МИХМ. Инв. М-2325. Л. 68, 74 об., 78 об.; Сухова. 2006. Прил. С. 239, 241, 243). Вариант иконографии К. с сыновьями на покрове 1661 г. отчасти близок к минейному типу. Муромские князья были изображены на минейной иконе на май, входившей в состав лицевых святцев XVII в., приписывавшихся мастеру П. И. Чирину (принадлежала ЦАМ КДА; см.: Христофор (Смирнов), иером. Описание коллекции древних русских икон, приобретенных церк.-археол. об-вом для ЦАМ КДА в 1875 г. К., 1883. Вып. 1. 104. С. 120-157; Лихачев Н. П. Материалы для истории рус. иконописания: Атлас. СПб., 1906. Ч. 1. 369). Три Муромских чудотворца показаны прямолично, они одинакового роста, с кудрявыми волосами, в княжеских шапках, каждый в правой руке держит крест, а в левой - меч. К.- с длинной волнистой бородой, одет в княжескую шубу; княжичи изображены с округлыми юными ликами, на плечи накинуты плащи. В том же типе К. и его чада представлены в ряду рус. князей на нижнем поле иконы «Блгв. князья Василий и Константин Ярославские, с 30 клеймами жития и избранными св. князьями» 40-х гг. XVII в. с дописями кон. XVII - нач. XVIII в. из Успенского собора в Ярославле (ЯИАМЗ; см.: Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М., 19832. С. 30; Сухова. 2006. С. 36. Ил. 17; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009. Т. 2. С. 42-59. Кат. 118). Благословляющий К. вдвое выше своих сыновей, стоящих впереди и прислонившихся к отцу, левая рука каждого лежит на рукояти меча (у княжичей изображения мечей утрачены). В данном случае на иконографию Муромских чудотворцев повлияла традиция изображения блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских («дети же его (блгв. кн. Феодора.- О. С.) возрастом под пазуху ему стоят» - Описание о российских святых. С. 109). При той же иконографической схеме образ К. на левом столбе ц. Рождества Христова в Ярославле отличается редкими особенностями иконографии (росписи выполнены в 1682-1683 по заказу торговых людей Гурьевых, вероятно, под рук. Дмитрия Семенова Сибиряка; по мнению В. Г. Брюсовой, часть фресок переписана в 1700 при участии или под влиянием Федора Фёдорова - Брюсова В. Г. Русская живопись 17 в. М., 1984. С. 131-132; см. также: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 616-617, 718-719). К. величественный, с молодым красивым лицом и со светлыми кудрявыми волосами, по-отечески обнимает сыновей; осеняющее движение его рук не встречается на др. изображениях Муромских чудотворцев.

http://pravenc.ru/text/2057094.html

Мы 616 иноков, насильно вывезенные арх. Никоном из наших обителей по проискам двух смещенных нами игуменов, и по интригам арх. Антония, мы имеем полное основание считать себя неизменно иноками наших обителей – Пантелеимоновской и Андреевской, и полноправными членами этих общежитий, и собственниками общего монастырского достояния наравне с не изгнанными братиями. Вольными нашими потами и трудами наших отцов, безо всякого участия или помощи правительства, создались в короткое сравнительно время эти две афонские обители, и поэтому мы считаем себя в полном праве требовать, чтобы нам, или возвратили отнятые от нас обители, или предоставили несколько подворий, или, наконец, дали бы вместо отнятых обителей другую в России, и выделили нам пропорциональную часть монастырского капитала, лежащего в Государственном банке в России, чтобы на эти средства мы могли обосновать новое общежитие. Справедливость наших прав на монастырское имущество особенно рельефна, если вспомнить, что например, Андреевское подворье в Петрограде всецело построено изгнанным ныне ктитором (то есть попечителем) Андреевского скита архимандритом Давидом. Его трудами собран был необходимый для постройки миллионный капитал, и сверх того через его руки Андреевский скит получил жертву в 1.200.000 рублей, от известного миллионера Иннокентия Сибирякова, который разновременно передал о. Давиду 2.400.000 рублей, предоставив ему раздавать эти деньги по его усмотрению. О. Давид раздал половину на благотворительные дела, и бедные монастыри в России, а другую половину отдал в скит, за что и удостоен весьма почетного звания «ктитора», единственного ныне в Андреевском скиту, и вот ныне этот единственный Андреевский ктитор строитель его подворья – бессребреник о. Давид, будучи