престол, чем Архелай, так как он был объявлен царем в первом завещании, которое имеет более законной силы, чем написанное впоследствии. Его сопровождали его мать и Птолемей, брат Николая, который раньше принадлежал к числу наиболее влиятельных друзей Ирода, а теперь был близок к нему. Особенно же сильно побуждал Антипу домогаться престола некий Иреней, человек, отличавшийся необыкновенным красноречием и достигший благодаря этому своему недюжинному таланту высокого общественного положения. Поэтому Антипа и не внимал советам тех, которые уговаривали его уступить своему старшему брату Архелаю, вдобавок назначенному царем в самом завещании Ирода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

456 Ст. 45. Может быть, впрочем, здесь речь о белях: «тельного ради женского» в особ, ред. – «белого дела женского» (Тексты, I, отд. 13; Заметки, § 3, к). 461 См. 37. Ответ этот характерен для Климента, конечно, несочувственно относившегося к Царьграду. О вознесении на небо и сошествии на землю креста Господня в конце мира говорится в Откровении Мефодия Патарского . Тихонравова Памяники отреченной письменности, II. 225 и 263. В паломнической письменности встречается не раз также легенда о вознесшемся и висящем на воздухе кресте благоразумного разбойника. Иг. Даниил пишет об острове Кипре: «И ту есть гора высока зело и на той горе святая Елена крест поставила... Стоит на воздусе крест-от. ничим же не придержится к земли; но токмо Духом Святым носим есть на воздухе». Прав. Пал. Сборн. 3 вып., 11; ср. изд. Норова, 12 – 14. Та же вставка в ркп. Буслаева, Опис. И. А. Бычкова, стр. 150, и Жданова, Сочинения I, 557 – 58, прим. Иг. Агрефений: «На Кипри острове крест благоразумного разбойника, и ту ражается много сахару». Пр. Пал. Собрн. 48 вып., 2 стр.; ср. Хождение инока Варсонофия: «ходих на гору, на нейже постави святая Елена крест благоразумного разбойника». Прав. Пал. Сб. 45 вып., стр. 15. 463 От. 23 – 24. Объясняя «зерно горющное», Климента припоминает соответствующее греческое слово «синап» – вар. «синапрь», т.е. συαπι. Это показывает, что Климент знал по-гречески. 468 По особой редакции Вопрошания (Тексты, I, отд. 30) после ст. 84 о падении священника с женщиной читается: ..се же (в устна) глаголющима нама высла (вар. выслав, выслах) всех вон: что ес устнама оскверненье " : ... Далее идет ст. 78. «Устнама осквернение» – ср. Васил. Вел., 70; Иоанн Постник , изд. Суворова, 420–421; ср. Заозерского предисловие к изд. Номоканона Иоанна Постн., 55; Зонара в толков. на 9 пр. Неокес. собора; Вопросы святогорских монахов натр. Николаю у Порфирия, История Афона, III, 1, 219. 470 Стт. 17, 57, 65 по особ. ред., 75, 79, 87, 90. Ст. 12 Саввы по особой редакции (Тексты, I, отд. 26) читается так: «а иже со другом разломив (св. Агнец) служити, сваряшеся велми»; в обычной редакции сглажено: «не веляше». Ср. Заметки. § 3, к.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Даже если бы и было полное тожество слов: Петр и на сем Петре, то и это нисколько не устраняло бы преднамеренной двойственности смысла и основанной на ней игре слов. Поэтому для экзегезы это значения не имеет. «Petrus kommt immer in der doppelten Eigenschaft: als Apostel und als Fürst der Apostel in Betracht; den Aposteln ist kein Recht ohne Petrus, Petrus aber der Vorzug des Primates ohne die Apostel ertheilt worden». (Phillips.Kirchenrecht, I. 121). Если примат не зависит от апостольства, то почему же можно утверждать апостольство Петра? Разве высшим саном не поглощается низший, как, напр., священством диаконство, и разве священник остается одновременно и в чине диакона? 6 Заслуживает внимания, что после отречения Петра, в троекратном вопрошании его Господом, он зовется уже не Петр, но Симон вар-Ионин (Ио. 21, 15–17) – его прежнее, личное имя до переименования. Параллель можно провести и дальше: как в Мф. 16, 17–18 Господь обращается к Петру: «блажен ты, Симоне, вар-Иона», и лишь далее торжественно подтверждает данное ему при признании именование: ты еси Петр, – так здесь, после отречения, Господь делает как бы не существующим это переименование, снимает его, возвращая Петра к положению до этого именования. Этот молчаливый словесный жест можно изъяснить так: после того, как ты не устоял на камне, не явил себя петром, и Я не называю тебя Петром, но только по-прежнему: Симоне вар-Иона. Другими словами, это именно