130 Cotelerii t. II, р. 210–213; Пал. пат. в. 2, стр. 14–17. Кирилл Скифопольский в житии Евфимия и Саввы называетъ монастырь Св. Феоктиста κτω μον, нижним, по отношению к лавре Св. Евфимия и говорит, что он находился в восточной части пустыни Св. города, в 10 поприщах от последнего, в потоке, находящемся к югу от пути в Иерусалим (Пал. пат. в. 2, стр. 20) и в трех поприщах от места лавры Св. Евфимия (там же стр. 24). Таких данных было бы вполне достаточно для определения места монастыря Феоктиста, если бы было точно установлено место нахождения лавры Св Евфимия. К сожалению, доселе последнее точно не указано; в зависимости от этого и монастырь Феоктиста помещают в разлячных местах пустыни. Шик отожествляет его с нынешней палестинской местностью Вар ез-Заранин (место монастыря Евфимия, по его предположению, находилось на горе Мерт); Марти оспаривает это мнение, но не высказывает своего (ZDPV. В. XIII, 1880 J. S. 17, 19, 22). Фуррер развалины монастыря Феоктиста указывает в Вар Емчелич (3,5 мили от хан-ес-Сахль). Рисс в прибавлении к ст. Шика Die alten Lauren. S. 234–235, по примеру Фуррера, монастырь Евфимия помещает в хан-ер-Сахль,а нижний монастырь в том же месте, что и Фурреръ, называя его дёр-Мукелик (ZDPY. В. XV. Н. 4. S. 222). 131 Увещания Св. Евфимия изложены главным образом по житию его, изданному в Acta Sanct. Januar, t. II, p. 304–305. 135 Cotelcrii p. 224; Пал. пат. в. 2, стр. 23. Монастырь Св. Евфимия в пустыне Зиф находился, по мнению Тоблера вблизи Ветхой лавры Харитона. (Topogr zwei Büch. S. 962). 146 Nachtrag zu Schick’s Die alten Lauren. Furrer. Z. D. P. V. B. Ill, S. 235; Cotelerii t. III. p. 254 и др.; Пал. пат. в. 1, стр. 33–34. 152 Старый Иерусалим и его окрестности А. Леонида (Душеп. Чт. 1872 г. Август, стр. 395); Путеш. игум. Даниила по Св. Земле, изд. под ред. А. С. Норова (1864 г.) стр. 79. Игумен Даниил так описывает положение лавры Св. Евфимия: от лавры св. Савы, на Восток лицом, за горою есть монастырь Св. Евфимия – 10 в., далее от лавры; тут лежит Св. Евфимий и ини Св. Отцы мнози лежат в теле, яко живы. И есть монастырь той на удолнем месте; около-же (его) горки суть каменны. И ту (?) был мон. св. Феоктиста под горою на полудни от мон. Евфимиева; ныне же разорено все от поганых. В рассказе игумена Даниила свидетельство о положении монастыря Евфимия на восток от лавры Саввы – ошибочно, так как противоречит другим, более ранним свидетельствам по которым монастырь Евфимия лежит к северу от лавры Саввы (Стефан Саваит (8 в.). Страд, преподобных отцов, в обители Саввы избиенных, Чет-Минеи 20-го марта). Ошибка могла принадлежать переписчику путешествия. (Riess. S. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он ответил: – Свидетельств о том не находим. Вы только за Маккавейские книги держитесь... Я сказал: – Неправду ты говоришь, друг мой. Вот в книге Руфи написано: «и сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа Бога за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» ( Руфь.2:20 ). Таким образом, еще в древнейшие времена благочестивые люди оказывали мертвым милость . А эту милость им можно оказать только молитвой ... Подтверждение высказываемым мною словам находим в кн. Варуха. Там этот святой ученик пр. Иеремии молится: «Господи Вседержителю, Боже Израиля... Не вспоминай неправд отцов наших...» ( Вар.3:4–5 ). Этих отцов Варух резко различает от своих современников ( Вар.3:8 ). Значит, он считает их умершими по плоти, – однако, молится за них. – Теперь, Анатолий, видишь, что православное учение о молитвах за умерших обосновано нами не на одном свидетельстве книг Маккавейских. Наше вероучение подтверждают писатель книги Руфи и Варух. А вот послушай, что я прочитаю из книги пророка Иеремии: «и умрут великие и малые... и не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер.16:6–7 ). Таким образом, из свидетельства книги пророка Иеремии с несомненностью убеждаемся, что еще в стародавние времена по умершим справлялись поминки . Эти поминки устраивают и православные русские люди. И видим, что наш обычай благочестив и заимствован из Свящ. Библии. Но рассудите сами: имел ли бы смысл наш обычай, если бы нельзя было молиться за умерших? Тогда бы у пророка Иеремии