После таких прогулок наедине с собой любой человек устанет даже от Рима и захочет обратно домой. Все это произошло и в душе Янковского — Тарковский только и ждал этого физического появления настоящей, неподдельной ностальгии, и наконец, дождавшись ее, дал указание начать съемку. Андрей Кончаловский сокрушался: «Андрей никогда не мог точно объяснить, чего он хочет. Всегда говорил о вещах, не имеющих отношения к характерам, к драматургии. “Вот, — говорил он, — хочу это ощущение, когда клейкие листочки распускаются”. Попробуй из этого сделай сценарий. Ощущения у него подменяли драматургию». Последние годы своей жизни провел в эмиграции Сперва об окончательном отъезде из страны не было и речи: Тарковский, уставший от бесконечных и безнадежных переговоров с Госкино, в 1980 году вылетел в Рим для работы над сценарием фильма «Ностальгия», в 1982 году в Италии начались съемки. А уже в 1983 году картина была показана в конкурсе Каннского кинофестиваля и получила Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. Из Рима Тарковский направил письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша с просьбой предоставить ему, его жене, теще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение трех лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР. Бдительный председатель Госкино рапортовал ЦК КПСС: «Рассмотрев обращение Тарковского А. А., Госкино СССР считает, что его решение остаться за рубежом едва ли является только следствием эмоциональной неуравновешенности и определенной неудачи на Каннском фестивале, откуда Тарковский А. А. рассчитывал вернуться с главным призом. Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. (…) В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А.А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент».

http://pravmir.ru/rezhisser-so-slozhnym-...

1979 В 1654 г. на Московском соборе, созванном патриархом Никоном , был принят официальный старославянский текст Символа веры и произведено стилистическое уточнение ранее употреблявшихся вариантов (фраза «рожденна, не сотоворенна, Им же вся быша» сменила «рожденна, а не сотворенна»; фраза «Его же Царствию не будет конца» сменила «Его же Царствию несть конца»; фраза «И в Духа Святого, Господа животворящего» сменила «И в Духа Святого, Господа истинного и животворящего»). Корректировка не была принята старообрядцами. 1980 Московским собором был закреплен полногласный вариант имени Христа – Иисус – вместо неполногласного Исус. 1981 По решениям Московского собора, в литургии вместо «Аллилуйя, Аллилуйя, слава тебе Боже» было решено петь «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже», чтобы подчеркнуть тем догмат о Троице. Исправление было отвергнуто старообрядцами, посчитавшими, что в предложенном варианте догмат о Троице как раз и нарушен, поскольку финальное «слава тебе Боже» становится четвертым («аллилуйя» на иврите – «хвалите Бога»). 1982 Старообрядцы увидели в четвероконечном кресте уступку католицизму, а потому не приняли подобное изображение. Между тем, официальное признание четвероконечного креста было вызвано необходимостью согласовать изобразительный канон с крестным знамением, всегда четвероконечным. Ср. у Филарета: «И чьим крестом крестишься, как не крестом Христовым; следственно, и ты приемлешь и почитаешь четвероконечный крест Христов» ( Филарет (Дроздов) , митр. Беседа к глаголемому старообрядцу. Л. 50 ) . 1983 Служение литургии на семи просфорах, возведенное старообрядчеством в неукоснительное правило, было оформлено лишь в «Номоканоне», напечатанном при патриархе Иоасафе в 1639 г. До того число просфор не закреплялось и, с канонической точки зрения, могло быть любым, поскольку «…все от единого хлеба причащаемся» ( 1Кор. 10:17 ). Современная литургическая практика служить на пяти просфорах восходит к киевскому изданию «Номоканона» (1624) и символизирует насыщение Христом народа пятью хлебами и рыбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

