« И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах» (3 Ц. III, 2–3). Это весьма замечательное указание, дающее нам уразуметь, что 3-я и 4-я книги Царств начертаны позднее тех времен, когда курение и жертвы на высотах стали прямым преступлением, соединяясь в царстве Израильском после его отделения с культом тельцов и Ваалов 550 . Поэтому Соломон, с чистым сердцем и не прогневляя Бога, пошел на высоту, что в Гаваоне, как указывает 2Nap. I, 3 : «Там была Божия скиния собрания, которую устроил Моисей, раб Господень, в пустыне. Ковчег Божий принес Давид из Кириаф-Иарима на место, которое приготовил для него Давид, устроив для него скинию в Иерусалиме. А медный жертвенник... оставался там в Гаваоне пред скиниею Господнею» (id. ib. 3–5). В Гаваоне ( 1Nap. XVI, 9 – 40 ) жил постоянно и первосвященник Садок (со времен Давида) для возношения всесожжения утром и вечером на жертвеннике. У Садока же хранился священный елей (3 Царств I, 34), возливаемый на помазуемых 551 . С удалением от священства Авиафара, вследствие его вмешательства в заговор Адонии (выше 3 Ц. II, 27), Садок стал единым первосвященником, как о том мы говорили выше 552 . В Гаваоне принес Соломон тысячу всесожжений и получил откровение, о котором мы говорили. Из Гаваона Соломон пошел в Иерусалим, чтоб и там, пред новой скинией Давидовой, где стоял ковчег Господень, принести жертвы Богу. Замечательно, что после этого жертвоприношения (3 Ц. III, 15–16) впервые Соломон почувствовал в себе дух мудрости и сознание, что Господь освятил его Духом Своим и открыл ему тайну знания сердца человеческого. По указанному выше тексту 3-й книги Царств женщины с живым и мертвым ребенком явились пред ним непосредственно по окончании жертвоприношения. «И был царь Соломон царем над всем Израилем» (3 Ц. IV, 1). Прежде чем мы пойдем далее, мы должны указать на то обетование, которого исполнение мы видим в царстве Соломона. Бездомным странником был Авраам, когда пришел в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Угнетение сирийцами Израиля и Иуды 840–800 до Рождества Христова И возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила, царя сирийского, и в руку Венадада, сына Азаила, во все дни ( 4Цар. 13:3 ). 1. Азаил, царь Сирии, завоёвывает Заиорданье в дни Ииуя, 4 Царств 10:28–32 За очищение Израиля от поклонения Ваалу Господь пообещал, что потомки Ииуя будут сидеть на престоле ещё четыре поколения. И правление династии Ииуя, действительно, было самым продолжительным в Израиле, охватив пять поколений и период времени длиной почти 100 лет (841–752 гг. до Р.Х.). Однако дом Ииуя следовал греху Иеровоама – извращённой форме поклонения Яхве с золотыми тельцами в Вефиле и Дане. В отличие от Азаила из Дамаска Ииуй подчинился ассирийскому монарху Салманасару III в 841 году до Р.Х. (карта 6–5). Однако через несколько лет Салманасар III озаботился делами на востоке и не смог больше оказывать давление на Дамаск. Сирийский царь Азаил снова стал угрожать Израилю. Поскольку он рассматривал Ииуя, как союзника Ассирии, то завоевал все земли Израиля в Заиорданье, включая Васан, Галаад и Плоскогорье вплоть до Ароера на реке Арнон ( 4Цар. 10:32–33 ; зелёная стрелка от Сирии через Заиорданье до Ароера). Заиорданские колена Манассии, Рувима и Гада оказались под игом сирийцев. Хотя автор книг Царств показывает, что царь Азаил был, по сути, орудием в руках Яхве для наказания Израиля, позже пророк Амос отмечал, что сирийские цари, завоёвывая Заиорданье, поступали крайне жестоко по отношению к израильтянам: Так говорит Господь: «За три преступления, Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрёт он чертоги Венадада» ( Ам. 1:3–4 ). 2. Сирия на Прибрежной равнине, осада Иерусалима, приблизительно в 815 году до Р.Х., 4 Царств 11–12; 2 Паралипоменон 24:4–27 Тем временем в Иудее, когда на престол взошёл юный Иоас, была убита царица Гофолия, поклонявшаяся Ваалу. В начале 40-летнего правления Иоаса всё было хорошо, поскольку его наставлял священник Иодай. Иоас начал большой ремонт Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава III Попытка Илиодора ограбить храм ( 2Мак.3:1–40 ). 