The article About is saying about meaning Augustine and St. Tomasz in the education system of Krakov Academy and Catholic schools in Poland. The article contains the following problems: theory the authoritarianism and the rationalism in teaching about the evil, freedoms concept, advantage of theology over philosophy, the humanism and the doctrinal tradition freedom of religion, the authority, the property. Keywords: saint Augustine, theology at the medieval university. Список литературы 1. Пиков Г. Г. Из истории европейской культуры. Новосибирск, 2002. 2. Суини М. Лекции по средневековой философии M., 2006. 3. Сыпченко Т. Становление и развитие университетской культуры в средние века (культурно-философский анализ): Дис.... канд. филос. наук. Тула, 2009. 4. Domanski J. Poczatki humanizmu, dzieje filozofii Sredniowiecznej w Polsce. T. 9. Wroclaw, 1982. 5. Korolec J. Filozofia moralna//Dzieje filozofii Sredniowiecznej w Polsce. T. 7. Wroclaw-Warszawa-Krakôw-Gdansk, 1980. 6. Palacz R. Filozofia polska wiekôw Srednich. Warszawa, 1980. 7. Senko W. Jak rozumieé filozofiç Sredniowieczna. Warszawa, 1993. И. С. Редькова. Рецепция учения Августина о граде Божьем в западноевропейской экзегетике первой половины XII века Данное исследование посвящено проблеме рецепции учения Августина о граде Божьем в богословии XII века, эпохе, когда происходят глубинные трансформации во всех сферах жизни Европы. Свой труд «О граде Божьем» (De civitate Dei) Августин писал, находясь в семантическом поле поздней античности, где понятие римской civitas (равно как греческого πλις) было отточено за века в политических теориях. Определенные и очевидные представителю античной культуры, каковым был Августин, смыслы и возможности интерпретаций понятия civitas теряются в условиях дисконтинуитета, когда самый феномен civitas перестает существовать в социальной реальности средневековой Европы. Неясность и неопределенность, отсутствие четкого определения термина (а вернее, сосуществование многих его дефиниций) в новых социальных структурах и в новом семантическом поле позволили теологам дать новое, свое собственное и актуальное для них прочтение августиновской антитезы град Божий – град земной, оставаясь, тем не менее, в рамках богословской традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Закрыть «Они живут» среди нас! … И в нашу «коронавирусную» эпоху 12.06.2020 779 Время на чтение 13 минут Источник: Легендарное кино Кому как, но нам весьма интересны реальные причины, по которым приверженец откровенно демонологического кино режиссёр Джон Карпентер снял эту дилетантски-своеобразную мистерию. Картину визуально слабенькую, временами наивную, даже монотонную по темпоритму и электронной музыке (написанную самим постановщиком в соавторстве с Аланом Ховартом). И при всём при том — ленту заслуживающую внимания, которая так «хирургически», со знанием дела, вскрывает гнойники нашей обывательской косности. Причём настолько, что поневоле воспринимаешь её, как знаковое кинопредупреждение. Сам гуру мрачного кинематографа отшучивался в прессе байкой о том, что он хотел показать фигу в кармане президенту Рейгана и его «политике нациоанльного благополучия». Но о главном постановщик, по всей вероятности, умолчал. Режиссёр Джон Карпентер (слева), актёры Родди Пайпер (в центре? в реальности — канадский рестлер) и Кит Дэвид на съёмках сцены долгой уличной разборки фильма «Они живут» (1987 год) Начало и середина 1980-х годов выдались для Джона Карпентера весьма славным временем. Работал он часто – примерно раз в два года — был на контрактах у больших голливудских студий, которые с готовностью поддерживали его авторские мрачные оккультные задумки. Эпоха видео в увядавшем СССР так и пестрила такими его видеокассетными хитами, как «Побег из Нью-Йорка» (Escape from New-York, 1981), «Туман» (The Fog, 1980), «Большой переполох в маленьком Китае» (1986, Big trouble in little China). Кстати, в отличие от других своих коллег по жанрам фильма-ужасов и фантастики (того же Спилберга, например) Джон Карпентер даже успел отметиться и в советском кинопрокате. Его трогательная фантастическая мелодрама «Человек со звезды» (1984) имела в 1987 году даже некоторый кинотеатральный успех. Но более всего данный постановщик наследил в сознании русскоязычного зрительского мира своим «атмосферным» монстровым «Нечто» (The Thing, 1982), где команда американских полярников в Антарктике пыталась выжить от противостояния с чудовищной инопланетной [вирусной] тварью, незаметно проникавшей в человеческую форму и превращавшей каждого из людей в кошмарное отродье.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/12/oni_zh...

