Все это указывает на осознанное стремление сохранить традицию созыва больших соборов в восточных провинциях Империи с привлечением к этим соборам епископов соседних регионов. В то же время, как показал опыт Сердикского собора, епископат Балкано-Дунайского региона ассоциировал себя в большей мере с Западом, чем с Востоком. Определенную связь с Западом осознавали и Урсакий и Валент. Так, в 347(8) г. они участвовали в западном Медиоланском соборе, а затем через покаяние достигли примирения и вступили в общение с папой Юлием. 614 Следует также отметить, что в практике участия или неучастия епископата Иллирика в восточных соборах можно усмотреть своеобразную закономерность: епископы региона присутствовали на восточных соборах тогда, когда власть в Империи находилась в руках одного императора. Если же имело место политическое разделение, то подобного рода взаимодействие между епископатом Иллирика и Востока прекращалось. Таким образом, можно прийти к выводу, что, хотя оппозиция «Восток – Запад» имела в восточной традиции доникейские корни, жесткие границы между двумя частями христианского мира отсутствовали. Разграничение носило временный, политически обусловленный характер, и эти условные границы зачастую нарушались. Таким образом, арианская смута вряд ли может быть интерпретирована как конфликт двух самостоятельных частей христианского мира и тем более как конфликт автономных Восточной и Западной Церквей. Речь шла скорее об использовании противниками свт. Афанасия укоренившихся, но очень неопределенных представлений о делении христианского мира на две части, имевших соответствие в политической ситуации в Империи в 40-е гг. IV в. для обоснования легитимности своих решений и отвержения права папы Юлия, а затем и отцов Сердикского собора на их пересмотр. 1.2.3. Арианская смута в Балкано-Дунайском регионе и оппозиция «никейская ортодоксия – арианская ересь» Что касается оппозиции «ортодоксия – ересь», то она основывается на противопоставлении Кафолической Церкви некой организованной и сплоченной еретической группе, возглавляемой сначала Евсевием Никомидийским, а затем, после его смерти, целым сонмом епископов из его окружения, которые покровительствуют ереси Ария, 615 плетут втайне интриги против защитников никейской веры, 616 и распространяют о них клевету.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Глава 13:1 . Глав седмь и рогов десять. По изъяснении самого Иоанна (17:9–10), этот зверь есть Рим, расположенный на 7 холмах, и его VII императоров (конечно-первых): Аугуст, Тиверий, Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Вителлий. Стих 3 . Язва смерти его исцеле. Под этою смертельною раной может разуметься опасность потери власти, какая угрожала одному из императоров, именно Нерону, по свидетельству Светония (Nero, 40). Стих 11 . Имеяше рога два подобна агнчим. Другой зверь был подобен отчасти агнцу; но под ним скрывался дракон. В нём находят языческую религию, которая в некоторых отношениях была сходна с христианством, но скрывала под собой поклонение бесам. Язычество допускало обоготворение императоров и требовало поклонения их статуям. Андрей Кесарийский и другие под первым зверем видят антихриста, а под вторым его пророка или ближайшего слугу. [Но можно находить здесь указание и на исторических лиц, насколько они служили деятелями в борьбе с христианством и, стало быть, насколько прообразовали последнюю великую борьбу Иисуса Христа с диаволом и антихристом]. Стих 16 . Начертание на десней руце их или на челах их. Римские солдаты, по свидетельству некоторых писателей, носили на руках выжженное имя или число своего легиона; а рабы на лбах – имя своего господина. Подобно этому и указанный здесь зверь положит своё имя на челах и на руках своих рабов. Стих 18 . Число его (зверя) 666 или, по другому счёту (рукопись Ефремовская), 616. Одно из замечательнейших мест Нового Завета, привлекавшее к себе внимание