Глава 13 1–22. Война Авии царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. 2Пар.13:1 .  В восемнадцатый год царствования Иеровоама воцарился Авия над Иудою. 2Пар.13:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом. Ср. ( 3Цар.15:1–2 ) («Толковая Библия», т. II, с. 437–438) и ( 2Пар.11:20 ) (ср. замечание к последнему месту, т.е. «Толковая Библия», т. III, с. 117). 2Пар.13:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом. 2Пар.13:3 .  И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восемью стами тысяч человек, также отборных, храбрых. «Тогда как в книге Царств об Авии сделано только общее замечание, что он подражал грехам отца своего ( 3Цар.15:3 ), книги Паралипоменон, в замене этой общей характеристики, передают документальное известие о войне Авии с Иеровоамом, о покорении им некоторых израильских городов, и, по обычаю, прибавляют свидетельство относительно царской родословной» (проф. Олесниций, «Государственная летопись царей Иудейских», Труды Киевской Духовной Академии, 1879, 8, с. 424). Историческая достоверность сообщения 2 Паралипоменон о внушительной по своим размерам войне между царем иудейским и израильским не подлежит сомнению, тем более, что и ( 3Цар.15:6 ) кратко упоминает об этой войне. Некоторые частности рассказа 2 Паралипоменон о войне возбуждают недоумение. Так, численность обоих враждебных войск – 400 тысяч иудейского и 800 тыс. израильского (стих 3, ср. ( 2Пар.25:5–6 )) и особенно число убитых у Израиля (ст. 17) – 500 тысяч (полмиллиона!) представляются сильно преувеличенными и могли возникнуть по ошибке переписчиков – могли, например, попасть сюда из ( 2Цар.24:9 ) (перепись при Давиде) или из ( 2Пар.25:5–6 ) (война Амасии Иудейского с Иоасом Израильским). По крайней мере еврейский кодекс 180 у Кенникотта читает вместо «четыреста тысяч» четырнадцать тысяч; соответственно меньшими могли быть и другие показанные в тексте цифры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.17:3 .  Против него выступил Салманассар, царь Ассирийский, и сделался Осия подвластным ему и давал ему дань. 4Цар.17:4 .  И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. Поставленный царем с ведома Тиглат-Пилезера и, конечно, с обязательством дани ассирийскому царю, Осия, по-видимому, решил воспользоваться последовавшей в 727 году переменой на ассирийском престоле: Тиглат-Пилезера III сменил Салманасар IV 10 (ассир. Sulmanu – asir), царствовавший, по показанию так называемого «списка эпонимов», с 727 по 722 г. до Р. X. Из ассирийских документов о Салманассаре IV известно лишь, что в 3 последние года своего царствования он предпринимал завоевательные походы на запад (точное название стран, куда направлялись эти походы, неизвестно, так как плитки в данных пунктах оказались поврежденными). С этим можно сопоставить приведенное у Иосифа Флавия (Иуд.Древн. 9:14, 2) свидетельство финикийского историка Менандра, что ассирийский царь Салманассар сначала предпринял было войну против всей Финикии, потом заключил мир, а затем через некоторое время подверг пятилетней осаде Тир (может быть, об этой осаде пророчески говорит Ис.23 ). Сопоставляя эти внебиблейские свидетельства с ( 4Цар.17:3–6 ), некоторые ученые библеисты (Евальд и др.) предполагают, что отказ Осии платить дань Салманассару стоит в связи с образовавшейся в то время коалицией западноазиатских государств, в том числе Финикии с Тиром во главе, при поддержке Египта против владычества Ассирии; впрочем, другие исследователи (Кнобель, Шопаде, Смит) относят образование упомянутой коалиции и осаду Тира (по Менандру и И. Флавию) на время более позднее – к царствованию в Ассирии уже Сеннахирима и спустя несколько лет после падения Самарии и Израильского царства. Не настаивая на первом предположении, мы должны, однако, сказать, что самый факт уклонения Осии от данничества Ассирии и обращение за помощью к Египту близко напоминает о предполагаемой коалиции против Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.9:10 .  