448 Пинский униатский епископ Паисий Соховский, в 1614 году, собрав целую толпу людей в несколько сот человек и вооружив их «ручницами и мушкетами», с помощью некоторых дворян, сделал нападение на Богоявленский монастырь в г. Пинске (на «Полозовщине») и поранив монахов, разрубив в щепы крест на церкви и иконы, совершенно разрушили самую церковь , а деревянные части ее покидали в воду и спустили вниз рекою Пиною. 449 —343— Все эти неистовства против храмов православных вызвали впоследствии (в 1622 году) у литовского великого канцлера Льва Сопеги справедливый упрек, обращенный по адресу высшего униатского духовенства: «жидам и татарам позволено в областях королевства иметь свои синагоги и мечети, а вы печатаете христианские церкви»! 450 Вся тяжесть ударов выпала, конечно, на русское духовенство, находившееся в королевстве в положении податного сословия и обремененного дворовыми работами. 451 Они были настоящими мучениками; их подвергали застойность в вере растрижению, пыткам, заключали в темницы и даже лишали жизни. 452 В Холме и Львове им запрещали открыто ходить со св. Тайнами к больным и провожать умерших. 453 В Луцке, по приказанию Кирилла Терлецкого, схватили и утопили в реке священника пригородного Чернчицкого монастыря Стефана Добрянского, когда он возвращался из города в свою обитель. 454 В Минске священников забивали в бочки и мучили. 455 Особенно преследовал православных священников митрополит Ипатий Потей; он лично избивал священников (как, например, в города Владимире, в церкви св. Василия в 1601 году) растригал их и бросал в темницы, насильственно врывался в храмы и бесчинствовал в них (как, например, в Львове в 1604 году), или же посылал туда своих вооруженных слуг для захвата не покорявшихся ему духовных лиц. 456 Даже православные школы, где обучались малолетние, и —344— богоугодные заведения, где призревались старики и старухи, не были пощажены врагами; вооруженные толпы воспитанников иезуитских коллегий вместе с мещанами по подстрекательству, а иногда и под предводительством, ректоров-иезуитов нападали на эти мирные учреждения и производили всякие насилия и неистовства над беззащитными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

562 Jahn Einleitung in die göttlichen Bücher des Alten Bundes. II. Theil. Wien. 1803. S. 874, 879. 563 Eichhorn. Einl. in die apokr., S. 448, 456. – Herbst. Hist.-krit. Einleitung in die heiligen Schriften d. A.T. II. Th., 3. Abth. S. 25l-252. 565 Lange I. P. Theol.-homilet. Bibelwerk. A. T. XVII. Theil. Die Prophet Daniel-von O. Zöckler. S. 42–43. 566 Keil. Lehrbuch der histor.-krit. Einleitung in d. kanon. u. apokr. Schriften d. A. T. 2. Anfl. Frankfurt a. M. n. Erlangen. 1859. S. 732–733. 569 О достоверности рассказов неканонических частей книги Данииловой говорят многие отцы и учители церкви, касавшиеся так или иначе вопроса о них: св. Ириней (Сочинения Иринея Лионского , пер. Преображенского. М. 1871. Стр. 416, 499,), Кирилл Иерусалимский (Творения св. отцов. Т. XXV. Твор. св. Кирилла Иерусал. Стр. 296. – Огласит. и тайновод. поучения, русский перевод. СПБ. 1822. Стр. 301), Афанасий В. (Sancti patris nostri Athanasii, archiepiscopi Alexandriae, opera. T. II. Parisiis. 1627. P. 109, 154), Ориген (Responsum ad Africani epistolam de hist. Susannae. P. 222–247) и др. Свв. Ириней и Кирилл Иерусалимский пользуются как всей историей о Виле и драконе, так и отдельными местами из нее для доказательства даже догматических положений. Песнь трех отроков в печи всегда высоко ценилась в православной церкви; как мы упоминали, во многих списках она ставится в конце Псалтири; песнь эта лежит в основе 7 и 8 песней утреннего канона; в великую субботу весь неканонический отрывок читается в паремии и т. д. 570 Замечательно, что чуть не все историки Вавилона и Персии помещают книгу Даниилову в число своих источников, несмотря на то, что сами историки смотрят на нее с различных точек зрения. 