Rawlinson. The Great Monarch. Lenormant. Essai, p. 112. 1447 По греческим известиям, планета Сатурн называлась звездой солнца; у халдеев она также сближалась с солнцем и называлась «волом солнца». Ibid. 114. 1448 Моверс изводит и персидский культ огня из этого культа богу Адар. Ассирияне и халдеи перед войском носили священный огонь, – символ поедающей силы Адара. Movers. Lib. cit. S. 340. 1449 На другом Халдейском наречии: Bar, вследствие чего у Ктезия составилось имя П αρσνθης т. е. Bar-samdan. 1450 4 Царств 17, 31. Кажется, Адар-Мелех был прототипом финикийского Молоха, что увидим ниже. Культ его, по свидетельству Библии, действительно был сходен с культом Молоха. По меньшей мере, это тип однородный с Молохом, который представляет собой его дальнейшее развитие. Мрачный и страшный элемент – неотъемлемое свойство бога Адар. 1452 Chwolsohn. Die Ssabier. II, 387. «Ты Господь блага, не знающий зла, который сам полнота счастия и раздаятель его». Dimeschqi. Text. III, §. 3. Цвет его здесь был земляной. Иногда он изображался и с головой птицы. Ibid. S. 677. Кажется, это божество имело связь с богом счастья Гад, упоминаемым в Библии в истории Харрана. У финикиян также был Ваал-Гад. 1453 Множественное Istarati перешло у финикиян в имя Астарты (Astaret, Astart). Асера (Aserah, Asurit) также, по-видимому, – одного корня и значения. Впрочем в своем начальном происхождении это имя едва-ли семитическое; оно тождественно с арийским στρ (у греков) и astara (у персов). Значит, по-видимому, звезда. Herzog. Encyklop. В. I, 565, 638. 1457 Различались в Вавилоне и Ассирии две Истар – Istar; Истар города Ниневии и Истар – Арбеллы. Истар арбельская, кажется, представляла собой воинственную стихию, а ниневийская – чувственную – Zarpanit. Здесь она называлась «Asarit», – богиня удовольствий. По-видимому, из Вавилона она перенесена была и в Самарию. 4 Царств 17, 29 – 31. 1459 Ibidem. На некоторых надписях Нергалу усвояется жена Laz (Авлазер в Библии – 4 Царств. 17, 31). У сабеев были боги Nebaz и Nerig – демоны тех же свойств, как и Нергал, и представляли собой его модификацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

531 По кн. Песнь Песней Соломона (Песн 6.8), в гареме Соломона имелось всего сто сорок наложниц, тогда как в Третьей книге Царств (3Цар 11.3) говорится о тысяче женщин. Иосиф Флавий, видя в Соломоне лишь пожилого сластолюбца, только последним и объясняет его терпимость к иноземным культам его сожительниц. Но такие культы были повсеместно распространены в государстве Соломона, тогда как законная жена Соломона, египетская царевна, не имела, подобно другим женам, своего святилища на горе Масхит. (Перев.) 532 Софена — город в Самарии. 533 Это Шешонк, один из вождей-военачальников при тесте Соломона, основатель XXII династии египетских фараонов, так называемой ливийской (950—730 гг. до н.э.). 534 Более того, он стал зятем фараона Шешонка I и был готов стать новым царем евреев. 535 Город недалеко от Иордана, на северо-востоке от Суккота. (Перев.) 536 Эта глава рассказана по Третьей книге Царств (3Цар 12.1 — 3Цар 13.9) и по Второй книге Паралипоменон (2Пар 10.1 — 2Пар 11.4). 537 Это находится в противоречии с Третьей книгой Царств (3Цар 13.26), где читаем: «Пророк, возвративший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал и умертвил его, по слову Господа, которое он изрек ему». (Перев.) 538 Сезострис — египетский фараон, который, согласно греческой традиции, завоевал много стран. Его часто отождествляли с реальными египетскими правителями Сенусертом III и Рамзесом II. Вероятно, греки перепутали этих фараонов, слили воедино и необычайно преувеличили масштабы их завоеваний. 539 В 949 г. до н.э. Шешонк I, не без участия Иеровоама, осадил и взял Иерусалим и с богатой добычей вернулся в Фивы. На южной стене Карнакского храма перечислены все палестинские города, завоеванные египтянами во время этого похода. (Перев.) 540 Геродот (II, 104) рассказывает, что первоначально все египтяне, подобно прочим хамитам, соблюдали этот обычай. От египтян его переняли и евреи. Этот обычай отсутствует у финикийцев. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

