Отставной decessor и назначенный successor не тотчас же передавали друг другу свои права и полномочия: один не спешил приходить из Рима на новую должность, а другой уходить на новое место 114 , так что во время переписи перед смертью Ирода, когда родился Христос, за 4 г. до нашего летосчисления, в Сирии не числились только, а фактически были совместно два легата – сменяемый Вар и пока не вступивший в должность Сабин 115 , который тожествен с Квиринием, поименованным у Иосифа Флавия (Сабином) неправильно по ошибке 116 . При такой наличной действительности фактов нет ничего удивительного в том, что ев. Лука приписывает производство переписи в год рождества Христа Квиринию, а Тертуллиан указывает на Сенция Сатурнина, который фактически состоял еще правителем Сирии, хотя юридически уже был назначен Вар, еще не явившийся на место своего служебного назначения. Само собой понятно, что за отсутствием Вара, Квириний производил перепись совместно с Сатурнином, говорим «совместное” разумея одновременность их действий в силу данных им из Рима полномочий. Кстати не лишним считаем отметить здесь то, что Эрнест Бунзен, один из самых резких критиков, должен был допустить, что Квириний мог быть правителем Сирии в последнюю половину 750 года 117 . Разница от точно установленной теперь даты рождества Христова состоит в нескольких месяцах, не более одного года. Действительная наличность двух правителей в Сирии во время первой всенародной переписи в год рождества Христа вытекает из общего характера управления провинциями Римских императоров. «Громадное дело всенародной переписи поручаемо было специальному уполномоченному и не доверялось обыкновенным префектам, управлявшим провинциями». «Эти особые уполномоченные назывались «censitores» – сборщики поземельной подати, или «legati pro ргаетоге». При исполнении ими своих обязанностей им помогали подчиненные «adjutores ad census». В 27 г. до Р. Хр. император сам заведовал лично переписью в Нарбонне. А когда после того, он назначил туда Друза, чтобы продолжать эту перепись в шести провинциях в Галлии, то в каждой из этих провинций находился уже свой самостоятельный правитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/p...

О, какое явное бесстыдство! О, сколь открытая разбойничья языковредность! Когда Ирод «расспрашивал их, где надлежит родиться Христу» (Мф. 2:4), то они еще более дерзновенно говорили: «В Вифлееме Иудейском» (Мф. 2:5) и указывали на пророческое предсказание и приводили слова священноявителя, свидетельствовавшего: «Пророк великий восстал» во Израиле. И ныне с прикровенным лицом (2 Кор. 4:15–16) до сих пор восклицают: «Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а Сего не знаем, откуда Он есть» (Ин. 9:29). Воистину «не познали и не уразумели, во тьме ходят» (Пс. 81:6). Воистину сей «народ глупый, а не мудрый» (Втор. 32:6). Справедливо Христос вопиял к ним: «Мы играли вам на свирелях, и вы не плясали. Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф. 11:17). Кто сможет по достоинству представить их неблагодарное мнение? Кто обличит их злобную враждебность? Столькие для них почерпал Христос чудотворения, укрепляя расслабленных, очищая прокаженных, даруя здравие болящим, исцеляя бесноватых, открывая зеницы очей, восставляя их мертвых из гробов, превращая воду в вино и даруя им тысячи других чудес, о которых трудно и рассказать. И веры в них не было никакой, пусть и на краткое время. Пусть ты не веришь нам, о иудей, прочти священноявителей . Открой страницы, лежащие пред тобою. Не принимай ни Петра, ни Павла. Не считай святыми Евангелистов. Послушай хотя бы Моисея. Что он написал в законе? «Пророка вам воздвигнет Господь Бог из братьев ваших, как меня, Его послушаете» (Втор. 18:18). Смотри, что восклицает Исаия, пророчествуя: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7:14). Послушай Иеремию, вопиющего о великом: «Сей Бог наш, не сравнится иной с Ним» (Вар. 3:36). И немного ниже: «После сего Он на земле явился и обращался с людьми» (Вар. 3:38). Смотри, что знаменовал Захария: «Се Муж, восток имя Ему» (Зах. 6:12). И Малахия: «Воссияет вам, боящимся имени Моего, Солнце Правды и исцеление на крыльях Его» (Мал. 4:2). И это слово с другими удостоверила и запечатлела кровоточивая жена, исцелившаяся через много лет, принявшая исцеление, коснувшись крыла Его одежды.