богословов со времён Иринея. По обычаю еврейских каббалистов, буквы имён принимались за цифры и в сложности представляли одно число, которое и называлось числом имени. Искусство составления таких чисел и открытия по ним разных тайн называлось гематрия, то есть геометрический или математический (нумерологический) способ толкования, который прилагается ко многим местам и словам Священного Писания . Апостол Иоанн был знаком с этим способом и под ним скрыл имя сильнейшего врага Церкви – антихриста. Были перебраны все имена мнимых и действительных противников Христианства, составлены новые из отвлечённых понятий, употреблены и еврейский, и Греческий, и Римский образы счислений, и всё ещё остаётся обширное поле догадок. По одному из древнейших толкований, указанному Иринеем, это имя есть ΛΑΤΕΙΝΟΣ, где сумма цифр по Греческому, или, что-то же, по Славянскому счёту даёт 666. Но не желая оскорблять имени римлян , Ириней сам же предлагает другое имя TEITAN.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

губ. вед.», 1857 г., 40 (Летоп. гор. Устюга, 1422 г., об основании), 41 (1493 г., истечение миро), 44 (1678 г. пожар), 45 (1689 г., залож. кам. ц. Преображ.; 1696 г., освящение церкви), 47 (1726 г., освящ. придела Казан. Бож. М. при Сре- тен. церкви), 49 (1764 г., об упразднении мон.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 779, 50; “Вологод. сборн.», 1887 г., V, 145 (Опись 1630 г.; игум. Марфа); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 48; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., 616 (доношение еписк. Лаврентия о построении в м-ре новой церкви во имя Сретения Господня). 1096. Преображенский – Спасский – Лебедянский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Лебедяни, Тамбовской губ. О нем известно, что еще в XVII ст. в м-ре находились 2 церкви Преображения и великомуч. Варвары, построенные иждивением монахинь и помещика Козмина. В 1724 г. в него переведены инокини из Успенского м-ря в Данкове. В 1764 г. м-рь упразднен, а около 1773 г. оставшиеся церкви перенесены на вновь устроенное на выгоне за оврагом Городенкою кладбище, которое называется Преображенским. Доныне здесь сохранились некоторые монастырские вещи и утварь. “Ист. Росс. Иер.», V, 9; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Ворон. губ.», 190; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамб. епар.», 282; “Тамбов. губ. в.», 1856 г., 27 (опис. г. Лебедяни); “Рязан. губ. в.», 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.). 1097. Преображенский – Спасский – Мгарский или Моргарский, мужской, 2-го класса (с 1786 г.), Полтавской губ., Лубенского у., при селе Мгары, Ольшанской вол., в 6 вер. к сев.-вост. от Лубен, на правомъ берегу р. Сулы, при впадении рч. Ольшанки. Об основании монастыря в Густынской летописи говорится: «Начажеся здати обитель святая Мгарский монастырь в року 1624, и остави тамо блаженный епископ Исаия Копинский братию, иеромонаха Феодосия, иеромонаха Харлампия, монаха Севатиана економа, монаха Афанасия, монаха Серафиона, монаха Иезекииля, монаха Даментиана, монаха Иоиля, которых братии с монастыря Густынского, за благословением отца епископа, послали до ново зачатой обители, давши им вся потребная ко служению церковному».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(Елагин. Предполагаемая реформа церковного суда. Вып. 1:103), И это не только в тех случаях, когда дело идёт de lege ferenda, но и в текущей административной и судебной практике. Как пользуется Св. Синод правилами древней церкви в своих постановлениях и решениях, это показано в прекрасной статье анонимного автора: «Основания решений Св. Синода по духовно-судебным делам» вместе с её продолжением: «Общие начала, какими руководствуется Св. Синод в приложении правил древней церкви» (Прав. Обозр. 1874. ч. 2, стр. 40–58. 