Но обычай совершать проскомидию дьякону весьма рано встретил себе запрещение в нашей церковной практике. Еще в XIII веке мы находим одно соборное определение, которое отнимает у дьяконов право проскомисания. Говорим об определении Владимирского собора (1274 г.), бывшего под председательством митрополита Кирилла II. Определение это, изложенное в грамоте митрополита Кирилла, гласит следующее: «паки обретохом в пределах Новгородских диаконы емлюща божественный агньц, и преже попов проскоурмисание творяще (вар. «творяща»), и потом пришедшем попом, после проскоурмисати. И забыша правила реченного в Фроугии (в подлиннике ошибочно поставлено з): «дьяконом прежде прозвитера не входити в святый олтарь, ни попом преже епископа». Никейского же сбора правило (в подлиннике опять ошибочно стоит: писано бо есть сиче: «слышахом, рече, о некых, яко неции дьякони преже епископ благодарению прикасающеся, повелеваем отселе дьяконом по попех взимати причащение. «Томоу же святомоу сбороу последоуем, отселе не повелеваем дьяконом агнца вынимати, нъ попом (вариант: «повелеваем дьяконом агньца не выимати пред попом»). Аще кто обрящеться по нашей заповеди се творя, негодованием епископ места того да извержеться, аще сведает; аще ли не весть, прощен будет. Аще ли непокорящеся (вар. «не покоряться»), нъ въпрекы глаголют, да боудоут вси извержени; аще ли люди молвоу начноут творити, да боудоут прокляти». 633 Выписанное правило дает понять, в силу каких причин право проскомисания было отнято у дьяконов. В Новгородской области (происходило ли тоже в других местах – сказать трудно) дьяконы, очевидно, стали злоупотреблять данным им правом 634 – начали совершать проскомидию «преже попов» т. е. до прихода их в церковь . Со своей стороны и священники, не обращая внимание на то, что проскомидия совершена уже дьяконом, сами снова совершали её: «пришедшем попом после проскурмисати». Таким образом выходило нечто совсем не сообразное, чему нужно было положить конец. Найдя некоторое аналогичное явление в древнехристианской церковной практике (18 пр. 1 всел. собора), собор на будущее время решительно запретил дьяконам совершать проскомидию, давая хорошо понять, что он отменяет обычай, твердо установившийся в церковной практике: «аще ли люди молву начнут творити, да будут прокляти». В своем месте нам представится случай говорить, что дьяконы совершали у нас проскомидию и в XIV–XV вв., 635 что этот обычай, хотя и в измененном виде, существовал даже в XVI–XVII вв., тем не менее нельзя сказать, чтобы определение Владимирского собора не имело практического значения: почти во всех служебниках XIV века 636 проскомидию совершать полагается священнику, а не дьякону.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

О. фактически лишь намекает на эти темы, напоминает монахам о них, подтверждает библейскими цитатами, но не раскрывает подробно их суть, т. к. они хорошо были известны членам общины. Нек-рые из этих тем были забыты последующими поколениями монахов, а в др. монашеских традициях (особенно в традиции Евагрия Понтийского) они либо отсутствовали, либо были второстепенными. Основной для понимания учения О. является «Книга Орсисия», в к-рой отразилась обстановка внутреннего кризиса пахомианской общины, вызванного духовным расслаблением монахов и отказом их от нищеты. В общине появилось неравенство: начальствующие перестали заботиться о духовной пользе подчиненных, думая более о собственном благополучии. О. стремился восстановить прежние порядки общежития. Содержание поучений и посланий О. во многом перекликается с основными идеями его завещания. Приводя ряд цитат из книг ВЗ (Лев 26. 42; Мал 2. 10-11; Ис 24. 4-6; Ис 61. 8-9), О. напоминает монахам, что киновия есть образ апостольской Церкви, что Бог заключил с прп. Пахомием и основанной им общиной монахов Завет, подобно тому, как некогда Бог заключил Завет с патриархами Авраамом, Исааком, Иаковом (о теме Завета в егип. монашестве см.: Couilleau G. L " «Alliance» aux origines du monachisme égyptien//Collectanea cisterciensia. 1977. N 39. P. 170-193). Киновия - это новый Израиль и «народ Божий» именно благодаря прп. Пахомию, к-рый стяжал божественную мудрость и творил дела, угодные Богу ( Orsies. Lib. 1, 50// Boon. 1932. P. 109, 143 (ср.: Вар 3. 9-15; 4. 1-5); Orsies. Catech. 3// Lefor. 1956. Vol. 1. P. 71 (ср.: Вар 4. 4)). Монашеское братство есть «дом Божий и вертоград святых» ( Orsies. Lib. 28// Boon. 1932. P. 129), так же как и душа человека есть храм,- в котором Христос и Св. Дух (Idem. 19//Ibid. P. 121 (ср.: 1 Кор 3. 16-17; Еф 4. 30); Orsies. Ep. 3. 4// Vogüé . 1986. P. 11). Об исполнении Завета, заключенного с этим новым «народом Божиим», спросит Судия в конце времен, когда в эсхатологической перспективе будет восстановлен духовный Храм (ср.: Агг 2.

