23-го сентября – праздник Зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день службу положено отправлять, как празднику со знаком кресто, с полиелеем. 2-го июля – праздник Положения честные ризы Пресвятыя Владычицы нашел Богородицы во Влахсрне. Риза обретена была в доме одной евреянкн – и, после удостоверения свидельством благочестивых людей и чудодейственной силой ризы, она положена во Влахернском храме, в Константинополе, при Императоре Льве и при патриархе Геннадии, около 458–471 г. (Месяц. Пр. Дим. Верш.). Хотя в праздники со знаком красным указан Октоих, но в этот праздник в субботу и в прочие седмичные дни, кроме Недели (воскресения), Октоих не поется (Сн. о канонах, выше), разве догматик на «Господи, воззвах», в пяток вечера (Сн. в Октоихе, по 4-м и 8-х гласе, указ о службе субботней, в конце Тип., послед. 2-го июля). 1-го августа праздник: 1) Происхождения честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня и, с тем вместе, 2) празднества Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Происхождение (προδος), иначе вынос 807 Животворящего Креста Господня был в Константинополе из императорских чертогов в великую церковь св. Софии. При этом совершаемо было водоосвящение. В продолжение 15-ти дней ходили с Честным Крестом но улицам столицы и после относили Его во дворец. Это делалось потому, что в сем месяце бывало особенно много больных: обношением честного креста освящали воздух (Месяц. Дим. Вершинского, 1856 г., 1-е августа и Полный Месяц. А. Сергия 1901 г.) 808 . В Типиконе служба Кресту Господню) назначена со службою свят. мученикам Маккавеям. Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в воспоминание того, что в день 1-го августа 1164 года одержали победы – Константинопольский император Мануил над сарацинами, а Великий князь Российский Андрей Георгиевич – над болгарами. И тот и другой видели с войсками своими светлые лучи, исходящие от взятых на войну икон Спасителя и Богоматери (Там же). В Типиконе службу кресту назначено совершать повсюду со службою мучеников Маккавеев, а службу Спасу Всемилостивому указано совершать лишь там, где храм во имя Его. Там песнопения празднику Спаса предваряют песнопения кресту. На утрени читается Евангелие, имеющее отношение к празднику Всемилостивому Спасу и ко кресту ( Ин.12:28–36 ), то же, которое положено в день Воздвижения (Тип. посл. 1 авг., аще храм). Поется величание Всемилостивому Спасу следующее: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем образ Твой святый, ниже нас спас еси от работы вражия» 809 . Прославление же Креста, так сказать, величание ему, совершается после великого славословия. Его составляет пение: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Праздник Происхождения Животворящего Креста Господня имеет один день предпразднства 810 (31-го июля); попразднства не положено.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Иоанн. 2, 15) и приступали в размену обыкновенных ходячих серебряных монет римского чекана [denarii, действительный вес при Тиберии=ок. 3,70 g.=20,561 коп. сер. в курантовой монете] на полусикли иудейского (маккавейского) чекана [нормальный вес 7,2765 g.=163,7649 дол. сер.=40,436 коп. сер., обычный действительный вес 7,15 g. – 39,733 к. с.] или же на тирские дидрахмы [обычный действительный вес 7,2 g. – 40,011 к. с.]; так как в храмовую казну принимались только монеты маккавейского или тирского чекана. Schürer, II, 207. FHultsch, Griechische u. römische Metrologie (2-te Bearbeitung, Berlin 1882), 311. 472. 471. Это означает, что с 15 адара «собиратели дидрахм» в провинции приступали ко взиманию храмовой дани. В самом Иерусалиме начинали собирать ее десятью днями позже: лишь 25 адара менялы садились за свои столы во храме, Следовательно капернаумские сборщики подошли к Петру не прежде 15-го адара, не прежде 20 февраля – 26 марта (смотря по колебанию православной пасхи=16 нисана между 22 марта– 25 апреля). Западная церковь полагала (ERanke, xxxij. 1х) чтение Мф. 17, 1 – 9 в субботу второй недели поста (накануне Reminiscere); в настоящее время (во Франции; ср. также. F. у. Schmöger, Grundriss der christlichen Zeit-und Festrechnung, Halle 1854, b. 116j иначе Nilles, II, 124) это евангелие о преображении читается во второе воскресенье (Vacat Reminiscere) великого поста. Если в основе этого распорядка лежит хронологическое воззрение, то– по западным–Христос преобразился 8–9 адара, и это очень близко к действительности; такая дата по меньшей мере возможна. Ср. Excerpta latina barbari (Schöne, I, 230): «Transfiguratus est autem in monte sub consolato Rubellionis XIII1 Kalendas Aprelis», t. e. 19 марта=8 нисана (воскресение 16 писана=27 марта). – Слова па преображение Прокла константинопольского (f 447 г.) и Василия селевкийского († после 458 г.) не доказывают ни того, что праздник преображения существовал уже в половине V в, ни–тем более–того, что этот праздник совершали 6 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