изгнан на кончине своих лет из устроенной им обители, был принужден нищенствовать, если бы его не приютили в Покровском монастыре, не имея права ступить даже на порог того подворья, которое он сам построил и той обители, на благо которой положил столько сил, и в которой, прожив 40 лет, потерял все свое здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Но это только уменьшительное имя Пр. Феодора, составленное от имени отца его Даниила, по обычаю и до сих пор известному в Малороссы, где так часто встречаются разные Григоренки, Петренки и ороч. 348 Даниловича: Skarbie dipl. Matow. Wilno 1862 г. т. II, стр. 55 1229. Сравн. Коцебу: Switrig. Стр. 40–41 Зубрицкого: «Критико-историч. повесть о червонной Руси», Москва 1845 г., стр. 232 361 Ex omnibus prineipibne Litvaniae et Russjae vir magnae audaciae et magnae in armia aestimationis. Dlugoez, стр. 616. 365 Читая Копостырин, мы держимся ближе текста Зубрицкого (очерки Руси, стр. 301), у Нарбута: Коперштиль, стр. 122. 374 Стебельск. Dodatek do Chronologii, т. III, стр. 71; также сборник памятников русской народности и православия на Волыни, вып. 1-й, Житомир 1868 г., стр. 2. 377 Свидригайло уступил Бучацкого магистру ордена меченосцев, который впоследствии обменял его на командора Крестоносцев. Нарбут, т. VII, стр. 146. 388 По Зубрицкому это должен быть Соколов между Острогом и Острожком на Волыни, стр. 319. Кромер называет его: Socolicia там же, примеч. 193. 395 Максимовича письмо о князьях Острожских, стр. 12. По визитацинной книге храм Пречистой основан кн. Феодором 1442 года будто бы для доминиканцев митр. Исидора. (Русск. святцы Филарета, августа 28 дня). Сколько впрочем последнее мнение неосновательно, настолько первое заслуживат вероятия, потому что оно как раз назначает время основания этого храма к концу политической деятельности пр. Феодора, когда ему всего естественнее приходилось думать о Боге. 396 См. собрание подлинных малороссийских сказаний, находящихся в рукописной книге (Киево-печ. Лавры): «краткия жизнеописания пр. отец дальних пещер, с присовокуплением тропарей и кондаков сим святым». Игум. Модеста; краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев дальних пещер Киево-Печерской Лавры. Киев 1862 г., стр. 61. 404 На это в особенности указывает, надпись в средине головного венца, которая повторяется два раза, – одна новейшая, а другая старинная, вышедшая от времени из под краски, когда-то ее закрывающей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Новый Завет Господа Нашего Иисуса Христа. На славянском и русском языках. ТСЛ. Изд.: «Рарог». 1998. Библия. 4-е. изд. Брюссель, изд.: «Жизнь с Богом». 1989. ASTERIUS Homiliae – ASTERIUS Amasenus. Homiliae 1–14. CPG 3260. TLG 2060/001. PG 40, 164–389. Anastasius Quaestiones et responsiones – Anastasius Sinaita. Quaestiones et responsiones. PG 89, 312–824. CPG 7746. Варсонуфий и Иоанн. CPG 7350; PG 86/1, 892–901. [ ответы относительно учения Оригена , Евагрия и Дидима]; – перевод с греческого иером. Пахомия (1815); опубл.: Учение о мнениях Оригена , Дидима и Евагрия.//ХЧ 1827. 25. 257–270. Варсонуфий и Иоанн 1995 – перевод с греческого: Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни. Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Изд. «Правило веры» 1995 г. Cassiodorus Liber de Institutione – Cassiodorus. Liber de Institutione divinarum litterarum. CPL 906. PL 70, 1105–1150. Cosmas Topographia – Cosmas Indicoplevstes. Topographia Christiana. PG 88, 52–470. CPG 7468. TLG 4061/002. EUSEBIUS – EUSEBIUS Caesariensis. Historia ecclesiastica. PG 20, 45–906. CPG 3495. TLG 2018/002 Historia ecclesiastica, ed. G. Bardy, Eusèbe de Césarée. Histoire ecclésiastique, 3 vols. [Sources chrétiennes 31, 41, 55. Paris: Cerf, 1:1952; 2:1955; 3:1958 (repr. 3:1967)]: 1:3–215; 2:4–231; 3:3–120. 1–4: vol. 1. 5–7: vol. 2. Φλιππος – Φλιππος Σιδτης. PG 39, 229. Barocc gr. 142 (14 c.) f 216. Dodwell. Dissertations in Irenaeum (Oxford. Ex Theatro Sheldoniano. 1689.) Gennadius Libri eccl. Dogmatum – Gennadius Presbyter Massiliensis. Libri ecclesiasticorum dogmatum. CPG 958a. PL 58, 979–1054. GREGORIUS Significatio – GREGORIUS NAZIANZENUS Theol. Significatio in Ezechielem [Sp.]