Те, кто защищал оригинальность традиционного [масоретского – Д.Ю.] текста, утверждая, что греческий переводчик сократил еврейский текст, оказались неправы. Септуагинта верно отражает консервативное еврейское текстуальное семейство текста. Напротив, прото-масоретское и масоретское семейство отмечены редакторской переработкой и объединением двух вариантов текста в один, вторичным дополнением имён и эпитетов, расширением за счёт параллельных мест и даже глоссами (комментариями) из библейских пассажей, взятых извне книги Иеремии» 600 . Другим замечательным примером текста, лёгшего в основу перевода LXX, является рукопись книги Царств из 4 пещеры 4QSamª датируемая 50–25 годами до Р.Х. Ф. М. Кросс считает, что этот текст не только лёг в основу гипотетической лукиановой редакции LXX-mu, но и был использован редактором книг Паралипоменон около 400 года до Р.Х, поскольку к более ранней фазе этого же типа текста относится и древняя рукопись книги Царств 4QSam, датируемая III веком до Р.Х. 601 3 . Третья группа рукописей имеет много общих черт с Самаритянским Пятикнижием – той редакцией Торы, которая появилась после окончательного разрыва отношений между иудеями и самаритянами в середине V века до Р.Х., за исключением, конечно, корректур, которые самаритяне преднамеренно внесли в текст Писания, чтобы обосновать, что главным культовым городом является Сихем, а не Иерусалим, а местом жертвоприношений должна быть гора Горизим вместо горы Мориа. «Хотя некоторые разности Самаритянского Пятикнижия, очевидно, являются результатом сектантской правки, большинство отличий нейтральны в этом отношении», – пишет один современный исследователь 602 . К самаритянской редакции близки рукописи из 4-ой пещеры: написанный палеоеврейским шрифтом свиток книги Исход (4QpalaeoEx m ), и свиток книги Чисел, датируемый иродианским периодом (4QNum). 603 Этот факт, говорящий о том, что в Самаритянском Пятикнижии зафиксирован один из древнейших вариантов древнееврейского текста, достаточно важен для изучения перевода LXX, поскольку из примерно 6000 разночтений, в которых Самаритянский текст отличается от масоретского, он в 1900 случаев совпадает с греческим 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

7:16. Один из предстоящих. Ангелы, истолковывающие видения, встречаются в книгах пророков Иеремии и Захарии, а также в апокалиптической литературе начиная с ветхозаветной эпохи. В месопотамских источниках подобные персонажи не встречаются. 7:17. Четыре царства. Информация о модели четырех царств, разработанной в древней литературе, приводится в коммент. ко 2:36–40. Идентификация этих четырех царств вызывает много споров. В тексте не содержится никаких разъяснений, позволяющих истолковать особенности каждого из четырех зверей видения, за исключением того, что их рога представляют царей. Трудно с определенностью утверждать, символизируют ли отдельные детали (напр., три клыка во рту у второго зверя) исторические события, или они служат другим целям, являя собой некое предзнаменование (см. коммент. к 7:3). С другой стороны, не исключена вероятность, что все эти подробности сообщаются лишь для того, чтобы придать описанию большую выразительность. Даже если они действительно представляют исторические реалии, установить эти соотношения можно только умозрительно. Являются ли три клыка во рту второго зверя аллюзией на Лидию, Вавилон и Египет, три великие державы, завоеванные персами? Или они соответствуют Араратским, Мининским и Аскеназским царствам, покоренным мидянами ( Иер. 51:27–29 )? Представляют ли четыре головы и крылья третьего зверя четырех военачальников, разделивших между собой империю Александра Македонского? Или это аллюзия на четырех персидских царей из Дан. 11:2 ? Символизируют ли десять рогов четвертого зверя еще не возникшее царство? Или они представляют десять независимых государств, образовавшихся после распада империи Александра Македонского в конце III в. до н. э.? Ни библейский текст, ни имеющаяся в нашем распоряжении информация культурно-исторического характера не дают ответов на эти вопросы. 