572 См. Ленорман Ф. Руководство к древней истории востока до персидских войн. Пер. И. Каманина Т I, вып. 2 Стр. 414. Здесь Ленорман проводит ту мысль, что та книга Даниилова которую мы теперь имеем, есть уже позднейшая, значительно испорченная и искаженная редакция первоначального текста, позднейшая (III в. до Р. Хр.) переделка подлинной книги Данииловой, наполненная весьма важными историческими ошибками и погрешностями, – и что, поэтому, нашей канонической книге Данииловой нельзя особенно доверять.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

915 Главным источником для истории Иерусаиима за это время служат анналы египтянина Саид ибн-Батрика, впоследствии патриарха Александрийского Евтихия. См. Eutychii patriarchae Alexandrini Annales. T. II. Oxoniae 1685. p. 284–291. 920 Itinera hierosol., p. 263–264. Гробничную пещеру Виллибальд представляет, по-видимому, пирамидальною, когда говорит: illud sepulcrum fuerat in petra excisum, et illa petra stat super terram, et est quadrans in imo et in summo subtilis. 921 Sepp. Ierusalem. B. I. S. 446, Сравн. Robinson. Palästina. B. II, s. 242–243. Тоблер (Golgatha, s. 111–112) относит факт передачи ключей Карлу к 799 году. 925 Cedreni Histor. Compend. p. 661. ed. Par. Le Quien. c. I. p. 446. – См. Robinson. Palästina II, 245. Tobler. Golgatha, s. 118. 926 Guil. Tyr. hist. I, 4–6. Glaber. hist. I, 3. Ademarus in Labb. nov. Biblioth. Manuscr. T. II. p. 174 и др. См. Robinson. Palästina II, 243–249. Tobler. Golgatha, s. 118–119. Sepp. Ierusalem, I, 447–448 и др. 928 «Восемь мраморных колонн и столько же одетых мраморными плитами столбов, – говорит Иоанн Вирцбурский, – поддерживали большой купол, в который проникал свет чрез среднее отверстие над круглым домиком святой капеллы Гроба. Но по причине вновь пристроенного здания храма, колонны на восточной стороне должны были отодвинуться друг от друга. Это вновь возведенное здание содержит обширный хор каноников, в котором больший алтарь освящен в честь воскресения. С этим согласно мозаическое изображение вверху, представляющее Воскресшего, как Он сокрушает цепи ада и выводит древнего Адама. Внешние ходы служат для процессий». Joh. Wirzburgensis presbyteris descriptio terrae sanctae. c. IX – y Сеппа. Jerusalem I, 454. 929 δε νας πνω το Γολγοθ στι τετρακμαρος, θολωτς. См. изд. в Прав. Пал. Сб. вып. 23, стр. 13. 931 См. там же, также у Сеппа. Ierusalem B. I, s. 457. Трудно с точностию указать эту северную дверь. 933 Тоблер определяет время их 1103–1130 гг. Сепп, не соглашаясь с ним, относит освящение нового храма к 15 июля 1149 года. См. Golgatha, s. 129, Ierusalem v. Sepp. I, 456–457.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

IX. Дело пастора Фишера (Fall Fischer). 1906, III,12, 760–801. X. К вопросу о борьбе между протестантством и католичеством в Германии. 1907, I, 3, 573–586. (XI). Дело пастора Цезара (Fall Cesar). 1907, I, 4, 768–781. 103. Личность, общество и церковь . Л.А. Тихомиров. 1903, III, 10, 197–239. 104. Запросы времени. (Вступительная лекция пред началом чтений по Метафизике.) А.И. Введенский. 1903, III, 10, 240–254. 105. Взгляд гр. Л.Н. Толстого на историческую жизнь церкви Божией (по поводу его книги «Разрушение ада и его восстановление.) (Из университетских лекций по Истории Церкви). А.П. Лебедев. 1903, III, 11, 394–417; 1904, I, 1,42–74. 