. CPG 3060. TLG 2022/053. PG 36, 665–669. Иероним De viris illustribus – Hieronymus Stridonenesis. De viris illustribus. CPL 616. PL 24, 603–720 (631–760). Пер.: Творения Блаженного Иеронима Стридонского . Ч.3. изд. 2-е. Киев. Типография И. Горбунова. 1903. Hieronymus Prologus – Prologus in libro Didymi de Spiritu sancto. CPL 615b.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Пахомия. С другой стороны, в уставе св. Пахомия не встречается одного наказания, которое предписывается уставом Василия Великого , а именно не давать благословения согрешившему до тех пор, пока он не раскается 616 . Устанавливая общий взгляд на устав Василия Великого , мы должны сказать, что этот устав есть как бы развитие и переработка устава св. Пахомия. В главных и существенных чертах оба эти устава сходны между собою, но в частностях между ними замечается, как мы сказали выше, немалое различие. Одни из предписаний Пахомия Василий Великий отменил, другие переиначил, а некоторые дополнил или сократил. Кроме того, нельзя не заметить в правилах Василия Великого некоторой мягкости и кротости – свойств, которые обыкновенно проявляются в отношениях отца к своим детям. Но в то же время Василий Великий не оставляет без внимания ни одного проступка со стороны иноков и не обходится без того, чтобы не сделать наставления, как нужно исправлять согрешивших и какие налагать на них наказания. Этим и объясняется то, что еще при жизни Василия Великого его устав распространился далеко за пределы Малой Азии, а с течением времени вошел во всеобщее употребление на Востоке. Сноски к статье 7 499 См.: Руфин Аквилейский . Церковная история II, 9. Это свидетельство и дальнейшие заимствованы нами отчасти из: Прибавления к Творениям святых отцов. М., 1852. Кн. 3. С. 18, примечание под буквой «в»; отчасти у архим. Агапита (Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской, и его пастырская деятельность. СПб., 1871. С. 128). 511 См.: Regula Pachomii. 69, 74, 84, 95, 123, 127, 157 и др. Также в издании Болландистов (Bolland. 22–24, 30, 40, 41, 43). 524 В какую внешнюю форму облекались эти обеты, не видно ни из устава Василия Великого , ни из устава св. Пахомия. В правилах Василия Великого делаются по этому поводу только одни неясные намеки. Так, в 15-м ответе «Правил, пространно изложенных» на вопрос о том, как принимать обеты от детей, воспитанных в братствах и достигших совершеннолетия, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Понедельник 29 августа/11 сентября 1944. Выяснил в Париже, что осталось налицо два комитета: на [ул.] Saint-Didier, к которому довольно неожиданно примкнул Д.М. Одинец (он много хлопочет и кое-чего добивается), и маклакловский, который пока только регистрирует за 50 франков. Прибыл новый полпред Богомолов, но Саблина нет. По некоторым сведениям, всем русским будет предложено подданство, но впущены в Россию будут только не достигшие 40 лет. Вторник 30 августа/12 сентября 1944. Св. Александра Невского. Служба на Дарю была исключительно торжественна. Вчера и сегодня – полная церковь . Кроме двух владык служило 12 священников и 4 диакона. Штат был так полон, что снялись группой. Я очень доволен всеми моими помощниками, из которых каждый старается по-своему, и в жизни, и в храме. Арестовали [в Биаррице] о. Александра Ребиндера (он был переводчиком у немцев), но, кажется, уже выпустили. В Серафимовской церкви был обыск, но не такой возмутительный, как на Подворье. Завтракал у Yvonne 616 с Евграфом. Обсудили в деталях проект основания православного института для французов (по вечерам, с курсами и эпизодическими лекциями). Меня просят стать генеральным секретарем всего дела, которое и серьезно, и полезно. К Владыке приезжали из Префектуры с просьбой сообщить, кто почтенен и кто не почтенен среди русских. Митрополит осторожно уклонился. Суббота 3/16 сентября 1944. Комитет, в котором работает Д.М. Одинец, продолжает защиту русских, которых арестовали. Сам Д.