Время, место и обстоятельства кончины А. У. в др. источниках не совпадают с житием Симеона Метафраста; это происходит из-за смешения А. У., называемой Младшей, с др. происходившей также из Рима мученицей, Анастасией Римляныней (пам. 29 окт.), называемой Старшей. В древние зап. мартирологи включена память только А. У., на Востоке памяти обеих Анастасий отмечены с IX в. (2 канона Иосифа Песнописца ); в X в. появляются 2 жития Симеона Метафраста, написанные, вероятно, на основе более древних источников. 2 разных сказания содержатся и в Минологии Василия II , согласно к-рому А. У. была усечена мечом, как и Анастасия Римляныня. В древнейших слав. Прологах под 29 окт. помещено сказание об А. У., а во 2-й редакции Прологов есть память мц. Анастасии Солунской (30 окт.), житие к-рой повторяет житие Анастасии Римляныни. По Иеронимову мартирологу, А. У. пострадала в столице Иллирика г. Сирмий (совр. Сремска-Митровица, Сербия), по малому Римскому мартирологу - в Риме, по мартирологу Беды Достопочтенного - на о-ве Пальмария недалеко от Рима. Греч. именование «Фармаколитрия» переводится как «исцеляющая от ядов или болезней»; в рус. традиции святая названа узорешительницей за то, что облегчала («разрешала») страдания узников-христиан. Согласно Симеону Метафрасту, мощи А. У. были захоронены благочестивой женщиной Аполлинарией, позже построившей над могилой церковь. По рим. преданию, храм в честь А. У. находился в Риме еще в нач. IV в. В К-поле храм мц. Анастасии, находившийся в портиках Домнина, существовал с кон. IV в. и был перестроен св. Маркианом в V в. По свидетельству Феодора Анагноста (нач. VI в.), при имп. Льве I и Патриархе Геннадии (458-471) в этот храм были перенесены мощи А. У. из Сирмия. Неизвестный греч. автор сообщает, что храм А. У. в К-поле был построен имп. Анастасием I Дикором на месте дома некоего Фармака (от имени к-рого якобы идет прозвание святой), в то время как храм прп. Маркиана посвящен Анастасии Римляныне (Patria CP. III 103; 43). Согласно житию прп. Андрея Юродивого , при храме А. У. находилась лечебница для душевнобольных. Антоний Новгородский (1200) видел в К-поле мощи А. У. и Анастасии Римляныни. В один день с А. У. отмечается память мучеников Хрисогона и Евтихиана, мц. Феодотии и ее сына мч. Евода.

http://pravenc.ru/text/114938.html

О Господи Иисусе, пречудный источник радости, отрада наша и умиление, слава наша и похвала, приложи перст Твой к устам нашим и не допусти мутным каплям скорбей и напастей нас отравлять. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь. 2 июля 1. Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви в Царьграде. В правление императора Льва Великого (458–471), царицы Верины и патриарха Геннадия по Святой Земле паломничали [в серб. букв.: путешествовали, поклоняясь тамошним святыням. – Ред.] два цареградских вельможи, Галвий (Галвин) и Кандид. В Назарете остановились они в доме некой еврейской девицы, хранившей в потаенной комнате ризу Пресвятой Богородицы. Многие больные и страждущие люди получали исцеление от своих недугов через молитвенное прикосновение к этой ризе. Галвий и Кандид взяли эту святыню и принесли в Царьград, уведомив о сем царя и патриарха. Это известие вызвало великую радость в столице. С великим торжеством ризу перенесли и положили во Влахернской церкви. (Сия церковь была построена императором Маркианом и его