— „Петр I“ 255, 263, 458, 459 — „Письмо ординарного профессора Московского университета Погодина к г. министру народного просвещения о Германии“ 378, 498 Погодина, Елизавета Васильевна — 277 („рекомендуй меня жене“), 379 („супруги своей“), 465 Подольск — 236 Полевой, Николай Алексеевич — 292, 353, 446, 490 Полетика, Александр Иванович — 162, 424 Полетика, Василий Григорьевич — 474 Полетика, Григорий Андреевич — 474 Полтава — 31–32, 77, 94, 113, 119, 129, 134, 181, 225, 229, 233–235, 237, 238, 240, 356, 365–369, 387, 425, 427 Полтавская гимназия — 33, 388, 398 Полтавский институт — 210, 394, 441 Полтавское губернское управление — 248 Померания — 315 Пономарев, Степан Иванович — 455, 456, 464, 466 Поп (лицо не выяснено) — 335 Потемкин, Григорий Александрович — 456 Потоцкий, Иван Осипович — 495 Потоцкий, Николай — 307, 476 Приказчик — 70, 76 Прилуки — 86, 235 Прокопович, Василий Яковлевич — 235 („с братом“), 252 („драгун“), 279, 449, 457 Прокопович (ур. Трохнева), Марья Никифоровна — 252, 279 („актриса“), 457 Прокопович, Николай Яковлевич — 149, 155, 161 („нас три человека“), 198 („Красненький“), 218 („что тебе сказать о наших“), 228, 233, 243, 252, 253 („братец“), 260, 279, 365–366, 408, 424, 427, 433, 444, 446, 448, 449, 457 — „Полночь“ — 217 „Прохалася Катруся“ — 266 Прохвацкий, Карп Дементьевич — 106, 115, 413 Псел — 47, 167, 327, 394, 425 Пупура, собака — 107, 108, 115, 411, 412 Пушкин, Александр Сергеевич — 200–205, 204 („мнение Феофилакта Косичкина“), 206, 207, 214, 227, 228, 247, 252, 259, 263, 288, 290, 291, 306, 312, 316–317, 339, 341, 346–348, 374–375, 394, 417, 425, 430, 433–440, 443, 444, 449, 455, 458–460, 463, 464, 468, 469, 471, 472, 478, 479, 481, 482, 485, 487–489, 497 — „Анджело“ — 288 („две большие пиесы“), 469 — „Борис Годунов“ — 228 — „Делибаш“ — 217, 444 — „Домик в Коломне“ — 214 („Кухарка“), 443 — „Евгений Онегин“ — 48, 207 („Окна мелом“), 213 („славы дань“), 224, 261 („душит трагедией“), 325, 440, 442, 461 — „История Пугачева“ — 269, 349, 463, 488

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Печатано в Брусшвейку городе 1653-го году, за воспоможением Готфрида Миллера. Стр. 129–439 («Кроника» Феодосия Софоноича): Кроника з летописцов стародавних, з святого Нестора Печерского и инших, также с кроник полских, о Русии, отколь Русь почалася, и о первых князех руских, и по них далших наступуючих князех, и о их делах, собраная працою иеромонаха Феодосия Софоновича, игумена монастыря Михайловского Золотоверхого Киевского, року от сотворенья света 7180-го, а от Рождества Христова 1672. Стр. 440–444 пустые. Стр. 445–447 (1680 г., января 2): Перевод с шертной грамоты, какову дал Мурат-Гирий хан посланником столнику Василыо Тяпкину да дьяку Никите Зотову... Писана в Бакчесареве 1091-го году генваря в 2 день. Сгр. 448–449 (1681 г., марта 22): Перевод с турецкого писма з записи, какову дал посланником столнику Василю Тяпкину да дьяку Никите Зотову в Крыму Мурат-Герей салтан... Писано месяца матерем во 22 день 1092-го году 85 во Адрианополи. Стр. 450–454 (1677 г., декабря 7): Список великого государя з граматы, какова послана к турскому Магмету салтану столником с Офанасьем Поросуковым в нынешнем во 186 году декабря в 7 день... Писан государствия нашего во дворе в царствующем велисем граде Москве лета от создания мира 7186-го декабря 7-го числа. Стр. 454–456 (1678 г., апрель): Ответ. Перевод з граматы, что писал к великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу турской Магмет салтан с Афанасьем Парасуковым в нынешнем во 186-м году июня в 1 день. Магмет-салтаново слово... Пашине поле 186-го году в априле месяце. Стр. 456–458 (1678 г. июня 1): Перевод с листа, каков писал к великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу турского Магмета салтана везирь Мустофа паша с Афанасьем Порусоковым в нынешнем во 186-м году июня в 1 день. Стр. 458–461: Перевод з греческаго писма с листа, каков писал к великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу Деоникий цареградский архиепискуп...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

