Великий город Ниневия избежал кары Божией, изреченной ему св. пророком Ионою, наложив на всех жителей его, по повелению самого царя, строгий пост: за покаяние, соединенное с постом, Господь пощадил этот великий город.    Ездра, молясь за беззакония иудеев, кроме скорби и сетования, проводил время в посте (1 Ездры 10, 6).    Иудифь, удостоенная Богом спасти израильтян от грозного Олоферна, постилась все дни вдовства своего, кроме дней пред субботами и суббот (Иудифь 8, 6).    Но самым выдающимся примером строгого воздержания в пище от животных, запрещенных законом Моисея, служит мученическая кончина Елеазара и семи братьев Маккавеев с матерью их Соломониею, от царя Антиоха, незадолго до пришествия Христа-Спасителя (2. Маккав. 6, 18 до конца и 7 глава).    Важность и необходимость святых постов утверждается и на основании книг Священного Писания Нового Завета.    Великий угодник Божий, Пророк и Предтеча Господень Иоанн, по свидетельству Самого Христа-Спасителя, «величайший из рожденных женами,» вел жизнь, исполненную строгого воздержания в жилище, одежде и пище: жил в пустыне, одевался в жесткую одежду из верблюжьего волоса, питался акридами и диким медом, не пил ни вина ни сикера (Матф. 3:1—4).    Сам Господь Иисус Христос, пред Своим выходом на великое дело служения роду человеческому, сорок дней и сорок ночей провел в пустыне в строгом посте.    В Нагорной проповеди Он дал наставление, как нужно поститься: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и омой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»  (Матф. 6:17—18).    Разрешая недоумение Апостолов, почему они не могли изгнать беса из приведенного к ним отрока, Господь сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом»  (Матф. 17:21).    Возражая книжникам и фарисеям на их укор, почему ученики Его не постятся, Христос-Спаситель сказал, что они не постятся, как сыны чертога брачного, когда с ними жених. «Но придут дни, когда отнимется от них Жених, и тогда будут поститься в те дни»  (Мк. 2:19—20). Очевидно, что под днями, когда «отнимется Жених» надо понимать время страданий и крестной смерти Господа и затем вознесение Его на небо. И действительно, в книге Деяний Св. Апостолов мы находим не мало указаний, что ученики Христовы неоднократно постились и во время поста удостаивались особенных даров Св. Духа. Так было, например, пред избранием и возложением рук на Варнаву и Савла: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и возложивши на них руки, отпустили их»  (Деян. 13:2—3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Вот св. Церковь и идет нам навстречу, предлагая нам  курс лечения – святый пост. Мы – падшее создание.  Через непослушание Богу и через невоздержание мы, в лице наших прародителей, пали и лишились райского блаженства:  через добровольно принимаемый на себя подвиг послушания и воздержания мы можем снова возстать и возвратить себе потерянное райское блаженство. Вот – истинный смысл поста! Пользу от поста, как могущественнейшего средства освобождения от гнетущей нас греховности, испытывает каждый, а поэтому даже странно бывает слышать те неразумные возражения, которые в настоящее время против поста делаются. Мы подчеркиваем: «в настоящее время», потому что никогда в прошлом не бывало стольких возражений и такого большого количества противников поста, как ныне. Особенно странно слышать возражения против поста от сектантов, которые говорят, что они во всем следуют  только Библии . Именно Библия учит нас посту. Поселив первого человека в раю, Сам Господь заповедал ему воздержание, запретив вкушать плоды от «древа познания добра и зла» ( Быт. 2, 16–17 ). После потопа Господь Бог также наложил на людей некоторое ограничение в пище: «Только плоти с душою ея, с кровью ея не ешьте» ( Быт. 9, 3–4 ). При Моисее Господь установил «праздник опресноков», когда можно было есть только пресный хлеб ( Исх. 23, 15 ), а затем определил ясное разграничение, мясом каких животных можно питаться, а каких нельзя ( Лев. 11 гл.). Сам Моисей на Синае не ел хлеба и не пил воды сорок дней и сорок ночей ( Исх. 34, 28 ). Испрашивая у Бога прощение избранному народу, Моисей опять «сорок дней и сорок ночей хлеба не ел и воды не пил за все грехи» ( Втор. 9, 18 ). Св. Пророк Илия во время путешествия из Вирсавии к горе Хориву сорок дней и сорок ночей оставался без пищи и пития ( 3Цар. 19, 8–12 ). Израильтяне, страшась Ассирийского нашествия под предводительством Олоферна, испросили милость и помощь от Господа, молясь и постясь много дней пред святилищем» ( Иудифь 4, 3 ). Множество и других примеров постного подвига дает нам Ветхий Завет , но из них особенно выдающийся и убедительный – это пример семи братьев Маккавеев, учителя их Елеазара и матери Соломонии, живших незадолго до пришествия Христа-Спасителя на землю: мученическую смерть они предпочли нарушению законов о пище (2 Маккав. 