23 О книге Экклезиаст сообщались на лекциях такие подробности: 1) название книги. Мнение о происхождении её – древнее и новые со времени Гроция (16 стол.). 2) Указание на писателя её – Соломона в ней самой: а) в надписании 1, 1; б) в изложении всего содержания от лица Соломона 1, 12, и в эпилоге 12, 9–14. 3) Время написания этой книги Соломоном – последние годы его жизни. Характеристика этого времени по 3Цар. 11 и 12 гл. 4) Предмет книги и цель её. 5) Издание этой книги, подобно Притчам, гл. 25–29, относится к позднему времени, именно к веку Ездры, Нееии и Малахии. Позднею редакциею книги объясняются встречающиеся в ней арамеизмы, слова и формы, свойственные писателям, жившим после плена вавилонского (См. в том же обозрении чтений за 1875/76 г.). 24 Читая о пророческих, книгах в 1871/72 г., о. ректор излагал их в обычном порядке, т. е. сначала говорил о больших, а потом о малых пророках. Но в 1875/76 г, его чтения происходили в таком порядке. «Пророки израильского царства. I. Иона (при Иеровоаме II). 1) История, сведения об Ионе из 4 Царств 14, 25. Время пророческой деятельности его. 2) История Ионы, составляющая содержание его книги. 3) Ложные истолкования её у новейших экзегетов (поэтическое создание, аллегория, парабола, поэтический миф, сон или галлюцинация, филологическое искажение простых фактов). Несомненная подлинность её. 4) Писатель книги и время происхождения её. 5) Основная мысль, высказывающаяся в самом факте, изображенном в книге. II. Амос (при Иеровоаме II). III. Осия (при Иеровоаме, Захарии, Факиа, Фоксе и Осии).– Пророки иудейского царства. А. До плена. I. Иоиль (при Озии) II. Исаия (при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии). О пророке Исаии преосв. Филарет особенно подробно читал, но частные заглавия его лекций об этом и других пророках, ради краткости, мы оставляем. III. Михей (при Иоафаме, Ахазии и Езекии). IV. Наум (при Езекии). V. Аввакум (при Манассии). VI. Софония (при Иосии). VII. Иеремия (нач. при Иосии). УШ. Авдий (по разрушении Иерусалима). Б. В плену вавилонском. 1. Иезеккиль. 11. Даниил. В. После плена (Характеристика народа Божья после плена и задача пророческой миссии). I. Аггей (при Дарие Истаспе). II. Захария (при Дарие Истаспе). III. Малахия (современ. Ездры и Неемии). См. «Обозрение чтений по Св. Писанию 1876, в в делах Совета за 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

[Эдесское царство; греч. Οσροην, Οσδροην, Ορροην; сир.  ,      ], историческая область в Сев. Месопотамии (юго-восток совр. Турции и север совр. Сирии), эллинистическое царство (2-я пол. II в. до Р. Х.- сер. III в. по Р. Х.), первое известное гос-во, в к-ром на рубеже II и III вв. христианство получило офиц. покровительство властей. На западе граница О. проходила по р. Евфрат, на востоке достигала р. Тигр. Столица О.- Эдесса (сир. Урхай; ныне Шанлыурфа, Турция). Основными жителями О. были арамеи, говорившие на восточноарам. диалекте Эдессы, к-рый не позднее III в. по Р. Х. стал основой классического сир. языка; греческое и латинское население составляло в О. меньшинство. Древнейшим городом на территории О. был Харран (Карры; сир.  ; греч. Κρραι; лат. Carrhae; близ совр. дер. Алтынбашак, Турция), вероятно, тождественный библейскому Харрану . В VI-II вв. О. последовательно входила в состав гос-ва Ахеменидов , империи Александра Великого и державы Селевкидов. При распаде последней возник ряд полунезависимых арам. гос-в, особую роль среди которых играли О. и Адиабена . О., ставшая отдельным гос-вом в 132 г. до Р. Х., находилась на стыке Софенского и Коммагенского царств, Вел. Армении, а также новообразованной Парфянской империи. В О. утвердилась династия семит. происхождения, к-рую принято называть династией Авгарей, поскольку это имя, наряду с именем Ману, было наиболее распространено среди ее представителей ( Shah î d. 1984. P. 3-8; Segal. 