Там, где евреи жили в языческом окружении и не имели возможности собираться на городской площади или у ворот, как это было принято в античном мире, здания синагог становились центрами религ. жизни ( Levine. 2000). Ранние раввинистические источники упоминают череды (маамадот) благочестивых мирян, соответствовавшие 24 чередам священников, по очереди служивших в Иерусалимском храме. Согласно Мишне Таанит 4. 2-3 (ср.: Тосефта Таанит. 4. 2-3), когда приходило время их череде служить, то, не имея возможности со священниками идти в храм, они собирались вместе в своих городах, постились 4 дня - с понедельника по четверг, читали Писание и молились. Если даже эти сведения не являются исторически достоверными (Иосиф Флавий не упом. об этом), они показывают, в каком направлении эволюционировали синагоги, ставшие по крайней мере к IV в. местами для совершения иудейского богослужения . Длительное существование под властью язычников и широкое распространение иудейских общин в античном мире ставили перед евреями вопрос об универсальности иудейской религии и о возможности принятия иудаизма язычниками. Хотя возможность обращения язычников обсуждалась, примеров прозелитизма из дохрист. эпохи немного ( Ios. Flav. Antiq. XX 2. 3-5 (41-53)). В то же время источники говорят о появлении групп «богобоязненных» из числа язычников, принявших веру в Единого Бога (поскольку тот же термин использовался в отношении благочестивых иудеев, в источниках не всегда можно отличить одних от других). Несмотря на это, в И. р. возобладала тенденция к этнической замкнутости, хотя обряды и условия принятия язычников были детально проработаны раввинами во II в. по Р. Х. Всеми иудеями в период Второго храма признавался безусловный авторитет письменного текста Пятикнижия (Торы) (в т. ч. у самаритян). Уже в III в. до Р. Х. становится заметным процесс канонизации и фиксации текста Свящ. Писания (1-е несомненное свидетельство - восхваление отцов в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир 44-50), в к-ром упоминаются среди прочих 12 пророков (Сир 49. 12), что указывает на существование сборника 12 малых пророков). К кон. II в. до Р. Х. формируется представление о 3-частном каноне Свящ. Писания (Закон, Пророки и др. писания). Однако границы канона не были четко определены. Кумран. рукописи свидетельствуют не только о значительном количестве разночтений (напр., для Книги прор. Исаии), но и о сосуществовании неск. редакций одной и той же книги (1-2-я книги Царств, Книга прор. Иеремии, Книга Иова). Тем не менее мн. рукописи I в. до Р. Х. относятся к тому типу, который признан каноническим в И. р. (т. н. протомасоретские рукописи). Наряду с текстами на евр. и арам. языках широкое распространение (не только в диаспоре, но и в Святой земле) получают греч. переводы Свящ. Писания. Помимо библейских текстов на греч. языке было написано множество иудейских сочинений (экзегетических, историографических, философских, поэтических).