106. Ислам . С.С. Глаголев. а) Ислам . 1903, III, 11, 427–460; 12, 667–689. б) Коран. 1904, I, 2, 248–280. в) Шариат. 1904, I, 4, 640–662. г) Секты Ислама, возникшие в средние века. 1904, II, 7–8, 404–456. д) Секты Ислама, образовавшиеся в новое время. 1904, III, 9, 40–80. 107. Религия и нравственность. М.М. Тареев. 1904, III, 10, 291–317; 11, 395–421; 12, 602–626. 108. Библейское учение об Ипостасном Слове Божием. Еп. Антоний. 1904, III, 11, 387–394. 109. Задачи русской богословской школы. (Вступительные чтения по Введению в Богословие.) С.С. Глаголев. 1905, III, 11, 412–448. —16— 110. Религия, как основа жизни. С.С. Глаголев. 1905, I, 1, 97–123; 2, 267–295. 111. О посещении театра духовенством. (К вопросу о взаимных отношениях христианства и культуры). Прот. П.Я. Светлов. 1906, I, 3, 570–576. 112. Проблема веры с точки зрения психологии и теории познания. (Речь пред защитой магистерской диссертации: «Вера. Психологический этюд. Москва, 1902»). П. П. Соколов. 1906, II, 6, 270–301. 113. Законническое иудейство. М.М. Тареев. 1907, III, 11, 494–549. 114. Христианство и религия В. В. Розанова . М.М. Тареев. 1907, III, 12, 627–665. 115. Мистерии на берегах Конго. С.С. Глаголев. 1907, III, 12, 698–722. 116. Религиозная философия у негров Бавили. С.С. Глаголев. 1908, I, 1, 135–147. 117. Богословие и естествознание. (К вопросу о задачах естественно-научной апологетики). П.С. Страхов. 1908, I, 2, 257–286.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Nota . Произведения, помещенные в греч. Добротолюбии ( Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 4–27) под именем Антония, ему не принадлежат и являются христианской обработкой платонических и стоических источников. См. CPG 2347. Рус. Добротолюбие значительно расширено по сравн. с греч. 448 . Matta El-Meskine P. Saint Antoine, ascète selon l’Evangile. Suivi de Les vingt lettres de saint Antoine selon la tradition arabë traduction. Bellefontaine 1993. 216. (Spiritualité orientale. 57). Nin M.//StMon 1994. 36. 339. Грузинская и коптская версии: см. 14 .331, 332. Латинская версия: (PG 40, 997С-1000В) [Valerius de Sarasio, с утраченной греч. ркп]. Сирийская версия: 449 . Nau F. La version syriaque de la premiere Lettre de Saint Antoine//ROC 1909. 14. 282–297. Переводы на современные языки Наиболее надежные переводы каждой из вост. версий указаны выше; ниже указаны только осн. переводы, сделанные с учетом хотя бы неск. версий. 450 . Saint Antoine. Lettres/Trad. française par les moines du Mont-des-Cats, introd. par Dorn Louf A. Bellefontaine 1976. 124. (Spiritualité orientale. 19). 451 . The Letters of Saint Antony the Great/Transl., introd. Chitty D. J. Oxford 1975. (Fairacres Publication. 50). 2 1995. См. также 4 .471. Исследования 452 . Агапит, иером. Жизнь преподобного отца нашего Антония Великого и его устные и письменные духовно-подвижнические наставления. СПб. 1865. 154. Он же. Библиографическая заметка//Странник. 1866. Март. 27. 453 . Архангельский А. С. К изучению древнерусской литературы. Очерки и исследования. Творения Отцов Церкви в древнерусской письменности. (Обозрение рукописного материала). СПб. 1 (1888) – 2 (1891). 3–8. 454 . Афанасьев В. Жизнь св. Антония Великого //ЖМП 1994. 11/12. 29–41. 455 . Извеков М. [С.] Преп. Антоний Великий //ХЧ 1879. 2.66–130, 272–317. 456 . Лобачевский Стефан, свящ. Святый Антоний Великий (его жизнь, писания и нравственно-подвижническое учение). Одесса 1906. 26. 283. 457 . Преп. Антоний Великий , его жизнь и поучения. Одесса 1884. 116. 