453 Знамена Синодальных Миней, кроме катавасии на лицевой стороне л. 1 из 433 (168), принадлежать к столповым. См. Разумовский, церковное пение в России, Москва 1867. с. 59. П. 456 Так по нумерации, а в действительности 262, ибо лл. 149–152 в счёте повторены а после 173 один не подсчитан. П. 458 По истории княжества Псковского 1, 14. 15. Кромом или Кремом называлась в Пскове верхняя каменная крепость, окружающая Троицкий Кафедральный собор, а персями возвышенные зубцы или гребень на сей стене против соборного алтаря, на коих сперва висели и колокола церковные. 464 К данному месту относится замечание кар. рукой Невоструева, помещённое в начале описания этого «о сборной паремии из Прем. Сол., показанной и в описании Паремийника 17, прибавить, что в конце её стихи из Сираха, да неизвестно откуда». П. 465 Вкладная разнится от предыдущей в словах: «(@положил@)» (вм. дал), «(@что на патрїарше двор@)» (после Ионы), (@и з свое к л и@) (вм. свою) и в числе (@кг@). Π. 466 На поле рукой Невоструева кар.: «паремии есть, и в тех же числах, что и в 497 и 498; в сем последнем – на 1-е число они только указываются, а в 171 пишутся вполне». 471 На поле кар. рукой Невоструева: «в 506 нет под 14 числом никакой службы, в сем же под сим числом положена св. Савве Сербскому с паремиями. 27 ч. в 185 первые две паремии только указываются, третья пишется вполне, в 506 все три вполне пишутся». 472 Напечатано: Мак. Мин. Чет., Ноябрь, дни 13–15, Спб. 1899, стол. 1122–33, с незначительными отменами в языке. П. 473 На поле кар. рукой Невоструева: «в 506 на 17 ч. паремии только указываются, в сем же пишутся сполна; в 506 на 27 ч. паремии пишутся все три, здесь же только третья, прочие указываются». 474 На поле кар. рукой Невоструева: «в 506 на 17 ч. паремии только указываются, здесь же пишутся вполне; на 27 ч. в 506 пишутся все три паремии, а в сем только одна третья, – прочие указываются». 476 На поле кар. рукой Невоструева: «в сем паремии на 11 ч. только указываются, а в 508 они пишутся вполне, и притом одна из них не подходит к паремиям. указываемым в 507».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Когда же он ослушался Тебя, истинного Бога и своего Создателя, и допустил увлечь себя ложью змия 446 , и умертвил себя собственными согрешениями 447 , Ты по справедливому суду Твоему изгнал его из Рая в Мир сей и возвратил в ту землю 448 , из которой он был некогда взят 449 , без промедления готовя ему спасение через возрождение в Самом Христе Твоем 450 . Ибо, будучи милостивым, Ты не отвратил Лица Твоего навсегда от создания, кое сотворил, и не забыл деяние рук Твоих, но, ради снисхождения Твоего, многократно и разнообразно благоволил ему, посылая пророков, совершая чудеса в каждом поколении через святых, благоугодивших Тебе. Говоря же устами рабов Твоих – пророков – о грядущем спасении 451 , Ты дал ему в руководство Закон 452 и направил в помощь ангелов–хранителей 453 . Когда же наступила полнота благоприятных времён 454 , Ты стал говорить с нами через Самого Сына Твоего 455 , Коим Ты и самое время сотворил и Коий утвердил всесильным Словом Своим всё сущее 456 , не почитая Своё равенство Тебе, Своему Богу и Отцу 457 , произвольным присвоением 458 . (Ибо Он есть всесильное Слово Твое 459 , Сияние Славы 460 Твоей и истинное Отображение Ипостаси Твоей), Коий, будучи превечным Богом 461 , воплотился от Святой Девы 462 , и сообразовав Свое Тело нашему 463 , явился на земле и жил среди людей 464 , уничижив Себя рабским (нам) служением, дабы, Самому одевшись в немощное тело наше, нас облечь Славой Твоей 465 . И, поскольку через человека грех вошел в Мир и вместе со грехом вошла в нас и смерть 466 , то Единородный Твой Сын, пребывая в недрах Твоих, Бога и Отца 467 , подчинив Себя законам естества 468 , благоволил явиться нам от Жены – святой Богородицы и Приснодевы Марии – и осудить грех во Плоти Своей 469 , дабы мы, мертвые в Адаме 470 , имели бы Жизнь в Самом Христе Твоем 471 . Пожив же в Мире сем, оставив нам Свое спасительное учение 472 и избавив от басней идолопоклонников, Он привел нас к познанию Тебя 473 – истинного Бога и Отца. Избрав же нас Своим Святым Народом 474 , и очистив нас водой и освятив Духом Святым 475 , Он соделал нас Своим избранным Народом, царями и священниками 476 одним Родом святых 477 , ради чего и отдал Себя (смерти) вместо нас, дабы выкупить от смерти 478 , которая связывала всех, словно пленников, узами греха; И сойдя через распятие во ад, и наполнив его Своим Божеством, Он разорвал оковы смертной скорби 479 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 445 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 446 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. 