6, 18 до конца и 7 гл.). Да и вся история избранного народа Божия показывает нам, что особенно усердные молитвы и сердечное сокрушение о грехах всегда сопровождались  постом,  и такая молитва, соединенная с постом, Богу приятна, а людям спасительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Великий ревнитель славы Божией св. пророк Илия сорок дней и сорок ночей оставался без пищи и пития, во время своего путешествия к горе Хориву, после чего Господь удостоил Илию явить ему Свое присутствие (3 Царств 19, 8–11–12). Израильтяне, страшась нашествия Ассирийцев с Олоферном во-главе, испросили милость и помощь от Господа, молясь и постясь «много дней пред святилищем Господа-Вседержителя» ( Иудифь 4, 13 ). Перед нашествием Моавитян, Аммонитян и других народов, иудейский царь Иосафат объявил пост по всей Иудее (2 Паралип. 20, 3). Неемия, услышав о бедствии иудеев и разрушении иерусалимской стены, заплакал, постился и молился несколько дней (Неемии 1, 4). По возвращении из Вавилонского плена, израильтяне, давая обет Господу поступать впредь по закону, данному чрез Моисея, постились, читали священные книги и исповедывались во грехах своих (Неемии 9, 1–3). Великий город Ниневия избежал кары Божией, изреченной ему св. пророком Ионою, наложив на всех жителей его, по повелению самого царя, строгий пост: за покаяние, соединенное с постом, Господь пощадил этот великий город. Ездра, молясь за беззакония иудеев, кроме скорби и сетования, проводил время в посте (1 Ездры 10, 6). Иудифь, удостоенная Богом спасти израильтян от грозного Олоферна, постилась все дни вдовства своего, кроме дней пред субботами и суббот ( Иудифь 8, 6 ). Но самым выдающимся примером строгого воздержания в пище от животных, запрещенных законом Моисея, служит мученическая кончина Елеазара и семи братьев Маккавеев с матерью их Соломониею, от царя Антиоха, незадолго до пришествия Христа-Спасителя (2. Маккав. 6, 18 до конца и 7 глава). Важность и необходимость святых постов утверждается и на основании книг Священного Писания Нового Завета. Великий угодник Божий, Пророк и Предтеча Господень Иоанн, по свидетельству Самого Христа-Спасителя, «величайший из рожденных женами,» вел жизнь, исполненную строгого воздержания в жилище, одежде и пище: жил в пустыне, одевался в жесткую одежду из верблюжьего волоса, питался акридами и диким медом, не пил ни вина ни сикера ( Матф. 3, 1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Lenormant. Essai. р. 97. 1432 На одной статуе он представлен вооруженным рогами, держащим в руке топор и гром. Essai, р. 93. Встречаются и изображения его в виде монстра, – в одежде царя, но с 4-мя крылами и с рогами. Имя его почти тождественно с названием огня. Essai р. 94. 1434 У Самас считается три жены: Malkit, Gala и Anunit или Nabu-naid. Первое имя значит «царица» от Malk, Melek – царь, каким является Самас в этой ассоциации. Она называется, также «звезда реки Тигра». Более известна Gula. По Ленорману, это имя аккадское и значит: «великая». Anunit, называвшаяся также Nana или Nanæa (2 Маккав. 1, 13 и 15), сравнивается у греков с Артемидой. Некоторые видят в этих трех богинях Одну – Gula, которая является в тройственной форме. Gula имела культ и в Сирии, сохранившийся до конца. Lenormant. Essai, р. 98 – 104. Жена Бина называется «Sala», с эпитетом «ummu» – мать, из чего образовалась Saloummu, Σαλαμβ классических писателей, известная и в культе финикиян и сирийцев. Син не имел жены, может быть, потому, что представлялся иногда андрогеном. 1436 Позднее, как мы заметили, Deus Lunus потерял значение, но в порядке богов он до конца удерживал первое место во 2-й триаде. 1438 По замечанию Мори, бог луны Deus Lunus, Мен – Μν, – одно из главных божеств на всем западе Азии, Histoire des religions de la Grece antique, t. III. pag. 123, 192. 1441 На надписях встречается термин: «боги пять» и «два», т. е. солнце, луна и пять высших планет. У Диодора сицилийского перечисляются также 5 планет, но в ином порядке: Марс, Венера, Меркурий, Юпитер, Сатурн. На самых надписях порядок их, по-видимому, не всегда одинаков. Lenormant. Essai, р. 104 – 105. 1445 Он был богом охоты н призывался в помощь царями, при отправлении на войну н на ловлю зверей. Некоторые впрочем различают бога охоты от Адар собственно. 1446 Адар называется «живущим в глубинах бездны, богом моря». Вместе с тем он признается перворожденным Ану, «сыном нижнего неба», т. е. глубины, или нижнего полушария, куда заходит солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

