Так осуществляется простое послушание слову. Моя собственная жизнь, тот новый образ, который я ношу, остаются теперь без внимания. В тот самый момент, как я пожелаю его увидеть, я утрачу его. Теперь это зеркало для образа Иисуса Христа, в который я пристально вглядываюсь 450 . Последователь устремляет свой взор только на то, чему он следует. О том, кто в своем последовании несет образ воплотившегося, распятого и воскресшего Иисуса Христа, кто сделался образом Божиим, можно в заключение сказать – он призван к «подражанию Богу 451 . Последователь Иисуса является подражателем Бога. «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» ( Еф.5:1 ). 416 Bonhoeffer. Werke. Bd. 14. Illegale Theologenausbildung: Finkenwalde 1935–1937; München, 1996. S. 260. 417 Более подробно об этом см.: Kuske Μ., Tödt I. Vorwort der Herausgeber//Bonhoeffer. Werke. Bd. 4. Nachfolge. München, 2002. S. 7–17, здесь: S. 10–12. 418 См.: Feil Ε. Die Theologie Dietrich Bonhoeffers: Hermeneutik, Christologie, Weltverständnis. München, 1971, S. 182. 420 Здесь Бонхеффер обыгрывает два разных значения слона Gnade. В обыденном словоупотреблении оно означает милость, пощаду, в религиозном контексте – именно благодать. – Примеч. пер. 422 У Бонхеффера использовано не существительное das Christentum (христианство), а субстантивированное прилагательное среднего рода das Christliche (христианское). Поэтому русский перевод данного места, представляющийся неизбежным по стилистическим соображениям, по смыслу оказывается несколько более жестким и радикальным, нежели немецкий оригинал. – Примеч. пер. 424 Те. представителям швейцарской Реформации – последователям Кальвина и Цвингли. – Примеч. пер. 430 «...и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». 431 «Мы же все открытым лицеи, как в зеркале, взирая на славу Господних преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». 432 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». 433 «… потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Понятие μοωμα σαρκης – Христос как «истинное подобие человеческой плоти» – Бонхеффер анализирует также в своей лекции по христологии 1933 г. (см.: Bonhoeffer. Christologievorlesung//Idem. Werke. Bd. 12. Berlin 1932–1933. Gütersloh, 1997. S. 343–348).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Крещение сопровождалось всегда священнодействием возложения рук, сообщавшим Святаго Духа. Таинство это продолжается в церкви и по ныне, как мы уже заметили, под названием Миропомазания или Конфирмации. Болезни роста христианства: влияние язычества, безбрачие, девство, языческий суд и пр. Павел оставался в Ефесе два года 417 и жил у Акилы и Прискиллы. 418 В продолжении первых трех месяцев, он небезбоязненно проповедовал в синагоге, но видя, что Иудеи упорствуют и не веруют, он составил отдельную общину и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна. Слух о проповеди его пронесся по всей Азии и все жители как Иудеи так и язычники услышали о Господе Иисусе. В Ефесе написал Павел свое первое послание к Коринфянам. Во время пребывания Павла в Палестине, Галатии и Фригии прибыл в Ефес Иудеянин, именем Аполлос, родом из Александра, муж красноречивый и сведущий в писании. Он принял только крещение Иоанново, но был наставлен в начатках в пути Господни и, горя духом, говорил и учил о Господе Иисусе правильно, почему, по прибытии своем в Ефес, начал сильно говорить в синагоге. Акила и Прискилла услышав его, привели в дом свой и подробнее объяснили ему учение Иисуса Христа. Аполлос, по убеждению братии, решился идти в Ахаию с письмами от Акили и Прискиллы к верующим в Коринфе. 