М. сговорился с французскими властями и освобождает многих на поруки и помогает разбору их дел. Пил чай с Евграфом. У него был секретарь с [советского посольства на ул.] Гренель и расспрашивал о церковных делах. У полпредства три задания: не делать никакого различия между русскими и со всеми входить в общение, особенно внимательно относиться к церковным организациям, так как благодаря Церкви, как выразился секретарь, выиграна война. Партия была теплохладна, а церковные организации, самые бедные в стране, содержали на свой счёт помощь раненым и больным беженцам и дали очень много на снаряжение. Представитель Москвы собирается бьггь у митрополита Евлогия и других церковных деятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведенные сведения о почитании Святого позволяют характеризовать Свирского пустынника как подвижника, известного своей высокой духовной жизнью. Об этом же говорит и сохранившаяся его молитва: «Моление преподобнаго Александра игумена ко Господу Богу и Пречистей Его Матери. Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй мя и прости мя. Без числа согреших, Господи, помилуй мя и прости мя. Господи Боже, Спасе Милостивый, дай же ми, Господи, христианский конец с Пречистым Телом и с Честною Кровию и со слезами и с покаянием. Избави, Господи, муки вечныя и огня неугасимаго и червей неусыпающих и смолы кипящия. Господи, Ты создал, Господи, Ты помилуй, Господи, Твое создание. Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, Всемилостивая Царице Небесная, помолися Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Сыну Своему за мене грешнаго и недостойнаго раба Твоего имярек, дай же ми, Госпоже, христианский конец с Пречистым Телом Христовым и с Честною Кровию и со слезами и с покаянием. Избави мя, Господи, муки вечныя и огня неугасимаго и червия неусыпающаго и смолы кипящия. О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, Ты Заступница, Ты Защитница еси от всякаго зла и супостата, не забуди, Госпоже Пречистая, нищаго Своего раба до конца» 33 . В одном рукописном сборнике среди аскетических назиданий читаем: «Воспомяни, душе моя, Александра Свирскаго , яко же сам рече Андрею Завалишину, имам, чадо, в пустыни сей седмь лет живый, и никого же от человек видех и в та лета не вкусих никогда же хлеба, но былие же от земля самовозрастшее смесих с перстию и когда же едину персть ядох токмо неколико время, еще же и бос хождаше. Ты же, окаянная душе моя, сладких брашен всегда ищеши и покою телесному радуешися и внимай себе како преподобнии отцы во иночестве пожиша, Богу угодиша не покоем, не сном, и не леностию, не сладкими брашнами, но трудом многим и воздержанием и всенощным стоянием, постом и молитвами» 34 . Преподобный Александр Свирский почитается целителем бесноватых (40, с. 616).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Ройс Джосайя – см. примеч. 13 к статье Б. В. Яковенко в наст. изд. 615 См. его отзыв о кандидатском сочинении о. Серапиона (по «Журн. Сов. Моск. Дух. акад.» за 1896 г., с. 173176, в данном случае важна с. 173). 616 Ренувье Шарль (18151903) – французский философ-неокантианец, глава неокритицизма. См. о нем: Введенский А. Очерк современной франкской философии. Харьков, 1894; Лапшин И. И. Неокритицизм Ш. Ренувье. Новые идеи в философии. СПб., 1914. Сб. 13. 622 Ср «достоверность удостоверяет» о. Ф. (с. 15) и слышанное нами по преданию Серапионово «воля может оволеваться, но не может охочиваться». 630 Совершенно ими опущены, впрочем, имябожнические тенденции о. Ф. (см. особ, примеч. к с. 106 и др.), наиболее рельефно выступающие при сопоставлении с нижеследующей выдержкой, заимствованной со с. 566 «Столпа»: «Не потому представляется София с голубым окружением, что небо есть голубое, а потому небо является голубым, что у Софии – голубое окружение», и далее. 634 Ильин Владимир Николаевич (18811974) – русский религиозный философ, богослов, критик и публицист. Постоянный автор «Пути» (в частности: Профанация трагедии. Утопия перед лицом любви и смерти. – 1933. 40. С. 5465; Великая Суббота. О тайне смерти и бессмертия. 1938. 57. С. 4857). Из последних перепечаток: Аполлон и Дионис в творчестве Пушкина. Пушкин в русской религиозной критике. М., 1990. С. 309316; Преподобный Серафим Саровский (фрагм. из кн.). Родина. 1990. 8. С. 6164; Русский ренессанс, или «Вина, увиденная из темницы». Декоративное искусство в СССР. 1990. 3. С. 4042. 636 ...коллективно-литургический прагматизм Н. Ф. Федорова. – В. Н. Ильин нашел весьма точную формулу для определения эстетического смысла «философии общего дела», в свете которого проект Н. Ф. Федорова может хоть как-то быть примиренным с православной церковностью. На эту сторону учения русского мыслителя обращал внимание и Флоренский в «Столпе...». 637 Тернавцев Валентин Александрович (18661940) – русский религиозный публицист и общественный деятель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