2Мак.3:1 Когда в святом граде жили еще в полном мире и тщательно соблюдались законы, по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии, «По благочестии и отвращению от зла» – δια την… μισοπονηραν, слав. точнее – «благочестия ради и ненавидения лукавства…» Μισοπονρα – не только отвращение от зла, но и гонение его в других, искоренение. Это и усвояется здесь Онии (III-uй с этим именем, сын Симона, см. в 1Mak XII: 5–18 ). 2Мак.3:2–3 бывало, и сами цари чтили это место, и прославляли святилище отличными дарами, так что и Селевк, царь Азии, давал из своих доходов на все издержки, потребные для жертвенного служения. «Это место», т. е. св. место храма (ср. II: 18). В числе царей, чтивших Иудейское святилище, известны особенно Птоломей II Филадельф, и Птоломей III Евергет (Иос. Фл. Арх. XII, 24 и д. 15; пр. Апп. II, 5), Антиох Великий «и Селевк», как такой, покровительство которого, как царя Азии в Иудейской святыне, являлось особенно важным (ср. 1Мак Х: 40 ). Селевк – IV-й с этим именем, по прозванию Филопатор, сын и преемник Антиоха Великого, царств. 187–176 до Р. Х. Относительно Азии, при обозначении Селевкидского царства см. к 1Mak VIII: 6 . 2Мак.3:4 Но некто Симон из колена Вениаминова, поставленный попечителем храма, вошел в спор с первосвященником о нарушении законов в городе. «Симон… поставленный попечителем храма…» – προσττης το ιερο. В ближайшем определении сущности этого звания мнения толкователей расходятся. Одни считаются за advocatus templi; другие – смотрителем храмовой казны и начальником храмовой стражи ( στρατηγς το ιερο, Дeяh IV: 1 ); третьи – за praepositus templi in rebus politicis, лицо, которому принадлежал надзор за храмовым имуществом и доходами и за целостью храма; четвертые – видели здесь простой титул, дававшийся за какие-нибудь важные заслуги храму, и сообщавший носящему его лицу значительную влиятельность и уважение в среде Иерусалимских граждан; из всех этих мнений последнее имеет большую вероятность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 Родословие Ездры (1–3). Обличение евреев за идолопоклонство и забвение Божественных благодеяний (4–23). Отвержение иудеев и призвание язычников (24–40). Текст первых двух глав существует в двух редакциях, во многих местах значительно расходящихся между собою: французской и испанской. Французская лежит в основе современного печатного текста. По мнению Джемса (XLIV-LXIII) испанская версия дает текст в более древнем неприкосновенном виде, французская же вместе с заботою об изяществе слога стремится сгладить те места, которые могли возбуждать недоумения. 3Езд.1:1 Вторая книга Ездры пророка, сына Сераии, сына Азарии, сына Хелкии, сына Шаллума, сына Садока, сына Ахитува, 1 . В начале помещен заголовок книги: «Liber Ezrae prophetae secundus». Название Ездры пророком объясняется тем, что автор имел пред собою пророческую книгу Ездры (III-XIV) и в своем труде стремился расширить ее рамки, распространив ее пророчество на языческий мир, призванный в Христианскую Церковь на место отвергнутого Израиля. Цифровое обозначение книги едва ли можно считать вышедшим из-под пера автора. В одном из французских кодексов оно опущено, в одном из испанских начальные слова даны в такой форме: «Книга Ездры сына Хусия, пророка, священника (sacerdos)». Близость последнего слова по начертанию к слову secundus побуждает признать в современном цифровом надписании книги плод неправильного чтения. Священником или жрецом Ездра назван с целью пояснить предшествующее наименование его пророком, которое нигде больше в апокрифах не встречается. 3Езд.1:2 сына Ахии, сына Финееса, сына Илия, сына Амарии, сына Асиела, сына Мерайофа, сына Арна, сына Уззия, сына Ворифа, сына Авишуя, сына Финееса, сына Елеазара, 2 . Родословная Ездры в испанской версии опущена он назван лишь сыном Хусия. Во французской перечисляется 19 членов родословной Ездры, начиная от Аарона. В основе этой генеалогии лежат данные канонической книги Ездры (VII:1–5) и неканонической второй книги его имени (VIII:1–2). Сверх того внесены три новых члена, Ахия, Финеес и Илий. По мнению Гутшмида (s. 234), Гильгенфельда (205) и Джемса (XLIV) они взяты из 1 кн. Царств (XIVcp. XIV:18; I:3), но без достаточных оснований. Джемс высказывается в пользу более краткой генеалогии, так как заменять общеизвестную родословную совершенно новым именем Хусия едва ли могло прийти кому-нибудь в голову. Имя Хусия упоминается в Библии 3 раза, во 2 кн. Царств (XVIII: 21–23, 31–32), в кн. пророка Иеремии (XXXVI:14) и пророка Софонии (I:1. «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия»). Так как выдержки из последнего пророка встречаются и в других местах книги, то можно предположить, что странная на первый взгляд родословная Ездры и взята у Софонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кампания Феглафелласара III в дни Менаима в Израиле, прибл. 