супругой, святой Пульхерией, на берегу залива, называемого Влахернским, по имени убитого там некоего скифского военачальника Влахерна). В память положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви установлен сей праздник. К Царице Небесной тепло мы взываем, Пред Нею колена свои преклоняем И помощи чаем от Бога Творца: Заступницей буди нам всем до конца! Во славе небесной Ты светло сияешь И Господа слезно о нас умоляешь. Молитвы Твои полны сил и надежды – И милует Бог нас сегодня, как прежде. Подобно свече негасимой и вечной, Стоишь Ты пред Богом в прошенье сердечном, И внемлет Спаситель Твоим воздыханьям, И грешников тяжких ведет к покаянью. Ведь имя Твое – для больных облегченье, А демонам – бич, и огонь, и мученье. Крестом осеним себя, братья, прилежно И в сем злобном и многомятежном Ко Деве Пречистой возвысим свой зов, А Бог Вседержитель помочь нам готов: Он крепость и мужество нам ниспошлет – И в вечный покой нас по смерти введет. К Царице Небесной тепло мы взываем,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Отменяя заодно с оросом Халкидонского Собора и его правила, в том числе 28-й канон, Василиск воспретил Константинопольскому архиепископу вмешиваться в дела Церквей, которые были включены Халкидонским Собором в юрисдикцию столичной кафедры. Архиепископ Константинополя Акакий (поставленный на столичную кафедру после преемника архиепископа Анатолия святителя Геннадия, занимавшего ее с 458 по 471 год и особенно известного своим посланием против симонии, вошедшим в канонический корпус) отверг энциклику и в знак скорби по поводу вероотступничества Василиска и гонения на православных облачился в черные одежды и велел покрыть престол Святой Софии черным покровом. Примеру архипастыря последовало столичное духовенство, не страшась бросить вызов узурпатору. Преподобный Даниил тогда впервые за 15 лет сошел со столпа, чтобы обличить вероотступника Василиска и потребовать от него отменить энциклику. Святой предсказывал столице бедствия в случае, если не будет отменена еретическая энциклика, и бедствие обрушилось на Константинополь, подвергшийся в 476 году одному из самых истребительных в своей истории пожаров. Он разгорелся во время народных волнений, вспыхнувших при попытке отправить в ссылку архиепископа Акакия. В огне погибла библиотека, в которой хранилось около 120 тысяч свитков, сгорели античные статуи и среди них знаменитые Гера Самосская и Афродита Книдская. Упорствуя в поддержке монофизитства, Василиск приказал немедленно вернуть из ссылки в Александрию Тимофея Элура. Освобождены и возвращены были все, кто, по словам Феофана Исповедника, «показывал себя врагом святого Халкидонского Собора и смело восставал против истины» . И как пишет тот же историк, «Элур немедленно собрал всякую сволочь из александрийцев, проживавших в Византии, и отправился с крестным ходом во храм, сидя на осле. Не дойдя до церкви, называемой восьмиугольной, он свалился с него, ушиб себе ногу и со стыдом принужден был возвратиться» . Вернувшись наконец в Александрию, Тимофей был принят там своими последователями с энтузиазмом, но энциклика Василиска и принятые им меры вызвали отторжение в столице империи, где и предстоятель архиепископ Акакий, и большинство народа были православными халкидонитами, хотя в монастырях находилось немало монофизитов, и даже крайних, почитавших своим учителем Евтихия.