каф – 20 и ламед – 30 могут быть смешаны): по стихам 32–33, Факей до Иоафама иудейского царствовал 2 года, одновременно с ним 16 лет (18 лет), а по ( 4Цар.17:1 ), убийца и преемник Факея Осия воцарился лишь в 12-й год Ахаза иудейского: таким образом Факей царствовал 30 лет. В царствование Факея совершилось вторжение в пределы Израильского царства ассирийского царя Феглаффелласара (ст. 29), Тиглат-Пилезера III клинообразных надписей. Как видно из следующей главы, этот царь явился с завоевательными в отношении Израильского царства целями, по приглашению иудейского царя Ахаза, вынужденного к тому угрозой союзных сил Факея израильского и Рецина сирийского ( 4Цар.16:5–9 ; ср. Ис.7:1 и следующие), заключивших союз, вероятно, не против Иудеи только (как успешны были военные действия Факея против Иудейского царства, видно из ( 2Пар.28:5–15 )), а и против самой Ассирии. Но это была последняя неудачная попытка двух ослабленных царств свергнуть Ассирийское иго; для обеих царств она кончилась одинаково печально. У сирийцев царь ассирийский отнял Дамаск, переселил жителей его в Кир и умертвил Рецина ( 4Цар.16:9 ). В Израильском царстве равным образом отнял северные города и провинции (ст. 29; некогда временно занятые сирийским царем Венададом I, пришедшим по приглашению Асы, 3Цар.15:19–20 ), а частью и Заиорданье – «Галаад». Кедес – в колене Неффалимовом ( Нав.20:7 ; Onomasticon, 583), что было уже предвестием и началом всенародного пленения Израильского. Тиглет-Пилезер в надписи рассказывает о себе, что в поход свой 733 года он умертвил Факея и поставил царем Самарии Осию: это, по-видимому согласуется со свидетельством ст. 30, который как бы в связи с упомянутым в ст. 29 нашествием ассирийского царя говорит об убийстве Факея Осией, который и сделался царем израильским; можно думать, сторонники Ассирии поспешили в угоду ассирийскому царю поставить подчиненного ему Осию (сравни, впрочем, 4Цар.17:3 ). Год воцарения его не мог быть 20-м годом царствования Иоафама иудейского (ст. 30), так как последний царствовал только 16 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3. Книга Левит. В ней написано об обязанностях старозаветных священников и левитов, о богослужениях и о нравственном и гражданском законе (III кн. Моисея или Левит). 4. Книга Чисел. В ней описывается, как в пустыне проводилась всеобщая перепись народа израильского, при которой, кроме левитов, было насчитано 603 550 взрослых мужчин; далее там подробно объясняются обязанности левитов и рассказывается о ропоте народа против Моисея и о смерти Аарона (IV кн. Моисея или Чисел). 5. Книга Второзакония. В ней Моисей перед смертью сокращенно повторяет законник, который Бог дал еврейскому народу, возносит благодарения Богу и благославляет народ; в конце описывается смерть Моисея и его погребение (V кн. Моисея или Второзаконие). 6. Книга Иисуса Навина. В вей рассказывается о приходе в землю обетованную и о разделении ее между двенадцатью коленами израильскими (Иис. Нав.). 7. Книга Судей, В ней описывается жизнь евреев в то время, когда ими управляли судьи (Судей). 8. Книга Руфь, где рассказывается о жене по имени Руфь, которая была прабабушкой царя Давида (Руфь). 9–12. Две книги Самуила и две книги Царств, где повествуется о жизни народа израильского, когда им управляли цари, а особенно о постройке великолепного храма в Иерусалиме (Самуил и Царств). 13–14. Две книги Паралипоменон, которые являются дополнением к книгам Царств (Паралипоменон). 15–16. Книги Ездры и Неемии, в которых рассказывается о возвращении евреев из Вавилонского плена, о постройке нового храма на месте первого и о возобновлении города Иерусалима (Ездра и Неемия). 17. Книга Эсфирь, где описывается жизнь набожной и мужественной израильтянки, которая спасла свой народ от гибели во время правления персидского царя Артаксеркса (Эсфирь). 18. Книга Иова, где повествуется о богоугодной жизни праведного Иова, который в пору великих страданий и невзгод сохранил твердую веру в Бога и проявил великое терпение и мудрость (Иов). 19. Книга Псалмов или Псалтирь,, которая содержит 150 духовных песнопений или псалмов, составленных большею частью царем Давидом (Псалтирь, Псал. или Пс).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