419 По прибытии своем в этот город, Аполлос был весьма полезен для верующих и всенародно опровергал Иудеев, доказывая из писаний, что Иисус есть Христос. Вскоре однако в церкви Коринфской образовались различные партии. Одни выдавали себя за учеников Аполлоса, другие – за учеников Павла или Петра, а некоторые за учеников Самого Иисуса Христа, без посредства кого-либо из Апостолов. Верующие из домашних Хлои 420 известили Павла об этом разделениии, а некоторые даже писали ему, спрашивая разрешения различных вопросов. 421 Апостол написал к ним. Сначала он упрекает их за разделение. 422 «У вас, говорят: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? разве Павел распался за вас? или во имя Павла вы крестились?.. Когда один говорит: я Павлов, а другой, – я Аполлосов: то не плотские ли вы? кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, 423 но возрастил Бог. Посему насаждающий и поливающий ничто; а все Бог возвращающий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

410. Четьи-Минеи. 15 августа. 411.  …наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 12). 412.  …приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злой (Еф. 6. 13). 413.  …чтобы противник был посрамлен, не имея что сказать о нас худого (Тит. 2. 8). Vita beati Antonii. caput XXXVII. Преподобный Антоний Великий жил в III веке и в начале IV. Судя по долговременной его жизни и вступлению в монастырь в двадцатилетнем возрасте, с достоверностию можно заключить, что он оставил мир во второй половине III века. Описанным здесь восхищением души Преподобного на воздушные мытарства в то время, как он стал на молитву, подтверждается мнение св. Макария Великого, что души преуспевших в благочестивом подвиге иногда выходят из тела во время молитвы по особенному действию Святого Духа. 414.  Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились (Пс. 123. 6, 7). 415. Маргарит. Слово о терпении и благодарении, и о том, чтоб мы не плакали неутешно о умерших. Слово это положено читать в седьмую субботу по Пасхе и при каждом погребении усопшего. Западные критики признают Слово не принадлежащим Златоусту; но оно издревле освящено в Восточной Церкви чтением при богослужении. 416. Беседа 16, гл. 18. 417. Святые великомученики Евстратий (память его празднуется 13 декабря) и Георгий (память его 23 апреля) пострадали при императоре Диоклитиане между 301 и 310 по Р.Х. Четьи-Минеи. Молитва святого Евстратия внесена в чин дванадесяти псалмов. См. Канонник Киево-Печерский. 418. Святой Нифонт жил во второй половине III и в начале первой половины IV века. Четьи-Минеи, 23 декабря. 419. Преподобный Симеон жил в VI веке. Четьи-Минеи, 21 июля. 420. Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Милостивый скончался во второй половине VII века, по взятии Александрии магометанами. 421. Пролог, 13 марта. 422.  …прошли бы над душою нашею воды бурные (Пс. 123. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Он не может также умно видеть Божественные Тайны как Того Самого Христа и Бога, но лишь то, что предлежит и зримо чувственно 418 . И [это] справедливо, поскольку не причастные божеству ни видеть его, ни даже уразуметь не могут. А не приобретшие опыта или не почувствовавшие этого и родными для Бога не являются, ибо кáк ум наш, приведенный [в бытие] тем 419 , что превыше ума и разума, может уразуметь это, если не будет просвещен оным, не соединится с ним и не удостоится так же, как получил бытие от него, познать Его, узреть в ведомом неведении и улучить в невидимом видении? А не ставшие таковыми ни Духа Святого не имеют, ни – пусть не обольщаются! – Христовыми не являются. То знамение непреложное будет им, когда получат Духа Святого и станут Христовыми, которое установил всем нам божественный апостол, говоря так: «Где Дух Господень, там свобода» 420 , – подразумевая под свободой полное освобождение от всех страстей и мирских и телесных вожделений. Поэтому он прибавляет, говоря: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» 421 , и еще: «А