1985). В 64-63 гг. до Р. Х. селевкидская Сирия была завоевана римлянами и преобразована в провинцию. О. и Адиабена стали буферными гос-вами на границе римской и парфянской сфер влияния. Цари Адиабены занимали антирим. позицию, О. стала союзницей римлян и форпостом для их походов против Парфии. В I в. по Р. Х. Коммагена была присоединена к Римской империи, Евфрат стал пограничной рекой между Римом, с одной стороны, и О., Адиабеной и Софеной - с другой. В это время на престоле О. находился царь Авгарь V бар Ману Уккама (4 г. до Р. Х.- 7 г. по Р. Х., 13-50 гг. по Р. Х.), с именем к-рого раннехрист. предание связало неск. апокрифов, повествующих о начале проповеди христианства в О., в т. ч. «Переписку Авгаря с Иисусом Христом». Эти апокрифы содержат значительное число анахронизмов. В действительности христианство приобрело в О. статус покровительствуемой религии в правление Авгаря VIII бар Ману (177-212), за столетие до легализации христиан в Римской империи ( Segal. 1970. P. 70). Вероятно, Авгарь VIII, желавший утвердить самостоятельность О., выбрал христианство как религию, в равной степени удаленную от Римской и Парфянской империй (подробнее см. в статьях Авгарь , Аддай ).

http://pravenc.ru/text/2581647.html

Начало собранию египетского отдела положила коллекция Слоуна из 250 памятников: статуэток, ушебти (погребальных фигурок), бронзовых и глиняных изделий, скарабеев. Коллекция была расширена за счет даров др. собирателей. В нач. XIX в. пополнение собрания связано с военной неудачей наполеоновского похода в Египет. По условиям договора о капитуляции французы вынуждены были в 1801 г. отдать англичанам многие из собранных в долине Нила сокровищ (напр., т. н. Розеттский камень, надпись на к-ром послужила ключом к дешифровке в 1822 г. Ж. Ф. Шампольоном древнеегип. иероглифов). Тогда же собрание обогатилось 2 обелисками из Дельты, статуей Руи из Карнакского храма и различными саркофагами. Для памятников из долины Нила, Греции и Рима в 1807 г. была открыта «галерея древностей». В нач. XIX в. история многих из них была связана с именами брит. консула в Египте Г. Солта и работавшего по его заказам авантюриста Дж. Бельцони. В основном это были памятники монументальной скульптуры эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до Р. Х.). Событием стала доставка в Лондон 7-тонного гранитного бюста Рамсеса II, т. н. молодого Мемнона, подаренного музею Солтом и И. Л. Буркхардтом . Бельцони переправил также из Карнакского храма статую царя Мернептаха и 6 гранитных скульптур, изображающих сидящую богиню Сахмет. После смерти Солта в Б. м. попали монументальные памятники из его коллекции, собранной в Фивах: гранитные статуи Тутмоса III, божеств Монту и Хатхор, колоссальный бюст из красного гранита, приписываемый Тутмосу III или Аменхотепу II, статуя Аменхотепа III и головы от его колоссов. Из скальной гробницы Рамсеса I, или Сети I, происходят деревянные фигуры царей и богов (все эпохи Нового царства). В 1839 г. музей приобрел более 50 папирусов и 107 стел у собирателя древностей Дж. Анастази, составившие, как и купленные у Солта и герц. Белмора стелы, значительный корпус источников по периодам Среднего и Нового царств. В сер. XIX в. была приобретена коллекция герц. де Блака. Пополнение осуществлялось и за счет дарений: от У. Гамильтона в музей поступила найденная на о-ве Элефантина статуя Рамсеса II, кор. Виктория пожертвовала алебастровый бюст одного из Птолемеев. К 1861 г. собрание было разделено на 3 отдела: вост. древностей, Греции и Рима, монет и медалей.