http://pravenc.ru/text/2581571.html

Поняв из поведения неприятелей, что они собираются сделать приступ, осажденные начали готовить вар с калом, смолу, камни и прочее, чт( нужно для отражения нападающих, также очистили подошвенный, или нижний, бой в башнях. Когда настал вечер, Поляки, желая подойти к стенам монастырским тайно, поползли по земле, соблюдая тишину, причем везли за собой «приступные козни», или штурмовые снаряды, – щиты рубленые, и лестницы, и турусы, и всякие стенобитные хитрости. Так как у осажденных число способных носить оружие было слишком ничтожно, то к защите стен они привлекли и всех неспособных, со включением и женщин; притаившись на стенах, они ждали приступа. Вдруг с Красной горы раздался артиллерийский залп – и Поляки, вскричав и заиграв на трубах, начали приступать к стенам со всеми снарядами, которые привезли и принесли с собой. Но когда они старались придвинуть к стенам щиты на колесах и турусы и приставить к ним лестницы, осажденные, не давая им этого делать, били их в подошвенный бой из многих пушек и пищалей, кололи их в окна, бросали в них камни и бревна, лили на них вар с калом, зажигали и бросали в них серу и смолу и засыпали им известию глаза. Отражение нападения продолжалось всю ночь, а архимандрит Иоасаф со всем освященным собором совершал в церкви молебное пение Господу Богу и пречистой Богородице и чудотворцам Сергию и Никону об избавлении обители и о помощи на врагов. Когда настал день, Поляки, видя, что ничего не успели сделать и только изгубили множество своих, начали со стыдом отступать. Тогда осажденные учинили вылазку на тех из неприятелей, которые оставались у стенобитных орудий или которые бродили во рвах, не будучи в состоянии выйти из последних. Многих из этих оставшихся осажденные побили, а тридцать человек взяли в плен (эти взятые заставлены были потом молоть в жерновах хлеб на братию монастыря и на все Троицкое воинство). Урон Поляков во время этого приступа был очень большой; кроме того, они оставили у стен свои турусы, щиты и лестницы, которые были все забраны нашими и внесены в монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/438603/

Церковь св. Иоанна Предтечи в Оксии (58) (ν τ Οξεα) ( Janin. 1969. P. 419-420; Иванов. 2011. С. 305), была построена имп. Анастасием I (491-518). Впоследствии получила большую известность благодаря многочисленным исцелениям, происходившим от находившихся здесь мощей вмч. Артемия . Рака с мощами св. Артемия располагалась в крипте под алтарем, куда вели 2 лестницы. Справа от алтаря находился придел (часовня) прмц. Февронии, торжественная служба которой ежегодно совершалась здесь 25 июня; 20 окт. праздновался день памяти вмч. Артемия (SynCP. Col. 772, 153). Монастырь св. Иоанна Предтечи в Петре (59) (ν τ Πτρ) ( Janin. 1969. P. 421-429), один из крупнейших в К. Согласно энкомию (BHG, N 212), составленному, возможно, Иоанном Мавроподом (XI в.), к-рый до возведения на митрополичью кафедру Евхаит был монахом и архимандритом этого мон-ря, его основателем был прп. Вар . Он происходил из Египта и пришел в К., вероятно, при имп. Зиноне (474-491) в одно время с преподобными Патапием и Раввулой. Вар поселился в безлюдном месте рядом с заброшенной каменной часовней св. Иоанна Предтечи. Однажды подвижника заметили охотники и сообщили о нем императору, к-рый захотел взглянуть на Вара. Святой, желая оказать честь правителю и, согласно обычаю, воскурить фимиам при встрече