27) Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и, так называемой святыми Отцами, бесовской прелести. Изображения предметов видимого мира и сочиняемые мечтательностию изображения мира невидимого, напечатлеваясь и замедляя в уме, соделывают его как бы вещественным, переводят из Божественной страны Духа и Истины в страну вещества и лжи. В этой стране сердце начинает сочувствовать уму не духовным чувством покаяния и смирения, а чувством плотским, чувством кровным и нервным, безвременным и беспорядочным чувством наслаждения, столько не свойственного грешникам, чувством неправильным и ложным мнимой любви к Богу. Преступная и мерзостная любовь представляется неискусным в духовных опытах святой, а на самом деле она — только беспорядочное ощущение не очищенного от страстей сердца, наслаждающегося тщеславием и сладострастием, приведенными в движение мечтательностию. Такое состояние есть состояние самообольщения. Если человек укоснит в нем, то являющиеся ему образы получают чрезвычайную живость и привлекательность. Сердце при явлении их начинает разгорячаться и наслаждаться беззаконно, или, по определению Священного Писания, прелюбодействовать [ 418 ]. Ум признает такое состояние благодатным, божественным: тогда — близок переход к явной прелести бесовской, при которой человек теряет самовластие, делается игралищем и посмешищем лукавого духа. От мечтательной молитвы, приводящей человека в это состояние, с гневом отвращается Бог. И сбывается над молящимся такою молитвою приговор Писания: Молитва его да будет в грех [ 419 ], [ 420 ]. 28) Отвергай благие, по-видимому, помышления и светлые, по-видимому, разумения, приходящие к тебе во время молитвы, отвлекающие тебя от молитвы [ 421 ]. Они выходят из области лжеименного разума, восседают, как бы всадники на конях, на тщеславии. Закрыты мрачные лица их, чтоб ум молящегося не мог узнать в них врагов своих. Но потому именно, что они враждебны молитве, отвлекают от нее ум, уводят его в плен и тягостное порабощение, обнажают и опустошают душу, потому именно познаются, что они — враги и из области миродержца. Духовный разум, разум Божий содействует молитве, сосредоточивает человека в самом себе, погружает его во внимание и умиление, наводит на ум благоговейное молчание, страх и удивление, рождающиеся от ощущения присутствия и величия Божиих. Это ощущение в свое время может очень усилиться и сделать молитву для молящегося страшным судилищем Божиим [ 422 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Письма А.С. Хомякова к Александру Фёдоровичу Гильфердингу 417 1. (1853) Благодарю вас, любезный Александр Фёдорович, за ваш добрый и крайне замечательный труд; благодарю вас за ваше дружеское и милое посвящение. Отметки мои уже показали вам, что я серьёзно перечитал вашу диссертацию, и я надеюсь, что некоторые из них могут вам пригодиться. Весь же труд имеет, по-моему, ту великую важность, что это первый опыт сравнительной филологии, в котором основа не материальная, а принято в соображение органическое развитие мысли, облекающейся в словесные формы. Именно этого-то я и жду от филологии Русской, и этим-то она должна отличиться от Немецкой. Без этого отличия никогда не будет самостоятельности, а только составится отдельная конторка землекопов, принадлежащая вполне великому Немецкому учёному банку. Дай вам Бог подвизаться! Ещё этот путь покуда не заперт. А с нами вы уже знаете, какая невзгода, какие подозрения, какие угрозы. Что им мерещится, Бог знает. Покуда кончилось ничем: взяли с меня, Аксаковых, князя Черкасского и Киреевского 418 подписку, что мы никуда ничего представлять не будем, кроме как высшей цензуре. Последние два в большом негодовании, особенно Киреевский. Богомольный монархист, ему и не снилось, чтобы его в чём-нибудь заподозрили, и он считает себя сильно оскорблённым. Я, разумеется, смеюсь, потому что ожидал даже худшего и уверен, что худшее устранено только добрыми людьми. Разумеется, также, что я не сержусь нимало: во-первых, это не в моём характере, а во-вторых знаю, что теперь