первого мы нашли осуждение поминкам по усопшим; а у него такого осуждения нет. Следовательно, молитвенное поминовение усопших св. пророк считает делом законным и полезным... Анатолий не мог опровергнуть моих доказательств. В самом деле, трудно да и немыслимо утверждать, будто Ветхозаветная Церковь не молилась за умерших. Анатолию оставался один выход. Он им и воспользовался, по обычаю всех сектантов. Он сказал: – Сколько вы говорили о молитвах за мертвых! А ничего не прочитали нам из Евангелий. Стало быть, вы согласны, что в Новом Завете нет оснований молиться за мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Книга пророка Варуха, как в ней самой сказано, написана Варухом уже во время плена вавилонского. В ней он во многом повторяет сказанное в книге пророка Иеремии, возвещает израильтянам о причинах плена и о том, что они вернутся впоследствии обратно. Из этой книги, несмотря на то, что она неканоническая, один отрывок читается в качестве паремии на вечерне Рождества Христова. Правда, мы, наверное, не слышали, чтоб там было пророчество пророка Варуха, потому что провозглашается она как пророчество Иеремии, что, видимо, верно, поскольку многие тексты, которые в этой книге встречаются, явно заимствованы у Иеремии. Центральный момент этого текста 38-й стих 3-й главы: « После того Он явился на земле и обращался между людьми» (слав. « на земле явися и с человеки поживе»). Этот отрывок понимается как отрывок о Боговоплощении, но интересно посмотреть его и целиком. В целом, в этом отрывке речь идет скорее о законе Божием, о книге закона: « Кто взошел на небо и взял ее, и снес с облаков? Кто перешел моря и нашел ее, и кто принесет ее, лучшую чистого золота?» (Вар. 3:29). « Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут» (Вар. 3:36–4:1). Сошедший с небес Сын Божий — ипостасная Премудрость — даровал людям истинную премудрость, восстановил утраченное богообщение в Себе Самом, открыв тем самым путь жизни. « Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын сый в лоне Отчем, Той яви» (Ин. 1:18). Можно прочитать этот текст и так, что книга заповедей и закон, пребывающий вовек, это как раз та самая « великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16), и что « всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин. 4:3). Это и есть вера и известие, спасительные для всех людей. Глава 8. Книга пророка Иезекииля

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Var. Albus, var. Rubrum Вар. Альбус и вар. Рубрум — сорта, имеющие наибольшее значение из всех сортов в садоводстве, характеризуются крупными цветами и ранней датой цветения. Atrosanguineus. Темно-фиолетовый сорт. Scharlachkoning. Сорт с алыми цветками. Фиолетовая гора. Сорт гвоздики высотой 50 см, Цветки – ярко-фиолетового окраса. Алая красавица. Сорт высотой 50 см, используется для клумб, рабаток, срезанного цветка. Цвет лепестков – алый. Пиноккио. Карликовый сорт гвоздики с фиолетовыми цветами сплюснутой формы. Флоренция. Невысокий кустик с нежно-розовыми соцветиями. Спринт. Однолетний сорт турецкой гвоздики. Цветки имеют смешанную окраску. Расцветает в июне, цветет до сентября. Супер дуплекс. Травянистая гвоздика с небольшими махровыми соцветиями, высота куста 50 см. Подходит для выращивания в Москве, московской области. Батик. Плотные, приплюснутые соцветия на кусте высотой до полуметра. Индийский ковер. Карликовый сорт с разноцветными соцветиями высотой до 25 см. Болезни и вредители турецкой гвоздики Турецкая гвоздика находится под угрозой заражения различными вредителями и болезнями растений. К ним относятся тля, паутинный клещ, шелушение стеблей, трипсы, болезнь пятнистости листьев и увядание, а также другие заболевания. Бородатые гвоздики также страдают от типичных заболеваний гвоздики, таких как ржавчина гвоздики или почернение гвоздики. Кроме того, может произойти заражение различными вирусными заболеваниями. Многие возникающие проблемы возникают из-за слишком влажной почвы, и их можно предотвратить, установив надлежащий дренаж. Рекомендуемые статьи Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815). прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830).

http://azbyka.ru/garden/tureczkie-gvozdi...