—56— другом месте Платон высказывает требование, чтобы попечители города, оберегая его от порчи нравов, «строже всего наблюдали за тем, как бы, вопреки порядку, не делалось нововведений в музыке, и слушали бы с опасением, когда кто говорит, что люди особенно уважают то пение, которое вновь привзошло у поющих, что поэтом называют часто не того, кто составляет новые песни, а того, кто выдумывает новый образ песнопения и хвалит это. Между тем не должно ни хвалить таких вещей, ни принимать их. От введения нового рода музыки нужно беречься, как от опасного во всех отношениях, – ибо нигде формы музыки не изменяются без изменения (вместе с тем) самых важных законов гражданских 1977 … Нарушение закона, входя этим путем, легко прячется; – так себе, под видом увеселений, как бы не делая ничего худого, понемногу вкрадывается, молча внедряется в нравы и занятия, и отсюда уже более ощутимо переходит во взаимные отношения, а из отношений-то с великою наглостью восстает на закон и правительство и оканчивает ниспровержением всего – частно и общественно». 1978 Той же цели противодействия виртуозности в музыке и ремесленничества в ней должно было служить и другое требование Платона, именно – чтобы дети учились играть на лире только три года, начиная от тринадцати лет до шестнадцати. «Употреблять на сие больше или меньше времени не позволяется ни со стороны родителей, ни охотнику до учения, ни совершенному ненавистнику его. Короче или долее заниматься сими предметами значит нарушать закон. Неповинующийся лишается почестей, детям предоставленных». 1979 Само собою разумеется, – далеко было до —57— артистических тонкостей тем, «коим назначено только три года для изучения всего, что есть хорошего в музыке». 1980 Наконец, этой же самой цели должно было способствовать и то, упомянутое уже нами, требование Платона, чтобы инструментальная музыка употреблялась лишь в качестве аккомпанемента при пении, но отнюдь не самостоятельно и независимо от слов. «Мелодия, по мысли Платона, слагается из трех частей: из слов, гармонии и ритма». И Платон неоднократно повторяет, что «гармония и ритм должны следовать словам», 1981 что «размер и гармония должны сообразоваться со словом, а не слово с ними». 1982 Из этих положений философа, равно как и из процитованной ранее жалобы его на употребление лиры и свирели, мелодии и ритма, без всяких слов, явствует, что, по его воззрению, инструментальная музыка должна всегда следовать и сообразоваться со словами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Результаты вычислений показывают, что Homo habilis обладал небольшим по объему мозгом: по всей видимости, его объем мозга составлял только половину объема мозга среднестатистического индивидуума современного человека. Но, как указывает доктор А.Дж. Хуайт, они были также и небольшого роста, так что их мозг совсем не являлся маленьким по отношению к размерам тела, как, например, у современных пигмеев. «В самом деле, одним из ироничных аспектов открытия Homo habilis является тот факт, что в то время, как дарвинисты сконцентрировали все свое внимание на интерпретации костей пальцев и позвонков в Олдувайском ущельи [где были най­дены ископаемые Homo habilis], пытаясь причислить принадлежность этого созда­ния к отсутствующему звену, они, казалось, совсем не заметили, что всего лишь на расстоянии нескольких сот миль к западу, в лесах Заира, проживает народность мбути, средний рост представителей которых равен только лишь четырем футам шести дюймам, и кто по своему телосложению, объему мозга и даже образу жизни сравним с Homo habilis. Хотя мбути являются современными людьми в любом смысле этого слова, за исключением разве что того, что они не смотрят докумен­тальных фильмов по телевидению и не получают стипендий из фондов научных организаций» (Shattering the Myths of Darwinism, стр. 206–7). См. также Lubenow, Bones of Contention, стр. 157–166. – Ред. 193 В 1982 году, уже после кончины отца Серафима, было окончательно установ­лено, что челюстная кость принадлежала орангутангу. – Ред. 194 В конце 1980-ых некоторые эволюционисты решили придать неандертальцу его прежнее предназначение, Homo neanderthalensis. Однако даже они признавали, что неандертальцы являлись современниками современного человека и могли взаимоскрещиваться. См. Lubenow, Bones of Contention, стр. 68. – Ред. 195 Ричард Лики цитирует своего коллегу палеонтолога Давида Пилбима, ото­звавшегося по этому поводу следующим образом: «Если показать какому-либо незаурядному ученому другой научной дисциплины ничтожное количество данных, имеющихся в нашем распоряжении, он с уверенностью бы заявил: «Оставим это, у нас нет оснований для продолжения».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Тот же 372/373 год является также поворотным пунктом и для Евстафия. Евстафий был человеком слишком самостоятельным для того, чтобы беспрекословно подчиниться диктатуре Василия. Как мы знаем, он был одним из главных вождей омойузианской партии. Он являлся авторитетом в глазах всех провинций западной и северо-западной части Малой Азии. Только при его посредстве Василий Великий мог иметь влияние на весь азийский и северную часть понтийского диэцезов. Раскол с Евстафием повел к отпадению от Василия всей этой части Малой Азии. Евстафий стал во главе собственной партии. То обстоятельство, что он в этом положении в видах противодействия Василию сблизился с придворной омейской партией было ему вменено, как возвращение в арианство 1975 , но совершенно не заслуженно 1976 : также и в это время Евстафий оставался по-прежнему верен своей догматической позиции 1977 . Имея прежний образ мыслей в отношении христологии, он решительно отвергал божество Св. Духа. Это послужило поводом к наименованию как самого Евстафия, так и его последователей «пневматомахами» 1978 . Василий Великий Евстафия так и называет: «он – вождь ереси духоборов» 1979 . Еще при жизни Евстафия партия эта организуется. Сближение происходит благодаря целому ряду соборов, именно в Анкире, Ниссе, Севастии, Кизике и т. д. 1980 Председателем на всех них является, по-видимому, Евстафий. Вместе с тем партия, желая заручиться покровительством императора Валента, принимает несколько арианскую окраску, не переступая, однако, разумных границ 1981 . В известии Созомена 1982 , что пневматомахи на одном из состоявшихся в Антиохии карийской соборов в 378 г., таким образом после смерти Евстафия 1983 , от μοοσιος решили перейти снова к μοιοσιος, есть доля правды 1984 , так как, во-первых, уже Василий Великий 1985 обличал Евстафия в том, что изъявил свое согласие с составленной на кизическом соборе соединительной формулой, которая не упоминала ο μοοσιος, но признавала μοιος κατ πντα, а во-вторых и автор Sermones arianorum – произведенвя написанного в конце IV века в латинской части Балканского полуострова 1986 – прямо говорит: Macedoniani dicunt filium similem uper omnia et omnibns patri 1987 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