время революционное, и след., всякое правительство, как и всякий народ, должен иметь свою категорию des suspects 419 , в которую человек попадает сам не зная почему, иначе просто потому, что ничего не ищет и ничего не добивается. Потом, мысль и её движение теперь подозрительны, какое бы ни было их направление. Один из наших великих мужей, которого батюшка ваш вероятно очень знает и который был недавно здесь, б. М. 420 характеризовал очень остроумно систему князя Шихматова 421 . «Се brave homme croit que la bêtise est la meilleure arme défensive contre l’abus de l’esprit» 422 . Неправда ли, очень мило сказано? О себе могу сказать только то, что убеждения многих так ко мне благосклонны, что когда бедного Павлова 423 схватили, велено было, прежде всего, искать моих писем. Можно ли себе представить что-нибудь смешнее этого, а это факт. В то же время признаюсь, что прежде я бы этому больше смеялся. Теперь мне это немного скучненько. Покуда продолжаю свою работу, но в Москве она идёт как-то медленно. Нынешний же год у меня накопилось пропасть дел хозяйственных всякого рода, и это много похищает времени и подавляет работящие способности ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Святыми Отцами нередко подчеркивается, что чревоугодие открывает путь к другому помыслу, связанному с первым. Это помысел БЛУДА. Так монах Евагрий говорит: «Из... помыслов, одни предшествуют, а другие следуют за ними: [так например] предшествуют помыслы... чревоугодия, а следуют – помыслы блуда». 415 Еще более лаконично и точно говорит он в другом месте: «Голодный волк выслеживает стадо, а дух блуда – набивающих свое чрево». 416 Дух блуда, является искажением естественной репродуктивной потребности в человеке, которую Бог назначил человеку после его грехопадения именно таким образом, т.е. через плотское совокупление (хотя если бы человек не утерял благобытия, то его репродуктивность происходила бы иначе). 417 Дух блуда следует за духом чревоугодия, тем самым подчеркивается их духовная родство и преемственность. 418 Бес блуда атакует подвижника на двух уровнях 419 : на плотском – когда внушает совершить незаконное совокупление с кем-либо, или на духовном, фантазийном – когда представляет блудные фантазии, принимая которые подвижник услаждается срамными образами, чем оскверняет душу и часто заканчивает самоудовлетворением разженной плоти (мастурбацией), таким образом, начиная на уровне духовном, заканчивает на плотском. 420 Вообще эта страсть имеет три источника: 1) плоть (закон естества); 2) воображение (память, душевное движение, помыслы) и 3) бесы (всевающие блудные помыслы в душу). 421 Блуд также имеет определенную генерацию, так уже Климент Александрийский перечисляет различные проявления блудной похоти: 1) женомания ( γυναικομανιαν) – т.е. острая и ничем несдерживаемая похотливость мужчины к женщине (в современной сексологии этот феномен получил название сатириазис, женский аналог – нимфомания); 2) педерастия ( παιδεραστιαν). 422 Кроме того общеизвестны такие проявления его как: прелюбодеяние – измена законному супругу/супруге; скотоложство – половой акт с животными. Распространенным пороком является рукоблудие (греч. μαλακι’α) 423 . Μαλακι’α 424 , в частности, была искушением среди монахов (о самом Евагрии известно, что ему не давал покоя демон блуда и он с ним мужественно боролся, различными способами умервщляя свою плоть, только за три года до его смерти он почувствовал, что этот дух от него отступил 425 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Когда в результате споров о границах владений по царскому или судебному приговору составлялись определенные документы, эти документы назывались правовыми грамотами 418 . При дарении владений (главным образом, вотчин) прежний владелец имения выдавал монастырю данную грамоту 419 , которой передавали все права и привилегии, связанные с подаренным владением, а обители старались подтвердить эти данные грамоты жалованными грамотами. Монастыри нередко менялись частью своих владений между собой или с