История свидетельствует, что Кир, прежде чем завоевать Вавилон, победил Астиага, царя Мидийского, и Креза, царя Лидийского; и эти два царства, как вошедшие в состав Персидской монархии, также участвовали в завоевании Вавилона и способствовали его уничтожению. Такому пониманию не будет противоречить и замечание пророка о втором звере: встань, ешь мяса много. Известно, с каким ожесточением и кровопролитиями совершилось падение Вавилона. Все ужасы этого падения с подробностями предвидел еще прор. Исаия, который, предсказывая падение Вавилона, между прочим так говорит: «рыдайте, ибо день Господа близок... Ужаснулись, судороги и боли схватили их… И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены...» ( Ис.13:6–9; 15–16 ), а последствия этого разрушения так изображает: «Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами... Шакалы будут выть в чертогах их…» ( Ис.13:19–22 ). Впрочем, какое бы мы понимание не удержали, общий смысл пророчества о втором звере будет один и тот же, и именно следующий: за настоящим Вавилонским преобладанием над наследниками царства Божия, достигнет подобного преобладания новое, уже возникающее в известной стороне владычество (Мидо-Персидское), алчное к завоеваниям и готовое всех подавить тяжестью и силою своего трехчастного состава. Такое толкование вполне согласно и с видением Навуходоносора ( Дан.2 ), и с видением самого пр. Даниила в 8 гл., где царство Мидо-Персидское представлено в образе овна, бодающего в разные стороны, и притом такого страшного и сильного, что никакой зверь не может устоять против него и никто не может спасти от него ( Дан.8:4 ). Третий зверь, который показан был пр. Даниилу, был подобен барсу: «на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» ( Дан.7:6 ). Под этим зверем нужно разуметь царство Греческое – династию Александра Великого. Такое понимание оправдывается параллельными местами книги ( Дан.2:39; 8:20–21; 11:2–3 ) и самой историей. Известно, что Персидская монархия при Дарии III Кодомане пала от руки греческого царя Александра Македонского (см. приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

В речи посланных, просящих молитвы пророка за „оставшихся“, т. е. тех, которые не уведены еще в плен и „находятся еще в живых“, мы отметим замечательное имя, даваемое Господу; Его называют пришедшие к Исаии Иудеи „Богом живым“. Это выражение встречается не часто в ветхозаветных книгах, а именно: один раз в Пятокнижии, во Втор. 5после напоминания десяти заповедей; один раз в кн. Иисуса Навина III, 10, когда он передает повеление Господа о том, что ковчег завета должен остановиться посреди Иордана, чтобы остановились воды реки; один раз в I Царств XVII, когда Давид еще отроком возмущается душею, слыша, что Голиаф осмеливается „поносить воинство Бога живого“; два раза это выражение встречается в Псалмах „сынов Кореевых“ Пс. 41и Пс. 83:3 ; два раза у пророка Иеремии X, 10 (и XXXIII, 36): „Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный“; один раз у Ocuu I, 10 ; „вы сыны Бога живого“; и у Даниила VI, 20, 26 в указе царя Дария Мидянина, почтившего „Бога живого“. Замечают 111 , что во всех местах Священного Писания , где употреблено это выражение, является противупоставление Бога истинного живого, „вечно живущего“, всегда неизменно Себе подобного, с мертвыми и мертвящими верованиями язычников и с их елилим, т. е. с так называемыми богами, которые суть ничто, ничтожество, ложь. И пророк Исаия отвечает посланным во имя Бога живого: „Так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского“ 112 . „Вот я пошлю в него дух 113 , и он услышит весть и возвратится в землю свою, и я поражу его мечем в земле его“ ( 4Цар. 19:6–7 ; Ис. 37:6–7 ). В последнем стихе заключается и близкое к исполнению и далекое к исполнению пророчество. Во-первых на царя Ассирийского нападает ужас, ибо, как мы увидим ниже, он едва ли ожидал Тиргака, а думал покончить с мелкими владетелями нижнего Египта до пришествия грозной силы Фараона Ефиопской династии, о котором до сего времени известия не было. И вот эту весть слышит царь Ассирии, что Тиргака идет против него ( Ис. 37:9 ) „И услышал он о Тиргаке царе Ефиопском; ему сказали: вот он вышел сразиться с тобою“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Решающее подтверждение дал радиоуглеродный анализ погибших в огне страшного пожара деревянных конструкций. Оказалось, что балки перекрытий были срублены в промежуток между 1000 и 940 годами до н.