442. Лавс. 19. 443.  Еп. Рпллпдий, Прп. Пахомий В. 77–86. 92. 163. 169. 179. 187. 444. У прп. Антония: «покорность с воздержанием покоряет зверей» (Изр. св. ст. Ант. 35.). Прп. Иоанн уч. Павла (должно быть V b.) благодаря послушанию связывает геенну (там же Ин. уч. Павла). По прп. Руфу в 1-м небесном чине строит больной, благодарящий Бога, в 2 — благотворитель, в 3 — отшельник, в 4 и высшем — послушный (там же, Руф 2.). 445.  Еп. Палладий, Прп. Пахомий В. 128. 125. 135. 75. Эти случаи передаются только, впрочем, в арабской редакции жития прп. Пахомия по ркп. XIX b. 446. Изр. св. ст. Сис. 39. 447. Изр. св. ст. Феод Ферм. 3. 448. Др. Пат. IX, 2. 449. Др. Пат. IX, 1. 450. Изр. св. ст. Моис. 2. 451. Там же, Пиор 3. 452. Там же, Пим. 70. 453. Изр. св. ст. Мак. Город. 2. 454. Характерно, что эти два современные подвижника ни разу не виделись и не говорили друг с другом. 455. «Житие Пахомия» в греч. ред § 77 и араб. 65, 69. Еп. Палладий, Прп. Пахомий В., 166. Об Ауте более не сохранилось сведений. 456. Лавс. 19. 457. Ср. о прп. Антонии, стр. 200. В коптской и греческой редакции жития прп. Пахомия не говорится о даче Ангелом устава. а только о явлении Ангела прп. Пахомию, когда он жил еще отшельником; при чем Ангел сказал ему: «есть воля Божия, чтоб ты служил роду человеческому, примиряя его с Богом» (по греч. Ангел повторил ему это трижды, по копт. трижды назвал его имя). После этого явления к прп. Пахомию стали собираться желавшие подвизаться под его руководством. Еп. Палладий Прп. Пахомий В., 52. 458. Лавс. 38 (34). Созомен. Церк ист III, 13. Жизнь св. Пахомия в пер. Дионисия Мл. гл 22. Migne Patrol. s. 1. t. 73, col. 242–243. Араб. житие во франц пер. Amélineau в Annales du Muséy Guimet. t. XXII Par. 1889, 366–369. 459.  Созомен: «Правила позволяли каждому есть и пить, работать и поститься либо не поститься, сколько кто мог, и на тех, кто больше ели, повелено возлагать работы труднейшие, а на подвижников легкие». Дионисий: Позволяй есть и пить по силам каждого и по мере питания заставляй работать; не запрещай ни есть умеренно, ни поститься; сильнейшим и кушающим давай сильнейшие работы, а слабейшим и воздерживающимся более легкие». Арабск.: «Позволь каждому есть и пить то, что ему будет потребно; не препятствуй им поститься, но оставь это на из произволение и давай тем, кто крепок телом, труды тяжелые и обременительные, а тем, кто слаб и благочестив — легкие и необременительные». В арабск. это правило на 2-м месте, а на 1-м о келиях (следующее в греч. Лавсаике).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

442. Лавс. 19. 443. Еп. Рпллпдий, Прп. Пахомий В. 77–86. 92. 163. 169. 179. 187. 444. У прп. Антония: «покорность с воздержанием покоряет зверей» (Изр. св. ст. Ант. 35.). Прп. Иоанн уч. Павла (должно быть V b.) благодаря послушанию связывает геенну (там же Ин. уч. Павла). По прп. Руфу в 1-м небесном чине строит больной, благодарящий Бога, в 2 — благотворитель, в 3 — отшельник, в 4 и высшем — послушный (там же, Руф 2.). 445. Еп. Палладий, Прп. Пахомий В. 128. 125. 135. 75. Эти случаи передаются только, впрочем, в арабской редакции жития прп. Пахомия по ркп. XIX b. 446. Изр. св. ст. Сис. 39. 447. Изр. св. ст. Феод Ферм. 3. 448. Др. Пат. IX, 2. 449. Др. Пат. IX, 1. 450. Изр. св. ст. Моис. 2. 451. Там же, Пиор 3. 452. Там же, Пим. 70. 453. Изр. св. ст. Мак. Город. 2. 454. Характерно, что эти два современные подвижника ни разу не виделись и не говорили друг с другом. 455. «Житие Пахомия» в греч. ред § 77 и араб. 65, 69. Еп. Палладий, Прп. Пахомий В., 166. Об Ауте более не сохранилось сведений. 456. Лавс. 19. 