частными землевладельцами. Эти обмены удостоверялись меновыми грамотами 420 . Обмены особенно характерны для конца XVI и 1-й половины XVII в., когда постановлениями Соборов покупка земли была ограничена или вовсе запрещена. При установлении спорных границ между соседними владениями местные власти выдавали заезжие грамоты. Для монастырей эти грамоты имели особое значение, ибо многие обители вели продолжительные тяжбы с соседями о границах своих владений (особенно на севере – с крестьянами) 421 . Наконец, следует упомянуть еще документы под названием «закладная запись», или «кабала», в которых фиксировались права на деньги или имения, отданные в залог 422 . Таковы государственные и частноправовые документы, которыми подтверждались права монастырей на земельные владения. Приобретение новых владений совершалось разными способами. Главным из них было пожалование великого князя или царя, которое на практике совершалось по челобитной основателя монастыря одновременно с созданием обители и подтверждалось жалованной грамотой. При восшествии на престол нового царя настоятели монастырей спешили заручиться от него подтверждением уже выданных жалованных грамот; это делалось также в тех случаях, когда в результате пожара или разрушения монастыря жалованная грамота пропадала, что случалось со многими обителями, например, во время Смуты. Вторым видом приобретения были земельные или денежные дары от частных лиц; эти дары подтверждались данными грамотами или завещанием – духовной, когда даритель хотел, чтобы его имение перешло монастырю после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Например, благоразумие [как добродетель, ведущая к доброму совету и рассуждению], Богу не подобает. Ибо совет есть «некий вопрос», как определяется в шестой книге Этики; 418 но Божье познание – не исследовательское, [оно не знает вопросов], как было показано выше (1,57); поэтому совещаться Богу не подобает. Об этом говорится в Книге Иова: «Кому ты подал совет? Неужели [Богу без тебя] недостает разума?» (26:3). 419 И у Исайи: «С кем советуется Он, и кто вразумляет Его?» (40:14). – Но если рассматривать благоразумие как причину [совершенного] действия: вынести разумное суждение и выбрать то действие, которое суждение нашло правильным, – то Бога вполне можно назвать благоразумным. – Впрочем, иногда говорится и о Божьем совете. Может быть, по сходству [одного признака] – тайности, ибо советы обычно проводятся втайне; поэтому то, что скрыто [от людей] в Божьей премудрости, по сходству называется «советом», как у Исайи в одном из чтений: «Твой древний совет становится истиной» (25:1). 420 А может быть, потому, что Бог удовлетворяет ищущих у него совета: ибо тот, кто мыслит без дискурса, тоже может наставлять вопрошающих. Точно так же и справедливость: [как добродетель, побуждающая] к действию [справедливого] обмена, она не подобает Богу: потому что он ни от кого ничего не получает. Как сказано в Послании к Римлянам: «Кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» (11:35), и в Книге Иова: «Кто давал Мне прежде, чтобы Мне воздавать ему?» (41:3). 421 – Впрочем, по известному сходству мы говорим о том, что Богу дается нечто, о том, что он принимает наши даяния. – Итак, Богу не подобает справедливость обмена, но только справедливость распределения. Об этом говорит Дионисий: «Бог воспевается как Справедливость – как всех по достоинству наделяющий». 422 И у Матфея: «Дал каждому по его силе» (25:15). Нужно иметь в виду, что действия, с которыми связаны вышеупомянутые добродетели, по сути своей не зависят от дел человеческих: не только людям свойственно судить о том, как [лучше] поступить, давать что-то или распределять, но всякому разумному [существу].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

