19:11. Судебная структура. Иерусалимский суд, таким образом, состоял из левитов, священников, глав поколений и судей. Здесь обнаруживаются определенные параллели с египетским судопроизводством 22-й династии (XI-IX вв. до н. э.). 20:1. Моавитяне и аммонитяне. В летописях царя Салманасара III упоминается аммонитский царь Bá " sa, сын Ruhubi, который выставил войско в помощь арамейской (сирийской) конфедерации, воевавшей с Ассирией в 853-м и 841 гг. до н. э. Моавитским царем в то время был, вероятно, Меша (Меса), известный по 3-й и 4-й книгам Царств и пространной моавитской надписи, в которой он описывает свое восстание против Израиля (см. коммент. к 4Цар. 3:4 ). Это нашествие не документируется ни в одном из небиблейских источников. Оно могло иметь место в период, когда западная коалиция против Ассирии развалилась и отдельные государства стали воевать друг с другом. 20:1. Страна Маонитская. Ученые не пришли к единому мнению по поводу идентификации национальной группы маонитян. Иногда они отождествляются с племенем минеев (Minaeans) из Южной Аравии. Их контроль над торговлей благовониями простирался до Палестины. Некоторые исследователи отождествляют их с упомянутым в надписях Тиглатпаласара III племенем Múunaya. Есть предположение, что маонитяне связаны с городом Маон, к югу от Хеврона, в холмистой области Иудеи. Они появляются совместно с другими племенами, которые обитали вдоль южных границ Иудеи. 20:2. Хацацон-Фамар/Енгедди. Местоположение этого пункта неизвестно, но некоторые исследователи полагают, что он находился вблизи южного побережья Мертвого моря, возможно, в районе el-Hasasa, между Ен-Геди и Вифлеемом. Оазис Ен-Геди находится недалеко от Мертвого моря и примерно в 35 милях к юго-востоку от Иерусалима. Орошаемый непересыхающим источником, он являет собой островок жизни среди унылого, лишенного растительности ландшафта. На протяжении своей долгой истории этот оазис играл роль святилища, пограничной заставы и торгового центра. В этой области был обнаружен целый ряд крепостей периода царств. Одна из них расположена вблизи источника воды, а другая – на вершине утеса, с которого можно обозревать окрестности на многие мили вокруг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4 Как и в Апокалипсисе здесь рассказано о древе жизни, которое стало вновь доступно праведникам (25.5). Датируется первой половиной III в. до Р.Х. 7 Этому вопросу H.-J. Farby посвятил свой доклад Die Messianologie der Weisheitliteratur in der Sepuaginta на летнем коллоквиуме по Септуагинте (Louvan, 2004). См.: Knibb M. A. The Septuagint and Messianism. Colloquium Biblicum Lovaniense LIII//Ephemerides theologicae lovanienses. Vol. 80/4 (2004). P. 560–561. 8 Подробное рассмотрение концепции Сына Божия см.: Mowinkel S. He That Cometh. The Messiah Concept in the Old Testament and Later Judaism. Translated by G. W. Anderson. Grand Rapids, 2005 (первое издание 1956). 13 Рассказ Иез 37.1–10 о воскресении сухих костей представляет собою метафорическое описание возвращение Израиля из плена и лишь в поздней традиции стал осмысляться как пророчество о телесном воскресении. Это переосмысление отражено также в еврейском апокрифическом сочинении “Жития пророков”. В нем даны краткие жизнеописания 4 больших, 12 малых и 7 других, упоминаемых в книгах Царств (Натан, Ахия, Иоад (3 Царств 13, без имени), Илия, Елисей, Захария ( 2Пар 24.20–22 , Мф 23.35 )). Составлено в Палестине на семитском или греческом в I в. Воскресение мертвых упоминается в связи с Иез 37 (2.15, 3.12). 14 Dodd C. H. The Parables of the Kingdom. London, 1950. P. 46–51. Первое издание этой работы вышло в 1935 г. В русском переводе другой книги этого автора есть слабое отражение вопроса. См.: Додд Ч. Г. Основатель христианства. М., 1997. С. 51–53, 96. 