то и означает, что быть Nempoм he munus, который не может прерываться и, до известной степени, не зависит от личных свойств его носителя, но состояние, которое, напротив, может прерываться и прерывалось в жизни Петра, по прямому свидетельству самого Господа. Но подобный же, хотя, конечно, уже не столь выразительный пример ослабления в Петре его петровства имеем в известном случае столкновения с ап. Павлом по поводу иудействования, когда он, вместе с другими, повинен был в «лицемерии» и «не прямо поступал по истине евангельской» ( Гал. 2, 11–15 ). При этом опять образ действия Петра обособляет его от прочего апостольства, связанного постановлением иерусалимского собора, каковое имело обязательную силу и для Петра: говоря современным языком, Петр принял, так сказать, личную, не обще-апостольскую тактику в обращении с язычниками, за что и был обличен апостолом Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

3десь необходимо дать краткий ответ на те возражения отрицательной критики, которые направлены к тому, чтобы поколебать авторитет свидетельства Евангелия Луки. а) Указывают на молчание римских историков вообще о переписи при Августе. Но, прежде всего, эти историки – Тацит, Светоний и Дион Кассий – значительно позднейшие, чем наш священный повествователь – евангелист Лука. Затем, у Диона Кассия не уцелело повествования о 745–752 гг., а может быть, в том, утраченном, отделе и находилось указание на перепись времени Августа. У Тацита его «Анналы» начинаются прямо с Тиверия. Светоний мог не упомянуть о переписи по некоторым своим соображениям. Что же касается иудейского историка Иосифа Флавия, который не упоминает о той переписи, о которой говорит Лука, то он также мог не придать особого значения этой переписи, которая совершалась с соблюдением еврейских обычаев и предписана была непосредственно от Ирода, а не от Августа. Последующую перепись, которая произведена была в 10 году по Р.Х. по римскому обычаю и грубо оскорбляла иудеев, он уже отметил. Наконец, из Светония и Тацита известно, что по смерти Августа в римском сенате была прочитана оставленная Августом собственноручная роспись государственных приходов и расходов, с обозначением количества податей и налогов. Отсюда можно заключать, что при Августе перепись производилась. б) Говорят, что Иудея в эпоху рождества Христа была только вассальным по отношению к Риму государством, что у нее был свой царь, который и имел один право производить перепись своих подданных. Но какой же царь был Ирод? Он, собственно говоря, был царь только номинальный и получил этот титул от Августа именно как почетное отличие за верность Риму, ранее он имел звание просто тетрарха. Он не мог ни с кем без согласия кесаря заключать договора, не мог передать свой престол даже сыну своему. Поэтому Август мог назначить перепись и в Иудее, дав только некоторое снисхождение в этом случае, именно, разрешение производить перепись по иудейским обычаям. в) Говорят еще, что списки легатов Сирии времени рождества Христова хорошо известны: от 10 г. до Р. X. Сирией управляли Тиций Сенций Сатурнин и Квинктилий Вар, при котором умер Ирод. Следовательно, Христос родился при Варе. Но очень вероятно, что первая перепись, как дело очень важное, была возложена Августом на особо уполномоченное лицо, каким мог быть Квириний, причем и Вар оставался легатом Сирии. Кардинал Вильгельм Сирлет говорит: «В древних памятниках есть имя Квирина консула, который был во время Августа послан в Сирию как начальник» (Biblical Studies 12). Подробнее об этом см. у проф. Богословского (с. 310–340), который в этом случае повторяет Кейля (1879, S. 213–228).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. чрез Христа», так как он «повсюду напоминает о спасительном воплощении» Его 352 . Наконец, и прор. Иеремия, начало служения коего относится к этому периоду ( Иер.1:2 ), а конец – ко времени плена Вавилонского ( Вар. 1:2 ), проро­чествовал о Христе 353 . «Спроси Иеремию, – говорит св. Иоанн Златоуст , – и он скажет тебе, как Он (Иисус Христос), облекшись плотью, ходил по земле, и Владыка обращался с рабами ( Вар. 3:36 )» 354 . д) В краткий семидесятидвухлетний период плена Вави­лонского (5-е подразделение подзаконного времени) Мессианская идея раскрывалась исключительно в таинственных видени­ях, в которых пророки «получали предведение от подаю­щего Бога, ибо Он, по