http://pravoslavie.ru/80678.html

И, придя в святилище, я произнес молитву святого мира и, взяв миро, чтобы возлить его на святой жертвенник, я услышал глас, глаголющий: «Внемли, о епископ!» Когда я медленно обратился к престолу, я увидел руку Спасителя, помазывающую жертвенник. А я был объят страхом и трепетом, так что я сказал в себе с патриархом Иаковом: «Се, страшно место сие, несть сие, но дом Божий, и сия есть лествица небесная, место упокоения Вышнего» ( Быт. 28:16 ). Он рек, глаголя: «Сия есть скиния Отца, и Сына, и Святаго Духа», и он обошел (вар. трижды), говоря три «Аллилуиа» и добавляя стих и говоря: «Коль возлюбленна селения Твоя, Царю мой и Боже мой, желает и скончавается душа моя во дворы Твоя, олтари Твоя, Господи Боже сил, Царю мой и Боже мой, во веки веков» ( Пс. 83:1–3 ). И когда освятил он скинию, исшел к народу (вар. и освятил колонны) и стены. Затем он вернулся и воссел в скинии. Он рек и сказал нам: «Я был взят сегодня в рай Господа Саваофа и слышал неизреченный глас, который на сердце человека не приходил, по слову премудрого Павла ( 1Кор. 2:9 ). Верьте мне, братие, я видел сегодня славу Христову, исполнившую скинию, и видел моими грешными очами невидимую руку и высокую десницу Спасителя нашего Иисуса Христа, помазывающую престол святаго. ... Истинно, сей есть престол Бога Отца вседержителя и единородного Его Сына и Духа Святого, который над этим местом. ...Восстаньте ныне, чада мои, совершим святое служение, да причастим отцов наших и прославим Вышнего Бога» 604 . Наш источник является одним из первых восточнохристианских источников, где мы можем различить раннюю структуру чина освящения алтаря. Последний видится весьма простым и лаконичным: 1 . молитва «святого мира»; 2 . возлияние мира на престол; 3 . формула (?) освящения: «Сия есть скиния...»; 4 . обхождение алтаря с пением «Аллилуиа» и Пс 83 ; 5 . обхождение храма изнутри и помазание колонн и стен; 6 . Евхаристия. В своей ранней статье издатель нашего источника отметил параллели между более поздним коптским чином и соотвествующими чинами в западносирийской традиции 605 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Из всех перечисленных переводов критическое значение могут иметь лишь древние: Пешито, древне-италийский, коптский и эфиопский. Кроме того, книга Варуха некоторыми западными учеными: Френкелем (1863 г.), Плеснером, Гербстом (1866 г.), Кнейкером (1879 г.) и русским о. Антонином (1902 г.) восстанавливалась на основании переводов в ее предполагаемом еврейском оригинале. Все эти репродукции с их объяснениями также могут способствовать уяснению текста книги и его истории, но отсюда еще далеко до отождествления репродуктированных текстов с подлинным оригиналом книги. История книги Премудрости Иисуса сына Сирахова, после того как найден был ее еврейский оригинал, ясно показала, что эти репродукции весьма и весьма далеки бывают от оригинала… Об авторитете книги Варуха для православного богослова руководственные данные находятся в следующих свидетельствах. В еврейском каноне, как уже неоднократно говорилось, этой книги никогда не было. В 22-книжный канон, принимаемый Православной Церковью, она включена не могла быть. Посему у близко знакомых с еврейским каноном отцов Православной Церкви этой книги нет в 22-х книгах: у Мелитона, Оригена , в 85 апост. правиле, у Григория Богослова , Епифания, Иоанна Дамаскина . У лиц же не столь знакомых с иудейским преданием: у Кирилла Иерусалимского и Афанасия Великого эта книга помещается, как «одна с Иеремией и Плачем» в числе 22-х книг. И из русских богословов: у митр. Филарета в Катихизисе не помещается в числе канонических, а у митр. Макария во Введении как будто может быть отнесена к каноническим. Очевидно, православный богослов, руководясь твердо установленным в Православно-восточной Церкви критерием в суждении о каноничности книг – еврейским каноном, должен признавать эту книгу неканонической. С неканоническим характером книги согласимы все немалые, особенно исторического характера, «недоумения», признаваемые современной учено-богословской литературой в этой книге. Прежде всего, начало книги: «в пятый год в седьмой день (какого?) месяца, в то время, когда сожгли Иерусалим халдеи» ( Вар.1:2 ), заключает в себе какую-то очень неясную хронологическую дату: откуда считать 5-й год? Как будто естественнее всего с начала плена Иехонии и Варуха ( Вар.1:3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