7:18. Святые. Эти святые не только преемники царства (ст. 22, 27), но и жертвы притеснений (ст. 21, 25). Хотя многие комментаторы считают, что здесь речь идет о народе Божьем, это понятие чаще используют для обозначения сверхъестественных существ (что имеет место и с его эквивалентом в угаритском и арамейском языках, а также в текстах свитков Мертвого моря). Такое толкование подкрепляется далее, поскольку именно небесное воинство подвергается нападкам в следующем видении Даниила (8:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Золотою главою царство это, с одной стороны, можно назвать по беспримерному его величию и бесчисленным богатствам, которые пр. Исаия называет сокровищами темными, сокровенными ( Ис.45:3 ); а с другой – и потому, что пророк этим уподоблением царства вавилонского золоту, по сравнению с другими металлами, хотел выразить высшую степень враждебности этого царства к Царству Божию, именно к Израилю – наследнику обетований и залогов Божественного Царства, – враждебности, выразившейся в завоевании Иерусалима, разорении храма, опустошении земли обетованной и отведении в плен иудейского народа, который пребывание свое там прекрасно изобразил в 136 псалме 34 . Какое царство обозначено второю частью тела, т. е. серебряною грудью и мышцами, Даниил не объясняет здесь, а только замечает, что царство это будет меньше царства Вавилонского: «И последи тебе восстанет царство другое меньшее тебе» ( Дан.2:39 ). Толкователи св. Писания (бл. Феодорит, бл. Иероним и др.) под этою частью виденного Навуходоносором тела разумеют Царство Персидское, и такое толкование оправдывается параллельными местами самой книги. В 8 главе изображено также падение земных царств, враждебных царству Божию ( Дан.8:23 и след.); Вавилонское Царство здесь не указано, потому что падение его уже наступило. Зато первое, следующее за ним, названо определенно – Царство Мидо-Персидское. В 11 главе, где во всей подробности раскрывается будущая судьба неблагоприятных Церкви царств, указываются также цари Персидские ( Дан.11:2 ). Царство это можно назвать серебряным по отношению к царству Вавилонскому, обозначенному золотом, потому что первое было более счастливо в победах, чем последнее, как видно из несчастных походов Кира, Ксеркса и Дария III Кодомана. Что касается враждебных отношений этого царства к народу Божию, которые и обозначены здесь металлом серебра, то они хотя и были менее враждебны и более гуманны, чем отношения Вавилонской монархии 35 , тем не менее иудеи еще не получили самостоятельного политического существования и всегда находились под властью царей Персидских.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

29 – списка болгаро-валашского происхождения (Отчёт Моск. Публ. м. за 1876–78 гг. М. стр. 3). Если варианты не имели для г. Нахтигаля «принципиальной важности» при изучении кн. пр. Иона (но зачем в таком случае он говорит о бóльшей древности глаголического текста?), то здесь, в вопросах об отношении кирилловского текста кн. Царств и 11-ти малых пророков к тексту глаголическому, прятаться за «принципиальность» уже никак нельзя: варианты слишком важны, чтобы без ущерба для дела обходить их столь легкомысленно. При таком отношении к кирилловскому материалу, отношении – тем более неизвинительном, что ведь г. Нахтигаль анализирует только небольшие отрывки библейских книг, его статья (особенно в отделе кн. Царств и малых Пророков) носит характер скорее какого-то ученического упражнения, чем серьёзного научного исследования. Довольно убедительны выводы г. Нахтигаля о сходстве или различии переводов только там, где он пользуется печатным кирилловским материалом, изданным с вариантами Р.Ф. Брандтом (Григоровичев паримейник. М. вып. I–III. 1894–1901 гг.), И. Е. Евспевым (Книга пр. Исайи в др.-слав. переводе. С.