А в самом деле бывает иное: дети тяготятся ими, грубят им, не слушаются, не поддерживают родителей. «Но горе им, если не образумятся» (2:452). И: «Люби ближнего своего, как самого себя» – «чего себе желаешь, того желай и другим» (2: 445). Погубило, «сбило с толку юношу» богатство. С ним он крепко сросся (2: 446). «О, это корыстолюбие! – восклицает праведный Иоанн. – Какое сильное препятствие представляет оно нашему истинному благу!.. Оно – идол, которому богатый поклоняется... Богатый «надеется на своё богатство... жестокосерд и смотрит с удовольствием на своё злато и сребро и тогда, когда бедные умирают с голода» (2:456)... «Такова бездушная мамона... вот вам и любовь к ближним, как к самому себе, которой юноша только лишь похвалился, сказав Господу: “Всё сие сохранил я от юности моей”. Лишь только коснулось дело до раздачи денег бедным: уж и сердце заболело, и живот вечный не мил стал, и с Учителем Благим неприятно стало быть вместе и беседовать» (2: 446). Обращаясь, как обычно, к текущему времени, святой Пастырь рассуждает: «Подобное тому, на чём споткнулся богатый юноша, бывает и ныне со многими из нас» (2: 446). Но отчего трудно богатому войти в Царство Небесное? «Оттого, что богатство для богатого есть идол, коему он кланяется, на коего он надеется... а не на Бога; оттого, что оно ожесточает его сердце, его душу, делая её рабой тления, неспособной к любви Божией». Однако и богатым, как и бедным, не должно отчаиваться в своём спасении, «только надо во благо себе и ближним употреблять своё богатство, считая его не своим, а Божиим добром, которое дано нам не для нас одних, а для других, для тех, которые сами по болезни или по чему другому не в состоянии достать себе необходимого пропитания, также необходимой одежды или крова» (2: 448). И добрый Пастырь зовёт: «Будем же все, по силам своим, делиться своим добром» (2: 448). 13-я неделя по Пятидесятнице (Мф. 21,33–42) В святом Евангелии предлагается ныне притча о хозяине – Домовладыке, насадившем виноградник, и о злых виноградарях, которым был поручен уход за ним. Под Домовладыкой разумеется Бог Отец, а под виноградником можно разуметь христианскую душу; под оградой – закон Божий; под точилом или тисками в винограднике – наше сердце или утробу, принимающие Пречистую Кровь Христа Спасителя; под столпом или башней – Церковь Христову и действующую в ней, возвышающую нас к Небу благодать Святого Духа (2:466).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

л. 425. О инокини бежавшей в пустыня иерданьстей. Нач. Отець Иоаннь поведа намь, глаголя, яко черноризца некаа живяше в Святемь граде зело благоговейна и преуспевающи в дело Божие. л. 426. Без надписи. Нач. Другый инок поведа нам, яко в кипрьстемь острове есть монастырь глаголемый Странноприемница. л. 426 об. О инокыни обретеной в пустыни. Нач. Поведа намь авва Кирил, иже и житиа написа св. отець Еуфимиа же и Саву. л. 428. О другой инокыни обретеной в пустынн. Нач. Ошелник некый поведа намь, глаголя: в един от дний седящу ми в пустыни и прииде ми некое помышление малодушьное. Сею повестию оканчивается Патерик 705. л. 430 об. Мес. генуаря в 14, повесть Аммониа мниха о убиеных св. Отець в Синаи и Раифу. Нач. Седящу ми некогда в смеренней моей келлии в странах