Афанасий рекомендовал Дамасу (366–384 гг.) ученика Аполлинариева Тимофея, принятого папой, – Палестинские епископы дружили с Пелагием, а Римский предстоятель Зосим (417–418 гг.) – вопреки решению своего предшественника Иннокен­тия I (402–417 гг.) – допустил такое же благодушное обращение с Пе­лагием и Целестием 1209 . В результате у Фукунда снова получается, что императорский приговор остается без соответствующего ему преступления. Но если так, если Феодорит per se не может и не должен возбуж­дать серьезных сомнений, то спрашивается: где мотив для столь ожесто­ченной вражды к его памяти? почему ненавистно его славное имя для вдохновителей Юстиниана? Очевидно, Киррский пастырь важен для монофизитствующих не своею личностью, а по другим посторонним обсто­ятельствам и именно по его соприкосновенности к Халкидонскому собору. Мы знаем, что некоторые выдающиеся члены церковной иерархии сильно нападали на св. Кирилла 1210 , напр. Геннадий Константинопольский (458–471 гг.) или Исидор Пелусиод 1211 , – и однако никогда не поднимался даже и воп­рос о привлечении их к ответственности за это. С точки зрения сто­ронников эдикта, эти лица должны были бы подлежать анафеме и, если не подпадают ей, то единственно по тому счастливому случаю, что не были в Халкидоне в 451 году 1212 . Теперь несомненно, что советники импера­тора стремятся поколебать авторитет Халкидонского собора и лишить дог­матического значения томос Льва В. Только этим и можно объяснить привлечение Феодорита, поскольку он присутствовал на Халкидонских за­седаниях, защищал и раскрывал послание к Флавиану «Lectis dilectionis tuae litteris» 1213 . Иначе будет абсолютно непонятно такое строгое отношение к почившему иерарху, которое является тем загадочнее, что уже св. Ки­рилл во время споров из-за Феодора Мопсуэстийского выразительно ука­зывал на неудобство осуждения усопших 1214 . С этими выводами Факунд подошел к самому важному пункту Юстинианова указа; разъяснение его могло раскрыть глаза всем честным людям на истинный смысл государственного документа и спасти многих от опасности приобщиться нечестию под видом и из желания подержать благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Преподобная Елизавета Чудотворица является покровительницей женского общежительного монашества. Совсем молодой она стала настоятельницей монастыря Святого великомученика Георгия в Константинополе, где до этого была игуменией сестра ее отца. На настоятельство ее благословил святой Геннадий, патриарх Константинопольский (458-471). За глубокое смирение и истинно монашескую жизнь Господь сподобил ее различными дарами. Исцеляя неизлечимые болезни, изгоняя бесов, она еще и предсказывала многие события. Так она предсказала пожар в Константинополе в 465 г., погашенный благодаря молитвам преподобной Елизаветы и преподобного Даниила Столпника. Особую помощь она оказывала женщинам, страдавшим кровотечениями. После кончины мощи ее являли целительную силу: исцелили слепого, бесноватого, сухорукого и т.д. Преподобная Елизавета Чудотворица со времени строительства нового храма в обители стала надежной покровительницей Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Почти 20 лет велось его новое строительство. Монастырь был освящен лишь 19 октября 1879 г. Древний храмовый образ Иоанна Предтечи был помещен на правом столпе у главного алтаря в построенном новом соборе. К этому времени относятся упоминания о медном обруче, прикрепленном на цепочке к киоту иконы Усекновения главы Пророка. Этот обруч, по размеру человеческой головы, и сегодня находится в часовне, но прикреплен к другой иконе – святому образу Предтечи. На обруче полустертая надпись-молитва: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». С чем связано происхождение подобного обруча, сокрыто от нас временем. Возможно, это была чья-то благодарность за исцеление. Ведь подобная практика прикрепления к образам драгоценностей и разных ценных частиц были всегда приняты в православии. К иконам издавна подвешивались дары, возможно, к ним относится и подобный образ. Мы знаем только, что он почитался в течение всего этого времени как святыня. От него и сегодня, по молитвам святому пророку, имеющего особую силу избавлять от головных болезней, происходит благодатная помощь и многочисленные исцеления, что фиксируется в монастырском архиве.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Ф.), археп. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. Изд. 16-е. СПб., 1899 (репринт: Москва, 1992); Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Изд 2-е. СПб., 1897 (и переизд.) Taft R.F. Russian Liturgy, a Mirror of the Russian Soul//Studi albanologici, balcanici, bizantini e orientali in onore di Giuseppe Valentini, S.J.//Studi albanesi. Studi e testi. Vol. VI. Firenze, 1986. P. 413–435. Тафт Р. Ф. Русская литургия, зеркало русской души//Страницы. 1997. 2. С. 565–585 I. Постановка проблемы Многие церковные писатели, начиная с древнейших времен и средневековья до нынешнего времени – примеры мы приведем дальше – ощущали, что необходимо объяснить, скорее даже оправдать существование молитв, возносимых за святых в анафоре и диптихах. Иллюстрацией этой проблемы служит древний текст анафоры Иоанна Златоуста . С точки зрения современных богословских представлений, особое недоумение вызывает то, что в ней есть молитва , произносимая после эпиклезиса: 1 . Еще приносим Тебе эту словесную службу о (за) скончавшихся в вере отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, воздержниках и всяком праведнике, скончавшемся в вере, 2. особенно (изрядно) о Пресвятой, Пречистой, Преславной, благословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, 3. о святом Иоанне Предтече и Крестителе, и святых и всеславных апостолах и о святом (имярек), которого и память мы совершаем, и о всех святых Твоих, 4. молитвами которых призри на нас, Боже... 46 Мы бы решили, что последняя строка (4) разрешает недоумение, если бы нам не было известно, что весь этот текст (2–4) – позднейшая интерполяция, осуществленная в два этапа. На первом этапе было введено возглашение Богородице (2), которое само по себе–не часть анафоральных просительных/поминальных молитв, но начало современного диптиха по усопшим. Включили этот текст в анафоры Василия Великого и Иоанна Златоуста при патриархе Геннадии I (458–471) по распоряжению императора Льва I (457–474).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

94 По всем вероятиям несколько книг, изданных в 1638 г. в г. Кременце, вышли из братской типографии. В Очер. слав. рус. биб. Ундольского указаны: под 444 – Грамматики, или Письменича языка Словенского; под 45 – Синод в Луцкой кафедральной церкви в 1638 г. и под 458. – О мистириях или тайнах впосполитости. 95 Рукопись библиотеки митроп. Макария, 105, содержащая как грамоты об учреждении Кременецкого братства, так и уставы самого братства, и его школы с несколькими другими статьями; уставы эти буквально заимствованы у братства Луцкого; см. Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 470 и 471. 97 Исаия Трофимович Козловский был ректором Киевской коллегии и преподавал философию, а остальные занимали это место впоследствии: Сильвестр Коссов (бывший после Киевским митрополитом) составил и напечатал в 1635 году Патерик Печерский, или жития св. отцов печерских. Иннокентий Гизель, архимандрит Печерский, известен сочинением: «Синопсиса, или краткого описания о начале русского народа». 99 Сочинение эго, под названием «Exegesis, to jest: Danie sprawy о szkoach Kiowskich y Winickich», издано в виде приложения к 16–19, Киев. епарх. вед., 1874 года 100 Максимович, Записки о перв. врем. Киев. Богояв. брат.; Киев. епарх. вед., 1865 24 Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 484–489, 494–496. 101 Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 498, Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер., т. II, стр. 131, Коялович, Литов. цер. уния, II, стр. 193. 102 Деятельность и заслуги Петра Могилы слишком известны, и здесь мы только напомним, что Могила озаботился издать для народа целую серию богослужебных, церковных и религиозно-назидательных книг без погрешностей и в возможно исправленном виде (в том числе и Евангелие на западно-русском наречии), и книги эти во множестве печатались в Киево-Печерской лаврской типографии. Особенно прославился он, как известно, составлением «Пространного исповедания веры» (в перев. на славян яз. издан. в Москве в 1685 г.), изданием «Краткого катехизиса», принятого в руководство великороссийскою Церковью , сочинением замечательной полемической книги «Лифос» (камень), и наконец, составлением «Служебника» (1629 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Избавление от пороков и стяжание христианином добродетелей совершается