С. 1714-1720; Пономарёв А. И. Памяти высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского//ЦВ. 1899. 40. Стб. 1401-1405; Столетний юбилей со дня рождения Новгородского митр. Исидора (Никольского)//СПбДВ. 1899. 34; Рункевич. 1901. Т. 2. Ч. 1. С. 647, 672; он же. Св.-Троицкая Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 2001. Т. 2. С. 909-915; Родосский А. С. К истории редакции жур. «Христианское чтение»//ХЧ. 1896. 9/10. С. 343-361; он же. Словарь студентов СПбДА. С. 13, 173-176; Знаменский П. В. Богословская полемика 1860-х гг. об отношении Православия к совр. жизни//ПС. 1902. 4. С. 554-561; 5. С. 640-654; 6. С. 780-792; 9. С. 325-352; 10. С. 479-499; 11. С. 639-657; Морошкин М. Я., свящ. Мат-лы для истории Правосл. Церкви в царствование имп. Николая I. СПб., 1902. Кн. 1. С. 170-175, 334. (СбРИО; Т. 113. Кн. 1); Папков А. А. Церковно-обществ. вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902. С. 90-91; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1902. Т. 4. С. 489, 716; 1904. Т. 5. С. 33-34, 37-39, 942; Слепцова А. А. Венок на могилу высокопреосв. митр. Исидора: Митр. Исидор в его отношениях к основанному им Исидоровскому епарх. жен. училищу. СПб., 1906; Бартенев П. И. Восп. о митр. Исидоре (Никольском)//РА. 1911. Кн. 2. 7. С. 341-342; Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Од., 1913. Т. 1. С. 106, 231; У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 516, 580, 591, 616, 751; Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 70-71, 79, 85-87; Бертенсон В. Б. За 30 лет: (Листки из восп.). СПб., 1914; Измайлов А. Под фиолетовой мантией: Из жизни митр. Исидора//ИВ. 1915. Апр. С. 103-120; Евсеев И. Е. Столетняя годовщина рус. перевода Библии. Пг., 1916; Катанский А. Л. Восп. старого профессора: (С 1847 по 1913 г.). Пг., 1914. Вып. 1. С. 212; 1918. Вып. 2. С. 23-25, 116-118; Петухов Н., свящ. Высокопреосв. митр. Исидор//ЖМП. 1952. 6. С. 34-40; Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митр.

http://pravenc.ru/text/674896.html

С-Петербург, 1883. (Репринт: Тугаев, 1999). 37 Каждая лексема встречается в переводе не один раз, поэтому плотность славянизмов в исследуемом тексте достаточно большая. 38 Толковый словарь русского языка в 4 т./Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935–1940. 39 Несмотря на то, что словарь был издан полностью в 1940 году, работа над ним велась начиная с 1928 года, и, по утверждению авторов, основной объем словаря – «слова нашей классической литературы от Пушкина до Горького и общепринятого научного, делового и книжного языка, сложившегося в течение XIX века» [СУ, Т. I, с. 3 первой пагинации]. 40 Интересно, что в СП слово чадо употребляется только в обращении Христа к исцеленному человеку: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 ). Во множественном числе всегда употребляется слово дети. 42 «Устаревшие слова, не сохранившиеся в активном и пассивном запасе и не понятные без словаря» (Большой энциклопедический словарь Языкознание/Под ред. В.Н. Ярцевой. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998. С. 540) 44 Цит. по: Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.) – М.: «Гнозис», 1994. С. 146. 50 Показательны в этом отношении письма к сестрам Тютчевым, которые, по утверждению публикатора данных источников, являются фрагментом «долгого и доверительного диалога» («Пишу я только для вас» (письма К.П. Победоносцева к сестрам Тютчевым). Публикация, вступительная статья и комментарии О. Майоровой.//Новый мир, 1994 С. 198–223. С. 199). 53 Реморов И., иерей. Неудавшийся пересмотр синодального перевода в 1890-е гг.: урок Н.Н. Глубоковского и К.П. Победоносцева //Современная библеистика и Предание Церкви: Материалы VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2016. – 616 с. С. 550 – 562. 55 Долгушин Д.В., священник. Новый Завет в переводе В. А. Жуковского: история создания и публикации//Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Перевод В.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010