Пб. 1897 г.) и мною (К вопросу о тексте кн. Бытия пр. Моисея в Толк. Палее. Варшава. IX. 1895 и I. 1896 гг. и Книга Бытия пр. Моисея в древне-славянском переводе. Варшава. 1900 г. вып. I), хотя и здесь – в примерах «характерных слов и выражений, отличающих паримейный перевод от полного» – г. Нахтигаль напрасно относится ко всему с доверием и без разбора сваливает в одну кучу чтения разных категорий. Вообще нельзя сказать, что правильная постановка и решение вопросов по текстам св. Писания входит в компетентность г. Нахтигаля: видимо, он – случайный гость в этой области, заглянувший сюда мимоходом. Если бы г. Нахтигаль отнёсся внимательнее к своей задаче, он понял бы, что тут дело не столько в открытиях (особенно скороспелых), которые уже давно предрешены И. В. Ягичем (о чём – кстати сказать – г. Нахтигаль даже не упоминает), сколько в серьёзной и возможно всесторонней обоснованности самих выводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

12:22. Кедес. Это географическое название встречается в различных областях, в том числе в Галилее (Телль-Кадес) и в уделе Неффалима близ Мегиддона ( Суд. 4:11; 5:19 ; Телль-Абу-Кедес). Его появление в этом перечне указывает на то, что город находился в Изреельской долине, но точное определение его местоположения невозможно. 12:22. Иокнеам. Современный Тель-Йокним (Yok-neam) расположен к северо-западу от Мегиддона, у выхода вади Милх в долину Изреель, на границе с Завулоном ( Нав. 19:11; 21:34 ). Основанный в период ранней бронзы, Иокнеам был непрерывно заселен вплоть до образования Османской империи. О стратегическом значении этого города свидетельствует его включение в перечень завоеванных городов Тутмоса III. Он был разрушен в результате политического переворота XIII в. до н. э. и – вторично – в конце XI в. до н. э., вероятно, в результате продвижения израильтян на север. 12:23. Дор. Приморский город Дор, по всей вероятности, был основан в XIII в. до н. э. в результате попыток Рамсеса II интенсифицировать торговлю между Эгейским регионом и Палестиной. Впоследствии здесь обосновались филистимляне (о чем свидетельствует египетский текст о путешествии Ун-Амуна), а еще позднее город был захвачен Соломоном и превращен в один из его административных центров ( 3Цар. 4:11 ). Дор находился на территории Манассии, но не был завоеван вплоть до периода царств ( Нав. 11:2 ; Суд. 1:27 ). 12:23. Гоим в Галгале. В древнем Ханаане было несколько городов с названием «Галгал». Определитель «Гоим» («гои, язычники») не добавляет ясности, хотя некоторые исследователи, основываясь на переводе LXX, связывают это название с Харошеф-Гоимом в Суд. 4:2 . Поскольку Гоим упоминается в этом перечне между Дором и Фирцей, можно предположить, что он находился в восточной части равнины Сарон. 12:24. Фирца. До наступления периода царств Фирца упоминается в Библии только в этом перечне поверженных царей. Обычно ее отождествляют с Телль-эль-Фарах (el-Far " ah), в 7 милях от Наблуса на центральной возвышенности. Ее связь с Манассией основана на женском имени «Фирца» в родословии ( Чис. 26:33 ; Нав. 17:3 ). Поселение возникло здесь еще в неолитическую эпоху, а крупный город с мощными стенами и цитаделью датируется примерно 1700 г. до н. э. Расцвет Фирцы приходится на железный век, когда она стала столицей Израильского царства ( 3Цар. 15:21 ), но после переноса столицы в Самарию она заняла более скромное положение. 13:1–33 Раздел Трансиордании

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