http://pravenc.ru/text/1237763.html

В 1 Ездры (7:14) упоминается о семи высших советниках, управлявших царством; о них же упоминают Геродот (III, 31), Ксенофонт (Anabasis. 1, 6. 4) и Флавий (Древн. XV, 6.1). Неотменяемость царских указов, вероятно существовавшая в персидских законах, хотя и не соблюдаемая на деле (как видно из Есф.3:10–13; 8:8–11 ), упоминается, как в книге Есфирь (8:8), так и у Даниила (6:3). Подробное и пластичное описание летнего царского дворца в Сузах, с садами, террасами, разными внутренними переходами, дворами, мраморными столбами, помостами разноцветными и т. п. частностями ( Есф.1:5–7; 5:1; 7:7 ), подтверждается в значительнейшей мере новыми раскопками и реставрацией царского дворца в Сузах. Даже характерный у священного историка, при описании этого дворца, термин (1:5; 7:7, 8), означающий дворцовые постройки, соответствует персидскому термину apadana, означающему также дворец и его внутренние залы. Нельзя также оставить без внимания значительного совпадения некоторых исторических указаний книги Есфирь с определенной исторической эпохой в персидском царстве и с определенным персидским царем. Имя персидского царя Агасвероша нынешние ученые отождествляют с начертанием в персидских памятниках имени Schyarscha, а в греческих – Ξρξης, русского – Ксеркс. При этом отождествлении, исследователи указывают очень много исторических параллелей между книгой Есфирь и внебиблейскими памятниками. Изнеженность, жестокость, глупость и самодурство Агасвероша, проявившиеся в его бесконечных пирах и пьянстве (1:3–4; 5:4–8), в желании видеть царицу перед пьяной компанией (1:11), в лишении ее царского достоинства за неисполнение этого желания (1:21), в глупом указе о повиновении жен мужьям (1:22), в жестоких указах об избиении евреев (3:13) и их врагов (8:10–11), – все эти поступки имеют себе массу аналогий в характере и поступках Ксеркса. Не говоря о пьянстве и пирах, обычных у всех персидских царей и вельмож, достаточно указать на глупость и жестокость Ксеркса, проявившиеся, например, в письме Афону, приказе бить Геллеспонт, приказе отрубить головы строителям моста через Геллеспонт и Леониду (Геродот.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Рассказ о том, что сыновья Ионафана были священниками у Дана вплоть до переселения ( Суд.18:30 ), усложняет поиск точного времени составления книги. Часто считается, что переселение (пленение), о котором идет речь, произошло при Феглаффелласаре III в 732 году до н.э., о чем обзорно сказано в 4 книге Царств 15:29. Однако, эта фраза, скорее, относится не к ассирийскому пленению, а к захвату ковчега филистимлянами во времена первосвященства Илия ( 1Цар.45 ) как ответ на неверность Израиля. Позднее псалмопевец вспоминал захват ковчега, как время, когда Яхве позволил разорить свою скинию и «отдал в плен крепость свою» ( Пс.79:6061 ). 358 Лишение Израиля Божьей защиты могло ускорить захват территории страны северными народами и вынудить Саула позднее начать военный поход против царей Совы (ср. 1Цар.14:47 ). 359 Такое толкование хорошо соответствует словам из книги Судей 18:31 о том, что они служили идолам, в то время как «дом Божий находился с Силоме». В данном понимании, разрушение Силома произошло ок. 1050 года до н.э., 360 откуда следует, что текст книги был составлен сразу после возникновения монархии. Структура Книга Судей открывается мыслью о нежелании Израиля следовать наставлениям Господа. Затем автор выводит на сцену несколько персонажей, чтобы показать следствие неверности Израиля и Божье присутствие через избавление Израиля от врагов. Далее оп перечисляет характерные события, с помощью которых демонстрирует еще большую развращенность и хаос Израиля, который, по словам автора, был следствием того, что у народа не было царя ( Суд.17:6, 18:1, 19:1, 21:25 ). Вот возможный план этой книги: I. Предыстория появления судей – 1:13:6 A. Иуда и Симеон завоевывают землю – 1:121 B. Израиль не изгоняет местных жителей – 1:2236 C. Израиль нарушает завет – 2:15 D. Смерть и погребение Иисуса Навина – 2:610 E. Отступничество Израиля – 2:1115 Е Судьи спасают Израиль; но он вновь отступает от веры – 2:1623 G. Ханаанские народы искушают Израиль – 3:16 II. Судьи спасают Израиль от притеснения – 3:716:31