3. – Число и деление книг Ветхого Завета 1 . Всех ветхозаветных книг, помещенных в греческом переводе LXX и в латинской Вульгате, считают 43. 7 Из них 22 книги существуют на еврейском языке. 8 Другие же были писаны по-гречески или, быть может, не дошли до нас на оригинальном языке. Книги первого класса лишь одни приняты древними иудеями, а за ними и древне-христианскою Церковью , в канон книг священных и богодухновенных; их называют, поэтому, каноническими. Книги второго класса носят название неканонических: написанные после того, как прекратилось во Израиле преемство пророков и, потому, не вошедшие в состав священных книг еврейских, они не стоят наравне с ними по достоинству и не имеют характера богодухновенности; тем не менее, как особенно полезные, добрые и назидательные, они удержаны Церковью в составе ветхозаветных книг. Неканонические книги читаются лишь в греческом переводе LXX и в Вульгате. 2 . Еврейская Библия , содержащая одни канонические книги, подразделяется на 3 части: 1) закон, тора 2) пророки, небиим, и 3) агиографы, кетубим. Это деление находится во введении к книге Иисуса, сына Сирахова и в евангелии св. Луки. 9 – I. Закон, или, как мы называем его, Пятокнижие, заключает пять книг Моисея: 1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие. – II. Пророки в еврейской Библии, обнимают не только книги, за которыми у нас сохранилось это название, но также книги: 6) Иисуса Навина; 7) Судей (с Руфью); 8) две книги Самуила (наши две первые книги Царей или Царств), и 9) две книги Царей (у LXX и в Вульгате: III-я и IV-aя книги Царств). Пророки в собственном смысле названы младшими пророками, в отличие от предшествующих, названных старшими или первыми. Младшие пророки подразделяются на великих и малых. Великих пророков в еврейской Библии считается три: 10) Исаия; 11) Иеремия (с книгою Плач) и 12) Иезекииль. Малые пророки, числом двенадцать, суть следующие: 13) Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Евреи принимают двенадцать малых пророков за одну книгу. – III. Агиографы заключают: 14) Псалмы; 15) Притчи; 16) Иова; 17) Песнь Песней; 18) Екклезиаст; 19) Есфирь; 20) Даниила; 21) Ездры и Неемии; 22) Летописи или Паралипоменон. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Датировать события, изложенные в книге Иисуса Навина, оказалось задачей не из легких. После простого прочтения текста Библии (в зависимости от того, какую часть Библии мы читаем) может показаться, что все события излагаются в хронологическом порядке. Если начать с 3 книги Царств 6:1 и принять, что Соломон взошел на престол ок. 970 г. до н.э., то Исход должен был произойти примерно в 1446 г. до н.э., а захват земли (события книги Иисуса Навина) в 1406 г. до н.э. Эта дата (XV век до н.э.) часто называется «ранней датой». С другой стороны, если начать расчеты с Исхода 1:11, где описано начало работ по строительству города для фараона Рамзеса, который жил в XIII веке до н.э. (ок. 12791213 гг. до н.э.), то завоевание земли должно было бы происходить где-то в конце правления Рамзеса. Эта дата (XIII век до н.э.) обычно носит название «поздней даты». Определенно можно считать, что Израиль уже находился в земле примерно к 1207 г. до н.э., поскольку Мернептах упоминает о военной компании в Ханаан и о столкновениях с Израилем. 325 Обе датировки (и ранняя и поздняя) имеют свои сильные и слабые стороны. 