с ним, за неимением кадила положил горящие угли в складки одежды, к-рая при этом не сгорела. Пораженный чудом, Зинон отдал в собственность Вару земли вокруг церкви. Основанный Варом монастырь часто отождествляется с к-польской обителью Вары (το Βρα), известной с VI в. Прп. Иоанн Постник († кон. XI - нач. XII в.) передал все свое имущество мон-рю и стал его игуменом. Он построил храм, трапезную, кельи и др. сооружения, за что его стали называть 2-м ктитором обители. Согласно указанию в составленном им уставе (Ambros. gr. 270; нач. XIV в.), мон-рю покровительствовала Анна Далассина, мать имп. Алексея I Комнина (1081-1118). По свидетельству митр. Евстафия Фессалоникийского (2-я пол. XII в.), обитель была настолько богата, что могла обеспечить всеми необходимыми продуктами визант.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

По третьему Евангелию рождение Иоанна Предтечи было возвещено Захарии «во дни Ирода, царя иудейского» (гл. 1, ст. 5); в шестой месяц после того было благовещение Пресвятой Деве Марии (гл. 1, ст. 26); стало быть по крайней мере за 15 месяцев до Рождества Христова царем предполагается Ирод Великий. Но несомненно, что и в разбираемых стихах μραι κεναι указывают также на время правления Ирода: 1) если бы Лука предполагал за эти 15 месяцев перемену правления, то конечно намекнул бы на это хоть словом; обозначить царя, при котором было видение ангела Захарии, и не указать, что при гораздо важнейшем событии – рождении Иисуса Христа – правитель страны был уже другой, было бы очень странно 2) по гл. 3, ст. 1 и 23 Иисусу Христу, во время крещения, в 15-й год правления Тиверия, только что исполнилось 30 лет; значит он родился, по. Луке, в 750 году от основания Рима, если года соправительства Тиверия идут в расчет, или в 752, если они не считаются; Ирод Великий скончался в 750 (или 751) от основания Рима, вскоре после 12-го марта, до пасхи (между 1 и 14-м нисана); таким образом второй счет выводит нас за время его правления; но в таком случае 3) не только ясное указание Матфея гл. 2, .ст. 1 придется отвергнуть, но и весь его дальнейший рассказ (о бегстве святого семейства в Египет и возвращении оттуда теряет смысл. Если мы признаем это, то в разбираемом известии о переписи нельзя, кажется, отрицать неточности, именно: при жизни Ирода Великого Квирин не был президом Сирии, так как восстание, происшедшее по поводу смерти Ирода, подавлял еще презид Квинктилий Вар (тот самый, который впоследствии погиб в Тевтобургском лесу). Вар правил в 6–4 году до нашей эры, до него, в 9–6 годах, Сентий Сатурнин, еще ранее – Титий, и следовательно при Квиринии Христос родиться не мог. Но неточности не следует преувеличивать. Подробное исследование дела показало, что неточность эта – не только не грубая, а напротив, комбинация, вызвавшая ее у нашего автора, даже очень остроумна и свидетельствует о весьма подробном знакомстве его с обстоятельствами времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Подобно Исаии, и современник его прор. Михей считает храм местом обитания Бога ( Мих.1:2 ), Сион –престолом царствия Господня ( Мих.4:7 ). Пророк Софония называет Сион святой горой Божией ( Соф.3:11 ) и пророчествует, что в Иерусалиме, на Сионе будет местопребывание Господа ( Соф.3:16–17 ). Пророк Аввакум говорит о храме как месте пребывания Господа ( Авв.2:20 ). В том же смысле говорит о храме и прор. Варух ( Вар.2:16 ). По воззрению прор. Иеремеи на