Подобное же явление наблюдаем и у русских славян. «Болтин во всех [не есть ли это опечатка – вместо «в своих«] замечаниях на историю Леклерка и Щербатова говорит об обычае, существовавшем в древней Руси, переменять имена при входе в замужество…» 414 . Обсуждая те же и подобные факты и указывая, что в подобных случаях не таили своих имен, митрополит Евгений [Болховитинов] отмечает, что в иных случаях было преднамеренное скрывание имен крещальных и замена их другими. «Есть и ныне, – говорит митрополит Евгений, – в России по некоторым местам еще люди, которые тоже не именуются крестный именем, но другим, данным от родителей или переменным по бракосочетании по вышеупомянутому же предубеждению [т.е. из-за боязни порчи, уронов и т.д.]» 415 . Указания эти (особенно указания ученого Святителя) весьма драгоценны. Итак, в древности и еще недавно у нас существовал обычай мены и имени у новобрачной при бракосочетании. По-видимому, эта мера имела характер презерватива от возможности магических воздействий на брак – быть может, на рождение детей: вспомним громадную распространенность в древности и особенно в Средние Века и далее некоего колдовства, называвшееся «l’aiguille», и других тому подобных чарований, направленных против деторождения. Но, конечно, в мотивы переименования входила и перемена бытовой обстановки. «Женишься – переменишься», говорит пословица, а тем более должно было бы сказать: «Выйдешь замуж – переменишься». Ведь у девушки меняется вся внешняя обстановка при выходе замуж, меняется дух семейный, отношения и первоначально домашние боги (Домовой и др.). Девушку ввели в семью чужую («И вот, ввели в семью чужую», А. Пушкин, Евгений Онегин). Естественно, что при этом самое имя должно было измениться. О том же говорит и пословица: «Под чужой потолок подведут, «так и другое имя дадут» 416 . «Другой потолок» пословицы – это синекдохическое обозначение другой обстановки, ибо в новой избе, да новой семье все по-новому. К счастью, мы имеем несколько прямых указаний на такую мену имен – указаний, сделанных митрополитом Евгением 417 и Болтиным 418 . Так Рогнеда, дочь Рогвольда, вышедши замуж за Владимира I, получила имя Гориславы 419 . Индегерда, супруга великого князя Ярослава I, – Ирины. Мария, сестра вел. князя Ярослава, выданная замуж за Казимира, короля польского, получила имя Доброгневы. Княгиня Ольга, супруга великого князя Игоря, – Прекрасы (по мнению митроп. Евгения 420 ); впрочем, относительно последнего случая Болтин 421 утверждает, что Ольга сперва называлась Прекрасою, и потом уже переименована в Ольгу; но Морошкин 422 сомневается насчет этого. Итак, мы имеем следующие случаи переименования:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

По покорении Мерки, жена Худу 416 , сына Тохтоа, отдана была Огэтаю. Половина народа Мерки, возмутившись, отошла и заняла горное укрепление Тайхал, Чингис велел Чиньбо, сыну Сорханширы, с ратью правой руки, идти и атаковать их, а сам отправился преследовать Тохтоа, прибывши к Золотым Горам, он провел тут зиму. В следующем году, весной, он перешел хребет Арай, в то самое время, Найманьский Гучулук соединился с Тохтоа; они выстроили войско в урочище Эрдишибухдурма, у самых истоков 417 . Чингис, прибывши туда, вступил с ними в бой. Тохтоа пал под стрелами; дети его, не сумев взять трупа отца, отрезали только голову и увезли ее с собой. Пораженные ратники бежали; более половины их потонули при переправе через Эрдиши; остальные, так же, все разбежались и пропали. Найманьский Гучулук бежал через род Вэйухарлу 418 , в страну Хойхой, к реке Чуй, и соединился там с Гурханом, рода Харакита 419 . Меркитский Худу и Чилаунь бежали через Канли и Киньча 420 . Чингис также вернулся в свое старое становище 421 . В это время, Чиньбо разбил Тайхалское укрепление и убил, или полонил Меркитский народ. Прежде поддавшиеся Мерки, также, возмутились было, в старом становище 422 ; но были одолены, находившимися в становище, прислужниками 423 . Чингис сказал: «Если позволить им жить в одном месте, то они опять возмутятся». Поэтому, он разделил их всех до одного. В тот год тельца 424 , Чингис устроил железную кибитку для Субеэтая и отправил его преследовать детей Тохтоа: Худу и других; он говорил ему: «Они, потерпев поражение в битве с нами, вырвались у нас, как дикие лошади, с укрюками на шее, или, как подстреленные олени. Коли они на крыльях улетят на небо, ты будь соколом и поймай их; коли они, как мыши, зароются в землю, ты будь железной мотыгой и откопай их; коли они, как рыбы, скроются