написанному, «умножил видения и глаголал к пророкам» ( Ос.12:10 ), предвозвещая им буду­щее чрез Св. Духа и поставляя его уже как бы настоя­щим и совершающимся пред их очами» 355 . Правда, в это время не совсем прекратилось и обычное пророчество, так как проходивший тогда пророческое служение прор. Иезекииль, как свидетельствуют Св. Отцы Церкви 356 , предсказывал о Христе. Но «так как предстоявшее пришествие Сына было уже близко, – говорит св. Иоанн Златоуст , – то справедливо и являются чудные видения» 357 связанные исторически, по обстоятельствам своего происхождения, с личностью пророка Даниила, а потому и описанные в его пророческой книге. При всем том, как сам Даниил был в собственном смысле пророком – прорицателем будущего, и в частности, времен Мессии, ибо и «у Даниила от Бога, свыше, с небеси были благодать и дар, (коего) были причастны и блаженные пророки, всегда научаемые Святым Духом, ибо он «имел в себе Духа Божия святого» ( Дан. 4:5 ) 358 ; так и его видения и откровения являются вместе и пророчествами, ибо, во-1-х, «научая пророка, а главное – убеждая чрез него в истинно­сти его видений нас, ангел излагает ему (Даниилу) все, что должно совершиться в будущем» 359 ; во-2-х, «то, что Дух открыл блаженному пророку в видении, он подробно рассказал и другим, дабы в пророчестве открыть будущее не только себе самому, но явиться пророком и для всех дру­гих, которые желают с верою изучать Божественные Пи­сания».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

После разрушения Соломонова храма, прежде чем воздвигли новый, его возникновение возвестил пророк Иезекииль и подробно описал его устройство, в том числе и Святое святых (см. Иез.41:4, 43:6–12, 45:3 ). К выражению «святая святых» примыкает по смыслу и является его синонимом понятие «заветное», которое берет начало из того же повествования о Скинии: Святое святых — место, где хранится Ковчег Завета. Согласно Священному Преданию первосвященник по внушению свыше вводит во Святое святых Пресвятую Деву, которой в ту пору было три года. Это событие — Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (Введение во Храм) — празднуется православной церковью 4 декабря. Сделать [себе] имя СДЕЛАТЬ [СЕБЕ] ИМЯ: ИМЯ Прославиться, приобрести популярность, быть известным широкому кругу людей; направлять усилия на то, чтобы привлечь внимание к своей личности (имени). Одним из мотивов, двигавших строителями Вавилонской башни, была потребность заявить о себе, поразить жителей земли грандиозным сооружением и таким образом навсегда остаться в памяти потомков. Племена сынов Ноевых «нашли в земле Сеннаар равнину, и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» ( Быт.11:2–4 ). Отданные «в подданство всем царствам» ( Вар.2:4 ), израильтяне молят Господа об избавлении, признавая Его величие и справедливость Его возмездия: «И ныне, Господи, Боже Израилев, Ты, Который вывел народ Твой из земли Египетской рукою крепкою, и знамениями, и чудесами, и силою великою и мышцею высокою, и сотворил Себе имя, как сегодня: согрешили мы, поступали нечестиво, неправедно против всех уставов Твоих, Господи Боже наш!» ( Вар.2:11–12 ). В таком же значении и также в тексте покаянной молитвы употреблен этот оборот и в книге Неемии: «Ты увидел бедствие отцов наших в Египте, и услышал вопль их у Чермного моря. И явил знамения и чудеса над фараоном, и над всеми рабами его, и над всем народом земли его, так как Ты знал, что они надменно поступали с ними, и сделал Ты Себе имя до сего дня» ( Неем.9:9–10 ). О том, что Господь, явив Себя в делах, «сделал Себе вечное имя», напоминают пророки (см. Ис.63:12–14 ; Иер.32:20 ). Царь Давид сделал себе имя, одержав победу над врагом: «И сделал Давид себе имя, возвращаясь с поражения восемнадцати тысяч Сирийцев в долине Соленой» ( 2Цар.8:13 , ср .: «И пронеслось имя Давидово по всем землям, и Господь сделал его страшным для всех народов» — 1Пар.14:17 ). Сложив руки