пр. Даниила. Отсюда, несомненно, вытекает то заключение, что сказание Абидена в основе своей имеет событие, рассказанное у Даниила, но это сказание составлено так, чтобы оно служило к мифическому прославлению героя – царя, о котором уже Мегасфен говорит, что своей храбростью и мужеством он превзошёл даже Геркулеса, При том сходстве мистического вдохновения с сумасшествием (μανα), какое при вдохновении обнаруживалось в телодвижениях экстаза, удобно было Даниилом изображённое состояние болезненно-психической связанности и не свободности царя переделать во внезапное объятие божеством для пророчествования; в сумасшествии же царя, на время лишившем основателя всемирной монархии его царской власти, для халдеев, по предзнаменованиям разного рода любившим предугадывать судьбы людей и народов, не могло быть делом трудным усмотреть предсказания разрушения самой монархии. Так как сильная Вавилонская монархия подпала власти Кира, этого персидского мула вскоре после смерти основателя её (25–30 лет спустя); то для национального чувства халдеев могло казаться сообразным дать печальному событию из жизни царя, приведшему его в состояние животного, такой оборот, что этот самый царь – прославленный герой, объятый силой некоего Бога, сам предсказывает падение своего царства и при этом завоевателю его высказывает пожелание великого несчастья, а самому себе прежде, чем наступило это несчастье, пожелание счастливого конца (См. Gomm. Keil, s. 112–116, пр. к Тв. св. от. 1871. 1, стр. 91–95). В повествовании 5 гл. защитники маккав. происхождения книги находят, прежде всего, невероятным, чтобы в одну ночь могло совершиться всё то, что в этом повествовании изложено. Прежде всего, вечеря, которая, по-видимому, значительное время продолжалась, прежде чем царь приказал принести иудейские священные сосуды, затем, спустя некоторое время после принесения сосудов, воспоследовавшее появление пишущей на стене руки, потом призвание всех мудрецов, их совещания относительно содержания письмен, причём, разумеется, употреблено было ими довольно продолжительное время на то, чтобы разобрать эти письмена, прежде чем они принуждены были сознаться в своём бессилии, далее призвание, по совету царицы – матери, Даниила, относительно которого при этом непонятным является то, почему он, как предстоятель всех мудрецов, не был призван вместе с другими мудрецами, истолкование письмен Даниилом, непосредственно за этим истолкованием, несмотря на то, что оно звучало так печально для царя, и последний не мог ещё узнать, насколько справедливо оно, воспоследовавшее облачение истолкователя в пурпур, возложение цепи и провозглашение его третьим сановником во всём царстве, наконец смерть Валтасара царя, воспоследовавшая по ясному указанию, в ту же ночь (Блэк).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

   Множество и других примеров постного подвига дает нам Ветхий Завет, но из них особенно выдающийся и убедительный — это пример семи братьев Маккавеев, учителя их Елеазара и матери Соломонии, живших незадолго до пришествия Христа-Спасителя на землю: мученическую смерть они предпочли нарушению законов о пище (2 Маккав. 6, 18 до конца и 7 гл.). Да и вся история избранного народа Божия показывает нам, что особенно усердные молитвы и сердечное сокрушение о грехах всегда сопровождались постом, и такая молитва, соединенная с постом, Богу приятна, а людям спасительна.    Новый Завет точно также утверждает важность и необходимость поста. Великим постником был Предтеча Господень св. Иоанн Креститель. Сам Господь Иисус Христос перед выходом Своим на общественное служение человеческому роду, удалившись в пустыню, сорок дней и сорок ночей провел в посте. Во время Своей Нагорной проповеди Он дал определенные наставления, как следует поститься: не для похвалы человеческой, а для Бога (Матф. 6:17—18). Объясняя Своим ученикам, почему они не могли изгнать беса из приведенного к ним отрока, Господь указал на пост, как на необходимое средство в борьбе с темной бесовской силой: «сей род не исходит токмо молитвою и постом»  (Матф. 17:21). Возражая книжникам и фарисеям на укор, почему ученики Его не постятся, как постятся «ученики Иоанновы и фарисейские», Господь сказал: «приидут дние, егда отъимется от них Жених, и тогда постятся в тыя дни»  (Марк. 2:18—20), И в кн. Деяний Св. Апостолов мы находим вполне определенные указания на то, как св. Апостолы постились. Постились они перед отправлением Варнавы и Савла на проповедь (Деян. 13:2—3), постились при рукоположениях пресвитеров (Деян. 14:23).    