По окончании двадцати лет, в которые Соломон построил два дома, – дом Господень и дом царский, – 3Цар.9:11 .  на что Хирам, царь Тирский, доставлял Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые и золото, по его желанию, – царь Соломон дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской. 3Цар.9:12 .  И вышел Хирам из Тира посмотреть города, которые дал ему Соломон, и они не понравились ему. 3Цар.9:13 .  И сказал он: что это за города, которые ты, брат мой, дал мне? И назвал их землею Кавул, как называются они до сего дня. 3Цар.9:14 .  И послал Хирам царю сто двадцать талантов золота. Раздел этот стоит вне исторической связи с предыдущим. Несмотря на внешний блеск и богатство царствования Соломона, он, очевидно, не имел возможности иначе вознаградить Хирама, Тирского царя, за его услуги при постройках (ст. 11), ( 3Цар.5:7–12 ; 2Пар.2:8–16 ), как уступкой ему части Израильской территории, в прямом противоречии с запрещением закона продавать землю навсегда ( Лев.25:23 ), следовательно, и отчуждать как-либо часть ее. Соломон дал Хираму «20 городов в земле Галилейской», евр. Галил (ст. 11), LXX: Γαλιλια, Vulg.: Galilaea. Это – не вся Галилея в позднейшем, новозаветном смысле – область между Самарией на юге и Ливаном на севере (И. Флавий, Иудейская война III, 3, 1; ( Лк.8:26,17:11 ; Деян.9:31 ); Onomastic. 320), но только самая северная часть ее, первоначально назначенная в удел колену Неффалимову ( Нав.20:7,21:32 ), но остававшаяся в руках хананеян, преимущественно ими населенная и потому называвшаяся «Галилея язычников» ( Мф.4:15 ). В этом могло заключаться некоторое оправдание поступка Соломона с городами. Впрочем, расположенные в бедной, невозделанной провинции они, естественно, не понравились Хираму, что он выразил в названии провинции именем Кавул (ст. 13). По объяснению И. Флавия (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), Кавул, Χβαλον с финикийского значит «неугодное, неприятное» ( οκ ρσκον). LXX передают евр. Кавул то через собств. имя Χβαλον, то через нарицат. opiov, слав.: «предел [Хавуль]», сближая, видимо, название это с евр. гебул (граница, предел). Нарицательное значение имени Кавул вообще неясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поэтому перед Ваасой пишите цифру «3» Но над Ваасой пишите цифру «II» – это будет вторая династия. Римскую цифру «II» над Ваасой поставьте, и это будет говорить о второй династии. И когда он воцарился, «то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию Силомлянина Прочие дела Навата, все, что он сделал, описано в летописи ». Так вот, 33-й стих смотрите: «В третий год Асы воцарился Вааса [Баша буквально] и царствовал двадцать четыре года [Отмечайте против Ваасы: двадцать четыре года и указывайте – 3-я Царств, 15-я глава, 33-й стих. Вот, хотя он и исполнил волю Божию, но вот что у него в мозгах было? Сам угождать Господу не хотел. Не хотел. Делал он за все двадцать четыре года – стих 33-й]. И ходил путем Иеровоама и во всех грехах его, которые тот ввел». И вот через некоего пророка Иуя, сына Ананиева, о Ваасе было сказано так: за то, что Я поднял тебя из праха и сделал царем Израильским, а ты ходил в грехах Иеровоама, вот твой дом также будет отвергнут, и потомство твое будет истреблено, как и потомство Иеровоама. Вот прочие дела Ваасы, все, что он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских. И почил он. И похоронили его в Фирце. И воцарился после него Ила, сын его. Смотрите 16-ю главу, 8-й стих: «В двадцать шестой год Асы, царя Иудейского, воцарился Ила, сын Ваасы ». Царствовал два года. Это был не только царь, который ходил в грехах отца своего, но ещё и любил заложить за воротник изрядно. И вот, был в таком состоянии во дворце, против него сделал заговор офицер его Замврий и истребил весь дом Ваасы. Вот пишите следующий порядковый номер и пишите: «Замврий». И напишите над ним цифру «III» римскую – это уже третья династия. Замврий. Правильно спишите имя – 10-й стих 16-й главы: «тогда вошел Замврий, поразил его и умертвил его, и воцарился вместо него. Когда он воцарился, то истребил весь дом Ваасы». Ну полностью – это вот в восточном стиле. Смена власти обязательно .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

138. " Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет " . 139. В этой заботливости о достойном погребении усопших братий, очевидно, сказывается искреннее желание загладить грехи прежнего образа жизни. 140. Один из обычных способов искушения. " Сатана нередко покушался прельстить меня златом, - говорит святой Антоний, - златом, которое для того и приносил, чтобы или обольстить мои глаза или осквернить мои руки " . Жизнеописание святого Антония/Сост. св. Афанасием. 30, 40. 141. Свидетельство глубокой христианской древности о молебствиях на полях! 142. Основателем манихейства признается Манес, родом вавилонянин, живший в III веке. Его заблуждения произошли от смешения древней персидской религии Зороастра с христианскими понятиями. Основные положения манихейства: 1) признание двух вечных царств света и тьмы; 2) борьба между ними; 3) происхождение мира из смешения света и тьмы; 4) необходимость освобождения частиц света из области тьмы; 5) это совершается при помощи Христа и Святого Духа; 6) признание в человеке двух душ: доброй и злой, и т.п. 143. Знамения, подобные описанному, нередко встречались в истории Церкви Божией. См., например, 36 гл. " Луга Духовного " в новом переводе. Подобное же знамение произошло в Киеве при обращении русских в христианство. " История христианства в России до равноапостольного князя Владимира " . Преосв. Макария. 265. Спб., 1846. Припомним также обращение зырян святым Стефаном Пермским. См. также в издании Миня Patrolog. cursus compl., XXI. Series latina, p. 426, прим. 3. 144. Память преподобного Ануфа или Анувия - 5 июня. Он удостоился дивных видений. В состоянии духовного восторга все существо подвижника преображалось, как бы отрешаясь от уз плоти - от всего земного, и входило как бы в соприкосновение с высшим духовным миром. В таком состоянии у некоторых подвижников замечалось просияние лица, как бы луч солнечный озарял его. В видениях ему открывались тайны мира духовного. См. прим. к гл. 51 " Луга Духовного " в новом переводе. О каком гонении говорит подвижник Ануф, решить трудно; вероятно, о гонении Юлиана Отступника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

Авия Авия (мой отец есть Иегова) – имя следующих лиц: а) ( Лk. I, 5 ) – священник из потомков Аарона, глава одной из 24 черед, на которые Давид разделил священников. Захария, отец Иоанна Предтечи, был из чреды Авиевой; б) ( I Цap. VIII, 2 ) – имя второго сына Самуилова, левита. Он был судьею в Вирсавии; но вместе с братом своим Иоилем нарушал правосудие и по своему корыстолюбию брал взятки. Дурное их поведение вынудило народ просить себе у Самуила царя; в) ( III Цap. XIV, 1–13 ) – второй царь иудейский, сын Иеровоама. В XIV главе III книги Царств говорится, что Авия заболел и что Иеровоам, беспокоясь о судьбе своего сына, послал свою жену вопросить пророка Ахию в Силоме о том, что будет с отроком. Пророк предсказал его смерть (ст. 12) и падение дома Иеровоамова. Авия действительно умер по возвращении своей матери в Фирцу, лишь только она переступила порог дома, и похоронили его, и оплакали его все Израильтяне (ст. 17–18), замечает свящ. историк. Слова пророка в ст. 13 очень знаменательны и почетны для памяти Авии: и оплачут его все Израильтяне, и похоронят его; ибо он один у Иеровоама войдет в гробницу, так как в нем, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом, Богом Израилевым; г) ( III Цap. XIV:31, XV:7, 8 ) – сын Ровоама, одно из лиц, упоминаемых в родословии Господа Иисуса Христа ( Mф. I, 7 ). Он наследовал своему отцу Ровоаму и царствовал над иудеями в Иерусалиме три года. Он ходил во всех грехах отца своего, говорит писатель свящ. книги, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу Богу его, как сердце Давида, отца его (ст. 3); но ради обетования, данного Давиду, Господь пощадил его. Авия вел войну с Иеровоамом ( II Nap. VIII, 2–20 ) и победил его, так что пало убитых у Израиля 500 000 человек отборных (ст. 17). Несмотря на личные пороки и недостатки, Авия своею речью, обращенной к Иеровоаму и израильтянам, и засвидетельствованием своей веры в Господа показал, что он не совсем еще погряз в грехах. После войны, подробности которой сообщаются в II Nap.XIII , Авия не сделался лучшим и имел четырнадцать жен и тридцать восемь детей. По его смерти и погребении во граде Давидовом воцарился сын его Аса. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Пророк Илия Вопрос о вознесении Илии более сложный и более интересный. Что мы знаем о пророке Илии и его восшествии на небо? В Синодальном переводе Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Казалось бы, вот явное противоречие словам Христа, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Но неужели Спаситель не знал этой истории с Илией? Неужели ее не знал апостол Иоанн, приводящий слова Христа? Почему же знаток закона и пророков Никодим тут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Вероятно, потому, что во времена Спасителя в 4-й книге царств не говорилось о вознесении пророка Илии на небо. Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места. Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо: «И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо» (4 Цар. 2: 11). Единственное отличие от Масоретского текста в частице «яко», однако смысл от этого меняется кардинально. Илия был взят не на небо, но как бы на небо, то есть был поднят в воздух. Как понимали данное место Писания святые отцы? Святитель Иоанн Златоуст : «Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь» . Святитель Кирилл Иерусалимский : «Тот “аки на небо” (4 Цар. 2: 11), а Иисус прямо на небо» .

http://pravoslavie.ru/55239.html

3Цар.18:17 .  Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? 3Цар.18:18 .  И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам; 3Цар.18:19 .  теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели. 3Цар.18:20 .  И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил. Ахав суеверно видит в пророке человека, приносящего народу несчастье (евр. охер, ст. 17,: ахар; ст. 18: губить, губитель), ср. ( Быт.34:30 ; Нав.6:17,7:25 ), но пророк источник гибели Израиля видит (ст. 18) в идолослужении Ваалам (Ваал, кроме общего имени, имел еще разные эпитеты и прозвания: Вааль-Вериф, Ваал-Зебув и др., в которых идолослужители видели отдельные божества) и предлагает религиозное состязание с 450 пророками Ваала и 400 пророками Ашоры-Астарты, в присутствии «всего Израиля» (т. е. народных представителей) на горе Кармил. Гора Кармил (евр. Кармел, собств. сад, ( Нав.19:26 ); Onomast. 602), к югу от залива Акко, составляет северное продолжение гор Ефремовых, близ потока Киссона. В древнее время г. Кармил, по Иосифу Флавию (Иуд. Древн. V, 1, 22; Иуд. Война, III, 3, 1), составляла границу между Галилеею и Тирскою областью; известна была растительностью, а также обилием гротов. Пророком избрана была, вероятно, как центральное место в Израильском царстве, и притом близкое к летней резиденции Ахава (ср. ст. 46); наконец, здесь, очевидно, издавна был чтимый жертвенник Иеговы (ст. 30). Ахав немедленно исполняет предложение пророка (ст. 20), на которого только что пылал гневом (ст. 17): ясно, что личность пророка имела сильное влияние и на этого царя. 3Цар.18:21 .  И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог , то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. 3Цар.18:22 .  И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных];