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

489 (Ст. 12–15). В 13-м стихе слова «нечестивые люди» называются в подлиннике «детьми Велиаровыми (или Велиаловыми). Это имя Велиал или Велиар встречается в 2 Коринф. VI, 15 и употреблено в смысле демонской силы. Но Беван (в Библ. лекск. Смитта) и Еспин, руководствуясь LXX, думают, что в Ветхом Завете слово «белиар» не собственное имя, а тождественно с выражением «ничтожество», которое употребляется для обозначения богов языческих, которые суть ничто (елилим, во множ. числе). Гезениус производил слово белиал от двух слов бели (без) и ал (полезность), т. е. никуда не годный, негодный. По поводу уничтожения города предавшегося идолослужению мы должны повторить то, что сказано выше, что главная мысль законодателя заключается в желании вселить священный ужас в сердца народа и отвратить его навсегда от поклонения иным богам. Исторически мы не знаем ни одного примера подобного разрушения города за идолопоклонство. (Война против Вениаминова колена, почти истребившая это колено, возникла не за случай идолопоклонства, а за разврат ( Cyд. XIX, 22– 30; XX, 9–13 )). 490 (Ст. 16–18). «Ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей», Ср. XXVII, 28–29; прим, 11-е и Иис. Hab. VII, 11 . Город, назначенный искупить преступление разрушением, был город заклятый «херем» и независимо от исполнения этого закона нельзя было допустить, чтобы к исполнению священного долга примешивалась жажда корысти. 491 (Ст. 1–2). Ср. Лeb. XIX 27; пр. 17-е, Дев. XXI, 5; пр. 3-е. Святость народа выставляется здесь причиною воспрещения порезов и особенного рода стрижки волос для означения траура, что ясно указывает на языческое происхождение этих обрядов. Кроме упоминания Геродота (III, 8) об обычаях арабов подбривать волосы около висков, мы на основании Цицерона (de legib. II, 25, а также см. X скрижаль римских законов) знаем, что и у римлян обычаи портить себе лицо и волосы по случаю траура существовали и были воспрещены законом. Также в 3 кн. Царств XVIII, 28 мы видим, что жрецы Вааловы делами себе нарезы на теле в знак печали и усиленного моления.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«И донес сторож, сказав: доехал до них и не возвращается. А походка 994 как будто Ииуя, сына Намессиева, потому что он идет стремительно» (ст. 20). Иорамом овладевает беспокойство, хотя он не подозревает еще опасности. – Надо напомнить, что Робинсон (Researches in Palestine v. III, p. 164), описывая местность Церин, – которую считают этою, на которой стоял Изреель. – указывает, что вид с этой местности превосходный: на западе виден Кармил, а на востоке, вдоль по широкой углубленной долине с сильным спуском к Бее-Шеану, виднеется самая долина Иордана. Поэтому, отряд Ииуя усмотрен был со сторожевой башни издалека, может быть даже за десять миль, т.е. по крайней мере за час – если не более – езды до Изрееля. Иорам приказывает запрягать свою колесницу, чтобы самому ехать навстречу отряду, вероятно беспокоясь о том, – не случилось ли чего недоброго в Рамофе Галаадском. Вслед за ним на своей колеснице выезжает Охозия, царь Иудейский. Между тем Ииуй уже приближается к Изреелю, и по особому промыслу праведного суда Божия Иорам встречается с Ииуем «на поле Навуфея Изреелитянина» (ст. 21, ср. 3 Д. XXI, 1 – 18), убитого по проискам Иезавели, чтобы овладеть наследственным его уделом. Из стиха 26-го рассматриваемой нами IX-й главы четвертой книги Царств мы узнаем (чего не было сказано в 3 Д. XXI), что вместе с Навуфеем были убиты и сыновья его, очевидно с целью истребить законных наследников удела и сделать его выморочным. Иорам, подъезжая к Ииую, спрашивает его обычной фразой: «с миром