В-пятых, несмотря на все утверждения в автобиографии, Сартру было не так уж легко обойтись без Бога. Перед смертью он обратился к Богу, Который его сотворил. Согласно сообщениям в одном французском журнале, Сартр перед смертью перешёл на позиции христианского теизма. Как он сам выразился (Sartre, Nouvel Observateur, Spring 1980), «я ощущаю себя не результатом игры случая, пылинкой во Вселенной, а кем-то, чьё бытие было предусмотренным, предуготовленным, пред увиденным. Словом, таким существом, которому мог дать жизнь только Творец; и эти представления о руке Творца ведут к Богу». Симона де Бовуар, жена Сартра, откликнулась на его предполагаемое покаяние такими сетованиями: «Разве можно объяснить этот акт старческого ренегатства?» Далее она заявила: «Все мои друзья, все сартровцы и редакция журнала Les Temps Modernes поддерживают меня в этом моём потрясении» (цитируется в National Review, 677). Что касается этого духовного преображения Сартра, не приходится особенно удивляться, если его экзистенциалистические соратники отреагировали именно таким образом, ведь оно означало молчаливое осуждение сартровского гуманизма самим Сартром. Как сообщают два человека, находившихся в Париже в 1980 г., Сартр за два месяца до смерти с горечью признавался своему католическому доктору, что «сожалеет о том влиянии, которое его произведения оказали на молодёжь», что слишком многие «восприняли их настолько серьёзно». Библиография : S. de Beavoir, The Ethics of Ambiguity. N. L. Geisler, Christian Ethics, chap. 2. → Is Man the Measure?, chap. 3. ___ and W. Watkins. Worlds Apart, chap. 3. J. P. Sartre, Being and Nothingness. → Existentialism and Humanism. → Nausea. → No Exit. → Nouvel Observateur, as reported in National Review (11 June 1982) by T. Molnor. → Words. Сатана: реальность существования (SATAN, REALITY OF) Относительно существования сатаны выражалось много скепсиса. Все, кто относится к Библии серьёзно, обязаны верить в существование сатаны, так как в Библии недвусмысленно говорится о бесовских силах. Тем не менее скептики и атеисты (см. атеизм) возражают, будто бы вера в тёмные злые силы Вселенной – это устаревшее суеверие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

До недавнего времени дискуссия между последователями идей униформизма и катастрофизма о возможной скорости образования гигантских эрозионных форм рельефа (в частности – речных долин и каньонов) носила чисто теоретический характер. Однако все точки над i были расставлены в 1980 году, когда в штате Вашингтон, США, произошло извержение вулкана Сент-Геленс. Оно явилось, с одной стороны – самым крупным, с другой стороны – самым документально запротоколированным геологическим событием XX столетия и позволило объяснить многие вещи в формировании современного облика земли, ранее лежавшие в сфере догадок. Извержение имело поистине грандиозные масштабы. Общая энергия извержения только за один первый день – 18 мая 1980 года – составила эквивалент 400 миллионов тонн тринитротолуола (тротила), что равно мощности двадцати тысяч таких бомб, как сброшенная на Хиросиму. Причем двадцать мегатонн было высвобождено при первом же взрыве, за шесть минут повалившем лес на площади до 390 квадратных километров. Волна, поднявшаяся на близлежащем озере Спирит Лейк в результате обвала половины кубического километра горной породы, смыла деревья со склона вплоть до высоты 260 метров над предшествующем извержению уровнем. Это событие в корне изменило взгляды множества ученых на динамику образования геологических структур. Мощность слоя осадочных пород, образовавшегося в результате извержения, составила 180 метров при скорости образования до восьми метров в сутки. Всего несколько месяцев понадобилось для образования торфяного пласта, из которого, как известно, при подходящей температуре и давлении лишь за несколько минут образовывается каменный уголь. И только одного дня – 19 марта 1982 года – хватило, чтобы в еще недостаточно затвердевших за два года породах селевой поток со склонов все той же Сент-Геленс образовал каньон глубиной 43 метра в верховьях рек Норт Форк и Тутл, в шутку называемый теперь «моделью Большого Каньона в масштабе один к сорока». Если бы геологи не могли наблюдать образование каньона реки Тутл, то, в соответствии с униформистскими воззрениями, утверждалось бы, что он, как и Большой Каньон, как и все гигантские долины современных рек, образован за сотни тысяч лет такими же водами, что текут по нему по сей день. Однако у нас есть все основания полагать, что, скорее всего, все крупные эрозионные структуры образовались в еще не окрепших на тот момент породах довольно быстро в результате оттока вод Потопа либо различных послепотопных локальных катастроф. Земля после потопа