иерусалимском храме наречено имя Бога ( Иер.7:10 , Иер.7:11 , Иер.7:30 ; срв. Вар.2:26 ); храм – подножие ног Господа ( Плч.2:1 ); под условием исполнения, предписаний закона храм иерусалимский опять может быть местом богослужебных собраний «для городов иудейских и окрестностей Иерусалима и земле Вениаминовой и равнин и гор и юга» ( Иер.17:24–26 ; срв. Плч.2:6 ). Такое же представление об иерусалимском храме мы встречаем и у пророков царства Израильского; Так, Ина в молитве во чреве кита выражает надежду опять увидеть храм святой Божий ( Ин.2:5 ); он считает храм местом, где Бог принимает молитвы ( Ин.2:8 ). Пророк Амос прямо указывает на Сион и Иерусалим, как на место обитания Бога ( Ам.1:2 ). Таким образом, по общему представлению пророков о храме иерусалимском, он является местом, избранным Богом, чтобы там пребывало Его имя, местом пребывания Бога, а потому, конечно, и местом поклонения Богу народа еврейского. Если же так, то можно допустить, что в представлении пророков храм иерусалимский, в связи с требованием закона ( Втор. 12:11 ), являлся единым законным местом богослужения народа еврейского. Этот взгляд пророков на иерусалимский храм, как единственно законное место богослужения еврейского народа, еще определеннее выясняется из отношения пророков к высотам, т.е. местам еврейского богослужения вне храма. Служение на высотах, после построения храма Соломонова, было распространено в еврейском народе не менее, чем до построения храма. Об этом свящ. авторы замечают во многих местах. При Ровоаме, например, евреи «устроили у себя высоты… на всяком высоком холме» ( 3Цар.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Λυτρωϑντες τ τκ σου το τς μαρτας χρους, Πανμωμε, χαριστριον φμνιον ναπμπομν σοι. Θεονμφευτε. Избавленные Рождением (Сыном) Твоим от греховного долга, Всенепорочная, благодарственное пение воссылаем Тебе, Богоневеста! —248— Греч. печ. 21 янв. и ркп. 290, 291 и 292 без вар. и Слав: избавльиеся (98 избавльшися) рождеством Твоим (98: ти) Всенепорочная (пренепорочная 98 и нек.) радостное. Но в типогр. другие: Девою въсхвалим тя по рожестве и паки девою чстоу, яко рожьши Х(рист)а Б(ог)а, от льсти мира избавльшего. Типогр. 99. Повремени бывшего от (др. опуск.) Оца безвремене восия(др. ъ)вшего б(ог)омати (др. приб.: нам) родила еси, его же помоли, (др.: моли), да спасет поющих (др. aja) тя. Типогр. 125–128. Песнь V Меч не отсек твоего, отец, дерзновения, – не загасила, преподобный, ссылка веру твою. Comb. сл. I, ркп. 298 без вар. Слав. 12 авг. 105: не отсецаше, др: не усече. – не угаси – заточение. Проповедует Рим ревность твою, богоносный, – трубит (возглашает), преподобный, Церковь слова твои. Там же, Слав: проповедует убо – трубит же. Веру свою непоколебимою сохранил ты в сердце и ум вознес к небу, великоименный. Только у СМ сл. I. Вместо этого стиха: νπιον ρχντων κηξαντες τν Σωτρα, μρτυρες γεγνατε τ προαιρσει, ϑεσοφοι. Пред начальниками проповедав Спасителя, мучениками добровольно, богомудрые. Греч. ркп. 298 и слав, авг. пред князи – бысте произволением. Богородичиы Как источник бессмертия воспеваем Тебя, Богородица, ибо всегда текущую жизнь миру источила (родила) Ты. —249— С. I сл., Слав. 12 авг. и греч. ркп, 298. Вм. С πγασας – источила чит. κησας – родим, ркп. 298 и слав. Вм. приснотекущий 105. 99. 