Афанасия, 438 которого, по мнению Р. П. К. Хэнсона, нет оснований считать в этот период ревностным защитником никейской веры. 439 Указывая, что Сердикский собор 343 г. привел к расколу епископата Запада и Востока, Р. П. К. Хэнсон подчеркивает, что противники слишком плохо понимали друг друга и что богословски они не столь уж сильно расходились между собой. 440 Затем, во второй половине 40-х гг. IV в., происходит своеобразная разрядка: хотя восточные и западные епископы не достигнут в этот период богословского согласия, они сблизятся на почве единодушного осуждения доктрины Фотина Сирмийского. 441 Однако баланс сил принципиальным образом меняется, после того как вся власть в Империи сосредоточивается в 351 г. в руках Констанция, 442 которого Р. П. К. Хэнсон рассматривает как убежденного омия, а не просто как сторонника церковного мира. 443 История арианских споров после смерти императора Констанция, т.е. после 361 г., в работе не освещается последовательно. Вместо этого Р. П. К. Хэнсон дает обзор доктринальных систем отдельных богословов эпохи (свят. Афанасия, 444 свят. Илария, 445 Фебадия, 446 Евсевия Верцелльского, 447 Григория Эльвирского, 448 Мария Викторина, 449 отцов Каппадокийцев, 450 а также вероучительных традиций целых течений (неоариан, 451 омиев. 452 Отдельную главу исследователь посвящает Константинопольскому собору 381 г. 453 Богословие Каппадокийцев, развивших учение свт. Афанасия, Р. П. К. Хэнсон рассматривает как окончательное разрешение тринитарной проблемы, 454 и указывает на возникновение к началу 80-х гг. IV в. богословского консенсуса в среде епископата. 455 В то же время исследователь подчеркивает, что богословие ранних никейцев (к примеру, Александра Александрийского или отцов Сердикского собора) не соответствует стандарту «каппадокийской» ортодоксии. 456 Отсюда следует вывод, что ортодоксальная триадология не существовала до начала арианского спора, а возникла в его ходе. 457 Следует отметить, что подобного рода взгляд на историю арианских споров в работе Р.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

библ. XII-XIV в. совпадает числами и в Минеях, исключая прп. Иоанникия 3н.; есть Кирилл и Мефодий 14 ф. и 6 апр., и других 4 моравских св.. (происхождение из Маравии?); из русских – перенесение мощей св. Николая, dvx Герория 26 н., Бориса и Глеба 25 ил., Леонтия и Игнатия ростовских. Иерусалимский месяцеслов Месяцеслов в представителях Иерусалимского устава – Типиконах и Минеях – однообразнее Студийского. Древнейшие греческие Типиконы Моск. Румянц. Муз. Сев. собр. 35/491 XIII в. и Моск. Синод .библ. 456 XIII в. и 381 XIII-XIV в.имеют впервые 8 янв. Георгия Хозевита, 14 окт. (не 12, как ныне) Космы Мают., 3 н. освящение церкви (с. 448) вмч. Георгияв Лидде; лишние против нынешнего устава памяти: 1 сент. великого пожара (в К-поле 468 г.), 4 сент. еще мч. Вавилы Никомидийского и 84 детей (IV в.), Ермионии и Евтихии сестер (в друг. – дочерей) диак. Филиппа, 4 ил. Михаила Хониата , архиеп. Афинского (XIII в.); не достает нынешних: 6 сент. ап. Архиппа, 22 сент. Ионы пр. и Иона пресв.., 15 окт. Евфимия Нового, 29 н. Акакия в Лествице, 13 дек. мч. Лукии, 31 м. ап. Ермия , 12 ин. Петра Афонского; 5 ил. Афанасия Афонского добавлено позднейшею рукою. Славянские Иерусалимский уставы почти во всем повторяют месяцеслов греческих, иногда обнаруживая следы и большей древности; например, уст. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в. имеет 6 сент прп. Евдоксия, 23 дек. прп. Нифонта, 28 ф. патр. Протерия. В разном количестве разные списки устава вносят специально русские и славянские памяти; так в 328/383 XIV в. есть Покров, Николая 9 м., прп. Феодосия, Владимира, Бориса и Глеба 2 раза, Игнатия Ростовского, Кирилла 14 ф.; в 329/384 XIV в. еще отмечены дни преставления Петра и Алексия м. Московских (позднейшею рукой), но в 678/386 XV в. уже меньше русских памятей: прп. Феодосия, св. Владимира, Бориса и Глеба, прп. Сергия, м. Петра и еп. ростов. Игнатия (три последний приписаны позднее); напротив 336/388 XVI в. не только имеет славянских и русских святых более нынешнего Типикона, но и греческих памятей более, чем греч. Тип., например, 3 и 14 н. Григория Паламы , 28 янв. Исаака Сирина . Рукописные славянские Минеи Иерусалимского типа представляют еще более разности: в большинстве мч. Конона 4 мр., а прп. Герасима 5 мр.; в одной Ипатий Гангр. 16 н., а не 31 мр.; в Минеях XVI в. появляются службы Стефану Сурожскому 15 д., прп. Параскеве 14 окт. (из ю-слав. Миней XIV в.), вмч. Параскеве 28 окт., прп. Андрею 2 окт. Впервые появляются из Афонских свв. кроме Афанасия и петра – в Минеях XIV-XV в. Михаил Малеин 12 ил. и Евфимий Новый 15 окт. Славянскими и русскими святыми Минеи беднее Типиконов; службы им обычно писались в конце книги и до XV в. их почти нет; первыми появляются памяти пр Саввы 14 янв. и Арсения Сербских 28 окт., позднее – болгарских: иоанна Рыльского 19 окт. и Илариона Мглимского 21 окт.; Кирилла и Мефодия нет. Из русских в Минеях XIV-XV в.иногда службы Покрову, св. Владимиру, Знамению 27 н. и Варлааму Новг. 6н. Римско-католический церковный год

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Библиогр.: Список ученых трудов С. В. Рождественского .//Изв. РАН. Сер. 6.1920. Т. 14. 1/18. См.: Михеева Г.В., Эльзон М.Д. Рождественский С.В.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 537–540. 263, 388 Розенмюллер (Rosenmuller) Эрнст Фридрих Карл; (10 декабря 1768 – 17 сентября 1837) – профессор восточных языков в Лейпциге, исследователь Ветхого Завета. 62 Роман Сладкопевец ; (VI в.), прп. – диакон, творец кондаков. 259, 355 Роман (Танг Роман Иванович); (3 октября 1893 – 18 июля 1963). Окончил Аренсбургское городское училище (1909) и в 1916 году – Московские общеобразовательные курсы (1916), где при испытательной комиссии выдержал экзамен на аттестат зрелости. 7 марта 1931 рукоположен во диакона, а 8 марта – во священника к Йыхвиской Богоявленской церкви. С 1 марта 1933 – священник церкви Пюхтицкого женского монастыря, с 9 июня 1940 – снова священник Йыхвиской Богоявленской церкви, с 6 мая 1949 – настоятель той же церкви и благочинный округа. Пострижен в монашество. С 16 апреля 1950 – епископ Таллинский и Эстонский, викарий Ленинградской епархии, с 20 декабря 1955 – епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии, с 23 июля 1956 – Ивановский и Кинешемский, с 9 декабря 1958 – Курский и Белгородский, с 21 мая 1959 – архиепископ Виленский и Литовский. 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. См.: Керкович А., прот. Архиепископ Виленский и Литовский Роман. (Некролог.)//ЖМП. 1963. 9. С. 25–29. 448, 449, 450, 451,456, 457, 458, 459 Романский Г. И. – слушатель Высших Богословских курсов. 367 Ростовцев Михаил Иванович; (29 октября 1870 – 20 октября 1952) – русский историк античности и археолог. Профессор С.-Петербургского университета. В 1918 эмигрировал. 188 Рубанистый Николай Васильевич – протоиерей. Окончил Екатеринославскую ДС (1887) и Киевскую ДА (1891), к. б. С 1 октября 1892 – учитель греческого языка Екатеринославского ДУ. С 24–30 апреля 1896 – наблюдатель церковно-приходских школ Екатеринославской епархии, рукоположен во священника 30 августа 1896. С 3–20 марта 1906 – инспектор классов и законоучитель Екатеринославского епархиального женского училища, с 12 августа 1914 – смотритель Екатеринославского ДУ. С 6 мая 1915 – протоиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1715-м голу передан по описи Ляцкий Николаевский Монастырь, приписной к Иверскому 448 . Еще в 1713-м году в нем останавливался проездом архимандрит Феодосий 449 , в 1714-м году Монастырь испрашивает разрешения на ремонт у архимандрита же Феодосия 450 . Была еще