если Христос в нас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» 422 . Следовательно, отче, если кто-то знает, что все это, сказанное прежде, не происходит в нем явно, пусть сядет уединенно 423 и оплакивает себя, что не стал еще рабом Христовым, не стал еще причастным Его славе и божеству, но что [положение] его еще неявно, и пусть таковой заботится больше о своем [состоянии] и прекратит испытывать [деяния] других, потому что никакой страстный [человек] никогда не сможет бесстрастно рассудить поступки братьев, как и слепой не может увидеть чувственные вещи, даже если держит их в руках. Я прошу Твое преподобие молиться о мне, несчастном, хотя бы ради Сказавшего: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего как самого себя» 424 , молись за меня, грешного, ненавидимого ради Христа 425 , преследуемого за то, что «желаю благочестиво жить во Христе» 426 ; осуждаемого всеми за то, что один из всех я нахожусь почитающим моего духовного отца и учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Естественно предположить, что монах Феодосий не ограничился составлением Службы Арсению, но написал также Житие святого 421 . В связи с этим следует обратить внимание на Житие Арсения, помещенное в упомянутом сборнике Рум., 397 на л. 418–419. Указаний на авторство оно не содержит, а по своему характеру представляет краткое житие Проложного типа. В составе Пролога удалось обнаружить такое же житие только в рукописи ГИМ, собр. А. С. Уварова, 684 (1 ). Сам Уваровский Пролог относится к концу XVI в. 422 , но первые 13 листов переписаны в середине XIX в. Здесь на л. 8–8 об. (под 2 марта) и помещено Житие Арсения, причем, судя по отличительным признакам, данный текст послужил источником для публикации в «Памятниках древнерусской церковно-учительной литературы» 423 . Хотя В. О. Ключевский полагал, что Проложное житие Арсения является сокращением более позднего Пространного жития, без сомнения, Проложный вариант и представляет искомое сочинение Феодосия: В Проложном житии сообщается, что Арсений «бе от пространнаго града Твери» (Рум., л. 418); в приписке к Службе также говорится о «пространном граде Тфери» (Рум., л. 146). В Житии читается: «от младых ногтеи Христа възлюбив и Пречистую Богородицю» (Рум., л. 418); в Службе: «Сеи бо измлада възлюби Христа и Пречистую Его Матерь» (Рум., л. 145). В Житии: «и инок собрав много … и вельми украсив обитель свою и добре иноков възлюбив» (Рум., л. 418); в Службе: «и обитель сътвори и вельми украси и множество инок събра» (Рум., л. 146), «иноцы твоея обители, любимая тобою чада» (л. 140). В Житии: «христолюбивым князем и вельможам бывъ твердое защищение, и научив их правыя веры» (Рум., л. 418 об.); в Службе: «быв христолюбивым князем учитель правыя веры, вельможам твердое защищение» (Рум., л. 146). В Житии: «и уведевше благочестивыи князь … и священноиноцы и любимая чада святого отца обители и вси людие .., вземъше тело честное святого» (Рум., л. 418 об.); в Службе: «уведевъше благочестивии князи и священноиноцы и вси людие, вземъше честное тело твое» (Рум., л. 140).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—648— на стр. 421. Григоревский в этом случае приводит латинский текст, который о. Малиновский переводит на русский язык, но вместо «sit» пишет «fit». Верх 410 стр. взят у Григоревского (Христ. Чт., 1906, сент.. стр. 422), а в примечании слова А. С. Хомякова, собранные все у того же Григоревского на стр. 419, 421–422: тот же объем выдержек, те же пропуски; цитата же, скомбинированная из двух (стр. 419 прим. 3 + 422 прим. 1), приводится как бы от себя. Вторая большая часть стр. 410 со словами блаж. Августина и Григория Нисского взята из книги архиеп. Сергия (стр. 63. 