2 1891, 3 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Qui etiam Gothos et Gepidos suae ditioni subdiderunt. Sed post annos Nativitatis Domini CCCLXXYII et amplius Huni ex sedibus suis in aquilonis 447 parte Danubii in desertis locis habitantes, transfretantes Danubium expulerunt Romanos et Gothos atque Gepidos. De Gepidis autem quidam adhuc ibi resident. Tunc vero Sclavi post Hunos inde expulsos venientes 448 coeperunt istis partibus Dannbii diversas regiones habitare. Sed nunc qualiter Huni inde expulsi sunt, et Sclavi inhabitare coeperunt, et illa pars Pannoniae ad dioecesin Juvavensem conversa est, edicendum putamus. Igitur Carolus rex 449 anno Nativitatis t)omini DCCXCVI Aericum comitem destinavit et cum eo immensam multitudinem Hunos exterminare 450 . Qui minime resistentes reddiderunt se per praefatum comitem Carolo regi 451 . Eodem igitur anno misit Carolus Pippinum filium suum in Huniam cum exercitu multo, qui perveniens 452 usque ad celebrem eorum locum qui dicitur Rinch, ubi iterum omnes eorum principes se reddiderunt 453 Pippino. Qui inde revertens partem Pannoniae circa lacum Pelissa inferioris, ultra 454 fluvium qui dicitur Hrapa, et sic usque ad Dravum fluvium et eo usque ubi Dravus fluit in Danubium, prout potestatem habuit, praenominavit eum doctrina et ecclesiastico officio procurare populum qui remansit de Hunis et Sclavis in illis partibus, Arnoni Juvavensium episcopo usque ad praesentiam genitoris sui Caroli regis. Postmodum ergo anno DCCCIII Carolus imperator Bagoariam intravit, et in mense Octobrio Salzpurc venit 455 . Et praefatam concessionem filii sui iterans potestative multis astantibus fidelibus suis affirmavit, et in aevum inconvulsam fieri concessit. 7. Simili modo etiam Arn episcopus, successor Virgilii 456 , sedis Juvavensis deinceps curam gessit pastoralem, undique ordinans presbyteros et mittens in Sclaviniam in partes videlicet Quarantanas atque inferioris Pannoniae illis ducibus atque comitibus, sicut pridem Yirgilius fecit. Quorum 457 unus Ingo vocabatur, multum carus populi et amabilis propter suam prudentiam; cui tam obediens fuit omnis populus, ut si cuiquam vel charta sine litteris ab eo 458 directa fuit, nullus ausus est negligere suum praeceptum.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Tak wa tadm n’ila ’idbayh. Bayrt, 2002. 448       По всей видимости, к списку Файйада и рукописи БПАП был приложен один и тот же труд Герасима Алеппского, датируемый 1856 г. (подробнее об этом см.: Ibid. Р. 13; Из Бейрутской церковной летописи... С. 30). 452       Игнатий Сарруф (1742–1812) – униатский митрополит Бейрута с 1778 г., с февраля 1812 г. – униатский Антиохийский патриарх Игнатий IV, в конце ноября того же года был убит в результате покушения. 456       Епископ Порфирий (1804–1885), в миру Константин Александрович Успенский, известный русский церковный деятель и востоковед (по выражению самого еп. Порфирия, «соглядатай Востока», «сын и наперсник матери-церкви восточной»). В 1834 г. возведен в сан архимандрита. В середине 40-х гг. XIX в. командирован на Восток для ознакомления с нуждами православия в Османской империи. Инициатор создания и с 1847 г. первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1865 г. – епископ Чигиринский, викарий Киевской митрополии. 457       Патриарх Мефодий занимал Антиохийскую кафедру в 1823–1850 гг. Ранее был митрополитом Анкирским. Родился на острове Наксос 28 ноября 1771 г. (см.: Панченко. Османская империя... С. 150). 459       Поскольку армянин переводил со значительными сокращениями и многого не понял, за основу русского текста еп. Порфирий взял греческий вариант, хотя в нем в ряде случаев была изменена композиция (см.: Восток Христианский: Сирия I. Список Антиохийских патриархов//ТКДА. 1874. 