G enadio fue patriarca de Constantinopla desde el año 458 hasta el 471. Su homónimo Genadio de Marsella nos informa así de él (De vir. ill. 89): «Genadio, patriarca de la iglesia de Constantinopla, hombre de brillante palabra y gran genio, estaba tan bien equipado por sus lecturas de los antiguos, que fue capaz de interpretar a todo el profeta Daniel, comentándolo palabra por palabra. Compuso también muchas homilías. Murió siendo emperador León el Mayor.» Ninguna de estas obras se ha conservado, y no fueron ellas en manera alguna las únicas que escribió. Además de su comentario a Daniel, explicó el Génesis, el Éxodo, el Salterio y todas las Epístolas de San Pablo. Se han salvado fragmentos considerables de estos escritos, principalmente en las catenae. Los del Génesis y Romanos merecen una mención particular. Devreesse publicó siete pasajes de su comentario sobre el Génesis y uno del Éxodo. K. Staab logró reconstruir unas tres cuartas partes del comentario sobre la Epístola a los Romanos. El Cod. Vindob. theol. 166, por ejemplo, le facilitó la exégesis completa de Rom 1,5–2,5 , y el Cod. Vat. 762 la de Rom 5,12–15,52 . Estos restos demuestran claramente que seguía la Escuela de Antioquía. Sus escritos dogmáticos no se han conservado mejor que los exegéticos. Facundo de Hermiana menciona un tratado contra los Doce anatematismos de Cirilo de Alejandría (Pro def. trium capit. 2,4: PL 67,571), de excepcional sutileza y mordacidad. Facundo cita varios pasajes de esta polémica, escrita probablemente hacia el año 431. En su Sacra parallela (PC 86,2,2044), San Juan Damasceno cita un pasaje de su tratado Ad Parthenium, secuaz de Nestorio. El extracto gira en torno al origen del alma humana. Por otros fragmentos del misino tratado, publicados por Diekamp, es evidente que la obra constaba por lo menos de dos libros. Genadio compuso también una alabanza del tomo del papa León Magno Ad Flavianum, que el pontífice había dirigido particularmente en contra de la herejía de Eutiques y que fue reconocido oficialmente por el concilio de Calcedonia (451) como la declaración clásica autorizada de la doctrina católica de la Encarnación. El fragmento que se conserva de este encomio muestra la inmensa gratitud del autor hacia Calcedonia y prueba la ortodoxia de su punto de vista.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Собором, в 455 г. был смещен с престола. На смену ему пришел Василий (457-458), к-рый выступил против монофизитствовавшего Александрийского патриарха Тимофея II Элура , защищая определения Халкид. Собора. Такую же позицию заняли все иерархи АПЦ, а также 3 самых известных сир. столпника: преподобные Симеон , Варадат и Иаков . Патриарх Мартирий (ок. 459-ок. 470) первым начал борьбу с монофизитской ересью, стремительно распространявшейся в Сев. Месопотамии. Ситуацию усложнило вмешательство светских властей. Стоявший во главе монофизитов Петр Гнафевс нашел поддержку у зятя имп. Льва I патрикия Зинона, командовавшего антиохийским гарнизоном, и сумел занять Антиохийский престол (ок. 469), воспользовавшись тем, что престарелый Мартирий утратил контроль над ситуацией. Однако Петр Гнафевс не пользовался популярностью у большей части епископата АПЦ и не был признан в К-поле. Неопределенное положение продолжалось до 471 г., когда имп. Лев I приказал изгнать Петра. После смерти Патриарха Юлиана (475) последний вновь на время захватил Антиохийский престол, поддержав узурпировавшего имп. трон Василиска . Вскоре имп. Зинон, бывш. покровитель Петра, вернул себе власть в К-поле и изгнал из Антиохии приспешника узурпатора. Монофизиты избрали на Антиохийский престол Иоанна II (476-477), поставленного Петром Гнафевсом во епископа Апамеи, но имп. Зинон предпочел ему Стефана II . Последний занимал Антиохийскую кафедру с 477 по 479 г. и был убит. К-польский Патриарх Акакий в 479 г. поставил на кафедру Календиона , к-рый, стремясь укрепить правосл. часть клира, перенес в Антиохию мощи свт. Евстафия, и это послужило сигналом к возвращению в город последних евстафиан (484). Календион прилагал все усилия, чтобы добиться осуждения Тимофея Элура. Его преемник Иоанн был низложен по подозрению в сочувствии соперникам имп. Зинона, после чего Петр Гнафевс, согласившийся подписать т. н. «Энотикон» (имп. эдикт 484 г., имевший целью примирить монофизитов и сторонников Халкидона), в очередной раз занял Антиохийский престол (485-489).

