После такого торжественного обряда клятвы арабы были уверены, что если кто несправедливо поклялся, или если нарушит клятву в последствии, то его неминуемо постигнет кара Божия в том или другом отношении 1977 . В сомнительных и трудных случаях, также за неимением точных данных для решения, прибегали к клятве, которую в этих случаях будто бы установил Валид-бну-ль-Мугира, по свидетельству Ибн-Кутейбы. 1978 На все представленные нами обряды и образ, совершения клятвы указывает еще Геродот и приписывает клятвам арабов ненарушимую верность. 1979 Кроме этого, было также в обычае при случаях, требующих мести, давать страшную клятву непременно отомстить убийце. Для неотложного исполнения этой клятвы араб налагал на себя обет не пить вина, не есть мяса, не употреблять благовоний, не мыть головы, не иметь общения с женой и т.д., доколе не приведет в исполнение своего обета. 1980 Таким образом, мы сообщили, насколько то возможно на основании дошедших до нас сведений, о разных молитвенных формулах, употреблявшихся арабами и, чтобы не возвращаться к этому предмету, рассказали также и об обрядах, которыми обычно сопровождались формулы призывания имени Бога и богов в клятвах. Теперь мы постараемся сообщить сведения об обрядах языческого богослужения в тесном смысле этого слова, как известных действиях, совершавшихся с целью богопочитания или богослужения. Одним из очень характерных и резко бросающихся в глаза был у арабов, впрочем, не чуждый и другим религиям, обряд обхождения кругом храма, жертвенника или идола. Эти обходы вокруг священных предметов совершались арабами как кругом Каабы, так, кругом и других храмов, и священных предметов, по словам Камуса 1981 , Ибн-Гишама 1982 и других 1983 . Так нам известны обходы, совершавшиеся арабами при холмах Сафе и Мерве близ Мекки. Обходы на этом месте Мухаммед не только не воспретил, но и усвоил своей религии. Он говорит в Коране: «Сафа и Мерка суть заповедные места Божии....Кто совершает хадж, на том нет греха в том, что делает обходы вокруг обоих их».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Появившись в России, западные гуру начали свою проповедь не с долгих и последовательных разъяснений кришнаитского вероучения, а с бесед о том, что в сегодняшней жизни многие люди забыли Бога, утратили чистоту жизни, но что это не беда, и положение дел вскоре можно исправить, если следовать принципам жизни, которым учил Прабхупада, и которые могут помочь человеку быстро освободиться от многих проблем. Первые кришнаитские миссионеры сразу заявили, что проповедуют они не просто какую-то новую религию, а древнюю, ведическую науку, которая предлагает “систему глубокого философского осмысления жизни и ее ценностей” и дает возможность “проверки основных положений веры на практике” 20.07.93). Начиная с 1979 года Советский Союз несколько раз посещал Харикеша Свами, ставший гуру для многих российских кришнаитов. Харикеша Свами является автором вышедшей в 1981 году книги “Варнашрама – манифест социального разума”. Концепция устройства нового кришнаитского общества и государства, высказанная в этой книге ее автором, вызвала в 80-х годах а Германии, Италии, а недавно и в нашей стране ряд публикаций, в которых “Варнашрама – манифест социального разума” называли книгой, подрывающей основы государственности и призывающей “к ликвидации права на свободу совести” 9). Уже в 1980 году деятельность Харикешы на территории СССР была признана противозаконной, сектантской, и ему пришлось покинуть нашу страну. С этого времени иницииации новых “преданных” он стал проводить заочно. Страной, которая в 80-е годы стала центром европейского кришнаизма, была Швеция. Здесь же располагалась и резиденция Харикеши. Первая попытка зарегистрировать кришнаитскую общину в Совете по делам религий была в 1981 году. Эта попытка оказалась для кришнаитов неудачной. Люди, фамилии которых были в списках членов кришнаитской общины, вскоре оказалиь за решеткой. С 1982 года по 1985 год было осуждено более пятидесяти кришнаитов 3). В основном обвинения им были предъявлены по статье 227 УК РСФСР (Распространение сектантства, наносящего вред здоровью граждан).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krishnai...