http://pravenc.ru/text/153451.html

е. похожи на них в том отношении, что, как нетопыри любят ночной мрак, так и поклонение идолам поддерживается омрачением ума, крайним невежеством, утратою приемлемости к свету истины. Бедствия, какими пророк грозит идолопоклонникам, откроют им наконец глаза, – они убедятся в суетности своих надежд на помощь идолов, устыдятся жалкого ослепления, с каким они покланялись бездушным вещам, и с презрением станут выбрасывать в пещеры и ямы то, что дотоле благоговейно почитали. Они проникнутся тогда страхом и благоговением только пред величеством Господа, когда в гневе Своем Он возстанет сокрушити землю и оскверняющих ее своим нечестием идолопоклонников. V. Паримия в пяток первой седмицы Великого поста (III, 1–14) В сей паремии продолжается изображение грозящих нечестивым бедствий от внутренних неурядиц и внешних врагов. Uc.III:1 . Се Владыка Господь Саваоф отъимет от Иерусалима и от Иудеи крепкого и крепкую, крепость хлеба и крепость вина (подкрепление хлебом и вином) и крепость воды В сем стихе и последующих (2 – 8) пророк грозит иудеям бедствиями, имеющими разразиться над ними пред временем и во время Вавилонского и Римского нашествия. Эти бедствия неотвратимы; спасти от них будет некому: среди Иудеев не будет людей крепких, способных защитить свое отечество, не будет ни мужей сильных и храбрых, ни жен крепких, чрез которых, в крайних случаях, иногда Господь являл помощь Своему народу, например, чрез Деввору и Иаиль ( Cyд. IV, 9. 18. 21; V, 6 ), во время судей. Оскудение крепких людей будет следствием, между прочим, того, что не будет подкрепления от хлеба, вина и даже воды, – во всем будет крайняя скудность. Uc.III:2 . 3. Исполина, и крепкаго, и человека ратника, и судию и пророка, и смотреливаго, и старца, и пятьдесятоначальника, и дивнаго советника, и премудраго архитектона, и разумнаго послушателя Не станет, по попущению Божию (отъимет Господь), у Иудеев людей, которыми держится военное, государственное и общественное благоустройство. Не будет исполина и крепкаго – не будет героев, подобных тем, каких не мало было при Давиде, единственно личною своею храбростью и богатырскою физическою силою побеждавших сотни неприятелей (2 Царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

лишь историю церкви ветхозаветной от призвания Авраама до разделения царств. Экстраординарный профессор Василий Соколов по предмету истории и разбора западных исповеданий посвятил курс минувшего учебного года подробному изложению (студентам III курса): 1) введения в науку; 2) истории отделения западной церкви от союза с восточною и исследованию 3) о символических книгах римской церкви и 4) о существенных догматических особенностях римско-католического вероисповедания с их критическим разбором. Из общей программы всего предмета остались непрочитанными отделы о протестантстве и сектах. Экстраординарный профессор Василий Кипарисов по предмету гомилетики с историей проповедничества студентам III курса прочитал: а) об основных положениях теоретической гомилетики. При изложении этого предмета преподаватель постоянно обращался к истории гомилетического учения как к пособию для образования положительного учения о проповеди. В этой части представленная Совету Академии, в начале учебного года, программа была выполнена вся; б) историю проповеди до IV века. В этой науке не был прочитан предполагавшийся по программе отдел о греческой проповеди в IV веке. Экстраординарный профессор Иван Корсунский по предмету греческого языка и его словесности студентам I, II и III курсов прочитал историю греческого языка в связи с его словесностью в существенных чертах и важнейших явлениях её, начиная с древнейших времен и кончая новогреческим периодом, при чем от каждой лекции уделялось несколько минут (от 15-ти до 20-ти минут) на чтение избранных отрывков из произведений греческих, языческих и христианских писателей всех времен истории языка и всех, по возможности, диалектов его. Чтение сопровождаемо было филологи- —32— ческим разбором читаемого, переводом на русский язык, археологическими, географическими и другими разъяснениями и сообщениями. Экстраординарный профессор Александр Беляев по догматическому богословию прочитал студентам IV курса: введение в догматику, историю её и систему догматики за исключением учения о таинствах и последних судьбах мира и человека. Эти два отдела догматики не были преподаны частью потому, что время академического года было сокращено, частью потому, что история догматики была преподана в объеме, несравненно более широком, нежели какой она имеет в самых обширных системах догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