457. Ср. о прп. Антонии, стр. 200. В коптской и греческой редакции жития прп. Пахомия не говорится о даче Ангелом устава. а только о явлении Ангела прп. Пахомию, когда он жил еще отшельником; при чем Ангел сказал ему: «есть воля Божия, чтоб ты служил роду человеческому, примиряя его с Богом» (по греч. Ангел повторил ему это трижды, по копт. трижды назвал его имя). После этого явления к прп. Пахомию стали собираться желавшие подвизаться под его руководством. Еп. Палладий Прп. Пахомий В., 52. 458. Лавс. 38 (34). Созомен. Церк ист III, 13. Жизнь св. Пахомия в пер. Дионисия Мл. гл 22. Migne Patrol. s. 1. t. 73, col. 242–243. Араб. житие во франц пер. Amélineau в Annales du Muséy Guimet. t. XXII Par. 1889, 366–369. 459. Созомен: «Правила позволяли каждому есть и пить, работать и поститься либо не поститься, сколько кто мог, и на тех, кто больше ели, повелено возлагать работы труднейшие, а на подвижников легкие». Дионисий: Позволяй есть и пить по силам каждого и по мере питания заставляй работать; не запрещай ни есть умеренно, ни поститься; сильнейшим и кушающим давай сильнейшие работы, а слабейшим и воздерживающимся более легкие». Арабск.: «Позволь каждому есть и пить то, что ему будет потребно; не препятствуй им поститься, но оставь это на из произволение и давай тем, кто крепок телом, труды тяжелые и обременительные, а тем, кто слаб и благочестив — легкие и необременительные». В арабск. это правило на 2-м месте, а на 1-м о келиях (следующее в греч. Лавсаике).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

442 Изданы Маем: Specilegium Romanum. Т. 10. Р. II, 13, также у Фабриция в Bibliotheca Graeca (Т. 6. Р. 640) и у Питры: Pitra J. В. Specilegium Solesmense. Paris, 1852. T. 1. P. 348. См. Loofs. S. 120; архиеп. Филарет (Гумилевский) . T.3.C.213. 443 PG T. Col. 1284В. Это обстоятельство для нас, между прочим, может служить одним из веских аргументов в пользу раздельности сочинений Леонтия в их первоначальном составе и в опровержение гипотезы Лоофса. 446 τ γρ ποκεμενον, θαυμσιε κατ Λεντιον τν μακριον, ο τ σχλια περκαλη οσαν εναι λεγει μετ υποστσεως. Цит. no: Loofs. S. 129–130. 448 Сведения об этом греческом историке, а равно и высокую оценку его главного труда Historia Ecclesiastica дает проф. А. П. Лебедев в своем сочинении. См. Исторические очерки состояния Византийской Церкви//Собрание церковно-исторических сочинений. СПб., 1902. Т. 6. С. 415–426. 449 Nicephorus Callistus. Historia Ecclesiastica, XVIII.48 (PG T. 147. Col 428BC); cp. также Col. 433, (Cap. 50): περ μονχου Λεοντου κα Γεωργου το Πισδου «о монахе Леонтии и Георгии Писидийском», где даются сведения о ереси агноитов и севириан. 450 PG Т. 86. Col. 1189, прим. 3: is autem, ut aliunde constat, a. 630 floruit «а он, как ясно из другого источника, достиг расцвета в 630 г.» 453 См. об этом подробнее: Снегирев В. Учение о Лице Господа Иисуса Христа в трех первых веках христианства. Казань, 1871. 454 Свод соответствующих цитат из сочинений указанных писателей см. Архим. Алексий. О Лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. М., 1847. С. 83–122. См также Снегирев В. Указ. соч. 455 Contra arianos. PG Т. 26. Col. 28, 45, 85. Вообще, в этом первом Слове против ариан свт. Афанасий много уделяет внимания доказательству того положения, что Логос есть истинный Бог и Сын Божий, во времени соделавшийся Христом, Сыном Девы Марии. 456 О φιλνθρωπος σωτρ, ατς Χρστος, κα Κριος κα Θες προλθε κ Μαρας «Человеколюбивый Спаситель, Сам Христос, Господь и Бог, произошел от Св. Марии» (выражения из Epistola ad Epictetum. PG T. 26. Col. 1053В, 1060C, 1065C)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