ли?» «И сказал Ииуй: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхованиях ее» (4 Ц. IX, 22). Под именем «любодейств» многие комментаторы, – имея в виду преклонные уже лета Иезавели, – разумеют те обряды развратного языческого культа, который насадила в Израиле Иезавель, и которые – как нам известно из пророков – на языке Св. Писания назывались любодеянием Израиля, – как преступной жены, в отношении к Богу Завета, Иегове, от Которого отступал народ, предававшийся идолослужению 995 . Под именем волхвований надо разуметь все те чародейства, которые практиковались во всех языческих культах и составляли особую тайную науку, открываемую только высшим жрецам и особо посвященным, в числе которых несомненно была Иезавель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Под именем Кенеев , LXX Κεναον, здесь должно разуметь ханаанских Кенеев Быт.15:19 . Мы думаем так потому, что под Кенеями здесь разумеется согласно основной мысли пророчества другой разбойнический враждебный Израилю народ. Только вследствие этого качества этот народ мог сделаться известный жителю далекой Месопотамии Валааму, который свое пророческое воззрение на их судьбу выражает парою слов: Ассир. Kinnu (лагерь, гнездо, фамилия. Schrader. Keilinschr. S. 516) и (согл. LXX): Кенеи. В египетских летописях XIV столетия не раз упоминается горный город Канана, лежавший в пределах кочевания Шазу (Идумеев, следовательно, рядом с Амаликитянами), в Вади-Араба, на юг от Мертвого моря. Эта крепость находилась в горной стране на восточной границе кочевания Шазу (см. Бругш. Егип. стр. 230. 240). Так понимают слово Кеней и западные толкователи. Генгстенберг. Bil. S. 190–193. Fürst. Handwörterb. По-видимому, упоминаемые здесь Кенеи получили свое название от крепких гнезд (аулов), устроенных ими в горах и названы так в отличие от других ханаанских племен, живших в долинах (см. Властов, Св. летоп. III, к Чис.24 , прим. 8 и Онкелос у Rosenmül в Scholia и Knobel. Ex. Handb XIII, zu d. St). Ибо 1) Кенеи здесь стоят в ряду врогов Израиля и печальный жребий, который навлекает на них их враждебность, предсказывается здесь. Мадианитские Кенеи напротив везде являются в дружбе с Израилем, как миролюбивый народец, по отношению к которому Израиль постоянно помнит заслуги, которые его предок оказал ему во время странствования по пустыне, ср. Чис.10:29–32 и кроме уже приведенных мест из кн. Судей и первых 2 книг Царств, 1Цар.27:16 показывает также, что мадианитские Кенеи, дружественные Израилю, жили в южной стране. 2) Было бы странно, еслиб Валаам между врагами Израиля совсем не упомянул о Хананеях, как выходит в том случае, когда под Кенеями разумеют не ханаанских, а мадганитских, тем страннее, что борьба с Хананеями тогда никоим образом не была уже будущей, так как тогда Израиль не только победил уже заиорданских Хананеев, но вступил уже в бой с Хананеями, живущими по сию сторону Иордана. В непосредственно предшествующей главе Чис.21:1–3 рассказывается, как ханаанский царь Арад живущий в южной стране, выступил против Израиля и увел у него пленных, а потом побежден был Израилем Чис.21:3 : «Господь услышал голос Израиля, и предал Хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на города их, и нарек имя месту тому: Хорма». Это вероятно есть исторический базис для провозглашения: «и Каин будет уведен в плен».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Глава 3 Время и место получения откровения (1). Недоумения автора при виде страданий избранного народа и благоденствия язычников (2–3). Молитва Ездры к Богу о разрешении их. Значение греха в истории человечества вообще и избранного народа в частности (4–27). Сравнительная оценка язычников и иудеев с нравственной точки зрения (28–36). 