324 Хранение этого места как бы поручено Господом Мусульманам. На месте храма Соломонова стоит теперь мечеть, охраняемая стенами и стражею. Мусульмане никого в нее не допускают. 327 См. 2 Ц. III, 4 и 3 Ц. I, 5. Аггифа, или как говорит Стэнли (Jew Church Lect. XXVI) Haggith в переводе означает «танцовщица» (так и Index of proper names в Oxford " " s Bible). 328 Весьма большие затруднения представляет местность (долина или река) именуемая Гион (Gihon), в которой совершается помазание Соломона. Имя Гихон или Гион ( Быm. II, 13 ср. прим. в Св. Лет.) значит «вырывающийся», и по всей вероятности, как думает Стэнли (Jew. Church. Lect. XXVI), относится к потоку или ручью. Он думает, что это ручей Силоам. – С другой стороны Дж. Роулинсон, комментировавший (в Speak. Bible) третью (первую) книгу Царств, думает, что это долина, впоследствии называемая Tyropeum, простирающаяся от нынешних Дамасских ворот, близь Силоама, и впадающая в поток Кедронский. Он опирается на текст 2 Парал XXXII, 30. «Он же (Езекия) запер верхний проток вод Геона, и провел их вниз к западной стороне города Давидова». 330 Распоряжения Давида о сыне своем Соломоне и о храме см. 1 Пар. XXVIII в XXIX, 1–5; и молитву XXIX, 10–20. 331 По-видимому ему едва-ли было более 16 лет; может быть менее. См. в Sp. Bible Гервеа и Роулинсона и в Jewish Church мнение Стэнли. 334 Мы повторяем, что Авиафар был из линии младшего сына Аарона, Ифамара. Садок из линии Елеавара. Почему мы при начале сказания книг Самуила (1 Царств) застаем первосвященником Илия из рода Ифамара – мы не знаем. Соломон возвращает первосвященство роду, которому оно законно принадлежит. 335 Если бы, говорит Макс Мюллер, в человеке не было способности сознавать бесконечное, верить, то тогда немыслимо бы было появление какой бы то ни было религии. Эту мысль о необходимости в числе прирожденных даров человека способности веры, faculty of faith, он высказывал неоднократно в его lectures on the origin of religion (1854) и в его Chips etc. В особенности же он развил эту мысль в своих Hibbert lectures 1878, в главах 1 и 2: «On the origin and growth of Religion».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Драгоценная вершина дома» или лествица экзаменов; 4) кн. «О разрушении вещей, совершаемом с насилием», с 3 главами; 5) кн. «О беспорядках с насилием», содержание и характер означенных рассуждений – III. «Лей-шу», пекинское издание (1880–1885), содержание и название книги и её частей. Том I-й: 1) общие понятия и оглавление; 2) мирные дела; 3) образцы мужчин и женщин, их нравов и действий; 4) размышления на разные случаи и наставления; 5–6) самонужнейшие знания о чтении книг, церемониях, приличии, услугах, народные песни; 7) что нужно делать и чего избегать до 30-летнего возраста, 8) наставления о том, что кушать и пять, как приготовлять и употреблять?– Том II-й: правила поведения общие, частные в отношении к себе, родным и чужим, и касающиеся занятий, категории ученых и образованных людей и понятие о них (Ши, Шан-пин, Ши-чжи, Ши-цюй, Ши-си, Ши-ян, Ши-цау, Ши-сюэ, Ши-шэнь, Ши-ши, Ши-и, цюань-жень цзи-ши-вэй-сюэ; правила для землевладельца – нун, мастеров – гун, торговцев – шан и домохозяев, прислуги, лиц семейных и холостых и проч. – Том III: отеческие наставления о чтении книг (ду-шу-фа) – IV. Школьная живописная энциклопедия «Эрр-я тху сюэ-сянь», понятие о ней и содержание. Том I-й: дом, музыка, астрономия, знамена с изображениями разных знаков, собрание уродов из разных царств, типы и костюмы людей – Том II-й. Ботаника: семена, травы, кустарники, цветы, деревья – Том III. Зоология: рыбы, земноводные, черви, птицы дикие и домашние, животные лесные и домашние, микологические, грызуны, лошади и рогатый скот – V. «Хун-сюэ инь-юань» обзор с птичьего полета 9-ти провинций древнего Китая, сочинение Чун-хоу с рисунками (тху-цзи), изд. в 29-й год Да-гуана, 8-й Луны, в 3-х томах. Понятие о сборнике – VI. Живописное путешествие императора Канси по Маньчжурии, 2 т. и замечание об издании «Кан-си цзы-дянь» – китайском словаре времени сего императора – Китайские названия разных родов литературы по соч. Уайля (Wyllie) – Книга проф. Дюгласа «Confucianism and Taonism», её содержание

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