6. С. 346–357; Восток Христианский: Сирия II. Сказание о Сирийской Унии//Там же. 9. С. 491–553 (далее – Сказание о Сирийской Унии), здесь: с. 491–494, 553; Из Бейрутской церковной летописи... С. 28). 460       Оригинальное название – «Сказание о латиномудрствовавших и называвшихся католиками, и о хиротонии Серафима сперва в епископа, потом в патриарха (Униатского), также о хиротонии Максима в епископа Алеппского, и о хиротонии Феодосия в епископа Бейрутского» (см.: Сказание о Сирийской Унии... С. 495). 461       Это утверждение справедливо только для той части рукописи из Американского университета в Бейруте, которая дошла до нашего времени и была опубликована ливанской исследовательницей как приложение к «Истории епископов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Рим. 11, 33. 446  Григорий Нисский. Против Евномия, 3. PG 45, 604B. 447  Василий Великий. О Святом Духе, 19. PG 32,156D (р. п.: С. 306). 448  Дан. 13, 42. 449  Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 11, 6. С. 540 (р. п.: С. 541). 450  Он же. Послание 2. С. 768–770 (р. п.: С. 769–771). 451  Там же. С. 768 (р. п.: С. 769). 452  Максим Исповедник. Главы о богословии, 2, 86. PG 90, 1165ΑΒ (р. п.: Кн. 1, С. 252). 453  Вероятно, здесь имеется в виду Дионисий Ареопагит. См.: Послание 2. С. 770 (р. п.: С. 771). 454  Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну, 79 (17). PG 91, 1253D (р. п.: С. 229). 455  См.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 9, 6. С. 506 (р. п.: С. 507). Г. Прохоров переводит у Дионисия «ποσττης» как «субстанция», но словарь Liddell–Scott дает значение «one that gives substance», «creator», в каковом значении это слово употребляется у неоплатоников, в частности у Прокла в Theologica Platonica, 3, 7. 456  Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 11, 6. С. 538 (р. п.: С. 539). 457  Иов. 38, 28. 458  Василий Великий. Против Евномия, 2, 23. PG 29, 624А (р. п.: С. 102). В изданиях Василия Великого читаем не «осуществил» (υπεστσατο), а «родил» (τεκνσατο). На основании такого прочтения Никифор Григора обвинял Паламу в фальсификации цитаты, поскольку, как мы видели, антипаламиты полагали, что наименование Бога " υποσττης " ом благодати обожения указывает на тварность этой благодати. Но Палама исследовал хранившиеся в Фессалониках рукописи «Против Евномия» и нашел, что в них содержатся оба варианта. Доказательству их равнозначности он посвятил специальное «Послание к вопросившему о содержащемся в Соборном Томосе изречении великого Василия, оклеветанном Григорой, будто бы оно не подлинно» (ΓΠΣ, τ. 4, σ. 384–385). См. Бернацкий M. Μ.: Григорий Палама, разделы " Жизнь " , " Сочинения "http://Православная энциклопедия. Μ., 2007. Т. 13. С. 21. 459  Пс. 32, 6. 460  Василий Великий. Беседа на псалом 32, 4. PG 29, 333Β. (р. п.: С. 271). 461  Он же. Послание 38, 4. PG 32, 329С. (р. п. С. 56). 462

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

А v / 1 Рукопись «Толковое Евангелие» на южнорусском языке Колембродской Крестовоздвиженской церкви. Начинается со дня св. Пасхи и по Крещение Господне включительно. Написана в 1599 г. полууставом четким и довольно красивым с киноварью в заглавиях in folio. Всех полулистов 282, при чем полулисты 27 / 2 и 28 / 3 и 126 / 2 вставлены. Начала нет. Переплет делан из старого пергаменного с тиснением; на последней крышке письмом сравнительно новейшим написано евангелие о Закхее зачало уд. Водяной знак на бумаге в роде свиньи. А v / 2 Сборник поучений Дорогиченской Преображенской церкви XV-XVI вв., написанный четким полууставом (хронологические даты Сборника