В основу академического образования, по мнению Глубоковского, должен быть положен «библейский источник» или «фундамент», от которого уклонилась академическая наука: в семинариях больше изучают всякие учебники и пособия по Св. Писанию, чем сами тексты, а потому в академиях профессора лишены возможности ввести студентов «во всю полноту и глубину непосредственно библейского содержания» 1979 . «В конце концов наши Академии значительно утратили библейский дух и прониклись характером отвлеченного догматического доктринерства, причем библейские тексты, привлекаемые несистематическими фрагментами, утилизируются скорее для внешне авторитетных иллюстраций (...). В этом направлении порою проглядывает почти антибиблейское настроение, вполне соответствующее научной библейско-богословской «простоте». Осязательным свидетельством сего служит, например, преобладающее отрицательное отношение к «библейской истории», за которою не хотят признать особливых прав на самобытное научное существование, между тем в библейском смысле казалось бы догматически бесспорным, насколько в величайшей степени важно специальное изучение исторического хода божественного домостроительства. Бесценное для собственной сферы непосредственного обнаружения, – оно давало бы истинный ключ к правильному пониманию и всего процесса всемирно-исторической жизни» 1980 . Указывая на библейско-исторические основы других наук – этики, догматики и пр., – Глубоковский отмечал важность «систематичного познания подлинных библейских учений в их последовательности и связи, в историческом раскрытии соответственно мировому прогрессу», которое вводит «в самую душу библейского созерцания и единственно ими рассудочная человеческая мысль приникает к живому движению богооткровенного ведения» 1981 . По его мнению, «и по самой природе и по своей библейской производности наше богословие является единым, и всякая раздробленность в нем будет насильственною»; идеально оно должно усвояться без ограничений «целиком во всем своем объеме» 1982 . Но поскольку практика убедила в невозможности для студентов «воспринять научно во всей полноте» такой объем знаний, нужна классификация богословских академических предметов, в основу которой должен быть положен «библейский принцип». Основываясь на нем, Глубоковский предлагал распределить академические науки по двум отделениям:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Когда, с восшествием на престол Луи Филиппа, политические смуты и передряги несколько улеглись, перед королем возбуждено было ходатайство об учреждены в Collège de France новой кафедры специально для Шампольона. Королевский указ воспоследовал 12 марта 1831 г.; новоучрежденная кафедра называлась, впрочем, кафедрой археологии, а не египтологии, как полагают обыкновенно 1979 . С пламенной энергией принялся Шампольон за свои новые обязанности. Первая лекция его состоялась 23-го мая и увенчалась полным успехом 1980 . Но неусыпный труд, постоянные передряги и неприятности уже надломили и без того слабое здоровье Шампольона. Он нуждался в покое и систематическом лечении, а тяжелое материальное положение и только что полученная профессура с ее сложными обязанностями не давали ему возможности предпринять что-либо существенное для борьбы с одолевавшею его болезнью 1981 . 26-го мая он прочел вторую лекцию. Тут силы окончательно оставили его, и он принужден был прекратить курс 1982 . Но грандиозные научные планы не покидали его и теперь. Увы, несчастный и не подозревал, что это было начало конца. Правда, после пребывания в родной местности, в Фижаке, осенью 1831 года, он —451— несколько оправился и считал возможным приступить к продолжению своего курса. Но он был в силах прочесть только пять лекций. 2-го декабря в аудитории Шампольон почувствовал себя настолько плохо, что должен был прервать лекцию. А через несколько дней его поразил апоплексический удар, повлекший за собою частичный паралич тела. Но и теперь он не забывал своих научных планов, которые роились у него в голове. Он спешил привести в порядок свои заметки по египетской грамматике, чтобы по его собственному выражению, «оставить визитную карточку потомству» 1983 . 23-го декабря, в последний день своего рождения, который еще суждено было ему увидеть, его перевезли, согласно неотступным просьбам, в тот самый дом, где родилась на свет новая наука, и где он не был уже много лет. 12-го января 1832 года с ним приключился второй удар, и с тех пор он уже не вставал с постели. Он говорил с трудом. 29-го января паралич распространился на все тело. Только глаза выдавали ужасные страдания, которые испытывал несчастный ученый. 3-го марта поздно вечером к умирающему вернулось сознание: еле слышным голосом попросил он принести ему несколько любимых предметов из его египетской коллекции. Потухшие было глаза загорелись бесконечною радостью и счастьем. Спустя несколько часов (в ночь на 4-ое марта 1832 года) великого мученика науки не стало 1984 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Любите благостыню 1968 сию превелику, да приемлете Христа, всех сущих Владыку. И Он вы да приимет в дом Отца Своего вечно трапезовати во сладостех его. 2 Странноприятство ползу многу содевает, четыри же доброты найпаче творяет. Во-первых 1969 , устрояет Бога познавати тщащыяся 1970 во дом свой странных приимати. Тако, иже в Еммаус Господа прияша. в преломлении хлеба Онаго познаша. Паки 1971 , вещей временных деет множение препитанию нуждных во исполнение. Тако Илия пророк вдове сотворил есть. приемшей его 1972 , муку, масло умножил есть. Еще 1973 и от Божия казни свобождает, яко же во Рааве делом ся являет. Та людей Исраилских 1974 сходники прияла, за то разорения 1975 с градом не страдала: Егда весь град силою Бога разорися. Раав со домом своим цела сохранися. Наконец 1976 , и аггелы неции прияша. иже странноприимство людем показаша. Тако Авраам святый бяше ублаженный 1977 . от аггелов Господних был есть посещенный 1978 И от неплодны 1979 жены сына восприял есть, его же чрез аггелы Господь ему дал есть. Тояжде благодати и Лот сподобися, от аггелов в жилище своем посетися. Иже и от пагубы его свободиша, егда Содому огнем за грехи спалиша. Странноприимство убо, братие, любите, приятием созданных Создателя чтите. 3 Странноприимство Богу велми угождает, то любящыя люди Он благословляет. Авраам яко сию доброту храняше. Бога в лицех аггелских во храм си прияше И заслужи в старости сына восприяти, да неплодная Сарра 1980 сотворится мати. И Лот странноприимством того сподобися, яко от аггел святых в дому посетися И теми из Содомска пожара спасеся, взят бо быв за десницу, из града ведеся Со женою и дщерма, а иже осташа, казнь от Бога праведна люту пострадаша. Раав 1981 блудница точне цела сохранися, елма Иерихон град чудне 1982 разорися. Се же, яко сходники странныя прияла и страннолюбив им свое показала. Тако и вы можете Богом благодати за странных приятие в дом ваш пристяжати. Токмо страннолюбия вы не забывайте, а от Господа щедра возмездия чайте. Страсть 1983 Грех то во человеце бедном содевает,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