271: присный. Утиши неустойчивое волнение страстей моих, Родившая Бога, Правителя и Господа. С. II сл. и греч. печ. 12 авг. Типогр. ркп. 99 так: Жстави боурю не приизниноу страстьми. Х(рист)а рожьши къръмителя и га. Ο μ σε Θεοτκον γινσκοντες. Θεομτορ, φς ο μ ϑεασο(ων)ται τ γεννηϑν κ σο, Πναγνε. Не (при)знающие Тебя (за) Богородицу, Богоматерь, (да) не узрят Света, рожденного от Тебя, Всечистая!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это будет день веселия Иерусалима, который снимет одежду плача, оденется в благолепие славы и правды от Бога навеки и возложит на главу свою венец славы от Вечного; тогда Бог покажет всей поднебесной славу его и наречет ему навеки имя: мир правды и слава благочестия. Но несчастны все те, которые радовались падению его; Израиль увидит погибель их и наступит им на шею; на их страну придет огонь от Вечного на долгие дни, и она в течение долгого времени будет обитаема бесами ( Вар. 4:21–37 , Вар. 5:1–9 ). Здесь заметно выступают политические тенденции автора, мечтающего о владычестве Израиля над языческим миром; но все же автор сохраняет пророческое представление о грядущем царстве, как о царстве мира и праведности. Первая Маккавеиская книга дает очень богатый и ценный исторический материал для изучения тех условий в жизни иудейского народа в период его борьбы за независимость при Маккавеях, которые оказали значительное влияние на процесс образования позднейших мессианских идей. Автор её, – иудей ортодоксального направления – 29 , жил по всей вероятности в правление Иоанна Гиркана 30 и следовательно был очевидцем многих событий, описываемых в его книге; по достоверности исторических фактов маккавейская книга относится к числу самых драгоценных источников, какие мы имеем вообще по истории иудейского народа в маккавейский период. 31 Но прямых указаний на мессианские верования мы здесь не встречаем; заслуживает только внимания случайный намек на то, что в народе существовало общее ожидание «верного пророка», который даст ответ по обрядовым вопросам и произведет перемену в деле управления народом ( 1Мак. 4:46; 14:41 ). Характерно также, что автор Маккавейской книги, при всем своем преклонении пред родоначальниками асмонейского дома, считает его правление временным ( 1Мак. 14:41 ) и сохраняет память о царственном роде Давида, который «за свое милосердие наследовал престол царства навеки» ( 1Мак. 2:57 ). Писатель второй Маккавейской книги 32 передает исторические события из того же маккавейского периода, но с примесью значительной доли субъективизма, что дает ему большую возможность выразить свои верования и задушевные чаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Букв. «в свободе помыслов». 966 Или «образа жизни». 967 Или «подъем этот». 968 Букв. «к естественному пути образа жизни (подвижничества)». 969 Букв. «целостности сознания», «целостности совести». 970 Букв. «существует». 971 Т.е. нового века. 972 Букв. «возбуждается». 973 Вар. «кто служит в этом образе жизни», «кто пребывает в таких подвигах». 974 Т.е. находящихся на душевном уровне. 975 Т.е. находящихся на духовном уровне. 976 Духовный. 977 Букв. «в перемене своей и в деятельности своей». 978 Букв. «к нашему рассказу». 979 Букв. «слово». 980 Или «в добродетели деяний». 981 Букв. «свободой помыслов». 982 Т.е. от страха и страдания. 983 Или «свободе помыслов». 984 Букв. «чину детей». 985 Букв. «возбуждается», «движется». 986 Букв. «постоянством мысли». 987 Букв. «о вещах воскресения их мертвых», т. е. о том, что относится к воскресению из мертвых. 988 Букв. «кратких дней этой обители». 