289 Ахитофель был отец Елиама и дед Вирсавии, по сравнению 2 Ц. XI, 3 с 2 Ц. ХХШ, 34. Не без основания полагаюсь, что он считал опозоренной свою семью, когда Давид прелюбодействовал с внучкою его, довершив грех свой убийством ее мужа. Ахитофель позже кончает жизнь свою самоубийством, видя, что Авессалом погибнет в борьбе с отцом (2 Ц. XVII, 23). 290 В XV, 7 сказано, что эти события произошли «по прошествии сорока лет (царствования Давида)». Это по-видимому явная описка вместо четырех лет, со времени возращения Авессалома из Гессура, или же, как указывает Флавий Иосиф, со дня совершенного примирения с отцом (XIV, 33). Слов «царствования Давида» нет вовсе в стихе 7, XV-й главы; и притом западные комментаторы указывают, что и в сирийском и в арабском текстах, а также в Ист. Др. Иуд. Флавия Иосифа цифра четыре, явно указывает на таковую же цифру еврейских манускриптов второй книги Царств. 291 Пророчества Нафана 2 Ц. XII, 10–12 указало в подробности те бедствия и оскорбления, коим подвергнется дом согрешившего Давида. Ср. XVI, 21–22. 293 Мы заметим по поводу всего этого отдела, что он с необычайною подробностью рассказывает события одного только дня с XV, 14 до XVII, 22 и 24. Нигде в книгах Ветхого Завета нет такого подробного описания полных событиями суток. На это первый указал Эвальд в Geschichte Israels Т. III, S. 228–235. Ср. Stanley " " s Iewish Church v. II, Lecture XXIV, «The flight of David». 294 Юноши, позже действительно посланные первосвященниками после того, как совет Хусии восторжествовал, должны были скрываться в Бахуриме в колодце и настигли Давида лишь когда он подходил к Иордану (XVII, 21–22). Они, давши ему ожидаемые известия, советуют немедленно перейти Иордан, что он и исполняет. 296 Родственники Саула очевидно приписывали тайным приказаниям самого Давида убийства, совершевные Иоавом над военачальником Авениром, и Баана в Рихава над царем Ивосфеем, (сыном Сауловым), – которые так огорчили Давида. См. 2 Ц. главы III, 23 и сл., и IV, 1–12. 297 2 Ц. XVI, 6–13. Возвращаясь из за-Иорданской страны, Давид обещал просившему прощения Семею, что он не умрет, спасая его от требований Авессы предать его смерти (2 Ц. XIX, 23). После смерти Давида Соломон призвал Семея и объявил ему, что он должен неотлучно жить в Иерусалиме, и что он будет убит, если выедет ив него. Семей нарушил это условие и был убит (3 Ц. II, 36–46).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

704 В древнем мире племена пастушеские и кочевые всегда отличались знанием тайн природы. Жизнь их, протекая вся под открытым небом, чрез­вычайно благоприятствовала изучению природы. Поэтому кочевые преимуще­ственно считались волхвами и знахарями. 706 Райт в Библ. Словаре Смита Proverbs. Ср. Plumptre Introduction to the Book of Proverbs in the Speaker " " s Bible. 707 В плаче Иеремии так означены глава 11-я, часть главы III-й и глава IV-я. Надо только заметить, что буквы аин и пе переставлены у Иеремии сравнительно с древнейшим порядком, которому следует XXXI, 10 –31 Притч. 708 Или Лакайатас. См. Монье Уилльямса: «Hinduism». Appendix; pp. 225– 227 (Edition of the Society for promoting Christian knowledge). 709 Plumptre in Smith " " s Biblical Dict. «Ecclesiastes». Заметим, что слово Кохелет происходит от глагола кохиль, собирать. Кагал есть родственное также этому глаголу слово. 710 См. Plumptre in Smith« " s Bibl. Dicm, со ссылками на Мишну (sub voc. Ecclesiastes). См. еще у Станлея: «Jewish Church» lectare XXVIII, «Ecclesiastes», со ссылками на блаж. Иеронима «Comm. on XII, 13»; на раввина Иехуду, цитируемого Спинозой и др. (См. в 3-м изд. 1870 Stanley» " s Jewish Church, vol. II, р.226, foot note). 