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Слово св. Прокла (orat. 8, Migni Patr. SG. 65, 764) начинается: Δε τε , φιλοι – κα σ μερον τ ν ε αγγελικ ν – φαψ μεθα θησαυρ ν – – Δε τε τ πανσ φ καλ ς δηγο ντι  κ α  π λιν ακολουθ σωμεν Λουκ , ν ’ δωμεν τ ν Χριστ ν ε ς ρος κτλ . Слова «исегодня», «и опять», показывают, что св. Прокл изъясняет рядовое евангельское чтение от Луки, которое в V в. может быть приходилось и в Константинополе на великий пост. Из слова Василия (or. 40, Migne SG. 85, 452) также невидно, что он изъясняет праздничное, а не рядовое евангелие Мф. 16, 24–17, 5 . 58 FNève, L’Arméuie chrétienne (Louvain 1886), 62–66. Nilles, II, 588. 589 видимо по jαjσμαυoυrχ. Арм. «wαrδ» ­ греч. οδον (=FΡΟΔον), роза. Арм. глагол «wαπεL» ­ φλογ ζειν (Р. de Lagarde , Armenische Studien, Göttingen 1877 n. 2096), «возжигать, засветить» (Л. Худобашев, Армяно-русский словарь, Москва 1838). Корневое имя «wαρ», до Худобашеву, значит «зажженный, блестящий, сияющий; жар; великолепное украшение, латы, броня». Но де-Дагард веско замечает, что так как «wαρ θαγαυοгαцν», «вар царей», послано царице Зармандухт, то это «великолепное украшение» было конечно не броня, а скорее velum, покрывало. – Слово «вардавар» обыкновенно переводят rosae coruscatio, «розоблистание». Но если «вар» ­«великолепное украшение», то «вардавар» есть, вероятно, «розовая гирлянда». У армян–не исключая и константинопольских–и до сих пор существует обычай в преображение -«Де jeter à profusion des guirlandes da roses» (Nève, 63), развешивать во множестве рововые гирлянды и пускать голубей (ср. прим. 57) в знак радости. – Преображение Господне армянская церковь причисляет к самым главным своим праздникам, к так называемым «скиниям», ταλαυαrχ. Таких скиний только пять: богоявление, пасха, преображение, успение Богоматери и крест (воздвижение). 59 «αστλικ» значит собственно «звездочка». – Cf. P. de Lagarde, Aga, thangelos, 137; Armen. Stud. nn. 212. 243.–Позволю себе напомнить, что дочь сирской Афродиты–Деркето, миологическая ассирийская царица Семирамида, исчезла в виде голубя; что голуби были посвящены Истар ассириян – Деркето ханавеев; что наконец санскритское STr-βIS, (=stellabus) значит «звездами» а звезда по-новоперсидски sitârah, istârah, по-зендски çtâre, по-готски stairnô, Starn, stair, stell: [=ste (u)la], astrum, στ ρ, στρον, по-армянски αστλ; следовательно αστλικ – istârah соприкасается звуками с ассирийскою IŠtar, хотя, по значению слов, между персидским и столько же близости, сколько между шведским «в Стокгольме» и русским «в стекольне». GCurtius,Grundzüge d. griechischen Etymologie (5-le Anfl., Leipzig 1879). 206, § 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Из чинов венчания на всероссийское царство Федора Иоанновича (1584 г.) 58 , Михаила Федоровича (1613 г.) 59 , Алексея Михайловича (1645 г.) 60 , Федора Алексеевича (1676 г.) 61 и, в последний раз, Петра и Иоанна Алексеевич ей 62 видно, что «по древнему царскому чину» были возлагаемы на них бармы 63 . – В описях, выходных книгах и других памятниках древней письменности бармы называются и диадемами, а по священным изображениям на них – святыми бармами. В чине венчания на царство Алексея Михайловича читаем: «в лето 1645 сентября в 28… великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович… изволил венчаться царским пресветлым венцем и святыми бармами, еже есть диадемою по древнему царскому чину… А как придет время, и благочестивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович… послал из Золотые палаты на казенной двор по животворящий крест Господень и по святые бармы… и по весь царский чин своего государева боярина Василия Ивановича Стрешнева… А несли с казенного двора царский чин: протопоп Стефан нес святой животворящий крест Господень, в нем же древо святого животворящего креста Господня, да святые бармы, еже есть царская диадема, да царский венец, еже есть шапка Мономахова, да чепь злату, а нес на главе на златом блюде, под дорогою низаною пеленой с дорогим со многими каменьями, с великою честью, со страхом и трепетом и со всяким благоговением и благочинием, и тихо и зело стройно» 64 . – В 1822 году, близ с. Старой Рязани найдены бармы, заслуживающие особенного внимания любителей отечественной страны. Они состоят из одиннадцати круглых, из чистейшего золота блях, украшенных накладной, золотой узорчатой сканью с жемчугом и драгоценными камнями. Таких блях, в 3½ дюйма в диаметре, находится на передней стороне пять: на одной представлено изображение Богоматери с Греческой подписью МР – ΘΥ. По сторонам этой бляхи две подобные с поясными изображениями великомученицы Варвары и мученицы Ирины, как значится в надписях, идущих от верху к низу: ВАР–ВАР и ОР–ИНА; над нею овальная бляха, в д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010