в море, ты будь сетью и вытащи их». Потом еще говорил: «Для перехода через высокие горы, и переправы через широкие реки, пользуйся тем временем, когда кони у ратников еще не отощали. Если провиант еще не вышел, то, прежде всего, жалей (воинов). По дороге, не занимайся облавой без нужды; когда же нужно будет добыть продовольствие охотой, то действуй тоже осмотрительно, и по обстоятельствам. Не позволяй ратникам надевать на коней подхвостных шлей и взнуздывать удила; от этого всадники не посмеют пускать коней своих впрыть. Кто ослушается приказов, того, если он известен мне, приведи сюда, если же нет, то казни на месте. Будь осторожен. Если покровительством и помощью неба поймаешь детей Тохтоа, то там же и убей их».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

По трем сторонам насыпи (северной, восточной и южной) были устроены каменные крыльца с перилами, по которым поднимались к вратам внутреннего двора. На некотором расстоянии от этой насыпи находилась ограда (сорег), имевшая вид невысокой и тонкой каменной стенки, с воротами в разных местах (Миддот II, 3; De bello jud. V, 5, 2), у которых на особых стойках были прикреплены каменные таблички, с надписью на греческом и латинском языках, которыми язычнику запрещалось входить за ограду и приближаться ко внутреннему двору храма 414 . За этой оградой находилась площадь внешнего двора храма, иначе двора язычников (азарат гоим). Величину его мишна определяет во 500 локтей как в длину, так и в ширину 415 . (Миддот, II, 1), а Иосиф Флавий – в четыре стадии в окружности, по одной стадии на каждую сторону четырехугольной площади двора (Antiqu. jud.) XV, 11, 3) 416 , а со включением башни Антония – в шесть стадий (De bello jud. V, 5, 2) 417 . Площадь двора была обнесена крепкой каменной стеной, в разных местах имевшей разную высоту 418 . По четырем углам ее стояли четыре башни: на северо-восточном – б. Хананел, на северо-западном – Антония (прежде Меа Варис) 419 , на юго-восточном – Офел и на юго-запад. – Бохан 420 . Внешний двор, по свидетельству мишны, имел пять ворот, из которых двое находились с южной стороны и назывались воротами Хульда (крота) 421 , одни – с западной и назывались воротами – Кипонос, одни – с северной и назывались воротами – Тери, и одни – с восточной и назывались воротами Сузскими, так как на них было изображение города Суз (Миддот, 1, 3) 422 I15  . Из этих ворот обычно для прохожих были открыты южные, западные и восточные, северные же для посетителей храма оставались закрытыми (ibid). Иосиф Флавий на западной стороне двора полагает четверо ворот (Antiquit. jud. XV, 11, 5), из которых одни, по его счету третьи ворота, называемые в мишне воротами Кипоноса, находились в том месте, где находится арка Робинзона; а другие, четвертые ворота по счету Иосифа, совпадали с воротами Берклея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

И таким образом, лукавые силы, вострепетав, отдают заключенного Адама» 409 . Христос – это первая бесстрастная по природе Личность 418 , в Которой страсти не являются посредниками между Богом и человеком, но Бог непосредственно соединяется с человеком до ипостасного единства. В Нем вечный идеал личности осуществлен телесно, вечный идеал и вечный смысл. Всецелостью Своей Личности Он спасает всю личность человека, ибо Господь един по существу ( κατ οσαν), а многоименитым ( πολυνυμος) Он стал для спасения человеческого 419 . Христос означает спасение через освобождение от греха, потому что без Него никто не может спастись 420 ; и «ни в ком другом люди не находят спасения и упокоения» 421 . Богочеловек содержит в Себе все человеческое (людское) без остатка, содержит как одно из естеств Своего Лица; и любой человеческий поиск смысла, умного покоя, оправдания чего бы то ни было человеческого – тяготеет к Нему; любое всеусердное желание разрешить роковую проблему человеческой личности всей природой своего бытия устремляется к Нему. Своей богообразной Личностью Христос привлекает богообразную сущность человеческой личности; Своей безгрешной Богочеловеческой душой привлекает зараженную грехом богообразную человеческую душу; Своим умом привлекает подпавший под грех ум; Своей волей привлекает рабствующую греху волю; Своим безгрешным телом привлекает погрязшее во грехе тело человеческое. Для полноты спасения, для спасения не отдельных фрагментов, а всей личности, воплощение Слова становится самой насущной необходимостью в икономии спасения 422 . Через воплощение Слова Святая Троица открывает миру домостроительство спасения. «Слово