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Православный, синтетический тип правопонимания сможет реально помочь практикующим юристам разрешить конкретное дело непосредственно, а также обосновать принятое решение на началах высших нравственных абсолютов. Такое правопонимание нисколько не противоречит прагматической ориентации современного правоведения, наоборот, подкрепляет ее нравственно. Выработанное под влиянием Православия целостное духовное мировоззрение прозволит отечественному юристу уверенно чувствовать себя даже при существенных пробелах и противоречиях в писаном законодательстве. Еще римская юриспруденция была ориентирована на изучение юридических казусов, а не понятия Права или выражаемых им духовно-нравственных ценностей. Не случайно в античном мире возник термин «юриспруденс» (jurisprudens), которым обозначали знатока закона. А отыскание и понимание Права – стало исконно русским уделом, причем не узкой группы специалистов, а всего народа, понимавшим благодаря Православию категории «Правда», «совесть», «праведность» и др. Там, где римский юрист опирался на возможности формальной логики, православный человек действовал по совести, жил по Правде. И что удивительно: такой тип правопонимания позволял русскому народу иметь немногочисленное законодательство, не переполненные суды, низкий уровень преступности, а главное – крепить свой национальный дух и создавать величайшую духовную культуру. Прочитанное в этой книге требует осмыления. Правильно усвоенное знание позволяет многое изменить в окружающей действительности. Автору бы хотелось, чтобы изложенные в книге идеи были возвращены в систему ценностных ориентации современных российских юристов и всего российского общества. Тогда благодатный смысл Права будет снова освящать духовную культуру России. 3 Основные концепции права и государства в современной России (Круглый стол журнала)//Государство и право. 2003. 5. С. 110. 5 О понимании советского права (Круглый стол журнала)//Советское государство и право. 1979. 7, 8. 6 См., например: Бабаев В.К. Советское общенародное право: сущность и тенденции развития//Советское государство и право. 1980. 6; Боброва Н.А. О понятии права, его значении в категориальном аппарате правоведения//Советское государство и право. 1981. 11; Кудрявцев В.Н., Васильев A.M. Право: развитие общего понятия//Советское государство и право. 1985. 7; Нерсесянц B.C. Право: многообразие определений и единство понятия//Советское государство и право. 1983. 10; Рабинович П.М. О понимании и определении права//Правоведение. 1982. 4; Тененбаум В.О. О сущности права//Правоведение. 1980. 1; Халфина P.O. Что есть право: понятие и определение//Советское государство и право. 1984. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