78 (Ст. 9–10). Служение при скинии торжественно передается от народа Израильского Левитам возложением рук вероятно начальников колен и старцев от имени всего народа на главы преклоненных Левитов, которые символически изображали жертву, приведенную пред алтарем 79 (Ст. 11–13). Каким образом совершалось посвящение левитов, мы в точности не знаем, но по Еспину и О. Герлаху употреблено выражение «потрясать пред Господом», тоже, которое употреблено для означения приподнимания пред Господом части жертвы ( Лeb. VII, 34 ). По Иудейскому преданию (Dom Calmet, О. Герлах) Левиты должны были сделать по два шага во все четыре стороны света, в то время, когда Аарон простирал вверх руки; они говорят, что этот обычай сохранился отчасти в синагоге, при выходе из которой, во время заключительной молитвы иудеи делают по два шага вправо, влево и назад, приподнимаясь при том на носки ног, знаменуя этим, что они отдают себя Тому, Который наполняет собою весь мир и есть Владыка его. Как сыны Израилевы простирали руки свои над Левитами (как над жертвой, приносимой от них и за них Господу), так и Левиты простирают руки свои над жертвенным животным. О значении этого действия сравни примечания к I, III, IV глав Левита (о жертвоприношениях) 80 (Ст. 14–17) Сравни примечание 1-е главы XIII Исхода о посвящении первенцев Господу и прим. 5-е главы III Чисел 81 (Ст. 18–19). Левиты «служат охранением для сынов Израилевых» и потому что они исполняют служение, небрежение которого навлекло гнев Господень на народ, и потому что народ не мог быть допущен к служению, не будучи достаточно чист в массе своей, чтобы приступать всегда к святилищу; и потому, наконец, что народ сам в страхе (Второз. V, 25) просил посредничества между Богом и им, стоя перед Синайской горой. Даже священники и Левиты не всегда были достойны своего призвания и навлекали на себя гнев Господень, напр. Лев. Х, 1 и след.; 2 Царств VI, 6 82 (Ст. 20–24). В гл. IV Чисел ст. 3, 23, 30 постановлено, что Левиты начинают свое служение с тридцати лет. Некоторые западные богословы думают, что служение с тридцати лет, о котором сказано в ст. 3 IV Чисел « отправлять работы в скинии собрания» относилось лишь к служению в пустыне, где число Левитов от 30 до 50 лет было достаточно для служения, а самая переноска тяжестей требовала людей крепких, совершенно зрелых, достигших полного возраста и силы; общий же закон, призывавший Левитов к служению и на основании которого можно было призвать и возрасты младшие, – был тот, что Левит начинает свое служение с 25 лет. При этом указывают, что в Ханаане, где Левиты жили рассеянно по всей стране, понадобилось еще увеличить их число (не смотря на то, что численность племени увеличивалась), – и Давид нашел нужным призвать к очередному служению при скинии всех Левитов, начиная с двадцатилетнего возраста и это установление было удержано и в позднейшие времена См. I Парал. XXIII, 3, 24 – 28, и сравни 2 Парах XXXI, 17; Ездра III, 8

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Книги исторические не идеализируют людей – как израильтян, так и их врагов и дают строгую и нелицеприятную оценку даже национальным героям. Они помогают нам учиться как на положительных, так и на отрицательных примерах. Период, который относится к книгам Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии, по мнению ученых, авторы Священных книг описывают на основании хроник, которые часто цитируются дословно. Эти книги составлялись, главным образом, летописцами и писцами, которым было поручено записывать выдающие события царства. Достоверность этих повествований может быть проверена древними ассирийскими и вавилонскими документами, которыми располагает современный историк. Действительно, в этот период маленький еврейский народ вступил в соприкосновение с великими державами Востока. И поэтому, к удивлению даже тех, кто всегда верил в историчность Библии, в результате последних раскопок внезапно заговорили и зажили новой жизнью те персонажи, восточные цари, о которых говорила Библия. Их имена нашли свое отражение в клинописных таблицах, они найдены и соотнесены с историей Израиля, что показало историчность этих персонажей. В клинописных