V. Разделение Разделяются на больших, которые суть Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, – и на меньших, в числе которых полагаются все прочие; разделение же сие не до качества или заслуг пророческих касается, но только до великости или количества книг. Большими называются те, которые большие пред прочими написали книги: ибо хотя Осия и Захария числом глав превышают Даниила; однако, понеже Осиины и Захариины главы короче, и самая Осиина и Захариина книга есть меньше книги Данииловой. VI. Содержание книг пророческих Изъясняют обетование о Мессии, Его пришествии и благодеяниях; укрепляют людей в ожидании и уповании на Него; обличают идолопоклонство своего времени, и отлично утверждают истинное учение о Богопочитании; с великою ревностно охуждают пороки в рассуждении второй скрижали; именем Божиим предсказывают наказания как Иудеям, так и другим народам; дают ответы тем, от которых вопрошены; иногда включают некоторые повести, и особенные Божии повеления возвещают. VII. Конец Оный есть сокрушение сердца или покаяние, вера и святая жизнь. VIII. Ключ книг пророческих Вместо оного служит чтение Пятикнижия, Псалмов, Нового Завета, а особливо книг Царств и Паралипоменон, и почерпнутое из оных сведение о внешнем и внутреннем состоянии царств иудейских, и наипаче тех царей, при которых славились пророки. § 33. О Книге Варуха I. Надписание Оное есть Варух, которое имя есть еврейское, и значит благословенный. II. Содержание Варух в послании, именем Иудеев плененных в Халдею, к живущим во Иерусалиме посланном, и которое во всех священных собраниях во дни праздничные общенародно чтено быть долженствовало, братию свою Иудеев возбуждает, дабы они и свое собственное, и тех, которые в плене Халдейском содержались, оскорбление возвещали Богу с покорением духа, и усердными молитвами просили бы об окончании оного. А из сего виден и конец, на которой писана сия книга. III. Разделение Две вещи находятся в сей книге: 1) История книги Варуха. Гл. 1 от ст. 1 до ст. 15 ( Вар.1:1–14 ). 2) Самая книга Варуха,Вар.1 :15с до конца, где находится:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Ему же посвящены и два псалма на каждом из часов, который т. об. удерживает из обычных псалмов лишь один. На рождественских царских часах 1-й час, оставляя обычных из своих псалмов – 5-й, имеет псалмы 44-й, изображающий красоту юного Мессии 121 , и 45-й, изображающий спасительное и миротворящее поселение Бога в Его граде 122 . Из тропарей (гл. 8. 3 и 8) первые два рисуют приготовление Вифлеема к великому событию в нем, а 3-ий смущение Иосифа при виде Пресвятой Девы непраздною. Прокимен (на всех часах 4 гл.) из Пс. 2, 7. 8 о предвечном усыновлении и облечении властью Мессии. Паремия Мих. 5, 2 – 4 о месте рождения Мессии 123 . Апостол Евр. 1, 1 – 10 о величии и превосходстве Сына Божия пред Ангелами. Евангелие Мф. 1, 18 – 25 об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших рождеству Христову (чревоношении) и о самом событии рождества. В 3-й час , удерживающий обычный 50-й пс., вводятся псалмы: 66, изображающий ближайшие цели спасения и отклики на него людей, и пс. 86 о славе Сиона, сообщенной ему явлением в нем Мессии 124 . Из стихир (гл. 6, 8 и 3) первые две рисуют то уничижение, которому подверг себя Сын Божий своим рождением на земле, а 3-я, продолжая мысль соответствующей стихиры 1-го часа, говорит о том, как Иосиф верою преодолел свое недоумение по поводу непразднства св. своей обрученицы. Прокимен (гл. 4) из Ис. 9,6 – о самом рождении Мессии. Паремия Варуха (под именем Иеремии, который представляется говорившим чрез Варуха) Вар. 3, 36 – 38 ; Вар. 4, 1 – 4 о явлении Бога на земле и о необходимости веры в это. Апостол Гал. 3, 23 – 29 о пришествии веры и обусловленном ею усыновлении Богу, объединении во Христе и соединении с Ним. Евангелие Лук. 2, 1 – 9 более подробный, чем в предыдущем евангелии рассказ о самом событии. В 6-й час, удерживающий обычный 90-й псалом, вводятся псалмы: 71 изображающий Мессию, как сына Царева, как юного царя (соцаря Богу) по его общественно-преобразовательной деятельности, которая найдет признание и со стороны языческих