15 Ноев завет в отличие от Синайского, является вселенским, общечеловеческим. Он включает в себя следующие семь заповедей: 1) соблюдать справедливость, 2) не идолопоклонствовать, 3) не хулить имени Божьего, 4) не убивать, 5) не нарушать супружеской верности и половых отношений в пределах кровной близости, 6) не грабить и не красть, 7) не употреблять мяса с кровью. Евреи полагали, что язычникам эти заповеди также предписаны, хотя они не соблюдают их. В эпоху иудаизма эта тема находит себе воплощение в литературе “Дерех эрец” (мирской путь, обычай). Так называется один из малых трактатов Талмуда, содержащий правила благопристойного поведения. В его 11 главах затронуты следующие вопросы: запрещенный браки; категории хороших и плохих людей (каждая включает 12 разрядов); грехи, которые влекут за собою солнечные и лунные затмения (здесь же о 390 небесах); о судьбе; правила поведения ученых людей; правила поведения за столом; поведение при омовениях; перечень опасностей для жизни и души. Как особый тип универсалистской литературы направление “Дерех эрец” выделено раввином Кляйном (Klein G. Der alteste christliche Katechismus und die jüdische Propaganda-Literatur. Berlin, 1909). Ноев завет лежит в основе решения Апостольского собора 49 г. ( Деян 15.20, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Хр. для Аамеса и 1463 год последнего года Тотмеса II. Эта цифра также довольно близко подходит к кратчайшему промежутку времени в 480 лет, которые указаны в 3 Царств VI, 1. Последняя цифра недавно подкреплена весьма замечательно открытием, которое, – если бы можно было на него вполне положиться, – окончательно бы установило хронологию. 807 Тотмес III построил храм в Елефантине; в последние годы нашего времени он был разрушен туземцами, но на одном камне, найденном близ развалин, читается ясно имя царя; на другом камне есть надпись, что 28 числа месяца Епифа праздновался восход Сотиса, т. е. Сириуса. Из этого Г. Био вычисляет: что год, в котором должно было восхождение Сириуса, совпадает с упомянутым числом, есть 1445 год до Р.Хр. Царствование Тотмеса III продолжалось сорок восемь лет; храм вероятно строился в конце его царствования, которое кроме последних семи лет было все наполнено войнами; таким образом (предполагая, что храм строился через сорок лет после восшествия на престол Тотмеса III),-nocлeдhuй год царствования Тотмеса II (и Исхода) должен заключаться между 1485 годом и 1492 до Р. Хр., числовая данная совершенно согласная с той, которая указана в 3 Царстве VI, 1. 808 В настоящем положении вопроса достаточно указать на замечательное соглашение между двумя разными системами библейской и Египетской хронологии, какую бы из этих систем мы ни избрали. § 14 Принимая в настоящее время, что преследование и угнетение Израильтян началось при Аамесе I, остается все-таки вопрос, при котором из его преемников имел место исход? При отсутствии монументальных показаний, вопрос не может быть решен окончательно, но, по-видимому, существуют основательные причины заключить, что это событие совершилось при конце царствования Тотмеса IL Мы не можем определить точно, сколько именно протекло времени между вступлением на царство Аамеса I и Тотмеса III. Рассчет Брюгша (который, впрочем, не относится к нашему вопросу), определяет это пространство времени в восемьдесят один год. Согласно Фл.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