http://pravoslavie.ru/55203.html

Св. Геннадий вступил на патриарший престол после Анатолия в 458 году в царствование Льва Великого . Он был кроток нравом, целомудрен и весьма воздержен. За свою святую богоугодную жизнь он был удостоен от Бога дара чудотворений. Был в Константинополе при церкви св. Елевферия клирик именем Харисий, проводивший безнравственную и развратную жизнь, даже разбойничавший. Патриарх, призвавши его к себе, убеждал исправиться; но убеждения не принесли плода; он наказывал его, но и наказания были бесполезны. Тогда патриарх послал одного из своих служителей в храм св. Елевферия возвестить мученику, чтобы он (мученик) своею силою или исправил бы согрешающего клирика, или же удалил его от храма. Пришед в церковь , посланный стал пред алтарем и сказал: «святой мученик Елевферий! возвещает тебе патриарх Геннадий через меня грешного, что клирик Харисий, служащий при твоей церкви, совершает многие грехи и соблазны!» На утро Харисий был найден мертвым. Случилось и другое чудо через патриарха Геннадия. Один иконописец дерзнул изобразить Спасителя в виде языческого бога Зевса; но за это у него иссохла рука. Видя такое наказание Божие, он пришел к святому патриарху и покаялся в своем грехе; св. Геннадий помолился Господу об исцелении руки и рука исцелилась. Св Геннадий был ревностный пастырь, неусыпно следивший за всем происходившим в среде клириков и мирян. Он следил за тем, чтобы клирики вели исправную нравственную жизнь, весьма заботился о том, чтобы пресвитеры и вообще клирики были люди начитанные, понимающие священное писание; с этою целью он не прежде кого-либо поставлял в пресвитеры, как тот выучивал наизусть псалтирь. По свидетельству Геннадия мессалийского «св. Геннадий был муж красноречивый, острого ума... сочинил много бесед». К сожалению, сочинения его ныне неизвестны; до настоящего времени сохранились только его окружное послание против симонии, утвержденное на соборе 459 года, созванном патриархом Геннадием ради окончательного искоренения Евтихианства и ради исправления других церковных нужд. Он скончался в 471 году, управлял Константинопольскою церковью 13 лет. (Луг дух. по русск. переводу §146. Учен. об отц. церк. Филарета, арх. Черн. §228). Св. священномуч. Киприана, еп. Карфагенского

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

304; память 22 декабря). На вопросы друзей, следует ли так много денег тратить на строительство и украшение храмов, преподобный отвечал, что если бы у него была дочь, он не пожалел бы ничего для украшения ее к свадьбе, тем более нельзя жалеть средств для украшения Церкви – Невесты Христовой. Щедрый на милостыню преподобный был строг по отношению к себе: имел лишь одну одежду, которую носил в любую погоду, строго соблюдал посты. Однажды преподобный вымок от дождя и, затворившись в келлии, стал сушить одежду. Посланным за ним от Патриарха преподобный не открыл, так как был наг, они же несказанно удивились его нищете. Когда происходило освящение церкви святой великомученицы Анастасии, преподобный Маркиан вместе с другими клириками участвовал в процессии перенесения мощей святой в новый храм. Во время крестного хода к преподобному подошел нищий за подаянием. Так как у преподобного ничего с собой не было, он отошел в укромное место и, сняв с себя одежду, отдал ее нищему, оставшись нагим под фелонью и епитрахилью. Во время Литургии, совершаемой Константинопольским Патриархом святым Геннадием (458–471; память 31 августа), клирики и Патриарх заметили под фелонью святого Маркиана одежду, по великолепию и богатству не уступавшую царской. По окончании Литургии Патриарх хотел сделать преподобному Маркиану внушение за роскошь его облачения, но, увидев наготу преподобного, понял совершившееся чудо: поистине нетленными порфирами награждает Господь творящих заповеди Его. За свою добродетельную жизнь преподобный Маркиан сподобился от Господа дара чудотворений: он мог изгонять бесов и исцелять больных. Однажды в праздничный день некая беременная женщина из-за тесноты поднялась на кровлю церкви святой Анастасии, но упала и разбилась насмерть. Святой Маркиан с воздетыми руками усердно молился ко Господу, и женщина, в присутствии огромного числа дивившихся чуду свидетелей, ожила; плод во чреве ее остался невредимым. В 471 году в Константинополе произошел страшный пожар; когда огонь окружил церковь святой Анастасии, преподобный Маркиан вышел с молитвой на кровлю церкви; огонь стал затухать и пожар прекратился, не повредив храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Властители содомские, народ гоморрский, семя злое и едкое, поколенье, крепости сердца лишенное, Бога души своей не признавшее; злодеяния дети, порока и зла отродье, грешников потомство, мыкать горе осужденное; лоза содомская, Гоморры побег; чада, глупые и неразумные, во зле умудренные, добра не познавшие; народ, с корнем вырванный, последней шкуры лишенный; серебро отверженное; просо рассыпанное; мехи порванные; хитон дырявый; полотно негодное; ветошь скверная; смоковница проклятая; виноградник зла, убийц плодящий; телица упрямая; водоем разбитый, воды не хранящий; деньги порченые купца окаянного; шерсть сухая, влагой своей язычников оросившая; сыны оглашенные, и с рабами несравнимые; корни горькие, николи сладости во дни свои не дававшие; Бога своего на тельца сменявшие; в жертву дьяволу сынов и дщерей своих приносящие; ненавистники Сына, враги Отца, Духа Святости гонители; солнцепоклонники, Таммузу жертвы несущие, Ваала слуги, идолов жрецы; Ахава дети, Иезавелью вскормленные; псы безгласые, лаять неспособные; жестоковыйные и сердцем необрезанные 451 . Коль никому вы из пророков не поверили, где уж поверить вам Ханании ничтожному?! Выводили Моисей с Аароном из Египта отцов ваших, так сколь часто побиваемы от вас камнями бывали 452 ? Явился у вас Йошуа, сын Нунов, задумали погубить вы его отравой смертной 453 . Являлись Самсон 454 , Гедеон и Барак, Иеффай 455 и Дебора, изводили вы их всю жизнь, день изо дня. Священник ваш Илий явился, и был жадностью вашей от священства отринут 456 . Пророк Самуил явился, вместе с Богом своим его вы отвергли 457 . Явился Давид пророк – с позором его из Иерусалима изгнали 458 , Царь Соломон явился, стал Астарте служить, богине сидонской 459 . Явился Исайя-пророк, распилили его вы пилой самшитной 460 . Явился у вас Иезекииль-пророк, за ноги его волочили, покуда мозг не вытек 461 . Иеремия-пророк явился, в яму грязную его вы бросили 462 . Явился Михей-пророк, по щекам, вы его, будто дитя, хлестали 463 . Явился Амос, помешали ему вы пророчествовать 464 . Явился тогда Хабаккук-пророк, да через ваши грехи от пророчества своего уклонился 465 . И явился потом пророк Захария, но как агнца прирезали вы его пред алтарем Господним 466 . А потом Малахия пророк явился, вывели вы словесами своими из терпения Бога его 467 . Явился Илия-пророк, вы принудили его на Хорив бежать 468 . Элиша-пророк явился, возжаждали вы убить его 469 . Свет сияющий – Иоанн Креститель явился, отрубили ему вы голову и в темницу его упрятали, и возвещать он стал воскресенье из мертвых 470 . В довершение же грехов ваших, злодейства дети, распяли вы Господа, пророка истины. А теперь вот тираните вы учеников Его, коим предстоит воссесть в Судный день на двенадцати тронах славы и судить двенадцать колен Иакова 471 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Иоанна можно относить к последним годам Феодосия Младшего († 460) или во времени Маркиана (460–457). Непосредственно по его смерти родители создали храм во имя его на месте кущи его при доме их. Георгий Кедрин и Зонара, говоря о пожаре в Константинополе при импер. Льве в 400 или 471 году (см. 1 сентября), упоминают уже о церкви св. Иоанна кущника или нищего. Писатель его жития называет себя современником святого: „имею намерение рассказать