447 Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 448 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 449 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 450 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; 451 и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 452 Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; 453 иди и впредь не греши. 454 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я — свет миру; 455 кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, 456 но будет иметь свет жизни. 457 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; 458 потому что Я знаю, откуда пришел 459 и куда иду; 460 а вы не знаете, откуда Я и куда иду. 461 Я не сужу никого. 462 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, 463 потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. 464 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно (Втор. 19, 15). 465 Я Сам свидетельствую о Себе, 466 и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. 467 Я сделаю Тебя светом народов. 468 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? 469 Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; 470 если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. 471 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы… 472 и никто не взял Его, 473 потому что еще не пришел час Его. 474

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Глава 61 (1) Дух Господа Иеговы на Мне 468 , Ибо Иегова помазал Меня Благовествовать страждущим, Послал Меня исцелить сокрушённых сердцем, Возвестить пленникам свободу И узникам открытие темницы 469 ; (2) Объявить год милости Иеговы 470 , И день мщения Бога нашего, Утешить всех плачущих, (3) Показать плачущим Сиона, Что дастся им венок вместо пепла 471 Елей радости – вместо плача, Одежда светлая – Вместо духа скорбного. Тогда назовут их сильными 472 в правде, Насаждением Иеговы на славу. (4) Тогда застроят пустыни вековые, Развалины древние воздвигнут, И восстановят города разоренные, То, что разрушено веками 473 . (5) Тогда предстанут иноземцы, И будут пасти овец ваших; И чужестранцы будут Земледельцами вашими И виноградарями вашими. (6) А вы священниками Иеговы назоветесь, «Служители Бога нашего» – Будут говорить вам; Богатство народов снесте, И в славу их войдете. (7) За бесславие ваше вдвое... И за поношение будут прославлять участь свою, Да, в земле своей они вдвое получат, Веселие вечное будет у них. (8) Ибо Я – Иегова люблю суд, Ненавижу грабительство и насилие, И Я воздам за труд их по истине, И завет вечный заключу с ними. (9) И будет известно между народами семя их, И потомство их среди племён; Все видящие их познают их, Ибо они семя, Благословенное Иеговою. (10) Радостью буду радоваться о Иегове! Да торжествует душа моя о Боге моем, Ибо Он облёк меня в ризы спасения, Одеждою правды одел меня, Как жениха украшенного венцом И как невесту наряженную в уборы ее. (11) Да, как земля производит зелень свою, И как сад произращает посеянное в нём, Так Господь Иегова проявит правду и славу Перед всеми народами. L 469 . Эти слова дают сильную аллитерацию в игре звуков, так как здесь второе слово повторяет последние звуки первого. вместо: (от брать) место заключения, темница. 471 . Здесь игра слов -с консонансом. Слова и состоять из одних и тех же букв, только переставленных; при этом и гласные знаки созвучны. Игра еще более усиливается оттого, что тем и другим словом указывается вид головы, украшенной венком, или усыпанной пеплом. 472 буквально: дубами правды. Дуб всегда употреблялся как символ крепости и силы. 473 Этот стих почти буквально повторяется в 58 гл. 12. Вообще в последней части пророческих речей Исаии много общего в содержании и выражении. Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Псалом 38 1. В конец. Идифуму 464 . Песнь Давида. Я сказал: Буду хранить пути мои, чтобы не грешить мне языком моим. Я положил устам моим охрану, доколе стоит грешник предо мною 465 . Я онемел, и смирился, и замолк, лишившись благ 466 , и болезнь моя возобновилась во мне. Согрелось сердце мое во мне, и в размышлении моем возгорелся огонь 467 . Рек я языком моим: Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих: какое оно? Да уразумею: что остается мне 468 . Вот Ты пядями измерил 469 дни мои, и состав 470 мой как бы ничто пред Тобою. Подлинно, все суета, всякий человек живущий. Да, подобно призраку 471 ходит человек, напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает его. И ныне, кто упование мое? Не Господь ли? И состав мой 472 от Тебя произошел. От всех беззаконий моих избавь меня: на позор безумному Ты отдал меня. Я онемел и не открывал уст своих, ибо Ты (так) сделал. Отстрани от меня удары Твои, ибо от крепкой руки Твоей я исчезаю. Обличениями за беззаконие Ты научал человека и сокрушил, как паутину, жизнь его 473 : так суетен всякий человек! Услышь молитву мою, Господи, и молению моему внемли, не будь безмолвен к слезам моим, ибо я странник у Тебя и пришлец 474 , как и все отцы мои. Дай мне облегчение, дабы я успокоился прежде, нежели отойду, и более не будет меня 475 . 468 Греч. τ στερ γ – что лишаюся аз, букв. чего не достает мне, т. е. до конца жизни скольких лет не достает. «Сколько времени остается мне для покаяния» (Афан. Вел.). 470 Греч. πστασις – слав. состав, т. е. организм, природа и жизнь человека в сравнении с вечною жизнью Бога – ничто (Феодорит, Афан. Вел.) (89, 5; 101, 27–28). 473 Греч. ξτηξaς ς ρχνην – букв. вытопил, как паутину, т. е. весь организм человека сделал слабым и легко гибнущим, как паутина (89:10). 474 Временно живущий на земле и ожидающий горнего отечества ( Евр. 11:13 ). Псс. 37 и 38, кажется, относятся к одному времени и взаимно тесно связаны мыслями и оборотами речи: немота, болезнь, грехи, враги, краткость жизни. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Александр Кейт Глава VII. Моавия Пророчества относительно Моавии многочисленнее и не менее замечательны пророчеств об Аммоне. Те из них, которые исполнились в древние времена, и касались особенных происшествий в истории моавитян и исхода столкновения их с евреями или с каким-либо из соседних народов, как бы они ни были необходимы в свое время для укрепления веры или поддержания мужества чад Израилевых, могут быть не приведены для доказательства вдохновения, потому что есть множество предсказаний, которые рисуют вполне ясно настоящее положение земли моавитян. Что пророчества относительно земель и городов Моавии, Израиля и Аммона, достигают последних дней сих государств, то это выражено непреложным словом самого пророчества. Длинный ряд приговоров против Моавии ( Иер. 48:1–47 ) заключается так: «Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Иегова» и проч. Когда Тем, который есть корень Давида и сияние утренней звезды, будет явлено знамение для народов, и когда Он соберет изгнанных из Израиля и соединит вместе рассеянных из Иудеи со всех четырех концов земли, тогда «они прострут руку свою на, Едома и Моава, и сыны Аммона будут послушны им» 469 . О бремени Моавии, изложенном Исаией, также писано: «Пусть поживут у тебя мои разбежавшиеся моавитяне; будь им покровом от разорителя: ибо престанет мучитель, разорение прекратится, подпирающие исчезнут с земли. И да будет престол тверд милостью; и да воссядет на нем во истине, в шатре Давидовом, судия и блюститель закона, и опытный в правосудии. Слыхали мы гордость Моава» и проч. 470 . Писано также и о таком времени, какого темный, грешный и полный смятения мир никогда еще не видал. «И раздерет на горе сей печальное покрывало, покрывавшее все народы и покрывало, лежавшее на всех племенах. Рука Иеговы будет покоиться на сей горе, и Моав будет попран на месте своем, как солому попирают в навозе» 471 . «Как Я жив, – говорит Иегова воинств – так Моав будет... вечная пустыня: остаток народа Моего разграбит их, и уцелевшие люди Мои завладеют ими. Это им за величавость их. Он уничтожит всех богов земли; и поклонятся Ему каждый человек со своего места, даже все острова язычников 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Если же кто-либо сразу накажет их сполна, то лишит и малого исправления. Ведь душа, когда ее принуждают к полной откровенности, впадает в безнадежие и уже ни ласковым словам не уступает, ни угрозам не покоряется, ни на благодеяние не откликается, но становится намного хуже того города, порицая который, пророк говорит: У тебя было лицо блудницы, ты не хотела стыдиться ни пред кем 471 . 