326 Раннюю датировку просто воспринять с точки зрения сквозного чтения и подсчетов на основании даты из 3 книги Царств 6:1. Она также легче сочетается с прямой хронологией книги Судей (хотя датировка книги Судей трудно сочетается с любым из предлагаемых сценариев – об этом мы поговорим в главе «Судьи»). Что же касается археологических исследований, место раскопок Иерехона содержит, по крайней мере, некоторые скудные свидетельства того, что на этом месте когда-то существовал город, который был завоеван, однако, найти остатки укреплений, о которых рассказывает Библия, так и не удалось. У ранней датировки, в том виде, в которой мы ее здесь описали, тем не менее, предостаточно слабых сторон, которые можно обнаружить, если рассматривать ее с точки зрения Библии, истории и археологии. Большую часть XV века фараоном Египта был Тутмос III (около 14791425), который держал Ханаан в ежовых рукавицах, что следует не только из его заявлений о яко бы двадцати военных походах в Ханаан, среди которых была мощная компания против Ханаанской коалиции в Мегиддо, 327 но также и из археологических раскопок, проведенных в Ханаане, которые, судя по всему, подтверждают его заявления. 328 Среди списка народов, которых, по указанию Бога должны были изгнать израильтяне, ни разу не встречаются Египтяне (ср. Быт.15:1921 ; Исх.3:8, 3:17, 23:23, 32:2, 34:11 ; Втор.7:1, 20:17 ; И. Нав.3:10 ; и далее как события отдельных повествований, И. Нав.9:1, 11:3, 12:8, 24:11 ; Суд.3:5 ). Через сто лет, во время правления Аменофиса IV (также известного под именем Эхнатон; ок. 13521336 до н.э.), регион также контролировался египтянами, что следует из потока корреспонденции, известного как «письма из Амарны». 329 Характер переписки подразумевает, что египтяне контролировали эту область еще до начала царствования этого фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Изложение событий и научное обсуждение их по главным периодам Библейской Истории: I. Период патриархальный: история творения мира и чело- —35— века; обзор первобытных преданий об этом. Ближайшее потомство падшего человека. Состояние человечества ко времени Авраама. Призвание и жизнь Авраама. Другие патриархи. Их историческая достоверность и значение. II. Период подзаконный. Обстоятельства поселения Евреев в Египте, и жизнь там. Обстоятельства исхода из Египта и посвящения в народ Божий Моисеем. Поселение в Земле Обетованной и укрепление в ней. Мысль о Царе. III. Период царско-пророческий. Первые Цари. Расцвет царства. Разделение царств. Цари Иудейские и Израильские до разрушения обоих царств. Вавилонское пленение. IV. Период послепленный. Указ Кира. Возвращение Иудеев, возрождение Иудеи, построение храма, восстановление Иерусалима. Ново-иудейство. Ездра и Неемия. Иудейство в столкновении с Еллинизмом. Маккавеи. Иудейство в столкновении с Римлянами, до последних судеб Иерусалима и Иудейского народа. Заслуженный ординарный профессор Василий Ключевский по кафедре русской гражданской истории студентам II курса прочитал курс русской истории до царствования Императрицы Екатерины II с кратким обзором дальнейшего времени. Заслуженный ординарный профессор Пётр Цветков по кафедре латинского языка и его словесности студентам I курса прочитал историю римской литературы в периоды архаический и классический и объяснял Фасты Овидия; студентам II курса объяснял Георгики Виргилия; студентам III курса объяснял избранные из произведений Горация. Заслуженный ординарный профессор Николай Каптерев по древней гражданской истории прочитал студентам I курса: 1) историю науки, 2) историю Востока и 3) историю Греции. Временный преподаватель, заслуженный ординарный профессор Григорий Воскресенский по русскому и церковно-славянскому —36— языкам (с палеографией) прочитал студентам II курса, после общих замечаний о значении древнего церковно-славянского языка для науки общего сравнительного языковедения и в частности для славяно-русской филологии: 1) краткий очерк новейшего