263. О соотношении понятий “domus” и “familia” см.: Saller(1984). Слово “familia” и его позднейшие производные в европейских языках вроде “famille” во французском или “family” в английском вплоть до XVIII века прежде всего относились к единице власти, а не обозначали родство (Stone 1968; Flandrin 1979; Duby 1982:220–223; Ozment 1983; Herlihy 1985). 264. Вестбрук (Westbrook 1999:207) рассматривает три известных случая такого рода. По-видимому, отцовская власть здесь считалась тождественной власти государства. Если обнаруживалось, что отец казнил своего ребенка незаконно, он мог быть наказан. 265. Или обращать их в рабство. Законы Двенадцати таблиц (III. 1) представляются попыткой реформировать или смягчить еще более жестокие обычаи; вероятно, впервые это отметил аль-Вахид (Elwahid 1931:81–82). 266. Финли отмечает, что сексуальная доступность рабов «считалась общим местом в греко-римской литературе» (1980: 143;см. Sailer 1987: 98–99; Glancey 2006:50–57). 267. Ведутся оживленные споры вокруг вопроса, насколько широко в Риме поощрялось появление детей у рабов: одна распространенная теория рабства (например, Meillassoux 1996; Anderson 1974) гласит, что это никогда не бывает выгодным и что, когда приток рабов иссякает, рабы обычно превращаются в крепостных. Здесь нет смысла вступать в этот спор, но обзор можно прочитать в: Bradley 1987. 268. На самом деле римские граждане не могли обращать в рабство друг друга, но их могли поработить чужестранцы, а пираты и похитители редко когда вдавались в такие тонкости. 269. Например, китайский император Ван Ман был настолько привередливым в этом вопросе, что однажды приказал казнить одного из своих сыновей за самочинное убийство раба (Testart 1998:23). 270. Lex Petronia. Теоретически этот закон запрещает владельцам приказывать рабам «биться с дикими животными», что было общественным развлечением: «биться», однако, обычно было эвфемизмом, поскольку тем, кто выходил против голодных львов, либо вообще не давали оружия, либо оружие было несоответствующим. Лишь столетие спустя, при Адриане (117–138), владельцам было запрещено убивать своих рабов, содержать для них частные тюрьмы или применять прочие жестокие и чрезмерные наказания. Интересно, что постепенное ограничение власти рабовладельцев сопровождалось усилением власти государства, расширением числа граждан, а также возвращением различных форм долговой кабалы и созданием зависимого крестьянства (Finley 1972:92–93, 1981:164–165).

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Жертвенник на горе Гевал. 1200–1000 гг. до Р. Х. Жертвенник на горе Гевал. 1200–1000 гг. до Р. Х. IX. Алтарь на горе Гевал. В 1980 г. израильский археолог А. Зерталь обследовал место Эль-Бурнат на горе Гевал, обнаружив слои, датируемые периодом железа I (1200-1000 гг. до Р. Х.). В ходе раскопок (1982-1987) была обнаружена центральная структура, окруженная стенами прямоугольной формы из необработанного камня, углы ориентированы по сторонам света. Зерталь ( Zertal. 1985) идентифицировал ее с алтарем, воздвигнутым Иисусом Навином (Нав 8. 30-33). Датировка обосновывалась находками егип. печатей-скарабеев 2-й пол. XIII в. до Р. Х. ( Hawkins. 2007). Однако в строительстве этого комплекса прослеживаются 2 фазы - ранняя, по печатям и керамике датируемая с большой вероятностью с 1250 или 1240 и до 1200 г. до Р. Х. (конец периода поздней бронзы), и поздняя, к к-рой и относится рассматриваемая структура. По керамике она датируется 1200-1130 гг. до Р. Х. (начало периода железа I). Кроме того, расположение структуры невозможно согласовать с тем, что сообщается о церемонии чтения благословений и проклятий (Нав 8. 