64), хотя святоотеческие цитаты просмотрены уже после того, как были списаны. Начало стр. 411 буквально взято из статьи еп. Сильвестра – Ответ православного на схему старо-католиков о добрых делах, Труды Киевской Духовной Академии. 1875, т. 1., стр. 10, хотя цитата почтена излишней роскошью. Слова преп. Макария Египетского внизу этой же стр. заимствованы с 65 стр. книги архиеп. Сергия. Все святоотеческие слова, заполняющие целую 412 стр., взяты у Сергия (стр. 65–66), только выдержка из св. Григория Богослова несколько удлинена по справке с творениями. Далее целых шесть страниц (413–418) со всеми рассуждениями, святоотеческими изречениями и цитатами, за исключением всего какой-нибудь полстраницы, списано у Сергия буквально и без обозначения. Срвн. 413 стр. Малиновского и 68. 67 Сергия. 414 стр. 67. 58–59 стр. Сергия. 415 стр. 59. 73. 74. 73. 74 стр. Сергия. 416 стр. 74. 83. 84 стр. Сергия. 417 стр. 84. 86–87. 79–80 стр. Сергия. 418 стр. 80–81 стр. Сергия. Замечание о св. Тихоне Задонском в прим. на 418 стр. тоже взято у Сергия (стр. 82–83). На всех этих стр. 413–418 о. Малиновский от себя добавляет лишь на стр. 416 опечатку, превращая Исаию в Псалом, а в последней строчке этой же страницы совсем не к делу вставляет: «да ямы и пиемы». На стр. 419–420 о. Малиновский кратко рассуждает о сверхдолжных делах, о заповедях и советах. Буквальных заимствований здесь, кажется, нет, но совсем непо- —649— нятно, зачем автору понадобилось обо всем этом говорить. Ведь о том же самом он говорил в середине этого же параграфа, на стр. 406–407, говорил словами Григоревского и Теодоровича. Получается впечатление, будто о. Малиновский, скомпилировав § 111 своей догматики, не потрудился даже его сколько-нибудь внимательно перечитать, почему у него в середине и в конце одного и того же параграфа говорится об одном и том же, при том в конце пишется с таким тоном, будто об этом речь заходит впервые, – никакой ссылки на ранее написанное нет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Верх 410 стр. взят у Григоревского (Христ.Чт., 1906, сент., стр. 422), а в примечании слова А.С.Хомякова, собранные все у того же Григоревского на стр. 419. 421–422: тот же объем выдержек. те же пропуски; цитата же, скомбинированная из двух (стр. 419 прим. 3†422 прим.1), приводится как бы от себя. Вторая большая часть стр. 410 со словами блаж. Августина и Григория Нисского взята из книги архиеп. Сергия (стр. 63.64), хотя святоотеческие цитаты просмотрены уже после того, как были списаны. Начало стр. 411 буквально взято из статьи еп. Сильвестра-Ответ православного на схему старо – католиков о добрых делах, Труды Киевской Духовной Академии 1875, т.1., стр. 10, хотя цитата почтена излишней роскошью. Слова преп. Макария Египетского внизу этой же стр. заимствованы с 65 стр. книги архиеп. Сергия. Все святоотеческие слова, заполняющие целую 412 стр., взяты у Сергия (стр. 65–66), только выдержка из св. Григория Богослова несколько удлинена по справке с творениями. Далее целых шесть страниц (413–418) со всеми рассуждениями, святоотеческими изречениями и цитатами, за исключением всего какой-нибудь полстраницы, списано у Сергия буквально и без обозначения. Срвн. 413 стр. Малиновского и 68. 67 Сергия. 414 „ „ „ 67. 58–59 стр. Сергия. 415„ „ „ 59.73.74.73.74 стр. Сергия. 416 „ „ „ 74. 83. 84 стр. Сергия. 417 „ „ „ 84.86–87.79–80 стр. Сергия.. 