приписная к Александро-Невскому Монастырю Макарьева или Макарьевская Пустынь. В марте 1714-го года она именуется приписною 451 . В марте же 1714-го года в нее назначен был архимандритом Феодосием строитель 452 . За Макарьевой пустынью, по отчетной ведомости 1727-го года, показано в Ильинском Тигоцком погосте, по переписным книгам 186-го года, 4 двора, пашни налицо было 16 десятин, сенных покосов 9 десятин, лесных угодий 3 поверстного, по генеральной переписи 9 душ с окладом в 6,33 рублей, в пользу Александро-Невского Монастыря 2,16 рубля 453 . В марте 1713-го года архимандрит Феодосий писал вице-губернатору Римскому-Корсакову, что ново-созидаемому Александро-Невскому Монастырю земля по Неве отведена, а рыбная ловля для пропитания братии и служителей не отмежевана, и ходатайствовал о постановке граней рыбной монастырской ловли. Из Петербургской Канцелярии, вследствие этого ходатайства, собираемы были справки о том, кому принадлежали в данное время рыбные ловли на Неве и Черной речке. Оказалось, что рыбные ловли по Неве от реки Тосны – или, по другому документу, от Ижоры и Славянки, – до моря с малыми речками и на взморье до Котлина сданы были с 1-го апреля на год на откуп за 200 рублей, но всякому разрешено было ловить рыбу для собственной потребности, а не на продажу, безвозбранно 454 . В Старорусском уезде Иверскому Монастырю принадлежало 11 соляных варниц. После приписки Иверского Монастыря к Александро-Невскому архимандрит Феодосий «разорил соляные варницы» и «на место разоренных в разных местах на удобных Иверского Монастыря крепостных землях» были «построены новые варницы сборною с Старорусских Иверского Монастыря вотчин казною» 455 . Потом варницы опять запустели. Приговором Сената 16-го февраля 1721-го года соляные варницы в Старой Руссе 456 были возобновлены. И в том же голу казенный доход с них отдан на строение Александро-Невского Монастыря 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В VII в. важным церковно-политическим вопросом стали обращение в христианство иудеев и борьба с теми, кто формально принимали крещение, но продолжали исполнять иудейские обряды. Иудейский вопрос имел в Вестготском королевстве политическое значение. После толерантной политики в отношении иудеев, к-рую проводил вестгот. кор. Свинтила, последовал ряд королевских указов и церковных постановлений (особенно каноны IV и VI Толедских Соборов (633 и 638)), направленных против иудеев. Во 2-й пол. VII в. притеснения иудеев еще более усилились, что вынудило мн. евреев переехать в мусульм. владения в Африке. Кор. Эгика обвинял иудеев в том, что они перебегают к маврам, чтобы навредить Вестготскому королевству. Несколько иным было положение Церкви на северо-западе Пиренейского п-ова, в королевстве свевов. После того как вестготы при кор. Эврихе установили контроль над всеми еще формально подчинявшимися рим. императору территориями Пиренейского п-ова, королевство свевов фактически оказалось в изоляции. Свевы, оставаясь язычниками, не только терпимо относились к христ. Церкви, но и использовали ее адм. потенциал для контроля над романизированным населением И. При дворах королей свевов часто появлялись епископы, к-рые нередко исполняли дипломатические миссии. Так, Идаций, еп. г. Аквы Флавиевы, в 431 г. отправился с дипломатической миссией в Галлию к римскому полководцу Аэцию (результатом этой миссии стало соглашение о мире между свевами и Римской империей). При кор. Ремисмунде, в 466 г., среди свевов действовал миссионер-арианин Аякс, однако, судя по дальнейшим событиям, его миссия не имела успеха. Известно, что кор. Рехиарий (448-456) принял православную веру. Общие нестроения препятствовали нормальному функционированию церковных структур: на I Бракарском Соборе (561) еп. Лукреций заявил, что впервые за долгое время удалось собрать столь представительный Собор. Отношения между христианской Церковью в гос-ве свевов и Римскими папами в V-VI вв. носили эпизодический характер; в немногочисленной переписке церковных иерархов с Римскими понтификами затрагивались в основном вопросы, связанные с присциллианством.