442 . Семененко-Басин=Семененко-Басин И.В. Святость в русской православной культуре XX века: История персонификации. М., 2010. 443 . Серафим=Серафим (Курчинский), иером. Первый в России по внешней миссии Казанский миссионерский съезд 1326 июня 1910 г. Н. Новгород, 19111912. Т. 13. 444 . Сергий Дмитриевский =Сергий (Дмитриевский), архиеп. Сущность «староцерковничества»: Историко-канонический разбор тихоновщины. Самара, 1927. 445 . Сергий Страгородский =Сергий (Страгородский), архиеп. Как православный христианин должен отнестись к предстоящему чествованию Льва Толстого. ПЦВ. 1908. 34. С. 16191622. 446 . Симонова=Симонова Т. Русские в германском и австрийском плену в период Первой мировой войны. ЖМП. 2006. 5. С. 7289. 447 . СК I=Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX в.: Книги и периодические издания. М., 1981. Ч. I: Книги. АМ 11158). 448 . Скворцов. К отлучению=Скворцов В.М. К отлучению Л.Н.Толстого. Колокол. 1915. 8 ноября. С. 1. 449 . Скворцов. Миссионерский посох=Скворцов В.М. Миссионерский посох. СПб., 1912. Вып. II: Пастырское увещевание и миссионерское обличение. 450 . Скорбная летопись=Скорбная летопись. Сост. В. Н. Бенешевич . Русский исторический журнал. Пг., 1921. Кн. 7. С. 229261. 451 . Следственное дело=Следственное дело Патриарха Тихона: Сб-к документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. Под ред. прот. В.Н. Воробьева. М., 2000. 452 . Словарь книжников III=Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1 (АЗ).; 1993. Ч. 2 (ИО). 453 . Смирнов Е. =Smirnoff E. A Short Account of the Historical Development and Present Position of Russian Orthodox Missions. London, 1903. 454 . Смирнов П. Женщина=Смирнов П.С. Женщина в деле ослабления старообрядческого раскола. ХЧ. 1905. 4. С. 500516; 5. С. 609633; 6. С. 799811. 455 . Смирнов П. Новое время=Смирнов П.С. «Новое время» на страже интересов «староверия». ХЧ. 1905. 4. С. 432442. 456 . Смолич= Смолич И.К. История Русской Церкви: 17001917. М., 1997. Ч. 2. 457. Собор 1974=Третий Всезарубежный Церковный Собор. Православная Русь. 1974. 18 (1043). С. 118.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

443 Пять раз преосв. Д. священнодействовал в семинарском храме, восемь раз присутствовал на годичных испытаниях 1875 г. и четыре раза посетил семинарию в разное время, по особым случаям. (См. речь ректора, прот. Тихвинского. Еп. Вед. 1876 г. 22). 446 Сам пр. Д-рий рассказывал навещавшим его в Ярославле родственникам такой случай. Пригласили его служить «к празднику» в одной приходской церкви, на благоукрашение которой много жертвовал купец – местный староста. Последнею его жертвою был большой, чуть, не тысячепудовый колокол. За праздничною трапезою у старосты преосв. заметил хозяину, что не лучше-ли было бы для него сумму, употребленную на колокол, вложить в церковь вкладом – на помин души. Купец отвечал скоро, но отрицательно: «нет, Владыка святый, батюшка-то когда помянет, а когда и забудет; а колокол будет гудеть и поминать меня каждый праздник и каждое воскресенье». – Но особенно изумился и крайне смутился Владыка, когда узнал, что тот купец прикрепил на диване дощечку с надписью: «здесь сидел такого-то числа архиепископ Димитрий». 447 В черновых бумагах пр. находятся приветственные его письма, по слую 50-ти-летий, – М. Филарету, м. Исидору, м. Арсению, протопресвитеру Бажанову, генералу Коцебу и друг. 448 Архиеп. Агафангел (Соловьев) , бывший Волынский, сконч. 8 марта. Из Петербурга дошел до Ярославля слух, что на Волынь имеет быть перемещен Павел, еп. Кишиневский. Вот почему Д-рий указывает или на Волынь, или на Кишинев. 455 В последнее время, когда открыто было второе викариатство в Волынской епархии, с назначением постоянного пребывания второго викария, еп. Владимиро-Волынского, в Житомире, для епархиального архиерея неудобства пребывания в Почаеве значительно сократились. Но во времена Димитрия единственный викарий жил постоянно в Кременце, и временно только пребывал в Дерманском монастыре. 456 Особенный дух в монашествующей братии объяснялся нетерпимостью местных уроженцев ко всему великороссийскому. «Не один раз, говорил пр. Д-рий, архиереи-настоятели лавры задавались мыслию обрусить монастырь и с этою целью помещали в число братии великороссов; но всякий раз местное большинство притесняло, гнало и совсем выживало «москалей».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