Позднее было создано агентство новостей «Free Press International», принадлежащее корпорации «News World Communications, Inc.». Агентство издает двухнедельный бюллетень «International Report» с кратким изложением важнейших международных событий. Президентом корпорации является ближайший соратник Муна – Пак Бо Хи. Агентство новостей, в свою очередь, управляется руководством газеты «New York City Tribune» 175 . Как говорят американцы, «без паблисити нет просперити», и поэтому Мун продолжал наращивать печатные мощности. В 1980 году началось издание муновской газеты «Notias Del Mundo». Издание было задумано как газета будущего для быстро растущей испаноязычной части населения США. Редакционные статьи этой газеты носят консервативный характер, они освещают вопросы, представляющие первостепенный интерес для испаноговорящего населения США. Подобно большинству испаноязычных газет, «Notias Del Mundo» публикует свои редакционные статьи на английском и испанском языках 176 . Несмотря на то, что в конце 1970-х годов в США уже было до 10 тысяч адептов Муна 177 , он, не останавливаясь на достигнутом, задумал еще более расширить свое влияние на mass-media. Внимание Муна привлекла столица США, где в те годы выходила лишь одна еженедельная газета. «Положение изменилось 17 мая 1982 года, когда с печатных станков сошел первый номер „Washington Times». Всего за пять лет „Washington Times» стала одной из наиболее цитируемых и быстро растущих газет США, – утверждалось в мунистском буклете 1988 года. – Среди читателей газеты много влиятельных лидеров страны, в том числе президент Рейган и члены его кабинета, большинство членов Конгресса и многие общественные деятели. Газета получила более 50 премий, присуждаемых за высокий уровень журналистики» 178 . Интерес Рональда Рейгана к этой газете не случаен. 9 июля 1981 года президент принимал в Белом Доме соратника Муна Пак Бо Хи. Состоялся торжественный обед в честь политических деятелей и бизнесменов, оказавших активную поддержку республиканцам в ходе выборной кампании 1980 года. А в 1984 году Пак Бо Хи был удостоен учрежденного республиканской партией почетного титула «Орел» за весьма солидный взнос в выборный фонд Р. Рейгана.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Закрыть Большой капитал не имеет отечества Мемуары «Из моей жизни» Эриха Хонеккера 09.02.2024 152 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Для того чтобы лучше знать историю, порой следует читать, казалось бы, совсем «необязательные» книги. Но и в них можно почерпнуть много интересных и даже важных фактов. В 1980 году в Берлине (а в СССР в 1982 году в издательстве «Политиздат») вышла книга воспоминаний председателя государственного совета ныне не существующей Германской Демократической Республики Эриха Хонеккера «Из моей жизни». Меня в мемуарах партийного функционера интересовал, главным образом, период его молодости, который пришёлся на становление в Германии власти фашистов. Хотелось обнаружить параллели с теми событиями, которые происходили и происходят сейчас на территории Украины уже в XXI веке. И такие параллели нашлись. Будущий генеральный секретарь Центрального комитета социалистической единой партии Германии вспоминает слова, произнесённые в рейхстаге 18 апреля 1913 года Карлом Либкнехтом о династии немецких промышленников Штуммов: «Мы никогда не сомневались в том, что капитал не признаёт отечества…». Концерн Штумма (в это металлургическое предприятие был вложен и французский капитал) одновременно поставлял «броневые плиты и броневые башни для строительства военно-морского флота Кайзера Вильгельма и изготавливал оружие для Франции, которая в собственной патриотической газете «Пост» называлась «заклятым врагом» Германии. Потому о капитале Либкнехт и говорил – «он тем менее патриотичен, чем больше заявляет о своём патриотизме». В итоге в Первой мировой войне Берлин потерпел сокрушительное поражение. Обманутый народ бедствовал. Это были те самые люди, которые воевали ради получения гигантской прибыли сталелитейными гигантами. «Кто хотел бы знать, как мы жили в те трудные в экономическом отношении послевоенные годы, – пишет Хонеккер, – пусть ознакомится с приведёнными в книге Рюле данными (Отто Рюле «Пролетарский ребёнок», 1922 г. Мюнхен – В.С.): в Нюрнберге в мае 1921 г. 16,8% из 46638 учащихся народных школ не имели обуви… В феврале 1920 г. свыше 200 тыс. из 3,3 млн школьников в крупных городах Германии были больны туберкулёзом…»

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/09/bo...

Глава 5. Распятие Иисуса Христа Высокое значение крестной смерти Иисуса Христа, теоретическое и нравственно-практическое, вызывало всегда особенно живой интерес к этому предмету, а между тем по крайней мере до V в. распятие Иисуса Христа не появлялось в христианском искусстве. В этой сфере оно принадлежит к числу явлений поздних. Теоретическое раскрытие предмета в памятниках письменности долго не находило своего выражения в художественных образах. Это не простая случайность. Отсутствие изображений распятия в памятниках катакомбного периода 1979 находит свое объяснение в исторических условиях древнехристианской жизни. Художественный образ вообще производит более сильное впечатление, чем слово; но сила впечатления иногда может иметь нежелательные последствия. Если картина Страшного суда содействовала скорейшему обращению язычников в христианство 1980 , то здесь сила впечатления имела желательные последствия; напротив, картина распятия Иисуса Христа, показанная иудею или язычнику, могла лишь усилить нерасположение к христианству. Взгляды и понятия людей не всегда и везде одинаковы; и наше отношение к кресту и распятию совсем не таково, каково было отношение к ним древних иудеев, язычников и даже неофитов. Tempora mutantur. Из сочинений Иустина Мученика 1981 , Тацита 1982 , Тертуллиана 1983 , Минуция Феликса 1984 видно, что почитание распятого Иисуса Христа было в глазах иудеев и язычников неразумным почитанием осужденного на смерть преступника, а почитание креста – почитанием простого орудия казни. Даже наиболее развитым представителям язычества казалось странным почитание «великого человека, распятого в Палестине». Люди, оставившие вечных богов и обратившиеся к мертвому иудею, с их крестом и крестным знамением, были, по мнению императора Юлиана, достойными презрения и сожаления 1985 . Термин «крестопоклонники – crucicolae, religiosi crucis» был в устах язычников выражением презрительной иронии над христианами. До каких пределов доходило легкомысленное отношение язычников к основному догмату христианства, видно из открытого в 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Во многом представленный перевод доклада замечательного ученого-патролога Панайотиса Христу стал возможен благодаря изданным в последнее время богословским трудам С.Л. Епифановича и Вл. Лосского, где я в достаточной мере смог ознакомиться как с современным научно-богословским языком, так и высказываниями на тему учения преп. Максима Исповедника. А также благодаря выходу в свет перевода трудов этого отца Церкви и комментариев к ним, мастерски выполненных С.Л. Епифановичем и А.И. Сидоровым. За предоставленные материалы, указания и неоценимую помощь в работе я приношу благодарность прот. Валентину Асмусу и М.М. Кедровой. Конференция, на которой был сделан этот доклад, проходила во Фриборе (Швейцария) с 2 по 5 сентября 1980 г. (Maximus Confessor; Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur, Fribourg, –-5 september 1980; édités par Felix Heinzer et Christoph Scönborn, Éditions Universitaires, Fribourg Suisse, 1982) и собрала ведущих ученых – представителей различных направлений богословия, лингвистики и церковной истории, трудами которых, как это сейчас уже и становится явным, картина молитвенного и богословского наследия нашего великого святого становится все более и более полной. Панайотис Христу ПРЕП. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК О БЕСКОНЕЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Panayotis Christou ST. MAXIMUS THE CONFESSOR ON THE INFINITY OF MAN Перевод с английского М.В. Чернышева Редактор перевода с английского М.М. Кедрова Тему доклада для этой конференции побудило меня выбрать изучение письменного наследия Григория Паламы, которое я готовил к изданию при помощи группы моих студентов в Фессалониках. Палама, стремясь подчеркнуть различие между знанием предмета и участием в нем, в одном из своих трактатов предположил, что те, кто восхваляют Бога посредством знания Его нетварных энергий – просто благочестивы, в то время как участвующие в них становятся безначальными и бесконечными по благодати – ¥narcoi и ¢teleÚthtoi. Он основывает свою оптимистичную перспективу главным образом на трудах Максима Исповедника, воззрения которого оказывали на него очень большое влияние на протяжении среднего периода его писательской деятельности. Григорий Акиндин, против которого был направлен этот трактат Паламы , конечно, отвергает подобную точку зрения и иронично вопрошает его, как самому Паламе удалось стать безначальным человеком, если все люди имеют физическое начало . Впоследствии он ссылается на ересиарха, который был отвергнут Церковью на том основании, что последний просто сказал, что человеческое тело Иисуса Христа было безначальное и небесное. Он явно имел в виду Аполлинария.