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В дальнейшем писатель называет ее Софья Сергеевна, Наталья Ярославовна и вновь Александра Ярославовна. 448 Козьма Романыч — вероятно, Червев (Мефодий Миронович). 449 Мытарь (церк.) — сборщик пошлины (мыта) за товар, продаваемый на торгу. 450 …ходил в дом к Толстым…— Ф. П. Толстой (1783–1873) — выдающийся русский медальер, живописец, скульптор, гравер, вице-президент Академии художеств. Был активным членом Союза Благоденствия. По воспоминаниям дочери, дом Толстого был вечно полон людей: «Писатели читали тут свои новые вещи, рассказывали, музыканты играли, пели. Публики собиралось очень много, но большею частью все были артисты, и потому эти вечера отличались оживлением, разнообразием, шумною веселостью и вместе с тем интимным характером» (Е. Ф. Юнге, Воспоминания, изд. «Сфинкс», стр. 61–62). В 1873 году в журнале «Русская старина» была опубликована сохранившаяся часть «Записок» Ф. П. Толстого. 451 Короп — карп или сазан. 452 Скроп — внезапность, поспешность, тревога. 453 Тетушка Клеопатра Львовна. — По сохранившимся черновикам трудно установить, является ли она новым действующим лицом или же известной по первым двум частям хроники дочерью Протозановой Настасьей Львовной. Не совсем ясно и лицо ее мужа, Николая Егоровича Павлыганьева. 454 …звал себя «Закхеем-мытарем». Закхей — начальник мытарей, богатый человек, особо полюбившийся Христу благодаря своей искренности и великодушию (евангелие от Луки, гл. XIX, 1-10). 455 «Научитеся от меня…» — слова Христа, взятые из евангелия от Матфея (гл. XI, 29). 456 …под перевод колоколов…— перезвон, во время которого обводят испытуемого вокруг церкви для очистительного покаяния. 457 Комераж (франц. commérage) — сплетни, происшествия, подающие повод к сплетням. 458 Опека — надзор, установленный законом над лицом или имуществом его в случае малолетства владельца, несостоятельности его и т. д. 459 Авантаж (франц. avantage) — выгода, преимущество. 460 «учреждались кадетские корпуса…— В 1830 году было издано «Положение о губернских кадетских корпусах», на основании которого в разных городах стали открываться на счет казны и местного дворянства, а также на пожертвования частных лиц кадетские корпуса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В этом случае свидетелем может служить тот же П.С. Казанский : «Чувствуя в себе избыток ума, Филарет как бы тяготился присутствием при себе умных людей (!)... Все, кого он приближал к себе, были люди часто посредственные, а иногда и совершенно ничтожные... Он хотел видеть в своих подчиненных только исполнителей. Всякая свободная мысль, стремление к самостоятельной деятельности... были подавляемы им...» (Там же. С. 456,485). 10 Очевидно, Макарию донесли, что Никанор разбирал мысли, изложенные в его «Введении в богословие». 14 Наш курс получил от него брошюру «Профессия церковного писателя и книжное дело в древнехристианское время». 15 Но там, где нужно, он прекрасно пользовался и всеми этими научными приемами. Такова его статья «О нашем Символе веры », где он на основании анализа текста т. н. епифаниевского Символа веры пришел к новому и оригинальному выводу по вопросу о происхождении и составе его, сделал, можно сказать, целое научное открытие. Но об этом несколько слов ниже. 21 Торжеством этого направления в Церкви и был II Вселенский Константинопольский собор 381 г. и изданный им Символ. 32 См., напр., историю Никейского символа (С. 105–110) и особенно интересные наблюдения над историей Антиохийской унии на соборах 448, 449 гг. и Халкидонском Вселенском соборе. 