444 Таких же мыслей держался и московский митрополит Филарет . См. его «Разговор между испытующим и уверенным» и т. д. СПб., 1815. Стр. 61. 445 Св. Ириней . Против ересей. Кн. I, гл. 28. 446 Ерм . Пастырь: виден. IX, 19. 447 Stromat. Lib I, cap. 1 (finis) et cap. 2 (initium). Сравни русский пер. Корсунского, стр. 21—23. 448 Феодорит . Церк. История, I, 3 (по другим источникам — 4-е Послание Александра Александрийского). 449 Harnack . Die Lehre der zwolf Apostel. S. 136. Leipzig, 1884. 450 Феодорит . Церк. Ист., I, 3 (4). 451 Philosophumena, lib. IX, cap. 12, p. 458 et cet. 452 Следует заметить, что и в позднейшее время церковь, в особенности Греко-восточная, не принимала на себя попечении об устройстве христианских школ, — говорим о таких школах, которые могли бы служить образованию будущих пастырей церкви. Духовных училищ Греко-восточная церковь не заводила во все время существования Византийской империи: они ей были не нужны, и она, по-видимому, прекрасно обходилась без них. 453 Kihn . Die altesten christlichen Schulen. 1 Theil, S. 9—10. Weissenb. 1865. 454 Следует еще заметить, что некоторые, и даже многие из христиан, сделавшихся потом пастырями церкви, получили свое образование не в школах христианских, а в общих школах языческих, дополняя свое образование самостоятельным ознакомлением со Свящ. Писанием и церковной литературой. Таковы были Тертуллиан, Киприан и др. 455 О знаменитой Антиохийской школе считаем более уместным сказать впоследствии. Теперь она только что начала свою деятельность, а раскрылась во всей силе она позднее III века. 456 У проф. Болотова есть большая статья под заглавием «День и год мученической кончины св. евангелиста Марка». В ней он дает понять, что на основании имеющихся известий нельзя определить, сколько годов или, по крайней мере, сколько месяцев пробыл Марк в Александрии. К Александрии можно только приурочивать событие его смерти. («Христ. чт.» , 1893, том II, 429). 457 V, 10. 458 Catalog, cap. 36. 459 Klippel . Das Alexandrinische Museum. S. 25 u. s. w.; 61 u. s. w.; 81 u. s. w.; 212. Parthey. Das Alexandrin. Museum. Berl., 1838.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

444. Цвык И.В. Духовно-академическая философия в России в XIX в. (Историко-философский анализ): Дисс. ... докт. филос. наук. М., 2002. 333 с. 445. Цветков П.И. Братство преп. Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской духовной академии в первое 25 – летие (1880–1905): Очерк. СП: Тип. ТСЛ, 1905. Оттиск из: БВ 1905. С. 1–16 (6-я пагин.); С. 17–48 (6-я пагин.); С. 49–64 (5-я пагин.); С. 65–104 (7-я пагин.). В конце: фото здания и библиотеки МДА. 446. Ценное начинание. (О пожертвовании священника Молотовской епархии Григория Шастина на учреждение стипендии в МДА)//ЖМП 1949. С. 12. 447. Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894. (4), III, 383 с. 448. Шабатин И.Н., проф. Предыстория Московской духовной академии (до 1814г.)//Московская духовная академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). Т. 1.Б. м., 1964. 390 с. (Машинопись). С. 1–63. 449. Шичалин Ю.А. Станет ли духовная академия греко-латинской//Встреча 1998. 2 (8). С. 23–27. 450. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (1939–1965). М., 1999.400 с. 451. Экономцев И.Н. Основание Славяно-греко-латинской академии (к 300-летию Московской духовной академии)//ЖМП 1985. С. 67–78. 