711 См. конец XI-й главы. Три книги Соломона. Песнь Песней, Книга Притчей и Екклезиаст чрезвычайно живо рисуют три стадии развития Соломона. В первой он чистый, высоко вдохновенный юноша; во второй он зрелый муж, опытный и разумный; в третьей стадии он разочарованный старец. 712 3 Царств см. всю главу XI-ю, откровение Божие Соломону, ст. 11 и сл. и слова и действия Ахии, ст. 29 и сл. 714 Такова была часто жизнь восточных деспотов, см. напр. у Геродота о Дейоке I, 98 и 99, и о Смердисе III, 69. (См. заметки в Роуливс. Геродоте). 716 Мы не можем пройти молчанием замечательной книги генерала Буса армии спасения: «In dark England and the way out», вышедшей в 1889 году. В ней можно видеть, что может сделать вера и любовь. Заметим, что методистская «армия спасенья» есть ни что иное, кат настоящий монашеский орден с безответным послушанием и совершенным отречением от своей личности. Армия эта, несмотря на многие свои недостатки, насчитывает выше несколько десятков тысяч членов, и это потому, что она восполняет среди протестантской англо-саксонской расы ту потребность монашества в лучшем его значении, которая всегда чувствовалась среди христиан для помощи погибающим братьям и как средство отдать себя Богу, забыв себя самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3) являясь своеобразным мостом между древними речными культурами Месопотамии и долины Нила, Сирия и П. могли играть важную политич. роль только тогда, когда ослабевали великие царства на севере и юге. Обычно же как Сирия, так и П. находились в зависимости от своих более могущественных соседей, и их история в значит. мере определялась борьбой между Месопотамией или Малой Азией, с одной стороны, и Египтом – с другой (⇒ Война, III). Подлинно независимой П. являлась очень редко, поскольку даже в периоды упадка великих соседних держав сир. Дамаск выступал в качестве серьезного противника Израильского и Иудейского царств. Добиться явного превосходства над Сирией израильтяне смогли только при Давиде и Соломоне, во времена Амврия и его сына Ахава, в эпоху правления Иеровоама II и Озии и, возможно, в эпоху расцвета государства ⇒ Маккавеев. Но именно эту политич. нестабильную и привлекавшую многих захватчиков область Господь сделал родиной Своего народа (см. Пс. 77:7 ). III. 1) в П. встречаются след. виды ландшафтов: равнины и горы на зап. берегу Иордана, Иорданская впадина, горная область вост. берега Иордана и пустыня; 2) а) прибрежная равнина тянется вдоль всего побережья, на юге она шире, чем на севере. Между Филистимской равниной и Иудейскими горами лежит плоскогорье Шефела. С севера к нему примыкает равнина Шарон (библ. Саронская равнина), отделенная болотами Крокодильей реки [новоевр. Нахал-Танниним] от равнины Дор. На севере береговую равнину пересекает хребет Кармил, за которым она сильно сужается и, наконец, заканчивается у Рас-эн-Накура [новоевр. Сулламашел-Цор] – «Лестницы Тира». Узкая сев. часть равнины была областью поселения колена Асира; б) непосредств. к востоку от прибрежной равнины возвышаются горы, к-рые двумя большими террасами Верхней и Нижней Галилеи спускаются от Ливана к Изреельской равнине, связывающей прибрежную равнину с Иорданской впадиной у Бет-Шеана. Юж. Бет-Шеана начинается Самарийское плоскогорье, которое переходит в горы Ефрема и Иудейские горы, где расположены Иерусалим, Вифлеем, Хеврон. Юж. Хеврона расположено пустынное нагорье Негев, юж. часть к-рого поднимается горной грядой Джебель-эль-Макра, высота которой достигает 1035 м (Хар-Рамон);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3 Манефон (2-я пол. IV – нач. III вв. до н.э.) – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Автор истории Египта на греческом языке. Ему принадлежит принятое в основном в науке разделение истории Египта на 30 династий фараонов и на периоды Древнего, Среднего и Нового царств. 4 Палермский камень – обломок диоритовой плиты (43,5x25 см) с высеченным на нём текстом древнеегипетских анналов, охватывающих период в несколько веков, начиная с додинастического времени (конец IV тыс. до н.э.). На лицевой стороне, начиная со второго ряда, каждый прямоугольник содержит год, а в промежутке, наверху каждого ряда, стояло имя царя, которому принадлежал ряд лет. Передняя сторона содержала имена додинастических царей (верхний ряд) и I–III династии. Всё остальное, кончая V династией, находилось на обратной стороне. Текст высечен при V династии (примерно 2392–2283 гг. до н.