" ...У души много членов: ум, совесть, воля, помыслы...- все это только члены души, а душа одна, и это - внутренний человек " Так же учил и священномученик Мефодий Патарский: " А души, будучи духовными телами, устроены Создателем и Творцом всего с членами... " " Душа... что у людей, многочастна, а не одночастна... " (Татиан) О простоте души не столь много свидетельств: " Мы говорим, что душа проста, разумна [вар.: словесна] и бессмертна... " (Феодорит Киррский) Простота означает несложность: " Душа, будучи простой, а не сложенной из разных частей... вследствие того нетленна и бессмертна... " - так учит преподобный Максим Исповедник. Но большинство святых отцов все же придерживаются взглядов о сложности, многочастности души. И даже сам преподобный Максим при простоте естества души допускал в ее составе различные силы: " Ибо душа, говорил он (Ареопагит - А.Л.), состоит вообще из силы разумной и силы жизненной " " Ибо, поскольку мы составлены из души и тела, не из одного только тела, но и из души, которая многочленна... " (Святитель Григорий Палама) Состав души отцы видели по-разному, состоящим из двух, трех, четырех и более частей, или членов: " Обе силы души - познание и стремление... " (Климент Александрийский) " Одно у души - словесное и разумное - [вар.: духовное], другое - страстное и бессловесное. И одному, по естеству, подобает властвовать, другому - повиноваться слову " (Святитель Василий Великий) " Я же полагаю что душа, будучи одной и той же, имеет двоякую силу: одну - ту, которая есть жизненная [сила] тела, другая - созерцающую сущее, которую мы и называем разумной... " (Псевдо-Василий) " У души одно... - созерцательное... другое - деятельное " (Преподобный Максим) Эти свидетельства можно объединить двухчастным представлением души. Но чаще всего встречается трехчастное строение (мы уже говорили, что идея троичности оказывала сильное влияние на умы древних). " Умная часть души трояка: одно [в ней] зовется словесным, будучи внутренним человеком... другое - страстным, которое будучи звериным, стоит близко к безумию, а третье, желательное... " (Климент Александрийский)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Скачать epub pdf Муретов М.Д. Греческое „Житие“ св. Климента, еп. Словенского//Богословский вестник 1913. Т. 2. 7/8. С. 475–487 (3-я пагин.) —475— Принадлежащий проф. Менщикову перевод греческого жития св. Климента (Юбилейное издание Моск. Унив. Материалы для истории письмен, 1855 г.), перепечатанный проф. Лавровым (Книга для чтения по истории средних веков, вып. II, 1897 г. стр. 180–212) с одной только поправкой собственного имени 3138 , вполне справедливо „по точности считается одним из лучших; равным образом им вполне передаётся витиеватый, исполненный риторических украшений, стиль оригинала“ 3139 . Но всё человеческое до бесконечности усовершаемо ( Мф.5:48 ). Не говоря о немалозначительных и немалочисленных вольностях перевода (см. примеч. к переводу), в нем имеются: 1. Пропуски в тексте оригинала: в заглавии (υρου и χρηματσαντος), гл. III. § 17, V. 34. 2. Ненужные прибавления к тексту: гл. I. 4 („века“ к „до скончания“) III. 15, IV. 23 др. см. в примечаниях. 3 . Не мало неточностей, напр.: чудесами просвещались вм: блистали – ϑαμασι λαμπρυνϑναι, – представивши и (?) некоторые только черты – гл. 1, и др. мн. см. примеч. 4 .. Есть и неверности: плохие знатоки и слишком самоуверенные – ας γε εδτες ενοι α λαν πισφαλς – худо —476— конечно и весьма нетвёрдо зная об этом (может быть смешивая с πασφαλς?) I гл., – μφιδξιοι – угодными вм. искусными гл. I, увлекался привычкой вм. охвачен был обычным состоянием (скорби по умершем брате) – συνηϑεας λσιμος гл. IV, – предоставлю заведывание церковными делами по чину пресвитерскому вм: и церковь передам и церковное пресвитерство предоставлю, как то подобает – α τν λησαν παραδσω α τ τς λησας πιδσω, ατ τ ες, πρεσβυτριον (смешивая с πρεσβυτερου или πρεσβυτεριν и не замечая τ пред τς λησας) гл. X кои., – даровано было от Бога, надо: получено было – δεδετο – δχομαι – гл. XX, – к служению (τ ϑεραπε) стал прибавлять благодарение – вм: к лечению (исцелённого больного) стал прибавлять благодарение гл. XXVIII, – маслина, нимало не оскудевающая предвозвещённым у пророка туком – с неподходящими параллелями Пс.62:6,35:9,127:4 ,– τς τ προφτ προορισλεσης (лучше вар: προαυσϑεσης) μ λειπομνη – надо: предопределённой (лучше вар: провозглашённой) пророком ни