452. Экономцев И.Н. Предыстория создания Московской академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов//БТ. Юбилейный сборник 1986. С. 41–72. 453. Экономцев И.Н. Историческая школа Московской духовной академии//Вестник русского Патриаршего экзархата. Paris, 1987. С. 107–208. 454. Юдин К. От греков до «варяг». Страницы летописи от основания академии до наших дней//Встреча 2004. 2 (18). С. 15–24. 455. Юдин К. Московские Первосвятители и академия//Встреча 2005. 1 (19). С. 11–19. 456. Яламас Д.А. Филологическая деятельность братьев Лихудов в России. Дисс. канд. филол. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

445 ibid. 279, 399. В этом месте биограф п. Никифора помещает длинную речь патриарха к императору, весьма обстоятельно защищающую почитание святых икон. Такая же речь, только ещё более пространная, находится в одном сочинении, приписываемом Феодору Начертанному (Hirsch, Byzantische Studien, 1876, s. 19). Мы нисколько не сомневаемся в том, что вообще все речи, приводимые диаконом Игнатием в житии п. Никифора с буквальной точностью, и особенно настоящая, менее других согласная с общих ходом событий, сочинены им самим, отчасти из похвального желания изобразить личность патриарха и его православные убеждения наиболее выпуклыми чертами, отчасти же под влиянием той общей схемы житийского повествования, которая в то время окончательно уже сложилась в византийской литературе и имела неоспоримую законодательную силу. 446 S. Theod. St. Vita В. 280–284; Vita А, 172–184. Ср. Parva Cat. 127, p. 441. Ер. II, 129 – βος Νικηφ. 188. Vita Nicolai St. p. 542. Vita s. Nicetae, pr 212. Georgii Ham. Chron. 982, C. 448 Vita A, 181 D. Cp. βος Νικηφ. 188: βσιλες νομοϑετεν κα ρους τ κκλησ σεσυλημνους πηγνναι πμπαν οκ γνωμεν. 456 Фиялей (History op. the byzautine empire, v. II, 117. Cp. Ф. Терновский , цит. соч., стр. 480), вопреки изложенным историческим данным о первых шагах иконоборческой деятельности Льва Арм., вполне верит искренности последнего, полагая, что он якобы только одного и добивался от иконопочитателей – именно признании за императором верховного права относиться терпимо к религиозным убеждениям населения империи. 457 Βος Νικηφ. p. 190: γχειρζει τ το λγου κκλησας κα τ τν ερν οκευν ναϑματα νδρ (τιν)... p. 193. 458 ibid. 194: μογνωμονσας περ τν εκνων ποτροπς τε κα παρνσεως. Собор, вероятно, был составлен, если не исключительно, то преимущественно из светских лиц, о чём патриарх настойчиво говорит в своих ответах собору на приглашение явиться в заседание для личных объяснений. Ср. рр. 192, 193, 194. Mansi 14, 134. 459 ibid. p. 201. Vita Leonis arm. 1033 С. Vita s. Theod. St. B, 285 B. Ep. II, 18. Cp. Marin, op. cit. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

445 In a private conversation in the summer of 1998 in London, Zizioulas was less receptive to my suggestion that, in light of the fact of Yannaras " s own confession of " beginning with Lossky», perhaps he was indirectly influenced by Lossky through Yannaras. 446 For a succinct summary of Zizioulas " s understanding of the identification of the Church with the Eucharist, see his Being as Communion. Studies in Personhood and the Church (Crestwood, NY: SVS Press, 1985), esp. pp. 143–69. 447 For Zizioulas " s pneumatology, see his " Implications ecclésiologiques de deux types de pneumatologie» in Communio Sanctorum: Mélanges offerts à Jean-Jacques von Allmen (Geneva: Labor et Fides, 1981), pp. 141–54. Also see Zizioulas, Being as Communion, pp. 123–40. 448 On Zizioulas " s understanding of salvation in the hypostasis of Christ, see his Communion and Otherness, ed. Paul McPartlan (London and New York: T. & T. Clark, 2007), pp. 13–112. 