э.). С 1877 г. – в музее Палермо (отсюда название). 6 Нейт – в египетской мифологии богиня города Саис. Культ Нейт возник в западной части дельты Нила и в Ливии, а впоследствии распространился по всему Египту, в древнейший период Нейт – богиня войны и охоты. Связана с заупокойным культом, вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах. Считалось также, что Нейт обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа. 7 Ном (от греч. nomos – область, округ) – административный округ в Древнем Египте. Каждый ном имел политический и религиозный центр, войско, герб, богов-покровителей. Количество номов и их площадь менялись. 10 Осирис – в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. 11 Хатор – в египетской мифологии богиня неба. В древнейший период почиталась как небесная корова, родившая солнце. Впоследствии изображалась женщиной с рогами и иногда ушами коровы. Центр культа Хатор – город Дендера (её эпитет – «владычица Дендеры»), но её почитание было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библе, Пунте, на Синае.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В виду особой важности, какую имеет в описании символического храма его измерение, пророк точно определяет принимаемую им здесь единицу меры. Локоть (аттан) самая естественная мера и самая принятая во все века. Но если в новейшее время оказалось невозможным не только объединение народов в одной системе измерения, но и точный перевод мер одной страны на меры другой (вследствие различия температур), то тем большую неустойчивость в этом отношении имела библейская древность. В частности, локоть был различен не только в разных странах, но одна и та же страна обычно имела два локтя–больший и меньший. Главным принципом различия была, по-видимому здесь, неодинаковая длина мужского и женского локтя. В древнем Ханаане посему к наименованию этой меры присоединялось обозначение, какой из этих двух локтей имеется в виду: железный одр Ога, хранившийся во время Моисея в Равве Аммонской, длиною был 9, а шириною 4 локтя «мужеских» ( Втор.3:11 ). Впоследствии, кажется, разница происходила от того, присчитывалась ли к локтю ладонь или он оканчивался кистью, как то видно из настоящего места. По Геродоту, в Вавилоне царский локоть был длиннее обыкновенного на ширину 3 пальцев (I, 178); первый, полагают, приблизительно в 555 миллиметров, а второй в 495 (Benzinger; Archäologie § 26). В Египте тоже было два локтя, большой в 525–528 мм. и малый 450 мм. (там же). Одна надпись на стене, принадлежащая Асаргадону, гласит: «Имгур-Бел, его стену, толстую, отмерил я в 30 аслу (мера) длины и 30 аслу ширины объемом большим локтем» (Beiträge zur Assyriologie und Semitischen Sprachwissenschaft, III, 250 и д.). Вероятно, меньший локоть в практике везде постепенно вытеснял больший. Поэтому уже автор 2Пар.3:3 при измерении Соломонова храма оговаривается, что он пользуется локтем древним (harischon, LXX «первый», рус.: «по прежней мере»). Естественно, для измерения храма как Соломонова, так и настоящего употребляется древний, священный локоть. Этот больший локоть в библейской науке, со времени открытия, так называемой, Силоамской надписи (в 1880 году), считается равным 11 вершкам, ок. 1 ¾ фута ( Глаголев А. А. Комментарий на 3 и 4 кн. Царств, Спб. 1906, стр. 33). След. настоящая «трость измерения» имела 4 арш. 6 верш. или около 3 метров. Слав. пер. несогласно с греч. (ν πχει κα παλαιστς) и евр., дает объяснительный перифраз в определении локтя: «в локоть шестидланный», полагая, след., обыкновенный локоть в 5 ладоней (иные считают его в 6, а древний локоть в 7). Ладонь, tephach, была тоже линейной мерой: Исх.25:25, 37:12 ; 3Цар.7:26 ; при этом имелась в виду ширина ладони; посему ладонь полагалась величиною в 4 пальца (Beiträge z. Assyr. Ill, 358). Значит, следующей, уже самой низшей линейной мерой былъ «палец» (толщина его), ezba ( Иер.52:21 ), ассир. sybban (Kraetzschmar, 1. с.) Трость, qaneh, употребляется ангелом для измерения потому вероятно, что мерки делались преимущественно из этого материала; посему и ассир. qanu означает мерку.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010