Кажется, этих свидетельств достаточно. Они не могут не убеждать нас, что пост — дело Богоустановленное, Богу угодное, а для людей — спасительное.    Святые Отцы Церкви и все великие подвижники христианского благочестия и сами постились и нам оставили множество замечательных наставлений о пользе, важности и необходимости поста, имеющего огромное значение в деле Богоугождения и нашего духовного преуспеяния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Больше почвы для своих возражений находят противники подлинности книги в историческом содержании её. В этом содержании они стараются отыскать или взаимные противоречия одного повествования другому в самой книге, или противоречия между сказаниями книги и повествованиями других книг священных, равно как и вне библейскими сказаниями о Халдейском и Мидо-Персидском царствах, или, наконец, просто нечто неестественное, невероятное; и на основании всего это построевается ими заключение о недостоверности повествуемого и, значит, о позднейшем, на основании устных сказочных преданий, составлении содержания книги. Для большего удобства мы будем рассматривать эти возражения по порядку повествований книги. а) Повествование первой главы В повествовании 1 гл. сказание 1 и 2 ст. даёт повод защитникам маккав. происхождения книги к самым усиленным указаниям на противоречие книги, как самой себе, так и другим книгам писания. В этих стихах о походе Навуходоносора на Иерусалим мы читаем: «в третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришёл Навуходоносор, царь вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внёс эти сосуды в сокровищницу бога своего». О том же походе в 4 кн. Цар. (24:1) сообщается: «во дни его (Иоакима) выступил Навуходоносор царь вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него», и в 2 кн. Парал. (36:6–7): «против него (Иоакима) вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и оковал его оковами, чтобы отвести его в Вавилон, и часть сосудов дома Господня перенёс Навуходоносор в Вавилон и положил их в капище своём в Вавилоне». Но ни в книге царств, ни в книге Паралип. не указывается год первого взятия Иерусалима Навуходоносором. Между тем сопоставляя эти сказания со сказаниями книги прор. Иеремии в гл. 46:2; гл. 25 и 36, мы должны прийти к тому твёрдому заключению, что первое взятие Иерусалима Навуходоносором было не в 3-й г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

и непременно исполнится то, что говорил пророк Иона (14:8). В 3 Маккав. книге сказано: Ты, Господи, и Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, невредимым показал всем его присным ( 3Мак.6:6 ). В 3 Ездры Иона упоминается в числе всех других малых пророков, данных Богом «вождей Израиля» (1:39). Таким образом, ветхозаветные писатели упоминают, как о служении пророческом Ионы и его предсказании, так и о главном чудесном событии в его жизни, наиболее смущавшим маловерующих ученых. Иосиф Флавий (Древн. XI. 9) и талмудисты Entdecktes Iudentum. §724). Трифон Иудей (у св. Иустина. Разгов. 323 24 стр.), признавали всю книгу историей. Но в глазах христиан еще более неопровержимое значение имеет неоднократное свидетельство Иисуса Христа о пророке Ионе. Так, в евангелии Матфея читаем: Он (т. е. Иисус Христос) отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи. Мужие Ниневитстии востанут на суд в родом сим и осудят его, яко покаяшася проповедию Иониною, и се боле Ионы зде (12:39–41). По поводу аналогичного фарисейского искушения, Иисус Христос и в другой раз, по свидетельству того же евангелиста, говорил: род лукав и прелюбодейный знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка (16:4). Трудно определить, о тех же ли или о других еще событиях повествует евангелист Лука: народом собирающимся начат (т. е Иисус Христос) глаголати: род сей лукав есть: знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бысть Иона знамение Ниневитом, тако будет и Сын человеческий роду сему... Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят и, яко покаяшася проповедию Иониною, и се множае Ионы зде (11:29–32). Из всех евангельских свидетельств несомненно, что Иисус Христос признавал вполне историчными все события книги Ионы: его пророческое служение, посольство в Ниневию с проповедью о покаянии, низвержение с корабля, пребывание в чреве кита три дня и три ночи, спасение оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Кто называется рожденным от Бога? Святой Иоанн Богослов пишет: «всякий, делающий правду, рожден от Него (Бога)» ( 1Ин. 2, 29 ). Можно и назвать сектантов делающими правду? Нет, потому что они не имеют на себе благодати св. Духа, а без помощи благодати люди не могут «делать ничего» ( Ин. 15, 5–6 ). «Дух же Святой, по слову Апостола, подкрепляет нас в немощах наших» ( Рим. 8, 26 ) и только при помощи благодати Божией мы «можем сделаться наследниками вечной жизни» ( Тит. 3, 7 ). Как же должно смотреть на сектантов, когда они хвалятся своей праведностью? В этом случае на сектантов должно смотреть, как на осужденных Спасителем фарисеев, которые любили хвалиться своей лицемерной праведностью, чтобы заслужить похвалу от людей. ( Мф. 6, 5 ; Лк. 18, 11–12 ). А как должны смотреть на свою нравственную жизнь все истинные христиане? Все истинные христиане должны памятовать слова св. ап. Иоанна: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1, 8 ), почему, не хвалясь своей праведностью, должны смиренно молить Бога о прощении своих согрешений ( Лк. 11, 4 ). XI. О молитвенном призывании и почитании св. Ангелов, Пресвятой Богородицы и св. Угодников. Какия еще истины веры отвергают сектанты? Они отвергают молитвенное почитание и призывание Ангелов и св. Угодников. Следует-ли почитать и призывать в молитвах Ангелов и св. Угодников? Следует, потому что они молят Бога за людей, живущих на земле. Откуда видно, что Ангелы и св. Угодники молят Бога за людей, живущих на земле? Это видно из Слова Божия. Так Ангел Рафаил, по сказанию книги Товита, говорил праведному Товии: «Когда молился ты и невеста твоя, Сарра, я возносил память молитвы вашей перед Святого» ( Тов. 12, 12 ). Вот почему и Христос Спаситель заповедал людям: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» ( Мф. 18, 10 ). Подобным же образом и о молитвах св. Угодников: По сказанию книги Маккавейской, праведный Маккавей имел видение, «видение же его такое: он видел Онию, бывшего первосвященника... видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славой, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Маккав. 15, 12–14). Также и Тайнозритель Нового завета, св. Иоанн Богослов, в откровении видел Ангела, который «стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех Святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами Святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Они получают тогда известный смысл. Приведение жертвы к святилищу означало предстательство Мессии пред Богом 407 , возложение на жертву рук означало возложение на Него, как пророчествовал пророк Исаия, грехов всех нас ( Ис.53:6 ); кропление жертвенника со всех сторон – означало спасение кровью Его всей церкви и всех народов 408 ; кропление кровью завесы и рог алтаря и даже кивота завета означало, по объяснению Апостола Павла, дерзновение входить во святилище путем новым и живым, который вновь открыт нам Христом чрез завесу, то есть, плоть Его ( Евр.10:19–20 ); снятие кожи животного, рассечение трупа, омовение, осоление – весьма наглядно изображали страдания Спасителя: снятие риз и разделение их воинами ( Ин.19:23 ), истечение, при прободении копьем, крови и воды ( Ин.19:34 ), погребение Его и всегдашнюю, подобно не подвергающейся порче осоленной вещи, действительность заслуг Его 409 ; снедение жертвенных останков жрецами вместе с приносящим означало причащение Телу и Крови Его 410 ; сожжение жертвы отчасти на жертвеннике и отчасти вне стана означало возношение Христа на крест и Его страдание вне врат Иерусалима. Так как тела животных, говорит Апостол Павел, которых кровь, для очищения греха, вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана; то и Иисус, дабы освятить людей кровью Своею, пострадал вне врат ( Евр.13:11–12 ). Таким образом, как жертвой вообще, так особенно жертвами, определенными законом, вполне наглядно предъизображались не только великие и спасительные плоды жертвы Христовой, но и все события страданий, смерти и погребения Христа Спасителя, что и было подробно раскрыто Апостолом Павлом в послании к Евреям. Обрезание 411 . Обрезание, как и жертва, имеет Божественное установление. Справедливость такого положения может быть доказана, во-первых, определенным повествованием о том книги Бытия (гл. 17), во-вторых, отношением к нему иудеев, готовых пострадать за него (Маккав.) и, в-третьих, принятием обрезания Христом Спасителем, каковое возможно только при Божественности его установления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010