30-35), т. к. находится с противоположной от места произнесения благословений стороне горы Гевал. Наконец, эта структура (9×6,8×3,27 м) не квадратная в отличие от того, что предписывалось по закону Моисея. В Исх 27. 1, однако, размеры жертвенника перед скинией - 2,5×2,5×1,5 м (напр., сохранившийся евр. алтарь в Араде полностью соответствует этим размерам). Сказанное свидетельствует о том, что идентификация указанной структуры в качестве алтаря Иисуса Навина спорная и ею невозможно обосновать ту или иную датировку И. ( Young, Wood. 2008. P. 240-243). И. в контексте египетской истории Сторонники ранней датировки И. временем правления 18-й династии понимают слова Исх 1. 8 о том, что безымянный фараон «не знал Иосифа», в том смысле, что он не был знаком с егип. историей и не слышал о заслугах Иосифа перед Египтом. Этот фараон - иноземец, возможно 1-й фараон из династии гиксосов, а выражение Исх 1. 8         («и восстал в Египте новый царь») в таком случае означает, что «новый царь восстал против (  ) Египта» ( Wood. 2003. P. 257). Цари-гиксосы могли опасаться, что евреи восстанут против них вместе с египтянами («соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас» - Исх 1. 10), и поэтому заставили их строить Пифом и Раамсес. В сер. XVI в. до Р. Х. гиксосы были изгнаны, и события, непосредственно предшествующие И. (Исх 1. 13 слл.), происходили уже при фараонах 18-й династии ( Wood. 2003. P. 258).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

И. Манцаридисом (G. I. Mantzaridh. Palamikav. Qess. 1973; наиболее важная часть переведена на англ. и на франц.: G. I. MAntzaridis. The Deification of Man: St. Gregory Palamas and the Orthodox Tradition/Transl. from the Greek by L. Sherrard, with a Foreword by Bp. Kallistos Ware. Crestwood, N. Y. 1984; Idem. La doctrine de saint Gregoire Palamas sur la deification de l’etre humain//Saint Gregoire Palamas. De la deification de l’etre humain/Traduit par M. – J. Monsaingeon, J. Paramelle, suivi de Georges I. Mantzaridis, La doctrine de saint Gregoire Palamas sur la deification de l’etre humain. (Coll. Sophia) Lausanne 1990. 43–160). О св. Диадохе, помимо Introduction к указ. тому Sources chretiennes, см. сохраняющую значение основного изд. сочинений фундаментальную монографию: К. [Д.] Попов. Блаженный Диадох (V-ro века), епископ Фотики древнего Эпира, и его творения. Ч. I [единственная вышедшая]. Творения бл. Диадоха . Греческий текст, редактированный по древним греческим рукописям, с предисловием, русским переводом, разночтениями, примечаниями и приложениями. Казань 1903, а также E. des Places. Maxime le Confesseur et Diadoque de Photicee//Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur. Fribourg, 2–5 septembre 1980/F. Heinzer, Ch. Schonborn. (Paradosis, 27) Fribourg/Suisse 1982. 29–36 (где показано восприятие учения св. Диадоха у св. Максима Исповедника – в той самой традиции на которую св. Григорий Палама будет ориентироваться наиболее непосредственно). 128 К Ксении//PG CL, 1048 C; ср.: 1049 AD; О божественном и боготворящем причастии//GPS II. 144.12–15: [заменяем цитату переводом] смерть (телесная) последовала как за своим началом за смертью души, ибо это и есть смерть души – отчуждение ее от Бога, и сия воистину страшная смерть. 129 Мы приведем здесь два текста разных богословских школ, что делает еще более разительным их совпадение: «Адам был побежден, – пишет св. Кирилл Александрийский , – и, презрев божественное повеление, был осужден на тление и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