743 год до Р.Х., 4 Царств 15:17–20 Эта кампания не отмечена на карте. В анналах 3-го года правления Феглафелласара (742 г. до Р.Х.) сказано, что он воевал и получал дань от Рецина из Дамаска и Менаима из Израиля (ANET 282–283; Азария [Озия] из Иудеи тоже упомянут). Ассирийские анналы соответствуют библейскому описанию: Тогда пришёл Фул, царь ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей... И пошёл назад царь ассирийский и не остался там в земле ( 4Цар. 15:19–20 ). 1. Кампания 734 года до Р.Х.: Прибрежная равнина, Филистия и далее Эта кампания отмечена чёрно-жёлтой стрелкой от Финикии до Газы. В последующие три года Феглафелласар возобновил операции в Леванте. Начиная с 734 года, он воевал в прибрежных регионах Финикии и Филистии, приближаясь к Египту. Феглафелласар стремился выбить прибрежные страны из антисирийской коалиции (карта 7–3). Захватив Приморский путь, он получил стратегическое преимущество над Сирией и Израилем, а также отрезал Египет от вмешательства в его планы по отношению к Леванту. Во время археологических раскопок, проводившихся во дворце в Нимруде, был найден рельеф, изображающий атаку на укреплённые стены Газера с использованием стенобитного орудия (красный знак противостояния). Возможно, в это время Ахаз, царь Иудеи, вопреки совету пророка Исаии упросил Феглафелласара войти с ним в союз против Рецина из Дамаска и Факея, царя Израиля ( 4Цар. 16:5–7 ; Ис. 7:1–2 ; карта 7–3). 2. Кампания 733 года до Р.Х.: Галилея и Галаад, 4 Царств 15:27–30; 1 Паралипоменон 5:26 В 733 году до Р.Х. царь Феглафелласар продолжил укреплять контроль над Обетованной Землёй. Очевидно, решив оставить Дамаск на потом, он прошёл через долину Хула, – северные ворота Израиля, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, Кедес и Асор. Археологические раскопки в Асоре показали, насколько неудачными были строительные попытки израильтян противостать нападению. Ассирийское завоевание отмечает конец существования большого израильского поселения в Тель- Асоре. Затем Феглафелласар взял «Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию» ( 4Цар. 15:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Среди жрецов – и только среди них – в Египте сохранялась мудрость египетская, то есть та относительно высокая религиозная философия, которая втайне отвергала идолопоклонство Египта и была очень чистою монотеистическою религиею 545 . Мы думаем, что обмен мыслей между Египтом и Палестиною был важнее и оживленнее, чем обыкновенно думают. Египетские жрецы несомненно знали, что Израиль имел культ единого Бога, и то, чего они не смели говорить в Египта, то, по всей вероятности, они не скрывали от высших представителей Израиля, которые были с ними в сношениях. Сношения эти стали в особенности близки при жреческой династии, из которой одна принцесса выдается замуж за царя монотеиста Соломона. Тайная религиозная философия Египтян признавала также лишь одного Бога, единого Владыку и Творца неба и земли, а всех других богов, чтимых в Египте, признавала лишь символическими выражениями разных атрибутов и проявлений могущества единого Бога. Эта философия верила и в бессмертие души 546 и не скрывала этого последнего верования от профанов; но верование в единого Бога и сознание ничтожества всех других божеств составляло тайну жрецов и немногих посвященных. Обратим особое внимание на XI главу 3-й книги Царств. Когда говорится о том, что сердце Соломона уклонилось от правого пути, то в этой главе упоминаются божества сидонские и моавитские и аммонитские, пред которыми служил Соломон под влиянием многих иноземных жен своих, – но нет намека на служение богам египетским. В начале XI главы 3-й книги Царств даже с укором сказано: «и полюбил Соломон многих чужестранных женщин кроме дочери Фараоновой... (женщин) из тех народов, о которых Господь сказал... не входите к ним»! Мы хотим этим указать, что брак Соломона с дочерью Фараоновою, совершенный в начале царствования его, «когда он еще не строил дома своего и дома Господня» (3 Ц. III 547 ), т.