http://pravenc.ru/text/115764.html

Кто не исповедует Бога-Слова пострадавшим плотию, распятым плотию, принявшим смерть плотию и, наконец, ставшим первородным из мертвых, так как Он есть жизнь и животворящ, как Бог: анафема 542 . Феодорит отрицательно относился к точке зрения свт. Кирилла до и после Эфесского собора; свою позицию он не изменил ни накануне, ни по окончании Халкидонского собора: в своем опровержении «Двенадцати анафематизмов» и, кроме того, в кратком богословском обзоре под названием «Haereticarum fabularum compendium» [«Собрание еретических басен»], опубликованном около 453 г., он по-прежнему жестко отвергает «теопасхизм». Важную роль во взглядах Феодорита играет аргумент, основанный на платоновской концепции человека: бессмертная душа находится в плену смертного тела. Воскресение, утверждает он, было воскресением плоти Христа, а не Его души или божества, поскольку может ли быть душа бессмертной, а божество – нет? Смерть Иисуса Христа была разделением души и тела, Его воскресение стало их воссоединением посредством божественной силы, которая оставалась соединенной с ними 543 . Согласно Феодориту, безусловно, нецелесообразно говорить о «смерти Бога». Поддерживая контакты с несторианами в Персии, он объяснял им свое понимание Халкидона: собор, писал он, использовал концепцию одной ипостаси во Христе в том смысле, в каком Феодор Мопсуэстийский использовал πρσωπον, и само определение есть не что иное, как подтверждение старой христологии антиохийской школы 544 . Вслед за Феодоритом Киррским со времени Халкидонского собора до правления Юстиниана можно проследить непрерывную линию «строгих диофизитов». Она включает в себя нескольких Константинопольских патриархов, в особенности свт. Геннадия (458–471) и свт. Македония (496–511), и отчетливо видна в полемике против интерполяции в текст Трисвятого. Когда Антиохийский патриарх Петр Гнафей прибавил к знаменитому гимну, исполнявшемуся в Халкидоне, «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» – слова «Распныйся за ны», это вызвало бурное негодование со стороны халкидонитов. Наличие такой формы халкидонской христологии, которую мы именуем «строго диофизитской», во многом дало основания монофизитам утверждать, что Халкидонский собор на самом деле был несторианским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

453 Конкретная разновидность текста характеризуется в упомянутом издании толкований в серии Corpus Christianorum Series Latina T XXXVIII Aurelii Augustini opera, P X, 1 Enarrationes in Psalmos i–1 (Предисловие cc. I–XIV) 454 Передача названий риторических терминов для обозначения разновидностей фигуры вопроса дается нами по М Л. Гаспарову (см Гаспаров М. Л Античная риторика как система//Античная поэтика М, 1991 С 42–43) 455 Перевод выполнен по изданию Gregoire le Grand Dialogues Т II/Texte critique et trad par A de Vogue et P Antin. Paris, 1979 P 8–118 Публикуется впервые 456 Здесь и далее сохранено написание цифр «четыре» и «девять» так, как принято в западной средневековой традиции – IIII и VIIII, а не традиционное IV и IX 458 Будучи выбран в 590 г населением Рима епископом города, Григорий долгое время находился в отчаянии (что видно и по его письмам), ибо, оторванный от привычной жизни в монастыре, он поначалу не отваживался взвалить на себя груз забот пастыря Вечного города, чувствуя огромную ответственность 459 Фактически «Диалоги» святителя Григория стимулировали окончательное формирование местных агиографических школ на Западе 460 Этот монастырь – наряду с монастырем в Монте-Кассино – был одним из самых авторитетных и почитаемых в Италии. 461 Тотила – предводитель остготов в войне с Византией, продолжавшейся с 535 по 555 г Талантливый полководец, он нанес в 40-е годы ряд поражений византийцам, стремившимся разгромить Остготское королевство в Италии Фактически со смертью Тотилы королевство прекратило свое существование 465 Дефенсор – в VI в представитель Римского епископа в епархиях и владениях Римской церкви. Осуществлял контакты со светскими властями и защиту интересов столичной курии во вверенном ему районе Италии 467 После падения Остготского королевства в Италии на ее территорию с севера начали переселяться германские племена лангобардов, которые постепенно к 568 г захватили около половины Апеннин 471 В латинском оригинале здесь стоит слово nepos, что в переводе означает, в частности, «внук, племянник» Следуя за русской традицией перевода, мы оставляем значение «внук»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Большая Садовка. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Большая Садовка основана помещиком на почтовом тракте Пенза – Симбирск. В 1877 г. работала больница. В 1897 г. при переписи 282 человека заявило о себе как сторонниках протестантской веры. С 1928 г. входила в состав Кузнецкого, затем Литвиновского (Сосновоборского) районов. Ильинская церковь. Первоначально в сельце Садовке, на кладбище, для противодействия расколу священником борнуковской церкви протоиереем Сергием Никаноровичем Росницким была построена часовня. Указом Св. Синода от 27 мая 1895 г. здесь образовался самостоятельный приход. Храм в честь Илии Пророка, деревянный, с приделом во имя свт. и чуд. Николая был построен в 1900 (1901) г. вместо ветхой Никольской церкви, сооруженной в 1879 г. Проект на постройку нового храма из купленной в с. Ребровке церкви был утвержден 23 марта 1898 г. «Пенза Православная» Храм во имя св. пророка Илии с приделом во имя св. Николая – деревянный, построен в 1900 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик, жалования 392 руб., братского дохода 400 руб. Земли 13 дес. Дома для причта общественные. Прихожан муж. пола 471 душа, жен. пола 458 душ, кроме того, поповцев обоего пола 330 душ. Приход состоит из одного села, имеется школа грамоты. «Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=25578

Указать день рукоположения Анатолия нет никакой возможности, а месяц – довольно трудно. Последнее письмо папы Льва, из которого видно, что Флавиан еще был жив, помечено 15 октября 449 г. 469 , а первое его же, в котором встречается упоминание о патриархе Анатолие, писано в половине июля 450 г. 470 Таким образом, для времени поставления Анатолия в 449 г. остаются приблизительно два месяца: ноябрь и декабрь. Можно думать, что Анатолий занял кафедру именно в ноябре. В менологие Василия память его отнесена к 3-му июля 471 ; к этому же дню она приурочивается в греческих минеях 472 . При этом все каталоги с замечательным единогласием имеют 8 л. 8 м. 473 ; отсюда, считая от ноября до июня включительно, мы получим именно 8 месяцев. Указания лет правления Анатолия в летописях Феофана и Зонары: у 1-го 9 л., а у 2-го 8 л. легко примиримы с показаниями каталогов 474 . – Таким образом, с большою вероятностью время правления Анатолия можно включать в промежуток от ноября 449 г. до июля 458 г. Геннадий. – Продолжительность правления Геннадия во всех источниках обозначается одинаково: в таблицах летописи Феофана 475 и у Зонары 476 помечено круглым числом 13 л., почти во всех редакциях каталога патриарха Никифора 477 , в каталогах Леунклавия Матфея Кигалы, Филиппа Кипрянина, в каталоге Фишера – В 478 – стоит 13 л. 2 мес. В каталоге Фишера А – цифра месяцев в рукописи утрачена; в каталоге Никифора Каллиста годы пропущены, а месяцев указано 3; в Бандуриевой редакции каталога патр. Никифора помечено 13 л. 3 м. 479 Так как в древнейших списках последнего каталога, виденных De-Boor " ом, стояло 13 л. 2 м., то ясно, что γ – 3 получилось здесь по описке из β – 2 (правило 6-е в отделе о каталогах). На какие месяцы падают начало и конец правления Геннадия,– об этом можно делать только более или менее вероятные предположения. В менологие Василия память его отнесена к 25-му августа вместе с патриархами Иоанном III, Стефаном и Миною 480 . По самому существу дела нельзя предполагать, что это число есть день его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Ми смо створени да постанемо природе, и учесници вечности, и тако се по благодати покажемо слични Богу – κατ την к χριτος θαισιν 457 . свих мука око врлине заувек и вечно бити са Богом 458 . Ко има врлину – има све; зло пак – нема ни себе 459 . Вера и круна и савршенство врлина 460 . Бог узрок зала у паклу ми сами. почетак и корен греха од нас: наша слободна 461 . Без врлине и нико не може никада ни на начин добити 462 . Када се у души налазе врлине, вели ученик Светог Максима, преподобни Ава душа добре мисли 463 . Врлине су узроци добрих мисли 464 . Као што душа тело, тако и врлина душу 465 . Богочовечанске врлине препуне су васкрсне силе богочовечанске: нас из свих смрти, од свих грехова, и узносе у радости и милине, у небеске миомирисне висине. у човек на свети сабрат и бесмртни брат свима И радости нема ни на ни на небу. у Богочовечанском телу Христовом све Богочовеково наше, на сву вечност наше. Сав у светим врлинама, Свети Теодор Студит Исповедник благовести: Ваистину Христов мирис врлину учини Ο томе сведочи свети Апостол: ми смо Христов мирис Богу ( 2Кор.2:15–16 ). И Адам, до заповести био мирис Богу, врлинама 466 . Врлински човек мирише на Бога 467 . Свака врлина велика; и – ствар превелике 468 . По природи врлина нешто свагда покретно, и никада не у напред оне стално води ка 469 . У животу треба бити храбар, свакодневно себе од греха, к Богу, се сузе и себе, себе молитвама и и тиме благодат Светога Духа. ништа тако не Бога као душа чиста од страсти; и никаква башта, покривена мноштвом не може тако мирисати као што мирише душа врлинама. Ако се пак деси да некад задремамо, треба се што пре пробудити. Ако се деси и седам пута на дан сагрешити, то се треба и седам пута – и И ако седамдесет седам пута на дан то доживимо, и онда нам се толико пута – и бити лишени наде на по 470 . Ка врху врлине може се пети само постепено 471 . На гору врлина ми узлазимо се, се и се 472 . И добро не добро, ако се на доличан начин не и не чини; – добро и добро када и начин и време, и 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

4 . Итак, следует сказать, откуда и от кого еретики взяли свои основные идеи 452 , и как они были низведены еретиками в трясину гибели. Ибо есть обычай у еретиков похищать друг у друга и изобретать сверх того новое – утверждая, что они являются учителями друг у друга. 5 . Сперва по попущению Божиему саддукеи из иудеев 453 провозгласили, что нет ни Воскресения, ни Святого Духа, исповедуя, что нет ни ангелов, ни пророков 454 . От них, немного изменив, Керинф 455 передал это эвионитам 456 . 6 . И опять же ученики Симона, называемые гностиками, Менандр, Сатурнин и Василид 457 , Марк, и Колорвас, и остальные придумывали [каждый] новое друг [по сравнению] с другом и передавали тем, кого этим и обманывали, отсюда и звали самих себя гностиками 458 . Офиты 459 и Каиниты 460 , Сифиты 461 и последователи Гермеса и Селевка 462 и остальная толпа еретиков, несших этот вздор, переняли его от них, как и ученики Николая: Карпократ 463 , Продик и Епифаний, и они сами добавили от себя новое. Или как Маркион и Лукиан 464 , опиравшиеся на Кердона 465 , от коих манихеи взяли свои основные идеи 466 , добавив новое. 7 . Все они взяли основные идеи своей нечестивости от философов: Гермеса, Платона и Аристотеля 467 . 8 . И поскольку ересь ариоманитов 468 разорила Церковь Божию, следует и о ней сказать, дабы ты мог увидеть, что вместе с искусной 469 софистикой они переняли и учения 470 древних. 9 . Итак, они учат о трех ипостасях 471 , как первый придумал Валентин, ересиарх, в своей книге, названной им «О трех природах» 472 . Ибо сам первый выдумал три ипостаси и три лица Отца, Сына и Святого Духа 473 ; и обнаруживается, что он похитил это от Гермеса и Платона. 10 . Поэтому, опять же, измыслили, что прежде веков Отцом был создан второй Бог, как сказал Астерий 474 , избранный среди них, обученный Гермесом, прозванным «Трижды Величайшим». Ибо он так говорит врачу Асклепию: «Так вот, слушай, Асклепий. Господь и Творец всего, Коего мы имеем обыкновение называть Богом, создал еще и второго Бога видимого и осязаемого» 475 . Поэтому он приходит к Единородному Богу, вместо Единородного Сына, о Коем сказано у Иоанна ( Ин. 1, 18; 3, 16 и 18).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010