418 „ „ 80–81 стр. Сергия. Замечание о св. Тихоне Задонском в прим. на 418 стр. тоже взято у Сергия (стр. 82–83). На всех этих стр. 413–418 о. Малиновский от себя добавляет лишь на стр. 416 опечатку, превращая Исаию в Псалом, а в последней строчке этой же страницы совсем не к делу вставляет: «да ямы и темы». На стр. 419–420 о. Малиновский кратко рассуждает о сверхдолжных делах, о заповедях и советах. Буквальных заимствований здесь, кажется, нет, но совсем непонятно, зачем автору понадобилось обо всем этом говорить. Ведь о том же самом он говорил в средине этого же параграфа, на стр. 406–407, говорил словами Григоревского и Теодоровича. Получается впечатление, будто о. Малиновский, скомпилировав § 111 своей догматики, не потрудился даже его сколько нибудь внимательно перечитать, почему у него в середине и в конце одного и того же параграфа говорится об одном и том же, при том в конце пишется с таким тоном, будто об этом речь заходит впервые,никакой ссылки на ранее написанное нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Находки из вестготского погребения в г. Вик (Аквитания, Франция). VII в. (?) Находки из вестготского погребения в г. Вик (Аквитания, Франция). VII в. (?) В 416 г. Валлия заключил мирное соглашение с империей, по к-рому Г. вновь стали федератами, воюя в Испании против вандалов и аланов. В 418 г. по приказу рим. императора они ушли из Испании, получив как федераты для поселения пров. Аквитания Вторая (в юго-зап. Галлии) и ряд территорий в сопредельных провинциях. Толоза стала столицей Вестготского королевства, одного из первых полунезависимых королевств германцев на территории Зап. Римской империи ( Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 418; Salvianus. De gubernatione Dei. VII 2. 8–12). Г. расселились среди галло-римлян, получив часть земли (2/3 пахотных земель и 1/2 лесов и лугов), часть рабов и колонов, домов и хозяйственных построек, долю скота и инвентаря. Наделы выделялись за счет гос. домена и крупных земельных собственников. Вестготское королевство рассматривалось как составная часть империи, ее федератское образование, призванное поддерживать существующее социальное устройство и порядок в юго-зап. Галлии, защищать ее от варварских нашествий. В 422 г. преемник Валлии конунг Теодорих (Теодерид) I (418–451) отправил в Испанию отряд тулузских Г.-федератов, к-рые в составе рим. войск выступили против вандалов ( Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 422). В 446 г. гот. федераты приняли участие в походе против испан. свевов (Ibid. An. 446). В 451 г. на стороне рим. полководца Аэция вестготы сражались с гуннами на Каталаунских полях ( Sidon. Apol. Carmina. VII 316; Iord. Get. 190, 192; Fredegarius. Chron. II 53). В этой битве погиб Теодорих I, его сын и преемник Торисмунд (451–453) едва не попал в плен ( Iord. Get. 209, 211). В правление конунга Торисмунда проявились антирим. настроения вестготов. Они вели войну с союзниками Рима — аланами, безуспешно пытаясь взять главный город Галлии Арелат (совр. Арль). 3-й тулузский конунг Теодорих II (453–466) проводил прорим. политику, он активизировал отношения с империей, послав в 454 г. войска федератов в Испанию для подавления восстания багаудов, и выступил против испан. свевов ( Hydatius. Continuatio chronicorum. An. 457, 460). Политический вес и авторитет Вестготского королевства возрастали с его территориальным ростом. При всяком удобном случае Г. стремились расширить свои владения. Правление Теодориха II завершило начальный этап экспансии тулузских вестготов. К территории, выделенной им по договору 418 г., они присоединили Нарбонскую и Новемпопуланскую провинции Галлии. Вестготское королевство эпохи Эвриха

http://pravenc.ru/text/531505.html

Дополнительным фактором, осложнявшим в это время адм. борьбу с пелагианством, стал спор 2 претендентов на Римскую кафедру, начавшийся после кончины еп. Зосимы в дек. 418 г. (подробнее о событиях этого периода см.: Wermelinger. 