– Энергичен, решителен, инициативен, в определенном («советском») смысле красноречив. – К политическим оппонентам и диссидентам проявлял жестокость. – Лично одобрил публикацию в журнале «Новый мир» рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962 год). – Первый руководитель советского государства и КПСС, надиктовавший свои мемуары, и передавший их для публикации на Западе. – Был трижды женат. От браков имел пятерых детей: двух сыновей и трёх дочерей.   7 Брежнев Леонид Ильич 1964-1982 Первый секретарь ЦК КПСС, с 1966 года – Генеральный секретарь ЦК КПСС Государственное управление – Ввод войск Советской армии и других стран Варшавского договора в Чехословакию, подавление «Пражской весны» (1968 год). – Разрядка напряженности в отношениях с Западом, снижение угрозы ядерной войны. – В 1974 году из СССР выслан А. И. Солженицын. – Политические репрессии органов КГБ против диссидентов, в том числе против членов «Народно-трудового союза российских солидаристов», православных деятелей, издателей и публицистов, которые были сосланы в лагеря: Ю. Н. Вознесенская-Окулова, Ю. Т. Галанскова, Б. Д. и Р. Б. Евдокимовы, А. И. Огородникова, В. Ю. Пореша, И. Б. Ратушинская, В. А. Сендерова и др. – Колхозникам стали выдаваться паспорта. – По достижении пенсионного возраста, колхозникам за десятилетия тяжелого труда была установлена пенсия в размере 12 рублей (бутылка водки тогда стоила 2 руб. 87 коп.). – За правозащитную деятельность и протесты против ввода войск в Афганистан академик А. Д. Сахаров сослан в Горький, лишен звания Героя Социалистического Труда (был удостоен трижды), лауреата Сталинской и Ленинской премий, Ордена Ленина. – Расцвет коррупции, взяточничества и «кумовства» в советской государственной, партийной и хозяйственной номенклатуре, большой разрыв в уровне жизни между представителями номенклатуры и рядовыми советскими трудящимися. – К началу 1980-х годов хищения в советской экономике приобрели небывалые масштабы. – Цинизм, фальшь, приспособленчество и лицемерие становятся обыденными чертами советской общественной жизни.