190–215). Об употреблении церковных правил в епархиальной практике находится достаточно свидетельств в материалах, относящихся к деятельности московского митрополита Филарета (Сборник, изд. Общ. люб. д. просв. по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Филарета митр. московского. 1883. т. 1:111. 272. 442. 458–9. 466. 473. 474. 481. 489. 616. 632–3. 723. 733. 747. 754. т. 2:51–54). Если же некоторые, и даже многие правила церковные не применяются в действующей практике нашей церкви, то и об них нельзя сказать, что они утратили всякое значение в церковном праве; они продолжают сохранять, по крайней мере, руководственное значение при издании новых постановлений, значение мерила, которым нужно поверять действующие нормы, и лучшего образца, которому обязана подражать действующая церковная практика. Отступления от канонических норм древней церкви в действующей практике допускаются по обстоятельствам места и времени и только до тех пор могут быть терпимы, пока эти обстоятельства имеют силу непреодолимости; в противном случае древние нормы снова должны быть восстановляемы в своей практической силе. Если бы православная церковь поступилась в угоду кому или чему-либо древними церковными правилами, то она уничтожила бы основание своей организации и отказалась от единственно надёжного руководителя среди разнородных и нередко противоцерковных течений современной мысли и общественной жизни, что не допустимо. 36 Срав. Заозерского, Историч. Обозрение источников права правосл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

" Заповедь новую даю вам, – сказал Господь ученикам Своим, – да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13: 34 ). Его заповедь о любви, очевидно, названа «новой» по той высоте и преизбытку любви, какая заповедуется в ней ( Мф.5: 44, 40, 21–22, 39–40 ), и по тому положению, какое предоставлено ей в отношении благодати и нераздельного единения со Христом, всегда пребывающим и действующим с нами и в нас ( Ин.13: 34–35 ). Между тем существует мнение (Ренан и др.), по которому заповедь Христова о любви к ближним будто бы или не имеет никакого права на название «новой», или же может быть названа так лишь по какому-либо случайному, внешнему признаку, а не по самому существу. Но достоинство этой заповеди как заповеди действительно «новой» при несомненной известности ее и в дохристианском мире подтверждается непререкаемыми данными. Любовь к ближним неразрывна с любовью к Богу. В ветхозаветном еврействе, а тем более в древне-языческом мире, не было истинной любви к Богу, поэтому там не могло быть и истинной любви к ближним. Христианская любовь к Богу состоит в том, что верующие в Спасителя, духовно объединяясь с Ним, сознают и чувствуют себя «своими» Богу, «детьми», или «сынами Божиими» ( Ефес. 2: 19 ; Рим.8: 16 ; Гал. 3: 26 ). Само собой разумеется, что никакая религия в древности, кроме веры Христовой, не могла дать человеку такого сознания и такого чувства. Не ведая воплотившегося Сына Божия, древний мир не мог знать и Бога как Отца своего Небесного. Хотя откровенный закон евреев и предписывал «любить Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своей, и всеми силами своими» ( Втор. 6: 5 ), и сущность этого закона Самим Иисусом Христом указана в любви к Богу и ближнему ( Мф.22: 40 ); однако он не мог сам собой воспитать в них сыновнее чувство любви к Богу 616 . Только избраннейшие и благочестивейшие из сынов Израиля, друзья Божии ( Исх. 33: 11 ; Втор. 34: 10 ), одушевленные верой в грядущего Искупителя и под особым озарением и просвещением от Духа Божия «издали видевшие обетования» ( Евр. 11: 43 ), возвышались до сознания своей богопринадлежности ( Пс. 22 ), являясь в этом случае как бы чадами уже нового завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