народов (пророчество о поклонении волхвов с дарами) и пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Не плачь, не плачь своей красы, Не слези своих ясных очей! (Вар., 58; [Бес.] 4, 192; 6, 185) Но это красота матери, а не девы . Явно чуждым великорусской мариологии, явно навеянным Западом представляется образ: Девица - всем царица. (Вар., 47) Однако красота Ее подернута дымкой слез. Она всегда остается воплощенным страданием. Страсти Богородицы начинаются, как мы видели, еще до рождения Божественного Сына. О «Сне Богородицы», первых богородичных страстях, Бессонов заметил: «Нет произведения более известного всем и всюду». Здесь содержанием пророческого сна является собственно рождество и крещение Сына, связанное с видением вырастающего на берегу Иордана крестного древа. Христос сам - в утробе - толкует этот сон Матери, относя его к Своим страстям (6, 175). Едва родивши Сына, Мать должна спасать Его от палачей Ирода (или от «иудеев» в стихе о Милосливой жене). Те же скитания, то же бегство, которые сопровождают первый, рождественский, цикл Богоматери, вводят и последний, страстной Ее цикл. Весть о распятии Сына застает Марию далеко. Она ходит по земле, ищет Христа: По горам, по горам по Сионским, (4, 238) По горам, по крутым горам, (4, 242, 247) По чисту полю, (4, 244) По святой Руси. (4, 243) От встречных «жидов» она узнает о совершающейся казни: Плакала-ходила Святая Дева. При ней были три мироносицы жены. (4, 214) Иногда ее скорбь выражается в чисто народных эпических чертах: Ударилась о землю, едва бысть жива. (4, 216, 223) Увы, мать, сыра земля, возьми меня к себе. (223) Очутившись перед крестом, Богородица не сдерживает своего отчаяния, своих упреков Сыну за Его вольную и бесполезную смерть: Спасе мой любезный, надежда моя, Нарекался жить бессмертным, Напрасную смерть получаешь, Безвинную кровь проливаешь, (6, 176, 181) И совсем человеческое: Одну меня, матерь, покидаешь. Кто же мою старость прибережует? (6, 176) В утешениях Спасителя, обращенных к Матери со креста, мы уже отмечали те христологические мотивы, которые должны рассеять Ее религиозные сомнения. Здесь остановимся лишь на Его личных обещаниях Богородице. Стих помнит о евангельском поручении Иоанну Пресвятой Девы:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

Обслуживать Монастырь назначалось 201 лицо: 20 слуг – разночинцев для посылок и всяких дела, с жалованием по 20-ти рублей и 10-ти юфтей; 4 сторожа, 10 рассыльщиков, 12 конюхов и кучеров, 2 коновала, 1 каретник и шорника,, 2 колесника и тележника, 2 бочара, 2 скотника, 4 дворника на подворьях, 1 часоводец, 2 кузнеца, 1 слесарь, 1 рещик, 1 столяр, 1 токарь, 2 оконичника, 2 каменщика, 2 печника, 2 квадратура, 4 портных, 3 сапожника, 4 плотника, 20 рыболовов и извощиков, 1 садовник, 10 рабочих в огородах и садах, 1 живописец, 1 маляр, 1 медных дел мастер, 1 свещник, 10 сторожей церковных, звонарей и сторожей монастырских, 8 поваров, 4 стольника про братию, 8 хлебннков и приспешинков, 1 пивовара, 1 медовар, 1 квасовар, 2 погребных гвоздаря, 1 квартермейстер, матрос, 1 конопатчик, и лодейщик, 8 гребцов, 1 подмастерье к пильной мельнице, 4 пильщика, 2 профоса, 4 работника для всяких, монастырских работ, – всем, оклад по 12-и рублей и 6-и юфтей; 7 келейников, в том числе 1 «архимандриту в прибавок к монаху одному», 5 истопников – при наместнике, казначей, экономе, проповеднике и духовиике, 3 больничных служителя, – с окладами в 10 рублей и 6 юфтей; итого светских разночинцев 101 человек, с окладом 3.124 рубля и 1.492 юфти 2749 . На продовольствие 77-и монашествующих высчитано было количество съестных припасов следующее: муки ржаной 400, пшеничной 50, крупичатой 10, крупы гречневой 30, овсяной 30, ячной 20, пшена 10, гороху 20, толокна 10, семени конопляного 10, на кисель овса 100, на 40 вар пива солоду 280, в том числе ячного 240 и ржаного 40, – на 5 вар полпива солоду ячного 35, на квас и на кислые щи 100 четвертей, в том числе ржаного 60 и ячнаго 40, – итого: хлеба 1.105 четвертой; меду сырцу 150 пудов; хмелю на пиво, полпиво и моды 75 пудов; снетков 10 четвертой; белуг, осетров и семги по 76 пудов; икры паюсной зернистой, черной зернистой, красной, – каждой по 30 пудов; соли 200 пудов; масла коровьего 50, конопляного 35 пудов; вязиги 1.400 пучков; грибов 15 пудов; груздей и рыжиков по 5.000; яиц 10.000 штук; вина простого 500 ведер.