В гомеровском гимне «К Деметре» (190) царицу Элевсина Метаниру при виде богини Деметры охватили почтение, благоговение и страх. Но это же чувство в «Одиссее» вызывают и люди (4. 142), и даже роскошные чертоги (4. 75). Б. и справедливость - 2 основные добродетели порядочного человека у Феогнида, в элегиях к-рого говорится о предпочтительности Б. при скромном достатке перед несправедливым богатством (1. 145-148). В Греции в V в. благочестивым называется все то, что связано с почитанием богов, а Б. рассматривается как одна из добродетелей, связанная с представлением о неком божественном установлении, к-рое нельзя переступить. В трагедии Эсхила «Семеро против Фив» благочестивый муж (εσεβς νρ) характеризуется как предсказатель, от богов узнающий будущее. В «Агамемноне» речь идет о благочестивом отношении к богам и священным храмам (338-339). Эмпедокл говорит о том, что Киприду почитают благочестивыми приношениями (Фр. 128. 18). У Пиндара повествуется о семействе Эмменидов, «благочестивой мыслью блюдущих празднества богов» («Олимпийские оды». 3. 41). В трагедии Эсхила «Умоляющие» хор призывает царя быть верным справедливости и «благочестивым гостеприимцем» по отношению к гонимым и умоляющим о прибежище (418-422). Связь Б. и справедливости отчетливо прослеживается у Софокла. В трагедии «Антигона» Б. главной героини заставляет ее чтить мертвых и вступить в конфликт с властью, потому что законы божественные важнее человеческих (872-874). В «Филактете» Геракл наставляет: почитание богов Зевс ценит выше всего остального и Б. не умирает вместе со смертными (1440-1444). У Еврипида («Даная». Фр. 327. 4-7) речь идет о Б., к-рое нельзя свести к внешней форме и к-рое дает преимущество бедному перед богатым: жертвующий малую жертву благочестивее закалывающих в жертву быков. Исократ (IV в. до Р. X.), знаменитый ритор и педагог, говорит о благочестивом отношении к красоте. Б., т. о., все больше становится интеллектуальной конструкцией, к-рая может быть прямо не связанной с почитанием богов.

http://pravenc.ru/text/149337.html

Аминь. Защитник еговистов сущих во всех народах и племенах в прошедших, настоящих и будущих временах (Так объявляет на весь мир Егова). Не хвастай мудрец (или талмудист) 416 мудростью своею, ни сильный силою своею, и ни богач богатством своим, а хвастай только тем, что ты знаешь, кто Я такой и вмещаешь в сердце твоё вещания Мои, Иер.9:23,24 . Горе тем, кои признают тьму за свет, – а свет за тьму, т. е. кои признают вещания сатаны за вещания Еговы, а вещания Еговы за вещания сатаны. Ис.5:20 ; Рим.1:18 ; К. с. Откр.21:8,22:15 . Гг. члены из разных вер и сект! В силу царского повеления: «подсудимому дать все средства к оправданию“, прошу вас опровергнуть убедительно для меня 417 всё это, что я вам здесь написал; а без убеждения я готов претерпеть всякое адски-христианское езуитское мучение мне от вас! Ин.18:23 . I. Когда Бог мой Егова исцелил меня от зрячей слепоты посредством коллурия 418 в его книге – с неба 419 , и велел мне взглянуть на весь мир 420 , то я увидел так ясно, как 5 пальцев на руке, что миротворная братопророческая и клеврето-ангельская или общечеловеческая религия Еговы 421 всегда и везде была и будет подавляема в продолжении 120 седмин лет 422 враждотворными или отдельными религиями сатаны; а миротворцы или еговисты всегда и везде были и должны быть истребляемы до конца оных седьмин сатанистами, согласно сказанному в К. с. Откр.6:10,11,7:15,18:24 . Символ веры всех святых пророков или еговистов и скоро-будущей общечеловеческой религии. Два равносильных и предвечно-бессмертных человеко-Бога в нашей солнечной системе: еврей Егова 423 и Гейдэн сатана, Егова есть Бог бессмертных; а сатана есть бог смертных людей 424 . По прошествии 120 седьмин или 6000 лет, Егова одолеет сатану, закуёт его в цепи и ввергнет в глубокий провал (в А-ий), замурует и запечатает его там 425 , установит мир, свободу 426 и благоденствие всем народам на 1000 лет 427 под всемирным правлением в ерусалимской республике 428 . После 1000 лет Егова совсем истребит сатану из бытия, со всеми принадлежащими ему людьми или с сатанистами сделает новую землю в миллион раз больше этой и без океана и морей и поселится на ней со своими бессмертными людьми на 280,000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010