472 Поэтому пастырю нужна большая рассудительность, чтобы во всех отношениях рассматривать состояние души. Ведь, с одной стороны, многие доходят до безрассудства и отчаиваются в своем спасении от того, что не могут перенести горьких лекарств, а с другой – есть и такие, которые, не получив наказания соответственно грехам, впадают в нерадение, становятся гораздо хуже и склоняются к тому, чтобы грешить еще больше. Итак, священнику нельзя ничего из этого оставлять неисследованным, но он должен, изучив все тщательно, соответствующим образом принимать меры со своей стороны, чтобы старания его не остались тщетными 473 . Ответ св. Анастасия на вопрос о том, что лучше: причащаться постоянно или время от времени Поскольку апостол говорит: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром ( 1Кор.11:28–32 ), то очевидно, что прежде следует очистить и омыть себя от всякого сопротивного дела и затем приступать к божественному Таинству, чтобы оно не было в погибель души и тела. Ведь Бог через Моисея говорит Израилю: Всякий человек от всякого семени вашего, который, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны израилевы Господу, истребит Господь ту душу ( Лев.22:3 ). И еще: Благоговейными сотворите сынов израилевых от нечистот их, потому что они оскверняют скинию мою 474 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

9 Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Могуч Ты, Господи, и истина Твоя осеняет всех, кто с Тобою. 10 Ты владычествуешь над пучиной морской; вздымаются волны, и Ты укрощаешь их. 11 470 Ты смирил гордого, как сраженного врага; десницей мощной Твоей рассеял недругов Твоих. 12 Твои небеса и земля Твоя; вселенную и все, что в ней, Ты сотворил. 13 471 Север и море создал Ты; Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются. 14 Велика сила Твоя! Да явит мощь рука Твоя. И да вознесется карающая десница Твоя! 15 Правда и суд – основание Престола Твоего; милость и истина шествуют пред лицом Твоим. 16 Блажен народ, взывающий к Тебе: «Господи!» В сиянии лица Твоего пойдет он, 17 О имени Твоем возрадуется он всяк день и правдою Твоею возвысится. 18 Ибо в Тебе слава и могущество наше, и благоволением Твоим возрастет сила наша, 19 Ибо Господь Заступник наш, Святой Израилев Царь наш! 20 472 Некогда, представ в видении сынам Твоим, Ты сказал: «Явил Я помощь сильному, вознес избранника из народа Моего; 21 473 Обрел Я Давида, раба Моего, елеем святым Моим на царство помазал его; 22 Посему рука Моя защитит его, десница Моя укрепит его; 23 Не будет успеха врагу в борьбе с ним, и сын беззакония впредь не причинит ему зла! 24 Истреблю пред лицом его врагов его и ненавистников его сокрушу! 25 Истина Моя и милость Моя с ним, и именем Моим вознесется достоинство его; 26 И возложу на море левую руку его, и на реки – правую. 27 Он призовет Меня: «Отец мой Ты, Бог мой, Заступник, спасающий меня!» 28 И Я первенцем Моим поставлю его, превыше царей земных! 29 Вовеки сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен; 30 И сберегу навеки потомство его, и вечен престол его, как небеса! 31 Если оставят сыны его закон Мой и жить не будут по правде Моей, 32 Если повеления Мои нарушат и заповеди Мои не сохранят, 33 Покараю жезлом беззакония их и бичами неправду их, 34 Но милости Моей не отниму от них, не изменю истине Моей, 35 И не нарушу завета Моего, от изреченного устами Моими не отрекусь! 36 Некогда клялся я Давиду святынею Моей, – ужели ему солгу?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