961 (Ст. 22–24). Тук, как мы видели уже в 17 стихе главы III (ср. 5 пр. этой главы), безусловно был запрещен в пищу. Но он мог идти на всякое другое употребление, не считаясь не чистым, и, напротив, приносимый при всех жертвах на алтарь всесожжений, он как бы исключительно был при жертвоприношениях посвящен Богу. Но это не исключало его из материалов, могущих приносить пользу человеку при многих ремесленных производствах. 962 (Ст. 25–27). О причинах запрещения есть кровь смотри 5 пр. гл. III и главу XVII, 10–15. О выражении «истребится и пр.» см. выше 6-е пр. этой главы. Мы заметим здесь еще выражение стиха 25: «кто будет есть тук скота, который приносится в жертву Господу , истребится и пр.» Мы знаем, что приносились в жертву Господу только волы, овцы, козы (и голуби); могли же употребляться в пищу серна, олень ( Bmop. XV, 22 ) и буйвол и лань и некоторые другие животные, не совершенно известные (см. Bmop. XIV, 4–5 ). Самуил Кларк думает, что тук всех животных, не приносимых в жертву, но дозволенных в пищу, не подлежал запрещению, т. е. его можно было есть; но Отто Герлах другого мнения. 963 (Ст. 27–30). При мирной жертве, приносящий ее сам приводил ее в скинию (III , 1 и сравни I, 3), возлагал на нее руки и сам закалывал ее (III , 2); а по стиху 30 настоящей главы вероятно сам разнимал ее на части и был обязан своими руками представить Господу (кроме тука) грудь, которая возносилась руками несколько раз пред Господом (ср. пр. 10, гл. XXIX Исхода). Представление назначенной части самим жертвователем имело, кроме символического Богослужебного значения, другое, нравственное, указание на которое мы встречаем в главе II, I кн. Царств (ст. 12–17), где описаны действия сыновей первосвященника Илии, которые насильно брали у приносящих те части, которые им нравились, и где они названы «людьми негодными». 964 (Ст. 31–32). Кроме груди потрясения, священнику еще отдавалось, из мирных жертв, правое плечо " возношения« (см. пр. 10, гл. XXIX Исх.). Некоторые из комментаторов полагали, что под этим надо разуметь заднюю ногу, как лучшую часть. Но большая часть лучших авторитетов полагает, что надо буквально разуметь правое плечо, тем более что во многих странах Азии и до сих пор передняя лопатка ценится по вкусу выше задней четверти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(Ст. 40). Чтение семидесяти переводчиков (слова в скобках) очень замечательно. Мы видели (в 1–3 части Св. Летописи гл. III и 14 примеч. к главе XLVII текста книги Бытия), что Иосиф по всей вероятности жил и действовал при царе XII дин. Аменемха III. В III Царств VI, 1, сказано что 480 лет протекло от исхода до четвертого года царствования Соломона, который, на основании многих данных, относят к 1012 году до Р. Хр. Таким образом определяется время исхода 1492–1491 г. до Р. Хр., а время Авраама на основании стиха 40 этой главы отнесется к 1922 году до Р. Хр., что, по-видимому, согласуется с нашими историческими сведениями о древнейших государствах Мессопотамии, Сирии и Малой Азии, и не противоречит Египетской истории, на сколько мы знаем ее, ибо владение нижним Египтом Гиксосами при существовании Египетских параллельных с ними династий в верхнем Египте, не могло долго продолжаться в виду ненависти Египтян к чужеземцам, кланявшимся притом Тифону (Сутеху). Принимая таким образом цифру семидесяти, которая имеет за собою авторитет лучших и многочисленных рукописей, имевшихся у них в руках, мы полагаем, что 430 лет раскладываются от откровения Божия Аврааму (Бытия XV 13) таким образом. Двадцать пять лет после поселения Авраама в Палестине родился Исаак; Исааку было шестьдесят лет, когда родился Иаков; Иаков входит в Египет ста тридцати лет, таким образом составляется 215 лет до входа в Египет. С другой стороны, сорок лет, которые проводит Моисей в пустыне Мадиамской и сорок лет от рождения которые он провел в Египте, заключают в себе 80 лет гнета XVIII династии, начиная Аамесом I, при Нефертари, Аменхотепе I и Тотмесе I и Тотмесе II. Но надо думать, что изгнание Гиксосов и угнетение Израиля начались несколько ранее рождения, Моисея, поэтому мы полагаем, что Гиксосы владели всею Дельтою лишь несколько более ста лет и тогда от Иосифа и XII династии до XVIII должно было протечь 115 лет, а собственно угнетение Израиля продолжалось сто лет, т. е. с 1591–1491 до Р. Христ. Заметим еще, что Ап. Павел, знавший хорошо Иудейское предание, говорит в послании к Галатам (III 17), что закон дан 430 лет после обетования Аврааму. в Ист. Египта (1877 Брюгша стран: 253, § XIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Каков, например, Давид Кимхи.    