И, пол. 1, 1-го изд. стр. 496 – 507, 2-го изд. стр. 604 – 616. См. и те речи в Истории об епископских клирошанах, к которым относится этот экскурс как примеч., 1-го изд. стрр. 319 – 328, 2-го изд. стр. 372 – 383. Архимандр. Иннокентий в «Начертании церковной истории от библейских времен до века:«(Во втором веке) в каждой церкви епископ с пресвитерами составляли правительственное сословие»..., – век второй, Образ правления каждой церкви (8-го изд., стр. 40 нач., 1 изд., стр.46). «Важность сего (епископского) сана по необходимости сделалась ощутительнее по мере оскудения высшей и обширнейшей власти апостольской, но сами епископы, уклоняясь от произвольного властнтельства, во всех делах принимали в соучастие пресвитеров», – 8-го изд. стр. 38, 1-го изд. стр. 44. «(В третьем веке) правление церковное принадлежало не только епископам, но в нем участвовали и пресвитеры; посему Ориген († 254) и Евсевий († 340) называют их соепископами (Ер. LXXU), сопредстоятелями, сослужителями и братиями»... V. Состояние иерархии. О степенях иерархии (стр. 100 нач., 1 изд. стр. 117 нач.). В Патрологии Миня, Ориген XI – XVII, Евсевий XIX – XXIV. – Митр. Филарет в Библейской истории: «Они (пресвитеры) были советниками епископов и могли участвовать в их рукоположении» ( 1Tuм. IV, 14; 2 Тим. И, 6). 22. Священннку Калязинского Николаевского собора Иоанну Степан. Беллюстину († 2 июня 1890 г.; см. в Указателе к Собранию мнений и отзывов митр. Филарета: Беллюстин, стр. 50 fin.) принадлежит напечатанная в 1868 г. в Париже книга: «Описание сельского духовенства», о которой в книге «О православном Оелом и черном духовенстве» тома I стр. 21 sqq. А последняя книга принадлежит проф. Ростиславову, – см. у Иконникова в Опыте русск. историографии стр. О гордости архиереев и об обращении их с духовенством, т. 1-го отделы 23 – 28, стр. 500 – 602. Часто ссылается на Никитинского печат. в «Дне» 1863 г. – У протоиерея Певницкого в Записках, напечатанных в Июльской, Августовской и Сентябрьской книжках «Русской Старины» за 1905 г.; о высоковластии и недоступности архиереев в Июльской книжке стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Итак, позаботимся о стяжании этой, такой необходимой добродетели: будем творить милостыню с лицом светлым, с радостью и усердием. Сотворим милостыню – и к нам будет милостив Бог. Задумаемся о собственной духовной пользе. Вдову, положившую в церковную сокровищницу две лепты, Господь удостоил Небесного Царствия и похвалы в Священном Евангелии. Она стала примером для всех последующих родов, и милостыня, которую она сотворила, продолжает приносить плод и пользу другим, как принесла и ей самой. Станем же молиться, чтобы Бог удостоил нас стяжать милостивое сердце и творить по силе и внешние дела милосердия, дабы и нам иметь надежду на помилование и прощение в час Страшного Суда Божия! Аминь. 289 (др.-греч. λεπτς – маленький, тонкий) – медная (бронзовая) греческая монета, составлявшая 1/56 часть обола. На две лепты можно было приобрести не более 40 гр. пшеницы. 291 тексте излагается история из жития патриарха Александрийского Иоанна V Милостивого (Αγου ωννου του Πατριρχου Αλεξνδρεις, † между 616–620 гг.). Не будучи ни монахом, ни клириком был избран по желанию народа на патриарший престол, что было утверждено императором Ираклием. Став патриархом в 610 г., роздал всё своё имущество александрийским нищим, послал милостыню ко Гробу Господню, давал приют и помощь бедствующим, выкупал пленных. Первое житие свт. Иоанна было написано в VII в. Леонтием Неаполитанским. Мощи его находились в Константинополе, в 1249 г. перевезены в Венецию. Также известно о нахождении мощей патриарха Иоанна в афонских монастырях: Дионисиат (десница), Ватопед, Пантократор, Дохиар и Каракал. Память –12 ноября по ст. ст. 292 Так как не существует соответствия между деньгами, ходившими тогда, и нынешними, то мы примерно предполагаем размер суммы, исходя из данных жития. – Прим. авт. 293 I Великий, Григорий Двоеслов (Γρηγριος о Διλογος, ок. 540–604) – папа Римский с 590 по 604 гг. До восшествия на Римскую Кафедру основал монастырь св. Андрея на Делийском холме в Риме и открыл ещё шесть