П. Абарка де Болеа, граф де Аранда). Окончательная либерализация испан. М. состоялась при кор. Жозефе (Хосе) I (1808-1813), брате франц. имп. Наполеона I Бонапарта. В тот период под влиянием «имперского» Великого Востока Франции здесь утвердился Древний и Принятый Шотландский ритуал. В 1811 г. испанские масонские структуры были унифицированы в соответствии с традициями Великого Востока Франции. В 1814-1868 гг. М. в Испании находилось под запретом, за исключением периода революции 1820-1823 гг., когда партия левых либералов - эксальтадо (многие из к-рых были членами Великого Востока) образовала правительство Испании. В 1869 г. был основан Великий национальный Восток, вскоре преобразованный в Великий Восток Испании, который активно участвовал в провозглашении Первой республики (1873-1874). К 1877 г. в Испании насчитывалось 5 конкурирующих Великих лож (Великий Восток Испании, Великий Восток Иберии, Великая ложа Испании, Великая символическая ложа Каталонии-Балеар (Балеарских о-вов), Верховный совет Шотландского ритуала). Во время Гражданской войны 1936-1939 гг. испан. масоны выступили в защиту республиканской власти. После смерти Франко в стране возобновил работу Верховный совет Шотландского ритуала (1978). В 1980 г. был образован Объединенный Великий Восток Испании, его структуры в 1982 г. вошли в состав обновленной Великой ложи Испании. В Швеции В Швеции 1-я масонская ложа появилась в Стокгольме в 1735 г. Ее основатель - гр. А. Вреде-Спарре, установивший тесные контакты с английскими масонами-якобитами, в частности с Радклиффом. Это обстоятельство обострило отношения масонов с правительством. Однако уже в 40-50-х гг. XVIII в. под контролем и при участии зарубежных масонов (гл. обр. английских и французских) в Швеции начали работу Материнская ложа, Первая регулярная ложа и Национальная ложа. В 1759 г. усилиями Эклеффа в Стокгольме был создан Шведский ритуал, основанный на признании высоких степеней посвящения (10 градусов) и строгом соблюдении принципов христианства. После этого шведское М.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

Рапорт Архиепископу Кентерберийскому от 27 июня 1966 года о переговорах по поводу взаимоотношений с Православной церковью. Папка ненумерованных документов, относящихся к отношениям с Православной церковью OC file 235/1-4. Архив библиотеки Ламбетского Дворца (Lambeth Palace Library). Мф. 11 : 12. Ср. Рим. 7 : 19. Ср.: Льюис К. С. Письма Баламута. Расторжение брака. М., «Fazenda „Дом Надежды”», 2005, стр. 105. Ср.: Рабле Ф. «Гаргантюа и Пантагрюэль». М., «Фирма Арт», 1993, стр. 262. 5 апреля 1986 года ливийские террористы взорвали бомбу в кафе «La Belle» в Западном Берлине. 15 апреля 1986 года США осуществили массированную бомбардировку столицы Ливии Триполи. Статья 51 Устава ООН (1945): «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Владыка, вероятно, имеет в виду политическую линию Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер в ливано-израильском конфликте 1986 года. Масштабный ливано-израильский конфликт, начавшийся в 1982 году, привел к образованию «зоны безопасности» на границе двух стран, но спорадические вооруженные столкновения между Израилем и Ливаном не прекращались в течение многих лет. В 1980-е годы в Никарагуа шла гражданская война между правящими сандинистами, пришедшими к власти в результате свержения режима Сомосы и поддерживаемыми СССР и Кубой, и контрреволюционными силами контрас, получавшими помощь от США. Речь, вероятно, идет о противостоянии социалистического и капиталистического блоков и политике «мирного сосуществования».