при содействии благодати Божией. Сам Господь наш Иисус Христос учил: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Эти святые слова Спасителя блаженный Диадох глубоко усвоил и со всей тщательностью ввел их в свое богословие и свою подвижническую жизнь. Подвижнику, по мысли блаженного Диадоха, должно с верой предать себя в руки Господа — Врача душ и телес наших, а " таковой и не терпит когда-либо недостатка в действии веры " с. 220–223], получает " благое утешение " — благость, благоприятное оружие против лукавого с. 99, 102]. Спасающая благодать Божия подается человеку в самом вступлении его в Церковь Христову — во Святом Крещении. " Святое Божие Слово воплотилось, — учит блаженный Диадох, — даровав нам, как Бог посредством Собственного Крещения спасительную воду в возрождение; возрождаемся же чрез воду действием Святого и Животворящего Духа " с. 433, 434]. При этом злая сила " Святым Крещением извергается из души " и если попускается ей влиять на душу, то только через внешние органы человека, " ибо благодать Божия вселяется в самую глубину души, то есть в ум " с. 436]. " Конечно, и после сего сатана действует на душу, как и прежде, и часто даже хуже, — оговаривает блаженный Диадох, — но не как соприсутствующий благодати — да не будет, но как бы коптя ум, посредством мокроты тела, сладостью неразумных удовольствий. Бывает же это по попущению Божию " , чтобы человек, проходя через различные испытания, не забывал, что Бог его ведет " в покой " , к наслаждению благом с. 421–431]. Через Святое Крещение благодать Божия " усвояет нам два блага возрождения " . Первое — она обновляет нас " и освящает все черты души, то есть то, что по образу, омывая всякое пятно греха нашего " . Второе — она как бы " выжидает, чтобы вместе с нами совершить то именно, что по подобию " с. 471, 472]. Таким образом, с первых же шагов в духовной жизни мы озаряемся благодатью Божией, согреваемся ею, как от солнца с. 458, 459]. В дальнейшем же, при постоянном соблюдении заповедей Божиих, при непрестанном призывании имени Господа нашего Иисуса Христа, " огонь святой благодати распространяется и на внешние чувствилища сердца, удостоверительно сожигая плевелы человеческой земли " с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Окружное Послание Окружное Послание Геннадия Константинопольского и с ним Святого Собора ко всем Митрополитам и к Папе Римскому. Св. Геннадий был избран на Константинопольский Патриарший Престол в 458 г. в царствование Императора Льва Великого, после кончины Патриарха Анатолия, участника Халкидонского Собора. Он отличался святостью жизни и совершал чудотворения. Будучи сам нестяжательным, он возмущался распространившимся грехом симонии и для противодействия этому созвал в Константинополе Собор в 459 г., от имени которого и было издано послание, помещаемое во всех канонических сборниках. Св. Геннадий высоко поднял авторитет Константинопольской кафедры. Он почил в 471 г. Боголюбезнейшему сослужителю Геннадий и собравшийся в царствующем граде новом Риме святой Собор. Владыка наш и Бог и Спаситель Иисус Христос, вверив святым Своим ученикам проповедь Евангелия и послав их по всей вселенной учителями человекам, ясно заповедал, дабы дар, даром полученный ими от Него, и они преподавали людям туне, не приобретая за оный меди или сребра, или злата, или вообще иного какого-либо стяжания вещественного или земного. Ибо земное и тленное не заменяет даров небесных и духовных. Сию заповедь Он дал не только им, но чрез них и нам, коих удостоил возвести на их степень и место. И как они хранили тогда, так и нам ныне подобает в точности хранить и соблюдать оную, не ухищряться в том, что не терпит ухищрения, и не дерзать на опасное предприятие. Даром, приняли, даром дадите. Не стяжите меди, ни сребра, ни злата при поясех ваших (Мф. 10:8—9). Просты и ясны слова сей заповеди, не имея в себе ничего разнотолкуемого, ничего невразумительного и требующего изъяснения искусственного. От Меня, глаголет, приняли вы достоинство священства; и если за оное что-либо малое или многое воздали Мне, и оное вам от Меня продано, то и вы продавайте оное другим; если же туне прияли, то и вы туне дадите. Что яснее сей заповеди? и что полезнее для повинующихся? Горе, поистине, тем, кои возомнили приобрести дар Божий, или преподавать оный за деньги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3013...