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Слово в день святых Апостол Петра и Павла и Тезоименитства Его Императорского Высочества, 1766 года, Июня 29 дня Блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой, иже на небесех. Мф. 16:17 . Куда ни обратим мы очи свои, везде находим радостные предметы блаженства нашего. Воззрим ли мы на святое благословенного Христианства общество, видим милосердо на него взирающее око Святого Израилева. Посмотрим ли на Россию, видим в ней цветущее мудрого самодержавия древо, под тению которого сладко все покоятся. Церковь нынешним празднованием выводит пред нас два великие святости и благочестия примера. Россия всегда пред очами своими имеет дражайшую двоицу, Благочестивейшую Монархиню с любезнейшим Ее Сыном, предмет нашей радости, вину благополучия, пример добродетели. Церковь празднует днесь своих основателей, которых трудами мир в первосозданное приведен благообразие. Россия совершает ныне торжество Тезоименитства Всероссийского Наследника, Августейшия Матери плода благословенного, почитая в Монархине исполнение своих желаний, а в Наследнике сладчайшую надежду. И так Церковь и Россия вкупе приводят нам примеры неба и земли. Небо и земля к общему нашему блаженству соглашаются. Все нам приятствует; от всех стран веет зефир благоденствия. Что воздадим Господеви за вся, яже воздаде нам? 47 Слышите языцы и покаряйтеся, яко С нами Бог . 48 Но чтоб наша радость была не блистательна только, но и плодоносна, растворим ее духовною беседою. Посмотрим, какое блаженство Спаситель присвояет Петру , и оное относит не до явления плоти и крови, но до явления небесного Отца. А Ты, Боже духов и всякия плоти! наш плотию обременяемый дух подыми от земных к горним, и очистив мысленное око, даждь разумно видети Тя. Блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой, иже на небесех. В Сем Евангельском тексте некоторые слова требуют изъяснения, а именно, что означает явление, плоть и кровь, явление плоти и крови, и явление Отца небеснаго? Явление значит познание вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

625 То же доказывает и служба собору святых славных и всехвальных апостол дванадесяти; ибо и в ней оба апостола Петр и Павел в одном и том же стихе величаются учений божественных основаниями незыблемыми, хвалением Церкви Господней, верховными, апостолов первопрестольниками, первыми апостолами, верховными учеников, благодати сопрестольными, двоицею божественною, Церкве неразоримыми воистинну стенами и непоколебимыми столпами и проч. 626 а. По богослужебным книгам латин, речь Спасителя к ап. Петру, находящуюся в 16 гл. евангелия от Матфея, нельзя изъяснять о поставлении его князем св. апостолов: ибо в них – а) под камнем также разумеется иногда исповедание ап. Петра, иногда сам ап. Петр, б) ключи царства небесного внушается не различать от власти вязать и решить, а – в) власть эта представляется врученною всем апостолам. «Господь, – читаем в них, – спрашивает учеников: кого Мя глаголют человецы быти? и прибавляет: сына человеческаго. Петр отвечает: ты еси Христос, Сын Бога живаго… Воистину достойную награду получило исповедание Петра: ибо в человеке он узрел Сына Божия. Блажен он, похваленный за то, что прозрел и узрел свыше-человеческое, взирая не на то, что было от плоти и крови, но по откровению Отца небеснаго созерцая Сына Божия, и удостоенный того, чтобы первому познать во Христе божество. О, славное основание Церкви в наречении нового имени и достойный в создании ее камень, имевший разрушить законы преисподней и врата адовы и все затворы смерти! 628 Спрашивает (Христос): кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго? Они же реша: ови убо Иоанне крестителя, инии же Илию. Вы же кого Мя глаголете быти? Петр от лица всех апостолов исповедует: ты еси Христос, Сын Бога живаго… Отвещав же Иисус, рече ему: блажен еси Симоне, вар Иона. Сим воздает Он взаимно за свидетельство о себе апостола. Петр сказал: ты еси Христос, Сын Бога живаго, и истинное исповедание награждается. Блажен еси Симоне, вар Иона. Почему? яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец 629 . И аз, говорит, тебе глаголю.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010