989 Букв. «еще не вошел в душевность». 990 Букв. «душевности». 991 Или «совокупность». 992 Т.е. Церковь. 993 Букв. «в душевности». 994 Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. 995 Букв. «на нёбе мышления его». 996 Букв, «к страннику в утомлении его». Сир. aksenaya является эквивалентом греч. xenos («странник»): в контексте аскетической письменности термин означает человека, сделавшегося чуждым миру («странным» для мира), т. е. отрекшегося от мира. 997 Или «жизни в похотях». 998 Т.е. корабли, под которыми в данном случае подразумеваются люди. Характерный пример параллельного использования двух различных образных рядов: 1) корабли, океан, кормчий; 2) уши, уста, вкушение. 999 Выражение «устами читают» отражает распространенную в древности практику чтения вслух. Читать про себя («глазами») было не принято даже наедине с собой. 1000 Букв. «не вкусили». 1001 В оригинале использованы однокоренные слова. 1002 Букв. «восхитительность знания своего». 1003 Букв. «умерщвленное (мертвое) сердце». 1004 Или «отсутствия мысли о себе». 1005 Или «от тайн истины». 1006 Ср. Мал.3:20. 1007 Вар. «воссияло в излиянии». 1008

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Принадлежащий проф. Менщикову перевод греческого жития св. Климента (Юбилейное издание Моск. Унив. Материалы для истории письмен, 1855 г.), перепечатанный проф. Лавровым (Книга для чтения по истории средних веков, вып. II, 1897 г. стр. 180–212) с одною только поправкой собственного имени 1 вполне справедливо «по точности считается одним из лучших; равным образом им вполне передается витиеватый, исполненный риторических украшений, стиль оригинала» 2 . Но все человеческое до бесконечности усовершаемо ( Мф. 5:48 ). Не говоря о немалозначительных и немалочисленных вольностях перевода (см. примеч. к переводу), в нем имеются: 1) Пропуски в тексте оригинала: в заглавии ( κυρου и χρηματσαντος), гл. III. § 17, V. 34. 2) Ненужные прибавления к тексту: гл. I. 4 («века» к «до скончания») III. 15, IV. 23 др. см. в примечаниях. 3) Не мало неточностей, напр.: чудесами просвещались вм: блистали- θαμασι λαμπρυνθναι, – представивши и (?) некоторые только черты – гл. 1, и др. мн. см. примеч. 4) Есть и неверности: плохие знатоки и слишком самоуверенные – κακς γε εδτες κενοι κα λαν πισφαλς – худо конечно и весьма нетвердо зная об этом (может быть смешивая с πασφαλς?) I гл., – μφιδξιοι – угодными вм. искусными гл. I, увлекался привычкою вм. охвачен был обычным состоянием (скорби по умершем брате)- σννηθεας λσιμς гл. ΙV, – предоставлю заведывание церковными делами по чину пресвитерскому вм: и церковь передам и церковное пресвитерство предоставлю, как то подобает – κα τν κκλησαν παραδσω κα τ τς κκλησας πιδσω, κατ τ εκς, πρεσβυτριον (смешивая с πρεσβυτερου или πρεσβυτερικν и не замечая τ пред τς κκλησας) гл. X кон., – даровано было от Бога, надо: получено было – δδεκτο – δχομαι – гл. XX, – к служению ( τ θεραπεα) стал прибавлять благодарение – вм: к лечению (исцеленного больного) стал прибавлять благодарение гл. XXVIII, – маслина, нимало не оскудевающая предвозвещенным у пророка туком – с неподходящими параллелями Пс. 62, 6 ,–35, 9,–127, 4, – τς το) προφτη προορισ& εσης (лучше вар: τροανσΡεης) μ λειπομνη – надо: предопределенной (лучше вар: провозглашенной) пророком ни мало не уступающая, – и парал. Ос. 14и Зах. 4:12 . и др., – все указаны в примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010