Геннадий, из конст. священников, возведен на престол в июле 458 года, в царствование Льва Великого . Был ревнителем истины, учителем чистоты нравов, искоренял симонию между епископами и от принимающих свящ. сан требовал знания Псалтыря (то есть наизусть). Пас Церковь тринадцать лет; скончался 471 года на острове Кипре, на обратном пути из Иерусалима, куда ходил на богомолье. Во дни сего патриарха некий иконописец дерзнул неподобающим образом написать образ Спасителя, по подобию языческого бога Зевса, и тотчас постигла его казнь; ибо рука, дерзнувшая на то, усохла. Он пришел к патриарху с плачеи и раскаянием; и патриарх, помолившись Богу, исцелил руку его. † Преставление святого Иоанна, митрополита Киевского После м. Георгия, преемника блаж. м. Илариону, блаж. Иоанн, родом, вероятно, болгарин, при был в Киев в сане митрополита всей России в 1080 г. и скоро заслужил общее глубокое уважение 352 . Преп. Нестор, современник и очевидец дел его, восхищенный высокими качествами его, говорит: «подобного ему еще не было в Руси да и не будет; это – муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому, богатому и бедному, смиренный и кроткий, любитель молчания, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных 353 . Древность называла святителя Иоанна пророком Христовым. По высокому изображению блаженного Иоанна у преп. Нестора не сомневаемся, что, называя его пророком Христовым, соединяли с тем мысль о прозорливце 354 . Из дел его летопись упоминает о немногих. По ней, в 1086 году он основал храм ап. Андрея в Андреевском монастыре, – причем называется он «преподобным митрополитом»; в 1087 году торжественно погребал убиенного кн. Ярополка; в 1087 году освящал храм архангела Михаила в Выдубицком монастыре 355 ; 1089 г. августа 14 освящал чудную, великую церковь печерскую и вслед затем скончался 356 . Летописи после Нестора называют его то добрым, то святым, то блаженным 357 . По ркп. святцам он «святый Иоанн митрополит»; а в одном списке прибавлено: «положен бысть в Печерском монастыре». Блаженный Иоанн оставил для Церкви русской несколько сочинений 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Еще просим: 454 помяни, Господи, всякое епископство православных, верно преподающих слово Твое истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и 455 весь священнослужительский сонм. Еще приносим Тебе эту словесную службу о вселенной, о Святой Твоей 456 Соборной и Апостольской Церкви, о пребывающих в чистоте и честной жизни, о находящихся в горах и пещерах и ущельях земли 457 , о благоверных ( πιστοττων) царях, христолюбивой царице 458 , всей палате и воинстве их. Дай им, Господи, мирное царствование, чтобы в мире их и нам проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте. Помяни, Господи, город 459 , в котором мы живем, и всякий город и страну и с верой живущих в них. Гласно: Во-первых, помяни, Господи, архиепископа нашего такого-то 460 . Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных и спасение их. Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих добро в святых Твоих церквах и помнящих о бедных и на всех нас ниспошли милости Твои 461 . И дай нам одними устами и одним сердцем прославлять и воспевать всечтимое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Гласно: И будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Диакон Всех святых... 462 Священник тайно 463 На Тебя мы возлагаем 464 всю жизнь нашу и надежду, Владыка человеколюбивый, и просим Тебя 465 , и молимся, и умоляем: сподоби нас причаститься небесных Твоих и страшных Таин 466 , этой священной и духовной трапезы, с чистой совестью в оставление грехов, в прощение согрешений, в общение Духа Святого, в наследие Царства Небесного, в дерзновение перед Тобой, не в суд или в осуждение 467 . И сподоби нас, Владыка, с дерзновением неосужденно иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога и Отца, и говорить: Народ Отче наш. Священник 468 Ибо Твое есть Царство и проч. Народ 469 Аминь. Священник Мир всем. Диакон Головы наши... 470 Священник тайно 471 Благодарим Тебя, невидимый Царь, Создавший всё неизмеримой силой Твоей и по множеству милости Твоей Приведший всё из небытия в бытие. Сам, Владыка, с неба призри на приклонивших Тебе головы свои; ибо они приклонили не плоти и крови, но Тебе, страшному Богу. И так Ты, Владыка, устрой предлежащее ( τ προκεμενα) всем нам во благо соразмерно с собственной нуждой каждого. Плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, больных исцели, Врач душ и тел наших 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память пожара . В александрийской хронике описывается пожар при Льве Великом (457–474), бывший на 12 году его царствования, следовательно в 469 или 470 году. Подобного сему пожару в Царьграде не было никогда: город горел от моря до моря. Автор Константинопольских древностей говорит, что город горел 6 месяцев к что император устрашенный вышел к морю и построил храм Маманта в Сигме и -тик. (Дю- Канж lib. II. 118. Bandurii anmiquim. 