Священная история того времени представляет немало подобных опытов. Так Вааса, егда воцарися во Израили, изби весь дом Иеровоамль, и не остави ничтоже от всего дыхания Иеровоамля (3 Царств. 15:29); Замврий, внегда сести ему на престол, изби весь дом Ваасов, и ужиков его, и друга его (3 Цар. 16:11). Та же участь постигла семьдесят сынов Ахава от Ииуя (4 Царств. 10:1-8), и приготовлена была Γοфοлией всему царскому семени в Иудее (4 Цар. 11:1 и след.) и проч.    Это со всей обстоятельностью показывает Драх, рассматривая, по порядку, все означенные места и сравнивая употребление слова Алма с двумя другими синонимическими, но не тожественными: с Наара и Ветула (De l " harmonie entre l’église et la synag. tom. II, p. 135—167. Paris, 1844).    Все их доказательства и опровержение этих доказательств можно видеть там же у Драха (стр. 111—134).    Многие другие возражения против рассматриваемого нами места, как Иудеев, так и рационалистов, опровергает тот же Драх (ibid. стр. 173—206).     Ирин, adversus heeres. III, 27, 7; Тертулл. adversus Judaeos cap. 9 и др.    Например, рабби или раввин Моше Гаддаршан в Медраше, одной из частей талмуда, при объяснении слов псалма: истина от земли возсия (с Еврейского: возникнет) и правда с небесе приниче (Псал. 84:12), пишет следующее: «рабби Иудан говорил: это наше Спасение (Спаситель), которое возникнет от земли через непосредственное действие Божье, и будут тогда обе (т. е. истина и правда) соединены вместе. Но почему сказано: возникнет, а не родится? Потому, что образ рождения Его (Спасителя) не будет подобен рождению тварей земных, а совершенно отличный от них во всех отношениях…» В том же Медраше, на книгу Бытия гл. 37, ст. 22, повествуется: «рабби Берахия говорил: Святый Бог сказал Израильтянам: вы жалуетесь Мне: сиры быхом, несть отца (Плач. Иер. 5, 3); тогда как и Избавитель, которого я восставлю от вас, не будет иметь отца. Ибо сказано: Зах. 6:12; Ис. 53:2; Псал. 109:3...». А в третьем месте, на книгу Бытия гл. 41, ст. 1, тот же Медраш утверждает, что «как падение совершилось чрез деву, так чрез деву же последует и восстание». Другие места подобного рода представляет Драх в сочинении: De l’harmonie... tom. II, pag. 37—50.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Исторические книги 1296 от Пятокнижия до Неемии представляют сравнительно достаточно – последовательное течение исторической жизни Израиля, причём каждая книга (кроме Паралипоменон) обыкновенно без ощутительных переры- —176— вов продолжает историю, как один первоисточник. С пророческой литературой начинается раздробление в единстве этого первоисточника, когда одна и та же историческая истина в собственном смысле слагается из трудов не одного человека и не одного времени, и одной из главных задач историка выступает извлечение и объединение этой истины из раскрывающих и дополняющих её параллельных представлений. Приведём несколько образцов этого рода работы. Что в 4Цар.15:8–19 описывается только в кратких чертах, о том можно судить гораздо лучше по жизненному и яркому описанию этого периода у пр. Осии, III–XIV гл. – О союзе с Египтянами в это же описываемое время узнаём у того же Осии, Ос.7:11, 12:3–14 , тогда как в исторических книгах о том нет даже упоминания. Что предтечи Халдеев – Скифы Геродота – делали набеги во времена Иосии также на Палестину, узнаём мы из пророчеств Софонии и ещё раньше Иеремии. Наконец, о более любопытных и едва ли менее правдоподобных мотивах замедления постройки храма Вавилонскими переселенцами узнаём из обличений пр. Аггея 1297 , где