35 См. его статью «К моей учено-литературной автобиографии»//Богословский Вестник. 1907. Июнь. С. 408–417. 36 Эпохе Вселенских соборов принадлежит также и другой труд А.П. Лебедева : «История последних четырех соборов», напечатанный первоначально в «Душеполезном Чтении» и вошедший в IV том полного собрания его сочинений. Он появился на свет, кажется, только из желания дополнить сочинение Иоанна Митропольского о Вселенских соборах, ограничившееся только тремя первыми (теперь оно доведено до конца и напечатано уже под именем Иоанна, епископа Ак-сайского, – см.: История Вселенских соборов. Новочеркасск, 1893). Он носит на себе печать учено-литературного таланта автора: тот же изящный стиль, то же умение подметить характерные факты, выдвинуть их на первый план и объединить в определенные комбинации.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Васильчиков, Алексей Васильевич — 432 Васильчикова, Александра Ивановна — 202, 432, 434, 437 Вацлав з Олеска (Wazaw z Oleska, он же Zaleski Wazaw) — 292 („Собрание галицких песен“), 297, 306, 312 („За песнями люду Галичского“), 473, 476 Вебер (Weber), Густав — 83, 85 Вегелин, Иоанн — 390 „Великодня (Пасхальная) вирша“ — 250, 456 Венгеров, Семен Афанасьевич — 429, 438 Венгрия — 315 Веневитинов, Дмитрий Владимирович — 454 Вересаев, Викентий Викентьевич — 454 „Вестник Европы“ — 42, 45 Виноградов, Виктор Владимирович — 495 Винницкая гимназия — 338 Вистенгаузен, Луиза Федоровна — 258 („начальница“), 496 Владимиров, Петр Владимирович — 404, 406 Владимирский-Буданов, Михаил Флегонтович — 481 Власенко — 88, 408 Власенкова, Агафья Семеновна — 32 („Гапа“), 388 Воейков, Александр Федорович — 47 („Собрание образцовых сочинений“), 48, 203, 394 Волынская губерния — 279 Волынский, Павел Иванович — 81 („Батюшечка“), 87, 405 Воронеж — 330, 331, 482 Востоков, Александр Христофорович — „Опыт о русском стихосложении“ — 61, 62, 398 Высоцкий, Герасим Иванович — 84–89, 97-103, 110 („письмо из Петербурга“), 279, 336, 404, 407, 412, 421, 466 Вяземская, Надежда Петровна — 339 Вяземский, кн. Петр Андреевич — 305 („князь Петр“), 309, 339, 444, 476 — „Ласточка“ 213, 442 Гаврила Максимович — 32, 388 Гаврюшка, слуга — 259, 460 Гаевский Виктор Павлович — 439 Гаевский, Семен Федорович — 246, 454 Галибын (Галыбин), домовладелец — 137 Галиция — 315 Гамбург — 157, 158, 161 Ганзейский союз — 152, 156 („Я видел здесь комнату“), 423 Ге (Gay), София — 366, 434, 494 Гежелинский — 176 Генерал (лицо не выяснено) — 197 Герард — 87, 407 Гербель, Николай Васильевич — 389, 391, 403, 405–408, 410, 427, 446, 448, 457, 466, 483 Герен (Heeren), Арнольд Герман Людвиг — 341, 342, 344, 486, 487 Германия — 149, 150, 162, 164 („в образованной Европе“), 269, 333, 378 („Немещина“), 422 Гете (Goethe), Иоганн Вольфганг — 246 („Сам как будто на земли“, цитата из „Фауста“), 290, 454 Гизо (Guizot), Франсуа — 290, 470 Гимназия высших наук им. гр. Безбородко — 50, 61, 63, 73, 77, 79, 81, 85, 99, 100, 122, 205, 338, 381–383, 387–391, 394, 398, 402–408, 410, 412, 415, 449, 466, 472

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Взять крест свой – значит доблественно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество, ради Евангелия, при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростию восстанут против нас... когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 92). Победа над собственною греховностью есть вместе и победа над вечною смертью. Одержавший ее удобно может уклониться от общественного греховного увлечения (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 158). Источник. Хотя греховность и побеждена в праведных человеках, хотя вечная смерть уничтожена присутствием в них Святаго Духа; но им не предоставлена неизменяемость и добре на всем протяжении земного странствования: не отнята и у них свобода в избрании добра и зла... Земная жизнь до последнего часа ее – поприще