57. 732). Осмщение его 12 июля. (См. греч. минеи). Феодор чтец пишет: на епископскую кафедру Антиохии по общему приговору возведен был Иулиан. (Это было в 471 году). В это время 2 сентября (sic. См. 2 сентября) случился великий пожар, начавшийся от Неориона и распространившийся до храма ап. Фомы Аманция (не верно в русском переводе: Фомы и Аманция). Эконом Маркиан, восшедшы на кровлю св. Анастасии с евангелием в руках, силою своих молитв и слез сохранил храм невредимым (§ 23 стр. 512 русск. перевод). Евагрий, описав антиохийское землетрясение на 2 году царствования Льва (458459 г.), продолжает: « около того же времени случилось подобное или еще тягчайшее бедствие в Константинополе» и проч. (Ц. Ист. II. гл. 13). В определении времени пожара вернее следовать александрийской хронике и Феодору чтецу , чем Евагрию. В славянских печатных святцах XVII в. в летописи в более древних выставлен год пожара 5965, т. е. 465 (ибо в сей летописи до Р. X. считается 5500 лет), а в более поздних 5958 г. т. е. 458, согласно с Евагрием. 2 Муч. Мамант и отец его Феодот . В Деяниях св. (Aug. III. 423) довольно обширное наследование о св. мученике и помещено страдание его, вообще согласное с повествованием слав. четьи минеи из Метафраста, который сам имел древнейший сказания о мучениках. У Василия В. есть целое слово на день сего мученика, произнесенное в его храме близ Кесарии, содержащее впрочем не много сведений об его жизни. Св. Василий называет его пастырем (пастухом), который не от других заимствовал знаменитость, но сам продолжением жизни возжег светильник и пастушескую бедностию обличает богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Отменяя заодно с оросом Халкидонского Собора и его пра­вила, в том числе 28-й канон, Василиск воспретил Константино­польскому архиепископу вмешиваться в дела церквей, которые были включены Халкидонским Собором в юрисдикцию столич­ной кафедры. Архиепископ Константинополя Акакий, поставлен­ный на столичную кафедру после преемника Анатолия святого Геннадия, занимавшего ее с 458 по 471 г. и особенно известно­го своим посланием против симонии, вошедшим в канониче­ский корпус, отверг энциклику и в знак скорби по поводу веро­отступничества Василиска и гонения на православных облачился в черные одежды и велел покрыть престол Святой Софии черным покровом. Примеру архипастыря последовало столичное духо­венство, не страшась бросить вызов узурпатору. Преподобный Даниил тогда впервые за 15 лет сошел со стол­па, чтобы обличить вероотступника Василиска и потребовать от него отменить энциклику. Приход Даниила Столпника в столи­цу перепугал Василиска, и тот удалился в загородную резиден­цию императоров. Но толпа ревнителей Православия, увлечен­ная проповедью святого, двинулась в сторону летнего дворца. «Когда же охрана преградила толпе путь во дворец, святой призвал народ по-библейски отрясти дворцовый прах со своих одежд – и это было сделано с таким усердием и энтузиазмом, что боль­шая часть охраны оставила кесаря и примкнула к Столпнику» 926 . Святой предсказывал столице бедствия в случае, если не будет отменена еретическая энциклика, и бедствие обрушилось на Византий, подвергшийся в 476 г. одному из самых истребитель­ных в своей истории пожаров. Он разгорелся во время народных волнений, вспыхнувших при попытке отправить в ссылку архи­епископа Акакия. В огне погибла библиотека, в которой храни­лось около 120 тысяч свитков, сгорели античные статуи, и среди них знаменитые Гера Самосская и Афродита Книдская. Упорствуя в поддержке монофизитства, Василиск приказал немедленно вернуть из ссылки в Александрию Тимофея Элура. Освобождены и возвращены были все, кто, по словам Феофа­на Исповедника, «показывал себя врагом святого Халкидонско­го Собора и смело восставал против истины» 927 . И как пишет тот же историк, «Элур немедленно собрал всякую сволочь из алек­сандрийцев, проживавших в Византии, и отправился с крест­ным ходом во храм, сидя на осле. Не дойдя до церкви, называ­емой восьмиугольной, он свалился с него, ушиб себе ногу и со стыдом принужден был возвратиться» 928 . Вернувшись наконец в Александрию, Элур был принят там своими последователями с энтузиазмом, но энциклика Василиска и принятые им меры вызвали отторжение в столице империи – Византии, где боль­шинство составляли халкидониты, хотя в монастырях находи­лось немало монофизитов, и даже крайних, почитавших своим учителем Евтихия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010