449 For Zizioulas " s interpretation of the hypostasis, prosopon and ousia in the Cappadocian Fathers, see Communion and Otherness in its entirety, and Being as Communion, pp. 27–122. 456 The clearest expression of Zizioulas " s understanding of the distinction between what God is and the way in which God exists appears in his " The being of God and the being of man» in J. Hadjinicolaou (ed.), Synaxis, Vol. 1: Anthropology, Environment, Creation (Montreal: Alexander Press, 2006), pp. 99–120. 458 J. Zizioulas, " Primacy in the Church: an Orthodox approach», Eastern Churches Journal 5.2 (1998), 7–28. 459 J. Zizioulas, " Preserving God " s creation: three lectures on theology and ecology», King " s Theological Review 12 (1989), 1–5, 41–5; 13 (1990), 1–5. 460 A. de Halleux, « " Hypostase» et «personne» dans la formation du dogme trinitaire (ca. 375–81)», Revue d " histoire eccléstiastique 79 (1984), 313–69, 625–70. See also J. Behr, The Nicene Faith (Crestwood, NY: SVS Press, 2004); L. Ayres, Nicaea and Its Legacy: An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology (Oxford: Oxford University Press, 2004); and the recent criticism by L. Turcescu, »«Person» versus «individual», and other modern misreadings of Gregory of Nyssa», Modern Theology 18.4 (December 2002), 97–109, as well as the response by A. Papanikolaou, »Is John Zizioulas an existentialist in disguise? Response to Lucian Turcescu», Modern Theology 19.3 (2004), 587–93.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-camb...

445 Великий Пяток, утреня, антифон 6-й, седален. 446 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 5, 2. 447 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8, 2, русский перевод Е. Ловягина. 448 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8, 3 — русский перевод Е. Ловягина. 449 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8,4 — русский перевод Е. Ловягина. 450 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8, 1 — Срав.: утреня, антифон 6-й, трипеснец, п. 3, п. 6 и антифон 3-й. 451 Мк.14:35; «Моление к могущему спасти Его от смерти (Евр. 5:7), — говорит св. Григорий Богослов, — борение, кровавый пот (Лк. 22:44) и другое, сему подобное, — относятся к естеству (человеческому), которое подлежит страданиям, а не естеству (Божества), которое неизменяемо и выше страданий». Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Слово 30-е. С. 439. 452 Лк. 22:44. 453 Человеку присуща естественная боязнь и отвращение смерти. «Душа, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — не хочет разлучиться с телом по естественному сочувствию и сродству (­ единая ипостась — Г.Ш.), какие Творец вложил в душу с самого начала, из-за коих душа естественно страшится, мучается и отвращается смерти. И всем тварям по естеству свойственно влечение к тому, что поддерживает бытие. Посему и Бог-Слово, соделавшись человеком, имел таковое же стремление...; от того, что гибельно для жизни, Он отвращался, как например, во время страдания Он добровольно почувствовал содрогание пред смертью. Ибо, хотя происходившее совершилось по закону природы, однако же не по необходимости, как бывает с нами, так как то, что было естественно, Он принимал на Себя добровольно — по Своему хотению». Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение веры, III, 3. Полное собрание творений, 1, 288—289. 454 Евр. 5:7. 455 Евр. 5:8. 456 Мф. 26:42. 457 Великий Пяток, утреня, антифон 5-й, тропарь 2. 458 Мк. 14:43. 459 Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 8, 5. 460 Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 9. 2. 461 Великий Пяток, утреня, антифон 11-и, тропарь 1. 462 Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 9, 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010