Александрия, в месте глаголемемь Каново. л. 444 об. Повесть полезна иже в святых отца нашего Феодорита патриарха антиохийскаго. Нач. Инок некый поведа намь, глаголя, яко шедшу ми иногда к св. Феодориту патриарху антиохийскому и понуждену ми на снедь. л. 448. Без надписи. Нач. Беше некый епископ в некоемь граде и по действу диявольскому в блуд впаде. л. 448 об. То же. Нач. Глаголааху о некоемь старци, яко седяше в Египте в единой келии, имеху же обычай приходити к нему един брат и едина дева. л. 449. Повесть дивна. Нач. В днех царе Леонта и Александра князь некый в Пелопонисе купи отрока, скыфина родомь, и сего предасть презвитеру священничьствующому в молитвенемь храме дому его. л. 450 об. Без надписи. Нач. Глаголааху о некоемь дияконе, бывшимь в церкви Константинаграда, яко диякон сей отвержеся Христа и влхвованиемь и чародеяниемь упражняашеся. л. 451. От Старечьскаго. Нач. Бяше некый ошелникь добродетелен и моляше Бога, глаголя: Господи, скажи ми судбы Твоя, что суть? На конце подобный рассказ об Антонии Великом . л. 452 об. То же. Нач. Мних некый благоговеин, зовомый Григорие, поведа, яко желание ми прииде ити в Иерусалим и поклонитися воскресению Господа нашего Ис. Христа и всемь иже тамо честнымь местомь. л. 456. Без надписи. Нач. Беше некый в обители брат, постяся убо не по Бозе же.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Несмотря на отдельные столкновения, в целом до конца VI в. острого конфликта между арианами и никейцами не возникало, в том числе потому, что варвары исповедовали арианство умеренного (омийского) толка, 79 однако поддержка ариан королевской властью являлась последовательной и несомненной. Иной была ситуация в королевстве свевов, на территории которого изначально было относительно немного крупных городских центров; возможно, определенную роль сыграло также присутствие иммигрантов-бриттов. 80 Следует отметить, что в правление короля Рекиария (448–456) свевы приняли христианство в 448 г. (в форме никейского вероисповедания), однако в 466 г., при короле Ремисмунде, обратились в арианство. После 468 г. сведения о свевах отсутствуют, лишь в 558 г. в свевской Галеции и Лузитании явился проповедник св. Мартин (ок.520 – ок.579), уроженец Паннонии, 81 длительное время проведший на христианском Востоке (Сирия, Палестина, Египет), где изучал философию и богословие. При поддержке короля Харарика и его преемников Ариамира и Теодомира св. Мартин сумел добиться отказа свевов от арианства и утверждения никейского христианства. В дальнейшем он стал настоятелем основанного им монастыря Думио, ставшего центром епархии, а затем – Браги (Браккары). Особое внимание св. Мартин уделял обращению полуязыческого или даже языческого сельского населения: не случайно один из главных его трудов именуется «Об исправлении сельских жителей». Значительная часть его сочинений посвящена вопросам проповеди : «Формула честной жизни», «Правила веры и святого благочестия», «О гордыне», «О гневе», «О Пасхе», «Увещевание к смирению» и др. Отдельно можно выделить произведения, посвященные восточному монашеству: «Высказывания отцов египетских», «Главы из соборов восточных отцов», 82 – и его поэтические сочинения, как небольшие («В базилике», «В трапезной»), так и более значительные по объему («Эпитафия»), Св. Мартин ввел особую систему церковных учреждений Церкви в королевстве свевов, включавшую две митрополии (Брага и Луго) и 13 епископств (Брага, Порту, Ламегу, Коимбра, Визеу, Думио и Иданья; Луго, Оренсе, Асторга, Ирия Флавия, Туй и Бритонес), центрами некоторых из них (Думио, Бритонес) являлись не города, а монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1561 