главным тормозом столь священного дела выставляется халатное отношение к нему самих Иудеев ( Arr. I–II гл.). Нечто подобное можно сказать о всей книге Паралипоменон, которая, хотя касается уже ранее описанных (в книгах Царств) событий, – однако, касается с совершенно особой точки зрения и по другим интересам, чем у автора Царств, и при этих условиях представляет также то здесь, то там материал для дополнения своего прецедента. – Для дальнейшего длинного периода плена наши сравнительно скудные сведения по политической истории Израиля черпаются почти только из пророческих писаний. Ближайшее после-пленное время описано современниками Ездрой и Неемией без больших отступлений от истины, хотя и не везде с желательной обстоятельностью и подробностью 1298 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

373 (Ст. 11). Поднятие рук Моисея, выражение внутренней его душевной молитвы, изображало образно для Израиля силу молитвы. Образы нужны были для этого народа, находившегося в полном младенчестве мысли, вследствие рабства. 374 (Ст. 12). Амаликитяне, замечает Кук, не были простым скопищем, подобным толпе нынешних Бедуинов; это был народ воинственный и притом приобревший военную опытность в постоянной борьбе с Египтом. Таково было мнение и кавалера Фолар в Diet, de la Bible, Dom Calmet. Битва была упорная, ибо продолжалась целый день до захождения солнца. 375 (Ст. 14). Здесь мы видим подтверждение того, что Моисею было приказано вести летопись деяний и истории народа за свое время (Сравни главу III Свящ. Летописи, вступление). Иисусу Навину, как будущему вождю, передается приказание словесно; в книгу вписывается «для памяти». Перед вами именно та книга, в которую вписано Божие повеление. 376 (Ст. 14). Пророчество сбывается во время Саула (1 Царств. XV, 2–3, 8); когда большая часть Амаликитян, по-видимому, кочевавшая на восток от Иордана до устьев Евфрата (Dom Calmet), была истреблена. Остатки Амаликитян ограбили однако при Давиде город Секелаг, но были разбиты (1 Царств. XXX), и только небольшое количество их спаслось. Наконец, во дни Езекии, царя Иудейского, пятьсот человек из колена Симеонова уничтожили последних Амаликитян, занявших гору Сеир, и поселились на землях погибших врагов своих ( 1Nap. IV, 41–43 ). 377 Господь знамя мое (Ст. 15). Значение имени жертвенника приведено в примечании нашего перевода. Устроение жертвенника происходит не по правилам, позже постановленным, а по преданию и обычаю жертвоприношений, приносимых Авраамом и Иаковом. (Сравни кн. Бытия XII, 7, XXXV, 14–15). 378 (Ст. 16) «Рука на престоле Иеговы». Это весьма темное место толкуется так: «Амалик осмелился поднять руку противу Иеговы, и потому брань Иеговы противу Амалика и проч.» Это толкование принято всеми комментаторами, кроме тех, кои вместо Кез – престол, читают Нез – знамя, соединяя значение этого стиха с предыдущим. Но Кук замечает, что все дошедшие до нас тексты: Сирийский, Самаритянский, Арабский, Таргумы не позволяют допустить такого чтения: все они употребляют слово престол. Английская Библия переводит вместо: «рука на престоле Господа», «Господь клялся, что брань противу Амалика и пр.». Но этот перевод считается Куком неправильным, и он переводит так, как переводит наш текст. Замечательно, что LXX толковников передавали это место так: «Яко рукою тайною ратует Господь на Амалика от рода в род».