мало не уступающая, – и парал. Ос.14:7 и Зах.4:12 . и др., – все указаны в примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из них и через них создается благодать любви, которая ведет обоживаемого к Богу, Творцу человека. Ибо божественный Апостол, а вернее, глаголющий через него Христос, говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:4—8), поскольку она имеет Бога, единственного Неперестающего и Неизменного. И человека, живущего в соответствии с ней, любовь делает таковым же, как то показывает нам пророк Иеремия, изрекающий: «Сей путь повелений моих, и закон сей во век. Вей держащиеся ея, в живот внидут; оставивший же ю, умрут. Имися ея, чадо Мое, ходи к сиянию прямо света ея. Не дождь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждому. Блажен еси, яко угодная Богу тебе разумна суть» (Вар. 4:1—4). «Научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир» (Вар. 3:14). «Посему любовию вечною возлюбил тя, того ради вовлекох тя в щедроты. Яко возгражду тя, и возградишися» (Иер. 313—4). «Стоните на путех, и видите, и вопросите о стезях Господних вечных; и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете освящение душам вашим» (Иер. 6:16). И опять говорится через Исаию: «Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь правды, по нему же пойдеши, послушав заповедей Моих. Посему был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская» (Ис. 48:17—18). И я, радуясь вашим благам, осмеливаюсь говорить вместе с Богом, воспринимая [глаголы] от великого Иеремии: «блажен еси, еже совлек ризы плачевные и озлобления твоего» , — то есть [совлек] «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях», и облекся в благолепие, яже от славы Божией вовек , — то есть [облекся], — в нового человека, созданного в Духе по Христу и по образу Творца; облекся во одежду правды, яже от Бога, возложи венец на главу твою славы вечного» , — то есть украсился ясным образом добродетелей и безошибочным словом мудрости, посему «Бог явит всей поднебесней твою светлость и наречется бо от Бога имя твое во веки, мир правды, и снова благочестия» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3629...

Когда в стихах поется о человеческой, женской красоте, то почти всегда в связи с материнством: такова красота Богородицы, матери Федора Тирянина. Несомненно, что, говоря о материнской красоте, певец имеет перед собой иконописный образ Богоматери, византийско-русский, т.е. отвлеченный от девственной прелести и даже юности. Все это возвращает нас к исходной точке: красота мира для русского певца дана не в соблазнах для страстных сил, а в бесстрастном умилении, утешительном и спасительном, но как бы сквозь благодатные слезы. Мы уже сказали, что мать земля, кормилица и утешительница, является и хранительницей нравственной правды. Грехи людей оскорбляют ее, ложатся на нее невыносимой тяжестью. Как расплачется и растужится Мать сыра-земля перед Господом: Тяжело-то мне, Господи, под людьми стоять, Тяжелей того — людей держать, Людей грешныих, беззаконныих. (Вар., 194) Мы видели, что земле можно каяться в грехах (отражение старинного религиозного обычая) , и, при всей своей материнской близости к человеку, не все его грехи она прощает. Во первом греху тебя Бог простит... А во третьем-то греху не могу простить. (Ib.) Измученная грехами людей, она сама просит у Бога кары для них: Повели мне, Господи, расступитися И пожрати люди — грешницы, беззаконницы... На это Господь отвечает успокоительным обещанием своего Страшного Суда. Можно сделать попытку определения особого нравственного закона Земли, который, войдя в круг христианских представлений, тем не менее сохраняет следы древней натуралистической религии наших предков. В приведенных стихах об исповеди земле «молодец» кается в трех грехах : Я бранил отца с родной матерью... Уж я жил с кумой хрёстовою... Я убил в поле братика хрёстового, Порубил ишо челованьицё хрёстноё. (Вар., 161) Хотя лишь третий грех является непрощаемым, но все три объединяются одним признаком: это грехи против родства кровного или духовного. Земля, как начало материнское и родовое, естественно блюдет прежде всего закон родовой жизни. Заметив это, мы без труда выделим и отнесем к религии земли специфическую группу преступлений, которые настойчиво повторяются во всех перечнях грехов вперемежку с грехами против ритуального или каритативного закона христианской религии. С наибольшей полнотой этот перечень дается в стихе о Грешной душе, где расставшаяся со своим телом душа встречает Иисуса Христа и кается в грехах своей жизни:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