э. В этом слое археологи открыли ряд монументальных каменных построек царя Соломона. Но, увы, к нему не имели отношения ни конюшни, ни дворцы из тесаного камня. В 925 году до н.э. Мегиддо был взят фараоном Шешонком. Это отражено в найденной здесь знаменитой " стеле Шешонка " и надписях египетского храма в Карнаке. Следующий этап жизни города связан с Северным, Израильским Царством. Его правители династии Омрии перестроили крепость по хорошо продуманному плану. Дворцы, водяные системы и укрепления израильского Мегиддо считаются одними из лучших архитектурных сооружений этого времени на территории Леванта. Наиболее впечатляют сохранившиеся до наших дней остатки водяной системы. Шахта, пробитая в скале на глубину 36 метров, соединялась с 65-метровым туннелем, который вел к источнику вне городских стен. В середине VIII века до н.э. ассирийский царь Тиглатпаласар III захватил окружающие территории и сделал весь регион провинцией, центром которой вновь стал Мегиддо. После падения Великой Ассирийской военной державы царь Иудеи Иосия, известный как религиозный реформатор, повел свои войска к Мегиддо, чтобы остановить армию египетского фараона Нехо, рвавшегося на помощь ассирийцам. (4 Книга Царств 23:29). Стратегическая важность Мегиддо и история этого места как вечного поля битв между различными народами нашли отражение в библейском названии " Армагеддон " , что переводится как " Холм Мегиддо " . По Апокалипсису, именно здесь, после конца мира, произойдет решающее сражение сил Бога и дьявола. Часть 3. Археология Иерусалима " И Манассия не выгнал жителей Бетшеана и зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддо и зависящих от него городов, и остались Хананеи жить в землей сей " (Книга Судей Израилевых 1:27); " Пришли цари, сразились, тогда сразились цари ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра " (Книга Судей Израилевых 5:19); " Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господени и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер… И построил Соломон Газер и нижний Бефорон, И Валаф, и Фадмор в пустыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Между первыми двумя книгами Царств (книги Самуила) и двумя последними книгами Царств разница заключается главнейше в следующем 526 . В последних книгах Царств встречаются беспрерывные ссылки на закон 527 , чего мы не встречаем в первых двух книгах. В них мы встречаем также аккуратное исчисление лет каждого царствования и стремление определить точно время каждого события, между тем как в первых двух книгах совсем нет точных хронологических указаний, а если даются какие-либо числовые данные, то только в приблизительных круглых цифрах, как напр. 1 Ц. IV, 18: «Илия был Судьею сорок лет»; или VII, 2: «прошло лет двадцать»; или 2 Ц. V, 4: Давид царствовал сорок лет» (ср. XV, 7). Кроме того, в книгах III и IV Царств редактор постоянно указывает на источник, из которого он черпает свои сведения 528 , чего в двух первых книгах нет. В последних книгах Царств можно еще отметить: что писатель часто употребляет выражение «человек Божий» 529 ; что всегда пред именем царя упоминается этот титул; в них не говорится просто Давид, как почти везде в первых двух книгах, а царь Давид 530 ; в этих книгах о прозорливцах и пророках всегда также говорится «пророк такой-то», а не просто называя его по имени, как в первых двух книгах Царств. Из вышесказанного можно заключить, что первые две книги Царств, – или «книги Самуила», – редактированы лицом, или лицами, – иными, нежели те, которые начертали третью и четвертую книги Царств. Рассматривая эти две последние книги как одно целое 531 , мы должны признать, что окончательную редакцию Еврейская книга Царств (3-я и 4-я Царств) могла получить не позже, как в период времени между смертью Навуходоносора и завоевание Вавилона Персами, так