е. совершенно молодым человеком, нигде не ставится в вину Соломону 548 , и после этого брака он удостаивается великих и славных откровений, и Господь обещает ему милость Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вместо выражения «в третий раз» (евр. шелишим) лучше принять чтение «третьего» согласно с LXX-ю (кодексы XI, 44, 52, 56, 64, 74, 92, 106, 119, 120, 121, 123, 134, 144, 236, 242, 243, 244, 247 у Гольмеса; в принятом греч. тексте вовсе нет соответствующего слова), Вульгатой и славянским текстом; благочестивое настроение третьего пятидесятника, начальника нового пятидесятка, спасло его и солдат от участи двух первых отрядов (ср. блаж. Феодорит, вопр. 4). Пророки, как носители откровения Божия, должны были встречать со стороны людей почтительное отношение (ср. 4Цар.2:23–24 ), как и безусловное послушание (ср. 3Цар.13 ). Гибель первых двух отрядов была предостережением для чтителей Ваала в Израильском царстве. 4Цар.1:15 .  И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошел с ним к царю. 4Цар.1:16 .  И сказал ему: так говорит Господь: за то, что ты посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, – с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. Безбоязненно явившись к Охозии, пророк Илия повторил ему прежнее ( 4Цар.1:6 ) предсказание смерти. 4Цар.1:17 .  И умер он по слову Господню, которое изрек Илия. И воцарился Иорам [брат Охозии], вместо него, во второй год Иорама, сына Иосафатова, царя Иудейского, так как сына у того не было. 4Цар.1:18 .  Прочее об Охозии, что он сделал, написано в летописи царей Израильских. Вместо бездетного Охозии (LXX-mu слав. не имеют замечания ст. 17 о бездетности Охозии) воцарился брат его Иорам. «Был закон, чтобы царство наследовали дети царей, а если нет детей, старший брат или ближайший родственник» (блаж. Феодорит, вопрос 5 на 4 книгу Царств). Время воцарения Иорама израильского определяется неодинаково в трех различных местностях: а) здесь (ст. 17) – во 2-й год царствования Иорама иудейского сына Иосафата (ср. 3Цар.22:50 ); б) в ( 4Цар.3:1 ): в 18-й год Иосафата и в) в ( 4Цар.8:16 ) говорится, что, напротив, Иорам иудейский воцарился в 5-й год Иорама израильского. Две последние даты оправдываются свидетельством III главы о совместном походе Иорама с Иосафатом на Моава; дата же данного места объясняется, может быть, тем, что Иосафат иудейский некоторое время (около 5 лет) мог иметь соправителем сына своего Иорама.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сопоставление показало, что появление шестикамерных ворот с казематными стенами приходится на вторую половину X века. Эту датировку подтверждает и толщина шести слоев, верхний из которых приходится на 732 год до н.э. А стало быть, строительство шести ворот и казематной стены в западной части города действительно укладывается во время правления Соломона или, что менее вероятно, его сына Иеровоама I. В следующем столетии при царе Ахаве территория Хацора расширилась. Восточная часть верхнего города была укреплена мощной стеной и застроена зданиями различного назначения, среди которых выделяются складские помещения. Тогда же появились цитадель и знаменитая система водоснабжения города. Хацор неоднократно разрушали как арамеи, так и ассирийцы. Окончательный удар городу был нанесен в 732 году до н.э. царем Тиглатпаласаром III в ходе кампании, уничтожившей Израильское Царство. Согласно библейскому тексту, жители Хацора были уведены в плен ассирийцами, однако раскопки Ядина позволяют предположить, что какая-то часть населения пережила гибель города и возвратилась на пепелище: в одном из районов удалось найти дома, принадлежавшие одним и тем же людям до ассирийского пожара и после него. В последующие пять столетий какая-то жизнь в городе продолжалось, но только лишь в пределах цитадели. Последнее упоминание Хацора в исторических документах содержится в книге Маккавеев, где говорится, что Йонатан воевал против Деметрия в долине Хацора. Эти события датируются 147 годом до н.