http://pravoslavie.ru/90257.html

Благодаря его открытиям Хокинг был избран в Королевское общество в 32 года. Пять лет спустя он стал Лукасовским профессором математики в Кембридже, которое до него занимали такие великие ученые как Исаак Ньютон, Чарльз Бэббидж и Поль Дирак. Хокинг продолжил плодотворно работать в 1980-х. Теория космической инфляции утверждает, что неоперившаяся вселенная пережила период потрясающего расширения. В 1982 году Хокинг одним из первых показал, как квантовые флуктуации — крошечные пульсации при распределении материи — могли спровоцировать инфляцию и  распространение галактик во Вселенной. Эта мелкая пульсация стало причиной возникновения звезд, планет и жизни, как мы ее знаем.    Стивен Хокинг с коллегами по Кембриджу в 80-х Ian Berry/Magnum Photos   “Краткая история времени” Но по-настоящему сделала Хокинга известным «Краткая история времени», книга которая запустила его самого в космос популярности. Опубликованная впервые в 1988 году, книга попала Книгу рекордов Гиннеса после того, как он оставалась в списке бестселлеров Sunday Times за беспрецедентные 237 недель. Было продано 10 миллионов копий и был переведен на 40 разных языков. Тем не менее, многие шутники назвали ее самой большой непрочитанной книгой в истории. Болезнь не помешала ему удачно жениться, но в итоге разрушила брак В 1965 году Хокинг женился на своей подруге со времен колледжа Джейн Уайльд, спустя два года после постановки диагноза. Она впервые обратила на него внимание в 1962 году, на улице в Сент-Олбансе, когда он шел с опущенным лицом, скрытым непослушной массой каштановых волос. Друг предупредил ее, что она вступает в брак с «безумной, безумной семьей». Со всей невинностью своих 21 года Джейн поверила, что Стивен будет оберегать и лелеять ее, как она написала уже в 2013 году в своей книге «Путешествие к бесконечности: моя жизнь со Стивеном». В 1985 году во время поездки в ЦЕРН Хокинг был доставлен в больницу с инфекцией. Он был настолько болен, что врачи попросили Джейн, чтобы они отказались от поддержки жизни. Джейн была против, и Хокинг был отправлен в больницу Адденбрука в Кембридже для спасательной трахеотомии. Операция спасла ему жизнь, но уничтожила его голос.

http://pravmir.ru/stiven-hoking-v-invali...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010