было послано и воплотилось; и, сокрыв Божество Свое, чтобы подобным спасти подобное, положило душу Свою на кресте» 423 . Слово воплощается, чтобы Своим богообразием спасти от греха богообразную душу человека, чтобы отделить ее от греха, ибо «один Бог может отъять от нас грех» 424 , чтобы ее очистить, чтобы соделать безгрешной. Только безгрешная душа велика пред Богом 425 . Но освободить душу от греха, «искоренить грех и присущее ему зло – может быть совершено только Божиего силою. Ибо не дано ( οκ ξεστι ­ “не в состоянии”) и невозможно человеку искоренить грех собственною своею силою. Бороться с ним, противиться, наносить и принимать язвы – в твоих это силах; а искоренить – Божие дело» 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Таинственным и чудодейственным прикосновением благой руки Христовой горькая тайна людского страдания становится сладостной, и старая боль, и тягостная печаль постепенно перерастают в тихую радость и блаженство. Только человек, погруженный в молитвенную любовь, ощущает, как его земная жизнь соприкасается с горней, бесконечной, не известной ему, но столь же желанной жизнью. От этого предвосхищения душа возвышенно трепещет, разум озаряется и сердце радостно плачет, " а надо всем-то правда Божия умиляющая, примиряющая, всепрощающая " Господь Христос дает возможность человеку сносить не только всяческие страдания, но сверх того, дает силы в страданиях быть блаженным и счастливым. Христоликий старец Зосима, отправляя Алешу в мир, говорит: " Благословляю тебя на великое послушание в миру. Много тебе еще странствовать... Все должен будешь перенести, пока вновь пребудеши. А дела много будет. Но в тебе не сомневаюсь, потому и посылаю тебя. С тобой Христос. Сохрани Его, и Он сохранит тебя. Горе узришь великое и в горе сим счастлив будешь. Вот тебе завет: в горе счастья ищи. Работай, неустанно работай... Много несчастий принесет тебе жизнь, но именно ты и счастлив будешь, и жизнь благословишь, и других благословлять заставишь, - что важнее всего " К наивысшей полноте жизни в Богочеловеке Христе приходят через внутренне делание в евангельских добродетелях. Когда христоносная личность евангельские добродетели стяжает в своей душе, когда претворит в содержание своего существа, своей жизни, тогда она исцеляет себя тем самым от греховной раздробленности, секулярности, самозамкнутости и входит в царство высшей полноты жизни, где Христос в бескрайней любви и бесконечной мудрости царствует и властвует. Примечания 417. " Братья Карамазовы " , с.372. 418. Там же, с.372. 419. " Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского " , с.56. 420. " Братья Карамазовы " , с.202. 421. Там же, с.373. 422. Там же, с.374. 423. " Дневник писателя " , m.XI, с.70. 424. " Братья Карамазовы " , с.374.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Мандривать (диал.) — бродить, странствовать. 418 Не здужае (укр.) — не сможет. 419 …еду… мечтаю, як оный гоголевский Дмухонец. — Имеется в виду персонаж комедии «Ревизор», городничий Сквозник-Дмухановский. 420 …полно место тіх самых гаспидских листков…— то есть аспидских листков. Во всех предшествующих изданиях печаталось «госпидских», что нарушало смысл фразы. 421 Акциденция — случай. 422 Маршалек (от польского marszalek) — здесь в значении: предводитель дворянства. 423 …тут я уже припомнил… Лукиана и с его встречами и разговорами в царстве мертвых…— Лукиан (ок. 120–180) — греческий писатель-сатирик, одно из произведений которого называется: «Разговоры в царстве мертвых». 424 Тут и Овидий, и «оксиос», и метание орлецов…— «Оксиос», точнее «Аксиос» (греч.) — буквально: «Достоин»; провозглашается в церкви при посвящении во все иерархические степени. Орлецы — см. прим. к стр. 531. 425 У вашего философа Сковороды есть одно прелестное замечание: «Цыпленок зачинается в яйце тогда, когда оно портится»…— У Сковороды: «И тогда ж зачинается цыпленок, когда портится яйцо. Итак всегда все идет в бесконечность («Вопросы философии», 1894, кн. 23, стр. 227). 426 …я вижу папирки…— то есть бумажки, в данном случае — листовки. 427 Истота — сущность, естество. 428 …глас, вопиющий в пустыне: «Готовьте путь!..» — Имеется в виду следующее место из библии: «Глас вопиющего в пустыне: «Приготовьте путь господу, прямыми сделайте в степи стези богу нашему» (Исайя, гл. 40). 429 Страшно в могиле…и далее — неточная передача отрывка из стихотворения Карамзина «Кладбище»: Страшно в могиле, хладной и темной! Ветры здесь воют, гробы трясутся, Белые кости стучат. 