позднее его написания). Разделяется на две части, первая часть стр. 1–360 полулистов начинается с «памяти о умерших», конца которой нет; цельные слова в этой части начинаются с поучения в неделю «о блудном сыне» и до поучения в 32 неделю. Выбиты из переплета листы 6–9, 304–308 и 314–320. Вторая часть сборника начинается с «поучения на владычнии празники и на памети святых избранных. Слово а. В начале нового лета. Месяца Сентеврия в а», кончается поучением в память Иоанна Предтечи 29 августа; все – слова цельные кроме в а нед. Великого поста и о кресте отрывков=3 полулиста. С 320–446 полулисты несколько повреждены огнем, а с 446–448 сильно повреждены. Первый —297— и 456 листы хранятся в особом листе бумаги в предотвращение от совершенного разрушения. Нижней крышки в переплете нет, верхней – только половина. Водяной знак на бумаге в роде весов. III. А v / 3 . Сборник поучений XVII и XVIII веков. Хронологической и топографической даты в сборнике нет, хотя на крышках находится много пометок. Водяного знака на бумаге тоже нет. Сборник XVII века начинается словом в неделю всех святых, которое не имеет начала, кончается словом в неделю пред Рождеством Христовым; всех полулистов 1–141. – Сборник XVIII века начинается словом на Благовещение Пресвятой Богородицы и оканчивается поучением «Наука на матерь и Рождества Христова». Киноварь в заглавиях чередуется с чернилами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архистратига Михаила в селе Меркушенском. В 1692 г. мощи его были обретены нетленными, и перенесены в Верхотурский Никольский монастырь, и много чудес совершилось при них. Тропарь, глас 4-й. Днесь 448 радуется славная страна Сибирь, обрете святыя твоя мощи внутрь себе. Архиереи, священницы и воеводы и весь сонм людский, духовне веселящеся, вопием ти: о, богомудре Симеоне! избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед, просяще податися всем по коегождо прошению, и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления 449 и поганскаго нашествия 450 и междоусобныя брани и от всякаго зла: темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих обретение, новый Целебниче, и вопием: слава Давшему тобою всем исцеление! Молитва. О, святыни праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лике святых водворяяйся, зде же телом твоим нетленно почиваяй! По данной ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче 451 с верою и упованием 452 притекающих ко святым и цельбоносным мощам твоим, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже 453 впадаем множицею во вся дни живота нашего, и я ко же прежде овым 454 убо, от очныя зельныя 455 болезни нимало зрети могущим, исцеление очес, овым 456 же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице 457 избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще 458 и недостойнии, благодарие восхваляя тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Из службы, Киев 1869 года). 17-е число. Память св. мученицы Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Св. мученицы пострадали в Риме в царствование Адриана в II веке. Оставшись вдовою, София вела жизнь благочестивую, воспитывала в благочестии и дочерей своих Вера была 12 лет, Надежда 10, Любовь 9 лет. Дочери были послушны матери, исполняли все работы по дому и предавались молитве и чтению священных книг. Донесли императору, что София и дочери ее, отвергая отечественную веру, исповедуют христианство. Император потребобовал их к себе. Святые поняли, зачем их требуют к государю, помолились Богу о помощи пострадать за веру и без страха предстали к царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010