excusus Никиты Хониата 441 , Libri quatuor sententiarum петра Ломбарда († 1164) 442 , Summa totius theologiae 443 и Opusculum contra Graecos 444 Фомы Аквината († 1274), систему Дунс-Скотта 445 († 1308), Commentaria in quatuor libros sententiarum Дуранда Порцианского († 1333) 446 , Quaestiones super quatuor libros sententiarum et in centiloquium theologicum Вильгельма Оккама († 1347) 447 , комментарий на Ломбарда Петра de Alliaco 448 , Controversiae inter Thomam et Scorum Иоанна de Rada 449 , систему Григория ариминского (ariminensis) 450 , Introductio in theologiam петра Абелярда († 1142) 451 , De theologicis dogmatibus Петавия († 1652) 452 , Institutio christianae fidei Кальвина 453 , Systema theologiae лютеранина Еразма Брохманна († 1652) 454 , De republica ecclesiastica архиепископа Марка Антония de Dominis († 1624) 455 , De Deo uno et trino 456 и Commentationes ac disputations in summam theologicae Thomae Aquinatis 457 иезуита Франца Суареца († 1617), Petri Damiani Opera editionis Parisiensis an. 1642 458 , De Trinitate 459 и Epistola ad frates Lugdunenses 460 Альбина Алкуина († 804), Contra Graecorum opposite, romanam ecclesiam infamantium libri quatuor Ратрамна, корбейского монаха 461 , de trina Deitate Гинкмара, архиепископа реймского 462 , Monomachia pro S Trinitate 463 и Epistola refutatoria Graecorum 464 доминиканца Бернарда Паксилла, liber de arcanis catholicae veritatis Петра Галатина 465 , Prodromus ad refutationem Alcorani Romanae editionis 1691 Людовика Марракция 466 , Apotheosis Аврелия Пруденция († 413) 467 , Commentarii in Thomam Гавриила Васкеца († 1604) 468 , Petri Pithoei Historia controversiae de processione Speritus Sancti 469 , Collectanea de processione Spiritus S. a Filio Феодула, аврелианского епископа († 840) 470 . Ответ тюбигенских богословов на ответ Иеремии II, патриарха константинопольского 471 , Vetus templum occidentale Иоанникия Голятовского 472 , Tribunal sanctorum partum orientalium et occidentalium de processione Spiritus Sancti a Patre et Filio Николая Циховского и Tractatus de processione Spiritus Sancti a Patre et Filio Феофила Рутки 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

1894. с.661–663. 444 . С. А. С. Отец Иоанн Кронштадтский в Казани.//Русский Паломник. 1894. с.559. 445 . С. И. О. Иоанн в Юрьеве.//Русский Паломник. 1903. с.557. 446 . С-кий С. А. Слово жизни в избранных изречениях отца Иоанна Ильича Сергиева из его дневника «Моя жизнь во Христе». СПб., 1911. 447 . Таисия (Солопова) , игумения. Записки... Б. м., б.г. Машинопись. 448 . Таисия (Солопова) , игумения. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893. 449 . Таисия (Солопова) , игумения. Отцу Иоанну. Стихотворение.//Русский Паломник. 1897. с.661. 450 . Тарасов В. Великий молитвенник Земли Русской.//Русский Паломник. 1909. с.648. 451 . Тарасов В. Пастырь добрый.//Русский Паломник. 1909. с.66. 452 . Тарасов И. Об отце Иоанне Ильиче Сергиеве по личным воспоминаниям к 2-й годовщине со дня смерти. Курск, 1911. 453 . Тарасов И. Ф. Об отце протоиерее Иоанне Ильиче Сергиеве Кронштадтском по личным воспоминаниям.//Курские епархиальные Ведомости. 1910. 454 . Текст адресата, поднесенного о. Иоанну Кронштадтскому 19 октября.//Русский Паломник. 1903. с.733. 455 . Терпигорев А. Маяк гибнущих.//Русский Паломник. 1909. с.390. 456 . Толстой Н. Кронштадтский пастырь.//Из воспоминаний об отце Иоанне Ильиче Сергиеве. Московские Ведомости. 1916. 3 сентября. 457 . Толшемский X. Всероссийский пастырь.//Русский Паломник. 1915. с.37–40. 458 . Толшемский X. Прощенная.//Русский Паломник. 1915. с.216–219. 459 . Торжество освящения храма в «Новом Оренбурге».//Русский Паломник. 