У эллинов была изощренная, изысканная культура, но в то же время оскверненная пристрастием к земному, развращенностью, вплоть до всевозможных видов разврата, и хотя, может быть, она и была озарена поисками истины, но все же оставалась чуждой ее. Иудеям было дано Откровение Божие, поэтому у них было познание истины, но одновременно была и гордость, часто неоправданная, потому что многие из иудеев были недостойны дарованного им. И апостол Павел говорит, что это различие между людьми теряет всякое значение. Сейчас для нас эллин — это хороший человек, а иудей — преступник, который якобы во всем виноват. Такое у нас расхожее представление. Тогда же было наоборот: иудей был человеком, принадлежащим к Церкви, знающим Откровение, а эллин — человеком, чуждым этой Церкви. Но во Христе эта разница исчезает, потому что и эллин приобщается к Церкви, и иудей получает полноту знания того, что было только обещано, но еще не раскрыто в Ветхом Завете. Ни обрезание, ни необрезание не имеют уже значения по той причине, что этот признак принадлежности к Церкви, существовавший со времен Авраама до пришествия Христова, потерял значение. Мы имеем нечто большее, чем обрезание — святое Крещение. «Варвара, Скифа». Заметим, что пары сравнения здесь приводятся с разных точек зрения. Когда говорится об эллине и иудее, то противопоставляются язычники и люди, познавшие истину, принадлежащие к Церкви. А когда речь идет о варваре и скифе, здесь уже представлен взгляд греков на других людей. Эллины считали варваром всякого человека, не принадлежащего к их народности. Слово «варвар» передает насмешливое отношение к чужой речи. Греки говорили про чужеземца: «Он говорит „вар-вар“». Как мы сейчас говорим «тарабарщина», если слышим что-то непонятное и бессмысленное, так и они говорили «вар-вар». Греки были очень гордыми и считали, что их культура — самодостаточна. Мало того, варварами эллины считали и сравнительно культурные народы. Например, персов нельзя назвать народом некультурным, просто у них была другая культура, но для греков они были варварами.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-v...

СПБ. 1903 г. Пророческие книги К пророческим неканоническим книгам следует отнести: книгу пророка Варуха, Послание Иеремии и третью книгу Ездры. 7. Книга пророка Варуха Эта книга содержит в себе послание пророка Варуха, сотрудника и писца Иеремии, к палестинским Иудеям, посланное из вавилонского плена. По тону, изложению и содержанию книга Варуха разделяется на две части: 1:14 – 3:8 и 3:9 – 5:9. Предваряемая кратким историческим введением (1:1–13), первая часть заключает ряд рассуждений общебогословских о том, что истинная мудрость, долгая жизнь и истинное благополучие зависят от Господа, который даровал их избранному народу в книге Своих заповедей, но Израиль нарушал последнюю многократно и потому подвергся плену. В конце части помещена молитва к Богу о помиловании Израиля (1:14 – 3:8). Во второй части, распадающейся на два отдела (3:9 – 4:5, и 4:6 – 5:9), в первом отделе элегически описываются страдания Иерусалима и всего иудейского народа, вспоминается уклонение его от мудрости Господней, как причина страданий, приглашается Израиль обратиться к Богу (3:8 – 4:6), во втором отделе излагается ряд пророчеств о будущей славе Израиля среди всех народов (4:7 – 5:9). О происхождении книги пророка Варуха даются, по-видимому, ясные сведения в самой книге. Автор отождествляет себя с сотрудником и писцом Иеремии, Варухом, сыном Нирии ( Вар.1:1 = Иер.32:12 ). Но еще митр. Филарет сомневался в тождественности этих лиц и справедливости делаемого автором указания по несходству обстоятельств их жизни. Варух писец Иеремии был уведен вместе с Иеремиею в плен в Египет Иудеями после разрушения Иерусалима Навуходоносором ( Иер.43:6 ), а Варух автор рассматриваемой книги уводится в плен в Вавилон еще с Иехониею ( Вар.1:1–10 ), лет за 11 до разрушения Иерусалима. 330 К сему присоединяется у исследователей немалое число исторических погрешностей в книге невозможное у писателя современника событий, каковым был Варух писец Иеремии. А потому ныне некатолические богословы отвергают происхождение книги от пророка Варуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010