1975. S. 134-244; см. также статью Пелагианство ). Хотя М. М. не играл заметной роли в церковной политике, он выступал против пелагиан как богослов и полемист. Об идейной борьбе, к-рую М. М. вел с пелагианами в Риме в 418-419 гг., свидетельствует блж. Иероним в письме некоему Донату, также противнику пелагианской ереси ( Hieron. Ep. 154). Поскольку в письме упоминается окончательное признание законным еп. Римским Бонифация I (418-422), состоявшееся в апр. 419 г., оно может быть надежно датировано промежутком между этим событием и кончиной блж. Иеронима в сент. 419 г. (см.: Donatus 5//Prosopographie chrétienne du Bas-Empire: 2. Prosopographie de l " Italie chrétienne (313-604). P.; R., 1999. Vol. 1. P. 597). Высказываясь в поддержку жесткой и непримиримой борьбы с рим. пелагианами, в т. ч. с тайными, притворно принесшими покаяние, блж. Иероним обращается к адресату с поручением приветствовать от него М. М., к-рого он называет своим «святым сыном» (sanctum filium meum - Hieron. Ep. 154. 3); он также просит Доната подвигнуть М. М. к тому, чтобы тот «проявил ревность о вере и изобличил всех тех, кто запятнаны неким подозрением в принадлежности к пелагианской ереси» (Ibidem). К кон. 419 г. под давлением светской власти ведущие сторонники пелагианства покинули Италию или отреклись от пелагианских мнений. Хотя пелагиане впосл. пытались добиться пересмотра осуждавших их постановлений Римских епископов, значительного влияния в Италии они не имели. Сведений о к.-л. последующей церковной или полемической деятельности М. М. в Италии нет; это позволяет предполагать, что в нач. 20-х гг. V в. он покинул Рим. Не позднее 429 г. М. М. прибыл в «пределы Востока» (pars Orientis), т. е. в Вост. Римскую империю. Где именно жил и трудился М. М. на Востоке, неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2562028.html

б) К этому античному понятию континуума надо относиться со всей серьезностью и отнюдь не игнорировать его, подобно большинству новых и новейших исследователей. Обычно думают так, что для античности больше всего характерна скульптура, то есть ясное и яркое изображение телесной единораздельной цельности. Становление же, в полном смысле этого слова, находят только в Новое время в связи с учением о бесконечно малых. Такое воззрение безусловно ошибочно. Ведь если действительно в основе античной культуры лежит телесная интуиция, то эти тела тоже находятся в становлении, так что и сами они вполне дробимы до бесконечности и всякое их внутреннее становление тоже дробимо на бесконечно малые моменты. Кроме того, раз все движется и все течет, значит, и каждая отдельная вещь, хотя она и берется целиком, все равно тоже движется и тоже течет. Тут совершенно нет ничего непонятного, и нет никакой необходимости связывать непрерывное становление только с учением Ньютона и Лейбница о бесконечно малых. Конечно – и это разумеется само собою, – интуиция тела в античности прежде всего фиксирует само это тело как единораздельную цельность. Это – в первую очередь. Но та же самая чувственно–материальная интуиция безусловно требовала также признания и подвижности вещей и их текучести. Эта текучесть вещей в последующих периодах античности будет развиваться и усложняться; и в период ранней классики, как это ясно из нашей общей характеристики всей досократики, она будет связана по преимуществу с элементным становлением действительности. Но это нисколько не мешает ее наличию, поскольку и все прерывное только и может мыслиться на фоне непрерывности. Нечего и говорить, что в понимании такого всеобщего континуума Гераклит превзошел решительно всех мыслителей ранней классики. Но, например, такой мыслитель, как Эмпедокл, не отменил, а углубил эту концепцию непрерывности и только связал ее с учением о вечном возвращении (397 – 404). Диоген Аполлонийский (418422) довел это представление о всеобщей текучести даже до понятийного понимания, поскольку его непрерывно протекающий воздух все создает своим мышлением. Наконец, представление о совокупном единстве прерывности и непрерывности торжествует в античном атомизме, а именно в учении о раздельных атомах и безраздельной, неразличимой пустоте (422 – 425).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010