430 …уйти в шатры Симовы — здесь в значении: найти вечный покой. 431 Глаголь и Добро — старославянские названия букв «г» и «д». 432 Овамо и семо (старослав.) — туда и сюда. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Состояние, в котором человек смешивает зло и добро и принимает одно за другое, может быть расценено как настоящее безумие. Об этом в присущей ему манере говорит святитель Афанасий Великий : «Замечая, что удовольствие есть для нее нечто доброе, душа в обольщении своем злоупотребила наименованием добра и подумала, что удовольствие есть абсолютное и подлинное добро. Это как если бы человек, помешавшийся в уме, просил меча, чтобы ударить всякого встречного, и думал бы о себе, что поступает благоразумно» 416 . Святитель Григорий Нисский неоднократно утверждает, что человек оказывается в данном случае жертвой заблуждения 417 . Вещи, которые для нас являются причиной зла, «поначалу кажутся желанными, и мы их добиваемся как блага вследствие заблуждения» 418 , – пишет он. «Зло в своих глубинах содержит смерть как скрытую язву, но вследствие обманчивой видимости оно предстает в образе блага», – говорит тот же святой 419 . Вдохновителем этого заблуждения, как он поясняет, является диавол: «Он добился того, что разум, введенный в заблуждение в своем желании истинного блага, обратился к тому, что им не является. Обманутый зачинщиком и советчиком порока, он позволил убедить себя, что благом является то, что совершенно противоположно благу» 420 . Святитель Григорий Нисский представляет нечистого как чародея, который буквально околдовывает покорного человека, «заставляя блестеть внешнюю красоту видимого, и как шарлатана, который очаровывает наш вкус каким-либо чувственным наслаждением» 421 . Человек, пребывая во власти этой иллюзии, движется в мире явлений, уже видя и рассматривая только чувственно воспринимаемую реальность, на которую одну ему указывает падшее желание, и верит, что вне ее не существует блага: «Душа полагает свое удовольствие в телесных страстях и одних благах настоящего времени, – пишет Афанасий Великий . – Глядя на их наружность, душа помыслила, что нет уже ничего, кроме видимого, одно преходящее и телесное для нее добро» 422 . Это сведение реальности до ее части и проистекающее от этого ложное видение равно являются состоянием безумия, вызванного деградацией желания, тем более что человек, устремляясь к сущностям ради их чувственных проявлений, вне Бога, добиваясь наслаждения ими самими по себе, жаждет и упивается призрачным, прилепляется к чему-то, что, как мы уже показали, не имеет реального бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

418 . Где нет послушания, – Бога нет, и Ангела хранителя нет; а где послушание, – тут Бог, тут Ангел. 419 . Мы просим Господа: не лиши мене небесных Твоих благ; Он говорит: готов, научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, – будьте терпеливы, будьте послушны, и получите Царствие Небесное. 420 . Вот мой совет: начальница что скажет, тотчас повиноваться, как Божью велению. Какое бы послушание ни было, все Господу Богу. Не с досадой, не с насупленным лицом надобно принимать послушание, а с любовью, как от самого Бога, с радостью, в молчании. 421 . В здешней-то жизни и потерпеть и потрудиться; какое бы послушание ни было, да если с памятью Божьей, – благоприятная жертва Господу Богу; если ничего не значащее, самое маленькое послушание, да с усердием, с хорошими мыслями, то великая и приятная жертва Господу Богу. 422 . Самые низкие послушания, да с памятью Божьей, выше высоких, совершаемых с рассеянными мыслями. А ежели предадите себя лености, прекословию, будете указывать на других, зачем те не делают, будете роптать, спорить, празднословить, – все труды свои погубите. 423 . Если послушание с огорчением, не с любовью, никакой пользы нет от него, только вред. 424 . Скажут: вот этого не делай, – «согрешила, простите». Скажут: вот тебе послушание – «благословите», и исполняй, как бы от самого Бога услышала это слово, не думай, что послушание человеку исполняешь: тогда будешь чадом Божьим. 425 . Что враг предлагает, слушаемся; что Бог говорит, отвергаем. Ежели я не дослушаю настоятельницу, не послушаю Христа Сына Божья; когда не послушаю Сына, не послушаю и Отца. Время придет, – чтоб не услышать: что вы Мне говорите: Господи, Господи, а не творите, яже глаголю? Который не имеет послушания, зиждет храмину на песке. 