http://azbyka.ru/shemy/praviteli-rsfsr-s...

Все хорошо прошло, слава Богу. А на второй день медкомиссия. Ну, думаю, как будет уже. Прихожу, а у меня нормальное давление. Я считаю, что меня о. Серафим исцелил. Во всяком случае, на тот момент. Благословил и исцелил. Все это, знаете, вызвало такую благодарность Богу, что желание сердца исполнилось. А далее пошла эта стезя учебы и работы с хором. 1980 год – это ведь еще задолго до перестройки, еще жесткий контроль. Как вообще поступать-то было в семинарию, насколько это было просто? Я тогда не ощутил на себе ничего такого, о чем потом многие рассказывали: о проверках через военкоматы, каких-то проблемах… Я, слава Богу, подал документы практически в последний день. Подгадали так.  Это тоже важно было. Да, это было негласно известно, что лучше в последний денек. Чтобы избежать контроля? Подстраховаться лишний раз, а потом уже вызов, и приезжаешь. Кто-то подсказал, что нужно в последний день? Ведь юноше не так просто сориентироваться самому. Добрых людей много, добрых и старших. Были такие, понимающие, что к чему. И слава Богу! Получается, Вы поступили при ректорстве епископа Владимира (Сабодана), а заканчивали образование при епископе, потом архиепископе Александре (Тимофееве)? Да.  Как поменялась жизнь академии при этой смене ректоров? Честно сказать, при владыке Владимире для меня все было ново, все интересно, поэтому сложно сравнивать. Владыка Владимир был очень прост – к нему всегда можно было подойти или зайти в кабинет сразу, просто постучавшись. Приемной тогда не было?  Не было, это все помнят. Кстати, владыка Владимир как-то назвал Марка Харитоновича «Марк Камертонович». После этого за Марком Харитоновичем закрепилось это прозвище. Так что это с его легкой руки, он любил пошутить так, по-доброму. С 1982 года, когда ректором стал владыка Александр, у нас в этом актовом зале стали проводить вечера – концерты, выступления регентского класса. Я набирал хор. Тогда еще не было нот, например, таких как «Слово мама дорогое», «Жило 12 разбойников», то, что сейчас уже поется наизусть…  Канты и песни.

http://bogoslov.ru/article/6191741

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010