как в этой книге (или книгах) нет намека на возврат из плена, и последнее упомянутое в ней событие 4 Ц. XXV, 27 – 30 есть вывод из темницы Иехонии царем Евил-Меродахом 532 . Вопрос о том, кто редактировал Еврейскую книгу Царств, есть вопрос спорный и трудный, и многие склоняются к мнению, что эта книга (т. е. 3-я и 4-я Царств) редактирована еще Иеремиею пророком, которому при восшествии на престол Евил-Меродаха было не более 91 года 533 Иеремия уведен был насильно в Египет Ионафаном после смерти Годолии 534 и по всей вероятности там умер 535 , так что собственно только последнюю главу 4-й книги Царств ему приписывать нельзя. Иудейское же предание издавна приписывало Иеремии начертание «сефер-мелаким» и по самому характеру языка книг 3-й и 4-й Царств и книги Иеремии нельзя не находить между ними большого сходства. Еще есть один веский аргумент в пользу начертания Иеремией «книги Царств», – это то, что в них ни одного разу не упомянуто имени пророка Иеремии, что естественно, если он сам начертатель ее, но не может быть объяснено, если бы кто другой говорил об истории царства и не упомянул имени великого пророка. Заметим, что в параллельных местах 2Nap. XXXV, 25 и XXXVI, 12, соответствующих 4 Ц. XXIII, 29 – 30 и XXIV, 19 –20, имя пророка Иеремии упомянуто 536 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Запуганный Иезавелью и расстроенный, что чудесная демонстрация Господом силы не вывела Израиль из идолопоклонства, Илия бежал в Вирсавию (синяя стрелка на юг). Затем он пришёл к г. Хорив, где Господь заключил завет с Израилем. Как и Моисей, Илия получил заверение, что Господь не оставил народ, сохранив верный остаток. 6. Неудачная осада Самарии, 3 Царств 20:1–25 Как часть союза с Иудеей, Венадад, царь Сирии, атаковал Израиль с севера через Галилею Это нападение сирийцев поспособствовало созданию союза Израиля с Финикией. Но этот союз в свою очередь угрожал доступу сирийцев к средиземноморским и прибрежным маршрутам. Поэтому Венадад напал на Самарию (чёрные стрелки осады и бегства, тёмно-красные – преследования). Так «мирный» союз между двумя государствами спровоцировал войну с третьим. Израильско-сирийские войны, описанные в Библии, были в порядке вещей. 7. Неудачная осада Афека, 3 Царств 20:23–43 Здесь принимаются предлагаемые Йохананом Аха- рони местонахождения Афека в Фике и Эн-Геве на восточном побережье моря Галилейского (чёрная стрелка от СИРИИ к Афеку). Однако библейских доказательств в пользу «Верхнего» и «Нижнего» Афека нет (Aharoni 335, 381). Возможно, что эта битва произошла у известного Афека на Прибрежной равнине. В последующие десятилетия после правления Ахава Сирия присутствовала на Прибрежной равнине ( 4Цар. 12:17 ; карта 7–1). 8. Виноградник Навуфея, 3 Царств 21 Этот виноградник находился рядом с дворцом Ахава в городе Изрееле. Династия Амврия построила зимний дворец в Изрееле, где температура выше, чем на холмах вокруг Самарии. Поскольку Навуфей не отдавал Ахаву своего виноградника, его убили. К этому времени Илия восстановил свои силы и заявил, что за убийство Навуфея династия Ахава будет полностью истреблена и собаки съедят царицу Иезавель в городе Изрееле. 9. Мир между Сирией и Израилем, 3 Царств 22:1 После битвы у Афека «три года... не было войны между Сирией и Израилем». Одной из причин этого было их противостояние агрессии Ассирии на севере (чёрная и тёмно-красная стрелки). Салманасар III, царь Ассирии, в своих записях хвастался о битве против коалиции царей во главе с Адад-Езером (Венададом) из Дамаска. Ахав, царь Израиля, присоединился к возглавляемой сирийцами коалиции (ANET 278–279). Битва произошла у Кар- кара на реке Оронт в современной Сирии (карта 7–4). Эта ассирийская запись (853 г. до Р.Х.) – самое древнее упоминание о царе Иуды или Израиля вне Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