3Езд.3:1 В тридцатом году по разорении города был я в Вавилоне, и смущался, лежа на постели моей, и помышления всходили на сердце мое, 1 . Тридцатый год Вавилонского плена (558 г. до Р. X.) падает на целое столетие раньше против времени выступления Ездры в качестве вождя избранного народа. По каноническим книгам Ездры и Неемии только в 458 г. до Р. Х. Ездрою было получено от персидского царя Артаксеркса позволение возвратиться в родную землю вместе с евреями, не воспользовавшимися указом Кира. По представлению автора Ездра не принимает ни малейшего участия в жизни послепленного иудейства. Его деятельность ограничена рамками Вавилонского плена. Ездра был очевидцем разрушения Иерусалима при Навуходоносоре (III:29). В числе прочих евреев он был отведен в плен. В плену он по вдохновению Божию восстановляет погибшие священные книги и вскоре после этого оставляет землю. Гильгенфельд (Die Judische Apokalyptik, 190, 191; Esra und Daniel, 10; Messias Judaeorum, 36, 37) и Эвальд (65) признают анахронизм плодом слабых исторических знаний автора и круга его читателей. Этим недостатком страдают даже ученые труды раввинов, явившиеся в период послепленного иудейства. Некоторые места в канонических книгах могли дать повод к перенесению деятельности Ездры на целое столетие ранее. В канонической книге его имени (VII:1–2) он назван сыном первосвященника Сераии, убитого по свидетельству 4 книги Царств (XXV:18, 21) при взятии Иерусалима Навуходоносором. Очевидно, в родословной перечислены лишь главные члены дома Ездры. Кроме того, в книге Неемии (XII:1) встречается имя Ездры в числе священников, вернувшихся с Зоровавелем. Позднейшее предание объединило Ездру Старшего и Ездру Младшего, приписав последнему необычайное долголетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБИССИНИЯ [араб.  , эфиоп.  ], старое название Эфиопии как страны - общей родины христиан, мусульман и язычников. Свое происхождение слово ведет от южноарав. эпиграфического hbšt/hbšt-n (хабашат) - так в офиц. письменной традиции Сабейского и Химьяритского царств называли подданных царя Аксума , к-рые вместе с собственно аксумитами ( " ksm-n) в III в. участвовали в борьбе за гегемонию в Юж. Аравии. В аксумских надписях (RIE 185 I-II, 185 bis I-II) хабашат упоминаются в титулатуре царя Эзаны (сер. IV в.); вероятно, так обозначались племена, обитавшие в центр. областях Аксумского царства (на востоке совр. эфиоп. пров. Тыграй). В раннее средневековье топоним А. в форме аль-Хабаша утвердился среди арабов, а позднее был заимствован из арабо-мусульманской среды самими эфиопами. До недавнего времени этот термин широко использовался в отечественной и зап. лит-ре, но после 1945 г. стал выходить из употребления. Ист.: RIE. T. 1. P. 241-250; T. 2. Pl. 99-108 [надписи 185 I-II, 185 bis I-II] (рус. пер.: История Африки. С. 167-169). Лит.: Крачковский И. Ю. Введение в эфиопскую филологию/Ред., предисл. и примеч. Д. А. Ольдерогге. Л., 1955. С. 32; Drewes A. J. Inscriptions de l " Éthiopie antique. Leiden, 1962. P. 2-3, 90-92; Irvine A. K. Habashat//EI. Vol. 3. P. 9-10; Ullendorff E. Habash, Habasha. I: Arrière-plan historique//Ibid. P. 3-5; Robin Chr. J. La première intervention abyssine en Arabie méridionale (de 200 à 270 de l " ère chrétienne)//Proceedings of the 8th Intern. Conf. of Ethiopian Studies/Ed. by Taddese Beyene. Addis Ababa, 1989. Vol. 2. P. 152-154; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. P. 36; Albert M., Beylot R., Coquin R.-G., Outtier B., Renoux Chr. Christianismes orientaux: Introd. à l " étude des langues et des littératures. P., 1993. P. 221. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции

http://pravenc.ru/text/62460.html

