I. В ветхозаветном Писании, при утверждении действительности воскресения мертвых, не было дано ясного и прямого ответа на вопрос: все ли умершие воскреснуть? В нем ясно выражено, что воскреснуть праведники (в кн. Иова, Псалтири), воскреснет народ израильский (в кн. пр. Осии, Исаии, Иезекииля и 2 Маккав.), воскреснуть многие, – одни к вечной жизни, другие – к вечному поруганию и посрамлению (в кн. пр. Даниипа), но нигде прямо не утверждается всеобщности воскресения (воскресения иноплеменников и нечестивых), хотя оно и не отрицается. Но у иудейских книжников и фарисеев еще ко временам И. Христа образовалось представление, что воскресение ограничится лишь одними праведниками, души же нечестивых (язычников) будут удержаны в аду для вечных мук. Такое учение вошло в иудейскую письменность. Так, талмуд учит, что воскреснут те, души которых сохранились от совершенного истребления огнем геенны, – души патриархов, евреев и пришельцев, имеющих печать обрезания и не совершивших смертного греха, а также души некоторых праведников из прочих народов. Что же касается остальных, то они не имеют участия в воскресении и будущей жизни. Все воскрешенные будут удостоены той или иной степени блаженства. И самое воскресение их будет совершено силою Божией лишь для того, чтобы вознаградить их за знание и исполнение закона Моисеева (торы) и отражение в себе качестве учеников Авраама 746 . Подобного же рода мнения по вопросу о всеобщности воскресения мертвых высказывались и высказываются и в христианском мире, хотя по другим побуждениям и основаниям, чем в иудействе. Так, еще в христианской древности некоторые утверждали, что непризванные и неспособные к блаженной жизни подвергнутся совершенному уничтожению 747 . То же мнение повторяли и повторяют многие из социнианских писателей, утверждая, что вечной жизни по душе и по телу удостоятся лишь исполняющее божественные заповеди. Не мало сторонников этого воззрения (теории т. н. условного или факультативного бессмертия) и вообще среди протестантских богословов 748 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Uc.LXI:4 . И созиждут (обстроят) пустыни вечные, запустевшая прежде воздвигнут, и обновят грады пустые, опустошенныя в роды (оставленные в запустении от рода в роды) По возвращении из Вавилонского плена Иудеи вновь заселят опустошенное Халдеями отечество свое, не только воздвигнут из развалин прежние города, но даже обстроют пустыни вечныя, покроют жилищами места, где никогда их не было. Под сим образом пророческому взору является состояние Церкви Христовой. До пришествия Христова весь языческий мир, в духовном отношении, представлял подобие земли, опустошенной завоевателем, не приносил плодов духовной жизни, покрыт был терниями суеверия, заблуждений, нечестия и пороков. Самолюбие и чувственность господствовали повсюду; пагубное их действие проникло далее в среду избранного народа. С пришествием Христовым изменилось лице земли. Она начала наполняться людьми высокой духовной жизни; с ними постепенно водворялась повсюду вера и благочестие, любовь и самоотвержение. Даже во внешнем состоянии христиан отразилась эта перемена. Там, где были капища идольския, появились храмы истинному Богу. В местах непроходимых, в горах и вертепах, процвели обители подвижников, удививших мир равноангельскою жизнью. Uc.LXI:5–6 . И приидут инороднии, пасущии овцы твоя, и иноплеменницы оратели и виноградари ваши. Вы же священницы Господни наречетеся. Служителие Бога вашего, речется вам. Крепость язык снесте и в богатстве их чудни будете Ближайшим образом это пророчество относится отчасти к состоянию Иудейского народа после Вавилонского плена. В Маккавейские времена Иудеи достигли такого могущества, что им платили дань и может быть работали на них в качестве пастухов, садовников и земледельцев Филистимляне (1 Маккав. 