II. Третий тип (CPG. C. 2; тип III) содержится почти в 30 рукописях и представляет собой вторичную традицию (список и стемму кодексов см.: Petit F. La tradition de Théodoret de Cyr dans les chaînes sur la Genèse//Le Muséon. 1979. Vol. 92. P. 281-286). По месту 1-го издания (Лейпциг), выполненного иером. Никифором (Феотоки) (впосл. архиепископ Астраханский и Ставропольский), этот тип иногда называют Catena Lipsiensis ( Νικηφρος (Θεοτκης). 1772-1773; об истории этого издания и о методах работы издателя см.: Успенский Ф. И. Никифор (Феотоки) и Лейпцигское издание толкований на Восьмикнижие//ИРАИК. 1904. Т. 9. Вып. 3. С. 317-341). По наиболее известной рукописи Paris. Coislin. gr. 113, IX-X вв., данный тип называют Collectio Coisliniana (древнейшая рукопись, содержащая сборник,- Laurent. S. Marco. 725, IX в.). Фактически - это не катена, а одна из редакций «Вопросов» на Восьмикнижие и Книги Царств Феодорита Кирского, где дается толкование не всего текста соответствующих библейских книг, а лишь затруднительных мест. Текст Феодорита сопровождается в сборнике выдержками из сочинений др. авторов, по преимуществу антиохийской школы экзегетики (Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский и др.). Часто основной текст Феодорита содержит интерполяции из схолий др. авторов, так что создается впечатление сплошного комментария. Эти схолии взяты не из сочинений названных в леммах экзегетов, а из первичной традиции катены, близкой к той, которая представлена рукописью Basil. 1. Для толкования книг Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь приводится только текст «Вопросов» Феодорита Кирского. Collectio Coisliniana является, т. о., гибридом толкования Феодорита на Восьмикнижие и Книги Царств и переработанной катены 1-го типа. В большинстве рукописей К. 3-го типа содержится в качестве предисловия «Письмо Аристея к Филократу». Катена на Книги Царств (CPG. C. 4; Karo, Lietzmann. 1902. S. 17-20) является частью этого 3-го типа, в ее основе лежат «Вопросы» Феодорита на Книги Царств, фрагменты др. авторов немногочисленны. Помимо собственно катенарных отрывков К. на Восьмикнижие содержат краткие глоссы-примечания: варианты Гекзапл, хронологические, генеалогические и топографические указания, этимологии имен собственных. В большинстве случаев переписчик уделяет этим примечаниям особое внимание на полях рукописи и не смешивает их с текстом катены. Кроме вариантов Гекзапл схолии-примечания являются анонимными. Велика вероятность, что составитель обнаружил их в используемом экземпляре библейского текста.

http://pravenc.ru/text/катены.html

Из приведенных указаний видно, что все время с Соломона до падения иудейского и израильского царств непрерывно велись подробные записи. Кем велись? Священный историк не упоминает. Аналогичные примеры в истории других древних народов проливают некоторый свет. Так, у персов в древности были придворные летописи: книги царей мидийских и персидских ( Есф.6:1 ; Геродот. Истор. VI, 100) – и до последнего времени существовали официальные летописцы (Chardin. Voyage en Perse. III, 327); у римлян были magistri memoriae с подобным же значением. У еврейских царей были «памятописцы» – mazkir – лица, близкие к царям ( 3Цар.4:3 ; 4Цар.18:18 ; Ис.36:3 ). Не входя в более точное обсуждение этого необъясненного священным историком вопроса, считаем лишь нужным, по всем аналогиям, признать происхождение упомянутых «книг» от современников и очевидцев событий. Упомянутые «книги» составлялись современниками Соломона и последующих иудейских и израильских царей. В этом – а равно и в существовании самых «книг дней» Соломона и иудейских и израильских царей – с очевидностью убеждаемся из следующих указаний: «и выдвинулись шесты (Ковчега во Святом Святых Соломонова храма) так, что головки шестов видны были из святилища пред давиром, они там и до сего дня» ( 3Цар.8:8 ). Кому могло принадлежать последнее выражение? – Очевидно не писателю книг Царств, пережившему не только многократное опустошение храма и его сокровищ и ценных вещей (срав. 3Цар.14:26 ; 4Цар.16:17; 18:16 ), но и полное его разрушение и сожжение ( 4Цар.26:9–17 ). Оно могло принадлежать лишь современнику построения храма или не долго спустя после Соломона жившему лицу, составлявшему «книгу словес Соломона» ( 3Цар.11:41 ). Замечательно, что процитированное нами выражение о «сохранении шестов Ковчега» буквально повторяется и в книгах Паралипоменон ( 2Пар.5:9 ), писатель коих, без сомнения, сам не мог даже и видеть Соломонова храма. Естественное объяснение, – нужно заметить, невольно подсказываемое чтением всего повествования о храме и подробного описания его устройства, точной меры, веса и качества всей его утвари, места и способа ее приготовления и подобных частностей ( 3Цар.6:15–38; 7:15–51 ), – может быть то, что у писателя книг Царств были точные записи современника храма и правления Соломона, записи, сохранявшиеся и до писателя Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