документах нашлись имена царей Иудейских и Израильских с событиями, связанными с этими восточными властелинами. Например, 854 год (3 Цар.,20). Салманассар III разбил Бендада II Дамасского, союзника Ахава Израильского. В найденном документе Ахав называется Аххабу. ( 3Цар. 20 ) Салманассар III получил в дань от Иисуса пленника Хуммури. Тиглатпаласар III получил дань от Менаима, царя Самарии. Некоторый анализ встречающихся трудностей в книгах исторических. При изучении этой эпохи определенную трудность представляют собой некоторые хронологические данные, связанные с синхронизацией периодов царствования царей Иудеи и Израиля в 3-й и 4-й книгах. В них много несовпадений: цари Израильские, цари Иудейские, как они соотносились, когда они правили, когда они воевали, какими узами родства они были связаны. Мне хотелось бы, чтобы вы запомнили имена царей в связи с эпохой. Хроника очень трудна, даты иногда не совпадает. Книги искажены по вине переписчиков; по-видимому, часто употребляются одновременно две системы подсчета продолжительности царствования, так что год смерти царя считается дважды. Новый царь считается иногда вступившим на престол с начала нового года после смерти предшествующего. Промежуток приписывается предшественнику, хотя он уже умер. Такая хроника встречается также у ассирийцев и в Вавилоне. У израильтян был обратный порядок. Весь год, на который приходится дата смерти царя, приписывается его преемнику. Это объясняется тем, что по представлению евреев, мера времени была неразделима, время не должно разделяться, оно идет вечно. Не существовало дня или года, который можно было считать абстрактным, не обращая внимания на начало года или дня. Если 12 месяцев, даже если меньше истекали от начала года, то они считались не за один год, а за два.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

191 Боковых комнат Иосиф (Antiq. VIII 3, 2) насчитывает 30 для каждого яруса; вероятно на каждую продольную сторону приходилось по 12, а на заднюю 6 ( Иез.41:6 ); комнаты в нижнем ярусе имели форму куба в 5 локтей, следовательно они должны были быть весьма невместительны. 192 Challonej schequphim alumim окна решетчатые глухие, т. е. , окна, поперечные прутья коих, состоя из толстых перекладин, не могли отворяться и затворяться по произволу, как оконные решетки обыкновенных жилищ. Ср. Кейля и Тения Комм, к 3Цар.6:4 . 193 Отдельные замечания о дворе собраны в моем сочинении: Über den Tempel, стр. III и 124 и дал. Ср. также Тения, der Tempel § 11. и прибавление к его комментариям на книги Царств. 194 Показание Евальда (Gesch. III стр. 309) о ново-устроенной Соломоном покрышке для ковчега завета, на которой были прибиты гвоздями колоссальные херувимы, представляет неосновательную и странную выдумку. 195 Давнее предположение, повторенное Евальдом III, стр. 110), что в Соломоновом храме был только один стол для хлебов предложения, не имеет в 3Цар.7:48 никакого основания. Срав. мое сочинение Über d. Tempel стр. 109 q. и Бэра, Salomon. Tempel стр. 178 и сл. 196 Подобную форму имел жертвенник последнего храма по Mischn. Midd. 3, 1 ср. Винер. R. W. I, стр. 165. 197 Если бы нельзя было подходить к алтарному очагу со всех четырех сторон, т. е., если бы нельзя было ходить по верхнему уступу кругом, то, так как невозможно было ворочать кочергами на пространстве 10 или 11 локтей,–нужно было бы взлезать на самый очаг, чтобы в порядке разложить на нем дрова и жертвенное мясо, возжечь то и другое, и потом выместь золу. Но с другой стороны из этого же следует, что Иезекиилево описание, в котором вышина верхнего уступа объявляется в 4 локтя, не следует считать с Тением, (Anhang z. Comment, z. d. BB der Kön. стр. 42 sq) историческим жертвенником Соломонова храма; скорее его нужно идеально понимать как и все Иезекиилево изображение храма. 1 Руководство Кейля печаталось во Франкфурте-на-Майне, а автор жил в то время в Дерпте. Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010