15, 28), Аммонитяне и Идумеи (Иосиф Флавий, Древности 1, 13), и восстановилось значение Иудеев, как народа избранного, призванного быть царством священников, или посвященных на особенное служение Богу ( Ucx. XIX, 6 ) в среде прочих народов. Но главным образом пророк имеет в виду не ветхозаветного, не плотского Израиля, но новозаветного, духовного, – христианскую Церковь , ибо только к ней во всей силе могут быть приложены черты пророческого изображения, а в отношении к ветхозаветному Израилю – в самой слабой степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Собравши в эту долину все народы, Господь совершит над ними свой суд, суд, за все то зло, которое они причинили народу Божию: " и там, – говорит Господь, в долине Иосафат, – буду судиться с ними за народ мой и за удел мой Израиля, которого они (сначала в лице вавилонян, а потом римлян) рассеяли по народам и землю мою», принадлежавшую Израилю, «разделили, и о народе моем», когда он попал в плен, «бросали жребий» и так презрительно обходились с своими пленниками, что «отдавали отрока вместо денег блуднице, и за вино отроковицу и пили» ( Иоил.3:1–3 ). Действительно при завоевании и разрушении Иерусалима римлянами, Тит дал приказание продавать пленников иудейских, которые были не старше семнадцати лет, между тем как остальных пленников частью приказал умерщвлять, частью осудил на тяжелые работы в египетских каменоломнях, а частью разослал по большим городам своей империи для употребления в бесчеловечной гладиаторской борьбе с дикими зверями, и только самых прекрасных по виду и стройных оставил для украшения своего триумфального въезда в Рим (см. Иос. Фл. О войне иуд. VI 2, 3). Точно так же в иудейскую войну при императоре Адриане взятые в плен иудеи продавались в Хевроне по такой низкой цене, что четыре иудея отдавались за меру ячменя. Подобные же явления встречались и раньше, напр., во время войны Птоломеев и Селевкидов из-за обладания Палестиною. В это время военачальник сирийский Никанор, как повествуется в кн. Маккав., совершая поход против иудеев, посылал в приморские при Средиземном море города, приглашая их покупать в рабы иудеев и обещая доставлять по девяносто пленников за один талант, вследствие чего при войске сирийском присутствовали с запасом золота и серебра купцы с целью покупать сынов Израиля в рабы ( 1Мак.3:41, 8:11 ). Всем-то таким народам, которые так презрительно и враждебно поступали и впредь будут поступать с народом Господним, причем под народом Господним разумеется как ветхозаветный, так и новозаветный Израиль, и под врагами разумеются как все бывшие враги Израиля ветхозаветного, так и все настоящие враги новозаветного Израиля, новозаветного общества Господня, Господь отомстит в долине Иосафат за попираемое ими достояние свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Те люди, которым было будто-бы поручено перенесение тела Иисусова, по словам Шлейермахера, сами нашли гроб уже пустым; следовательно они не могли знать, что случилось с Иисусом, Которого сами они не видели и с Которым не могли говорить, а потому, само собой разумеется, они также не могли сказать и мироносицам: „Не ужасайтесь... Он воскрес... Он предваряет вас в Галилее“ ( Марк. 16: 6 – 7 ). Но, с другой стороны, это были и не люди вообще; по свидетельству евангелистов, они обладали такими свойствами, которые не могут принадлежать обыкновенным людям. Так напр., они могли появляться вдруг, внезапно ( Лук. 24: 4 ), и притом в необыкновенных, несвойственных людям одеждах (ν σθσιν στραπτοσαις). Итак, кто же были эти лица? Из самых повествований Марка и Луки видно только то, что эти лица стоят выше людей, как это мы сейчас и видели; из сравнения же упомянутых повествований с повествованиями Матфея и Иоанна для каждого становится очевидным, что это были именно ангелы. Поэтому совершенно справедливо толкование Мейера 809 , что „Марк и Лука повествуют о явлении ангелов так, как оно (явление) представлялось (κατ τ φαινμενον). Матфей же (а следовательно и Иоанн) как то, что оно было“. То- есть, ангелы называются у них νδρες (мужи) или νεανσκος (юноша) по форме явлений, в которой созерцали их жены-мироносицы; а из книг Св. Писания мы знаем, что ангелы действительно нередко являлись под такими формами людей ( Быт. 19:5 и далее; 2 Маккав. 3:26 и др ).