жизнь мужа праведного который жил в наши времена“. Никифор относит его ко временам несколько позднейшим – ко временам Льва Великого (458–474) – разногласие ничтожное. Метафрастово житие сего святого издано в полном курсе Патрологии Миня (Т. 114. стр. 567). При папе Формозе († 896) в Риме построена была в честь сего святого церковь , где находилась часть мощей его. Паломник Антоний в 1200 году видел мощи его у врат двора его (стр. 147) в Царьграде. Крестоносцами (1204–1261) глава его из Царьграда перенесена в Безансон, а мощи его находятся в Риме в церкви его имени неизвестно, когда из Царьграда сюда перенесены. Св. мученик Пансофия , сын Нила проконсула александрийского, оказав великие успехи в науках, по смерти отца раздав имение, 27, лет прожил, молясь в пустыне. В Декиево гонение, будучи представлен августалу Александрии (префекты александрийские носили имя августала – augustalis), изобличив языческие заблуждения, был жестоко бить прутьями до смерти. Итак не справедливо св. Павел фивейский называется первым пустынножителем. Он сделался пустынником в гонение Декия, а Пансофий прожил в пустыне 27 лет до гонения Декия. 16 Одна из вериг св. ап. Петра была принесена из Иерусалима в Царьград Евдокиею царицею, супругою Феодосия младшего, а другая послана была ею дочери ее Евдокии в Рим, Верига в Царьграде хранилась в церкви св. Петра близь Софии. Паломник русский Антоний в 1200 говорит, что у св. Петра, прилежащего Софии, висело Петровых вериг железо вковано в золотую икону. На праздник же Петровых вериг целует патриарх и все люди. В Месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Филарет (Дроздов) (см.: Корсунский И. К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской Духовной Академии. Серг. П., 1894. С. 34-35). В XX в. переводами «А.» занимался игум. Геннадий (Эйкалович) («О Божественных именах». 1957), свящ. Леонид Лутковский («О мистическом богословии», Послания 1-е и 5-е к Титу (1983, 1984)), а также переводческая группа под рук. Г. М. Прохорова, в результате трудов к-рой был издан рус. перевод текста «А.» и относящихся к ним схолий прп. Максима Исповедника с параллельным греч. текстом (СПб., 1994, 1997, 2001). «А.» были предметом многолетнего глубокого внимания А. Ф. Лосева , к-рый перевел их в полном составе дважды, в 20-х и 30-х гг., но, к сожалению, 1-й перевод исчез при аресте в 1930 г., а 2-й - при бомбежке дома в Москве, где жил Лосев, летом 1941 г. В архиве А. Ф. Лосева сохранился лишь перевод трактата «О таинственном богословии», изданный в 1997 г. (С. 458-471). «А.» (фрагменты) переводились С. С. Аверинцевым (М., 1969), «О мистическом богословии» - В. В. Бибихиным (М., 1991). Обзор сочинений «О небесной иерархии» (CH) Шестикрылый серафим. Мозаика собора мон-ря Неа Мони на о-ве Хиос. 1042–1056 гг. Шестикрылый серафим. Мозаика собора мон-ря Неа Мони на о-ве Хиос. 1042–1056 гг. Трактат состоит из 15 глав. После указания на Божественный источник просвещения (гл. I) говорится о неподобных и подобных символах, к-рые помогают лучше понять духовные реалии (гл. II). В гл. III дается определение иерархии и формулируется ее цель; устанавливается принцип организации иерархии в соответствии со степенью духовного совершенства (просвещение, очищение, совершенство). С гл. IV автор начинает вести речь о небесной иерархии, к-рая пока целиком называется ангельской (гл. V). В последующих главах (VI-IX) перечисляются 9 чинов небесной иерархии с краткой характеристикой каждого. В гл. IX ангелам, особенно ангелам-хранителям народов, уделяется наибольшее внимание ввиду их наименьшей сокрытости и участия в делах «нашей иерархии». В гл. X описываются иерархические отношения, в к-рые вступают не только триады друг с другом, но каждый чин, а также отдельные представители небесных воинств внутри каждого чина и внутренние силы каждого небесного и человеческого ума.

http://pravenc.ru/text/ Ареопагитики ...