1915. с.794–799. 460 . Трифонов А. В день ангела. Стихотворение.//Русский Паломник. 1903. с.731. 461 . Трифонов А. В день ангела отцу Иоанну Кронштадтскому . Стихотворение.//Русский Паломник. 1894. с.660. 462 . Уроки христианской жизни. Сборник проповедей и поучений на круглый год по руководству о. Иоанна Кронштадтского . М., 1900. 463 . У священной могилы.//Русский Паломник. 1909. с.50. 464 . Ухтомский А. Из поучений отца Иоанна Ильича Сергиева о священстве. По его книге «Моя жизнь во Христе» Казань, 1909. 465 . Учение двенадцати апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

—28— скопами Африканскими, коим предложив свои беседы и открыв свои богоглаголивые уста, делал 443 их более твердыми в вере и много учил и внушал, как могут они избегать ловушек противников и отклонять 444 их лжемудрования. Благоразумный этот муж знал, что от нас требуется много опытности и красноречия, если мы вознамеримся поражать противников и ниспровергать всякое их превозношение, восстающее против истинного знания 445 . В виду этого он всеми средствами поощрял их, сплачивал, приготовлял беседами к мужеству и наполнял 446 благородными помыслами. Ведь хотя они и превосходили его своим саном, но мудростью и разумом уступали и были ниже, не говоря о других доблестях этого мужа и достославности во всем. Поэтому они соглашались с словами его и беспрекословно повиновались всем его наставлениям и советам, заключавшим так много полезного. Видели они в этом муже жизнь высокую и необыкновенную, слово обильное и богатое, не каплями какими-нибудь, но реками текущее, – разум и прочие свойства души, совершенно ни с чем не сравнимые. Благодаря всему этому, не только все священники и епископы, но и правители народные и светские 447 всецело были преданы ему (привлеченные 448 ) им как магнитом и находясь в отношении к блаженному в таком же состоянии, в каком, говорят, бывает железо к тому камню, – или какое испыты- —29— Ркп. А. ατν μρη κατανεμμενα π τς δηλωϑεσης αρσεως κα μαϑν τι μνη πρεσβυτρα τν πλεων μη το τοιοτου μσους τς αρσεως καϑαρεει, ζλ ϑε κινομενος τατην καταλαμβνει. Κκε διατρβων τς ϑεοσφους πιστολς πανταχο διπεμπε, κα μλιστα τος ν Σικελ πισκποις τε κα μοναχος κα λοιπος σατως ερεσι τε κα λαïκος, τος μν μφιβλους πιστηρζων, τος μν μφιβλους πιστηρζων, τος δ στερρος κα πρς τν εσβειαν ρρωμνους πρς τν μοιον αυτ ζλον διερεϑζων. (XV) Так живя и возращая свой талант, он вместе с Иоанном папою Римским со- —30— зают к баснословным сиренам очарованные их пением). Когда же они узнали, что и Римский папа созвал тогда собор епископов, чтобы сообща подвергнуть 455 нелепый догмат проклятий и анафеме, то и сами они под влиянием побуждений и наставлений божественного Максима поторопились 456 сделать это. Епископы не только 457 Африки, но и 458 всех других тамошних островов были привлечены к этому и старательно совершили доброе дело, потому что и они все имели его учителем, наставником и помощником в деле этом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

360 Ibid. P. 97 (456). Однако в своем письме к Анатолию от 452 г. папа Лев подчеркнуто заявляет, что никакой канонический авторитет не может заменить Никейский собор и что поэтому 3-е правило собора Константинопольского для него недействительно (Поел. 106, 4; PL 54. Col. 1005ВС). 361 Так описывает это дело архидиакон Аэций Константинопольский 31 октября//Acta conciliorum oecumenicorum. Ill, l, 3. P. 88 (447). 