сравнительного языкознания и более подробный очерк изучения церковно-славянского и русского языков, 2) общие и более частные понятия и правила по предмету славяно-русской палеографии, 3) историко-филологическое обозрение церковно-славянского и русского языков – по программе, сопровождая чтения палеографическим и грамматическим разбором древних церковно-славянских и русских памятников по составленной тем же профессором „Славянской хрестоматии“, вып. I, М. 1882 г. По истории русской литературы, после общего введения (понятие об истории литературы, как науке, объём, содержание и учёные труды по истории русской литературы) и более частного введения в курс русской народной словесности, прочитал: 1) обозрение песен обрядовых, сказок, пословиц и былин о богатыре Илье Муромце; 2) о Слове о полку Игореве и 3) из истории новой русской литературы – о важнейших писателях с Ломоносова до Гоголя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь же считаем нужным противопоставить воззрению проф. Болотова следующие соображения. Наряду с «цилиндром Кира», где этот царь возносит молитву о себе и сыне своем Камбизе (Schrader. Keil. Bibl. В. III-2. H. S 125, 127), мы имеем надписи и Набоннида, где он неоднократно молится о себе и рядом – о Валтасаре, своем первородном сыне и наследнике (ibid., S. 83–85, 89, 97). Не повторяем всего того, что уже сказано нами по поводу личности «царя» Валтасара. Обращаем внимание еще на два видения прор. Даниила, бывшие ему в 1-й и 3-й год Валтасара ( Дан. 7:1; 8:1 ). В первом видении, как увидим несколько позже, пророку открывается судьба четырех царств, начиная с вавилонского, а во втором – судьба двух царств, начиная уже с мидо-персидского. Не значит ли это, что вавилонское царство, которое в 1-й год Валтасара было еще могущественным, мировым царством, в 3-й год его уже явно доживало свои последние дни, что едва ли могло бы быть, если бы Валтасар царствовал, как говорит проф. Болотов, ок. 559–555 г., т. е. был современником по царствованию Нериглиссора. Что же касается предположения В. В. Болотова о Сузах, как месте царствования Валтасара, то оно, кажется, опирается на Дан. 8:2 ; между тем, это библейское место, как увидим впереди, имеет совершенно иной смысл. 1267 Характер и содержание этого видения Даниилова указывает всецело на вавилонское происхождение его. Львы, медведи, бараны, леопарды и т. п.– были обыкновенным воспроизведением ассиро-вавилонской скульптуры (Schrader. Keil. Bibl. В. III-1. H. S 145). Особенно изваяния крылатых львов и барельефные изображения их были так обычны в Вавилоне, что их можно было видеть везде, как показывают новейшие ассиро-вавилонские раскопки (Vigouroux. Die Bibel u. d. neueren Entdeckungen. B. IV. S. 485–486). Пророку Даниилу, видевшему много раз скульптурные изображения подобного рода животных, и само видение представилось под этими именно обычными образами. У других пророков (кроме Иезекииля, жившего тоже в Вавилоне) таких символико-поэтических описаний и картин вовсе нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

12:18. Шарон. Опираясь на текст Септуагинты, можно предположить, что «Шарон» указывает местонахождение Афека, поскольку это географическое название используется в других местах по отношению к другим городам (см.: Нав. 13:4 ; 3Цар. 20:26–30 ). Если же это отдельный город, то, скорее всего, он был расположен вблизи территории филистимлян. 12:19. Мадон и Асор. См. коммент. к 11:1. 12:20. Шимрон-Мерой и Ахсаф. См. коммент. к 11:1. 