День Иеговы есть прежде всего Его суд над избранным народом. «Только вас избрал Я из всех племен земли, – потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» 470 . Ассур, Египет, Навуходоносор – это жезлы гнева Иеговы, орудия Его негодования на Израиля. Суд Иеговы над Израилем производится «пред глазами язычников» 471 . Израиль развеивается между народами и, как мякина, рассеивается по их странам 472 , рассыпается между всеми народами, как рассыпаются зерна в решете 473 , как бы щелочью очищается 474 , расплавляется как серебро в горниле 475 , вымолачивается как зерновой хлеб 476 , истребляется до незначительного остатка 477 . Но затем это есть суд Иеговы над всеми народами, которые отягощали Израиля без сожаления, владычествовали над ним надменно, не хотели признать себя орудием Иеговы. Собираются все народы и над ними производится суд за их высокомерие, за то, что они величались и ругались над народом Иеговы 478 , за то, что воздали Израилю вдвое за грехи его 479 . Народы земли не поняли, что Иегова собрал их как снопы на гумно 480 ; поднимая Иерусалим, как тяжелый камень, они надорвали силы свои 481 , возмездие их обратилось на головы их 482 . Иегова мстит за Израиля 483 ; опустошение народов и развалины их городов – это жертва Иеговы, которую Он заколает для сынов Израилевых, от которой они жиру наедаются досыта и крови напиваются допьяна 484 . Этот суд над народами есть спасение Израиля – его небольшого остатка 485 и явление славы Божией пред всем миром 486 . Иегова Сам, как некогда из Египта, спасает Своего Израиля 487 , утешает его 488 , выкупает его ценою всех народов 489 , дает ему владычество над, всеми народами – в лице восстановленной скинии Давидовой, Отрасли праведной 490 . Великий день Иеговы, начинаясь плачем и рыданием, кончается ликованием и торжеством Иерусалима 491 , светом и радостью 492 , песнью и сердечным веселием 493 , потому что владычество потомков Давида умножится беспредельно 494 и царь Сиона придет праведный и победоносный 495 . Сама природа примет участие в торжестве Израиля: в «тот день» горы будут источать мед и с холмов потечет молоко 496 , – тогда будут новое небо и новая земля, на которой воцарится вечное веселие 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

5 . Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. С Евр.: «Ты не даешь мне сомкнуть очей моих; я потрясен и не могу говорить». «Стражбами называет, – говорит бл. Феод., – отделения ночи, по истечении которых стрегущие передают друг другу стражу. А сим выражает бдение, продолжающееся всю ночь». 6 . С Евр. весь стих: «Размышляю о днях древних, о летах веков минувших». 7 . Нощию сердцем моим размышлях и испытоваше 471 дух мой. С Евр.: «Припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает». – «Рассуждая ночью сам с собою, доведывался я, почему столько промышлял Бог о наших предках, и презирает нас злостраждущих» (Бл. Феод.). 8 . С Евр.: «Неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить»? 9 . Сконча глагол 472 от рода в род. С Евр.: «Неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род»? Вопросительная форма речи дает такой смысл: ужели слово спасения, Божии обетования о народе Еврейском кончились в роды родов, – навсегда? Это согласно с предыдущими и последующими стихами. 11 . И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышнего. Т.е. сказал я сам себе: теперь начал понимать, что причиною моих несчастий – измена десницы Вышнего. «Изменого десницы пророк назвал наказание; потому что деснице Вышнего обычно подавать блага» (Бл. Феод.). «Предаваясь помыслам об отвержении (Еврейского) народа, уразумел я наконец, что совершившийся с народом переворот и переход из лучшего состояния в худшее произошел не ради чего иного, но ради десницы Вышнего, прямее же сказать, ради того, что сделано с Спасителем Христом, Который есть Отчая Десница» (Св. Афан.). С Евр.: «И сказал я: вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». 12 . С Евр.: «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних». 13 . В начинаниих Твоих поглумлюся. С Евр.: «Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях». Т.е. буду размышлять о Твоих начинаниях или делах, «не оставлю в забвении ни одного из дарованных нам благ» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010