§9 Книги Священного Писания по содержанию своему суть: а) Исторические, b) Учительные, с) Пророческие. Ветхого Завета Исторические суть Пять книг Моисеевых, из которых: 1 . а) Бытия – содержит в себе повествование о начале мира и рода человеческого и часть истории того племени, которое Бог избрал для сохранения истинного благочестия. 2 . b) Исход – описывает нашествие Израильтян из Египта, и некоторые обстоятельства странствования их по пустыне. 3 . с) Левит – содержит в себе изложение законов обрядовых, и частью нравственных и гражданских. 4 . d) Числа – содержит в себе счисление народа Израильского, и продолжение истории его странствования. 5 . е) Второзакония – содержит повторение законов, изложенных в предшествующих книгах, и краткое обозрение благодеяний, оказанных Богом Израильтянам в продолжение их странствования. 6 . Книга Иисуса Навина– заключает в себе историю вступления в землю Ханаанскую и разделения оной между XII коленами Израильскими. 7 . Книга Судей – содержит в себе историю народа Израильского от смерти Иисуса Навина до Самуила, в ней описывается неоднократное порабощение Евреев иноплеменникам и избавление чрез мужей, называемых Судиями. 8. Руфь–заключает в себе краткую историю Руфи, которая за любовь и почтение к своей свекрови Ноеммини награждена от Бога благословенным супружеством с богатым Израильтянином Воозом, и удостоилась получить место между предками Иисуса Христа ( Мф.1 ). 9 . Книга Царств I и 10. Книга Царств II Содержат в себе историю народа Израильского в правление Самуила, Саула и Давида. 11 . Книга Царств III и 12. Книга Царств IV Содержат историю Евреев в Правление Соломона, и, по разделении царства их на Иудейское и Израильское, историю Царей до пленения Вавилонского. 13 . Книга Паралипоменон I и 14. Книга Паралипоменон II По-Еврейски слова дней, т. е летопись или времянник. Суть не иное что, как краткое изложение истории избранного племени с начала рода человеческого до возвращения Иудеев из плена, с присовокуплением некоторых дополнений и пояснений, на каковое их содержание указывает самое наименование Паралипоменон (Παραλειπμενων, т е История опущенного).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Город, в котором заперся Меса и на стенах которого он принес в жертву своего сына, – Кир-Харешет, – называется и Кир Моав (см. Исаш прор. XV, 1; XVI, 7,11); его отожествляют с нынешним Кераком, стоящим на возвышенности, лежащей к востоку от южной части Мертвого моря. Это была сильная крепость, защищавшая южную границу Моава, как Ар-Моав или Раббат Моав, была северною крепостью царства и вместе с тем его столицею 901 . Нам остается сказать несколько слов о том документе, называемом Моавитским камнем, о находке которого мы говорили выше, в приложении к предыдущей главе. Здесь мы хотим главнейше указать на различные мнения о времени его начертания и на те исторические выводы, к которым приводит сличение его с указаниями Библии. На камне этом прочитано имя Моавитского царя, которого мы знаем из первой и третьей главы 4-й книги Царств, поэтому колебание во времени начертания надписи может быть лишь в немногих числах годов. Всеми семитологами, – говорит Роулинсон 902 , принято за несомненный факт, что надпись Меша (Меса) на знаменитом Моавитском камне начертана тем именно монархом, который упомянуть в I и III главах второй (4-й) книги Царств. Но на счет точного времени начертания этой надписи, о борьбе, которая в ней упоминается и о точном отношении этой надписи к различным событиям, упоминаемых в (3 и 4) книгах Царств, – существует несколько различных мнений. Между тем, как некоторые относят эту надпись к первым двум годам царствования Охозии и указывают что под словами: «отложился Моав от Израиля по смерти Ахава» (4 Ц. I, 1) – разумеется вооруженное восстание и даже война, о которой говорится в Моавитском камне 903 , – другие 904 думают, что надпись начертана Месой в начале царствования в Израиле Ииуя, – т.