обителей в поместьях на Сицилии. Имя «Двоеслов» связано с названием его труда – «Диалоги, или Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души» и является неверным переводом греческого Διλογος. В 602 г. он получил признание главенства Рима над всей Западной Церковью. Св. Григорий составил чин Литургии Преждеосвященных Даров, утверждённый VI Вселенским Собором в 680 г. Оставил много весьма разнообразных сочинений: истолкование Священного Писания , назидание в христианских истинах, повествование о жизни и чудесах святых подвижников, рассуждения о современных ему обстоятельствах Церкви, устроение церковно-богослужебного чина и пр. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Память – 12 марта по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

К Троицкой церкви приписаны следующие церкви: кладбищенская Покровская, Петропавловская упраздненной Петропавловской пустыни и Никольская села Григорьева. Троицкой церкви принадлежат здания: двухэтажный каменный дом, крытый железом, в коем помещается церковноприходская школа и сторожка; деревянный анбар, крытый железом, построенный для склада ветхой церковной утвари и хозяйственных церковных принадлежностей, и каменная входная часовня в юго-восточном углу церковной ограды. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1808 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. и хранится в церкви. Земли при церкви имеется: усадебной 1 десятина 225 кв. саж., пахотной 48 десятин 48 кв. сажен и сенокосной 5 десятин 100 кв. сажен. План на землю и межевые книги имеются и хранятся в церковной ризнице. Причт при церкви с 1885 года состоит из трех священников, диакона и трех псаломщиков. – На свое содержание причт получает: процентов с причтового капитала 380 руб. 10 коп., от земли 1,172 руб., от сбора хлебом 40 руб. и за требоисправления до 5,500 руб., а всего годового дохода до 7,000 руб. Дома причт имеет собственные на церковной земле. Приход: село Тейково и деревни: Василево, Субычево, Новое Василево, Терентьево (Сузд. у.), Сергеево, Репново, Горки, Грозилово, Домотканово, Красново, Лемешки и Милюшево (Сузд. у.). Деревни от церкви находятся не далее 10 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 616, душ мужеского пола 1,757 и женского пола 2,059 душ; кроме того, временнопроживающих крестьян, мещан, купцов и разночинцев 402 дома, душ мужеского пола 1,589 и женского пола 1,818 душ. В селе Тейкове – народные школы: мужская и женская, помещающиеся в каменном доме, устроенном гг. Каретниковыми, и содержащиеся на их средства (с 1882 года); земская школа, открытая в 1882 году, и церковно-приходская женская школа с 1893 года, помещается в вышеупомянутом церковном доме. – Благотворительные учреждения: богадельня, устроенная гг. Каретниковыми; в ней живут и содержатся в настоящее время на средства учредителей богадельни до 20 бедных прихожан села Тейкова, и Церковно-приходское благотворительное общество, открытое в 1882 году и состоящее под покровительством Епархиального архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Латинский перевод см. в книге: Joannis episcopi Ephesi Syri monophysitae Commentarii de beatis orientalibus et Historiae ecclesiasticae fragments latine verterunt W. J. van Douwen et J. P. N. Land (Amstelodami 1889), pag. 216. О самом отрывке этом см. в диссертации проф. А. П. Дьяконова (Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды, Спб. 1908, стр. 204 – 205), который помещает (на стр. 236 – 237) и русский перевод его, а равно еще фрагмента из псевдо-Захарии Митиленского, послужившего здесь, – по мнению автора, -источником для Иоанна Ефесского. Prof. Dr. Otto Bardenhewer, Patrologië l-te Auflage (Freiburg im Breisgau 1894), S. 340 – 345; 2-te Aufl. (ibid. 1901), S. 326 – 331; 3-te Aufl. (ibid. 1910), S. 326 –331. 207. 208. 209. Prof. Dr. Gerhard Rauschen, Grundriss der Patrologie mit besonderer Berucksichtigung der Dogmengeschichte, 3-te Aufl. (Freiburg ira Breisgau 1900), S. 108 – 109. 