–Что касается, наконец, мнимого противоречия между нашими евангельскими повествованиями в указании числа ангелов, являвшихся мироносицам (по Матфею и Марку – один, по Луке и Иоанну – два), то оно вполне объясняется из хода самого события, на который мы указали выше, допуская, что хотя евангелисты повествуют и об одном и том же событии, тем не менее изображают не одни и те же части его. Против такого объяснения можно, пожалуй, возразить, что в таком случае и ангелы должны быть у евангелистов не одни и те же. Совершенно справедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Понятие о творении; Бог сотвори мир Под именем творения, в строгом смысле, разумеется произведение чего-либо из ничего. A потому, если мы говорим, что Бог сотворил мир, то разумеем, что Бог: 1) не только произвел мир, но 2) произвел из ничего, и 3) что, следовательно, мир существует не от вечности. Бог произвел все, вне Его существующее. Об этом свидетельствует прор. Давид ( Пс.145:6 ). Ап. Павел, провозвестивший в Афинском ареопаге: Бог, сотворивый мир, и вся, яже в нем, Сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных храмах живет ( Деян.17:24 ) и многие другие места Св. Писания. Бог сотворил мир из ничего. Эта истина видна: – 1) из слов Бытописателя: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ), т. е. тогда, когда не было еще ничего; 2) из верования Церкви ветхозаветной (2 Маккав. 7:28); 3) из тех мест Нового Завета, где говорится, что Господь сотворил всяческая ( Кол. 1:16 ), что вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Иоанн, 1:3); 4) из прямых свидетельств ап. Павла ( Евр. 11:3 ; Рим. 4:17 ). Участие всех Лиц Пресв. Троицы в деле творения. В Св. Писании есть такие места, где сотворение мира усвояется в частности: 1 . Богу Отцу: нам един Бог Отец, из Него же вся ( 1Кор.8:6 ). 2 . Богу Сыну: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин.1:3 ). 3 . Богу Духу Святому: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их ( Пс.32:6 ); а св. Бытописатель изображает Духа Божия носившимся при сотворении мира, верху воды, и как бы вливавшим жизнь в новосозданное вещество ( Быт.1:2 ). Как Бог сотворил мир и в каком порядке сотворил Он главные виды своих творений Слово Божие выражает, что Бог сотворил мир. 1 . Разумом и премудростью: Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом ( Притч. 3:19 ), т. е. создал сообразно с теми высочайше премудрыми умопредставлениями Своими, в которых Он века созерцал будущие Свои создания. 2 . Волею, хотением, т. е. совершенно свободно, а не по необходимости : Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте сотвори ( Пс.113:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

(За сим ещё 14 строк текста, после чего по сем же воскор цртв преставившс погыбе плем црькое и гра пленис. Это собрание текстов в разных списках встречается с именем Максима Грека , как то в списках Моск. Д. Академии 53, Троицкой Лавры 5., Румянц. Музеума CCLXIV, Царского 242. 243., гр. Толстого отд. 2. 241. л. 321. Л. 598 об. Того инока максима грека повсть самовица бывша мченїю. нкоего нововлена мченика въ гречестїи земл. сло в рє (по друг. чв.). Нач. Воистин повавшеи о г, пребываю т недвижими . Л. 600. Того похвална єпи ( πη от πος) о прп о бномъ іоанн нареченно тревелико. Слово . (по друг. чз.). Нач. Се борба страшна. и подвигъ необыченъ. 600 об. Похвална єпи о блжени фомаиди мече бит своего свекра. Слово рз (по друг. чи). Нач. омаида да поетс всчтна агница. Л. 601. Похвална єпи о нкоторои добропобднеи мчнцы. єиже им потамї еже токетс рчна . слво рн (по друг. ч). Нач. Ркотезоименита хва раба да пое т с . Л. 602. Похвална єпи к нкоем пречюном древнем мчнк. его им невдомо. слово р (по друг. р). Нач. І сосанна древле слав велїю іосиъ и внецъ доброхваленъ о цломрїи вз. Первое и последние три песнопения имеют предметом своим прославление целомудрия. Они читаются между словами препод. Максима и в списках Синодальном нижеследующем 194, Рум. Музеума CCLXV, гр. Толстого отд. 1 190. отд. 2. 241., Царского 242. 243. 