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но там, где воссиял свет божественный, он не затмевается вполне, и когда глас Божий возглаголал, он не перестаёт раздаваться, даже в ушах, которые не слушают его. Говорят, что после Иисуса, в промежуток времени между правлением Судей и концом царства Соломона, память о Моисее, его деяниях и его законах почти совершенно исчезла и потеряла всякую силу в Израиле. Это заблуждение легко обличить, приведя несколько мест библейского повествования того времени. В книге Судей относительно народов Ханаанских, которые устояли в своей земле вопреки усилиям еврейских колен вытеснить их, мы читаем: «Эти народы оставлены, чтобы искушать ими Израиля и узнать, повинуется ли он заповедям Господним, которые Он заповедал отцам его чрез Моисея» (III, 4). Также в книгах царств: «Господь поставил Моисея и Аарона, которые изъяли ваших отцов из Египта и дали им поселиться в этой земле». «Сохрани, – говорит почти умирающий Давид сыну своему Соломону, – сохрани то, что Вечному Богу твоему угодно, дабы хранил ты, ходя по путям Его и соблюдая заповеди Его, и оправдания Его и судьбы Его, и свидетельство Его, писанныя в законе Моисея» ( 1Цар.12:6–8 ; 3Цар.2:3 ). И когда Соломон по торжественном освящении своего храма обратился к Богу с молитвой благодарения, «он стал и благословил всё собрание Израиля громким голосом, говоря: благословен Господь Бог, Который дал покой народу Своему Израилю по слову Своему! Не упало на землю ни одно слово из всех благих слов Его, которые он говорил устами Моисея, служителя Своего» ( 3Цар.8:55–56 ). Правда, эти благие слова не сохранили всей своей действенности в нравах и практической жизни израильтян; служение Иегове и законодательство Моисея подверглись некоторому печальному забвению и значительным изменениям, но в народном чувстве Иегова Вечный был всегда единственным Богом, Истинным Богом, и Моисей – Его пророком. Беспорядок нравственный и общественный овладел союзом еврейским; божественные законы и предание были беспрестанно нарушаемы, но не были незнаемы; этот закон и это предание были всегда предметами веры и почтения Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

Очевидно, что прощение грехов Ниневитян было последствием их покаяния (Ионы III, 10); но в последних двух стихах книги (Ионы IV, 10–11) не говорится о покаянии, а стих 11 говорит о вечной любви Божией, проявляющейся к человеку независимо от каких бы то ни было заслуг его. Она выразилась до покаяния в посылке пророка Ионы, который словом Божиим, вложенным в уста его, вызвал в Ниневитянах то движение души к свету и правде, которое спасло их и которое, как известно было Богу, должно было проявиться. Любовь Божия высказалась и в милосердии. Его к темному люду, «не умевшему отличить правой руки от левой» 1150 , и к бессловесным животным. Города долины Сиддимской не были пощажены, потому что там все народонаселение могло отличать добро от зла, и избирало зло 1151 . О Ниневии же Господь говорит: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» На этом стихе кончается книга пророка Ионы, который был послан к язычникам. Дальнейшая судьба пророка нам неизвестна, но она и не нужна для целей Библии. В книге этой указана любовь Божия ко всем людям, и в ней, – хотя прикровенно, – но уже виднеется промысел Божий, уготовляющий спасение всему человечеству: не одному Израилю. Израилю в лице Ионы дается урок: При каждом малейшем несчастии ты вопиешь ко Мне, – как бы глаголет Господь. «Я нашел тебя в степи печальной и дикой, ограждал тебя, смотрел за тобою, хранил тебя... и ты оставил Бога своего» (Второз. XXXII, 10–19). Но в отношении других народов ты уверен, что они ничто пред лицом Моим. Но ты ошибаешься, – говорит Господь Ионе и Израилю: Я жалею их, и они предмет Моей любви и попечений. Таковы были уроки народу обетования, заключающиеся в книге Ионы. Книга о пророке Ионе есть сказание – как те сказания о пророках Илии и Елисее, которые записаны в книгах 3-й и 4-й Царств. Это пророки язычников 1152 . Отныне начинается ряд прямых пророчеств, обращенных к Израилю и Иуде, над которыми царствует род Давида, сидящий в священном граде Иерусалиме, где стоит храм, посвященный Богу завета Единому, Вечно живущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010