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Рис. 100. Стена плача В целях интеграции выходцев из разных стран в единую общность, а также в рамках восстановления исторической национальной преемственности в Израиле был введён в употребление в качестве государственного (наряду с арабским) иврит – возрождённый, некогда мёртвый, древний еврейский язык. В современном иудаизме существует очевидное стремление к восстановлению Иерусалимского храма на его историческом месте (на так называемой Храмовой горе). В связи с этим и сама эпоха получила своё второе название. Вместе с тем, как уже говорилось ранее, это намерение не имеет всеобщей поддержки и находит много критиков в среде самих иудеев. §3 Ключевые книги иудаизма Танах Фундаментальной книгой иудаизма является Танах – свод библейских текстов Ветхого Завета, именуемых в христианской традиции каноническими. Название представляет собой акроним трёх главных его частей: 1 . Торá (ивр. «Закон»; соответствует Пятикнижию Моисееву); 2 . Невиим (ивр. «Пророки»); 3 . Ктувим (ивр. «Писания»). Здесь нам необходимо кратко остановиться на специфике структуры и содержания так называемой «Еврейской библии», называемой иудеями «Танах», а также соотнести названия книг с теми, что приняты в Православии. Сразу следует оговориться, что Танах не имеет в себе тех книг, которые в православных изданиях Ветхого Завета именуются «неканоническими». Соотношение же наименований, порядка и рубрикации остальных текстов можно увидеть в следующей таблице. Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг Торá (Закон) Берешит (В начале) Шмот (Имена) Ва-йикра (И воззвал) Бе-мидбар (В пустыне) Дварим (Слова) Второзаконие Невиим (Пророки) Ранние пророки Иехошуа бин Нун (Иисус сын Навина) Шофтим (Судьи) I и II Книги Судей Сефер Шмуэль (Книга Самуила) I и II Книги Царств Сефер млахим (Книга Царей) III и IV Книги Царств Поздние пророки Иешаяху (Исайя) Книга пророка Исайи Ирмеяху (Иеремия) Книга пророка Иеремии Иехезкель (Иезекииль) Книга пророка Иезекииля Хошеа (Осия) Книга пророка Осии

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Содержание I. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (III, 1–9) II. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (IV, 7–15) III. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (IV, 7. 16–20; V. 1–7) IV. Паримия из книги Премудрости Соломоной (V, 15–24; VI, 1–3) V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой VI. Паримия из книги Премудрости Соломоновой     Книга Премудрости Соломоновой принадлежит к числу учительных по содержанию книг Ветхозаветного писания, и почитается неканоническою, как не Боговдохновенная. Не только в надписании книга носит имя Соломона, но и в тексте книги, хотя Соломон не назван по имени, повторяются речи его о премудрости и о богатстве, с нею ему дарованном (VII, 7. 8. 11), те же самые, какие Соломон действительно говорил (3 Царств., III). Но это не значит, что Соломон есть писатель книги, носящей его имя, иначе она сохранилась бы на Еврейском языке и в каноне Еврейских книг на ряду с другими книгами Соломона. Влагая в уста Соломона свои мысли, писатель книги хотел только внушить читателю, что эти мысли вполне согласны с учением премудрого царя 1 . Книга Премудрости первоначально написана на Греческом языке. Писатель ее, полагают, был Иудей, живший вне Палестины, именно в Александрии, и усвоивший Греческий язык и Греческую образованность. Время его жизни и написания книги совпадает с временем гонения Иудеев от языческих властей, изображаемого в книге (I-II). По мнению одних, автор книги имеет в виду гонение, воздвигнутое Птоломеем Филопатором (221–204 г.), который приказал Евреям кланяться идолам и ослушников лишать прав гражданских, и однажды хотел затоптать их слонами (3 Макк. V), что однако не удалось сделать; по мнению других, в книге имеется в виду гонение Сирийского царя Антиоха Епифана. Содержанием книг служит проповедь об истинной мудрости, состоящей в истинном Боговедении и благочестии, и обличение языческого нечестия и идолопоклонства, ничего не имеющего общего с истинною мудростью. Во имя истинной мудрости проповедник ее увещевает властителей земли творить суд и правду и не допускать преследования ревнителей истинного Богопочтения и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010