э. Часть 2 " В то же время, возвратившись, Иисус (Навин) взял Хацор, и царя его убил мечем (Хацор же прежде был главой всех тех царств). И побили все дышащее, что было в нем, мечем, предав заклятию, как повелел Моисей, раб Господень. Впрочем, всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли израильтяне, кроме одного Хацора, который сжег Иисус Навин " (Книга Иисуса Навина 11:11-13). " И вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Газер " (3 Книга Царств 9:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Поэтому становится понятным значение посольства еврейского пророка Ионы (также семита) в языческую Ниневию, злодеяния которой дошли до Бога ( Иона 1:2 ). Как уже отмечалось, лишь не на долгое время прозрели ниневитяне после проповеди Иониной (3:5–10), а затем опять погрязли в беззакониях, забыв, чьей милости обязаны спасением от гибели. Вот перед нами свидетельство очевидца того времени – пророка Исаии, жившего «во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей иудейских» (1:1). Эти иудейские цари правили с 785 по 687 гг. до Р.Х. «И будет, когда Господь совершит всё Своё дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умён; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнёзда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта и не пискнул» ( Ис.10:12–14 ). Поэтому пророк Наум не призывает больше ниневитян к покаянию, оно невозможно, но выносит Ассирии приговор: «А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканы и кумиры, приготовлю тебе в нём могилу...» (1:14). В 4-й Книге Царств (15–17 главы) описаны три, следовавших одно за другим, вторжения ассирийцев в Израильское царство. На этих примерах можно хорошо проследить отношение Ассирии к покорённым народам. В 745 году до Р.Х. на ассирийский престол взошёл Тиглатпаласар III (745–727), вошедший в историю как великий завоеватель, хорошо знакомый нам из библейской истории израильских и иудейских царей. Этот царь упоминается в Библии под именем Фул ( 4Цар.15:19 ), а несколькими стихами ниже говорится о Феглаффелласаре (ст. 29). Сегодня доказано, что под этими двумя именами кроется одно и то же лицо – Тиглатпаласар III (в 729 г. стал царём Вавилонии под именем Пулу). При нём регулярная ассирийская армия достигла 120 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Ахава похоронили в Самарии, в Бет-Омри (дом Амврия), как называют этот город ассирийские надписи по имени отца Ахава. На престол восходит старший сын Ахава. Охозия, продолжающий действовать, как отец его, под влиянием и по наущению Иезавели. Где в это время находится великий пророк Господень Илия, мы не знаем. Он появляется лишь тогда, когда, по прошествии двух лет царствования, Охозия лежит на смертном одре (3 Ц. XXII, 51; 4 Ц. I). К Иосафату и царству Иуды мы возвратимся ниже, здесь же, для очертания деятельности пророков Господних, мы напомним, что царь Иуды из похода, не благословленного Богом, возвратился благополучно, но на пути в дом свой был укорен пророком Иуем за помощь, необдуманно поданную нечестивому Ахаву ( 2Nap. XIX, 1–3 ). Но в царстве Иуды благочестивый царь хранил заветы и закон Господень. Не так было во Израиле; там бодрствовал злой дух царей – язычница Иезавель, и об Охозии сказано, 3 Ц. XXII, 52, «что он ходил путем отца своего и матери своей... и служил Ваалу, и поклонялся ему и прогневал Господа Бога Израилева». Династия Амврия (3 Ц. XVI, 22) обречена на гибель. Начинается ряд неудач и несчастий. Вслед за смертью Ахава Моавитяне сбрасывают с себя иго Израиля (4 Ц. I, 1). В древнее время, при Судьях ( Cyд. III, 12–14 ), они господствовали некоторое время над Израилем, но когда Давид, укрепляемый силою Божиею, создавал и собирал по смерти Саула сильное царство, тогда он: «поразил Моавитян... и сделались Моавитяне у Давида рабами, платящими дань» (2 Ц. VIII, 2). Когда произошло разделение царств, то Моавитяне сделались независимыми, но снова подпали под власть царства Израильского при Амврии, отце Ахава. Это явствует из известного в археологическом мире памятника царя Моавитского Месы 861 , который указывает, что Амврий (Омри) и сын его Ахав угнетали Моавитян в течение сорока лет. Очевидно, что памятник записывает восстание против Израиля и отложение от него при Охозии. Из 4 Ц. III» 4 мы узнаем, что «Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сту тысяч овец и по сту тысяч неостриженных баранов».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010