е. после смерти Иорама и истребления династии Ахава, – и что надпись имела в виду именно то событие, о котором мы сейчас говорили, т.е. отступление Израиля от Кир-Харешета, выраженное в словах: «и отступили Израильтяне от него и возвратились в свою землю» (4 Ц. III, 27). Главное доказательство, которое приводят в подкрепление последнего мнения, заключается в том, что в Моавитском документе говорится, что угнетение Моава при Амврии и его потомках продолжалось сорок лет. Эти сорок лет нельзя иначе составить, как придав ко времени царствования Амврия и Ахава годы царствования Охозии и Иорама. Но с другой стороны мы знаем, что на востоке число сорок употребляется часто, как число неопределенное, означающее много, но никак не в смысле точного исчисления времени. Если оно употреблено в этом неопределенном значении и означает, быть может, от тридцати до тридцати пяти лет, в продолжение которых Моав был угнетаем Израилем, – тогда нет причины не принять первого мнения о том, что камень означает время восстания Моава по смерти Ахава при Охозии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Из книг «Первых пророков» евр. Библии в НЗ, бесспорно, цитируются, причем именно как богословски авторитетные тексты, 1-3-я Книги Царств (=1-2-я Книги Самуила и 1-я Книга Царей евр. Библии). Ср.: 1 Цар 13. 14 и Деян 13. 22; 2 Цар 7. 14 и 2 Кор 6. 18; 2 Цар 7. 14 и Евр 1. 5; 2 Цар 22. 50 и Рим 15. 9; 3 Цар 19. 10, 14 и Рим 11. 3; 3 Цар 19. 18 и Рим 11. 4. Что касается остальных книг «Первых пророков», то такие сопоставления как 4 Цар 1. 10 с Лк 9. 54 и Откр 11. 5; 20. 9 выглядят весьма натянутыми. Но поскольку «Первые пророки» (т. е. «девтерономическая история») с глубокой древности представляли собой единый корпус, нет оснований сомневаться, что те авторы НЗ, к-рые цитируют 1-3-ю Книги Царств, знали и чтили как Писание весь этот корпус. Из числа книг «Последующих пророков» в НЗ цитируются как Писание Книги прор. Исаии, прор. Иеремии, прор. Иезекииля и большая часть книг малых пророков. Поскольку библеисты полагают, что корпус книг из 12 малых пророков достаточно рано (не позднее III в. до Р. Х.) оформился как единая книга, можно уверенно сказать, что весь этот корпус был одинаково авторитетным для авторов НЗ. Сложнее обстоит дело с книгами, которые в евр. Библии относятся к 3-му разделу. В НЗ нет ни цитат из них, ни однозначных аллюзий на Книги Ездры, Неемии, Руфь, Песни Песней Соломона, Екклесиаста, Плач Иеремии и Книгу Есфири. Отсутствие этих книг (в особенности 5 «свитков») трудно объяснить случайностью; возможно, корпус книг, к-рые авторы НЗ рассматривали как богословски авторитетные, отличался от масоретского канона. В этой связи следует вспомнить, что Книга Есфири - единственная книга ветхозаветного канона, не найденная в Кумране, что в раввинистической лит-ре содержатся упоминания о сомнениях отдельных раввинов в каноническом достоинстве Книг Екклесиаста, Есфири и Песни Песней Соломона, а также что в нек-рых раннехристианских списках Книга Есфири не включена в число канонических книг. Упоминание «Захарии, убитого между жертвенником и храмом» (Лк 11. 50-51; Мф 23. 35) скорее всего отсылает к рассказу об убийстве Захарии, сына Иодая священника, в 2 Пар 24. 20-21. Поскольку в параллельном изложении иудейской истории в Книгах Царей (Царств) такого рассказа нет, его упоминание может считаться доказательством того, что Книги Хроник (Паралипоменон) были известны в той среде, в к-рой создавался НЗ. Правда, в Мф 23. 35 Захария назван не сыном Иодая, а сыном Варахииным (видимо, в результате отождествления с автором библейской Книги прор. Захарии - «Захарией сыном Варахииным»); это может указывать на знакомство не столько с Книгами Паралипоменон, сколько с преданиями, пересказывающими их содержание.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010