подвигов произвольных и невольных (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 159). Обученные внутренними бранями стяжевают познание всесвятой воли Божией, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем: душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение в своем спасении (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 187–188). Кому Господь захочет даровать духовное преуспеяние – попущает брани... Победителю дозволяется вход на вечерю благодати (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 455). Источник. Вы в скорби от того, что в борьбе, в борьбе от того, что закон Христов духовен, требует распятия (свт, Игнатий Брянчанинов , 42, 448). Источник. Те люди Богу свои, тем своим людям Он дает крепость, которые сохраняют верность к Нему в произволении, в то время как немощь их производит нарушение верности в делах (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 456). Источник. На земле все враждебно человеку и сам он – в непрестанной борьбе с собою (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 501–502). Источник. Для победы над злом нам необходима помощь Божия. Когда содействует нам эта всесильная помощь мы побеждаем; когда она удаляется от нас – мы побеждаемся (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 538). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Второму (протоиерею Иоанну Колоколову) принадлежат переводы канонов святого Иоанна Дамаскина на Святую Пасху (Христианское Чтение, 1831) и на Преображение Господне (Христианское Чтение, 1841). В 50-х годах XIX века профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Евграф Ловягин продолжил труд своих предшественников, создав новый русский перевод богослужебных канонов и издав его вместе с греческими оригиналами и церковно-славянским текстом 445 . В Москве над переводом церковных служб (с их новогреческого перевода, принадлежащего перу преподобного Никодима Святогорца ) трудился в начале 60-х годов уже упоминавшийся нами ученик профессора протоиерея Александра Горского протоиерей Василий Нечаев (впоследствии епископ Виссарион), пользовавшийся в своей работе поддержкой и консультациями своего знаменитого учителя 446 . Некоторые из его переводов были напечатаны в издававшемся им журнале «Душеполезное Чтение» 447 . Святитель Московский Филарет (Дроздов) перевел на русский язык «Акафист Пресвятой Богородице» 448 . В Тульской Духовной Семинарии под руководством ректора архимандрита (впоследствии епископа) Андрея (Поспелова) († 1868) был осуществлен перевод служб двунадесятых праздников (они напечатаны в журнале «Тульские Епархиальные Ведомости» за 1862–1863 гг.) 449 . Другой перевод служб двунадесятых праздников принадлежит ректору Подольской Духовной Семинарии протоиерею Василию С. Княженскому († 1862) 450 и опубликован, соответственно, в «Подольских Епархиальных Ведомостях». Протоиерей Михаил С. Боголюбский († 1902) перевел и прокомментировал стихиры служб Великого Поста и Страстной Седмицы 451 , преподаватель Тобольской Духовной Семинарии Иван Ловягин († 1901) издал в русском переводе (параллельно со славянским текстом) воскресную службу Октоиха 452 . В начале XX века некоторые праздничные каноны в русском переводе и с примечаниями были изданы Н. Нахимовым 453 . П. П. Мироносицкий перевел кондаки преподобного Романа Сладкопевца 454 , а также перевел и прокомментировал гимнографические тексты Святой Пасхи и Пятидесятницы 455 . Полный русский текст литургии был издан в Одессе в переводе протоиерея С. Петровского 456 . Некоторые богослужения были переведены Н. И. Кедровым 457 , Михаилом Григоревским 458 , а также известным киевским литургистом профессором М. Н. Скабаллановичем в составе готовившейся им, но незаконченной эортологической энциклопедии «Христианские праздники».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010