12:21. Фаанах. Несмотря на то что Фаанах (Телль-Тааннук, в 4 милях к северо-западу от Мегиддона, на окраине Изреельской долины) был основан примерно в 2700 г. до н. э., сведения об этом городе не встречаются в небиблейских источниках вплоть до XV в. до н. э., когда Тутмос III упомянул его в своем отчете о битве при Мегиддоне (1468). Впоследствии Фаанах, как и некоторые другие города Изреельской долины, стал регулярно попадать в перечни завоеванных городов этой благодатной спорной территории. Его включение в перечень завоеваний Иисуса Навина – дань этой традиции. Первоначально он входил в состав удела Асира, но затем стал причисляться к владениям Манассии ( Нав. 17:12 ; Суд. 5:19 ). Судя по результатам раскопок, расцвет Фаанаха приходится на середину 3-го тыс. и на период между XVII и XIV вв. до н. э., что свидетельствует о его зависимости от Египта, господству которого положило конец вторжение «народов моря». Тем не менее в X в. до н. э. здесь была построена новая система укреплений, указывающая на возрождение города в период царств. 12:21. Мегиддон. Мегиддон, господствующий над западным проходом к стратегически важной Изреельской долине, равнине Сарон и приморскому торговому пути из Египта в Месопотамию, привлекал внимание многих древних завоевателей. Основанный около 3300 г. до н. э. вблизи двух источников, Мегиддон разрушался и восстанавливался двадцать раз, по мере того как египетские (анналы Тутмоса III, Сети, Рамсеса II; амарнские письма), хеттские и месопотамские войска сражались за господство над городом и торговыми путями, проходившими через Сирию и Палестину. Разрушение города поздней бронзы (слой VIIA) в XII в. до н. э. совпадает с прекращением вассальной зависимости от Египта, последовавшим за вторжением «народов моря» (о чем свидетельствует обнаружение в этом слое филистимской керамики). В рассказе о завоевании Мегиддон упоминается только в этом перечне поверженных царей. Отданный во владение Манассии ( Нав. 17:11 ), город, однако, не был покорен израильтянами вплоть до периода царств (З Цар. 4:12; 9:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В средневековье делалось много попыток установить, что представляли собой библейские инструменты. Мн. такие попытки (с IX до XVIII в.) основывались на иллюстрациях к посланию блж. Иеронима к Дардану, к-рое на самом деле не является подлинным и датируется ок. 800 г. по Р. Х. ( Page. 1977) или даже позднее. Некоторые из таких изображений, напр. хороса (евр.  ) в виде волынки, совершенно неправдоподобны. Продолжение ст. 1 Цар 18. 6: «женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю (в Септуагинте: «навстречу Давиду») с бубнами (  ), радостью (  ) и  ». Слово   в этом смысле встречается в Библии единственный раз, поэтому оно представляло трудность для переводчиков: в Септуагинте для его передачи использовано слово κμβαλον, в Вульгате - sistrum (систр - древнеегип. шумовой инструмент (погремушка), состоящий из укрепленной на ручке изогнутой рамки либо со скользящими по ней пластинками, либо с продетыми через нее стержнями с маленькими дисками или пластинками). Возможно, вариант Вульгаты ближе к истине, т. к. корень слова   может быть   (три), а у некоторых систров - 3 пластинки. Однако Байер подчеркивает, что от библейского периода в Израиле найден только один фрагмент (ручка) систра ( Bayer. 1963. P. 8. N 29), к-рый на 5 или 6 веков старше данного сюжета, украшен изображением головы егип. богини Хатхор и поэтому не имеет отношения к Израилю ( Braun. 1999. Abb. III/3-3, р. 88). Позднее Байер предположила, что корень   в данном случае может указывать на то, что женщины танцевали по трое ( Bayer. N " ginah V " zimrah . 1968. P. 775). Но представляется более вероятным, что название   не связано с числом 3, а является звукоподражательным. Есть немало археологических находок глиняных погремушек; выше упоминались «позвонки» на одежде первосвященника. В Таргуме   переводится на арамейский как   1-е значение глагола   - «звонить» или «хлопать», и он явно связан со словом   которым обозначались тарелки ( Jastrow. 1903. P. 1286). Во Второй книге Царств Во Второй книге Царств (2. 28) труба Иоава - это шофар; исходя из контекста, можно предположить, что он использовался как обрядовый, сигнальный и военный инструмент.

http://pravenc.ru/text/2564322.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010