426 . Когда вам скажут: подите туда, а вы всегда отвечали бы только: благословите, тогда у вас было бы много спасающихся. А вместо того мысль противная: будто я одна, будто нет других, я больна, другие ничего не делают, все одна я, – это не свойство спасающихся. Одного позвали на послушание, когда он писал; нужно было провести одну черточку, чтобы дописать слово, – он и это оставил.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Проще сказать — внутренним деланием, умным, душевным деланием, умной молитвой, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой. Блаженный Никифор Афонский уподобил эти наименования отрезанной части хлеба, которая, сообразно виду ее, может быть названа и куском, и ломтем, и укрухом [ 415 ]. Божественное Писание Ветхого Завета законополагает: Всяцем хранением блюди твое сердце; от сих бо исходища живота [ 416 ]. Внемли себе: да не будет слово тайно в сердцы твоем беззакония [ 417 ]. Бодрствование над сердцем и очищение его повелевается особенно Новым Заветом. К этому направлены все заповедания Господа. Очисти прежде, говорит Господь, внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто [ 418 ]. Сосудами из хрупкого стекла и малоценной глины Господь назвал здесь человеков. Исходящее от человека, то сквернит человека: извнутрь бо от сердца человечески помышления злая исходят, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, татьбы, лихоимства, обиды, лукавствия, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство. Вся сия злая извнутрь исходят и сквернят человека [ 419 ]. Святой Варсонофий Великий говорит: «Если внутреннее делание с Богом, то есть осененное Божественною благодатию, не поможет человеку, то тщетно подвизается он наружным, то есть телесным, подвигом» [ 420 ]. Святой Исаак «Не имеющий душевного делания лишен духовных дарований» [ 421 ]. В другом слове этот великий наставник христианского подвижничества уподобляет телесные подвиги, без подвига о очищении ума, ложеснам бесплодным и сосцам иссохшим: «Они, сказал Святой, не могут приблизиться к разуму Божию» [ 422 ]. Святой Исихий Иерусалимский: «Не имеющий молитвы, чистой от помыслов, не имеет оружия для брани: говорю о молитве, приснодействующей во внутренности души, о молитве, в которой призыванием Христа поражается и опаляется супостат, ратующий тайно» [ 423 ]. «Невозможно очистить сердце и отогнать от него враждебных духов без частого призывания Иисуса Христа» [ 424 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Действительно, ум в членах, хорошо устроенных природой, владеет своей деятельностью, а испорченных отвращается... Таким образом, мы исследовали, в определенной ли именно части нас самих сила разумения занимает место, или она чрез все простирается равномерно. Итак, против тех, – которые включают ум в известные места частей и для подтверждения этой догадки своей говорят, что в тех и сила разумения изнемогает, у которых повреждены перепонки мозга, – показано, что неудивительно, если во всяком члене тела, даже одаренном способностью к действованию, сила души остается в бездействии, когда самый член бывает не таков, каковым должен быть по природе... Потому ум в тех частях, которых естественное положение не попорчено какой-либо болезнью, владеет своей деятельностью, в здоровых членах здоров, а в тех, которые не способны принять его действий, немощен» 417 . О вездеприсутствии души в теле свидетельствуют и другие. В некотором отношении, подобно Богу, «Душа, – говорит Св. Димитрий Ростовский , – во всем теле вмещается, и ни един уд тела без души» 418 . «Дух Святый… действует во всей Церкви;.. душа действует во всех членах одного тела» 419 . И св. Дамаскин замечает, что «душа соединена... со всем телом... и не объемлется им, но объемлет оное, как огонь железо 420 . Все чувства передают душе сноп ощущения; а из сего, кажется, видно, что душа объемлет все части тела» 421 . Таким образом, «присущая всем членам, и все оживляющая душа разливает по всем членам одну жизнь, а дело совершает чрез каждый член особенно. Не слышит глаз, не смотрит ухо, не видит язык, не говорит ни ухо, ни глаз» 422 . §28. Душа и не распростерта по телу и не собрана в известной части его, но, будучи вся во всем, присутствует в нем непостижимо, таинственно в) Впрочем, душа и не распростерта по телу и не собрана в известной части его, но, будучи вся во всем, присутствует в нем непостижимо, таинственно. «Пусть, наприм., кто-нибудь утверждает что душа распростирается по всему составу тела; но это было бы безрассудно, потому что распространяться свойственно телам; а для души это невозможно, как это явствует из следующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010