200 – 202. † John Henry Cardinal Newman, Historical Sketches, vol. Ill (London 1873), p. 303 – 362: Trials of Theodoret. Prof. Dr. Gustav Kruger, Monophysitische Streitigkeiten im Zusammehange mit der Reichspolitik, Jena 1884. Martinus Kremmer, De catologis hereumatum ( παρ ερ μτων: Dissertatio inauguralis quam ad summos in philosophia honores ab amplissimo philosophorum ordine Lipsiensi rite impetrandos, Lipsiae 1890, p. 59 – 62. † Joseph Cardinal Hergenrother " " s Ilandbuch der allgemeinen Kirchengeschichte; vierte Auflage, neu bearbeitet von Prof. Dr. J. P. Kirsch. Erster Band (Freiburg im Breisgau 1902), S. 18. (110. 111. 112.) 341. 495. 510. 516. 519. 521. 522. 525. 526. 528. 602. 609 616. † Prof. Dr. Wilhelm Moeller, Lehrbuch der Kirchengeschichte, I Band (Freiburg i. B. 1889), S. 7. 8. 328. 428. 440; zw. Auflage, bearbeitet von Dr. Hans Schubert, Tubingen und Leipzig 1902, S. 144. 660 f. 668. 729. 791. Dr. Albert Ehrhard в „Strassburger Theologische Studien” I, 4 – 5 (см. ниже стр. 28), S. 139 – 141. † Prof. Karl Krumbacher, Geschichte der Byzantinisehen Litteratur von Justinian bis zum Ende des ostromischen Reiches (527 – 1453), zweite Auflage, bearbeitet unter Mitwirkung von Prof. A. Ehrhard und H. Gelzer в Handbuch der klassischen Altertumswissenschaft herausg. von Pruf. Dr. Iwan von Muller, Munchen 1897, S. 38. 40. 48. 69. 75. 122. 132. 133. 170. 188. 211. 246. 291. 343. 372. 383. 530. 566 f. 603. 919. 938. Prof. Dr. Gerhard Rauschen, Jahrbucher der christlichen Kirche unter dem Kaiser Theodosius dem Grossen: Versuch einer Erneuerung der annales ecclesiastici des Baronius fur die Jahre 378 – 395 (Freiburg im Breis­gau 1897), S. 5 – 7. 13. 320 – 321. 411,1. 559 – 563.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Мелехов Д. Е. 1029 Мелехова Г. Н. 2932 Мелиоранский Б. М. 1483 Мелитон Сардский (Сардийский; ошибочно: Сардикский), (свт.) 331, 332, 2252 Мелхиседек (Лихачев), архим. 2293 Мельникас С., свящ. 2394 Мельникова Е. А. 1271 Мень А. В., прот. 28, 101, 107, 119, 168, 194, 201, 219, 221, 527, 887, 1011, 1012, 2037, 2822 Менькова И. Г. 1332 Меняйло В. А. 2481, 2537 Мерперт Н. Я. 238, 2873, 2874 Мерсенье Э. (Mercenier E.) 2246 Мерсер Н. 1590 Мертон Т., католич. монах-траппист 1838 Мессори В. 1834 Металлов В. М., прот. 3131, 3132 Мефодий (Ермаков), иером. 1524 Мефодий (Кульман) , еп. 2365 Мефодий Моравский, равноап., свт. 556, 616, 1241, 2388 Мефодий (Немцов), митр. Астанайский и Алма-Атинский 1114,1306, 1591, 2807 Мефодий Патарский , сщмч. 333, 334, 449–452 Мефодий (Смирнов) , архим. 21 Мецгер Б. М. 46, 47, 49, 50, 108, 178, 198 Мещерская Е. Н. 2514 Милле Г. 2560 Миллер Т. А. (крипт.: Т. М.) 124–126, 164, 290, 292, 306, 339, 350, 353, 433, 439, 1014, 1016, 1026, 1033, 1303, 1414, 1502, 1738, 2198, 2239, 2333 Минаков А. Ю. 2918 Минней (Минни) Р. 1553, 2030, 2632–2634, 2665 Миннера Р. 1828 Минуций Феликс 335 Миролюбов И. 729 Миронов А. 539 Миронова Е. М. 1139 Миронова Т. Л. 2955 Миронович И. П. 988 Мирчинк М. И., урожд. Залесская 1030 Мисиюк В. 587, 940 Мисюревич О. Е. 2897 Митропулос Н. (Mitropoulos N.) 2528 Митрофан (Шкурин), иером. 1064 Митрофан (Ярославцев), архим. 1192, 2331 Митрофанов Г., прот. 1133, 1344, 1642, 1751, 2676, 2689, 3093 Митрофанова Т. П. 311 Михаил (Грибановский) , еп. Таврический 230, 1399 Михаил (Десницкий) , митр. Новгородский и Санкт-Петербургский 62 Михаил Керулларий, патр. Константинопольский 1943 Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский 210, 984, 1432–1434, 1479, 1484, 1829, 1878, 1902, 1963, 2068, 2169–2172, 2244, 2770 Михаил (Семенов), архим. (впоследствии старообрядческий епископ) 3129 Михаил Тверской, блгв. кн., св. 1286 Михаил (Чуб), архиеп. Тамбовский и Мичуринский 40, 333, 334, 449–452, 479, 1857, 2096 Михайлов Б., свящ. 1027,1065, 2618

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010