362 Этот текст не отрицает того, что «древний» Рим все же остается столицей «Римской» империи. В 451 г. он был еще резиденцией Валентиниана III. 363 Этот именно пункт текста был (и все еще является) предметом жарких споров, потому что он служит основой современным претензиям Константинопольской церкви на юрисдикцию над всеми православными христианами, живущими вне границ ныне существующих автокефальных церквей. Такая претензия мало связана с буквальным смыслом канона, который касается «варварских» стран, в которых не существовало римских провинций, а следовательно, и митрополитов. В таких странах установление церковной иерархии следовало «обычаю» (Константинопольский собор 381 г., 2-е правило), и некоторые из епископов варварских стран рукополагались митрополитами Понта, Азии или Фракии. Именно только эти епископы исключительно должны были отныне входить в более централизованную имперскую систему, указанную 28-м правилом, и поставляться Константинополем. 364 Acta conciliorum oecumenicorum. Ill, l, 3. P. 88–89 (447–448). Поскольку принятие этого важного постановления было особым делом собора, оно вначале не именовалось «28-м правилом», хотя и входит под этим названием в более поздние византийские собрания и комментарии (ср.: Schwartz E. Der Sechste Nicaenische Kanon auf der Synode von Chalkedon. Berlin, Akad. derWiss., Sitzungsberichte, 1930. P. 612). 365 Именно это советовал папе один из его легатов (и их переводчик), Юлиан Косский. Ср. анализ переписки по этому вопросу между Константинополем и Римом: Batiffol P. Le siege apostolique (359–451). Paris, 1924. P. 567–581; Herman E. Chalkedon und die Ausgestaltung der Konstantonopolischen Primats//Chalkedon. II. S. 459–490; MeyendorffJ. Orthodoxy and Catholicity. NY, 1966. P. 68–74.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

413 Подлинный список в архиве Каргопольского Спасского монастыря. – Значит, чернец Филарет в обитель эту действительно прибыл. 414 «Алфавитный указатель монастырей и пустынь… Олонецк. епархия», в «Памятн. книж. О. г. на 1867 г.». 425 «Список с указу» на свитке в архиве Каргопольского Спасского монастыря. – «Олонец. губ. Ведом.» 1851 г. 427 В «Истории Российской Иерархии» (ч. IV, стр. 354) сказано что «в нижнем этаже храм во имя собора архистратига Михаила с двумя приделами… освящен» будто бы «1715 года» – явная ошибка! 428 Далее говорится: «благочестивейшаго Государя вашего Императора Петра Великаго, Самодержца Всероссийскаго», тогда как в 1726 г. Петра уже не было в живых, следовательно или имя его, или год (1726) написаны по ошибке, – «при благоверной государыне – продолжает запись – Императрице Екатерине Алексеевне и при благоверном великом князе Петре Алексеевиче, по благословению»... 429 Указ Феофана, за красною печатью и подписом архимандрита Антониева монастыря Андроника, в архиве сей пустыни. 430 Опись церкви, писанная при игумении Агафии, по указу Иоанникия, епископа Олонецкого, в архиве сего монастыря. – Записки 30-х годов. 446 Подлинник писан на листе: на 1-й его странице помещено одно завещание, на следующих трех – список вещей. 448 Указ консистории, от 25 апреля 1791 г. (архив Каргопольского Спасского монастыря, книга 7, л. 86). Конечно, консистория могла и не знать о смерти игуменьи, упомянув в указе, как живую; во всяком случае в начале апреля она должна быть живою. 456 Впоследствии – монахиня, казначея, игуменья сего монастыря, Павла. Рукоприкладство учинено, не смотря на отсутствие правописания, весьма хорошим почерком – скорее мужским, чем женским. – Подлинник писан на листе. 462 О сем было произведено следствие каргопольским исправником, при депутате игумене Ошевенск. монастыря Евгение, и исчислен убыток. (Записки тридцатых годов). 476 Ревнивое сокрытие монастырских письменных памятников дошло до того, что нам не показали даже старого полного синодика!!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010