244., Троицкой Лавры и Московской Академии. Л. 602 об. Іосипа іюдеанина слово томъ, ко блгочтивыи помыслъ самодерже єсть стрте. і сїе вле т вышеестьственаго терпнї. єже к горчаиши мка. маккав мчены бывши антиохо. слово рі . (по друг. н.). Под сим заглавием помещена здесь известная по некоторым спискам и изданиям Греческой Библии четвертая книга Маккавейская. Нач. илосоское слово повдати хот. Но в ркп. перевод сокращён; иногда опускаются целые главы, как то главы 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Последние слова 27 стиха однако же представили больше затруднения Филарету при переводе столь важного и в догматическом отношении отрывка. В подлиннике все затруднительное для перевода место читается так: veal kenaph schikkuzim meschomem; 856 vead kalah venecherazah; thitthach al-schomem, что у LXX переведено так: κα π τ ερν βδλυγμα τν ρημσεων σται, και ως συντελεας καιρο συντλεια δοσεται π τν ρμωσιν, и в славянском: и во святилище мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение. Слово: kanaph (в st. constr. kenaph) может значить и: птица (см. напр. Быт. 7, 14 ); но главное его значение: крыло (см. напр. 3Цар. 6, 27 ; Псал. 67 евр. 68, ст. 14 и др.); следовательно, должно было бы всю первую фразу перевести с еврейского так: и на крыле мерзости 857 запустения или: опустошения 858 . И не даром LXX перевели: π τ ερν – во святилищи. Здесь, без сомнения, под крылом разумеется не птичье крыло, а крыло храма, как и передано в переводе Макария: и на крыле храма мерзость запустения будет, или, как в Синодском издании: и на крыле святилища будет мерзость запустения. Дальнейшие слова подлинника представляют менее ясности, а потому-то не особенно ясно переданы и у LXX, как и в славянском. Буквально с теперешнего еврейского текста их следовало бы перевести так: и до окончания (или: совершения) 859 , и решено 860 ; изольется 861 над опустошающим (или: опустошением 862 ). У Макария: и до исполнения предназначенной меры гнев будет литься па опустошенное. В переводе Синодского издания: и окончательно предопределенная гибель постигнет опустошителя. В переводе святителя Московского мысль выражена близко к подлиннику, но не ясно. 2 Маккав. 12, 39–45. Ст. 39. В последующий после сражения день Иуда с своими пришел, чтобы, как требовал обычай, поднять тела падших в битве, и положить со сродниками в гробах отеческих 40. У каждого из умерших нашли под одеждою вещи, посвященные идолам в Иамнии, которых чуждаться повелевал закон Иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но многие в Израиле укрепились, чтобы... не поругать святаго завета – «и умирали» ( 1Мак.1 гл.). Во 2-й книге Маккавейской читаем: «Царь послал одного старца Афинянина принуждать иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим, а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийскаго, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера странноприимнаго». Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие. Храм наполнился любодейством и безчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенныя. И жертвенник наполнился непотребными запрещенными законом вещами. Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем»... «Тем, кому случиться читать эту книгу», говорит писатель 2-й Маккав. книги, «прошу не страшиться напастей и уразуметь, что эти страдания служат не к погублению, а к вразумлению рода нашего. Ибо то самое, что нечестивцам не дается много времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великаго благодеяния» ( 2Мак.6:1–13 ). Сопоставляя данные о «небольшом роге» 8-й главы книги Даниила с историей и повествованием Маккавейских книг, мы неизбежно должны придти к заключению, что «небольшой рог» 8-й главы Даниила есть жестокий мучитель ветхозаветного Израиля, сирийский царь Антиох Епифан. Лютер говорит: «Он жестоко обращался с иудеями, мучил их и был настоящим дьяволом среди них. Преимущественно ради этого негодяя и имело место означенное видение, чтобы утешить иудеев, которые должны были подвергаться от него всяческим притеснениям» 27 . По отношению к Антиоху Епифану обясняют видение 8-й главы Даниила блаженный Феодорит и многие другие толкователи. Под звездами (ср. Быт.22:17 ) и воинством небесным, воинством, которое, «предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие» ( Дан.8:10 ; Дан.8:12 ) должно разуметь богоизбранный еврейский народ 28 . В Дан.8:13–14 еще сказано: «И услышал я одного святого, говорящаго, и сказал этот святой кому то вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемо»? И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010