Преобладание антиохийской христологии среди защитников собора видно прежде всего по интерпретации постановления, где говорится про свойства двух природ, «соединенных в одном лице (πρσωπον) и одной ипостаси», а кроме того, по отвращению к «теопасхитским» формулам. Эти два пункта, конечно, связаны один с другим. Со времен Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского антиохийцы настаивали на конкретной целостности во Христе и Божества, и человечества и называли их «природами», которые не могли смешиваться или даже считаться состоящими в истинном «общении» друг с другом. Связь между ними понималась как «контакт» (συνφεια), тогда как единство Христа выражалось термином «одно лицо» (prosopori), то есть термином неточным, означающим и «личность», и «маска», и «олицетворение», и «роль». В глазах Феодорита и многих других халкидонитов выражение «соединение в одном лице и единой ипостаси» означало новое и ослабленное употребление термина ипостась как синонима prosopon. Взятое само по себе, выражение, быть может, и допускало такое понимание. Однако весь контекст, включающий не только многочисленные формальные провозглашения Отцами «Кириллова богословия», но также и употребление в определении термина Богоматерь, предполагает, что слово ипостась означает превечную Ипостась Логоса, единого от Святой Троицы. Антиохийское толкование постановления обнаруживается не только в трудах Феодорита, особенно в его Haereticarum fabularum compendium, опубликованном в 453г., и в его письме несторианину Иоанну Эгейскому, но также и в том, что нам известно о позиции архиепископа Константинопольского Геннадия (458—471), его преемника Македония (495—511), монахов обители Неусыпающих, тоже в Константинополе, и других церковных людей халкидонского направления того времени . Общим в позиции этих защитников Халкидона было то, что они избегали понятия ипостасное соединение» со всем тем, что в него вкладывалось. Конечно, формально они не были несторианами и всегда отрицали учение о «двух сынах», то есть то, что превечный Сын Божий иной, нежели Сын Марии, родившийся в истории. Однако на деле совершенно так же, как их антиохийские учители Диодор Тарсский и Феодор Мопсуестийский, они последовательно избегали признания во Христе реального единства субъекта. Это становилось особенно ясным, когда они касались Страстей Христовых. Когда им прямо задавали вопрос: «Кто пострадал на Кресте?» — они отвечали: «Плоть Христова, Его «человечество», Его «человеческая природа» или «человеческое» (τ νθρπεια), то есть безличные реальности. Они и вправду не признавали во Христе второго лица—это было бы несторианством, — но были неспособны согласиться с тем, что реально страдать может только кто–то (а не что–то). Прав был святой Кирилл, говоря в знаменитом двенадцатом анафематизме своего третьего письма Несторию: Бог Слово «пострадал во плоти «(παθεν σαρκ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В век Юстиниана без труда можно выделить четыре основные богословские позиции. 1. Монофизиты Хотя в большинстве своем монофизиты были готовы анафематствовать Евтихия за преданность идее о том, что человечность Христа была «смешана» с Его Божественностью, они стойко держались богословия и терминологии Кирилла Александрийского . Точно так, как «староникейцы» IV в. отказались принимать формулу трех Ипостасей, предложенную каппадокийскими отцами, мотивируя свое несогласие с ней тем, что Афанасий ею не пользовался, так и вожди монофизитства V-VI вв. – Диоскор Александрийский, Филоксен Маббугхский и великий Севир Антиохийский отвергли Собор в Халкидоне и христологическую формулу «одной ипостаси в двух природах» лишь потому, что Кирилл такой формулы не употреблял, а сами они истолковали ее как возврат к несторианству. Опасность евтихианства, заявляли они, не настолько велика, чтобы оправдать отход Халкидона от терминологии Кирилла. Больше всего они возражали – и это возражение, пожалуй, являлось единственным серьезным различием между их христологией и халкидонской ортодоксией – против идеи, что обе природы после соединения «сохраняют в полноте характерные им свойства». 2. Строгие диофизиты Строгими диофизитами были те халкидонцы, которые по-прежнему непреклонно сохраняли антиохийскую христологию, возражая против некоторых утверждений Кирилла, – таких как теопасхальная формула: «Один от Святой Троицы страдал во плоти». Для строгих диофизитов субъектом страданий был Иисус, сын Марии, а не Божественный Логос. Но тогда можно спросить, не означает ли это дуальности субъектов во Христе? Само существование этой партии в халкидонском лагере и влиятельность его представителей – Феодорита Кирского до его смерти около 466 г., Геннадия Константинопольского (458–471), его наследника Македония (495–511) и прочих – обеспечивало монофизитов их основными доводами в пользу отвержения Халкидонского собора как сборища несториан и как отхода от наследия Кирилла. 3. Халкидониицы-Кирилловцы Участники собора в Халкидоне, считавшие себя последователями Кирилла, очевидно, составляли на самом Соборе большинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010