Согласно гипотезе о 3-этапном становлении евр. канона, список «Пророков» был составлен и стал общепринятым (или по крайней мере принятым в основном русле иудаизма) еще до проведения окончательной границы между книгами, входящими и не входящими в К. б. Т. о., согласно этой гипотезе, на протяжении нек-рого времени список «Пророков» был уже фиксированным, а список книг, из к-рых сформировался разд. «Писания», оставался открытым. Это предположение объясняет, почему Книги Хроник и Ездры-Неемии, принадлежащие к тому же историческому жанру, что и Книги «Первых пророков», оказались тем не менее не среди «Пророков», а среди «Писаний». По практически единогласному мнению исследователей Библии, Книги Хроник и Ездры-Неемии были написаны позже, чем корпус книг «Первых пророков», поэтому они «не успели» войти в список «Пророков», но «успели» войти в число «Писаний» (т. е. книг, к-рые, хотя и не относятся к разд. «Пророки», все же входят в К. б.). То же касается и Книги Руфь, которая «не успела» войти в число пророческих книг (предполагается, что она написана позже Книг Судей и Царств), но вошла в число «Писаний». Гипотеза о 3-этапном становлении еврейского канона также объясняет тот факт, что Книга Даниила в отличие от Книг пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля оказалась не среди книг «Пророков», а среди «Писаний» - окончательный вид Книги Даниила датируется кон. II в. до Р. Х. (О датировках см. в ст. Даниил , прор.) III. Разд. «Писания» (Кетувим) в раввинистическом иудаизме - в жанровом отношении достаточно разнообразная группа текстов, которая, однако, включает 2 более или менее целостных корпуса. Во-первых, корпус «поэтических книг» (Книга Иова, Псалтирь, Книга Притчей Соломоновых); эти 3 книги выделяются в евр. Библии особой системой кантилляции (акцентных значков), которая отличается от кантилляции всех остальных книг (видимо, это связано с особой, более художественной, манерой их исполнения). Во-вторых, корпус «Свитков» (Мегиллот); это 5 небольших книг, которые читаются на 5 основных праздников еврейского богослужебного года (Книга Песни Песней Соломона - на Пасху (см. в ст. Песах ), Книга Руфь - на Пятидесятницу , Книга Екклесиаста - на Суккот , Книга Плач Иеремии - на день разрушения Иерусалима, Книга Есфири - на Пурим ).

http://pravenc.ru/text/Канон ...

11:24. Адраазар Сувский. См. коммент. ко 2Цар. 8:3–8 и 10о борьбе Давида с арамейскими государствами в Северной Трансиордании и Западной Галилее. Сува была расположена к северу от Дамаска (см. коммент. ко 2Цар. 8:3 ). Это было одно из арамейских царств, господствовавших в некоторых районах Сирии и Северной Месопотамии до усиления влияния Израиля при Давиде и Соломоне. 11:24,25. Арам ( в русском переводе – «Сирия»). Название небольшого государства, расположенного вокруг Дамаска (см.: 2Цар. 8:5,6 ). Возрастание могущества Арама после разделения Израиля на два царства сделало его наиболее влиятельным государством в сиро-палестинском регионе. В ассирийских источниках времен Салманасара III Арам упоминается как серьезный противник и глава антиассирийской коалиции (битва при Каркаре в 853 г. до н. э., см. коммент. к 22:1). 11:26. Цареда. Родину Иеровоама можно идентифицировать как " Ain Seridah, примерно в 15 милях к юго-западу от Сихема на территории Ефремова колена. 11:27. Милло. О конструктивном назначении Милло см. в коммент. к 9:15. 11:28. Должность Иеровоама. Как член государственного аппарата Соломона Иеровоам был начальником общественных работ в округе «дома Иосифова» (Ефрем/Манассия). Поскольку понятие «трудовая повинность» не используется, можно предположить, что Иеровоам надзирал за работами, производимыми израильтянами, а не рабами. Его должность сопоставима с гаЫ Amurrim («начальник аморреев») в текстах из Мари, чьей обязанностью было не только военное командование, но и надсмотр за проведением таких работ, как строительство плотин или восстановление храмов. 11:29. Ахия. Хотя Силом (см.: коммент. к 1Цар. 1:3 ) был разрушен во времена Илия и его культовое значение было в значительной мере утрачено, он сохранил свои религиозные традиции благодаря древности их происхождения. Возможно, втом, что Ахия был родом с северной территории, нет ничего особенного, но он сыграл роль «создателя царя», каковая была характерна для раннего этапа института пророчествования. Саул и Давид были помазаны на царство пророком Самуилом, который также воспитывался в Силоме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010