http://pravmir.ru/o-nasilii/

профсоюзы). В то же время в 30-60-х гг. XX в. сформировалась идейная основа т. н. нового франко-канад. национализма (Л. Гру), появились идеи создания особого франко-канад. государства. В 1960 г. с приходом к власти в Квебеке местной либеральной партии под рук. Ж. Лесажа в провинции начались реформы, секуляризация общественной жизни и подъем национального движения, вошедший в историю под названием «тихая революция». Поскольку добиться паритета с англо-канадцами в масштабе всей страны франко-канадцам было практически невозможно, именно пров. Квебек с этого времени стала рассматриваться ими как «национальный очаг» или «квази-государство». С кон. 60-х гг. XX в. все большую популярность в провинции приобретают сепаратистские идеи. В 1968 г. была создана Квебекская партия, быстро ставшая заметной политической силой в провинции. В основе ее программы был проект «суверенитет-ассоциация», предполагавший провозглашение политического суверенитета Квебека при сохранении тесного экономического союза с «остальной Канадой». В 1976 г. партия победила на провинциальных выборах в Квебеке. Правительство, возглавляемое лидером Квебекской партии Р. Левеком (1976-1985), стало проводить политику, направленную на усиление роли «провинциального» сектора в экономике, а также на закрепление исключительно франкоязычного характера Квебека. В 1977 г. был принят Закон 101 («Хартия французского языка»), объявивший франц. язык единственным офиц. языком провинции. Провинциальное правительство начало осуществлять программу «офранцуживания» различных областей жизни провинции. В 1980 г. в Квебеке был проведен референдум об изменении политического статуса провинции на базе проекта «суверенитет-ассоциация». Однако 60% участников референдума высказались «против». Тем не менее правительство Квебекской партии оставалось у власти в провинции до 1985 г. В 1982 г. оно отказалось признать изменения, внесенные в канад. конституцию федеральным правительством, поскольку в ней не был отражен 2-национальный характер страны, что породило конституционный кризис.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Дурные помыслы присутствуют в уме, то есть посещают наш разум; они не зависят от нас. «Все эти помыслы, – говорит Евагрий, – беспокоят они или нет нашу душу, не зависят от нас, но от нас зависит, задержатся они в нас или нет, приведут ли они в движение наши страсти или нет» 1978 . Понятие κινεν, возникшее у стоиков, характерно для психологического словаря Евагрия, где оно означает беспорядочное κνησις души 1979 . Apatheia как внутренняя сила, способная противостоять страстям У Исаака Сирина мы находим следующее примечательное определение бесстрастия: «Что есть человеческое бесстрастие? Оно состоит не в отсутствии способности переживать страсти, а в непривечании их (оυ τ μ ισθθναι... λλα τ μ δξασθαι χ πθη 1980 . Или, согласно известному выражению Максима Исповедника , во внутренней свободе, способствующей разделению страстей и представлений 1981 . На уровне подвижничества эта свобода часто проявляется в умении проложить «царский путь» между двумя противоположными страстями, чтобы, как выражался Григорий Нисский , «придерживаться золотой середины бесстрастия» (π το μσου της παθεας) 1982 . Этот идеал, как считает В. Лосский , воплощен в Деве Марии, которая «представляет собой вершину святости... Она пребыла без греха при всеобщем господстве греха» 1983 . «Грех никогда не мог действовать через Ее личность» 1984 . Бесстрастие и любовь Далекое от мертвого бесчувствия, христианское бесстрастие является «огнем поядающим», о котором говорится в Библии, божественным огнем 1985 . Следовательно, существует внутренняя связь и тесные взаимоотношения между бесстрастием и любовью. «Милосердие – дочь бесстрастия», – говорит Евагрий 1986 . Борение с дурными помыслами названо Дадишо Кватрайя «борением за Божию любовь» 1987 . С другой стороны, если и возможно иногда освободиться от одной страсти посредством другой 1988 , то только милосердие 1989 , представляющее собой полноту божественной свободы, может установить в душе совершенное бесстрастие. «Если мы искренне любим Бога, само наше милосердие истребляет наши страсти», – говорил Максим Исповедник 1990 . Милосердие объединяет все силы человека под водительством Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010